Культура России 19 века.ppt
- Количество слайдов: 64
Культура России 19 века.
Система образования в первой половине XIX века. Система образования в первой половине XIX века Общеобразовательная школа Гимназии (7 лет) Уездные училища (3 года) Приходские училища ( 1 года) Высшая школа Университеты Академии
Сословность в общеобразовательной школе Общеобразовательные учреждения Приходские училища Для детей «самых низших сословий» Уездные училища Для детей купцов, ремесленников и других городских жителей Гимназии Для детей дворян, купцов, чиновников
В начале XIX века В России открываются Дерптский, Казанский, Харьковский, Виленский и Петербургский университеты.
Дерптский университет С момента своего основания в 1632 году до 1710 года официальным языком университета был шведский, постепенно оттесняемый немецким. Затем университет временно прекратил своё существование и был вновь открыт Александром I в 1802 г. уже как чисто немецкий университет. До конца XIX века (1893) Дерптский университет был преимущественно немецким по национальному составу преподавателей и учащихся. Русский язык стал языком преподавания в 1892 — 1918 годах вследствие политки русификации Александра III.
Казанский университет • Казанский университет — один из старейших в России. Датой основания считается 5 (по новому стилю 17) ноября 1804, когда императором Александром I были подписаны Утвердительная грамота и Устав Казанского императорского университета.
Виленский университет— высшее учебное заведение и орган управления просвещением Виленского учебного округа в 1803— 1832 годах.
Петербургский университет • современный СПб. ГУ — преемник Санкт. Петербургского университета, который был создан в 1819 году в результате переименования и последующей реорганизации Главного педагогического института (при этом следует иметь в виду, что Главный педагогический институт был восстановлен независимым от Университета уже в 1828 году). За дату основания в этом случае принимается 8 (20) февраля 1819 года, стоящая на докладе министра духовных дел и народного просвещения князя Александра Николаевича Голицына, озаглавленном «Об учреждении Университета в Санкт. Петербурге» и содержащем проект «Первоначальное образование С. Петербургского Университета» , составленный попечителем Санкт. Петербургского учебного округа, действительным статским советником С. С. Уваровым.
• 1804 г – Университетский устав – право самостоятельно избирать свое руководство. • В 1834 г – был открыт Киевский университет
Грамотность в России В первой половине XIX в в связи с внедрением научных и технических новшеств в производство возрастает потребность в грамотных, образованных людях. Поэтому увеличивается число технических учебных заведений, появляются ведомственные школы (Министерство финансов, Военного, Духовного ведомств и т. д. ) Несмотря на известное расширение системы образования в России уровень грамотности к 50 -м г XIX в не превышал 1 % В основном грамотными были представители дворянского сословия
Развитие наук в России • Биология • Карл Максимович Бэр (1834 г) кн «Всеобщий • Иван Алексеевич Двигубский (1806 г) закон развития (… земная поверхность и природы» населяющие ее существа с течением времени под действием естесственных причин претерпивают изменения»
Развитие наук в России • 1812 г – основан Крымский ботанический сад
Медицина • Николай Иванович Пирогов – основоположник военно – полевой хирургии
Геология • 30 – г XIX в- исследования Забайкалья, Сибири, Дальнего Востока, Камчатки • 1840 г Николаем Ивановичем Кокшаровым была составлена первая геологическая карта
Математика 1826 г создание неевклидовой геометрии профессором Казанского университета Н. И. Лобачевским
Астрономия 1839 г – открытие Пулковской обсерватории
Физика Химия • 1802 г В. В. Петров разработал гальваническую батарею • 1833 г « закон Ленца» теории электрических явлений • 1832 г (П. Л. Шиллинг) создание первого электрического телеграфа • К. С. Кирхгоф – разработал способ получения глюкозы • 1840 г (Г. И. Гессе) открытие закона термохимии • 1826 -1827 гг (П. Г. Соболевский, В. В. Любарский) – начало порошковой металлургии. • А. А. Воскресенский, • Ю. Ф. Фринцше, Н. Н. Зинин – органическая химия
ИТОГИ УРОКА: Отличительными чертами развития образования и науки в первой половине XIX в стали: Увеличение числа высших и средних учебных заведений Рост численности научных работников Усиление практической направленности научных исследований Укрепление связей науки с промышленным производством
Архитектура и скульптура 1 -й половины XIX века Классицизм – европейское культурноэстетическое течение, ориентировавшееся на античную литературу и мифологию
А. Д. Захаров. Адмиралтейство
Тома де Томон Биржа и Стрелка на Неве (Петропавловская крепость – стрелка Васильевского острова – Дворцовая набережная)
Ростральная колонна Ростра – архитектурное украшение в виде носовой части древнего судна
А. Н. Воронихин 1801 -1811 – строительство Казанского собора
П. К. Клодт «Укротители коней»
Огюст Монферан Александровская колонна Исаакиевский собор
К. А. Тон. Храм Христа Спасителя
И. П. Мартос. Памятник Минину и Пожарскому
Творенье может пережить творца: Творец уйдет, природой побежденный, Однако образ, им запечатленный, Веками будет согревать сердца. Микеланджело Буонарроти
Масляная живопись – это вид живописи художественными масляными красками, которые готовятся на основе олифы
Акварель – краски (обычно с клеем), разводимые в воде и легко смываемые ею
Портрет – изображение человека или группы людей
Натюрморт – жанр изобразительного искусства, изображающий неодушевленные предметы (плоды, битая дичь, букеты цветов, посуда и пр. )
Пейзаж – жанр в живописи, в котором основной предмет изображения – природа
Вернисаж - торжественное открытие выставки
Для русского изобразительного искусства были характерны романтизм и реализм. Однако официально признанным методом был классицизм. Академия художеств стала консервативным и косным учреждением, препятствовавшим любым попыткам свободы творчества. Кипренский Орест Адамович русский художник. Выдающийся мастер русского изобразительного искусства романтизма, известен как замечательный портретист. «Дмитрий Донской на Куликовом поле» (1805, Русский музей) портрет мальчика А. А. Челищева (около 1810 -11), парные изображения супругов Ф. В. и Е. П. Ростопчиных (1809) и В. С. и Д. Н. Хвостовых (1814, все — Третьяковская галерея).
Карл Брюллов родился 12 (23) декабря 1799 года в Санкт-Петербурге, в семье академика, резчика по дереву и гравёра Павла Ивановича Брюлло (1760— 1833). С 1809 по 1821 год занимался живописью в Академии художеств в Петербурге, был учеником Андрея Ивановича Иванова. Блестящий студент, получил золотую медаль по классу исторической живописи. Брюллов, в отличие от Пушкина и своего друга — Глинки, не оказал столь существенного влияния на русскую живопись, как они — на литературу и музыку соответственно. Однако психологическую тенденцию брюлловских портретов можно проследить у всех русских мастеров этого жанра: от Крамского и Перова до Серова и Врубеля. Всадница К. Брюллов
Каменев Львович (1833 -1886) русский художник-пейзажист. Живописец тонкого лирического дарования. Любимый ученик и друг А. К. Саврасова. Он не был революционером в области живописи, не отличался экспериментаторством, ему чужда была какая бы то ни было вычурность, склонность к "самовыражению ради самовыражения". Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1854— 1857). Академик (1869) и один из учредителей Товарищества передвижных выставок. Изображал различные моменты сельской русской природы правдиво и часто с настроением.
В. А. Тропинин Василий Тропинин родился 19 (30) марта 1776 в селе Корпово Новгородской губернии (ныне деревня Корпово, Чудовский район, Новгородская область в семье крепостного, принадлежавшего графу А. С. Миниху. Впоследствии был передан графу Моркову в качестве приданого. Около 1798 был послан в Санкт. Петербург в обучение к кондитеру, однако, имея прирождённый талант и склонность к рисованию, втайне начал учиться в петербургской Академии художеств у С. С. Щукина. В сентябре 1823 он представляет Совету Петербургской АХ картины «Кружевница» , «Нищий старик» и «Портрет художника Е. О. Скотникова» и получает звание назначенного художника. В 1824 за «Портрет К. А. Леберехта» ему присваивают звание академика.
Ге Николай Николаевич знаменитый русский живописец, мастер портретов, исторических и религиозных полотен, пейзажист. Родился в Воронеже в дворянской семье. Учился на математическом факультете Киевского, затем Петербургского университета. В 1850 году, не окончив университетского курса, поступил в Академию художеств, где наибольший его интерес вызвало наследие К. П. Брюллова. Влияние последнего очень заметно в ранних работах Ге. С 1882 года Ге сблизился с Л. Н. Толстым и стал последователем его религиозно-нравственного учения. Морально-философские и психологические проблемы, выраженные в образах и сюжетах Евангелия, заняли ведущее место в творчестве Ге 1880 -1890 -х годов.
Василий Григорьевич Перов (настоящая фамилия Криденер; 21 декабря 1833 (2 января 1834), Тобольск — 29 мая (10 июня) 1882, с. Кузьминки, ныне в черте г. Москвы) — русский живописец, один из членовучредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Окончил курс в арзамасском уездном училище, был отдан в художественную школу А. В. Ступина (также в Арзамасе). В 1853 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у М. И. Скотти, А. Н. Мокрицкого и С. К. Зарянко. В 1856 году получил малую серебряную медаль за представленный в Императорскую академию художеств этюд головы мальчика. создал картины «Очередная у фонтана» , «Монастырская трапеза» , «Проводы покойника» , «Тройка» , «Чистый понедельник» , «Приезд гувернантки в купеческий дом» , «Учитель рисования» , «Сцена у железной дороги» , «Последний кабак у заставы» , «Птицелов» , «Рыболов» , «Охотники на привале» .
Иван Николаевич Крамской (1837— 1887) русский живописец и рисовальщик, мастер жанровой, исторической и портретной живописи; художественный критик Крамской родился 27 мая (8 июня) 1837 в городе Острогожск Воронежской губернии, в семье писаря. После окончания острогожского уездного училища Крамской был писарем в острогожской думе. В 1857 году Крамской поступил в Санкт-Петербургскую Академию Художеств учеником профессора Маркова. В 1871 году образовалось "Товарищество передвижных художественных выставок", одним из основных организаторов и идеологов которого был Крамской. создал ряд портретов выдающихся русских писателей, артистов и общественных деятелей (таких как: Лев Николаевич Толстой, И. И. Шишкин, Павел Михайлович Третьяков, М. Е. Салтыков-Щедрин,
Виктор Михайлович Васнецов родился 3 (15) мая 1848 года в чувашском селе Лопьял Уржумской волости Вятской губернии (ныне Кировская область), в семье православного священника, происходившего из древней вятской фамилии Васнецовых. Себя художник считал скифом. Учился в духовном училище (1858— 1862), затем в Вятской духовной семинарии. Брал уроки рисования у гимназического учителя рисования Н. Г. Чернышева. Учился живописи в Петербурге — сперва у И. Н. Крамского в Рисовальной школе общества поощрения художеств (1867— 1868), затем в Академии художеств (1868— 1873). По окончании Академии ездил за границу. Выставлять свои работы начал с 1869 года, сначала участвуя в экспозициях Академии, потом — в выставках передвижников. Виктор Васнецов скончался 23 июля 1926 года в Москве, похоронен на Введенском кладбище.
Иванович Шишкин (1832— 1898) русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравераквафортист. Академик (1865), профессор (1873), руководитель пейзажной мастерской (1894— 1895) Академии художеств. Членучредитель товарищества передвижных художественных выставок. Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в городе Елабуга Вятской губернии. Происходил из древней вятской фамилии Шишкиных, был сыном купца Ивана Васильевича Шишкина. В двенадцать лет был определён в ученики 1 -ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5 -го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного рисовальщика. картины: «Рубка леса» , «Полдень в окрестности Москвы» , «Сосновый лес» , «Горелый лес» , «Рожь» , «Дебри» , «Пасека» , «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу
Исаак Ильич Левитан (18 (30) августа 1860 год, Родился 18 (30) августа 1860 года в местечке Кибарты (лит. Kybartai) Ковенской губернии (ныне Литва) в образованной, но бедной еврейской семье. Его отец — Илья Левитан — сын «Талантливый еврейский мальчик раввина раздражал иных преподавателей. Еврей, по их мнению, не должен был касаться русского пейзажа. Это было дело коренных русских художников» , – пишет Константин Паустовский. Весной 1885 году в 24 года Левитан окончил училище. Звания художника он не получил — ему был выдан диплом учителя чистописания. В 1891 году был принят в члены Товарищества передвижных художественных выставок. картины: «Крепость. Финляндия» (крепость Олавинлинна в Савонлинне), «Скалы, Финляндия» , «Море. Финляндия» , «Пунка-Харью. Финляндия» (Пункахарью, в частном собрании). В течение 1897 года художник закончил картину «Остатки бывалого. Сумерки. Финляндия» .
Илья Ефимович Репин (1844— 1930) Русский художник, живописец, мастер портретов, исторических и бытовых сцен. Мемуарист, автор ряда очерков, составивших книгу воспоминаний «Далёкое близкое» . Преподаватель, был профессором — руководителем мастерской (1894— 1907) и ректором (1898— 1899) Академии художеств, одновременно преподавал в школе-мастерской Тенишевой; среди его учеников — Б. М. Кустодиев, И. Э. Грабарь, И. С. Куликов, Ф. А. Малявин, А. П. Остроумова-Лебедева, давал также частные уроки В. А. Серову. «Правительница Софья Алексеевна в монастыре» (1879), «Крестный ход в Курской губернии» (1883), «Не ждали» (1884), «Иоанн Грозный и его сын Иван» (1885). «Иов и его друзья» «Бурлаки на Волге» . «Парижское кафе» «Садко» .
Картинная галерея 19 века К. П. Брюллов. «Последний день Помпеи» А. А. Иванов. «Явление Христа народу» П. А. Федотов. «Завтрак аристократа»
О. А. Кипренский. «Портрет Салтыкова-Щедрина» В. А. Серов. «Девочка с персиками»
В. Г. Перов. «Чаепитие в Мытищах» В. Г. Перов. «Рыболов» В. Г. Перов. «Тройка»
А. К. Саврасов «Пейзаж с избушкой» А. К. Саврасов «Грачи прилетели» А. К. Саврасов «Весна»
В. И. Суриков «Утро стрелецкой казни» В. И. Суриков «Иван Грозный и его сын Иван» В. И. Суриков «Боярыня Морозова»
И. Н. Крамской «Христос в пустыне» Портрет Некрасова Портрет Л. Толстого»
И. Е. Репин «Крестный ход в Курской губернии» И. Е. Репин «Арест пропагандиста» И. Е. Репин «Бурлаки на Волге»
А. И. Куинджи «Березовая роща» Г. Г. Мясоедов «Косцы»
В. Маковский «Игра в бабки»
И. И. Левитан «Над вечным покоем» И. И. Левитан «Вечер. Золотой плес»
И. И. Левитан «Вечерний звон» И. И. Левитан «Золотая осень»
И. И. Шишкин «Сосновый бор» И. И. Шишкин «Утро в сосновом бору»
И. И. Шишкин «Осенний пейзаж»
И. И. Шишкин «Рожь»
Культура России 19 века.ppt