Культура России 16 века.ppt
- Количество слайдов: 20
Культура России 16 века
«Домострой» n n n «домоводство» , собрание полезных советов, поучений в духе христианской морали; «Домострой» освящает божественным авторитетом обыденные практические наставления; Средневековое общество ставило личность в жесткие рамки, ограничивало свободу поведения.
Поучения на пороге чужого дома: n n Соблюдать «вежество» : вытереть грязные ноги и прокашляться; В горнице сначала перекреститься на иконы, а затем спросить о здоровье хозяина и его жены; Во время беседы в гостях не следует ковырять в носу, плевать, заглядываться на что-либо, трогать вещи; Предостережение от обжорства и «упивания» в гостях.
«Неправедное житие» : А кто не по Бозе живет… и страху Божия не имеет…чинит всякую неправду и насилие и обиду силно отоимет, возмя не заплатит, волокитою уморит, а молода человека во всем изобидит, а на суседьсьтве кто не добр, или в селе на своих християн или на приказе дани тяжкия, и всякие уроки незаконныя накладывает или чужую ниву попахал или лес посек или луг перекосил… покрадет или розобьет или напрасно кого продаст, или в работу неповинных лукавьством или насилием охолопит… или лошадь или всякую животину и всякое стяжание и села или винограды, или дворы и всякое угодие силою отимет, или дешево в неволю купит … неподобныя дела блуд нечистоту сквернословие, и срамословие, и клятвопреступление и ярость и гнев и злопамятство сам государь или государыня творят или дети их или люди их или крестьяне их, а они государи о том не возбраняют и не обороняют и управы не дают прямо и все вкупе будут во аде…
Телесные наказания Предписывает главе семьи наказывать детей и жену в случае их непослушания; n Наказание распространялось на всех, даже на князей; n Телесные наказания не были позорными. n
Смягчение нравов n Жену не рекомендовалось бить палкой, кулаком «ни по уху ни по видению (глазу), чтобы она не оглохла и не ослепла, а только за великое и за страшное ослушание… соимя рубашку плеткою вежливенько побить…» ; n Причем, «побить не перед людьми, наедине поучити» .
Письменность n n n 1542 год – возникновение культурного кружка митрополитом Макарием, созданы Великие Четьи Минеи – книги, которые предназанчались для чтения и включали жития святых, поучения, древнерусские сказания, памятники церковного права; «Сказание вкратце от начала царства Казанского» ; «Повесть о прихождении Стефана Батория на град Псков» .
Публицистика n n n В личных посланиях было принято выражать свои мысли и чувства торжественным церковным языком; Разговорный и литературный язык были далеки друг от друга; Иван Грозный в совершенстве владел риторикой, выступил как новатор, вышел за пределы традиции.
Иван Грозный Андрею Курбскому: Ты же, тела ради, Душу погубил еси, И славы ради мимотекущия Нетленную славу презрел еси, И на человека возъярився, На Бога возстал еси.
Иван Грозный английской королеве Елизавете: «И мы чаяли того, что ты на своем государьстве государыня и сама владееш… Ажно у тебя мимо тебя люди владеют, и не токмо люди, но и мужики торговые… А ты пребываеш в своем девическом чину, как есть пошлая девица» .
Иван Грозный о монастырях: «А на Сторожех до чего допили! Того и затворити монастыря некому, по трапезе трава растет» .
Переписка Ивана Грозного с Василием Грязным: - «… Али ты чаял, что таково ж в Крыму, как у меня стоячи за кушаньем шутити? » - «… А шутил яз, холоп твой, у тебя, государя за столом, тешил тебя, государя, - а нынеча умираю за Бога да за тебя же, государя…»
Книгопечатание n n До середины 16 века все книги писались от руки; В 1563 -1564 гг. дъякон Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец издали первую книгу – «Апостол» (Деяния Святых Апостолов); 1565 год – издание «Часослова» ; Всего во второй половине 16 века было издано 20 книг.
Церковь Вознесения в Коломенском
Церковь Иоанна Предтечи в селе Дьяково (1547 -1553 гг. )
Покровский собор что на рву (1555 - 1561).