Культура общества_9.pptx
- Количество слайдов: 52
Культура общества Лекция № 9
Множественность подходов к определению понятия «культура» Культура:
Множественность подходов к определению понятия «культура» (Ионин Л. Г. ) 1. Описательные определения, в которых упор делается на перечисление всего того, что охватывает понятие культуры. 2. Исторические определения, в которых акцентируются процессы социального наследования, традиция. 3. Нормативные определение, ориентирующиеся на идею образа жизни и на представления об идеалах и ценностях. 4. Психологические определения, в которых упор делается либо на процесс адаптации к среде, либо на процесс научения, либо на формирование привычек. 5. Структурные определения, в которых внимание акцентируется на структурной организации культуры. 6. Генетические определения, в которых культура определяется с позиции ее происхождения.
Научное определение (описательное) «культуры» • система ценностей, представлений о мире и правил поведения, общих для людей, связанных определенным образом жизни; • все материальные и нематериальные продукты человеческой деятельности, ценности и признанные способы поведения, объективированные и принятые в любых общностях, передаваемые другим общностям и последующим поколениям; • поведение, особенности которого усвоены всей группой, которое передается от старших поколений потомкам или в какой то мере воспринимается от другой группы (Клайд Клакхон); • система идеалов, ценностей, норм, образцов поведения, регулирующих отношения между людьми (Э. Дюркгейм) • противопоставление/отождествление культуры и цивилизации.
Духовная и материальная культура • Материальная культура искусственно созданные предметы, которые позволяют людям оптимальным способом приспособиться к природным и социальным условиям жизни. • Духовная культура в отличие от материальной не воплощена в предметах. Сфера ее бытия — не вещи, а идеальная деятельность, связанная с интеллектом, эмоциями, чувствами.
Личная культура, культура общности, культурное наследие Личная культура индивида — это совокупность его личных образцов поведения, его методов деятельности, продуктов этой деятельности, его идей и мыслей, часто неизвестных другим людям (Я. Щепаньский).
Культура личности составляет триединое целое и проявляется в трех необходимых жизненных средах: • в виде внутренней спонтанной культуры, сконцентрированной в духовном мире человека; • в виде информационной системы, обеспечивающей хранение, создание и передачу знаний; • в виде культуры функциональной, т. е. поведения людей в обществе, культуры непосредственного, постоянно развивающегося человеческого общения, в том числе и в процессе профессиональной деятельности.
Культура личности Личная культура имеет место в рамках культуры общности, однако каждое общество предоставляет индивиду некоторую возможность оригинальности и отклонения от общепринятых и признанных образцов. Эта возможность может быть большей или меньшей, в зависимости от социальной роли и положения индивида (существует роль творцов, от которых требуется оригинальность в определенных областях), однако пределы допустимых отклонений определены более или менее четко и их нарушение вызывает осуждение.
Культура общности – это совокупность творений, ценностей и способов поведения, которые приняты общностью и приобрели значение для ее членов, определяют поведение, считающееся «обязательным» (например, правила приличия, правила общежития и т. д. ). Культура общности не есть сумма индивидуальных культур ее членов. Не все из индивидуальной культуры членов группы становится общим достоянием целой группы. Следует также отличать культуру общности от культурного наследия, которое передается следующему поколению. Культура общности — это совокупность живых, актуальных, функционирующих произведений и образцов, играющих признанную роль в жизни всех членов общности.
Культурное наследие — это лишь та часть культуры общности, которая была передана следующим поколениям и сдала экзамен на устойчивость во времени.
Культурное наследие Например, сегодняшняя мода не входит в культурное наследие либо входит лишь в качестве музейного экспоната, зато некоторые идеи, представления, произведения искусства или литературы, научные теории, машины или произведения архитектуры обычно становятся основой культурного наследия. Культурное наследие обычно подвергается идеализации, становится комплексом освященных ценностей, символов, вызывающих эмоциональное отношение, а поэтому и фактором интеграции групп, средством их объединения, фактором их постоянства и устойчивости в периоды кризисов.
Роль культуры Основные функции культуры: – Социализации; – Интеграции; – Регуляции. Все функции культуры взаимосвязаны. Парсонс Т. : производство и социальные отношения выполняют в обществе «мужскую» функцию, культура – «женскую» .
Функции культуры • • Образовательно воспитательная функция Интегративная и дезинтегративная функции культуры Регулирующая функция культуры Функцию трансляции (передачи) социального опыта нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной Функция познавательная (гносеологическая) Регулятивная (нормативная) функция Знаковая функция является важнейшей в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею Ценностная, или аксиологическая, функция отражает важнейшее качественное состояние культуры
Функции культуры • Социальные функции, которые выполняет культура, позволяют людям осуществлять коллективную деятельность, оптимальным способом удовлетворяя свои потребности. К основным функциям культуры относятся: a) социальная интеграция — обеспечение единства человечества, общности мировоззрения (при помощи мифа, религии, философии); b) организация и регуляция совместной жизнедеятельности людей посредством права, политики, морали, обычаев, идеологии и т. д. ; c) обеспечение средств жизнедеятельности людей (таких, как познание, общение, накопление и передача знаний, воспитание, образование, стимулирование инноваций, отбор ценностей и т. п. ); d) регуляция отдельных сфер человеческой деятельности (культура быта, культура отдыха, культура труда, культура питания и проч. ).
Функции культуры • Адаптивная функция является важнейшей функцией культуры, обеспечивая приспособление человека к окружающей среде • Знаковая, сигнификативная функция (присвоения имен) связана с культурой как картиной мира • Познавательная (гносеологическая) функция • Функция накопления и хранения информации неразрывно связана с познавательной функцией, так как знания, информация являются результатом познания мира • Коммуникативная функция культуры обеспечивает общение людей друге другом • Интегративная функция культуры родственна коммуникативной и связана с тем, что культура объединяет любые социальные общности — народы, социальные группы и государства • Нормативная (регулятивная) функция культуры проявляется как система норм и требований общества ко всем своим членам во всех областях их жизни и деятельности — труде, быте, семейных, межгрупповых, межнациональных, межличностных отношениях.
Функции культуры • Регулятивная функция культуры осуществляется на нескольких уровнях: a) мораль и ее нормы, которые жестко соблюдаются, несмотря на отсутствие специальных контролирующих институтов; нарушение этих норм встречает резкое осуждение общества; b) нормами права, которые подробно излагаются в конституции и законах страны. Их соблюдение контролируют специально созданные институты — суд, прокуратура, милиция, пенитенциарная система; c) обычаи и традиции, представляющие собой устойчивую систему поведения людей в разных сферах жизни и разных ситуациях, ставшую нормой и передающуюся из поколения в поколение. Как правило, они принимают форму определенного стереотипа, устойчивы на протяжении столетий при любых общественных изменениях; d) нормы поведения человека на работе, в быту, в общении с другими людьми, в отношении к природе, включающие широкий круг требований — от элементарной опрятности и соблюдения правил хорошего тона до общих требований к духовному миру человека.
Функции культуры • Аксиологическая (оценочная) функция культуры связана с ее ценностными ориентациями • Рекреативная функция культуры (психическая разрядка) противоположна нормативной функции • Функция социализации и инкултурации, или человекотворческая функция, является важнейшей функцией культуры.
Функции культуры Таким образом, система культуры не только сложна и многообразна, но и весьма подвижна. Культура — непреложная составляющая часть жизнедеятельности как общества в целом, так и его тесно взаимосвязанных субъектов: личностей, социальных общностей, социальных институтов.
Культурные универсалии – это черты, свойственные всем культурам. В каждой конкретной культуре эти универсалии получают различное содержательное наполнение.
Культурные универсалии Классификация культурных универсалий Маргарет Мид и Клайда Клакхона: • Язык как символика и смыслы действий (знаки и значения); • Ценностная система как совокупность жизненных целей и средств, идеалов, мировоззрений, мифов, идеологий; • Символы, понятия, и смыслы, которые придаются действиям; • Типичные связи и взаимодействия (родственные, ценностные, функциональные, ритуальные и т. п); • Образцы и эталоны поведения.
Культурные универсалии Уорд Гуденау предложил 4 элемента культуры: • понятия (концепты), благодаря им становиться возможным упорядочить мир людей. Основой является язык. • отношения; в культуре выделяются связи между объектами в пространстве и во времени, по значению и на основе причинной обусловленности. • ценности убеждение людей относительно общепризнанных целей. • правила элементы, регулирующие поведение людей в соответствие с ценностями определенной культуры.
Культурные универсалии Гуденау объединил все эти элементы следующим образом: "Культура содержит образцы, помогающие решить, что существует (представления и понятия об окружающем мире), что может быть (взаимосвязи), как относиться к тому, что есть и что может быть (ценности), что с этим делать и как это делать (нормы)". Названные элементы культуры связаны между собой.
Культурные универсалии • • • Символы Язык Ценности Убеждения Нормы Материальные предметы
Культурные универсалии • Символы (такое понятие, действие или предмет, заменяющее другое понятие, действие или предмет и выражающее его смысл. Символ имеет общее значение и поэтому обозначает не отдельный предмет или вещь, а род вещи. К. Х. Момджян отмечает, что «функция символов – воплощать в себе особым образом закодированную информацию, служить средством ее хранения, накопления и передачи, позволяющей людям согласовывать цели своей коллективной деятельности» . Социолог Ч. Пирс подчеркивает, что символы, благодаря своему общему значению, которое связано с формой лишь условно, «по соглашению» , способны образовать суждение, и, следовательно, могут воздействовать на мысли и поведение другого человека, предсказывая, таким образом, будущее (действие, реакцию))
Культурные универсалии • Язык (это система знаков и символов, наделенных определенным значением. Способность создавать и использовать знаки для сложной и устойчивой связи – это главное отличие людей от животных. Знаки, оформленные в языке, – основные строительные блоки культуры) • Ценности (социально одобряемых и разделяемых большинством членов общности убеждений относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения. Если нормы – это правила, то ценности – это оценки. Они являются основанием различных норм и стандартов поведения, осуществляющихся в процессе взаимодействия индивидов, общностей. Ценности подразделяют на терминальные (обобщенно выражают важнейшие цели, идеалы, самоценные смыслы жизни людей) и инструментальные (отражают одобряемые в данном обществе или группе средства достижения целей).
Культурные универсалии • Нормы (являются некоторым стандартом, который присущ правовым, политическим, профессиональным, культурным или иным сферам жизни. Нормы можно определить как правила поведения, ожидания и стандарты, действующие непрерывно во времени, регулирующие взаимодействие между людьми и обязательные для всех. Несомненно, нормы эволюционируют под воздействием изменяющихся условий, выдвижения альтернатив и отношений к ним носителей этих норм. Но изменение норм – процесс длительный. Нормы могут подразделяться на естественные и вводимые сознательно. Различают два типа норм: «типичные» , т. е. статистические, отражающие реальность, и идеальные, т. е. правила и стандарты ожидаемого поведения в конкретных ситуациях. Культура включает обширные и сложные системы идеальных норм (народные обычаи, традиции).
Культурные универсалии • Убеждения (это идеи о мире и реальности, о человеке и других людях; фактор, позволяющий одной стороне добиваться изменения взглядов других людей без изменения ситуации. Убеждения, как и ценности, способствуют соци альному порядку и интеграции) • Материальные предметы (здания, дороги, коммуникации, приборы, предметы искусства и быта) и технология (средства и технические алгоритмы создания и использования объектов предметного мира. Технологии материальны, поскольку воплощены в конкретных практических способах деятельности).
Виды и формы взаимодействия культур Диалог культур является формой существования культуры.
Проблемы взаимодействия культур Изоляция культуры это один из вариантов противостояния национальной культуры давлению других культур и интернациональной культуры. Изоляция культуры сводится к запрету любых изменений в ней, насильственному пресечению всех чуждых влияний. Такая культура консервируется, перестает развиваться и в итоге умирает, превращаясь в набор банальностей, прописных истин, музейных экспонатов и подделок под предметы народных промыслов. Для существования и развития любой культуре, как и любому человеку, необходимы общение, диалог, взаимодействие. Идея диалога культур подразумевает открытость культур другу. Но это возможно при выполнении ряда условий: равенства всех культур, признания права каждой культуры на отличия от других, уважения к чужой культуре.
Проблемы взаимодействия культур Культурное многообразие — важное условие для самопознания человека: чем больше культур он узнает, чем больше стран посетит, чем больше языков выучит, тем лучше он поймет себя и тем богаче будет его духовный мир. Диалог культур — основа и важная предпосылка для формирования и укрепления таких ценностей, как толерантность, уважение, взаимопомощь, милосердие.
При анализе взаимодействия культур выделяют следующие уровни взаимодействия: • этнический; • национальный (возникает на базе уже существующих этнических отношений. Ведущим элементом национального единства выступает государство); • цивилизационный.
Этнический уровень взаимодействия культур 4 варианта этнокультурных контактов: • прибавление — простое количественное изменение в культуре этноса, который, сталкиваясь с другой культурой, осваивает некоторые ее достижения. Таким было воздействие индейской Америки на Европу, обогатившее ее новыми видами культурных растений; • усложнение — качественное изменение культуры этноса под влиянием более зрелой культуры, что инициирует дальнейшее развитие первой культуры. Примером может служить воздействие китайской культуры на японскую и корейскую, последние принято считать дочерними по отношению к китайской культуре; • убавление — потеря собственных навыков в результате контакта с более развитой культурой. Это количественное изменение характерно для многих бесписьменных народов и часто оказывается началом деградации культуры; • обеднение (эрозия) — деструкция культуры под воздействием извне, происходящая в силу отсутствия достаточно устойчивой и развитой собственной культуры. Например, культура айнов практически полностью поглощена японской культурой, а культура американских индейцев сохранилась лишь в резервациях.
Этнический уровень взаимодействия культур В целом протекающие при взаимодействии на этническом уровне этнические процессы могут привести к разным формам как объединения этносов и их культур (ассимиляция, интеграция), так и их разделения (транскультурация, геноцид, сегрегация). Процессы ассимиляции, когда члены этнокультурного образования утрачивают свою первоначальную культуру и усваивают новую, активно протекают в экономически развитых странах. Ассимиляция осуществляется путем завоевания, смешанных браков, целенаправленной политики растворения малого народа и культуры в среде другого более крупного этноса. При этом возможны: • односторонняя ассимиляция, когда культура меньшинства иод давлением внешних обстоятельств полностью вытесняется доминирующей культурой; • культурное смешение, когда элементы культур большинства и меньшинства смешиваются, образуя довольно устойчивые комбинации; • полная ассимиляция — весьма редкое явление.
Этнический уровень взаимодействия культур Интеграция - взаимодействие внутри страны или какого нибудь крупного региона нескольких существенно различных по языку и культуре этносов, при котором у них появляется ряд общих черт, в частности формируются элементы общего самосознания, основанного на длительном хозяйственном, культурном взаимодействии, политических связях, но народы и культуры сохраняют свою самобытность. В культурологии интеграцию определяют как процесс согласования логических, эмоциональных, эстетических значений с культурными нормами и реальным поведением людей, как установление функциональной взаимозависимости между разными элементами культуры. Транскультурация процесс, при котором сравнительно небольшая часть этнокультурной общности в силу добровольной миграции или насильственного переселения перемещается в другой район обитания, где инокультурная среда или полностью отсутствует, или представлена незначительно; со временем происходит превращение отделившейся части этноса в самостоятельный этнос с собственной культурой. Так, английские протестанты, переселившиеся в Северную Америку, стали основой формирования североамериканского этноса с его специфической культурой.
Цивилизационный уровень взаимодействия культур Цивилизация – объединение нескольких соседних народов, связанных общей историей, религией, культурными особенностями и региональными хозяйственными связями. Культурные связи и контакты внутри цивилизаций сильнее, чем любые внешние контакты. Общение на цивилизационном уровне ведет либо к наиболее существенным результатам в обмене духовными, художественными, научными и техническими достижениями, либо к конфликтам, которые на этом уровне отличаются особой жестокостью, ведутся иногда вплоть до полного уничтожения участников. Примером могут служить крестовые походы.
Цивилизационный уровень взаимодействия культур В наши дни на первый план выходят именно отношения между цивилизациями, так как государственные границы становятся все более «прозрачными» , возрастает роль надгосударственных объединений. Примером может служить Европейский Союз, в котором высшим органом является Европарламент, имеющий право принимать решения, затрагивающие суверенитет государств членов. По словам С. Хантингтона, облик мира все больше зависит от отношений между цивилизациями; он выделил 8 цивилизаций в современном мире, между которыми складываются различные отношения: западную, конфуцианскую, японскую, исламскую, индуистскую, православно-славянскую, латиноамериканскую и африканскую.
Взаимодействие культур Этноцентризм убежденность в исключительной, особой ценности собственной культуры и даже в ее превосходстве над другими. Ксенофобия страх и неприязнь к чужим взглядам и обычаям. Культурный релятивизм – осознание огромного разнообразия культур и исторической обусловленности культурных различий. Толерантность – это понимание и принятие культурных отличий и даже рассмотрение их как ценностей обогащающих репертуар образов жизни.
Виды взаимодействия культур Хорхе Ортега-и-Гассет: • нейтральные, когда они сосуществуют, не мешают другу и не смешиваются; • альтернативные, или контркультурными, когда культуры активно теснят друга, поскольку каждая экспансивно стремится занять доминирующее положение и насадить в общности свои ценности и стандарты; • конкурентные, состязательными, когда в процессе саморазвития и борьбы за прозелитов культуры могут смещаться в область альтернативности и конфликтных отношений.
Виды взаимодействия культур Маргарет Мид: • ассимиляция (культурное поглощение), • аккомодация (вынужденное приспособительное освоение языка другой культуры) • культурный отбор (избирательное добровольное освоение ценностей другой культуры). Взаимодействие возможно если у культур существовал общий прототип (абстрактный образ, воплощающий множество сходных форм одного и того же объекта или паттерна, наиболее репрезентативный пример понятия, фиксирующий его типичные свойства).
Конфликт культур Виды культурного конфликта: Аномия – нарушение единства культуры в связи с отсутствием ясно сформулированных социальных норм. Культурное запаздывание – наблюдается, когда перемены в материальной жизни общества опережают трансформацию нематериальной культуры (обычаи, убеждения, философские системы, законы и формы правления), или когда темпы изменения материальной культуры опережают возможности нематериальной культуры приспособиться к ним. Столкновение культур – явление, выступающее и появляющееся во время культурного контакта, заключающегося в конфронтации индивидуумов и общин или их традиций, деятельности, значения, материальных продуктов и т. д. в пространстве их взаимных различий (отличие культурных признаков), входящих в состав конкретных, различных культурных тождеств; ситуация, когда наступает близкий контакт сильно отличающихся друг от друга культурных тождеств, часто приводит к появлению культурного конфликта (впервые это понятие употребил G. N. Pitt Rivers в 1927 г. ).
Субкультура и контркультура В зависимости от вида субъекта, создающего культуру, и уровня принято различать 3 ее формы: элитарную, народную, массовую (общедоступную, «поп культуру» ). Во всех обществах существует множество подгрупп с различными культурными ценностями и традициями. Система норм и ценностей, тесно связанных с доминирующей культурой, но в то же время выделяющая группу из большого сообщества, называется субкультурой. Субкультура может формироваться под влиянием сочетания таких факторов, как социальный класс, этническое происхождение, религия, место жительства, возрастная когорта. Субкультура - система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества.
Субкультура и контркультура Разновидность субкультуры, которая находится в состоянии конфликта с господствующей культурой, называется контркультурой. Термин «контркультура» был введен в оборот одним из идеологов «новых левых» Теодором Роззаком (1933 г. р. ), выделившим в качестве основных элементов контркультуры следующие: • настроение и ориентация обыденного сознания, оппозиционные ценностям традиционной культуры; • идеализированные формы сознания; • «альтернативные» стили жизни; • антитрадиционные формы художественного творчества. Контркультура - разновидность субкультуры, которая находится в конфликте с господствующей культурой.
Аномия, девиация и формы девиации, социальный контроль Аномия – нарушение единства культуры в связи с отсутствием ясно сформулированных социальных норм. Девиация – нарушение (осознанное) культурных норм. Может быть как негативным, так и позитивным нарушением. Первичная девиация, когда на определенные отклонения окружающие смотрят «сквозь пальцы» , а человек, игнорирующие некие правила, не считает себя нарушителем. Такие отклонения граничат с незначительными проступками или безнравственными действия и до поры до времени могут не замечаться (прощаться, игнорироваться), как, например, употребление спиртных напитков со случайными людьми, приводящее к нарушению общественной морали. Вторичная девиация, когда окружающей социальной группой или официальными организациями человек открыто признается нарушителем норм морали или права, что всегда связано с определенной реакцией на его действия.
Аномия, девиация и формы девиации, социальный контроль Социальный контроль – разнообразные средства, которыми общество поощряет приверженность нормам. Существуют формальные и неформальные методы социального контроля. Неформальный контроль предполагает "неофициальность" и обычно применяется в небольших группах. Формальный контроль ассоциируется с "официальностью", обычно он осуществляется в крупных организациях, например полицейскими службами.
Аномия, девиация и формы девиации, социальный контроль Парсонс (1951) проанализировал три метода социального контроля: • Изоляция применяется с целью отлучения девианта от других, она даже не предусматривает попытки реабилитации. Именно так в тюрьмах содержатся закоренелые преступники. • Обособление предусматривает ограничение контактов девианта с другими людьми, но не полную изоляцию от общества. Это позволяет девиантам вернуться в общество, когда они готовы выполнять его нормы. Речь идет о таких методах, когда, например, человека помещают в психиатрическую больницу на ограниченный срок. • Реабилитация девиантов может подготовить их к возвращению к нормальной жизни и исполнению своих ролей в обществе. Во многих тюрьмах имеются программы реабилитации, а группы вроде "анонимных алкоголиков" осуществляют реабилитацию девиантов, которые не являются преступниками. Для того, чтобы помочь девиантам найти свое место в жизни и адаптироваться, применяется также психотерапия.
Аномия, девиация и формы девиации, социальный контроль Кросби (1975) выделил четыре основных типа неформального контроля: • Социальные вознаграждения, выражающиеся в улыбках, одобрительных кивках и более весомых проявлениях (например, повышении в должности), служат для поощрения конформности и косвенного осуждения девиации. • Наказание недовольный взгляд, критические замечания и даже угроза физической расправы непосредственно направлено против девиантных поступков и обусловлено желанием их предотвратить. • Убеждение еще один способ воздействия на девиантов. Тренер может убедить игрока в бейсбол, пропускающего тренировки, в необходимости поддерживать свою спортивную форму. • Переоценка норм при этом поведение, которое считалось девиантным, оценивается как нормальное.
Функции и формы девиации Функции девиации: • Подтверждение культурных ценностей и норм • Уточнение границ морального • Способствование социальному единению • Побуждение к реализации социальных изменений. Формы девиации: • Индивидуальные формы девиации: нарушения требований морали • Коллективные формы девиации: девиантное поведение является отражением деятельности некой социальной группы – преступной шайки или изуверской секты, которые создают некое подобие своей «культуры» (субкультуры) и открыто конфронтируют с принятыми нормами.
Теории девиации Теория Аномия Автор Основная идея Дюркгейм Девиация, в частности самоубийства, происходит вследствие нарушения или отсутствия ясных социальных норм Мертон Девиация нарастает, когда обнаруживается разрыв между одобряемыми в данной культуре ценностями и социальными способами их достижения
Типология девиации Мертона
Континуум форм взаимодействия индивида и общества (Р. Кевен) Зоны C, D, E – поведение, которое полностью одобряется и вознаграждается обществом, т. е. является конформным. Зоны B, F – маргинальные индивиды. Зоны A, G области отчужденного и противостоящего поведения.
Четырехчленная модель девиации (Юдит Блэйк и Кингслей Дэвис) Возможны минимум четыре отношения между мотивами и поступками людей. Мотивы и поступки могут согласовываться со стандартами или отклоняться от них. Т. е. возможные отношения между мотивами и поступками.
Причины девиации: подходы к объяснению Теория ярлыков. Подчеркивается относительность девиации: девиация и соответствие нормам вытекают не столько из человеческих деяний, сколько из реакции на них других людей. Первичная и вторичная девиация: зависимость от реакции (силы реакции) окружения – вторичная девиация как ответное действие на реакцию окружения. Стигматизация: стигма выраженный негативный ярлык, который сильнейшим образом изменяет понимание индивидом себя и его социальную идентичность. Наделение ярлыками в ретроспективе и на перспективу.
Культура общества_9.pptx