Культура нового времени - КАРДАПОЛЬЦЕВА .ppt
- Количество слайдов: 18
КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ Содержание лекции 1. Общая характеристика эпохи, социальноэкономические, политические и философские основания. 2. Европейская культура XVII века, становление рационализма. 3. Культура эпохи Просвещения. XVIII в. 4. Западно-европейская культура XIX века.
Лекция № 14 Слайд № 2 Характерные черты европейской культуры Нового времени 1. Становление нового способа производства, развитие капиталистических отношений. 2. Возрастание роли прикладных наук, новые методы познания, рационализм. 3. Инновационный характер культуры, идея прогресса. 4. Механистическая картина мира. 5. Антропоцентрический характер культуры.
Лекция № 14 Слайд № 3 Просвещение – эпоха распространения в XVIII веке движения «просветителей» , провозгласивших «естественное» равенство людей, духовную и политическую свободу, приоритет разума, общедоступность знаний. Просветительство связывало дальнейший прогресс с возможностью построения общества на разумных началах, в первую очередь, благодаря образованию, просвещению. Крупнейшие представители: Франция – Вольтер, Ж. -Ж. Руссо, П. Гольбах, К. Гельвеций, Д. Дидро. Англия – Дж. Локк. Германия – Г. Лессинг, Ф. Шиллер, И. Гете Россия (XVIII) – Н. Новиков, А. Радищев
Лекция № 14 Слайд № 4 Типы мировоззренческих концепций в культуре Просвещения Аристократическое просвещение (Вольтер) Демократическое просвещение (Дидро) Общие черты 1. Исторический оптимизм 2. Вера в разум 3. Толерантность по отношению к другим 4. Утопичность 5. Энциклопедизм 6. Научный скептицизм Народное просвещение (Руссо)
Лекция № 14 Слайд № 5 Рационализм – философское направление и умонастроение эпохи Просвещения, утверждавшее неограниченность возможностей человеческого познания. Философы и естествоиспытатели утверждали, что человек постигает мир через разум, а источником знаний является опыт. Р. Декарт «Я мыслю, следовательно, существую» Ф. Бэкон «Знание – сила»
Лекция № 14 Слайд № 6 Барокко (ит. barocco – причудливый, необычный) – стилевое направление в искусстве Европы XVI – XVIII вв. , отличается декоративной пышностью, помпезностью, динамически сложными формами, импульсивностью, чрезмерностью, живописностью. Представители: Живопись: Караваджо, Эль Греко, Рубенс, Рембрандт, Веласкес. Музыка: Бах, Гендель Скульптура, архитектура: Л. Бернини.
Лекция № 14 Слайд № 7 Социально-духовные основы культуры классицизма 1. Государственный абсолютизм 2. Торжество высоких нравственных добродетелей 3. Регламентация всех сфер жизни 4. Нормативность, каноничность в искусстве 5. Господство философии рационализма
Лекция № 14 Слайд № 8 Классицизм (от лат. – образцовый) – художественный стиль, сложившийся в искусстве XVIII века, основывался на идеях рационализма, разумности, логики и порядка; стремился к выражению возвышенных, героических и нравственных идеалов, к созданию ясных образов. Классицизму присущи – соразмерность, строгость и четкость форм, симметричность, гармония, обобщенность, отвлеченность образов, академизм.
Лекция № 14 Слайд № 9 Романтизм – художественное направление, сложившееся в европейском искусстве на рубеже XVIII-XIX вв. Возникновение романтизма обусловлено глубоким разочарованием художников в политических результатах Великой французской революции, романтизм формировался в борьбе с просветительско-классицистской идеологией. Характерное для романтического метода – острое столкновение образных антитез (реальное – идеальное, комическое – трагическое) выражало резкое неприятие буржуазной действительности, протест против рационализма, практицизма. Внешний мир воспринимался остро субъективно. Романтики стремились отобразить внутренний мир человека. Для романтизма характерны мотивы одиночества, скитальчества, поэтизация, идеализация прошлого, народного быта природы.
Лекция № 14 Слайд № 10 Символизм – художественное направление, сложившееся в середине XIX века, в котором художники стремились выразить идеи, выходящие за пределы чувственного восприятия, через символ – обобщенный, условный знак, аллегорию, как форму иносказания или абстрактное понятие. Художественный образ в символизме принципиально многозначен, рождает субъективные ассоциации.
Лекция № 15 Слайд № 1 1. 2. 3. 4. 5. 6. Особенности культуры России Содержание лекции: Природно-географические условия. Геополитические и этнические факторы. Этапы развития русской культуры Особенности ментальности России. Культура советского периода. Современная российская культура.
Лекция № 15 Слайд № 2 Природно-географические условия: I. Жесткость и разнообразие природных условий. II. Обширность территории порождала: 1. разобщенность, редкость населения, многоукладность быта, многонацианальность. 2. сложность экономических связей, стремление к экономической самостоятельности регионов, городов, селений 3. огромные материальные затраты на защиту границ – все это требовало централизации экономических и политических усилий.
Лекция № 15 Слайд № 3 Геополитические и этнические факторы: 1. 2. 3. 4. 5. Статус России как крупнейшей «сухопутной» цивилизации, центра евразийства, противостоящего Западу. Положение между Востоком и Западом, влияние этих культур, их экономических особенностей, обусловило как маргинальность, так и самодостаточность российской культуры. Привлекательность России для западной экспансии вследствие сырьевой и территориальной ограниченности европейских стран. Расширение территории за счет завоевания новых земель, за счет добровольного присоединения, за счет хозяйственного освоения свободных территорий. Российская культура формировалась на основе трех мощных этносов: славянского, тюркского, финно-угорского – это рождает ситуацию культурного взаимовлияния, национальной терпимости.
Лекция № 8. Таблица № 3. Этапы развития русской культуры • Дохристианский (языческий) • Христианский период (988 г. – принятие христианства на Руси) - культура Киевской Руси - культура феодальной раздробленности - культура периода монголо-татарского нашествия - культура централизованного государства, объединение вокруг Москвы - культура XVII века ( «бунташного» , переломного века) • Культура Нового времени (17 -19 вв. ) • Культура Серебряного века • Культура Новейшего времени (ХХ век) - советская цивилизация - современная культура
Лекция № 15 Слайд № 4 • • • Особенности ментальности России Определяющая роль православия для русской культуры. Принятие христианства «сверху» , административным путем. Высокая религиозная терпимость, сосуществование различных конфессий. Святость как образец жизни особых людей, преклонение перед ней, но не следование ей в повседневной жизни. «Соборность» как центральная идея религиозного менталитета, коренящаяся в общем служении высокой правде, в общем долге. Большая роль нравственных факторов и оценок, нравственный максимализм. Высокая роль идей равенства, справедливости, сочувствия слабым. Терпимость, покорность судьбе, культ непротивления злу. Слабость нравственной самодисциплины, рационального начала. Надежда на случай, на «авось» , вызванная нестабильность жизни В. Ключевский. Широта души, размах мировосприятия. Комплекс «аутсайдера» .
Культура советского периода ЦЕННОСТИ: 1. Реальные проявления бескорыстной дружбы народов, коллективизма, общественных интересов, как важных социальных ценностей 2. Стабильность в сфере социальной защиты, образования, здравоохранения. 3, Высокий научно-технический потенциал страны мировые достижения в фундаментальных науках, выход в космос. 4. Создание мощной индустрии, тяжелой промышленности, современной армии. 5, Вера значительной части народа в светлое будущее, трудовой энтузиазм. 6. Всеобщая грамотность населения, возникновение письменности и национальной литературы малочисленных народов. Приобщение их к достижениям мировой культуры. Формирование национальной интеллигенции. 7. Рождение выдающихся произведений литературы и искусства.
Потери культуры советского периода: 1. Революция, гражданская война, коллективизация, борьба с врагами народа, и как результат - невосполнимый ущерб интеллектуальному культурному потенциалу страны. 2. Хищническое отношение к нарушение экологического баланса. 3, Тоталитаризм, отсутствие правового государства, культ личности, грубейшее нарушение, прав человека. 4. Жесткая идеологизация общественной и культурной жизни, давление на личность, творчество ученых, деятелей культуры. 5. Низкая общая и политическая культура руководителей КПСС и советского государства, игнорирование ими объективных законов общественного развития. Пренебрежение мировым опытом. 6. Неэффективность общественного производства, подрыв интереса к результатам труда, низкий жизненный уровень 7. Нарушение экономических законов приведшее к глубокому социально-культурному кризису. 8. Милитаризация экономики. 9. Борьба с религией. 10. Три волны эмиграции.
Современная российская культура. Явления Позитивные: Негативные: 1. Развитие гласности, раскрепощение сознания. 2. Освобождение от жесткой идеологизации, от "догматов" советского периода. 3. Знакомство с творчеством запрещенных ранее деятелей литературы и искусства, приобщение к эмигрантской культуре. 4. Преодоление культурной самоизоляции. 5. Возвращение религиозной культуры. 6. Восстановление исторической памяти народа 1. Забвение нравственных ценностей коллективизма, взаимопомощи, бескорыстной дружбы. 2. Коммерциализация культуры, деформация в условиях"дикого" рынка. 3. Криминализация в сфере культуры. 4. Преобладание массовой культуры низкого качества. 5. Состояние самовыживания культуры, отрешенное отношение государства к культуре.
Культура нового времени - КАРДАПОЛЬЦЕВА .ppt