Историческая типология ч.2.ppt
- Количество слайдов: 60
Культура Нового Времени
Особенности общественного сознания Нового времени • Сословное деление общества утратило свою актуальность – формируется буржуазное общество • Индивидуальное начало - Идея «самосделанного» человека • Рациональное осмысление нравственности (Й. Бентам, Б. Мандевиль) - Деньги как основное мерило нравственности • «Война всех против всех»
Отличительные черты «Эпохи Просвещения» • Деизм (Бог является творцом Вселенной, но не участвует в жизни природы и общества в дальнейшем) • Космополитизм • Научность • Рационализм – вера в силу разума • Идея прогресса • Абсолютизация роли воспитания
Особенности художественного мышления Нового времени • Искусство становится самостоятельным видом деятельности • Параллельное существование нескольких стилей • Формирование авторских стилей • Акцент на этико-эстетическую проблематику • Интерес к драматическим сюжетам
СТИЛЬ БАРОККО В пер. с итал. – причудливый, вычурный Условность порядка, гармонии Дисгармония общества и природы Идеалы монархической власти: сверкающее великолепие, помпезность, роскошь • Идеалы католической церкви • •
Рубенс Венера и Адонис
Рембрандт Даная
Центральная лестница Эрмитаж
СТИЛЬ КЛАССИЦИЗМ • От лат. Образцовый • Строгость, симметрия • Гражданская направленность: герой жертвует собой ради долга • Подчинение человека интересам государства • Трагедийность
Давид Клятва Горациев
Лосенко А. П. Владимир и Рогнеда
Стиль Рококо С фр. – раковина Идея гедонизма, апофеоз чувств Легкость, воздушность Пристрастие к сельским идиллиям и пасторальным сценам • Пышное убранство • •
Ф. Буше Туалет Венеры
Ж. О. Фрагонар Счастливые возможности качелей
Культура XIX – н. XX вв.
Социально-исторические особенности XIX века • Расцвет капитализма и укрепление буржуазных ценностей • Формирование национальных государств • «Свобода, равенство и братство» • Либерализм, демократия, социализм – основные политические теории • Секуляризация культуры • Научно-технический прогресс • Урбанизация общества • Усиление субъективного начала в художественном творчестве и восприятии
Эстетическая концепция романтизма • Критическая реакция на буржуазность, практицизм • Конфликт между художником и бюргером, обществом • Защита универсальности человеческой личности • Интерес к национальной культуре • Культивирование сильных переживаний и страстей • Интерес к метафизике, мистицизму, эзотерике • Ирония как основополагающий принцип бытия • Метафоризм слова, художественного образа
К. Брюллов Последний день Помпеи
Э. Делакруа Свобода на баррикадах
К. Брюллов Всадница
Критический реализм • Правдивое отражение действительности, максимальная объективность (О. Бальзак, Г. Флобер, Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой) • Принцип типического • Внимание к детализации • Раскрытие всеобщих связей и зависимостей • Интерес к бытовым жанрам
П. Федотов Сватовство майора
В. Г. Перов Сельский крестный ход на Пасху
И. Е. Репин Бурлаки на Волге
В. И. Суриков Боярыня Морозова
И. И. Шишкин Утро в сосновом лесу
А. Куинджи Лунная ночь на Днепре
Импрессионизм • 1863 г. «Салон отверженных» • Работа на пленэре • Стремление уловить мимолетное состояние природы • Использование чистых, спектральных цветов • Теория разложения цветов • Техника быстрого мазка
К. Моне Впечатление Восход солнца
Э. Мане Олимпия
О. Ренуар Портрет Жанны Самари О. Ренуар Портреты Жанны Самари
Э. Дега Голубые танцовщицы
К. Писсаро Урожай
Постимпрессионизм • • Отсутствие единой эстетической концепции В ранний период были импрессионистами Визуальное восприятие мира Через изменчивую видимость природы стремились передать ощущение постоянства
П. Гоген Женщины на побережье
В. Ван Гог Автопортрет в серой шляпе
В. Ван Гог Подсолнухи
Символизм • Реальность – это слабое отражение мира идей – негативное отношение к реальности • Постижение тайн красоты через символ • Постижение истины через чувства, а не разум • Абстрактные понятия, аллегории • Наиболее развит в литературе (Ш. Бодлер, С. Малламре, П. Верлен)
Хуго Симберг Раненый ангел
М. Врубель Царевна-лебедь
М. Врубель Демон (сидящий)
Художественные течения начала XX века (авангард) • • Абстракционизм (В. Кандинский, К. Малевич) Супрематизм (К. Малевич) Фовизм (А. Матис) Экспрессионизм ( «Бубновый валет» , Э. Кирхнер, Э. Мунк) Кубизм (ж. Брак, П. Пикассо) Футуризм (в осн. в литературе) Примитивизм (Нико Пиросмани) Сюрреализм (А. Бретон, С. Дали)
Эдвард Мунк Крик
К. Малевич Супрематизм
Историческая типология ч.2.ppt