kultura_Moskovskoy_Rusi_XIV-XV_veka.pptx
- Количество слайдов: 49
Культура Московской Руси XIV XV века
Погибли великолепные памятники зодчества, изобразительного и прикладного искусства, письменности. Раз рушение городов, угон ремесленников в рабство привели к исчез новению многих ремесел. Были утрачены искусство перегород чатойэмали, многие приемы обработки металла, умение изготовлять цветное стекло. На полстолетия прекратилось каменное строительство, а когда оно возродилось в конце XIII в. , оказа лось, что техника строительного дела стала гораздо примитив нее, чем до нашествия.
Период XIV – XV вв. стал расцветом русской культуры после нашествия. Московский кремль 1367 году
Этапы культурного развития 1 этап: От вторжения Батыя до середины XIV в. 2 этап: Вторая половина XIV—первая половина XV в. 3 этап: Вторая половина XV в. и начало XVI в.
Материальная культура. Занятие и быт Основным типом жилища была изба, топившаяся по черному.
Одежда представителей разных слоев населения различалась больше материалом, нежели покроем. Простолюдин носил домо тканое платье, а знать — бархатное, парчовое, атласное. Боярские шубы шились из очень дорогих мехов: соболя и даже горно стая. Крестьяне обувались в лапти, в городах носили кожаные сапоги.
С конца XIII в. началось возрождение ремесленного производства, прежде всего обработки металла. Высокого искусства достигли кузнецы, изготовлявшие и богато украшавшие мечи и панцири, а с середины XIV в. — кованые пушки.
Пищали 14 15 века
Широко рас пространилось литейное дело — отливка медных пушек и колов, церковной утвари и предметов обихода (кресты, паника дила, пряжки). Мастера ювелиры занимались чеканкой и грави ровкой.
Фольклор Главной темой фольклора стала борьба против монгольского нашествия и ордынского ига. В XIII— XV вв. сло жились жанры исторической песни и сказания. Многие из них составили основу литературных сочинений эпохи. Произведе ния фольклора XIII—XV вв. сохранили множество черт былинного эпоса времен Киевской Руси.
Многие фольклорные произведения, созданные на основе ре альных исторических фактов, преображали подлинные события в соответствии с народными чаяниями. Такова, например, песня о Щелкане Дюдентьевиче, которая рассказывает о победе вос ставших тверичей в 1327 г. , ничего не говоря о последовавшей затем каре.
Василий Буслаев – герой новгородского былинного эпоса
Цикл былин – о Садко
Письменность и литература В средневековой Руси была довольно широко распространена грамотность. Кроме служителей церкви грамо той владели многие городские жители. При монастырях и кня жеских канцеляриях существовали особые школы, где готовили писцов.
С XIV в. наряду с пергаменом использовалась привозимая из Европы бумага. На смену торжественному уставному письму пришел более быстрый в написании полуустав, а с конца XV в. стала преобладать скоропись. Все это говорит о распространении письменности.
По прежнему самыми важными произведениями письменно сти оставались летописи, содержащие как информацию о при родных и исторических явлениях, так и литературные сочинения и богословские рассуждения.
«Слово о погибели Русской земли» литературное произведение, датируемое XIII веком
«Повесть о разорении Рязани Батыем»
В конце XIV – начале XV в. были созданы произведения, посвященные победе на Куликовом поле, поэтическая «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище» . Они проникнуты чувством глубокого восхищения подвигом русских воинов, патриотической гордостью.
"Житие Сергия Радонежского" было написано на рубеже XIV–XV
«Повесть о Петре и Февронии»
«Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, первым из русских людей побывавшего в Индии (1468 1474).
Архитектура Крупнейшими центрами каменного строительства являлись Новгород и со второй половины XIV в. Москва.
Церковь Николы на Липне (конец XIII в. )
Фрески церкви Николы на Липне.
Успенский собор в Звенигороде (1400)
Троицкий собор Троице Сергиева монастыря (1422— 1423)
Успенский собор, построенный в Московском Кремле под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти в 1475— 1479 гг.
Успенский собор Московского Кремля. 1479 г. Интерьер.
Живопись XIV- XV
С начала и на протяжении почти всего XIV века в новгородских иконах заметно сильное влияние фресковой живописи. Среди этих разнообразных стилей складывается своеобразная новгородская школа иконописи.
Лаконичность и простота, точность рисунка крепких коренастых фигур, изображенных на плоскости, чистая, звонкая красочная палитра (яркая киноварь, беспримесный синий и желтый цвета), Так пишут новгородцы своих «святых» — по нескольку фигур сразу строго в фас, чаще всего в рост, но всегда с суровым выражением лиц. С конца XIV в. икона в новгородской живописи занимает главное место, становится основным видом изобразительного искусства. Икона «Покров Пресвятой Богородицы»
Одним из любимых образов в новгородской иконописи был святой Георгий. В «житийной» иконе он изображен в центре на коне, а в окружающих это центральное изображение медальонах клеймах представлены сцены из его жизни.
В XV в. появляются иконы, в которых создается нечто вроде посмертного портретного изображения. Именно таким изображением можно считать икону «Молящиеся новгородцы» , исполненную в 1467 г.
Своеобразным было иконописание Пскова. Псковская иконописная школа стабилизировалась ко второй половине XIV столетия и достигла расцвета в XV в. Псковские иконы отличаются от новгородских трактовкой сюжета, типами лиц со столь характерными носами «башмачком» , смелостью композиционного и иконографического решений, повышенной эмоциональностью, сочностью письма. В псковских иконах фигуры более тяжелы и неподвижны, чем в новгородских, а в гамме преобладает темно зеленый, красно коричневый, белый цвет ( «Сошествие во ад» ).
Особым видом изобразительного искусства Новгорода и Пскова этих веков является графика рукописных книг. XIV и XV века — это время расцвета так называемого тератологического орнамента. Инициалы, заставки в новгородских и псковских книгах заполняются изображением чудовищ (по гречески tegas), оплетенных ремнями, борющихся, стремящихся освободиться от пут.
После присоединения Новгорода, а затем и Пскова к Москве искусство этих земель еще долго сохраняет собственное художественное лицо и в архитектуре, и в иконописи. Но так или иначе новгородская и псковская школы вливаются в итоге в русло общерусского искусства.
Феофан Грек – фрески, иконы, отличаются монументальностью, силой и драматической выразительностью образов, смелой живописной манерой. В его творчестве выделяются 2 периода: новгородский (создает редкие по одухотворенности произведения) московский (спокойные и уравновешенные)
В Новгороде Церковь Спаса Преображения на Ильине Улице 1378
В Москве Церковь Рождества Богородицы 1395 96 Архангельский собор в Кремле
Вместе с Прохором и Андреем Рублевым Искусство Феофана Грека определило развитие московской живописи Благовещенский собор в Кремле 1405 г
Андрей Рублев – канонизирован русской православной церковью. Его творчество знаменовало подъем русской культуры, постигает расцвета московская школа живописи. Его работы отличают глубокая человечность, одухотворенность образов, совершенство художественной формы, отличие от Грека – персонажи мягче, человечнее. страшный суд в Успенском соборе во Владимире 1408
Для Успенского Владимирского собора Рублев и Даниил Черный создали также огромный, из 61 иконы, трехрядный иконостас, каждая из икон превышала 3 м в высоту Иконостас в Троице Сергиевом монастыре 1424 26
Иконы Апостол Павел
Архангел Гавриил
Самым знаменитым произведением Рублева по праву считается «Троица» Троица
Личность Рублева, художника, с чьим именем связаны лучшие достижения русской национальной средневековой живописи, имела воздействие на всю русскую культуру в целом. А XV век на Руси становится «золотым веком» русской иконописи. Влияние великого искусства Рублева распространялось по всей Руси и касалось всех областей художественного творчества.
Работу выполнили: Чистякова Вероника Спасибо за внимание =) Вековищева Оксана Соловьев Олег Рожков Владимир
kultura_Moskovskoy_Rusi_XIV-XV_veka.pptx