Скачать презентацию Культура классической Греции Архитектура Оленин Андрей Специальность история Скачать презентацию Культура классической Греции Архитектура Оленин Андрей Специальность история

Культура классической Греции.pptx

  • Количество слайдов: 17

Культура классической Греции Архитектура Оленин Андрей Специальность «история» 1 -й курс группа Б Культура классической Греции Архитектура Оленин Андрей Специальность «история» 1 -й курс группа Б

Краткая характеристика древнегреческой архитектуры периода классики Классический период (V- IV века до н э. Краткая характеристика древнегреческой архитектуры периода классики Классический период (V- IV века до н э. ) В течение третьего периода, то есть в самую блестящую пору греческого искусства, дорический стиль, продолжая быть господствующим, делается легче в своих формах и смелее в их сочетании, ионический же стиль входит все в большее и большее употребление, и, наконец, постепенно получает право гражданства и стиль коринфский. В собственной Греции храмы становятся более благородными и гармоничными как по общему своему характеру, так и по пропорциональности отдельных частей; в малоазийских колониях зодчие заботятся о роскоши материала, форм и украшений; тогда как в Сицилии, где архитектура продолжает вращаться в дорических элементах, строители стараются поражать колоссальностью сооружений. Вместо известкового камня и песчаника для построек употребляется мрамор, доступный более тонкой обработке и потому способствующий большей деликатности и изяществу орнаментировки. Храм Тесея в Афинах, воздвигнутый в начале третьего периода, составляет одно из замечательнейших произведений доризма, смягчившегося в Аттике. Почти одновременно с ним явились ещё два памятника, гармоничностью своих пропорций обличающие в их исполнении аттическое понимание ионического стиля, а именно маленький храм в Илиссе (теперь разрушенный) и Храм Ники Аптерос (Ники Бескрылой) при входе в афинский акрополь. Кипучей строительной деятельностью было ознаменовано в Афинах правление Перикла. При нём на месте древних святилищ акрополя, уничтоженных персами, вырос прежде всего великолепный храм богини — покровительницы города, Парфенон, воздвигнутый архитекторами Иктином и Калликратом и обильно украшенный скульптурными работами Фидия и его учеников. Постройка этого храма ещё не была окончена, когда началось сооружение т. наз. Пропилеев — торжественных ворот акрополя, в которых архитектор Мнезикл сумел прекрасно сочетать дорический стиль с ионическим, применив первый к фасаду, а второй — к внутренней колоннаде. Блестящие успехи зодчества в Афинах оказали сильное влияние на строительную деятельность в других местах Аттики и Пелопоннеса. Так, под руководством одного из архитекторов Парфенона, Иктина, были воздвигнуты роскошный храм Деметры и храм Эпикурейского Аполлона в Бассах (в Фигалейе, в Аркадии). К той же поре относится сооружение храма Зевса в Олимпии, знаменитого по своим скульптурным украшениям, в особенности же по колоссальной статуе отца богов, исполненной Фидием.

ГРЕЧЕСКИЕ ОРДЕНА Дорическое отличалось стремлением к монументальности, серьезности, ГРЕЧЕСКИЕ ОРДЕНА Дорическое отличалось стремлением к монументальности, серьезности, "мужественности", совершенству пропорций. Дорический стиль сформировался приблизительно в 600 г. до н. э. и в дальнейшем претерпевал лишь незначительные изменения. Примером может служить дорический храм Геры в Олимпии. Ионический стиль, который был особенно популярен в греческих городах-государствах, возникших на побережье Малой Азии, в V в. еще окончательно не сформировался. Мастера ионийского направления, стемились достичь легкости, изящества, прихотливости линий. "Дорическое" и "ионийское" - не совсем географическое понятие: дорические постройки можно встретить на ионийской территории, и наоборот. Наиболее ранним известным примером может служить храм богини Геры на острове Самосе. В течение VII в. строительное искусство быстро развивалось в рамках нескольких характерных стилей. Оба стиля (ордера) с самого начала существенно различались. Ранние ионические храмы в Малой Азии имели более богатое убранство и большие размеры, чем дорические храмы. Расцвет художественного творчества в Греции приходится на вторую половину V в. до н. э.

Структура города Высшим достижением греческого градостроительства была разработка концепции регулярного города, т. е. строительство Структура города Высшим достижением греческого градостроительства была разработка концепции регулярного города, т. е. строительство городов по предварительно продуманному, основанному на принципах рационального благоустройства плану. Основные принципы регулярного города были разработаны Гипподамом из Милета и получили название гипподамова города. Городская территория делилась пересекающимися под прямым углом улицами на ряд правильных жилых кварталов. Предусматривалось выделение городского центра, застроенного зданиями общественного назначения (храмами, помещениями для должностных лиц, портиками для прогулок), торговой площади — агоры (иногда общественный центр совпадал с агорой, иногда они разделялись). Если город располагался на морском берегу, то прибрежная часть оформлялась в портовый район с верфями, доками, складами. В регулярном городе предусматривались как его обязательные элементы театр, стадион и гимнасии. К городу подводилась вода по специальному водопроводу, далее она поступала по трубам в разные районы города к специальным колодцам, откуда жители брали воду для своих нужд. Нечистоты выводились через канализацию за пределы города. Парадным и религиозным центром города был акрополь, здесь располагался храм главного божества — покровителя данного города, сюда вела дорога священных процессий во время важнейших праздников, здесь приносились наиболее торжественные жертвоприношения. Принципы гипподамова города могли быть реализованы лишь в городах, построенных на новом месте, как, например, в Олинфе на Халкидике или в портовом городе Пирее, городе Фурии или в заново отстроенном Милете. В городах, возникших в незапамятные времена, таких, как Коринф, Афины, Эфес, Фивы, положение было иным — вместо регулярных кварталов, сетки прямых улиц, благоустроенных площадей можно было видеть беспорядочно стоящие частные жилища, разбросанные среди них храмы, узкие кривые улочки. Однако элементы регулярности в V—IV вв. до н. э. проявляются и здесь: архитектурно украшаются акрополь, центральная площадь, место для народных собраний. Ремесленные мастерские с вредным производством (керамические, кожевенные) переносятся на окраину города. Здания театров и стадионы устраиваются в наиболее удобных местах. В V—IV вв. до н. э. практически во всех греческих городах возникают мощные оборонительные сооружения, система крепостных стен с башнями, которые вносят элементы организации во всю городскую планировку.

Храм Основой греческого зодчества, как и в архаическое время, был храм — самое совершенное Храм Основой греческого зодчества, как и в архаическое время, был храм — самое совершенное в принципе здание, в котором обитает прекрасное божественное существо. Были разработаны различные типы храмовых зданий, от скромных героонов в честь героев до величественных громадных храмов в честь главных богов. Храмовые здания в зависимости от количества колонн делились на несколько типов: храм в антах (две колонны перед главным входом), простиль (четыре колонны перед главным входом), амфипростиль (колонны поддерживали портик перед главным входом и такой же портик с колоннами располагался с противоположной стороны), периптер (когда колонны окружали храмовое помещение с четырех сторон) и самый сложный тип греческого храма — двойной периптер, когда портик с четырех сторон здания поддерживался двойным рядом колонн. В большом храме внутренние апартаменты состояли из зала, где находилась статуя главного божества города (Зевса, Посейдона, Геры, Афины, Аполлона и др. ), и второго помещения, где хранилась священная утварь, а также храмовые, а зачастую и городские сокровища. Антаблемент над колоннами, верхние части наружных и внутренних стен здания, фронтоны украшались скульптурными группами и рельефами, что придавало храмовому зданию нарядный и торжественный облик. Греческие зодчие на основе этих общих принципов построили ряд храмов, ставших шедеврами греческой и мировой архитектуры: Афины-Девы, Парфенон (архитекторы Иктин и Калликрат, 448— 432 гг. до н. э. ), Зевса в Олимпии (архитектор Либон, 465— 456 гг. до н. э. ), Эрехтейон, интересный своей расчлененной композицией и применением фигурных, в виде несущих корзины девушек, колонн (так называемых кариатид), храмы Аполлона в Дельфах, в Дидимах около Милета и многих других.

Олимпия — древнегреческий город в Элиде, в северо-западной части полуострова Пелопоннес. Он известен как Олимпия — древнегреческий город в Элиде, в северо-западной части полуострова Пелопоннес. Он известен как религиозный центр древних греков, где почитался культ Зевса, а также место проведения Олимпийских игр. Архитектурный ансамбль Олимпии сложился в VII—IV вв. до н. э. Он находился на холме Альтис в живописной долине реки Алфея, у подножия невысокой горы Кронос. На священном участке площадью около 3 га размещались главные святыни — алтарь Зевса, святилище Героон Пелопса и различные скульптурные монументы. Центральная часть ансамбля — храм Зевса (468— 456 гг. до н. э. , архитектор Либон из Элиды), сооруженный вскоре после победы греков над персами при Платеях (479 г. до н. э. ) Он воплощал в себе один из лучших образцов дорического храма ран-неклассического стиля. В IV в. до н. э. был сооружен храм Матери богов — Метроон, периптер дорического ордера. Все эти архитектурные памятники, как и греческая дорическая архитектура в целом, отличались мощью и величием, суровой простотой и монументальной торжественностью, а также лаконичностью в применении декора. К югу от священного участка находятся остатки булевтерия (зал заседаний совета старейшин святилища) — комплекса каменных построек VI—V вв. до н. э. Из других общественных сооружений до нашего времени сохранились остатки гимнасия, театра, Теоколейона (дома жрецов) и другие. В Олимпии на стадионе и ипподроме с 776 г. до н. э. проводились общегреческие празднества и состязания в честь Зевса (Олимпийские игры: езда на колесницах, пятиборье, кулачный бой, конкурс искусств). Основным видом состязаний являлся бег. Длина беговой дорожки составляла 192 м. Старт и финиш отмечали две линии каменных плит. С установлением христианства Олимпия пришла в упадок. В 426 г. н. э. она была сожжена по приказу византийского императора Феодосия II. Археологические раскопки выявили здесь свыше 130 статуй, около 13 тыс. бронзовых изделий, до 10 тыс. надписей на бронзовых табличках и другие предметы древней цивилизации.

Пестум(Посейдония) и Сицилия Еще одними творениями творение архитектора Либона из Элиды, характерный образец так Пестум(Посейдония) и Сицилия Еще одними творениями творение архитектора Либона из Элиды, характерный образец так называемого "сурового" стиля, царившего в дорических землях в первой половине V в. до н. э. Немало памятников его можно встретить в Сицилии и Южной Италии: святилище Зевса в Агригенте, шестиколонный храм Посейдона в Песте в Лукании и др. Пестум Посейдония), древний город на Ю. З. Италии, колония Сабириса, основан около 600 до н. э. на западном побережье Лукании, близ устья р. Силара (современной р. Селе). На Ю. центральной части Песты находится священный участок Геры с 2 дорическими периптерами храм Геры I так называемая «Базилика» ; середины 6 в. до н. э. ) и храм Геры II (так называемый «храм Посейдона» ; 2 -я четверть 5 в. до н. э. ), отличающимися суровостью и грандиозностью подчёркнуто утяжелённых форм, на Сецилии. — священный участок Афины с так называемым «храмом Деметры» (2 -я половина 6 в. до н. э. ), в котором дорический ордер сочетается с элементами ионики (например, колонны пронаоса) Базилика в Пестуме.

 «Храм Деметры» в Посейдонии «Храм Деметры» в Посейдонии

Древнегреческий; храм Посейдона в Пестуме. Италия. 5 в. до н. э. Древнегреческий; храм Посейдона в Пестуме. Италия. 5 в. до н. э.

ДЕЛЬФЫ Иным по своему характеру был храмовый ансамбль Дельф — священного города Аполлона. Основой ДЕЛЬФЫ Иным по своему характеру был храмовый ансамбль Дельф — священного города Аполлона. Основой ансамбля была извилистая, поднимающаяся из долины священная дорога (дорога процессий), по сторонам которой находились сокровищницы нескольких десятков греческих городов. Дорога подходила к верхней террасе, на ней возвышался огромный, господствующий на всем склоне горы Парнас храм Аполлона, к нему примыкал театр, где проходили музыкальные состязания в честь Аполлона.

Пелопоннесская война. Причина перемещения центра архитектуры в Малую Азию Поражение в Пелопоннесской войне и Пелопоннесская война. Причина перемещения центра архитектуры в Малую Азию Поражение в Пелопоннесской войне и экономический кризис повлекли за собой неизбежный упадок архитектуры в Афинах. Если в V в. до н. э. именно этот город выделялся в Греции бурным строительством, то в следующем столетии центр архитектуры переместился в Малую Азию. Уже не подвластные Афинам малоазийские города вновь переживали период расцвета. В собственно Греции и дальше господствовал дорический стиль, утративший, однако, свои привычные особенности. Пропорции становятся легче, колонны стройнее и декоративнее, благодаря все более частому использованию коринфских капителей, стилизующих в камне листья аканфа.

Надгробный памятник карийского правителя Мавсола, сооружён в середине IV века до н. э. по Надгробный памятник карийского правителя Мавсола, сооружён в середине IV века до н. э. по приказу его Ариемасси, которая была еще и его сестрой в Галикарнасе одно из античных чудес света. Пифей греч. архитектор 4 в. до н. э. , известный строительством мавзолея в Галикарнасе и храма Афины в Приене. Членение и пропорции его строений определили все эллинистическо -ионийское искусство храмовых построек. Мавзолей и его создатель

ХРАМ АРТЕМИДЫ В ЭФЕСЕ Пышным и гигантским было другое сооружение, считавшееся одним из чудес ХРАМ АРТЕМИДЫ В ЭФЕСЕ Пышным и гигантским было другое сооружение, считавшееся одним из чудес света и также находившееся в Малой Азии: храм Артемиды в Эфесе, построенный на месте храма, сожженного в 356 г. до н, э. "незабвенным" в веках Геростратом

Античный древнегреческий театр был построен между 340 г. до н. э. и 330 г. Античный древнегреческий театр был построен между 340 г. до н. э. и 330 г. до н. э. архитектором Поликлетом Младшим из города Аргоса, согласно записям Павсания. Театр был построен для развлечения знати аслкгиона в Эпидавре — считалось, что театр благоприятно влияет на психическое и физическое здоровье пациентов. Древний театр вмещал более 15000 зрителей и был разделен на две части. 21 ряд с местами для обычных людей и 34 нижних ряда для священников и правителей. Греческий театр в Сиракузах был построен в V в. до н. э. и на то время являлся самым большим театром в античном мире. Диаметр зрительного зала составлял 138 м, здесь было 67 зрительных рядов, и могло разместиться до 15 тыс. человек. Театр был вырублен в скале таким образом, что сцена находилась на фоне моря. Отсюда был виден грозный вулкан Этна. Театры

ЗАЛ 10 ТЫСЯЧ Из других светских, практического назначения сооружений упомяну большой крытый зал, где ЗАЛ 10 ТЫСЯЧ Из других светских, практического назначения сооружений упомяну большой крытый зал, где должны были проходить собрания Аркадийского союза греческих полисов, - так называемый зал десяти тысяч, построенный Эпаминондом в новооснованной столице Аркадии Мегалополе и представлявший собой прямоугольное здание небывалых размеров; образцом для архитектора послужил Одеон Перикла в Афинах

Вывод Архитектура древней Греции, а особенно классического периода, является одним из самых ярких пятен Вывод Архитектура древней Греции, а особенно классического периода, является одним из самых ярких пятен в мировой культуре. Она стала рычагом для появления ренессанса и классицизма. До сих пор будоражит умы и не перестает удивлять человечество.

Тесты 1. Кто построил храм Зевса в Олимпии: А) Фидий; Б) Пифей; В) Поликлет Тесты 1. Кто построил храм Зевса в Олимпии: А) Фидий; Б) Пифей; В) Поликлет Младший; Г) Либон из Элиды 2. Какие ордена характерны для периода классики: А) Дорический; Б)Ионический; В) Коринфский; Г) Все 3. Где появился первый каменный театр: А)Афинах; Б)Сиракузах; В) Эпидавре; Г) Спарте 4. Главная причина переноса центра строительства из Афин в Малую Азию: А)Пелопоннесская война; Б)Греко-персидские войны; В)Тирания Писистрата; Г)Поход на Персию Александр Македонского 5. Отметте хронологические рамки классического периода в истории Древней Греции: А)III тыс. до н э – XII век до н э; Б) XI – IX века до н э; В)VIII-VI века до н э; Г)V- IV века до н э