культура киевской руси.pptx
- Количество слайдов: 90
Культура Киевской Руси (IX – XI вв. )
Письменность и литература I. Переводные (с греческого) сочинения богословского характера: - Библия; - Богослужебные книги (требники, служебники, минеи, триоди, псалтыри); - Произведения «Отцов церкви» (Григория Богослова, Симеона Нового Богослова, Иоанна Дамаскина, Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Василия Великого); - Жития Святых.
Письменность и литература Переводная литература – толчок к развитию литературы оригинальной: - «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона (идея – утверждение превосходства совсем еще молодого русского православия над византийским); - «Сказание о Борисе и Глебе» (укрепление единства Руси); - «Житие Феодосия Печерского» ; - «Слова» о смирении, любви, о посте, душевной пользе Феодосия Печерского;
Письменность и литература Особенности: - Отсутствие вымысла. (Цель – не развлечение, а поучение); - Анонимность. (Главное – не популярность, а служение Богу и ближним); - При описании земного – проявление небесного, сакрального (связь с текстами Священного Писания); - Следование канону (определенный набор признаков для произведения того или иного жанра).
Письменность и литература - Большой интерес к истории => популярностью на Руси пользовались Хроника Георгия Амартола, Хроника Иоанна Малалы; - Появление летописания: Древнейший свод (конец Х – начало XI в. ), Никоновский свод (1073 г. ), Начальный свод (1095 г. ) => Повесть временных лет (1113 г. ); - Развитие книжного дела: древнейшая рукопись – Остромирово Евангелие (1056 г. ); Изборник Святослава (1073 г. ).
Архитектура - Развитие связано с распространением - - христианства => распространение каменной архитектуры; Крестово-купольная конструкция, строительный материал – плинфа (большой плоский кирпич размером 40 х30 х3); Арка – архитектурный прием; Основной вид строительства – храм (модель и символ вселенной); Первые строители – приглашенные мастера из Константинополя;
София Киевская (1037 г. )
София Новгородская (сер. XI в. )
София Полоцкая
Храм Успения Богородицы (Десятинная церковь 986 -989 гг. )
1 купол –Иисус Христос 2 купола – Бог и человек 3 купола – Святая Троица 4 купола – четыре евангелиста 5 куполов – Христос и евангелисты 7 куполов – семь таинств 9 куполов – девять чинов ангельских 13 куполов – Христос и апостолы
Виды глав (куполов) - Луковичные (символизируют пламень свечи, о которой свидетельствует Евангелие: «И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме…» (Мф. 5: 15, 16); имеют выпуклую форму, плавно заостряющуюся на вершине, похожую на луковицу; имеют больший диаметр, чем основание на котором они установлены, а их высота обычно превышает ширину; луковичные купола появились: 1) в конце XIII в. ; 2) во 2 -ой пол. XVI в. , а в XVII в. стали на Руси массовым явлением ); - Шлемовидные (символизируют ту духовную брань, которую Церковь с момента своего основания ведет с силами зла; высота всегда меньше ширины; преобладали в домонгольском Владимиро-Суздальском княжестве, позднее воспринята в Тверском и Московском княжествах, затем в централизованном Русском государстве);
Цветовое решение купола: - Золотой – символ небесной славы, посвящение Христу и 12 -ти главным праздникам церковного года, исключая Пасху); - Синие со звездами – посвящены Богородице (звезда, напоминание о рождении Христа от Девы Марии); - Зеленые – посвящение Святой Троице, Святому Духу; - Серебряный – посвящение святым.
Портал – архитектурно украшенный вход.
. Апсида – полукруглый или граненый выступ здания, перекрытый полукуполом или сомкнутым сводом.
Закомара - полукруглое или килевидное завершение части наружной стены здания в русской архитектуре, повторяет очертания расположенного за ней свода.
Фрагмент городской стены Киева «Золотые ворота»
Мозаика и фреска - Византийская живописная традиция, отличающаяся одухотворенностью и строгой каноничностью; - Статичные, плоскостные, но чрезвычайно выразительные образы, воплощающие идею превосходства духа над плотью; - Цвета – яркие, чистые (белый – нравственная чистота и святость; черный – смерть; зеленый – юность и цветение; голубой – божественный мир; червленный – жизнь, огонь; баогряный – мученичество, кровь Христа; золотой – свет, исходящий от Бога и заполняющий мир).
Роспись храма - Верхняя часть храма – купол, световой барабан, своды – символ неба, где пребывают Бог и ангелы, церковь небесная => Христос Пантократор (Спас Вседержитель), изображения пророков и ангелов, изображения четырех евангелистов
Роспись храма - Композиция в алтаре – Церковь земная, воплощением которой была Богородица => Богоматерь Оранта (молящаяся), «Евхаристия» , святители; - Стены и опоры храма – символ Земли (северная и южная стены – житие святого, которому посвящен храм, западная стена – сцена Страшного суда.
Святительский чин. Иоан Затоуст и Григорий Чудотворец
Мозаика - Сложная и дорогостоящая техника живописи; - Смальту (цветное стекло) выплавляли в специальных мастерских, добавляя окислы металлов для придания цвета; - Своды и стены храма покрывались цементирующим раствором, поверх которого наносили рисунок, по которому в раствор вдавливали кубики смальты; - Светоносность; - Особые художественные законы – чем выше, тем больше (Богоматерь Оранта)
Фреска - Роспись красками по сырой штукатурке поверх - - предварительно сделанного рисунка; Качество фрески зависит от качества штукатурки (вода + известь). Важно – вывести «емчугу» светлый налет; Краски – цветные глины и камни, растертые в известковой воде; Недостаток – известь со временем съедает цвет, отчего фрески выглядят слегка поблекшими; Фрески украшают менее значимые части храма: хоры, галереи, лестничные башни; Свобода в выборе сюжетов.
Ипподром. София Киевская
Охота на медведя. София Киевская
Скоморохи. София Киевская
Сошествие Христа в ад
Портрет семьи Ярослава Мудрого. (София Киевская. Центральный неф)
Икона - В переводе с греческого – образ, изображение; - Иконографические типы Русь унаследовала от Византии; - Появляются новые черты: более мягкие и более открытые лики, усиливается интенсивность цвета, силуэт обретает большую замкнутость и четкость; - Сохраняя византийский иконографический тип, Русь незаметно трансформирует его, наполняя новым содержанием, менее аскетическим и суровым.
Икона - Иконная доска (в большинстве случаев – липа); - Ковчег (неглубокая прямоугольная выемка); - Паволока (холстина, защищавшая живопись от - - трещин на дереве); Грунт (левкас); Краски (темпера, замешанная на яичном желтке + красящий пигмент (цветные глины и минералы)); Роспись: набросок общей композиции, «доличное письмо» , «личное письмо» (лики, руки, ноги святых); Покрытие изображения олифой; Главные иконописные школы: Новгород, Псков, Москва.
Иконография Богородицы: Одигитрия, Оранта, Умиление, знамение
- - В пер. с греческого – Указующая Путь; Наиболее распространенное изображение Богородицы с младенцем; Младенец-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой Он благословляет; а левой – держит свиток, реже – книгу, что соответствует иконографическому типу Христа Пантократора; Богородица чаще представлена в поясном изображении, известны оплечные варианты (Казанская) или изображения в рост; С догматической точки зрения основной смысл образа – явление в мир Небесного Царя и Судии и поклонение царственному младенцу; Особо почитаемы иконы этого типа: Тихвинская, Смоленская, Казанская, Грузинская, Иверская, Пименовская, Троеручица, Страстная, Ченстоховская и др. Самая первая икона Одигитрии была исполнена евангелистом Лукой, привезена из святой земли Евдокией, женой императора Феодосия, около сер. V в. , а затем помещена во Влахернском храме => образ Одигитрии сформировался на христианском Востоке и уже оттуда был занесен в Византию; По другим источником образ Одигитрии выделился из композиции «Поклонение волхвов» ; «Одигитрия» (Тихвинская икона)
- От лат. Orans – молящийся; - Изображается с поднятыми и раскинутыми в стороны руками раскрытыми ладонями наружу (жест заступнической молитвы); - Такая поза известна с библейских (ветхозаветных) времен; - Эпитет изображения– «Нерушимая стена» ; - Величественность и монументальность, Ее поза предельно статично, композиция симметрична, используется чаще в иконографии праздников Вознесения и Покрова; «Оранта»
- Знамение – это, в определенном смысле, образ Благовещения и предзнаменование Рождества и следующих за ним евангельских событий вплоть до Второго Пришествия. - Образ Богородицы Оранты с младенцем Христом и иконографии Эммануила (Христос изображается в круглом медальоне, либо чуть видимо (полупрозрачно) на уровне груди матери; - В иконографии изображается стоя (Ярославская Оранта, Мирожская икона), либо по пояс (Новгородское Знамение, Курско. Коренная икона). «Знамение» (Ярославская Оранта)
- Элеуса, Гликофилуса (греч. – сладко - - - любящая); Одно из основных изображений Богородицы в русской иконописи; Богородица изображена с Младенцем Христом, сидящим на Её руке и прижимающимся щекой к Её щеке; На иконах между Марией (символом и идеалом рода человеческого) и Богом-Сыном нет расстояния, их любовь безгранична; Прообраз крестной жертвы Христа Спасителя как высшего выражения любви Бога к людям; Особо почитаемые: Владимирская, Донская, Федоровская, Ярославская, Почаевская, Жировицкая, Взыскание погибших и др. «Умиление» (Владимирская богородица)
«Богородица Владимирская» - Мягкий скругленный силуэт фигуры, невыразимая печаль в глазах Марии, утонченные черты лица, воспроизведенные изящной тонкой линией, передают глубокую скорбь матери; фигура Богородицы кажется невесомой; - Техника «плавей» : на оливково-зеленую основу наносятся постепенно высветляющиеся слои красок, неразличимые на глаз и как бы сплавленные в единую поверхность; - Мягкие «плави» константинопольских образов сменяются у русских иконописцев резкими белыми линиями – «светами» , условно обозначающими объем. Иконописание
1. 2. 3. 4. 5. 6. Нимб – в отличие от нимба Спасителя не содержит вписанный крест; Мафорий (с греч. – накидка) – верхняя одежда замужних женщин. Обычно пишется красным (символ страданий и воспоминание о царском происхождении). Нижние одежды по обыкновению пишутся голубыми (знак небесной чистоты); Поручи – деталь богослужебного облачения; в иконографии Богородицы – символ сослужения всей Церкви в лице Богородицы Небесному Архиерею – Христу; Зведы на мафории: 1)символ непорочности Приснодевы; 2) символ святой Троицы; Надпись MR OU (Матерь Бога), а IC XC (наименование Спасителя); Богородица всегда в печали, но печаль бывает разной: то скорбной, то светлой, но всегда исполнена душевной ясности, мудрости и духовной силы. Основные элементы иконографии Богородицы
Религиозные атрибуты в изображениях - Атрибуты – предметы, принадлежащие тому или иному святому. Крест – символ мученичества (в руках святого – указание на то, что перед нами мученик); Свиток – в изображениях пророков; Связка ключей – в изображениях апостола Петра (ключи от рая); Евангелие – в изображениях Святителей; Посох – в изображениях ангелов (вестников Бога);
- Один из основных типов изображения Христа, представляющий его лик на убрусе (плате) или черепице; - Только оглавное изображение; - Два типа Нерукотворного Спаса: Спас на убрусе (лик на фоне белого плата, верхние концы которого завязаны узлами, а по нижнему краю пущена кайма) и Спас на Чрепии (фон имитирует фактуру черепицы или каменной кладки). «Спас Нерукотворный»
- Центральный образ в - - иконографии Христа, представляющий его как Небесного Царя и Судию; Может изображаться в рост, сидя на троне, по пояс, или огрудно; В левой руке свиток или Евангелие, правая обычно в благословляющем жесте; Используется в одиночных иконах, в составе деисусных композиций и др. ; В храме – пространство центрального купола; «Спас Вседержитель (Пантократор)»
- Изображение – философский трактат; - Всю площадь иконы занимает - - - изображение красного четверика (квадрата с вытянутыми концами), который знаменует землю; Изображения упоминаемых в Апокалипсисе животных помещены по четырем концам красного квадрата; Это символы евангелистов: ангел – Матфей, лев – Марк, телец – Лука, орел – Иоанн, которые разносят благую весть по всем четырем частям света; На красном четверике помещен синий овал – мир духовный, сфера бесплотных сил. Все пространство овала заполнено изображениями ангелов с человеческими лицами; Поверх овала, на красном ромбе (огненная природа Божественного мира) – фигура Спасителя на престоле; Правая рука в благословляющем жесте, в левой – раскрытая или закрытая книга, которая символически соотносится с книгой Завета и Закона, и с книгой Жизни, и с книгой Откровения. «Спас в Силах»
- Особый эпитет Христа, - - - заимствованный из Апокалипсиса (Откр. 19: 11 -17); Чаще изображение входит в состав деисусной композиции; Также есть изображение благословляющей руки и книги, фигура Христа всегда изображается восседающей на престоле в полный рост; Престол в иконографии не просто символ царственной власти, это, скорее, символ вселенной, всего видимого и невидимого мира; Обязательно- кресчатый нимб вокруг головы, а также сочетание синих и красных цветов одежд и фона. «Господь на престоле» , «Царь царем»
- Иконографический тип, представляющий Христа в отроческом возрасте; - Наименование образа связано с пророчеством Исаии, исполнившемся в Рождестве Христовом (Мф. 1: 21 -23); - Имя Эммануил присваивается любым изображениям Христа – отрока, как самостоятельным, так и в составе композиций икон Богородицы с Младенцем. «Спас Эммануил»
«Добрый пастырь» , - Спаситель изображен в виде пастуха, окруженного овцами, либо с заблудшей овцой на плечах; - Иконографическая композиция, представляющая Христа по гробе: обнаженное тело Христа наполовину погружено в гроб; голова приопущена, глаза закрыты, руки сложены крестнакрест, за спиной Христа крест, часто с орудиями страстей. «Не рыдай мене, мати»
Культура русских земель XII – I половины XIII в. - Византийские новшества органично вошли в национальную русскую культуру, обретая свои черты; - Начало развития новых культурных центров.
Летописание - Повесть временных лет (1113 г. , монах Киево-Печерского монастыря Нестор); - Развивается Новгородское летописание; - Возникает летописная традиция во Владимиро-Суздальской и Галицко. Волынской землях => областной патриотизм + идея единения русских земель
Литература - «Слово о полку Игореве» ; - «Поучение» Владимира Мономаха; - «Молитва» ( «Моление» ) Даниила Заточника; - Появление жанра путешествий - «Хождение» Даниила в Святую Землю (Иерусалим); - Богословские произведения – Слова и поучения Кирилла Туровского, Послания Климента Смолятича; - Агиографический жанр: Киево-Печерский патерик (начало XIII в. ); - Переводные византийские сборники: «Шестоднев» (библейский рассказ о сотворении мира за 6 дней); «Физиолог» .
Архитектура - Крестово-купольная конструкция – базовая модель строительства, но воплощения ее варьируются; - Начало формирования самостоятельных архитектурных школ: - Новгородская школа (суровость форм, строгость и монументальная мощь композиции; строительный материал – известняк => нет декора, неровная поверхность грубо отесанных каменных плит с рядами плоских кирпичей =>подчеркнутая мощность и суровая красота зданий);
Георгиевский собор Юрьева монастыря 1119 г.
Церковь Спаса на Нередице 1198 г.
Архитектура - Владимиро-Суздальская архитектурная школа: - Строительный материал – мягкий белый камень; - Богатейшая каменная резьба стен (растительный орнамент + библейские персонажи + фантастические звери);
Успенский собор во Владимире 1160 г.
Церковь Покрова на Нерли 1165 г.
Дмитровский собор 1197 г.
Георгиевский собор в Юрьеве. Польском, 1234 г.
Архитектура - Архитектурная школа Полоцка, Смоленска и Чернигова; - Новая модель пространственной ориентации архитектурных объемов храма – особая устремленность ввысь, стремительное вертикальное движение => столпообразный храм.
Спасо-Преображенский собор Ефросиньевского монастыря в Полоцке 1159 г.
Собор Архангела Михаила в Смоленске (кон. XII в. )
Церковь Параскевы Пятницы в Чернигове (кон. XII в. )
Иконописание - XIII в. оформление в Новгороде своеобразной художественной манеры: несколько примитивная и грубая, но более самобытная; упрощенный рисунок привносит в изображение ясность и мощь; большеголовые фигуры в статичных позах лишены утонченности византийских прототипов => мощь, сила, энергичный дух новгородского характера. - Живопись построена на контрасте ярких цветов: красный фон(красный цвет символизирует божественную энергию и искупительную жертву Христа) + синие, белые и желтые одеяния святых; - «Еван, Георгий и Власий» – сер. XIII в. ; «Ангел – златые власы» , «Спас нерукотворный» (XII в. ); «Успение Богородицы» ; - Фрески храма Спаса на Нередице близь Новгорода (1198 г. )
«Ангел Златые Власы»
«Умиление»
«Устюжское благовещение»
Фрески Спаса на Нередице
Ярославская школа иконописания «Ярославская Оранта»
Художественное ремесло - Скань (филигрань) – особый вид обработки металла – скручивание двух проволочек, образующих «веревочку» ; - Обычно дополняется зернью; - Фоновая скань; - Ажурная и рельефная скань.
Художественное ремесло - Зернь – древняя ювелирная методика; - Маленькие шарики из металла украшают изделия из скани; - Шарики из серебра или золота напаиваются на ювелирный узор самостоятельного элемента композиции или дополнения к ней; - Ромбы, овалы, гроздья, треугольники; - Височные кольца.
Эмаль - Эмаль (финифть) – тонкий слой стеклянного сплава, нанесенный на металлическую поверхность; - Родина – Древний Рим; - Эмали: выемчатые, перегородчатые.
Чернь На травленные или гравированные поверхности светлого металла (серебра)наносят смесь серебра с медью, серой и свинцом, а потом обжигают на слабом огне => чернь прочно соединяется с металлом.
Золочение - Для оружия, ювелирных и бытовых изделий из бронзы, серебра; - Покрытие деталей архитектурных сооружений; - Церковь Св. Михаила в Киеве; - XI-XII вв. – соборные медные двери