Искусство Киевской Руси.pptx
- Количество слайдов: 24
КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ
Градостроение
В срединной части «града» находился древнейший языческий храм, фундамент которого был сложен из глыб песчаника и имел эллиптическую форму. В X в. неподалеку от него разместился каменный княжеский терем, упомянутый в летописи как терем княгини Ольги
Дальнейшее градостроительное развитие Киева было связано с именем знаменитого князя конца X-начала XI вв. Владимира Святославича. Заняв киевский престол в 980 г. , Владимир в первую очередь обновил старое языческое капище города. В центре он воздвиг «княжеского» бога, бога грозы и военной доблести – Перуна. Вокруг Перуна разместился целый пантеон идолов: Хорс, Дажьбог, Стрибог, Симаргл и Мокошь. Однако вскоре, всего лишь через восемь лет, Владимир Святославич отказался от языческого культа и принял христианство в качестве общегосударственной религии.
Возведенная в связи с этим первая крупная каменная церковь Богородицы, получившая название Десятинной, разместилась за пределами старых укреплений и стала служить центральной доминантой нового более обширного города, который приблизительно в то же время был построен Владимиром. Перед Десятинной церковью была создана главная городская площадь, на которой Владимир поставил античные статуи. Эта площадь получила название «Бабина Торжка» .
Новый крупный этап в развитии Киева пришелся на время княжения Ярослава Мудрого. К 1037 г. было закончено строительство нового главного собора города. В городе было сооружено трое ворот. От главных Золотых ворот Киева начиналась основная городская улица, направлявшаяся к Софийскому собору и далее к детинцу, где находилась главная резиденция великого князя. Эта улица фланкировалась двумя великокняжескими монастырями - Георгия и Ирины, построенными одновременно с главным собором.
В нагорной части Киева преобладали дворы феодальной знати - князей и бояр, тогда как основным местом проживания простых горожан-ремесленников и торговцев стал Подол. Судя по раскопкам последнего времени, киевский Подол был застроен преимущественно большими срубными наземными домами, иногда в несколько этажей. Имелось в Киеве и городское благоустройство - были замощены главные улицы, а болотистые берега речки Киянки даже получили деревянную облицовку. С конца XI в, в Киеве широко развернулось строительство монастырей, крупнейшим из которых стал Печерский
Архитектура
Десятинная церковь(церковь Богородицы) была возведена в эпоху княжение Владимира и считается первым каменным сооружением Киевской Руси. То было одно из самых красивых архитектурных сооружений в свое время, ведь к его строительству приобщали лучших мастеров Византии. К величайшему сожалению, здание храма было уничтожено 1240 года ордами хана Батыя. Ее возобновления в разные времена инициировали украинские митрополиты Петр Могила и Евгений Болхвитинов. Однако древнерусская церковь так и не возродилась. В настоящее время на месте ее расположения ведутся археологические раскопки.
Близким к архитектурному решению Десятинной церкви стал Спасо. Преображенский собор, который возведен в 1036 году в Чернигове и замечательно сохранился до нашего времени. Этот храм — первый пример того, что древнерусские мастера стремились к созданию собственного стиля. В некоторых элементах собора заметные приемы, не характерные для византийского зодчества, но типичны именно для древнерусской архитектуры. Здание храма содержит признаки, присущие и романскому стилю, что свидетельствует о знакомстве зодчих с культурными традициями Запада.
• Жемчужиной древнерусского архитектурного искусства является Киевский Софиевский собор, возведенный греческими мастерами во время правления князя Ярослава Мудрого. Упоминание о Софии Киевскую встречается в ценнейшей летописи Киевской Руси — «Повести прошлых лет» . • София Киевская сыграла большую роль в формировании национальных черт украинской, русской и белорусской архитектур. В результате реставрации и перестроек, проведенных в течение XVІІ —XVІІІ в. , первичный вид здания собора не сохранился.
Свято-Успенский собор Киево-печерской Лавры, возведенный 1073— 1078 лет — представляет особенности киевской древнерусской архитектурной школы. В нем уже были отсутствующие башни и галереи венчала здание лишь одна глава. Популярность архитектурной формы Свято -Успенского собора очень большая — его пропорции стали каноничными для многих следующих храмов Киевской Руси. Однако само здание собора не сохранилось до наших времен: в XVІІ ст. храм был перестроен, а во время Второй мировой войны — разрушен.
Церковь святого Пантелеймона — единственный образец древнерусского Галицкого зодчество. Ученые допускают, что во времена Киевской Руси здесь были укрепления княжеского города — вероятно, монастырь. Из первичного сооружения церкви святого Пантелеймона к нашему времени сохранились лишь стены, ведь в течение времени храм несколько раз перестраивался.
Монументальная Живопись Киевской Руси
Как и в западноевропейском средневековье, архитектура Киевской Руси была главным видом искусства, которому подчинялись другие. Среди видов изобразительного искусства первое место принадлежит монументальной живописи, которая также появилась на основе византийских традиций. Константинопольские художники, украшая соборы, использовали два вида техники монументальной живописи: мозаику и фреску. Потом приемы и технологию византийских художников переняли и усовершенствовали местные художники.
Древнерусская мозаичная живопись ХХII в. может быть поделена на два типа: высокохудожественные мозаики пола, которые фрагментарно сохранились до нашего времени в некоторых храмах эпохи Киевской Руси, и мозаичная настенная живопись, которой украшали важнейшие в символическом плане и наиболее осветленные части храмов – центральный купол, алтарь.
Чрезвычайно высокий уровень технического и художественного мастерства киевских художников в области мозаичной живописи служил образцом для западноевропейских мастеров. Палитра смальт, которыми были набраны мозаичные полы и оформлены интерьеры черниговских, киевских, переяславских храмов, отличалась чрезвычайным цветным разнообразием. Так, во время создания мозаик собора Софии Киевской, мастера применили около 180 оттенков разных цветов.
Так как мозаика принадлежит к сложным и дорогим техникам монументального искусства, большей популярности в Киевской Руси приобрела фресковая живопись. Известными являются циклы настенных росписей Софии Киевской, которые изображают сюжеты Евангелия, Старого Завета, а так же святого Георгия и архангела Михаила – покровителей княжеского рода.
Уникальными памятниками фресковой живописи стали росписи на стенах башен, где размещены ступеньки, по которым поднимались князь с женой и свитой. Тут представлены сцены светской жизни Киевской Руси. Так, на южной стороне собора сохранился коллективный портрет семьи князя Ярослава Мудрого – его жены Ирины и дочек Елизаветы, Анастасии и Анны. Фрески эпохи Киевской Руси отличаются суровостью наследования традиций византийской живописи и торжественной монументальностью.
Книжная Миниатюра
Миниатюра (от лат. minium — красные краски, применявшиеся в оформлении рукописных книг) — в изобразительном искусстве живописные, скульптурные и графические произведения малых форм, а также искусство их создания.
Иконопись
Становление иконописи Киевской Руси происходило во второй половине ХI – в начале XII в. До этого иконы были преимущественно византийские и греческие. Основатель школы иконописи – митрополит Илларион. Самые известные иконы Киевской Руси: * «Спас нерукотворный» * Икона Владимирской Божьей Матери
Особенности: v. Четкие границы божественного и земного v. Фигуры изображались плоскими и неподвижными v. Невозможность проявления времени v. Золотой фон икон, фигуры не имеют теней