Скачать презентацию КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ Дунаева Н А Оглавление Скачать презентацию КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ Дунаева Н А Оглавление

Культура Киевской Руси.pptx

  • Количество слайдов: 109

КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ Дунаева Н. А. КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ Дунаева Н. А.

Оглавление I. Особенности древнерусской культуры. II. Письменность и грамотность. III. Литература. IV. Искусство. Оглавление I. Особенности древнерусской культуры. II. Письменность и грамотность. III. Литература. IV. Искусство.

I. Особенности древнерусской культуры Общие особенности. Древнерусская культура развивалась не обособленно, а в постоянном I. Особенности древнерусской культуры Общие особенности. Древнерусская культура развивалась не обособленно, а в постоянном взаимодействии с культурами окружающих народов и подчинялась общим закономерностям развития средневековой культуры Евразийской цивилизации. Религиозный характер культуры. Существенное влияние на культурную жизнь всех народов оказывала религия, определявшая нравственность общества, всю картину мира той эпохи, в том числе представления людей о власти, времени т. д.

I. Особенности древнерусской культуры Синтез язычества и христианства Славянская основа. Существенное влияние на развитие I. Особенности древнерусской культуры Синтез язычества и христианства Славянская основа. Существенное влияние на развитие древнерусской культуры оказало иноземное воздействие (скандинавское, византийское, позже татаро-монгольское) Наличие народной и аристократической культуры.

II. ПИСЬМЕННОСТЬ И ГРАМОТНОСТЬ. II. ПИСЬМЕННОСТЬ И ГРАМОТНОСТЬ.

II. Письменность и грамотность. 1. 2. 3. 4. Азбука. Школы. Грамотность горожан. Письменная культура II. Письменность и грамотность. 1. 2. 3. 4. Азбука. Школы. Грамотность горожан. Письменная культура и книжное дело

1. Азбука Первый славянский алфавит ГЛАГОЛИЦА создан Кириллом (Константином) в Моравии (Чехия) примерно 863 1. Азбука Первый славянский алфавит ГЛАГОЛИЦА создан Кириллом (Константином) в Моравии (Чехия) примерно 863 году, специально для перевода церковных книг на славянский язык. КИРИЛЛ и МЕФОДИЙ Создатели славянского алфавита.

Глаголица. Глаголица.

Кириллица. После смерти Кирилла и Мефодия их ученики нашли приют в болгарин , где Кириллица. После смерти Кирилла и Мефодия их ученики нашли приют в болгарин , где на основе глаголицы и греческого алфавитов была создана кириллица. По греческой традиции, каждая буква имеет числовое значение.

Аз, Буки, Веди. перевод Я знаю буквы: письмо это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как Аз, Буки, Веди. перевод Я знаю буквы: письмо это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям – постигайте мироздание! Несите слово убеждённо: знание – дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы Сущего свет постичь!"

2. Школы. Монастырское и церковное образование Школа при Софийском Соборе (Яросла Мудрый) – 300 2. Школы. Монастырское и церковное образование Школа при Софийском Соборе (Яросла Мудрый) – 300 учеников. Школа для девочек (Янка) Заграничное образование и частные учителя (аристократия) Ч

Школы УЧИТЕЛЯ УЧЕБНИКИ Евангелие, Псалтырь Священники, монахи. ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ Чтение Письмо Счет Молитвы Богословие Школы УЧИТЕЛЯ УЧЕБНИКИ Евангелие, Псалтырь Священники, монахи. ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ Чтение Письмо Счет Молитвы Богословие Церковная литература Греческий Красноречие

Материалы для письма ВОСКОВЫЕ ДОЩЕЧКИ ПИСАЛО (СТИЛО) Материалы для письма ВОСКОВЫЕ ДОЩЕЧКИ ПИСАЛО (СТИЛО)

Берестяные грамоты В 1951 -1993 найдено свыше 753 берестяных грамот в Новгороде, несколько в Берестяные грамоты В 1951 -1993 найдено свыше 753 берестяных грамот в Новгороде, несколько в Смоленске, Старой Руссе, Пскове, Витебске, Твери, Москве.

Тетрадь мальчика Онфима Тетрадь мальчика Онфима

3. Грамотность горожан. • • Находки берестяных грамот в большом количестве - это свидетельство 3. Грамотность горожан. • • Находки берестяных грамот в большом количестве - это свидетельство широкого распространения грамотности среди городского населения Грамотность аристократии. • Граффити

4. Письменная культура и книжное дело. Материал написания – пергамент (до XIV в) Переписчики 4. Письменная культура и книжное дело. Материал написания – пергамент (до XIV в) Переписчики – монахи. Оформление рукописей по византийскому образцу Библиотеки Келья монаха – летописца.

Книжное дело КРАСНАЯ СТРОКА МИНИАТЮРА Книжное дело КРАСНАЯ СТРОКА МИНИАТЮРА

Переплет ДЕРЕВЯННАЯ ОБЛОЖКА УКРАШЕНИЯ ИЗ КОЖИ, МЕТАЛЛА, САМОЦВЕТОВ Переплет ДЕРЕВЯННАЯ ОБЛОЖКА УКРАШЕНИЯ ИЗ КОЖИ, МЕТАЛЛА, САМОЦВЕТОВ

Остромирово евангелие (1056 -57). Самая древняя рукописная книга в России Остромирово евангелие (1056 -57). Самая древняя рукописная книга в России

ДРЕВНЕРУССКАЯ АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕРУССКАЯ АРХИТЕКТУРА

Архитектура СВЕТСКАЯ ЦЕРКОВНАЯ Архитектура СВЕТСКАЯ ЦЕРКОВНАЯ

Особенности Первые строители – греки. Преобладающий стиль: крестово – купольный. С XII в. Происходит Особенности Первые строители – греки. Преобладающий стиль: крестово – купольный. С XII в. Происходит деление на архитектурные школы (следствие раздробленности), появляются отличия от византийской традиции. Общая численность каменных строений в домонгольской Руси – около 200

Крестово-купольный храм Крестово-купольный храм

КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЙ ХРАМ КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЙ ХРАМ

КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЙ ХРАМ. КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЙ ХРАМ.

Голосник. . В русских храмах голосники помещались в стенах с целью улучшения акустики Гослосник Голосник. . В русских храмах голосники помещались в стенах с целью улучшения акустики Гослосник с надписью «стефан исл»

АРХИТЕКТУРА X-XI ВВ. АРХИТЕКТУРА X-XI ВВ.

Десятинная Церковь. Х в. Десятинная Церковь. Х в.

Софийский собор в Константинополе Софийский собор в Константинополе

Софийский Собор в Киеве 1037 г МАКЕТ ХРАМА В ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ Софийский Собор в Киеве 1037 г МАКЕТ ХРАМА В ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ

Софийский Собор СОВРЕМЕННЫЙ ВИД ХРАМА Софийский Собор СОВРЕМЕННЫЙ ВИД ХРАМА

Софийский Собор СОВРЕМЕННЫЙ ВИД ХРАМА Софийский Собор СОВРЕМЕННЫЙ ВИД ХРАМА

Софийский собор в Новгороде 1045 г. Софийский собор в Новгороде 1045 г.

Софийский собор в Новгороде 1045 г. Софийский собор в Новгороде 1045 г.

Софи йский собор в Полоцке построен между 1030— 1060 г Софи йский собор в Полоцке построен между 1030— 1060 г

Софи йский собор в Полоцке Современный вид Софи йский собор в Полоцке Современный вид

Софи йский собор в Полоцке Софи йский собор в Полоцке

СОБОР УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (В ОБИХОДЕ «ВЕЛИКАЯ ЦЕРКОВЬ» ) 1073 Г СОВРЕМЕННЫЙ ВИД СОБОР УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (В ОБИХОДЕ «ВЕЛИКАЯ ЦЕРКОВЬ» ) 1073 Г СОВРЕМЕННЫЙ ВИД

СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР В ЧЕРНИГОВЕ 1034 Г СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР В ЧЕРНИГОВЕ 1034 Г

СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР В ЧЕРНИГОВЕ 1034 Г СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР В ЧЕРНИГОВЕ 1034 Г

АРХИТЕКТУРА XII – нач. XIII вв. Период раздробленности. Разделение на архитектурные школы АРХИТЕКТУРА XII – нач. XIII вв. Период раздробленности. Разделение на архитектурные школы

Особенности Новгородской архитектуры Толстые белые стены. Массивные строения Кубическая форма Маленькие церкви, построенные на Особенности Новгородской архитектуры Толстые белые стены. Массивные строения Кубическая форма Маленькие церкви, построенные на частные пожертвования.

НИКОЛО-ДВОРИЩЕНСКИЙ СОБОР 1113 Г. (НИКОЛЬСКИЙ СОБОР НА ЯРОСЛАВОВОМ ДВОРИЩЕ В НОВГОРОДЕ) НИКОЛО-ДВОРИЩЕНСКИЙ СОБОР 1113 Г. (НИКОЛЬСКИЙ СОБОР НА ЯРОСЛАВОВОМ ДВОРИЩЕ В НОВГОРОДЕ)

Георгиевский собор Юрьева монастыря Новгород 1119 -1130 г Георгиевский собор Юрьева монастыря Новгород 1119 -1130 г

Георгиевский собор. Георгиевский собор.

Георгиевский собор Георгиевский собор

Собор Рождества Богородицы в Антониевом монастыре (Новгород), 1117 - 1125 гг. Собор Рождества Богородицы в Антониевом монастыре (Новгород), 1117 - 1125 гг.

Церковь Бориса и Глеба в Кидекше Церковь Бориса и Глеба в Кидекше

Особенности смоленской архитектурной школы пирамидальные перекрытия, Кирпич Среди столиц русских княжеств в конце XII Особенности смоленской архитектурной школы пирамидальные перекрытия, Кирпич Среди столиц русских княжеств в конце XII века Смоленск занимал по масштабу строительных работ первое место. Черниговская архитектурная традиции во многом заимствует смоленские образцы.

Церковь Петра и Павла на Городянке (Смоленск) 1146 г Церковь Петра и Павла на Городянке (Смоленск) 1146 г

Церковь Петра и Павла (Смоленск) Церковь Петра и Павла (Смоленск)

Церковь Михаила Архангела (Свирская) Смоленск. 1180 -1197 гг. Церковь Михаила Архангела (Свирская) Смоленск. 1180 -1197 гг.

ПЯТНИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ (ЧЕРНИГОВ) КОНЕЦ XII ВЕКА ПЯТНИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ (ЧЕРНИГОВ) КОНЕЦ XII ВЕКА

СОБОР БОРИСА И ГЛЕБА В ЧЕРНИГОВЕ ( 1097 - 1123) СОБОР БОРИСА И ГЛЕБА В ЧЕРНИГОВЕ ( 1097 - 1123)

Владимирская архитектурная школа. Пышность (княжеский заказ) Известняк Резьба по камню. Владимирская архитектурная школа. Пышность (княжеский заказ) Известняк Резьба по камню.

Успенский собор (Владимир) – 1158 г. Успенский собор (Владимир) – 1158 г.

Дмитровский собор во Владимире (12 в) Дмитровский собор во Владимире (12 в)

Дмитровский собор Резьба по камню. Барельеф. Дмитровский собор Резьба по камню. Барельеф.

Церковь Покрова на Нерли (Владимир) Церковь Покрова на Нерли (Владимир)

Светская архитектура Крепости и замки Княжеский замок в Любиче Светская архитектура Крепости и замки Княжеский замок в Любиче

Княжеский замок в Боголюбово Княжеский замок в Боголюбово

Княжеский замок в Боголюбово Княжеский замок в Боголюбово

ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА В КИЕВЕ. 1037 ГОД. ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА В КИЕВЕ. 1037 ГОД.

ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА В КИЕВЕ. 1037 ГОД. ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА В КИЕВЕ. 1037 ГОД.

ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА В КИЕВЕ. 1037 ГОД. ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА В КИЕВЕ. 1037 ГОД.

ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА — В ГОРОДЕ ВЛАДИМИРЕ. 1164 Г ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА — В ГОРОДЕ ВЛАДИМИРЕ. 1164 Г

ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА — В ГОРОДЕ ВЛАДИМИРЕ. 1164 Г ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА — В ГОРОДЕ ВЛАДИМИРЕ. 1164 Г

Золотые ворота — в городе Владимире. 1164 г Реконструкция. Золотые ворота — в городе Владимире. 1164 г Реконструкция.

Золотые ворота — в городе Владимире. 1164 г Реконструкция. Золотые ворота — в городе Владимире. 1164 г Реконструкция.

Живопись - икона -фреска -мозаика -миниатюра Живопись - икона -фреска -мозаика -миниатюра

Иконы Ико на (ср. -греч. εἰκόνα от др. -греч. εἰκών «образ» , «изображение» ) Иконы Ико на (ср. -греч. εἰκόνα от др. -греч. εἰκών «образ» , «изображение» ) на твёрдой поверхности (преимущественно на липовой доске, покрытой алебастром, развёденным с жидким клеем) и снабженные специальными надписями и знаками. Философия икон

Классификация икон (по сюжетам): иконы Святой Троицы. иконы Спасителя изображения евангельских событий с участием Классификация икон (по сюжетам): иконы Святой Троицы. иконы Спасителя изображения евангельских событий с участием Христа. «страстные» иконы (повествующие о страданиях и распятии Христа). иконы святых и сил бесплотных. иконы праздников и событий священной истории. символические и аллегорические композиции. Иконы Богородицы.

Типы икон Богородицы Елеуса Оранта Одигитрия Панахранта Типы икон Богородицы Елеуса Оранта Одигитрия Панахранта

Елеу са (греч. Ελεούσα — милующая от έλεος — сострадание, сочувствие), Элеуса, Умиление —один Елеу са (греч. Ελεούσα — милующая от έλεος — сострадание, сочувствие), Элеуса, Умиление —один из основных типов изображения Божией Матери в русской иконописи. — символическое изображение Христа и Церкви Христовой Икона Владимирской Божьей матери 12 в. Византия

Оранта Ора нта (от лат. orans та — молящийся) — один из основных типов Оранта Ора нта (от лат. orans та — молящийся) — один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы. Оранта. Ярославль. Около 1218 г

Оранта Икона Божией Матери Знамение. Новгород Великий. Первая половина XII в. Оранта Икона Божией Матери Знамение. Новгород Великий. Первая половина XII в.

Оранта. Софийский собор. Мозаика. Киев. XI в. Оранту отличает величественность и монументальность Оранта. Софийский собор. Мозаика. Киев. XI в. Оранту отличает величественность и монументальность

Одигитрия Одиги трия (греч. Οδηγήτρια — Указующая Путь), Путеводи тельница Отрок-Христос сидит на руках Одигитрия Одиги трия (греч. Οδηγήτρια — Указующая Путь), Путеводи тельница Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой он благословляет, а левой — держит свиток, реже — книгу, что соответствует иконографическому типу Христа Пантократора (Вседержителя). Как правило, Богородица представлена в поясном изображении, но известны и сокращенные оплечные варианты (Казанская) или изображения в рост. Смоленская икона Божией Матери известна с XI века. Список (Дионисий, 1482 год)

Панахранта Панахра нта (греч. Panachranta — Пренепорочная, Пречистая), Всемилостивая, Всецарица — один из иконографических Панахранта Панахра нта (греч. Panachranta — Пренепорочная, Пречистая), Всемилостивая, Всецарица — один из иконографических типов изображения Богородицы, близкий к типу Одигитрия. Этому типу характерно изображение Богоматери, восседающей на престоле с Младенцем Христом на коленях. Трон символизирует царственное величие Божией Матери. Киево-Печерская икона Успения Пресвятой Богородицы. 1073. первообраз утрачен.

Ангел Златые власы 12 в. Большинство специалистов относят её к новгородской школе иконописи. Характерной Ангел Златые власы 12 в. Большинство специалистов относят её к новгородской школе иконописи. Характерной особенностью этой иконографии являются волосы Ангела, выполненные в технике «асиста» сусальным золотом: По каждому волоску Ангела проложена тонкая ниточка золотого листка, отчего волосы сияют небесным божественным светом, поскольку золото символизирует на иконе неземное, божественное начало.

Борис и Глеб Время создания: начало XIV века. Киев. Борис и Глеб Время создания: начало XIV века. Киев.

Мозаика Моза ика (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum — (произведение) посвящённое Мозаика Моза ика (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum — (произведение) посвящённое музам) Изображение формируется посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов. Утрачено после батыева нашествия.

Мозаика. Софийский собор 11 в Мозаика. Софийский собор 11 в

ФРЕСКА (от итал. fresco — свежий), живопись по сырой (свежей) штукатурке разведенными на чистой ФРЕСКА (от итал. fresco — свежий), живопись по сырой (свежей) штукатурке разведенными на чистой или известковой воде красками; а также техника стенных росписей, позволяющая создавать монументальные композиции, органически связанные с архитектурой. Сохранению фрески способствует очень тонкая прозрачная пленка карбоната кальция, образующаяся при высыхании краски и закрепляющая ее.

Фреска фреска Архангел Софийский собор 11 в. Фреска фреска Архангел Софийский собор 11 в.

Фреска. София Новгородская. 11 в. Фреска. София Новгородская. 11 в.

Фреска Петр Александрийский. Фреска Церковь Спаса Преображения на Нередице близ Новгорода 12 в. Фреска Петр Александрийский. Фреска Церковь Спаса Преображения на Нередице близ Новгорода 12 в.

Миниатюра (от лат. minium — красные краски, применявшиеся в оформлении рукописных книг) — в Миниатюра (от лат. minium — красные краски, применявшиеся в оформлении рукописных книг) — в изобразительном искусстве живописные, скульптурные и графические произведения малых форм, а также искусство их создания.

Миниатюра на первой странице Остромирова евангелия (1057) Миниатюра на первой странице Остромирова евангелия (1057)

Литература РЕЛИГИОЗНАЯ СВЕТСКАЯ Литература РЕЛИГИОЗНАЯ СВЕТСКАЯ

Религиозная Литература ПЕРЕВОДНАЯ каноническая (Святое писание и отцы церкви) -апокрифы ( Религиозная Литература ПЕРЕВОДНАЯ каноническая (Святое писание и отцы церкви) -апокрифы ("Хождение Богородицы по мукам") РУССКАЯ -жития ("Чтения о Борисе и Глебе", "Житие Феодосия Печерского" - Нестор, Киево-печерский патерик - XIII век) -хождения (игумен Даниил, XII век) -поучения ("Поучение к братии" Луки Жидяты, 1030 -е) -послания ("митрополит Никифор - Мономаху) -слово, "Слово о законе и благодати", Иларион, 1051 г. - значение -притча - религиозная мистика, Кирилл Туровский

Светская литература - Светская литература -"Поучение детям" Владимира Мономаха -"Моление" и "Слово Даниила Заточника", XII век, Суздальская земля. -"Слово о полку Игореве", 1185, переход от былины к письменной поэзии, структура, образность, смысл и значение

Летописи -Киев и Новгород, своды 1030 -х, 1070 -х, 1050 -х, 1090 -х гг. Летописи -Киев и Новгород, своды 1030 -х, 1070 -х, 1050 -х, 1090 -х гг. -Никон, Иван, Иаков Мних -"Повесть временных лет", ок. 1113, Нестор, Сильвестр, содержание и значение

Фольклор былины, поговорки, пословицы, заговоры, легенды, предания, песни, былички, духовные стихи, загадки, плачи и Фольклор былины, поговорки, пословицы, заговоры, легенды, предания, песни, былички, духовные стихи, загадки, плачи и причитания.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ДРЕВНЕЙ РУСИ традиционно русскими музыкальными инструментами принято считать те, которые использовались МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ДРЕВНЕЙ РУСИ традиционно русскими музыкальными инструментами принято считать те, которые использовались пастухами и прочими жителями сел и деревень – гусли и гудки, рожки и дудки

Гусли – это наиболее распространенный русский народный музыкальный инструмент Это деревянный струнный щипковый инструмент Гусли – это наиболее распространенный русский народный музыкальный инструмент Это деревянный струнный щипковый инструмент

Гусли Музыкант клал гусли на колени, перебирал струны пальцами правой руки, параллельно приглушая ненужные Гусли Музыкант клал гусли на колени, перебирал струны пальцами правой руки, параллельно приглушая ненужные струны левой рукой.

Гудок (смык) Гудок — древнерусский смычковый инструмент Гудок (смык) Гудок — древнерусский смычковый инструмент

Гудок На гудке можно играть как установив его вертикально, так и держа горизонтально (аналогично Гудок На гудке можно играть как установив его вертикально, так и держа горизонтально (аналогично гитаре).

Дудка (флейта) — русский народный музыкальный духовой инструмент, состоящий из бузинной тростины или бузинной Дудка (флейта) — русский народный музыкальный духовой инструмент, состоящий из бузинной тростины или бузинной тростины камыша и имеющий несколько боковых камыша отверстий, а для вдувания — мундштучок. Существуют двойные дудки: в две сложенные трубки дуют через один общий мундштук

Сопель (сопилка) Сопель - музыкальный инструмент, род свистковой продольной деревянной флейты. Имеет 6 голосовых Сопель (сопилка) Сопель - музыкальный инструмент, род свистковой продольной деревянной флейты. Имеет 6 голосовых отверстий В Древней Руси сопели использовались и скоморохами, и солдатами в ратных походах.

Свирель —духовой инструмент, род продольной флейты. Иногда он может быть двухствольным. Исторически считается, что Свирель —духовой инструмент, род продольной флейты. Иногда он может быть двухствольным. Исторически считается, что сопель – это сопель одинарная свирель, а само понятие «свирель» закреплено за парной флейтой, которая позволяет одному музыканту исполнять мелодии «на два голоса» . .

Свистулька - самый древний и самый Свистулька простой духовой инструмент. Изготовлялся из дерева или Свистулька - самый древний и самый Свистулька простой духовой инструмент. Изготовлялся из дерева или глины

Свистулька - изображала птиц и животных. Свистулька Свистулька - изображала птиц и животных. Свистулька

Свистулька - выполняла роль музыкального Свистулька инструмента и игрушки. Свистулька - выполняла роль музыкального Свистулька инструмента и игрушки.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!