Скачать презентацию Культура Казахстана в XIII-XV вв Материальная Скачать презентацию Культура Казахстана в XIII-XV вв Материальная

Культура Каз-на 13-15 вв..pptx

  • Количество слайдов: 21

Культура Казахстана в XIII-XV вв. { Культура Казахстана в XIII-XV вв. {

Материальная культура В конце XIII в. оседлая и городская культура вновь стали возрождаться. Об Материальная культура В конце XIII в. оседлая и городская культура вновь стали возрождаться. Об оживлении городской культуры писал армянский царь Гетум I, направлявшийся в Монголию. В 1269 г. курултай принял решение, запрещающее собирать налоги с оседлого населения свыше нормы. Городская культура получило развитие в период правления ханов Ак Орды. В конце XIV в. одной из главных отраслей ремесла было гончарное дело. В Отраре был найден клад серебряных изделий. Производство стекла в Отраре и Таразе было известно с X-XI вв. О том, что кыпчаки готовили курт и кумыс писали европейские путешественники в XIII в. В. Рубрук писал о том, что кыпчаки готовили айран.

Духовная культура. Литература Эпическая поэма о Кобланды-батыре рассказывает о борьбе кыпчаков с калмыками. Поэмы Духовная культура. Литература Эпическая поэма о Кобланды-батыре рассказывает о борьбе кыпчаков с калмыками. Поэмы о батырах Ер-Таргын, Ер-Косай появились после распада Золотой Орды. Представителями устного народного творчества в 13 -15 вв. является Кетбуга, Котан, Сыпыра-жырау, Асан -кайгы. В 14 -15 вв. развивается письменная литература, в основном на кыпчакском языке (официальный язык Золотой Орды). Все государственные документы писались уйгурским письмом. «Кодекс куманикус» – словарь кыпчакского языка, предназначался для европейцев, прибывших в Золотую Орду. Поэмы о любви и преданности: Хорезми – «Мухаббатнаме» Кутб – «Хосров и Ширин» Дурбек (Али)– «Жусуп-Злиха»

Музыка. Песни: Свадебные – той-базар, жар-жар, беташар Похоронные – жоктау, жубату, конил-айту Кюи-легенды (сохранились Музыка. Песни: Свадебные – той-базар, жар-жар, беташар Похоронные – жоктау, жубату, конил-айту Кюи-легенды (сохранились до наших дней): «Поход Джучи хана» , «Аксак кулан» , «Сагыныш» (Казтугана), «Камбар батыр» , «Ел айрылган» (Асана Кайгы). Кюйши-композиторы Асан Кайгы (XV в. ), Казтуган (XV в. ), Сыпыра-жырау (XVI в. )

Религия. С 8 по 12 вв. ислам еще не стал господствующей религией. Только при Религия. С 8 по 12 вв. ислам еще не стал господствующей религией. Только при Узбекхане (1312 г. ) и Тоглук-Тимуре (1348 г. ) началось широкое распространение религии. В XIV-XV вв. элементы ислама и шаманизма существовали параллельно. Сохранился культ поклонения огню. Обычай жертвоприношений против засухи – тасаттык. Среди найманов и кереев было распространено христианство (несторианство), у западных кыпчаков православие.

Архитектура. Мавзолеи: Арыстан-Баба (XIV в. ) западнее г. Отрара. Ходжа Ахмета Йасауи (XIV- нач. Архитектура. Мавзолеи: Арыстан-Баба (XIV в. ) западнее г. Отрара. Ходжа Ахмета Йасауи (XIV- нач. XV в. ) в Турекстане. , построен по приказу эмира Тимура. Состоит из 35 залов. В середине центрального зала стоит большой казан. Одним из основных помещений была библиотека. В большом и малом аксарае похоронены знаменитые люди. Кок-Кесене близ Сыгнака, похоронен Абулхаир Алаш-хана (X-XI в. , достроен в XV в. ). Расположен на берегу р. Каракенгир в Центральном Казахстане. Место ставки хана у г. Жезказгана. Рабиги Султан Бегим (XV в. ), в 60 м. от мавзолея Ходжа Ахмета Йасауи. Она являлась дочерью Улугбека. Джучи-хана (XIII в. ) в Центральном Казахстане у Жезказгана (недалеко от Алаш-хана)

1. На территории Казахстана устное народное творчество и литература развивались на кыпчакском языке в 1. На территории Казахстана устное народное творчество и литература развивались на кыпчакском языке в A) XVII-XIX вв. B) XV-XVIBB. C) XVI-XVII вв. D) XVII-XVIII вв. E) XIII-XIV вв. 2. Словарем кыпчакского языка, предназначенным для европейцев, являлся A) «Ер-Таргын» B) «Джами ат-таварих» C) «Кобланды-батыр» D) «Кодекс куманикус» E) «Михман-наме»

3. Мавзолей Ахмеда Йасауи является наиболее ярким архитектурным сооружением A) XIV-XV вв. B) XV-XVI 3. Мавзолей Ахмеда Йасауи является наиболее ярким архитектурным сооружением A) XIV-XV вв. B) XV-XVI вв. C) XVI-XVIIBB. D) XVII-XVIII вв. E) XIII-XIV вв. 4. Чтобы привлечь исповедующих ислам на свою сторону, эмир Тимур приказал построить мавзолей A) Алаш хана B) Кара хана C) Ахмеда Йасауи D) Тадж Махал E) Бабаджи-Хатун

5. Памятник зодчества X-XI вв. , мавзолей Алаш хана расположен в A) Центральном Казахстане 5. Памятник зодчества X-XI вв. , мавзолей Алаш хана расположен в A) Центральном Казахстане B) Западном Казахстане C) Северном Казахстане D) Южном Казахстане E) Семиречье 6. Мавзолей Кок-Кесене , где похоронен Абулхаир находится близ А) Отрара В) Сарайчика С) Туркестана D) Джезказгана Е) Сыгнака

7. Возрождение сельского хозяйства и городской культуры после монгольского нашествия началось в A) XV 7. Возрождение сельского хозяйства и городской культуры после монгольского нашествия началось в A) XV в. B) начале XIV в. C) середине XIV в. D) конце XIII в. E) XVI в 8. Курултай монгольской знати в 1269 году принял решение о запрете сбора налогов выше установленной нормы с A) Чингизидов B) купцов C) кочевников D) городского населения Е) семей воинов

9. Об оживлении городской культуры писал, направлявшийся в Монголию армянский царь А) Маниах II 9. Об оживлении городской культуры писал, направлявшийся в Монголию армянский царь А) Маниах II В) Рубрук С) Гетум I D) Бейбарыс Е) Сулейман I 10. В конце XIV в. одной из главных отраслей ремесла было А) гончарное дело В) кузнечное ремесло С) торговля D) скотоводство Е) ювелирное дело

11. Клад серебряных изделий был найден в А) Баласагуне В) Суябе С) Алмалыке D) 11. Клад серебряных изделий был найден в А) Баласагуне В) Суябе С) Алмалыке D) Каракоруме С) Отраре 12. О том, что кыпчаки готовили курт и кумыс в XIII в. писали А) арабские купцы В) европейские путешественники С) византийские послы D) русские путешественники Е) китайские ученые

13. О том, что кыпчаки готовили айран писал А) В. Рубрук В) Гетум I 13. О том, что кыпчаки готовили айран писал А) В. Рубрук В) Гетум I С) Марко Поло D) Прииск Е) Геродот 14. Эпическая поэма о Кобланды-батыре рассказывает о борьбе А) казахов с джунгарами В) монголов с хорезмшахами С) ойратов с моголами D) кыпчаков с калмыками. Е) карлуков с арабами

15. Представителями устного народного творчества в 13 -15 вв. является А) Махмуд Кашгари В) 15. Представителями устного народного творчества в 13 -15 вв. является А) Махмуд Кашгари В) Ахмед Иугнеки С) Доспамбет D) Бухар-жырау Е) Асан-кайгы. 16. Автором поэмы «Мухаббатнаме» является А) Хорезми В) Йассауи С) Аль-Фараби D) Иугнеки Е) Баласагуни

17. Кутб был автором поэмы А) «Хосров и Ширин» В) «Мухаббатнаме» С) «Жусуп-Злиха» D) 17. Кутб был автором поэмы А) «Хосров и Ширин» В) «Мухаббатнаме» С) «Жусуп-Злиха» D) «Дар истины» Е) «Диуани-и-хикмет» 18. Представителями устного народного творчества в 13 -15 вв. является А) Даулеткерей В) Ыкылас С) Сыпыра-жырау D) Татикара Е) Коркыт

19. Той-базар, жар-жар, беташар - это А) похоронные песни В) свадебные песни С) лирические 19. Той-базар, жар-жар, беташар - это А) похоронные песни В) свадебные песни С) лирические стихи D) эпические сказания Е) причитания 20. Асан Кайгы, Казтуган, Сыпыра-жырау – это А) правители Золотой Орды В) ученые-богословы С) писатели D) Военачальники Чингисхана Е) кюйши-композиторы

21. Обычай жертвоприношений против засухи – это А) тундик В) тасаттык С) жамбы ату 21. Обычай жертвоприношений против засухи – это А) тундик В) тасаттык С) жамбы ату D) асар Е) кокпар 22. В XIV-XV вв. существовали параллельно элементы А) ислама и христианства В) шаманизма и буддизма С) ислама и шаманизма D) ислама и буддизма Е) зороастризма и манихейства

23. Христианство было распространено среди А) кереев и жалаиров В) найманов и кереев С) 23. Христианство было распространено среди А) кереев и жалаиров В) найманов и кереев С) монголов и кыпчаков D) найманов и карлуков Е) жалаиров и мангытов 24. Расположен в Центральном Казахстане на берегу р. Каракенгир мавзолей А) Алаш-хана В) Джучи-хана С) Абулхаира D) Чингисхана Е) Карахана

25. В 60 м. от мавзолея Ходжа Ахмета Йасауи расположен мавзолей А) Карахана В) 25. В 60 м. от мавзолея Ходжа Ахмета Йасауи расположен мавзолей А) Карахана В) Бабаджи-хатун С) Айша-биби D) Алашхана Е) Рабиги Султан Бегим 26. В мавзолее Ходжи Ахмета Йассауи похоронены знаменитые люди в А) центральном зале В) библиотеке С) малом зале D) большом и малом аксарае Е) минарете