Культура как текст.pptx
- Количество слайдов: 13
Культура как текст
Текст (лат. – ткань, сплетение) – система культурных объектов, форм, черт, смыслов, выраженных в знаковосимволической форме. В широком смысле культурными текстами выступают все явления культуры, поскольку любые явления культуры, созданные человеком обладают семиотическим содержанием, т. е. являются носителями определенной информации как о самих себе, так и об обществе, времени, регионе, где они произведены. Любое явление культуры можно связанный и осмысленный текст «читать» как
Культурология или cultural studies? Объектом культурологии является культура, предметом исследования являются все процессы происходящие внутри культуры; Г. И. Зверева, зав. кафедрой истории и теории искусств РГГУ Cultural studies (культурные исследования) изучают культурные объекты, систему их отношений друг с другом и с окружающим миром, а также технологии производства, продвижения и потребления культурных продуктов, т. е. культурные исследования имеют выраженный прикладной характер
Кто владеет методологией чтения текстов культуры: • археологи, реконструируя найденные фрагменты объектов культуры до целостного представления о ней; • этнографы, антропологи, реконструируя обычаи и нравы; • историки и филологи-фольклористы - на материале литературных текстов древних источников воссоздают системные характеристики культуры исчезнувших народов; • культурологи осуществляющие текстуально-смысловых характеристик культуры и её составляющих. Культура – это всегда текст, хотя и не всегда вербальный.
Типология и классификация текстов культуры: Виды культурных текстов: • Интеллектуальные и художественные произведения (литературный, медийный, философский, исторический); • Визуальные и пространственные; • Вербальные и невербальные;
Классификация методов анализа текстов Семиотика: семантика, синтактика, прагматика; Качественные методы: Структурный, мотивный, генетический, дискурсивный анализ, история понятий. Сфера использования: анализ «штучных» текстов; Количественные методы: Контент-анализ. Сфера использования: анализ «поточных» текстов.
Ключевые понятия: «Символ обладает способностью в сжатом, свернутом виде сохранять значимые, большие тексты. Он никогда не принадлежит какому-то одному культурному слою. Он пронизывает культуру вертикально, приходя из прошлого и уходя в будущее. Он приходит из глубины веков, видоизменяет свое значение, не теряя при этом память о своих предшествующих смыслах. Память символа всегда древнее, чем память его несимволического окружения» . (Лотман Ю. М. )
Расшифровка смысла символа зависит и от внутреннего состояния личности, его культуры, нравственной, эстетической воспитанности. Это не дается человеку от рождения: освоение символического языка осуществляется в процессе образования и воспитания, наличия культурной среды. О чем бы ни повествовало сочинение любого вида и жанра, в конечном счете, речь всегда идет о человеческих отношениях, допустимых и недопустимых принципах и формах взаимодействия людей. (А. Я. Флиер)
Знак - это материально выраженная замена предметов, явлений, понятий в процессе обмена информацией в коллективе. (Ю. М. Лотман) Знак представляет собой соглашение (явное или неявное) о приписывании чему-либо (означающему) какого-либо определённого смысла (означаемого). Знаком также называют конкретный случай использования такого соглашения для передачи информации. Знак может быть составным, то есть состоять из нескольких других знаков. Цифры являются знаками чисел. Буквы являются знаками звуков и, вместе со словами, являются знаками человеческого языка.
Знаки делятся на две группы: условные и изобразительные. Условный - знак, в котором связь между выражением и содержанием внутренне не мотивирована. Самый распространённый условный знак - слово. Изобразительный или икониче ский - знак, в котором значение имеет естественно ему присущее выражение. Самый распространённый изобразительный знак - рисунок.
Признаки текста: Текст 1. Выраженность. Текст зафиксирован в определенных знаках и в этом смысле противостоит внетекстовым структурам. 2. Отграниченность. Текст противостоит, с одной стороны, всем материально воплощенным знакам, не входящим в его состав, по принципу включенности - невключенности. С другой стороны, он противостоит всем структурам с невыделенным признаком границы - например, и структуре естественных языков, и безграничности ( «открытости» ) их речевых текстов. Отграниченность создается изоморфизмом текста, его иерархичностью и определенными границами. 3. Структурность. Тексту присуща внутренняя организация, превращающая его в структурное целое.
Задание № 1: 1. Какова природа знака? 2. Что представляют собой первичные и вторичные языки культуры? 3. Что называется национальной самобытностью культуры? 4. Что такое символ и в чем его отличия от знака? 5. Какие функции в культуре выполняют символы? 6. Как происходит истолкование символов? 7. Какова роль символа в тексте? 8. В чем различие между символизирующим и не символизирующем прочтением текста?
Барт Р. Нулевая степень письма. М. , 2008. С. 353 -406. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М. , 1994. С. 392 - 400 Барт Р. S/Z. М. , 1994. С. 11 -27 Бауман З. Текучая современность. СПб. , 2008. Бенхабиб С. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру. М. , 2003 Бергер П. , Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М. , 1995. Гинзбург К. Мифы – эмблемы – приметы. М. , 2004 Гирц К. Интерпретация культур. Часть I-III. М. , 2004. Дейк Г. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. М. , 1989 Деррида Ж. Письмо и различие. М. , 2000 Лиотар Ж. -Ф. Состояние постмодерна. СПб. , 1998. Луман Н. Медиа коммуникации. М. , 2005. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М. , 2003. Тичер С. , Мейер М. , Водак Р. , Веттер Е. Методы анализа текста и дискурса. Харьков. 2009 Филипс Л. , Иоргенсен М. Дискурс-анализ: теория и метод. Харьков. 2008 Фуко М. Археология знания. СПб. , 2004 Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М. , 1995 Шартье Р. Письменная культура и общество. М. , 2006 Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста. СПб. , М. , 2005