КУЛЬТУРА КАК СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ.pptx
- Количество слайдов: 30
КУЛЬТУРА КАК СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ
Работу выполняли: Акберова Маргарита Титов Сергей Кулешов Максим Косцов Сергей Назад
СОДЕРЖАНИЕ 1. Афоризмы 2. Иллюстрации 3. Тексты 4. Опрос 5. Анализ тезисов Вернуться к титульному листу
Жизнь отдельного человека имеет смысл лишь в той степени, насколько она помогает сделать жизни других людей красивее и благороднее. Жизнь священна; это, так сказать, верховная ценность, которой подчинены все прочие ценности. Альберт Эйнштейн Назад к содержанию
Из честолюбия или чувства долга не может родиться ничего ценного. Ценности возникают благодаря любви и преданности людям и объективным реалиям этого мира. Альберт Эйнштейн Назад к содержанию
Нравственность - основа всех человеческих ценностей. Альберт Эйнштейн Назад к содержанию
Если ты ценишь свою жизнь, помни, что и другие не меньше ценят свою. Еврипид Назад к содержанию
Непреходящие ценности не имеют к сожалению срока годности. Станислав Ежи Лец Назад к содержанию
Обязан ли человек, найдя в себе что-то ценное, сообщать об этом в ближайшее отделение милиции? Станислав Ежи Лец Назад к содержанию
Все, что дается легко, без труда, представляет собой весьма сомнительные ценности. Леонид Максимович Леонов Назад к содержанию
Если нет жизненных ценностей, то остается одно лишь отчаяние. Мэй Ролло Назад к содержанию
Жизнь людей, преданных только наслаждению без рассудка и без нравственности, не имеет никакой цены. Иммануил Кант Назад к содержанию
Воду мы начинаем ценить не раньше, чем высыхает колодец. Томас Фуллер Назад к содержанию
ОПРОС 1. Что для вас самое ценное в жизни? - Семья (6) - Здоровье (4) - Материальный достаток (3) - Любовь (1) - Друзья (1) 2. Для вас важнее материальные или духовные ценности? - Духовные (11) - Материальные (4) 3. Является ли сама культура для вас ценностью? - Да (15) 4. Утрачивает ли культура со временем свои ценности? - Нет (10) - Да(5) 5. Как часто вы посещаете музеи, галереи и т. п. ? - Пару раз в месяц (6) - Раз в неделю (4) - Раз в месяц (4) - Раз в 2 -3 месяца (1) 6. Зачем? - Интересно (7) - Духовное просвещение (5) - Моральное удовлетворение (3) 7. Для нынешнего поколения культура и ценности уже не так важны? - Да (8) - Нет (7) 8. Цените ли вы традиции (семейные, государственные)? - Да (12) - Только семейные (3) 9. Важна ли для вас религия? - Да (11) - Нет (4) 10. Требуется ли государству организовывать, поддерживать культуру, следить за её уровнем? - Да (15) 11. Вносите ли вы какой-нибудь вклад в обогащение культуры ценностями, занимаетесь ли какой-либо культурной деятельностью? - Нет (12) - Да (3) Назад к содержанию
Ценности - это предпочтительные для индивида или группы значения явлений. Это представления о значимом, важном, которые определяют жизнедеятельность человека, позволяют различать желательное и нежелательное, то к чему следует стремиться и чего следует избегать (оценка отнесение к ценности). Ценностная, или аксиологическая (греч. axia - ценность) функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки. В рамках этой концепции культуры - совокупность матер и дух ценностей. Различают ценности: 1. Витальные (жизнь, здоровье); 2. Социальные (комфортная работа, социальное благополучие); 3. Политические (свобода, правопорядок); 4. Нравственные (добро, честь); 5. Эстетические (красота); 6. Религиозные (бог); 7. Семейно-родственные (взаимоотношения). Назад к содержанию
С раннего детства каждый ребенок овладевает родным языком и усваивает культуру, к которой принадлежит. Это происходит в процессе общения с близкими и незнакомыми людьми, в домашней среде, с помощью вербальных и невербальных способов общения. В повседневной житейской практике человек сам определяет для себя полезность или вредность различных предметов и явлений окружающего мира с точки зрения добра и зла, истины и заблуждения, справедливого и несправедливого. Категория ценности образуется в человеческом сознании путем сравнения разных явлений. Осмысливая мир, человек решает для себя, что для него представляется важным в жизни, а что нет, что существенно, а что несущественно, без чего он может обойтись, а без чего нет. В результате этого формируется его ценностное отношение к миру, в соответствии с которым все предметы и явления рассматриваются им по критерию важности и пригодности для его жизни. Каждый объект получает свою оценку и представляет определенную ценность, на основании которой складывается соответствующее к нему отношение. В результате формируется общее ценностное отношение человека к миру, при котором те или иные явления жизни людей имеют для них определенный смысл и значимость. Назад к содержанию
Культурные ценности представляют собой свойства общественного предмета удовлетворять определенным потребностям индивидов. Проводя оценку различных объектов окружающий среды, любой член общества всегда соотносит эти объекты с системой собственных потребностей, суждений об их настоятельности и делает попытки создания или приобретения этих или новых ценностей. При этом члены общества по-разному относятся к духовным и материальным ценностям, исходя из своих взглядов и потребностей. Каждый индивид имеет собственную систему ценностей, в которой могут преобладать как духовные, так и материальные ценности. В соответствии с этой системой ценностей индивид стремится реализовывать свои индивидуальные потребности. Вместе с тем, в каждом обществе существует некоторая обобщенная, достаточно устойчивая или кристаллизованная система ценностей, которая характеризует основные потребности отдельных групп населения. Назад к содержанию
Роль ценностей в жизни как отдельного индивида, так и общества в целом чрезвычайно велика. В соответствии с ними происходит отбор информации в процессе общения, устанавливаются " социальные отношения, формируются аффекты (эмоции и чувства), навыки взаимодействия и т. д. Таким образом, ценность не есть вещь, а есть отношение к вещи, явлению, событию, процессу и т. п. Ценности имеют огромное значение в любой культуре, поскольку определяют отношения человека с природой, социумом, ближайшим окружением и самим собой. Исходя из такого понимания К. Клакхон и Ф. Стродбек определили ценности как «сложные, определенным образом сгруппированные принципы, придающие стройность и направленность разнообразным мотивам человеческого мышления и деятельности в ходе решения общих человеческих проблем» Назад к содержанию
В человеческом сознании существует одновременно множество ценностей, поэтому вполне оправданно говорить о системе ценностей, поскольку ценности существуют не хаотично, они определенным образом упорядочены по отношению друг к другу. Осваивая ценности окружающего мира, человек опирается на устоявшиеся в его культуре традиции, нормы, обычаи и постепенно формирует систему основополагающих и общепринятых ценностей, служащих ему руководством в жизни. На этой основе в каждой культуре складывается своя система ценностей, отражающая ее специфическое положение в мире. Система ценностей обыкновенно представляет собой иерархию, в которой ценности располагаются по нарастающей значимости. Благодаря этой системе обеспечиваются целостность данной культуры, ее неповторимый облик, необходимая степень порядка и предсказуемости. Назад к содержанию
Если рассматривать ценность как значимость чего-либо для человека и общества, то это понятие наполняется субъективным содержанием, поскольку в мире нет явлений, в равной степени значимых для всех людей без исключения. Существуют ценности личного характера, ценности, присущие определенному полу или возрасту, ценности каких-либо больших и малых групп людей, различных эпох и государств и так далее, вплоть до общечеловеческих. По этой причине в науке принято все культурные ценности систематизировать на две основные группы. Во-первых, это совокупность выдающихся произведений интеллектуального, художественного и религиозного творчества. В эту группу включаются также выдающиеся архитектурные сооружения, уникальные произведения ремесла, археологические и этнографические раритеты. Вовторых, к числу культурных ценностей были отнесены оправдавшие себя и доказавшие на практике свою эффективность принципы совместного сосуществования людей: нравы, обычаи, стереотипы поведения и сознания, оценки, мнения, интерпретации и пр. , которые ведут к интеграции общества, к росту взаимопонимания между людьми, их комплементарности, солидарности, взаимопомощи и т. д. Обе группы культурных ценностей на практике составляют «ядро» любой культуры и определяют ее неповторимый характер. Назад к содержанию
В процессе межкультурных контактов обнаруживается огромная разница между тем, как воспринимаются одни и те же ценности людьми разных культур. Среди громадного числа разнообразных восприятий, тем не менее, можно выделить группу таких, которые совпадают и по характеру оценок, и по содержанию. Такого рода ценности получили название универсальных, или общечеловеческих. Их универсальный характер обусловливается тем, что основные черты таких ценностей базируются на биологической природе человека и на всеобщих свойствах социального взаимодействия. Так, например, нет ни одной культуры в мире, где оценивалось бы положительно убийство, ложь и воровство. В каждой культуре существуют лишь свои границы терпимости этих явлений, но общая их негативная оценка однозначна. Назад к содержанию
Рассмотрение культуры как системы ценностей логично ставит вопрос о формах их существования и сферах распространения. В культурной антропологии принято выделять четыре основные сферы культурных ценностей: быт, идеологию, религию и художественную культуру. В контексте межкультурной коммуникации из этих сфер наиболее важное значение имеет сфера быта, представляющая собой исторически первую сферу возникновения и существования культурных ценностей. Несмотря на наличие идеологии, религии и искусства бытовая культура и сегодня остается основополагающей для формирования личности, поскольку это формирование начинается еще в детстве, когда человек не способен к освоению культурных ценностей идеологии, религии и искусства. Специфика бытовой культуры состоит в том, что она вырабатывает те ценности, которые имеют основополагающее значение для межкультурной коммуникации. Именно быт является хранителем исторической памяти культуры, поскольку он значительно устойчивее идеологии и религии и изменяется гораздо медленнее, чем они. Поэтому именно бытовая культура в большей степени содержит в себе ценности «вечные» , общечеловеческие и этнические. Назад к содержанию
Культура повседневности отдельного региона – это особый образ жизни, слагающийся из ценностей, обычаев, традиций, этических норм и т. д. Доминирующие в культуре ценностные и этические представления охватывают всю духовную жизнь общества. Эти ценности складываются под влиянием общесоциальных, культурных и многих других факторов, в свою очередь, воздействуя на культуру в целом и на социокультурную среду того или иного региона. Культуры формируют разнообразные тексты поведения людей, а в социокультурных системах вырабатываются и функционируют сложные стандарты жизнедеятельности. Ценности повседневной культуры созданные конкретным народом, во многом определяют облик «модальной личности» , ибо любой представитель народа является носителем целого ряда ценностных стереотипов, которые передаются из поколения в поколение. Индивидуальный практический опыт в конечном счете играет решающую роль не только в генезисе тех или иных ценностей, но и в их усвоении, изменении значений, соответствующих различным культурным формам и картинам мира. Назад к содержанию
Культура повседневности приводит к возникновению «культурной привычки поведения» , основанной на артефактах, как на ее элементарных единицах. Реальное поведение людей зависит от лежащих в его основе ценностей. Обнаруживая исторические корни ценностных ориентаций: традиции литературы, ценности религии, своеобразие государственной и местной политики — можно составить представление о том, какие ценности повседневной жизни народа закреплены исторически. Повседневная культура вообще и ценности повседневной культуры в частности достаточно консервативны. Назад к содержанию
СОГЛАСНЫ ЛИ ВЫ, ЧТО… – – – Жизнь человека – это наивысшая и безусловная ценность? Да, т. к. она дана один раз, и ее никак не вернуть, если потеряешь. Ценности человека меняются с возрастом? Да, т. к. с возрастом изменяется мировоззрение человека, накапливается жизненный опыт и знания, поэтому меняется его взгляд на ценности. Каждая культура определяет свои ценности и их иерархию? Да, в разных странах с разными культурами и жизненными условиями разные ценности, хотя в каждой из них все равно присутствуют общечеловеческие ценности. Человек может в качестве ценности принять самые разные явления? Да, каждый человек выбирает сам себе ценности в процессе образования личности. Он сам определяет для себя, что хорошо, а что плохо. Некоторые могут даже отвергать общечеловеческие ценности. В жизни человека необходимо присутствие идеалов? Да, т. к. без идеалов человеку не к чему будет стремиться и нечего оберегать, его жизнь будет бессмысленной и бесцельной. Истина, добро, красота, правда – фундаментальные ценности человеческого бытия? Да, т. к. на это общечеловеческие ценности, ценные всегда и везде. Без них невозможно существование общества и культуры. Назад к содержанию
МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ Назад к содержанию
СЕМЬЯ Назад к содержанию
ДРУЖБА Назад к содержанию
РЕЛИГИЯ Назад к содержанию
ЛЮБОВЬ СПРАВЕДЛИВОСТЬ Назад к содержанию
КУЛЬТУРА КАК СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ.pptx