Скачать презентацию КУЛЬТУРА КАК ПРОЦЕСС Культурный конфликт и культурная динамика Скачать презентацию КУЛЬТУРА КАК ПРОЦЕСС Культурный конфликт и культурная динамика

Культура как процесс.pptx

  • Количество слайдов: 22

КУЛЬТУРА КАК ПРОЦЕСС Культурный конфликт и культурная динамика. 2. Элементы культурной динамики. 3. Характер КУЛЬТУРА КАК ПРОЦЕСС Культурный конфликт и культурная динамика. 2. Элементы культурной динамики. 3. Характер культурных изменений. 1.

 Культуру можно рассматривать не только в состоянии покоя, но и в движении, динамике. Культуру можно рассматривать не только в состоянии покоя, но и в движении, динамике. Культурная динамика включает те средства, механизмы и процессы, которые позволяют выявить изменения в культуре, т. к. она возникает, развивается, сохраняется, достигает расцвета, разрушается, трансформируется, погибает. Культурный конфликт и культурная динамика

Культурный конфликт – причина культурных изменений, это столкновение ценностей доминирующей культуры и субкультур. Культурный Культурный конфликт – причина культурных изменений, это столкновение ценностей доминирующей культуры и субкультур. Культурный конфликт приобретает различные формы: аномия, «культурное запаздывание» , господство чужой культуры. Культурный конфликт и культурная динамика

Аномия – разрушение культурного единства из-за отсутствия четких социальных норм. «Культурное запаздывание» состояние, при Аномия – разрушение культурного единства из-за отсутствия четких социальных норм. «Культурное запаздывание» состояние, при котором изменения в материальной сфере опережают возможности нематериальной культуры приспособиться к ним. Господство чужой культуры – конфликт между ценностями разных культур. Культурный конфликт и культурная динамика

 Приведите конфликтов. примеры культурных Культурный конфликт и культурная динамика Приведите конфликтов. примеры культурных Культурный конфликт и культурная динамика

 Если культурный конфликт выступает причиной культурных изменений, то в качестве средств его разрешения Если культурный конфликт выступает причиной культурных изменений, то в качестве средств его разрешения выступают открытия и изобретения, культурная диффузия. Элементы культурной динамики

Открытие – это получение новых знаний о мире. Открытие предполагает, что факт ныне известный, Открытие – это получение новых знаний о мире. Открытие предполагает, что факт ныне известный, раньше не был таковым. Изобретение – новая комбинация известных культурных элементов или комплексов, подразделяются на материальные и духовные. Элементы культурной динамики

Открытие и изобретение являются разновидностями инноваций – это создание или призвание новых элементов в Открытие и изобретение являются разновидностями инноваций – это создание или призвание новых элементов в культуре. Инновации зависят от накопленных знаний, которые заново интерпретируются на практике. Изобретения и открытия распространяются на другие культуры тремя основными способами: целенаправленным заимствованием, стихийным проникновением(диффузией) и независимыми открытиями. Элементы культурной динамики

Диффузия – взаимное проникновение культурных черт и комплексов из одного общества в другое при Диффузия – взаимное проникновение культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении. Это взаимопроникновение и обогащение культур. Каналами диффузии служат миграция, туризм, деятельность миссионеров, торговля, война. Элементы культурной динамики

Культурное соприкосновение в форме столкновения вызывает культурный конфликт, который может не оставить никакого следа Культурное соприкосновение в форме столкновения вызывает культурный конфликт, который может не оставить никакого следа в обеих культурах, а может завершиться равным и сильным влиянием их друг на друга либо не менее сильным, но односторонним влиянием. Проникновение американской культуры на европейский континент во второй половине XX века оказалось столь мощным, что породило особенный феномен – «вестернизацию» . Американская культура формировалась благодаря целенаправленным заимствованиям и стихийным проникновениям. Элементы культурной динамики

 Приведите примеры открытий, изобретений (технических, научных и социальных), инноваций. Элементы культурной динамики Приведите примеры открытий, изобретений (технических, научных и социальных), инноваций. Элементы культурной динамики

Этнографы и антропологи выделили 200 культурных изобретений, сыгравших решающую роль в истории. Мыло изобретено Этнографы и антропологи выделили 200 культурных изобретений, сыгравших решающую роль в истории. Мыло изобретено галлами, пижама пришла к нам из Индии, бритва из Шумера или Древнего Египта, где придумали также стекло. Зонтик – Юго-Восточная Азия. Тарелка изобретена в Китае, ложка – в Древнем Риме, вилка – в средневековой Италии, нож – в Индии, где впервые появился сахар. Сигареты созданы в Мексике. География культурных растений такова: просо, гречиха и редька родом из Китая; рис, лимоны, апельсины, манго, сахарный тростник и мандарины – из Индии; горох, чечевица, хлопчатник, морковь, фисташки, абрикос – из Средней Азии; рожь, виноград, груша, гранат, инжир, черешня, миндаль, грецкий орех – из Закавказья и Малой Азии; кукуруза, фасоль, тыква, перец – из Центр. Америки, помидоры – из Южной Америки. Элементы культурной динамики

Кофе впервые стали возделывать в Эфиопии, сливочное масло и первый дрожжевой хлеб начали изготовлять Кофе впервые стали возделывать в Эфиопии, сливочное масло и первый дрожжевой хлеб начали изготовлять в Древнем Египте, майонез распространился из Франции. Бумага появилась в Китае более 2 тыс. лет, русский алфавит создан около 1000 лет назад с использованием древнегреческого, а древнегреческий – почти 3 тыс. лет назад на основе более древнего, финикийского, который пришел из Египта и Шумера, печатные книги существуют с XV в. , когда в Германии изобрели первый печатный станок. Водопроводом пользовались уже за 3 тыс. лет до н. э. на Крите, потом – в Древнем Риме и средневековом Новгороде. Элементы культурной динамики

Любая культура стремиться не только заимствовать нужные ей элементы, но и защититься от нежелательного Любая культура стремиться не только заимствовать нужные ей элементы, но и защититься от нежелательного проникновения, которое может оказаться гибельным для нее. Избирательное отношение к переносу ценностей из одной культуры в другую – это селективность. Селективность может быть целенаправленной, сознательной, либо стихийной, происходящей в силу объективных условий. Характер культурных изменений

 Выделяют 4 основные причины селективности: культура еще не созрела для заимствования данных изобретений; Выделяют 4 основные причины селективности: культура еще не созрела для заимствования данных изобретений; 2. новые элементы грозят разрушить сложившуюся в обществе культуру; 3. Идеология запрещает заимствовать новые элементы как «враждебные» , «чужие» , «плохие» ; 4. Члены общества не считают, что новые элементы нужны им. 1. Характер культурных изменений

Культурные изменения не носят синхронного характера. Понятие «культурный лаг» (Уильям Огберн (Осборн) характеризуют ситуацию, Культурные изменения не носят синхронного характера. Понятие «культурный лаг» (Уильям Огберн (Осборн) характеризуют ситуацию, когда одни части культуры изменяются быстрее, а другие медленнее. По мнению У. Огберна технология развивается очень быстро, порождая новые элементы материальной культуры (например, детей из пробирки). Она опережает культуру нематериальную (например, представления о родительских правах и обязанностях). Которая не успевает эти перемены усвоить. Характер культурных изменений

 Культурная трансмиссия – процесс, благодаря которому культура передается от предшествующих поколений к последующим Культурная трансмиссия – процесс, благодаря которому культура передается от предшествующих поколений к последующим через научение. Таким образом обеспечивается преемственность, или непрерывность, культуры. От поколения к поколению передаются базисные элементы культуры. Характер культурных изменений

Разрыв культурной цепи происходит, когда погибают хранители культурных ценностей (народы, сословия, большие группы людей) Разрыв культурной цепи происходит, когда погибают хранители культурных ценностей (народы, сословия, большие группы людей) в исторических катаклизмах (революциях, войнах, конфликтах). В результате социальной революции 1917 г. все носители элитарной культуры (дворянской и нарождающейся буржуазной) были либо истреблены, либо высланы. Возврат стал возможен благодаря сохранению памятников материальной культуры (книги, произведения искусства, церкви), живым носителям культуры (старожилы, представители русского зарубежья), традиций, обычаев, религии. Не могла полностью исчезнуть историческая память народа. Характер культурных изменений

Молодое поколение добавляет новые достижения к уже накопленному богатству. Там, где к культурному наследию Молодое поколение добавляет новые достижения к уже накопленному богатству. Там, где к культурному наследию добавляется большее количество новых элементов, чем отбрасывается старых, происходит культурная аккумуляция. Когда в течение конкретного периода времени общество использует больше унаследованных культурных элементов, чем добавляет, говорят о культурном истощении. Характер культурных изменений

Под культурной интеграцией подразумевается такая взаимосвязь различных частей или элементов культуры, которая образует некую Под культурной интеграцией подразумевается такая взаимосвязь различных частей или элементов культуры, которая образует некую целостность. Интеграция, или единство, культуры создается благодаря близости или сходству элементов. Если различия проникают в базисные элементы, единая культура распадается на множество культур – это диверсификация культуры (разветвление, размножение). Примером диверсификации служит появление множества субкультур. Характер культурных изменений

Как вы думаете, существует ли избирательность в современном культурном развитии России? Аргументируйте свой ответ. Как вы думаете, существует ли избирательность в современном культурном развитии России? Аргументируйте свой ответ. Каковы формы культурного конфликта в России? Приведите пример культурной трансмиссии. Чего больше в современной России – единства или культурных различий? Вопросы

Мухаев Р. Т. Социология: Учебник для высших учебных заведений. М. : ЮНИТИ -ДАНА, 2005. Мухаев Р. Т. Социология: Учебник для высших учебных заведений. М. : ЮНИТИ -ДАНА, 2005. – 397 с. С. 152 -157. Шендрик А. И. Социология культуры. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 495 с. С. 424 -436. Литература