Культура и революция в Китае.pptx
- Количество слайдов: 8
КУЛЬТУРА И РЕВОЛЮЦИЯ В КИТАЕ.
КУЛЬТУРА КИТАЯ • Культура Китая восходит к очень глубокой древности и отличается не только богатством своих материальных и духовных ценностей, но и огромной жизнестойкостью. Несмотря на бесчисленные войны, мятежи, разрушения, производимые завоевателями страны, культура Китая не только не ослабевала, а наоборот, всегда побеждала культуру завоевателей. • В течение всей истории китайская культура не утрачивала своей активности, сохраняя монолитность. Каждая из культурных эпох оставляла для потомков неповторимые по красоте, самобытности и разнообразию ценности. Произведения зодчества, скульптуры, живописи и ремёсел представляют собой бесценные памятники культурного
Каждая из культурных эпох тесно связана с социально-политическими, экономическими и другими особенностями данного исторического периода и представляет собой определённый этап развития культуры. Таких культурных эпох в истории Китая несколько. История и культура древнего Китая охватывает период от II в. до н. э. – до III в. н. э. В эту эпоху входит культура Китая периода династии Шан (Инь) и династии Чжоу, а также культура империи Цинь и Хань. Культура Китая III –IX вв. охватывает два исторических периода: период Южных и Северных династий и период объединения Китая и создания танского государства. Культура Китая X –XIV вв. включает в себя период пяти династий и образования империи Сун, а также период монгольских завоеваний и привление династии Юань. Культура Китая XV – XIX вв. – это культура периода династии Мин, а также период завоевания Китая маньчжурами и правления маньчжурской династии Цин.
• Для передачи всего богатства китайского языка применялись знаки (иероглифы), фиксирующие те или иные единицы языка. Подавляющее большинство знаков представляло собой идеограммы – изображения предметов или сочетания изображений, передающих более сложные понятия. Но число применявшихся иероглифов было недостаточно. В китайском письме каждое односложное слово должно было выражаться отдельным иероглифом и даже многочисленные омофоны - сходно звучащие словаоднослоги - в зависимости от их смысла изображаются разными иероглифами. Теперь число знаков было пополнено, с тем чтобы учесть и более редкие понятия, и доведено до 18 тыс. , знаки были строго классифицированы. Начали составляться словари. • Так были заложены предпосылки для создания обширной письменной литературы, включающей не только поэзию и афоризмы, рассчитанные и на устное запоминание, но и художественную прозу, прежде всего историческую.
РЕВОЛЮЦИЯ В КИТАЕ. в руководстве КПК активизировалась • В середине 50 -х годов группировка Мао Цзэдуна, были сформулированы тезисы о китайском народе как о "чистом листе бумаги. . . на котором можно чертить любые письмена", о "преимуществах" бедности и отсталости, "закон о волнообразном развитии", курс "пусть расцветают сто цветов" и др. • Группировка Мао проталкивала установки на форсированное проведение социалистических преобразований, не считаясь со сложившимися условиями. В результате примерно в течение 8 -9 месяцев (лето 1955 - весна 1956 г. ) в КНР было проведено сплошное кооперирование сельского хозяйства без каких-либо серьезных изменений в характере производительных сил. К концу 1956 г. в китайской деревне имелось около миллиона производственных кооперативов, объединявших свыше 96% всех крестьянских дворов в основном в кооперативы высшего типа. В этот же период ускоренными темпами ликвидировали частную промышленность и частную торговлю. • Поскольку такие преобразования не были подготовлены, не имели достаточно прочной базы, результаты оказались далеко не благоприятными. Быстро израсходовав материальные ресурсы, правительство КНР было вынуждено значительно замедлить темпы промышленного развития, урезать ассигнования на капитальное строительство, свернуть
• В сентябре 1956 г. прошел VIII съезд КПК (первая сессия). Съезд одобрил проведение индустриализации, принял экономически обоснованные планы на вторую пятилетку, отметил важность использования опыта и помощи СССР и других социалистических стран. Акцентировалась роль XX съезда КПСС, на котором велась активная борьба с культом личности. • Но после VIII съезда сторонники Мао Цзэдуна перешли в контрнаступление. "Движение за упорядочение стиля", кампания по "социалистическому воспитанию" рабочих и крестьян - все это способствовало обработке масс в маоистском духе и подавлению недовольства и сопротивления. • С начала 1958 г. группировка Мао Цзэдуна отказалась от решений VIII съезда КПК и прежних планов на вторую пятилетку и выдвинула установки на то, что Китай, следуя "особым курсом", сможет через 7 -10 лет обогнать СССР и США и стать мировой державой. В мае 1958 г. состоялась вторая сессия VIII съезда КПК, на которой был принят маоистский курс "трех красных знамен": новой генеральной линии, "большого скачка" и "народных коммун". Ставка делалась на
• Главными слагаемыми нового курса стали принудительный труд, всеобщая уравниловка, абсолютная деспотическая власть верховного вождя. В сентябрядекабре 1958 г. развернулась "битва за сталь" - массовая кампания за выплавку чугуна и стали в кустарных доменных и сталеплавильных печах. Печи создавались повсеместно, в каждом уезде, в каждом городе. В переплавку шло все, что можно, включая металлическую домашнюю утварь. Мао Цзэдун предложил даже разобрать и пустить на переплавку часть "ненужных" железных дорог. Полученная "продукция", негодная для использования в хозяйстве, лишь отдаленно напоминала металл. • В августе 1958 г. начался повсеместный переход от сельскохозяйственных кооперативов к народным коммунам. В течение нескольких месяцев 740 тыс. кооперативов преобразовали в 96 тыс. коммун. Обобществлялось все, включая предметы домашнего обихода: "Государству принадлежит все, кроме зубной щетки". Было введено уравнительное распределение. Крестьян лишили личного хозяйства. Рынки повсюду уничтожили. Повсеместно было организовано бесплатное питание.
• К 1960 г. "большой скачок" поставил экономику страны на грань катастрофы. Резко упал жизненный уровень, и выросла смертность населения, кругом царил голод. В этих условиях в 1961 г. был принят курс на "урегулирование, укрепление, пополнение и повышение" уровня всего народного хозяйства. Проводились такие мероприятия, как сокращение масштабов капитального строительства, концентрация капиталовложений и отказ от строительства мелких предприятий, реорганизация народных коммун переход к производственной бригаде как основной хозрасчетной единице. В 1960 -1965 гг. ценой неимоверных усилий последствия "большого скачка" удалось ликвидировать. • Но в 1966 г. жизнь в стране вновь была дезорганизована, начался период "потерянного десятилетия "культурной революции". Мао Цзэдун и его сторонники пытались реализовать идеи "казарменного" коммунизма, преследуя всех инакомыслящих. По сообщениям газеты "Жэньминь жибао", за 1966 -1976 гг. репрессировали около 100 млн человек. Молодежь объединялась в штурмовые отряды хунвэйбинов и цзаофаней, которые громили учебные заведения и институты, устраивали публичные казни представителей интеллигенции. Создавались новые органы местной власти - "ревкомы", и в стране установился военный контроль. В годы "культурной революции" культ Мао Цзэдуна был поднят на небывалую высоту. Его идеи объявлялись высшей истиной, которой все должны овладеть. Миллионы цитатников тщательно изучались школьниками и студентами, рабочими и крестьянами.