Скачать презентацию КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО КРАСНОЯРСКА ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ Ø Скачать презентацию КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО КРАСНОЯРСКА ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ Ø

Лекция 9 Культура и искусство КРАСНОЯРСКа.pptx

  • Количество слайдов: 141

КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО КРАСНОЯРСКА КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО КРАСНОЯРСКА

ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ Ø 1628 – 1822 – острог – уездный город; Ø 1822 – ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ Ø 1628 – 1822 – острог – уездный город; Ø 1822 – 1920 – губернский город; Ø 1920 – 1978 – столица края (с 1934) Ø 1978 – по наст. время – девятая культурная столица России.

I. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА «На яру, место угожее, высоко и красно, и лес близко всякой I. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА «На яру, место угожее, высоко и красно, и лес близко всякой есть, и пашенных мест и сенных покосов много, и государев де острог на том месте поставить мочно» . Так в 1624 году писал Андрей Ануфриевич Дубенской - основатель града у Красного Яра. Выбрав «место угожее» , он долгие четыре года выбивал из сибирских властей людей и снаряжение для его основания. И произошло это событие 6 августа 1628 года.

АНДРЕЙ ДУБЕНСКИЙ Памятник открыт 30 августа 1997 года. Он поставлен на том месте, где АНДРЕЙ ДУБЕНСКИЙ Памятник открыт 30 августа 1997 года. Он поставлен на том месте, где Дубенский написал грамоту царю.

КРАСНОЯРСКИЙ ОСТРОГ КРАСНОЯРСКИЙ ОСТРОГ

НАЗВАНИЕ ОСТРОГА Острог был назван «Хызыл чар» , что на языке качинцев означало «Яр НАЗВАНИЕ ОСТРОГА Острог был назван «Хызыл чар» , что на языке качинцев означало «Яр (высокий берег или холм, утёс) красного цвета» - кpacным яром, по яром красному цвету мергеля, составляющего толщу левого высокого берега реки Качи, и занимал территорию между современным зданием Китай-города и Большим концертным залом. Это памятное место малого Красноярского острога, окруженного рвом, в 2003 году отмечено особым памятником – Историческими воротами города.

АРКА, ОБОЗНАЧИВШАЯ ГРАНИЦУ ОСТРОГА АРКА, ОБОЗНАЧИВШАЯ ГРАНИЦУ ОСТРОГА

До 1730 -х гг. Красноярск выступал как важная порубежная крепость. Хозяйственная жизнь в городе, До 1730 -х гг. Красноярск выступал как важная порубежная крепость. Хозяйственная жизнь в городе, где преобладали воинские объединения казаков, была достаточно слабая ремесленников, торговцев и крестьян было всего несколько дворов. После 1733 года многое изменилось.

МОСКОВСКО-СИБИРСКИЙ ТРАКТ В 1733 году на территории Красноярского уезда началось и продолжалось до 1760 МОСКОВСКО-СИБИРСКИЙ ТРАКТ В 1733 году на территории Красноярского уезда началось и продолжалось до 1760 года строительство Московско-Сибирского тракта. Благодаря этому экономическому событию в Красноярске впервые сложилось мощное торгово-ремесленное ядро, где были востребованы сразу 24 вида ремесел (сыромятное, кожевенное, сапожное, мыловаренное, хлебопекарное, иконописное и многие другие). Население города в 1772 году составляло всего около двух тысяч жителей.

ПОЖАР 1733 ГОДА Страшный пожар 1773 года практически уничтожил город, уцелели только 30 дворов! ПОЖАР 1733 ГОДА Страшный пожар 1773 года практически уничтожил город, уцелели только 30 дворов! Однако город заново отстроился, но уже по новой, петербургского типа, типа линейной планировке Петра Моисеева (геодезиста из Тобольска), которая прослеживается в архитектурных ансамблях Красноярска до сих пор.

ПЕРВЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ В Красноярске первым зданием из кирпича был Воскресенский собор на Стрелке ПЕРВЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ В Красноярске первым зданием из кирпича был Воскресенский собор на Стрелке (пл. Мира). Его возводили с 1759 по 1773 год (снесен в 1958 году). Самое старое сейчас в городе каменное здание — Покровская церковь, ныне Покровский собор. Его основной объем строили в 1785 – 1789 гг. , а внутренняя отделка и освящение затянулись на 5 лет.

ПОКРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ ПОКРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ

КАФЕДРАЛЬНЫЙ БОГОРОДИЦЕРОЖДЕСТВЕНСКИЙ СОБОР Архитектор Константин Тон (1845— 1861) КАФЕДРАЛЬНЫЙ БОГОРОДИЦЕРОЖДЕСТВЕНСКИЙ СОБОР Архитектор Константин Тон (1845— 1861)

СУРИКОВ. СТАРЫЙ КРАСНОЯРСК СУРИКОВ. СТАРЫЙ КРАСНОЯРСК

ЧАСОВНЯ НА ПОКРОВСКОЙ ГОРЕ На Караульной (Покровской) горе, на месте караульной вышки казаков XVII ЧАСОВНЯ НА ПОКРОВСКОЙ ГОРЕ На Караульной (Покровской) горе, на месте караульной вышки казаков XVII в. вместо простого креста в 1855 году на деньги золотопромышленника Петра Ивановича Кузнецова поставили каменную часовню, обозначавшую символическую коллективную могилу всех погибших красноярцев в первый боевой период жизни города-острога.

 «В СИБИРИ НАРОД ДРУГОЙ, ЧЕМ В РОССИИ: ВОЛЬНЫЙ, СМЕЛЫЙ» В. СУРИКОВ Большая часть «В СИБИРИ НАРОД ДРУГОЙ, ЧЕМ В РОССИИ: ВОЛЬНЫЙ, СМЕЛЫЙ» В. СУРИКОВ Большая часть населения – вольные переселенцы и землепроходцы, жители из Поморья (территория современных Вологодской и Архангельской областей), которые привезли с собой северо-русский тип культуры. Немалая часть - ссыльные. Это были люди предприимчивые, смелые, энергичные, любознательные.

Грамотность в крае была несколько выше общероссийского уровня. Немало грамотных людей обучали детей на Грамотность в крае была несколько выше общероссийского уровня. Немало грамотных людей обучали детей на дому. На енисейском рынке пользовались спросом бумага, богослужебные и "учительные" книги. Известно, что в 1723 г. в Енисейске и Красноярске читали первую российскую газету "Ведомости".

ЛАТИНСКАЯ ШКОЛА В 1769 г. в Красноярске открылась для детей духовенства края так называемая ЛАТИНСКАЯ ШКОЛА В 1769 г. в Красноярске открылась для детей духовенства края так называемая "латинская" школа, в которой было до 30 учеников. Первым учителем являлся Григорий Скрябин, дьякон Скрябин соборной церкви, получивший образование в Тобольской архиерейской школе. Он организовал театральный кружок и пытался ставить разного рода пьесы, часть сочинил и положил на музыку сам.

ПЕРВАЯ УЕЗДНАЯ ПУБЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА Крупным событием в культурной жизни края было открытие в 1784 ПЕРВАЯ УЕЗДНАЯ ПУБЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА Крупным событием в культурной жизни края было открытие в 1784 году в Красноярске первой в стране уездной публичной библиотеки. Книги для нее подарил первый и. о. капитана-исправника уезда С. М. Кашкарев. Просветитель и врач, сын Кашкарев врач сержанта гвардии, уроженец Петербурга, учился в гимназии университета при Академии Наук (1765 — 1768), владелец первого известного по источникам частного собрания книг в Красноярске.

МАЛОЕ НАРОДНОЕ УЧИЛИЩЕ Общеобразовательные школы, малые народные училища открываются в Енисейске и Красноярске в МАЛОЕ НАРОДНОЕ УЧИЛИЩЕ Общеобразовательные школы, малые народные училища открываются в Енисейске и Красноярске в 1790 г. В них обучались дети всех сословий. Школа в Красноярске была самой крупной в Сибири. В ней училось 100 детей, в том числе девочки. Учителя Никита Звонников и его помощник из коренных красноярцев Тюменцев. Когда вскоре Звонников умер, то директору народных училищ Колыванского наместничества писали из Красноярска: «Не токмо жители здешние, но и кочующие вблизи татары познали уже цену нового образа учения, и для умершего учителя, любимого всеми, соорудили в благодарных сердцах памятник» .

Два важнейших пласта городского культурного быта: это, прежде всего, духовная музыка, музыка исполнявшаяся во Два важнейших пласта городского культурного быта: это, прежде всего, духовная музыка, музыка исполнявшаяся во время церковных служб , и местный фольклор. Очень популярны были фольклор "потешные действа" народных певцов и актеров-скоморохов. Тобольский архиепископ жаловался в Москву, что в Сибири "умножилось всякого беззакония, в том числе умножилось скоморошества и всяких игр бесовских и кулачново бою и на качелях качаютца и иных всяких неподобных дел умножилось много".

Многие увлекались шахматами, лыжным катанием с гор, Многие увлекались шахматами, лыжным катанием с гор, "шаром и мечем и бабками и городками и шахардою и свайкою", борьбой, конными скачками. Зимой, особенно в святочные праздники и на масленицу, любимым развлечением было катание на коровьих шкурах или на деревянных катках со специальных ледяных горок и просто с крутых берегов рек. Особой популярностью пользовалась у красноярцев военизированная игра “ взятие снежного городка”, которую впервые описал И. Г. Гмелин и на своей картине изобразил Суриков.

СУРИКОВ. ВЗЯТИЕ СНЕЖНОГО ГОРОДКА СУРИКОВ. ВЗЯТИЕ СНЕЖНОГО ГОРОДКА

ЕДИНСТВЕННОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО О КОНЦЕРТЕ Строки воспоминаний шведского капитана Ф. И. Табберт -Страленберга, входившего в ЕДИНСТВЕННОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО О КОНЦЕРТЕ Строки воспоминаний шведского капитана Ф. И. Табберт -Страленберга, входившего в научную экспедицию Д. Г. Мессершмидта в 1723 году, о посещении концерта в доме воеводы: «На второй день Рождества (7 января 1723 г. ) я был в гостях у воеводы. Собралось больше 60 мужчин в отдельной комнате… У воеводы была музыка (камерная) – 8 или 9 музыкантов, которые играли на свирелях (дудках). Каждый из них брал свой аккорд, никакой речи не могло быть о слаженности. Присутствовало три или четыре вокалиста из крестьян. Могу с уверенностью сказать, что от этой музыки у меня трещало в голове… Среди других развлечений звучали стихи и божественные песни о рождении бога, которые пели в паузах между выпивками»

ВЫВОД На протяжении 2 -х столетий своей истории уездный город Красноярск в значительной степени ВЫВОД На протяжении 2 -х столетий своей истории уездный город Красноярск в значительной степени отставал в культурном развитии не только от столиц, но и других крупных сибирских городов – Тобольска, Иркутска и Томска.

II. ГУБЕРНСКАЯ СТОЛИЦА Лишь в 1822 году жизнь Красноярска стала меняться и появилась потребность II. ГУБЕРНСКАЯ СТОЛИЦА Лишь в 1822 году жизнь Красноярска стала меняться и появилась потребность в формировании культурной среды, где в последующие десятилетия будет место и театру, и домашнему музицированию, и концертному исполнительству. Благодаря учреждению Енисейской губернии как самостоятельной административной единицы небольшой уездный город на Енисее превратился в губернскую столицу с населением в 3 110 чел.

ГУБЕРНАТОР АЛЕКСАНДР СТЕПАНОВ Первым енисейским Губернатором стал Александр Петрович Степанов – человек незаурядный, обладавший ГУБЕРНАТОР АЛЕКСАНДР СТЕПАНОВ Первым енисейским Губернатором стал Александр Петрович Степанов – человек незаурядный, обладавший не только даром административного деятеля, но и талантом писателя и исследователя. Участник Итальянского похода, ординарец у П. И. Багратиона и А. В. Суворова, он также участвовал в Отечественной войне 1812 г. С 1804 г. занимал должность прокурора в Калуге. В 1823 г. был назначен енисейским губернатором.

ГУБЕРНАТОР-ПРОСВЕТИТЕЛЬ Свои представления о нравственности, а также свои общественно-политические взгляды он изложил в литературных ГУБЕРНАТОР-ПРОСВЕТИТЕЛЬ Свои представления о нравственности, а также свои общественно-политические взгляды он изложил в литературных работах: «Суворов» (1821), «Постоялый двор» (1835), «Тайна» (1838 ), «Письма об обязанностях губернатора» (30 -е годы XIX века). Будучи приверженцем просвещенного века) абсолютизма, первый Енисейский губернатор обращал особое внимание на вопросы просвещения. Как и генерал-губернатор Сибири М. М. Сперанский, который был видным реформатором, Степанов видел «единственную гарантию от злоупотреблений чиновников… в создании просвещенной бюрократии.

Уникальный труд Степанова - книга «Енисейская губерния» , вышедшая в свет в 1835 году. Уникальный труд Степанова - книга «Енисейская губерния» , вышедшая в свет в 1835 году.

 «…КУЛЬТУРНОСТЬ, ОБРАЗОВАННОСТЬ, ВОСПИТАННОСТЬ» Будучи разносторонне развитым человеком, он всемерно содействовал расширению сети народных «…КУЛЬТУРНОСТЬ, ОБРАЗОВАННОСТЬ, ВОСПИТАННОСТЬ» Будучи разносторонне развитым человеком, он всемерно содействовал расширению сети народных училищ в губернии и впервые поставил перед императором вопрос об открытии в Красноярске гимназии и университета. Александр Петрович твердо верил, что нравы общества возможно исправить лишь с помощью культуры и просвещения. Для молодого поколения дворян, по его мнению, необходимо «большее чувство чести, большая культурность, образованность, воспитанность» . Именно поэтому Александр Петрович часто бывал в уездном училище Красноярска, где призывал молодежь учиться музыке, живописи, архитектуре и словесности» .

ЗОЛОТАЯ ЛИХОРАДКА Мощный толчок к становлению культуры и образования города внесло стремительное развитие золотодобывающей ЗОЛОТАЯ ЛИХОРАДКА Мощный толчок к становлению культуры и образования города внесло стремительное развитие золотодобывающей промышленности. Начавшаяся в 30 -е годы XIX века «золотая лихорадка» стимулировала образовательные и культурные процессы в Красноярске. Быстро росло количество золотопромышленников, пароходовладельцев, винокуренных заводчиков и владельцев торговых домов в Красноярске.

ДЕКАБРИСТЫ Особую роль в формировании культурной среды Красноярска сыграли декабристы. Всего тридцать один декабрист ДЕКАБРИСТЫ Особую роль в формировании культурной среды Красноярска сыграли декабристы. Всего тридцать один декабрист отбывал ссылку после каторжных работ на территории Енисейской губернии. Непосредственно в Красноярске с 1826 года проживало десять декабристов. Их просветительская деятельность оставила глубокий след в культуре Красноярска.

МУЗИЦИРОВАНИЕ Губернатор Александр Петрович Степанов благосклонно относился к декабристам , поощряя их научные и МУЗИЦИРОВАНИЕ Губернатор Александр Петрович Степанов благосклонно относился к декабристам , поощряя их научные и просветительские начинания. Благодаря декабристам в жизнь местной аристократии вошла музыка, став важной частью досуга. В светских салонах получило распространение музицирование, оказавшее большое культурно-воспитательное воздействие на дворянское общество и формировавшее художественный вкус городской элиты.

В. Л. ДАВЫДОВ Василий Львович Давыдов - потомок древних и славных фамилий Давыдовых, Раевских, В. Л. ДАВЫДОВ Василий Львович Давыдов - потомок древних и славных фамилий Давыдовых, Раевских, Потёмкиных. Был автором острейших стихотворных импровизаций и эпиграмм, остроумнейшим собеседником, активным республиканцем, смелым и бесстрашным офицером русской армии, награжденным за храбрость в военных действиях во время Отечественной войны 1812 года орденом Св. Владимира и Св. Анны.

ВОССТАНИЕ И ССЫЛКА В 1819 году Василий Львович примкнул к движению декабристов, что стало ВОССТАНИЕ И ССЫЛКА В 1819 году Василий Львович примкнул к движению декабристов, что стало естественным следствием его свободолюбивых политических взглядов. После восстания и суда, летом 1826 года декабристы были отправлены на место каторги – Александровский винокуренный завод (Чита).

Весной 1828 года 26 -летняя Александра Ивановна приехала к мужу в Читу (оставив 5 Весной 1828 года 26 -летняя Александра Ивановна приехала к мужу в Читу (оставив 5 -х детей на воспитание родственникам (старшей дочери было 8 лет, а младшему (пятому) сыну исполнился 1 год). В Сибири у Давыдовых народилось ещё семь детей-сибиряков.

В КРАСНОЯРСКЕ Дом в Красноярске, где жил Давыдов с семьей (1839 -1855) В КРАСНОЯРСКЕ Дом в Красноярске, где жил Давыдов с семьей (1839 -1855)

АНТИМУЗЫКАЛЬНЫЙ ГОРОД В 1839 году на поселении в Красноярске для Александры Ивановны был привезён АНТИМУЗЫКАЛЬНЫЙ ГОРОД В 1839 году на поселении в Красноярске для Александры Ивановны был привезён клавесин. «Наш Красноярск самый антимузыкальный город из тех, что я знаю. Есть батальонная музыка в здешнем гарнизоне, но она существует только для того, чтобы обратить в бегство врага, который попытался б захватить край: могу вас заверить, что самая храбрая армия дрогнула бы, услышав наши флейты, а кларнеты завершили бы разгром без сопротивления…» - из письма В. Давыдова.

25 октября 1855 года, не дожив до амнистии менее года, В. Л. Давыдов в 25 октября 1855 года, не дожив до амнистии менее года, В. Л. Давыдов в возрасте 62 лет скончался от старости и был погребен на Троицком кладбище Красноярска.

ТЕАТР Театр в Красноярске появился довольно поздно. Первые сведения о гастролировавших труппах актёров относятся ТЕАТР Театр в Красноярске появился довольно поздно. Первые сведения о гастролировавших труппах актёров относятся лишь к 40 -м годам XIX века. Специального здания не было. Считается, что именно Василий Львович Давыдов лично обратился к архитектору - декабристу Гавриилу Степановичу Батенькову с просьбой о создании проекта для клубного помещения в Красноярске. В 1854 году завершилось возведение здания Общественного собрания. Тем самым город обрёл долгожданную театрально-концертную сцену и в город стали приезжать гастролеры.

ЗДАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО СОБРАНИЯ ЗДАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО СОБРАНИЯ

ТЕАТР НА ОСТРОЖНОЙ ПЛ. ПОСТРОЕН В 1873 Г. (СГОРЕЛ В 1898) ТЕАТР НА ОСТРОЖНОЙ ПЛ. ПОСТРОЕН В 1873 Г. (СГОРЕЛ В 1898)

СЕМЬЯ КУЗНЕЦОВЫХ На пост городского головы неоднократно красноярцами избирался Петр Иванович Кузнецов, так как СЕМЬЯ КУЗНЕЦОВЫХ На пост городского головы неоднократно красноярцами избирался Петр Иванович Кузнецов, так как семья Кузнецовых – он сам, Кузнецов его сыновья и дочери, были хорошо известны в городе своей просвещенностью и активной деятельностью на ниве благотворительности. Так, на средства Кузнецовых была построена городская больница, благоустроена набережная Енисея, тратились немалые деньги на помощь бедным гимназистам.

ДОМАШНЕЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ В доме Петра Ивановича Кузнецова часто устраивались любительские спектакли и музыкальные вечера, ДОМАШНЕЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ В доме Петра Ивановича Кузнецова часто устраивались любительские спектакли и музыкальные вечера, в которых принимала участие местная интеллигенция.

Именно Петр Иванович Кузнецов поддержал юного Васю Сурикова в его стремлении учиться живописи, предоставив Именно Петр Иванович Кузнецов поддержал юного Васю Сурикова в его стремлении учиться живописи, предоставив ему стипендию на время обучения в Академии художеств в 1870 году.

ДОМ СУРИКОВЫХ (НЫНЕ ДОМ-МУЗЕЙ) ДОМ СУРИКОВЫХ (НЫНЕ ДОМ-МУЗЕЙ)

РИСОВАЛЬНАЯ ШКОЛА В КРАСНОЯРСКЕ Благодаря усилиям Сурикова и других художников, проживавших в Красноярске - РИСОВАЛЬНАЯ ШКОЛА В КРАСНОЯРСКЕ Благодаря усилиям Сурикова и других художников, проживавших в Красноярске - В. К. Золотухину, М. В. Летунову, А. С. Сергееву – в 1910 году в Красноярске была открыта рисовальная школа – ныне художественная школа им. Сурикова. В школе с четырехгодичным сроком обучения в 1913 году обучалось 17 , а в 1915 –уже 56 детей. Со дня основания в ней работал известный сибирский художник Дмитрий Иннокентьевич Каратанов (1874 -1952).

БЛАГОДАРЯ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ БОГАТЫХ КУПЦОВ (КУЗНЕЦОВЫХ, МАТВЕЕВЫХ, ПРОСКУРЯКОВУ, ПЕРЕПЛЕТЧИКОВУ, ДАНИЛОВУ И ДР. ) В БЛАГОДАРЯ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ БОГАТЫХ КУПЦОВ (КУЗНЕЦОВЫХ, МАТВЕЕВЫХ, ПРОСКУРЯКОВУ, ПЕРЕПЛЕТЧИКОВУ, ДАНИЛОВУ И ДР. ) В КРАСНОЯРСКЕ ПОЯВЛЯЮТСЯ МУЗЕИ, РАЗВИВАЕТСЯ СЕТЬ БИБЛИОТЕК, ТИПОГРАФИЙ, ПРОХОДЯТ ВЫСТАВКИ И ДР.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ КЛУБЫ И ОБЩЕСТВА В 80 -е годы XIX столетия небывалое распространение получили общественные ОБЩЕСТВЕННЫЕ КЛУБЫ И ОБЩЕСТВА В 80 -е годы XIX столетия небывалое распространение получили общественные клубы. Они формировались по различным принципам: профессиональной принадлежности (Вольнопожарное общество – 1880 г. , Общество врачей – 1886 г. ), социальному признаку (Купеческое – 1857 г. , Мещанское – 1887 г. ) или по интересам горожан (Общество попечения о начальном образовании – 1884 г. , Музыкальное общество – 1882 г. , Общество любителей драматического искусства – 1887 г. , Общество трезвости – 1899 г. ).

РУССКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО В 1859 году в Санкт-Петербурге было создано Русское музыкальное общество (РМО). РУССКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО В 1859 году в Санкт-Петербурге было создано Русское музыкальное общество (РМО). В 1860 году подобная организация возникает в Москве. С 1873 года члены императорской фамилии стали участвовать в финансировании РМО и в его названии появился титул «Императорское» . Главная задача – музыкальное просветительство музыкальное образование.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО В КРАСНОЯРСКЕ В Красноярске любители музыки объединились в единую организацию в 1882 МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО В КРАСНОЯРСКЕ В Красноярске любители музыки объединились в единую организацию в 1882 году. В декабре на имя Енисейского губернатора было подано прошение об образовании в городе музыкального кружка. В документе указывалось, что «проект устава предполагаемого кружка в настоящее время составляется по образцу уставов отделений ИРМО» . В Общество входили представители состоятельных социальных кругов - жены известных купцов и промышленников М. К. Циммерман, Е. А. Рачковская, Е. А. Данилова; городской архитектор М. Ю. Арнольд и представитель разночинной интеллигенции учитель З. А. Барш. .

КРАСНОЯРСКОЕ ОБЩЕСТВО ЛЮБИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ И ЛИТЕРАТУРЫ (1886) Красноярское общество любителей музыки и литературы преобразовалось КРАСНОЯРСКОЕ ОБЩЕСТВО ЛЮБИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ И ЛИТЕРАТУРЫ (1886) Красноярское общество любителей музыки и литературы преобразовалось из музыкального общества. В свой устав общество ввело параграфы о «поддержке молодых исполнителей советами и руководством» , «устройстве библиотеки» , «составлении коллекции музыкальных инструментов» и «выдаче денежного вознаграждения тем из участников, для которых даровой труд в обществе непосилен» . При обществе Красноярске появился первый симфонический оркестр.

СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ БЕЗНОСИКОВ: СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР ОБЩЕСТВА ЛЮБИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ И ЛИТЕРАТУРЫ СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ БЕЗНОСИКОВ: СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР ОБЩЕСТВА ЛЮБИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ И ЛИТЕРАТУРЫ

Программа концерта общества С. М. Безносиков Композитор, выпускник Петербургской консерватории классу Н. А. Римского. Программа концерта общества С. М. Безносиков Композитор, выпускник Петербургской консерватории классу Н. А. Римского. Корсакова

ВЫВОД Создание Общества любителей музыки и литературы, Общества любителей драматического искусства, активная меценатская помощь ВЫВОД Создание Общества любителей музыки и литературы, Общества любителей драматического искусства, активная меценатская помощь крупных красноярских купцов и промышленников свидетельствовали о появлении сибирской интеллигенции, которая интеллигенции осознала необходимость в объединении разрозненных усилий, направленных на становление художественной жизни города. .

НОВЫЙ ЭТАП Новый толчок к развитию художественной жизни города и появлению большого количества гастролеров НОВЫЙ ЭТАП Новый толчок к развитию художественной жизни города и появлению большого количества гастролеров дали два события: открытие здания нового театра и введение в эксплуатацию Транссибирской железнодорожной магистрали, магистрали способствовавшей бурному развитию политической и экономической жизни города, а также активному привнесению достижений русской культуры на территорию Сибири.

НАРОДНЫЙ ДОМ -ТЕАТР ИМ. ПУШКИНА 17 февраля 1902 года состоялось торжественное открытие Народного доматеатра, НАРОДНЫЙ ДОМ -ТЕАТР ИМ. ПУШКИНА 17 февраля 1902 года состоялось торжественное открытие Народного доматеатра, которому было присвоено имя А. С. Пушкина. А осенью того же года в Народном доме начала работать драматическая группа К. П. Красновой, положившая начало существованию в Красноярске постоянного театра им. А. С. Пушкина.

ОПЕРНО-ДРАМАТИЧЕСКАЯ ТРУППА ОПЕРНО-ДРАМАТИЧЕСКАЯ ТРУППА

ТРАНССИБ 6 декабря 1895 г. в Красноярск прибыл первый поезд. Местная газета «Енисей» писала ТРАНССИБ 6 декабря 1895 г. в Красноярск прибыл первый поезд. Местная газета «Енисей» писала в связи с этим: «День 6 декабря должен начать новую эру в Сибири вообще и для Приенисейского края в частности» .

28 МАРТА 1899 ГОДА БЫЛ ОТКРЫТ МОСТ ЧЕРЕЗ ЕНИСЕЙ 28 МАРТА 1899 ГОДА БЫЛ ОТКРЫТ МОСТ ЧЕРЕЗ ЕНИСЕЙ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ МОСТ Торжественная закладка железнодорожного моста состоялась 30 августа 1896 г. . Подрядными работами ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ МОСТ Торжественная закладка железнодорожного моста состоялась 30 августа 1896 г. . Подрядными работами на строительство, исчислявшимися в сотни тысяч рублей, руководил красноярский инженер Евгений Карлович Кнорре, а инженерно. Кнорре технический проект моста принадлежал талантливому российскому ученому, мостостроителю Л. Д. Проскурякову. Макет моста Проскурякову через Енисей экспонировался на международной выставке в Париже в 1900 г. наряду со знаменитой Эйфелевой башней. Его автор был удостоен золотой медали.

ЦЕНТРОМ КУЛЬТУРЫ СТАЛ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ КЛУБ ЦЕНТРОМ КУЛЬТУРЫ СТАЛ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ КЛУБ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ Особое место в художественном воспитании играли общеобразовательные учреждения города, где вводятся ежедневные ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ Особое место в художественном воспитании играли общеобразовательные учреждения города, где вводятся ежедневные получасовые уроки пения, проходят концерты и музыкальнолитературные вечера. Помимо этого, за вечера отдельную плату обучали игре на музыкальных инструментах, а наиболее талантливых – бесплатно!

ЗДАНИЕ ДУХОВНОГО УЧИЛИЩА ЗДАНИЕ ДУХОВНОГО УЧИЛИЩА

ЗДАНИЕ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ ЗДАНИЕ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ

ЗДАНИЕ ЖЕНСКОЙ ГИМНАЗИИ ЗДАНИЕ ЖЕНСКОЙ ГИМНАЗИИ

ПАВЕЛ ИОСИФОВИЧ ИВАНОВ-РАДКЕВИЧ Композитор, педагог, основоположник профессионального музыкального образования в Красноярске, где жил и ПАВЕЛ ИОСИФОВИЧ ИВАНОВ-РАДКЕВИЧ Композитор, педагог, основоположник профессионального музыкального образования в Красноярске, где жил и работал 25 лет (1897 -1922). Создатель первого смешанного хора учащихся Красноярска, организатор симфонического оркестра городских любителей музыки и гимназистов, вдохновитель и режиссер постановок оперных сцен и детской оперы силами учащихся.

ВЫПУСКНИКИ ИМПЕРАТОРСКОЙ ПРИДВОРНОЙ ПЕВЧЕСКОЙ КАПЕЛЛЫ (1887) ВЫПУСКНИКИ ИМПЕРАТОРСКОЙ ПРИДВОРНОЙ ПЕВЧЕСКОЙ КАПЕЛЛЫ (1887)

ХОР ЖЕНСКОЙ ГИМНАЗИИ ХОР ЖЕНСКОЙ ГИМНАЗИИ

ПРЕМЬЕРА ОПЕРЫ «ЦАРЕВНА-ЗЕМЛЯНИЧКА» ПРЕМЬЕРА ОПЕРЫ «ЦАРЕВНА-ЗЕМЛЯНИЧКА»

НАРОДНАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ – НЫНЕ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ НАРОДНАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ – НЫНЕ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ

ЗДАНИЕ НАРОДНОЙ КОНСЕРВАТОРИИ ЗДАНИЕ НАРОДНОЙ КОНСЕРВАТОРИИ

ОСНОВНЫЕ ВЕХИ ТРЕТЬЕГО ПЕРИОДА: Открытие Народной консерватории (1920) Филармоническое общество (1928) Краевое концертно-эстрадное бюро ОСНОВНЫЕ ВЕХИ ТРЕТЬЕГО ПЕРИОДА: Открытие Народной консерватории (1920) Филармоническое общество (1928) Краевое концертно-эстрадное бюро (1938) Краевая государственная филармония (1953) Театр музыкальной комедии (1959) Театр юного зрителя (1964)

III. ПАРАДОКСЫ ИСТОРИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЖИЗНИ КРАСНОЯРСКА ХХ ВЕКА. Парадоксы определяются с помощью категорий: «вопреки III. ПАРАДОКСЫ ИСТОРИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЖИЗНИ КРАСНОЯРСКА ХХ ВЕКА. Парадоксы определяются с помощью категорий: «вопреки и невзирая на» и «если бы не…, то …» Именно «вопреки и невзирая на» сложнейшие, разрушительного характера историкополитические события советского времени происходил всплеск активности музыкальной деятельности в Красноярске.

ПАРАДОКС 1. ПЕРИОД ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ 1918 -1920 ГГ. Необычайная активизация концертнопросветительской деятельности благодаря расположению ПАРАДОКС 1. ПЕРИОД ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ 1918 -1920 ГГ. Необычайная активизация концертнопросветительской деятельности благодаря расположению в городе с июня 1918 по январь 1920 гг. воинских частей союзников белогвардейцев, каждая из которых имела в составе своих полков музыкантов, а также наличию достаточного большого количества музыкантов среди военнопленных Первой мировой войны – в 1916 году всего в городе было 13 000 военнопленных.

ВОЕННЫЙ ГОРОДОК ВОЕННЫЙ ГОРОДОК

МУЗЫКАНТЫ-ВОЕННОПЛЕННЫЕ Среди новых обитателей казарм были и европейски образованные музыканты, в том числе выпускники МУЗЫКАНТЫ-ВОЕННОПЛЕННЫЕ Среди новых обитателей казарм были и европейски образованные музыканты, в том числе выпускники консерваторий, солисты зарубежных опер, артисты оркестров, композиторы, а также музыкальные мастера. Несмотря на все трагические перипетии, некоторым из этих людей каким-то чудом удалось сохранить свои инструменты. В военном городке была даже устроена сцена для художественных мероприятий: «В длинном зале-бараке с кирпичными стенами была построена на аршин от пола «эстрада» деревянный настил, а перед ней несколько десятков скамеек…»

ОРКЕСТР ВОЕННОПЛЕННЫХ ОРКЕСТР ВОЕННОПЛЕННЫХ

ПАРАДОКС 2. КРИЗИС НАЧАЛА 20 -Х ГОДОВ Фрагмент текста записки В. И. Ленина В. ПАРАДОКС 2. КРИЗИС НАЧАЛА 20 -Х ГОДОВ Фрагмент текста записки В. И. Ленина В. М. Молотову от 12 января 1922 года: «Узнав от Каменева, что СНК единогласно принял совершенно неприличное предложение Луначарского о сохранении Большой оперы и балета, предлагаю Политбюро постановить: 1. Поручить Президиуму ВЦИК отменить постановление СНК. 2. Оставить из оперы и балета лишь несколько десятков артистов на Москву и Питер… Из сэкономленных т[аким] образом миллиардов отдать не меньше половины на ликвидацию безграмотности и читальни» .

КРАСНОЯРСК 1923 – 1925 Деятельность Словцовых: 1923 год – создание оперного коллектива 1924 год КРАСНОЯРСК 1923 – 1925 Деятельность Словцовых: 1923 год – создание оперного коллектива 1924 год – на базе этого коллектива по инициативе красноярского отделения ВСЕРАБИСА создается «Трудовой оперный коллектив» , в котором участвовало 106 человек. Репертуар «Трудового оперного коллектива» включал 12 опер. Просуществовал до мая 1925 года.

ТЕАТР, ГДЕ СЛОВЦОВЫ ОСУЩЕСТВЛЯЛИ ОПЕРНЫЕ ПОСТАНОВКИ ТЕАТР, ГДЕ СЛОВЦОВЫ ОСУЩЕСТВЛЯЛИ ОПЕРНЫЕ ПОСТАНОВКИ

П. И. СЛОВЦОВ (1886 -1934) родился 12 июля (по ст. стилю 30 июня) в П. И. СЛОВЦОВ (1886 -1934) родился 12 июля (по ст. стилю 30 июня) в 1886 году в селе Устьянское Канского уезда Енисейской губернии.

ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ ГОРДИЕВСКИЙ (ГОРДИ) ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ ГОРДИЕВСКИЙ (ГОРДИ)

КИЕВСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА КИЕВСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА

НАРОДНЫЙ ДОМ В ПЕТЕРБУРГЕ НАРОДНЫЙ ДОМ В ПЕТЕРБУРГЕ

СЛОВЦОВ В РОЛИ ДЖЕРАЛЬДА СЛОВЦОВ В РОЛИ ДЖЕРАЛЬДА

СЛОВЦОВ В РОЛИ ЛЕНСКОГО СЛОВЦОВ В РОЛИ ЛЕНСКОГО

СЛОВЦОВ В РОЛИ АЛЬФРЕДА СЛОВЦОВ В РОЛИ АЛЬФРЕДА

ФЕДОР ШАЛЯПИН ФЕДОР ШАЛЯПИН

Н. ОБУХОВА Н. ОБУХОВА

НЕКРОЛОГ НЕКРОЛОГ "И кому же, в первую очередь, как не Красноярску сохранить о Словцове долгую память? "

ФЕСТИВАЛЬ КОНКУРС ФЕСТИВАЛЬ КОНКУРС

ПАРАДОКС 3. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА. За короткий срок, благодаря прибытию с августа 1941 года ПАРАДОКС 3. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА. За короткий срок, благодаря прибытию с августа 1941 года по февраль 1942 года эшелонов с эвакуированными предприятиями, Красноярск превратился в крупный индустриальный центр Сибири. 27 сентября 1941 года в Красноярск приезжает труппа эвакуированного Днепропетровского театра оперы и балета (художественный руководитель – М. П. Стефанович). И 11 октября оперой «Запорожец за Дунаем» Гулак-Артемовского театр открыл свой первый сезон в эвакуации. Несмотря на тяжелейшие условия военного времени, деятельность этого коллектива и присоединившейся к нему позднее труппы Одесского оперного театра была необычайно насыщенной.

За два года и девять месяцев объединённый оперный театр (труппы Днепропетровского и Одесского театров За два года и девять месяцев объединённый оперный театр (труппы Днепропетровского и Одесского театров оперы и балета) дал 520 спектаклей и концертов, провёл 1800 шефских выступлений в госпиталях, воинских частях, на промышленных предприятиях и в колхозах.

КОНЦЕРТНАЯ БРИГАДА Т. Г. ВОСХОДОВОЙ КОНЦЕРТНАЯ БРИГАДА Т. Г. ВОСХОДОВОЙ

КВИТАНЦИЯ ОТ 26 НОЯБРЯ 1941 ГОДА КВИТАНЦИЯ ОТ 26 НОЯБРЯ 1941 ГОДА

ЛЕКЦИИ-КОНЦЕРТЫ И ВЕЧЕРА Помимо этого КЭБ проводит лекции-концерты, которые вели красноярский педагог К. Сементовский ЛЕКЦИИ-КОНЦЕРТЫ И ВЕЧЕРА Помимо этого КЭБ проводит лекции-концерты, которые вели красноярский педагог К. Сементовский и А. Д. Смолкер – опытный преподаватель и концертмейстер, приехавший с Днепропетровским театром оперы и балета. С января 1942 года концертное бюро для пропаганды классического искусства из ведущих артистов организует «Вечера музыки и литературы» , руководителем которых являлся С. Чудновский.

ГАСТРОЛИ Насыщенна гастрольная афиша военного периода. В годы войны в Красноярске выступали народные артисты ГАСТРОЛИ Насыщенна гастрольная афиша военного периода. В годы войны в Красноярске выступали народные артисты СССР М. И. Литвиненко-Вольгемут, И. С. Паторжинский, З. М. Гайдай, К. А. Лаптев (получивший высокое звание в 1957 году), квартет имени А. К. Глазунова; проходили и эстрадные концерты с участием Государственного джазоркестра РСФСР под управлением и при участии Леонида Утёсова, ансамбля песни и пляски под руководством Исаака Дунаевского, ансамбля Сибирского военного округа.

ПАРАДОКС 4. КОНЕЦ 70 -Х – НАЧАЛО 80 -Х ГОДОВ В течение двух лет ПАРАДОКС 4. КОНЕЦ 70 -Х – НАЧАЛО 80 -Х ГОДОВ В течение двух лет (1977 -1978) были созданы и открыты театр оперы и балета, симфонический оркестр, институт искусств с тремя факультетами (музыкальным, художественным и театральным), хореографическое училище. Для филармонии построен концертный комплекс на Стрелке (Малый зал был введён в 1982 году, Большой – в 1984 году), отреставрирован костёл (1982), в котором был установлен орган (1984). В 1983 году по инициативе Ленинградского отделения Союза композиторов была создана Красноярская композиторская организация.

ПАРАДОКС 5. КРИЗИС 90 -Х ГОДОВ Создаются: камерный оркестр под руководством засл. арт. России, ПАРАДОКС 5. КРИЗИС 90 -Х ГОДОВ Создаются: камерный оркестр под руководством засл. арт. России, профессора Михаила Бенюмова, камерный хор под управлением Валерия Рязанова, хоровой ансамбль солистов «Тебе поемъ» (заслуженный деятель искусств России Константин Якобсон), оркестр народных инструментов, в дальнейшем ставший филармоническим русским оркестром во главе с Анатолием Бардиным (профессором, народным артистом России).

ПАРАДОКСЫ ГРУППЫ «ЕСЛИ БЫ НЕ…, ТО…» Благодаря неожиданным социальнополитическим поворотам в истории российского государства, ПАРАДОКСЫ ГРУППЫ «ЕСЛИ БЫ НЕ…, ТО…» Благодаря неожиданным социальнополитическим поворотам в истории российского государства, судьба целого ряда замечательных музыкантов оказалась связана с музыкальной жизнью Красноярска, вписав в ее летопись яркие страницы.

СУПРУГИ СЛОВЦОВЫ СУПРУГИ СЛОВЦОВЫ

ДОМ СЛОВЦОВЫХ НА УЛ. УРИЦКОГО ДОМ СЛОВЦОВЫХ НА УЛ. УРИЦКОГО

П. И. СЛОВЦОВ П. И. СЛОВЦОВ

НАДГРОБИЕ СЛОВЦОВА НА ТРОИЦКОМ КЛАДБИЩЕ НАДГРОБИЕ СЛОВЦОВА НА ТРОИЦКОМ КЛАДБИЩЕ

СЛОВА НА НАДГРОБИИ: Из оперы «Вертер» Массне: «О не буди меня, дыхание весны» Здесь СЛОВА НА НАДГРОБИИ: Из оперы «Вертер» Массне: «О не буди меня, дыхание весны» Здесь покоится один из знаменитых русских певцов, с любовью называвшийся современниками сибирским соловьем.

К. Н. СЕМЕНТОВСКИЙ (1887 -1966) К. Н. СЕМЕНТОВСКИЙ (1887 -1966)

АВТОБИОГРАФИЯ АВТОБИОГРАФИЯ

С. Ф. АБАЯНЦЕВ, Г. И. ТРОШИН, А. Л. МАРКСОН С. Ф. АБАЯНЦЕВ, Г. И. ТРОШИН, А. Л. МАРКСОН

ВЯЧЕСЛАВ ПЕТРОВИЧ КОСОВАНОВ 1928 год – Филармоническое общество. Во главе – ученый, профессор В. ВЯЧЕСЛАВ ПЕТРОВИЧ КОСОВАНОВ 1928 год – Филармоническое общество. Во главе – ученый, профессор В. П. Косованов и дирижер А. Л. Марксон, лектор – К. Н. Сементовский

ОРКЕСТР С. МАРКСОНА ОРКЕСТР С. МАРКСОНА

КНЯЗЬ Г. Г. АСАТИАНИ КНЯЗЬ Г. Г. АСАТИАНИ

В. В. ТОПИЛИН В. В. ТОПИЛИН

А. Е. ШВАРЦБУРГ А. Е. ШВАРЦБУРГ

ИВАН ВСЕВОЛОДОВИЧ ШПИЛЛЕР ИВАН ВСЕВОЛОДОВИЧ ШПИЛЛЕР

ДМИТРИЙ БАШКИРОВ ДМИТРИЙ БАШКИРОВ

ПЬЕРО БЕЛЛУДЖИ И И. ШПИЛЛЕР ПЬЕРО БЕЛЛУДЖИ И И. ШПИЛЛЕР

ДЕНИС МАЦУЕВ ДЕНИС МАЦУЕВ

С НИКОЛАЕМ ЛУГАНСКИМ С НИКОЛАЕМ ЛУГАНСКИМ

В РАБОЧЕМ КАБИНЕТЕ В РАБОЧЕМ КАБИНЕТЕ

В ФОЙЕ МАЛОГО ЗАЛА В ФОЙЕ МАЛОГО ЗАЛА

ЭТОТ ЗАЛ ПОМНИТ МАЭСТРО… ЭТОТ ЗАЛ ПОМНИТ МАЭСТРО…

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

ТАЛЛИНН ТАЛЛИНН