13. Искуство Древней Греции и Рима.ppt
- Количество слайдов: 82
КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Основные черты культуры ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ l. Антропоцентризм l. Философия – мифология l. Чувства – разум (дионисийское и апполоническое начала) l. Личность – социум (полис) l. Судьба – борьба (агон)
ПЕРИОДИЗАЦИЯ l КРИТО-МИКЕНСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ - рубеж 3 - 2 го тыс. до н. э. l ГОМЕРОВСКАЯ ГРЕЦИЯ (11 – 8 вв. до н. э. ); l АРХАИЧЕСКАЯ ГРЕЦИЯ (7 – 6 вв. до н. э. ); l КЛАССИЧЕСКАЯ ГРЕЦИЯ (5 - 4 вв. до н. э. ); l ЭЛЛИНИЗМ (4 – 1 вв. до н. э. ).
КРИТО-МИКЕНСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ l Ее материальная основа включала производящее хозяйство, меднобронзовую металлургию, городские поселения с оборонительными стенами, дворцы. Примерно в 1450 г. до н. э. на Крит вторглись ахейские племена. l Новый центр был перенесен на материковую часть в город Микены. Там тоже строились дворцы, но из за более сурового климата, они были более массивными, в них было меньше окон и террас.
l Условно архитектуру эгейского мира делят на три периода: l Троянский период: IV – III тыс. до н. э. l Критская (Минойская) культура: XVIII – XIV вв. до н. э. l Микенская (Ахейская) культура: XIV – XII вв. до н. э.
АРХИТЕКТУРА КРИТО-МИКЕНСКОГО ПЕРИОДА l Этот период в свою очередь принято делить на: троянский (4 -3 тыс до н. э. ); крито-минойский (18 -14 в. до н. э. ); микенский (14 -2 в. до н. э. ). l Для этого периода характерны такие особенности как: учет ландшафтных особенностей местности, применение таких строительных материалов как кирпич-сырец, камень, дерево для перекрытий и каркаса и складывание единой ордерной системы.
ТРОЯНСКИЙ ПЕРИОД l На раскопках Трои найдено 8 культурных слоев. Троя-2 - цитадель с укрепленными воротами и стенами, внутри - культовые и жилые помещения. l Основной тип жилых помещений мегарон – вытянутое по продольной оси прямоугольное или овальное помещение с лоджией входа, без окон, с отверстием в потолке. В центре – круглый очаг. l Схема мегарона легла в основу архитектуры греческих храмов и, таким образом, имела большое значение.
КРИТО-МИНОЙСКИЙ ПЕРИОД l Самая знаменитая постройка - дворец царя Миноса на острове Кносс. l Дворец напоминает лабиринт, там помещались и залы для состязаний и мастерские и другие помещения. l Являясь как бы продолжением холма, снаружи дворец представлял собой живописное чередование лестниц и террас. l Стены были расписаны фресками с изображениями цветов, боев с быками, юношей и девушек.
КНОССКИЙ ДВОРЕЦ l Дворец был сооружен на месте более древних построек. В плане 120*120 м. l Многократно перестраивался, в итоге здания слились в один комплекс сгруппированный вокруг внутреннего двора. l Здания 2 – 3 этажа (культовые и парадные) террасами спускаются по склону и имеют множество длинных залов и тупиковых коридоров. l Жилые помещения выделены в восточный отдельный блок, к которому ведет портиклестница. l На окраинах находились мастерские, жилища слуг и др. Дворец имел водопровод, канализацию, уборные с водосливом.
КНОССКИЙ ДВОРЕЦ l Во многих помещениях найдены тайники. В тронном зале сохранился трон из известняка. С целью сейсмической устойчивости был выработан особый тип критской ордерной системы из свободно расположенных колонн, поставленных на пьедесталы. Колонны выполнялись приземистыми с широкими капителями и расширением кверху, что обеспечивало дополнительную устойчивость.
МИКЕНСКИЙ ПЕРИОД l Храмовые постройки и дворцы образовывали священный участок акрополя (акрополь - расположенная на возвышенности городская крепость), стены которого возводились из крупных камней без раствора. l Дворцовые постройки имели свободную планировку и гармонировали с ландшафтом и пейзажем. l Один из наиболее сохранившихся акрополей этого периода – Тиринфский акрополь. В центре акрополя находится крупный двухнефный мегарон с четырьмя опорами по главной оси. У подножия – нижний город.
АРХИТЕКТУРА АНТИЧНОСТИ l Троянский период Руины на холме Гисарлык (предполагаемая Троя). Г. Троя. Реконструкция
АРХИТЕКТУРА АНТИЧНОСТИ l Троянский период Стратиграфия Трои (по В. Дерпфелъду)
АРХИТЕКТУРА АНТИЧНОСТИ l Троянский период Мегарон (др. -греч. megaron - большой зал) - греческий дом прямоугольного плана с очагом посередине.
l Характерные черты троянского периода: l Малые размеры городов-крепостей, строящихся на одном и том же месте на протяжении длительного периода времени. l Основным типом жилища является мегарон. l Основными строительными материалами являются: камень (стены крепостей, дворцов, фундаменты), кирпич-сырец с деревянным каркасом или деревянная каркасная конструкция с глинобитным заполнением.
ИСКУСТВО АНТИЧНОСТИ l Критский (Минойский) период Расцвет критской (минойской) культуры относится к XVII веку до н. э. Центрами эгейской культуры были монументальные дворцовые комплексы критских правителей в городах Кносс, Фест и др. Дворец в Кноссе. 2000 - 1600 гг. до н. э.
ИСКУССТВО АНТИЧНОСТИ l Критский (Минойский) период Колонна на минойском Крите имела сакральное значение, дерево почиталось особо. Окрашивались они, как правило, в чёрный, красный и белый цвета. Ряд учёных указывали на сакральное значение этих цветов: они являлись символами важных для критской культуры значений рождения, смерти и возрождения. Из древесных стволов (в основном кипарисов) изготавливались колонны, которые устанавливали узким концом в землю и широким вверх.
ИСКУССТВО АНТИЧНОСТИ l Критский (Минойский) период Фрагмент восстановленного светового колодца с фресками из Зала Фресок. Мегарон царицы. Кносский дворец Тронный зал в Кносском дворце Игры с быком. Фреска из Кносского дворца. XVI в. до н. э.
«Маска Агамемнона» . Из гробницы V могильного круга «А» в Микенах. Золото. XVI в. до н. э.
ГОМЕРОВСКИЙ ПЕРИОД l Самые выдающиеся достижения поэмы «Илиада» и «Одиссея» . l Памятников этого периода сохранилось мало, так как основными материалами была глина и необожженный кирпич, которые не сохранились до наших дней. l Гомеровский период был бесписьменным
ПЕРИОД АРХАИКИ l Время колонизации, освоения греками побережий Средиземного, Черного и Мраморного морей. l Происходит формирование полиса – города государства. Наиболее крупными были Афины, Спарта, Коринф, Аргос, Фивы. l Главными сферами древнегреческой культуры становятся философия и искусство. l Появляются первые куросы (мужские статуи) и коры (женские статуи)
ПЕРИОД КЛАССИКИ l. В литературе расцветает жанр трагедия и комедия. l. Расцвет реалистической скульптуры. l. Основным видом живописи была вазовая роспись
ГОМЕРОВСКИЙ ПЕРИОД l Главными элементами градостроительной гомеровского периода также были акрополь (святилище) и агора (торговый город, базар). Храм, который находился всегда на возвышении, по некоторым предположениям, служил моделью священной рощи.
ЧЕРТЫ КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА l Период расцвета архитектуры и искусства. l Соотнесенность архитектурной формы с социальной функцией. l Создание новых типов сооружений: общественных, спортивных, зрелищных. l Создание ордерной системы.
ТИПЫ ГРЕЧЕСКИХ ХРАМОВ l ДИСТИЛЬ (ХРАМ В АНТАХ) l ПРОСТИЛЬ l АМФИПРОСТИЛЬ l ПЕРИПТЕР l ДИПТЕР l КРУГЛЫЙ ПЕРИПТЕР
ТИПЫ ГРЕЧЕСКИХ ХРАМОВ
Фронтоны античных храмов l Узкие стороны античных храмов всегда оканчивались вверху невысоким фронтоном, треугольное поле (тимпан) которого бывало украшено скульптурными фигурами, а боковые карнизы несли на себе края двускатной крыши сооружения. l Фронтон - завершение (обычно треугольное, реже - полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.
ФРОНТОН
АРХИТЕКТУРНЫЙ ОРДЕР l Тип архитектурной композиции, использующий определенные элементы и подчиняющийся определенной архитектурностилевой обработке. l Является воплощением стоечнобалочной системы, состоящей из вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент) элементов.
ЭЛЕМЕНТЫ ОРДЕРА l Стереобат - основание располагается на верхнем ряде кладки фундамента. Верхняя часть стереобата называется стилобат. l Колонны - вертикальные опоры, служащие главным несущим элементом конструкции. l Антаблемент - верхняя завершающая часть, несомая часть конструкции, разделяется на следующие части: l карниз — верхняя часть антаблемента, над которой располагается кровля. l фриз — средняя часть антаблемента, расположена между карнизом и архитравом, несет по большей части декоративную смысловую нагрузку. l архитрав — главная балка, которая располагается непосредственно на колонне.
АНТАБЛЕМЕНТ
ЭЛЕМЕНТЫ ОРДЕРА
АФИНСКИЙ АКРОПОЛЬ
ПАРФЕНОН l Главный храм в древних Афинах, посвящённый покровительнице города и всей Аттики, богине Афине. Девственнице. Построен в 447— 438 до н. э. архитектором Калликратом по проекту Иктина и украшен в 438— 431 годах до н. э. под руководством Фидия в правление Перикла. В настоящее время ведутся восстановительные работы.
ПАРФЕНОН
Копия Парфенона, 1897, штат Теннеси, г. Нешвилл
ПАРФЕНОН l Храм построен целиком из мрамора, добывавшегося неподалёку. l Кладка осуществлялась без каких-либо растворов или цемента, то есть была сухой. Блоки тщательно обтачивались по краям и подгонялись по размеру друг к другу. l По горизонтали блоки соединяли железными скрепами, вставлявшимися в пазы и заливавшимися свинцом. По вертикали связь осуществлялась при помощи железных штырей.
СКУЛЬПТУРНАЯ ОТДЕЛКА ПАРФЕНОНА l метопы внешнего (дорического) фриза, сплошной ионический (внутренний) фриз, скульптуры в тимпанах фронтонов и известнейшая статуя Афины Парфенос l Всего на Парфеноне насчитывалось 92 метопы, содержавших различные горельефы. l Фронтоны были активно украшены скульптурами изображавшими греческих богов и богинь. До нас дошло 28 статуй: 19 в Британском музее и 11 в Афинах.
МЕТОПЫ ПАРФЕНОНА
АФИНА ПАРФЕНОНС l Выполнена Фидием. Прямостоящая, имела около 11 м в высоту, выполнена из золота и слоновой кости на деревянной основе. l Скульптура не сохранилась и известна по различным копиям и многочисленным изображениям на монетах. l В одной руке богиня держит Нику, а другой опирается на щит
АФИНА ПАРФЕНОНС
ПРОПИЛЕИ ПАРФЕНОНА l ПРОПИЛЕИ - главный вход на Акрополь, мраморные ворота. Архитектор Мнесикл. l Пропилеи призваны решать чисто архитектурные, художественные задачи. l Ворота имеют пять проемов для прохода, причем средний шире других, почти 4, 3 м. l Внешний и внутренний фасады представляют собой шестиколонные дорические портики. l Внешний фасад намного глубже, его колонны поставлены на верхней площадке четырехступенной лестницы, а широкий средний проход имеет вместо ступеней пандус, по обе стороны которого расположено шесть внутренних ионических колонн в два ряда.
ПРОПИЛЕИ ПАРФЕНОНА
ПРОПИЛЕИ ПАРФЕНОНА l С севера и юга к внешнему, западному фасаду примыкают два крыла, небольшие трехколонные дорические портики которых обращены к главной оси Пропилей. l Северное крыло (Пинакотека) использовалось в качестве картинной галереи. В древности Пропилеи считались самым прославленным сооружением Акрополя, о них упоминали чаще, чем даже о самом Парфеноне.
Propylaea
ЭРЕХТЕЙОН l Один из главных храмов древних Афин. Расположен на Акрополе к северу от Парфенона. Постройка датируется 421— 406 годами до н. э. Выполнен в ионическом ордере. Архитектор не известен. l Храм посвящён Афине, Посейдону и легендарному афинскому царю Эрехтею. Располагался на месте мифического спора Афины и Посейдона за обладание Аттикой. l Храм был своеобразным хранилищем важнейших реликвий полиса (деревянный идол Афины, упавший с неба, статуя Гермеса, принесённая Кекропсом, золотой светильник работы Каллимаха, горевший всё время). В храме находился и колодец с ключом солёной воды, выбитым Посейдоном.
ЭРЕХТЕЙОН
КОЛОСС РОДОССКИЙ l Гигантская статуя древнегреческого бога Солнца Гелиоса, которая стояла в портовом городе Родосе, расположенном на одноимённом острове в Эгейском море, в Греции. Одно из «Семи чудес света» . Высота статуи — 36 м.
ФАРОССКИЙ (АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ) МАЯК l Был построен в III веке до н. э. в на восточном берегу о. Фарос в черте Александрии, эллинистической столицы Египта. Одно из Семи чудес света. l Строитель - Сострат Книдский. На мраморной стене сооружения - надпись: «Сострат, сын Дексифана из Книда, посвятил богам-спасителям ради мореходов» . Он закрыл эту надпись тонким слоем штукатурки с написанным на ней прославлением царя Птолемея Сотера. l Это был первый в мире маяк, и простоял он почти тысячу лет. В конце XV в. султан Кайтбей воздвиг на месте маяка крепость, которая стоит и сейчас.
ФАРОССКИЙ МАЯК
СТАТУЯ ЗЕВСА ОЛИМПИЙСКОГО l Работа Фидия. Выдающееся произведение античной скульптуры. Одно из семи чудес света. Находилась в храме Зевса Олимпийского, в Олимпии на северо-западе полуострова Пелопоннес. Статуя, перевезенная в Константинополь была утрачена.
Статуя Зевса Олимпийского
КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА l ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРЫ: ДРЕВНИХ ГРЕКОВ И ЭТРУСКОВ ПЕРИОДИЗАЦИЯ: МОНАРХИЧЕСКИЙ- с VIII по VI в. до н. э. РЕСПУБЛИКАНСКИЙ - с VI по I в. до н. э. ИМПЕРСКИЙ - с I в. до н. э. по V в. н. э.
l. К середине III в. до н. э. Рим захватил практически весь италийский полуостров. Затем войны с Карфагеном, захват эллинистической Греции. К средине I в. до н. э. римляне дошли до Ла-Манша.
РИМСКИЕ БОГИ l Юпитер – Зевс; Нептун –Посейдон; Юнона - Гера, Минерва – Афина, Церера – Деметра, Венера –Афродита, Вулкан – с Гефест, Меркурий –Гермес. Италийского происхождения был двуликий Янус и мелкие домашние боги Лары, Гении и Пенаты. l Римляне персонифицировали и общественные явления l Фортуна (удача), Виктория (победа). l В 1 в. н. э. возникло ХРИСТИАНСТВО
ИСКУССТВО l НА ОСНОВЕ ГРЕЧЕСКИХ ОБРАЗЦОВ РАЗВИВАЕТСЯ ИСКУССТВО РЕАЛИСТИЧНОГО ПОРТРЕТИРОВАНИЯ (КРАСКАМИ НА РАСТЕРТОМ ВОСКЕ). l КУЛЬТУРА РИМА БОЛЕЕ ПЕРСОНАЛИСТИЧНА И ПСИХОЛОГИЧНА (ИСКУССТВО СКУЛЬПТУРНОГО ПОРТРЕТА) l Если даже скульптура изображала человека в полный рост, то и здесь имелись отличия от греческих аналогов. Римские мастера, в отличии от греков, предпочитали изображать не обнаженные, а «закрытые» статуи.
РИМСКАЯ ОРДЕРНАЯ СИСТЕМА l. РИМСКО-ДОРИЧЕСКИЙ l. РИМСКО-ИОНИЧЕСКИЙ l. РИМСКО-КОРИНФСКИЙ l. КОМПОЗИТНЫЙ l. ТОСКАНСКИЙ
РИМСКО-ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР l Отличается нарушением пропорций: колонна стала длиннее (высота относится к диаметру основания не как 5: 1, а как 7: 1); l фуст утрачивает припухлость и представляет прямой, сухой ствол, суживающийся кверху; колонна в основном оставалась без каннелюр. l Под капителью не имелось впалого канальца, вместо того находилось выпуклое кольцо. l Подушка капители имела жёсткий, сухой профиль. l Абака стала более толстой и получила в верхней своей части род карниза. l Колонна внизу, вместо того чтобы начинаться прямо фустом, опирается на валообразную базу, лежащую на четырёхугольном плинте. l Антаблемент стал гораздо более низким и лёгким.
РИМСКО-ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР l Утрачивает в значительной степени благородное изящество. l Его колонна нередко остаётся без каннелюр, а если они и покрывают её, то тянутся снизу до самых волют, сокращая орнаментацию под ними в маленькую полоску. l Волюты не представляют тех изгибов, которые в греческом ионическом ордере придают им вид упругой подушки со свесившимися вниз и закрученными краями; передняя их пара соединяется с задней прямым валом, а в их спиральной форме есть что-то резкое, металлическое.
РИМСКО-КОРИНФСКИЙ l В капители колонны увеличено число листьев и иной вид (скругленные и закрученные края). примешивали к ним листья лавра и других растений. l Фуст колонны состоял обыкновенно из гладкого, полированного гранитного или мраморного монолита, отличавшегося цветом от капители и базы, которые были беломраморные. l Иногда колонна была каннелирована; тогда желобков на ней было больше, и каждый из них был снабжён валиком, заполнявшим собой его углубление и смягчавшим выступы его рёбер. l Антаблемент получил в Риме роскошную и разнообразную орнаментацию (сильно выдающиеся вперёд полоски перлов и листьев, скульптурные гирлянды, фигуры людей и животных и т. п. )
КОМПОЗИТНЫЙ l Смесь ионического с коринфским. В капители используются как волюты, так и орнамент в виде листьев аканта.
ТОСКАНСКИЙ ОРДЕР l архитектурный ордер, возникший в Древнем Риме на рубеже I века до н. э. и I века н. э. Является упрощенным вариантом дорического ордера, от которого отличается гладким фризом и колонной без каннелюр.
l В отличии от греков, римляне для одного и того же здания могли употребить различные стили, причём дорический стиль обыкновенно являлся в нижнем этаже, ионический — во втором, коринфский или композит — в верхних этажах. l Они не соблюдали греческого принципа равных, определённых промежутков между колоннами и группировали их по две, по три. l Если колонна казалась слишком длинной – ее укорачивали и помещали под её базой пьедестал; l Если короткой - делали над её антаблементом выступ стены, в виде пилястры, и ряд таких выступов образовывал над рядом колонн полосу так называемого «аттика» , в котором выступы служили подножием поставленных тут статуй.
ХРАМ ПОРТУНА
ХРАМ ВЕСТЫ
ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА КОНСТАНТИНА
ХРАМ КАСТОРА И ПОЛЛУКСА
АКВЕДУК КЛАВДИЯ
ХРАМ ВЕНЕРЫ И РОМЫ
Мавзолей Адриана
Храм Антонина и Фаустины
ПАНТЕОН
КОЛЛИЗЕЙ
КОЛЛИЗЕЙ
ТЕРМЫ КАРАКАЛЛЫ
БАЗИЛИКА МАКСЕНЦИЯ И КОНСТАНТИНА
БАЗИЛИКА МАКСЕНЦИЯ И КОНСТАНТИНА