Рим 1 Microsoft PowerPoint.ppt
- Количество слайдов: 168
КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА
• Период развития италийских племён, этрусская культура: VIII - II века до н. э. • Царский период Древнего Рима: VIII VI века до н. э. • Республиканский период Древнего Рима: V - I века до н. э. • Период Римской империи: I - V века н. э
Погребальная Урна
Гробницы этрусков
Этруский саркофаг супругов из некрополя Бандитачча
Роспись в гробнице
Ювелирные изделия этрусков
Ювелирные изделия этрусков
• Буккеро (итал. Bucchero, от порт. bucáro — благоухающая глина) — вид чёрной, блестящей с внешней стороны керамики этрусков, изготавливавшейся с середины VIII по начало IV вв. до н. э. К началу 600 гг. до н. э. появились тонкостенные, часто с высеченным узором сосуды, названные «Bucchero sottile» , которые формой и блеском имитировали металлическую посуду. В VI в. до н. э. появились богато украшенные рельефные сосуды «Bucchero pesante» .
Капитолийская волчица
• города-полисы, построенные по плану; • водопровод, канализацию; • символы власти - пучки розог с воткнутым топориком - фасции; • одеяние сенаторов - тогу с пурпурной каймой; • этруски первыми применили в строительстве ложный купол, без клиновидных балок.
• Фа сции (лат. fasces) (иначе фаски, фасцы, также ликторские пучки) — атрибут власти царей, в эпоху римской республики — высших магистратов. Перетянутые красным шнуром либо связанные ремнями пучки вязовых или берёзовых прутьев. Первоначально символизировали право магистрата добиваться исполнения своих решений силой. Вне пределов города в фасции втыкался топор (часто секира), символизировавшие право магистрата казнить и миловать подданных (внутри городов высшей инстанцией для смертных приговоров был народ). Право ношения фасций закреплялось за ликторами. Впоследствии, в геральдике, ликторские фасции стали символизировать государственное и национальное единство, также воспринимаются как символ защиты государственности. В такой трактовке они используются в наше время множеством государств и организаций.
• Согласно преданию, Рим был основан Ромулом в 11 календы мая (21 апреля) 753 году до н. э.
Центр римской системы холмов составляет Палатин (лат. mons Palatinus, 43 м над уровнем Тибра), совершенно изолированный, круто обрывающийся с юга, востока и запада и только к северу постепенно спускающийся (Velia). Его окружают с юга Авентин (лат. mons Aventinus — 39 м; в древности так назывался только холм, круто спускающийся к Тибру, а не весь холм, носящий это имя теперь), с северо-запада Капитолий (лат. mons Capitolinus — 43 м), с севера и северо-востока горные отроги Квиринал (лат. Quirinalis, 48 м), Виминал (лат. Viminalis, 48 м), Циспий (лат. Cispius, 46 м) и Оппий (Oppius, 79 м); последние два объединяются именем Эсквилина (лат. Esquilinus); на юго-востоке лежит Целий (лат. Caelius, 48 м).
Аппиева дорога IV - III в. до н. э.
Император Адриан
Император Калигула
Император Нерон
Император Август
Портрет Катона Старшего
Император Троян
Гипподамова система • Cистема планировки античных городов с пересекающимися под прямым углом улицами, равными прямоугольными кварталами и площадями, отводимыми под общественные здания и рынки, кратными стандартным размерам квартала. Связана с именем древнегреческого архитектора Гипподама из Милета (485— 405 гг. до н. э. ). По гипподамовой системе в разное время были распланированы многие как античные (Пирей, Родос, Фурии, Александрия Египетская), так и современные города.
Аппиева дорога • А ппиева дорога (лат. Via Appia) — самая значимая из античных общественных дорог Рима. Дорога, проложенная в 312 году до н. э. при цензоре Аппии Клавдии Цеке, проходила из Рима в Капую, позднее была проведена до Брундизия. Через неё было налажено сообщение Рима с Грецией, Египтом и Малой Азией.
• Римский закон запрещал захоронения в черте города, поэтому для погребений римляне использовали крупные дороги, ведущие из Рима. Большинство памятников на Аппиевой дороге было возведено во II веке после того, как вместо римской традиции сжигания тел умерших (прежде на Аппиевой дороге появлялись колумбарии с урнами), зажиточные граждане начали хоронить тела в земле. Так, несколько километров Аппиевой дороги использовались для постройки гробниц и памятников (особенно на отрезке Рим — Беневент), что давало возможность жителям Рима показать своё богатство и положение в обществе. Цена на участки земли в начале общественных дорог (лат. viae publicae), соединявшие между собой наиболее крупные города, была высока, некоторые вообще не предназначались для продажи, поэтому чем ближе захоронение находилось к городским воротам, тем более уважаем был хозяин участка. Сенат пытался прекратить излишнее украшение захоронений, однако закон не смог противостоять традициям римлян. К обстановке гробниц относились ниши для урн с прахом (со II века чаще саркофаги), каменные скамьи и кресла, стены были оштукатурены и расписаны. • • Среди видов захоронений, встречающихся на Аппиевой дороге, выделяются следующие: Колумбарии: на Аппиевой дороге были выстроены колумбарии римских семейств Волузиев, Цецилиев, Карвилиев, Юниев Силанов; снаружи, над главным входом помещалась мраморная доска с именем того, кому принадлежал колумбарий; Подземные сооружения — гипогеи и катакомбы, подземные захоронения с нишами для погребения. Первые гробницы на Аппиевой дороге представляли собой подземные камеры, вырубленные в туфе, например, гробница Сципионов. Позднее появились обширные подземные погребения, такие как катакомбы св. Себастьяна и катакомбы св. Каллиста; Небольшие и среднего размера гробницы, иногда напоминающие по форме дом или храм; Монументальные гробницы — мавзолеи, построенные по принципу этрусских тумулусов: наиболее известна гробница Цецилии Метеллы. • • На Аппиевой дороге также возводились загородные виллы римской аристократии, например, вилла Квинтилиев, вилла императора Максенция, философа Сенеки, противника Цицерона Клодия Пульхра и других знатных жителей.
• Императорские форумы (fori imperiali) — ансамбль памятников архитектуры в Риме. Их строительство шло примерно 150 лет (с 46 до н. э. по 113 н. э. ) в период ранней Римской империи. Императорские форумы не являются частью Римского форума или же старой Республиканской площади. Часть императорских форумов погребена под улицей Виа деи Фори Империали (Via dei Fori Imperiali). • Форум Цезаря (лат. Forum Cæsari), 46 до н. э. • Форум Августа (лат. Forum Augusti), 2 до н. э. • Храм Мира (лат. Templum Pacis) и Форум Веспасиана (лат. Forum Vespasiani), 75 • Форум Нервы (лат. Forum Nervæ), 98 • Форум Траяна (лат. Forum Traiani), 112— 113 •
• Римский Форум (лат. Forum Romanum) — площадь в центре Древнего Рима вместе с прилегающими зданиями. Первоначально на ней размещался рынок, позже она включила в себя комиций (место народных собраний), курию (место заседаний Сената) и приобрела также политические функции. • Форум служил центром общественной жизни, и из повседневного общения людей эволюционировало тематическое общение, носящее все признаки того, что мы сегодня называем форумом.
• • • Храмы • • Арки Арка Тита арка Септимия Севера арка Тиберия • • Базилики Базилика Максенция и Константина — самое большое здание Римского форума Базилика Юлия базилика Эмилия Храм Сатурна — один из древнейших храмов Рима. Храм диоскуров Храм Весты Храм Венеры и Ромы Храм Антонина и Фаустины Храм Цезаря Храм Веспасиана Храм Конкордии Святилище Венеры-Клоакины
Другие сооружения Umbilicus urbis — «пуп города» Регия Ростра Курия Юлия Табуларий Milliarium Aureum — «золотой мильный камень» Ляпис нигер Дом весталок Via Sacra — главная дорога римского форума. Колонна Фоки — колонна коринфской капители, посвящённая византийскому императору Фоке. Мамертинская тюрьма Вулканал — алтарь Вулкана, одно из старейших святилищ Рима.
Несохранившиеся постройки храм Януса — храм, двери которого закрывались во время мира и оставались открытыми во время войны. Храм Юпитера Статора — храм, построенный Ромулом. Комиций — в республиканский период — место для народных собраний. арка Августа Базилика Порция — перввая базилика в Риме. Базилика Семпрония — республиканская базилика — предшественница базилики Юлия. Конная статуя Домициана — монументальная бронзовая
• Табуларий (лат. tabularium) — государственный архив в Древнем Риме, в котором хранились народные постановления и другие государственные акты (лат. tabulae publicae).
• Колумбарий (лат. columbarium, первоначальное значение — голубятня, от columba — голубь) — хранилище урн с прахом после кремации. В Древнем Риме для колумбариев сооружались специальные здания с рядами полукруглых ниш. Один из древнеримских колумбариев, построенный в I в. до н. э. при императоре Августе, был обнаружен в 1726 году близ Рима, на Аппиевой дороге.
• БАЗИЛИКА (от гр. basilike – царский дом) – тип здания, прямоугольный в плане, состоящий из нечетного количества (3 или 5) разных по высоте нефов (лат. navis – корабль), разделенных продольными рядами колонн или столбов, имеющих самостоятельные покрытия. Более широкий и высокий центральный неф освещается окнами второго яруса и завершается апсидой (лат. absida, гр. hapsidos – свод, арка), покрытой полукуполом. • В Афинах базиликами называли место заседания архонта – базилея, чей трон располагался в конце среднего нефа, в апсиде. • В Древнем Риме базилики – гражданские здания для торговли, судопроизводства и политических собраний, часто размещавшиеся на Форумах. В центральном нефе располагался зал заседаний, в одном из концов которого в полукруглой апсиде, иногда отделенной от остального зла колоннадой, возвышался трибунал с местами для судейских чиновников, адвокатов. Среднее, более высокое, место принадлежало квестору или претору. Перед апсидой находился алтарь для жертвоприношений. Алтарь (лат. altaria, altus – высокий) – жертвенник, поднятый на высокий, украшенный скульптурой цоколь. Вход устраивался с торца или через боковой неф.
• Термополий (лат. thermopolium, от греч. thermós — «тёплый» и poléo «продавать» ) — древнеримская харчевня или бар, где подавали горячую еду и вино с пряностями. Термополии были чаще всего маленькими помещениями, которые выходили на улицу прилавком. Блюда разогревались с помощью нескольких объёмных сосудов (лат. dolium) с водой или больших чанов, встроенных в прилавок, содержимое которых подогревалось на огне под сосудами. Внутри находилась печь, на которой еда варилась. Предлагаемые блюда были очень просты: горох, бобы, чечевица, также подавалось вино, смешанное с горячей водой. Посетители стоя, однако были обнаружены сооружения с местами для сидения или своего рода отелем с комнатами для гостей над баром.
Каупона (лат. caupona) — общее название древнеримских постоялых домов или гостиниц в городах и на больших дорогах, а также питейных заведений, где также продавали закуски Попина (лат. popina) — древнеримское питейное заведение, городская таверна. Попина значительно отличалась от другого вида заведений каупона тем, что не представляла места для ночлега, и в литературе описывалась как место для пьяниц, где поют и дерутся. Таверны представляли собой небольшие помещения, в которых подавалась еда (оливки, хлеб, а также горячие блюда) и вино. В таверне часто игралась музыка. Попины посещали представители нижнего класса — рабы, вольноотпущенники, иностранцы. Еду употребляли стоя или сидели за столами на стулья.
• Акведу к (от лат. aqua — вода и ducere — вести) — водовод (канал, труба) для подачи воды к населённым пунктам, оросительным и гидроэнергетическим системам из расположенных выше их источников.
• Большая Клоака (Великая Клоака, Клоака Максима, лат. Cloaca Maxima (от лат. cluere — чистить) — часть античной системы канализации в Древнем Риме. По легенде обширная система канализации для осушения низины между холмами Палатин и Капитолий, где позднее возник Римский форум, была создана при пятом царе Древнего Рима Луции Тарквинии Приске. Самым главным из каналов в этой системе была Клоака Максима, считающаяся прототипом античной канализации. Канал имеет до 3 м в ширину и более 4 м в высоту.
• НИМФЕЙ (греч. ) [nymphaeum; Nymphäum; grotte (f) а nymphes] — в античной архитектуре святилище, посвященное нимфам и сооружавшееся над источником. Нимфей состоял из алтаря и открытого водоема. Первоначально это были гроты, позже — небольшие здания павильонного типа с фонтаном или бассейном. В архитектуре Древнего Рима к началу I в. до н. э. появились нимфеи в виде архитектурно обработанной стены с нишами и фонтанами.
• Перисти ль — открытое пространство, как правило, двор, сад или площадь, окружённое с четырёх сторон крытой колоннадой. Термин происходит от др. -греч. περίστῡλος ( «окружённый колонами» от др. -греч. περί- «вокруг» и др. -греч. στῡλος «столб» ) и изначально обозначал такой архитектурный приём в древнегреческой или древнеримской архитектуре. Постепенно понятие распространилось на более ранние сооружения подобного плана, использовавшиеся в Древнем Египте, Персии и т. п.
• Атрий (атриум, от лат. ater - темный, черный) - средняя часть древнеиталийского и древнеримского жилища, представляющая собой закрытый внутренний двор, куда выходили остальные помещения. Первоначально в центре атрия находился очаг, а крыша над ним имела отверстие для выхода дыма, в связи с чем стены атрия чернели от копоти - отсюда и его название. Затем вместо очага появился четырёхугольный неглубокий бассейн (имплювий), над которым оставлялось отверстие для стока дождевой воды (комплювий). В эпоху поздней республики и империи атрий стал одним из парадных помещений римского дома.
• И нсула (лат. Insula — буквально переводится как остров) — в Древнеримской архитектуре — многоэтажный жилой дом с комнатами и квартирами, предназначенными для сдачи внаём. Появились не ранее III века до н. э. Имели обычно от четырёх до семи этажей, имеются упоминания о восьмиэтажных инсулах. Составляли массовую застройку древнеримских городов. В инсулах проживали как бедные, так и зажиточные слои римского населения.
• Римские зрелищные сооружения, включая театры, стадионы и ипподромы (гипподромы), ведут начало из Греции. Считается, что театры в Риме основал «римский грек» Ливии Андроник, который, выступая с чтением греческих трагедий Еврипида, стал приспосабливать их к римским нравам.
• Амфитеа тр (от греч. άμφιθέατρον — досл. «круглый театр» ) — древнеримская постройка для разнообразных массовых зрелищ (гладиаторских боёв, звериной травли и т. д. ), представляющая собой круглый театр без крыши. Вокруглой или овальной арены ступенеобразно возвышаются ряды сидений. Всё строение окружено высокими стенами либо углублено в землю. • ПАНТОМИМА (Рantomimos в переводе с древнегреческого: тот, кто изображает все), искусство создания образа с помощью мимики и пластики, театральное представление без слов. • Истоки пантомимы восходят к языческим религиозным ритуалам, к искусству древнегреческих мимов. Как вид театра появилась в Римской империи в эпоху Августа (27– 14 до н. э. ) • классическая – из зрелищ древней Греции и Рима, соединяет действие, музыку, стихи;
• Любимым местом отдыха и развлечений римлян являлись общественные бани — термы. Это были огромные, роскошно отделанные здания с бассейнами, залами для игр и бесед, садами, библиотеками. Римляне нередко проводили здесь целые дни. Они мылись, общались с друзьями. В термах обсуждались и важные общественные дела, заключались сделки. • Императоры строили бани для римского народа. В начале IV в. в Риме было двенадцать императорских бань и множество бань, принадлежавших частным лицам. Частные бани были, конечно, несравненно скромнее императорских.
• Первые термы выстроил в Риме Агриппа (2519 гг. до н. э. ), завещавший их в бесплатное пользование римскому населению. Рядом с ними на Марсовом Поле построил свои термы Нерон (впоследствии они были отремонтированы Александром Севером, почему иногда и называются Александровыми). Недалеко от Неронова Золотого дома находятся термы Тита; к северо-востоку от них, почти рядом, были термы Траяна (104— 109 гг. ), где в царствование этого императора мылись женщины. Позднее воздвигнуты были термы Каракаллы, официально именуемые Антониновыми; они находились около Аппиевой дороги.
• Римские архитекторы разработали эффективную систему центрального отопления с подогревом пола и стен — гипокауст (hypocaustum). В термах с помощью печи (praefurnium) нагревались вода и воздух, которые затем циркулировали под полом и в полостях стен. При этом использовались двойные покрытия, чтобы пол не был очень горячим.
• Палестра — место для физических упражнений • Аподитерий — комната для раздевания в римских банях, предбанник • Тепидарий — теплое помещение • Кальдарий — самое горячее помещение • Гипокауст — отопительная система, находилась под кальдарием • Лаконик (судаториум, гипокауст) — помещение, где прогревались сухим воздухом, с большим, но мелким бассейном для омовения – Лабрум — бассейн в лаконике • Пропнигий — парильня • Фригидарий — прохладная комната с бассейнами • Айлептерий — специальное помещение, где производились массаж и умащивание тела маслами.
Термы Каракаллы (лат. Thermae Antoninianae) — термы императора Каракаллы в Риме, официально именуемые Антониновыми. Они находились у Аппиевой дороги, за Капенскими воротами, между Авентином и Целием. Строительство началось в 212 году н. э. и было закончено в 217 году уже после смерти императора. Двор терм Каракаллы имел размер 400 на 400 м, центральный комплекс — 150 на 200 м.
• Каракалльские термы были действительно чудом архитектуры. Грандиозные и потрясающие сооружения, объединенные в единый комплекс. Стены каракалловых терм были сделаны из толстого бетона, а сверху покрыты тонким слоем мрамора, от чего создавалось впечатление небывалой роскоши и хрупкости. На самом деле, термы представляли собой очень прочную конструкцию. • Посередине засаженного различными растениями участка располагалась платформа, чья площадь составляла более 10 гектаров. Западная ее сторона буквально являлась продолжением Авентинского холма, а восточная располагалась над соседней долиной. Держалась она благодаря арочной конструкции высотой примерно с пятиэтажный дом. Под платформой располагалось нечто, похожее на склад, там оставляли топливо и цистерны с водой. • Центральная арка представляла вход в термы. Сюда вела дорожка, обсаженная со всех сторон кипарисами. Двери центрального входа были отделаны бронзой и окружены мраморной выкладкой. • Вошедший через главную арку сразу попадал в холл. Здесь рабы принимали у посетителей одежду. Холл плавно перетекал в просторный зал, в котором было только 3 стены, а там, где по идее должна была быть четвертая, начинался бассейн, в воде которого отражались лучи солнца, так как он находился под открытым небом. Римляне считали, что купаться в холодной воде в закрытом помещении вредно для здоровья. Этот бассейн получил название «фригидарий» , то есть «холодная баня» . • В центре здания находился главный зал, куда вела широкая лестница. Это было очень высокое помещение. Отмечалось, что здесь запросто поместилась бы одна из египетских пирамид. В зале были большие окна, только вместо стекла в них были вставлены тонкие пластины из слоновой кости. Гранитные колонны которые поддерживали свод. В главном зале были 2 большие ниши, в которых стояли статуи, изображавшие подвиги Геракла
• Чтобы сохранить в зале теплый воздух, все коридоры, которые вели отсюда, были изогнутой формы. По ним можно было пройти в кальдарии, то есть «горячие бани» . Все кальдарии были круглой формы. В центре располагался бассейн, а по его краям — множество ванн с горячей водой. Здесь всегда было жарко из-за постоянно поддерживаемого сухого пара. Посетитель мог прилечь на мраморные лежаки, которые тянулись вдоль стен. По желанию клиента, рабы по первому слову были готовы натереть благовониями или помассировать спину. • Рядом с кальдариями располагались маленькие комнатки в форме подков. Здесь температура была поменьше. В этих небольших помещениях изнеженные римляне могли передохнуть, здесь размещалось множество произведений искусств (скульптуры, барельефы, мозаика). Эти творения были сделаны по заказу лучшими мастерами Рима, а некоторые привозились из других стран. Даже пол в термах был необыкновенным — он весь состоял из маленьких камешков, раскрашенных в разные цвета. Эта мозаика складывалась в изображения птиц, рыб, животных, а иногда и совершенно фантастических животных. • После бани можно было выйти во внутренние дворики. Здесь были построены специальные беседки, где обычно собирались, чтобы пофилософствовать. Рядом располагалась библиотека, где хранились книги на латыни и на греческом языке. • Позади терм были построены стадионы, где тренировались гимнасты. На специальных трибунах можно было наблюдать за состязаниями атлетов, а при желании поучаствовать самим.
Вилла Адриана • Вилла была построена между 118 и 134 гг. на краю известковой террасы, тянущейся от Тибуртинских гор до римской равнины. На сегодняшний день сохранилась лишь пятая часть из 300 гектаров первоначальной площади виллы. Строительство и последующее обслуживание были настолько масштабными, что соседний Тибур испытал большой демографический и экономический подъём.
Основные сооружения • • • Печиле — огромная прямоугольная площадь размером 232× 97 м с озером в центре, ограниченное 9 -метровым укреплением, завершавшимся двухсторонними портиками. В настоящее время сохранились только остатки стен. Сами портики разрушены; Существует предположение, что на месте озера мог быть и ипподром. Ченто камерелле ( «сто комнатушек» ) — маленькие помещения для рабов, примыкающие к Печиле; Здание с тремя экседрами — примыкающее к Печиле здание в форме клевера, чьё первоначальное предназначение остаётся неизвестным; Малые термы — бани, по всей видимости, предназначавшиеся для женщин; Большие термы — бани для мужчин, отделённые от малых служебным двориком; Канопа — водоём размерами 119× 18 м в долине между возвышенностями, укреплёнными опорными конструкциями. Это сооружение напоминает египетское поселение около современного Абукира, известное в древности своей роскошью. Там утонул фаворит Адриана Антиной. Вдоль длинной стороны водоёма помещены слепки четырёх кариатид (копии статуй из Эрехфейона) и двух силенов;
• Музей Канопы расположен в древних зданиях tabernae (лавки, трактиры), которые ограничивали справа долину Канопы. В музее выставлены 4 кариатид, 2 носителя корзин, статуи Марса, Меркурия и Венеры, а также римские копии с греческих оригиналов: Амазонка Фидия, Амазонка Поликлета, Нил и Тибр, крокодил из мрамора, мужские мраморные бюсты, колонны и столбы, копия Венеры Книдской; • Претория — огромный комплекс в несколько этажей, предназначавшийся для обслуживания; • Золотая площадь — большой атрий в северо-восточной части виллы, почти квадратной формы размером 51× 61 м с двойным портиком, состоящим в открытой части из 60 гранитных и мраморных с прожилками колонн; • Четырёхсторонний портик с рыбным прудом на склоне холма. В задней стене пруда были выбиты ниши для рыбаков. На передней стене открывались большие панорамные террасы на обширную равнину.
Колонна Траяна — колонна на форуме Траяна в Риме, созданная архитектором Аполлодором Дамасским в 113 году н. э. в честь побед Траяна над даками.
• Выполнена из 20 блоков карарского мрамора, имеет высоту 38 м (вместе с пьедесталом) и диаметр 4 м. Внутри колонна полая: в ней находится винтовая лестница со 185 ступенями, ведущая к площадке на капители. Весит монумент около 40 тонн. Ствол колонны 23 раза спиралью огибает лента длиной 190 м с рельефами, изображающими эпизоды войны Рима и Дакии. Изначально была увенчана орлом, позже статуей Траяна. В 1588 вместо неё Сикст V установил статую апостола Петра, которая и находится на колонне по сей день. • В основании колонны расположена дверь, ведущая в залу, где помещались золотые урны с прахом Траяна и его супруги Помпеи Плотины.
• Триумфальные арки возникли в Древнем Риме, где предназначались для церемонии торжественного въезда победителя. Из римских арок наиболее широко известны арки Тита (81 год), Септимия Севера (203 год), Галерия (298— 299 годы) и Константина (315 год). Изображения триумфальных арок сохранились на многих медалях, отчеканенных в честь побед Августа, Нерона и других.
• Рим, по преданию, был основан в 752 г. До н. э. В конце VI в. до н. э. он стал столицей Римской республики, которая на протяжении нескольких столетий вела захватнические войны. С 31 г. до н. э. Рим превратился в столицу огромной империи, город с миллионным населением. В 330 г. н. э. императорская резиденция была перенесена в Константинополь.
Законы Двенадцати таблиц • Законы Двенадцати таблиц (лат. Leges duodecim tabularum) 451 -450 до н. э. — кодификация государственного закона от народа (lex publica) в Древнем Риме. Законы Двенадцати таблиц — плод специально созданной комиссии из 10 человек (децемвиры с консульской властью для написания законов, лат. decemviri consulari imperio legibus scribundis) и представлял собой свод законов, регулирующих практически все отрасли. • Законы Двенадцати таблиц сохранились только в отрывках, их содержание реконструируется на основе упоминаний и ссылок, содержавшихся в сочинениях римских писателей и юристов.
• Таблица I — "О судебном производстве" (процессуальное право: приглашение на процесс, виды исков и жалоб, исполнительное право). • Таблица II — "Об ограблениях" (виды и наказания, размеры штрафных санкций). • Таблица III — "О займах и правах кредитора" (займ, кредит и кредитные ставки). • Таблица IV — "Права отцов семейства" (семейное право: признание отцовства, продажапокупка детей). • Таблица V — "О наследстве и попечительстве" (наследственное право: завещание, наследование по закону, определение законного порядка наследников). • Таблица VI — "О собственности и владении" (договор, купля-продажа, приобретение и утрата движимого и недвижимого имущества). • Таблица VII-VIII — "О пересечении (границ участка) и ущербе", "О землевладении" (земельное (соседское) право). • Таблица IX — публичное право (равных). • Таблица Х — погребальное (церемониальное) право. • Таблица XI — Божественное право (религиозные обряды). • Таблица XII — брачное право (мужа).
• Моза ика римская — набирается из мельчайших, специально обкатанных кубиков, что позволяет достигать точности изображения. В технике римской мозаики могут быть выполнены как геометрические композиции, так и сюжетные с изображением птиц, рыб, животных, цветов и копии живописных полотен
Четыре стиля живописи • В римской настенной живописи II в. до н. э. — I в. н. э. принято различать четыре декоративных стиля, которые именуют помпеянскими, потому что впервые такие росписи в технике фрески и энкаустики были открыты при раскопках в Помпеях.
• Стиль I называют инкрустационным ( II в. до н. э. ), так как он подражал облицовке стен. Витрувий описывает его следующим образом: «Древние мастера, которые положили начало художественным облицовкам, первоначально стали подражать пестроцветным сортам мрамора и расположениям его плит, а затем различным комбинациям чередований карнизов и клинов, окрашенных охрой» . Подобные росписи характерны для дома Саллюстия в Помпеях.
• Стиль II — архитектурно-перспективный (80– 30 -е гг. до н. э. ), он стремится с помощью перспективных эффектов как бы раздвинуть, расширить помещение, открывая вдруг сады, фантастические пейзажи, большие многофигурные композиции. В этом стиле, как сообщает Витрувий, «рисуются порты, мысы, берега, реки, источники, проливы, святилища, священные рощи, горы, стада, пастухи; в некоторых местах рисуются большие картины с изображением ликов богов или живописных интерпретаций мифических сказаний: троянских богов или скитаний Улисса на фоне ландшафтов и, наконец, всякие прочие предметы, какие только существуют в природе» . Примером стиля II являются росписи дома на Эсквилине в Риме, дома Ливии на Палатине в Риме, виллы Мистерий в Помпеях.
• Стиль III именуется орнаментальным (30 -е гг. до н. э. — 50 -е гг. н. э. ), так как его композиции подчеркнуто плоскостны, изящны, несколько холодноваты и декоративны.
• И наконец, стиль IV — декоративноархитектурный (50– 79 гг. н. э. ), примыкающий к стилю II. Он отличается изысканностью, грациозной причудливостью, богатством убранства, применением перспективно изображенных прихотливых фантастических архитектурных мотивов, что вызвало крайнее раздражение у такого трезвого архитектора, каким был Витрувий, заставший только начало этого стиля: «Вместо колонн, — восклицает он, — ставят тростинки, вместо покатых кровель — маленькие ложчатые завитки со скрюченными листьями и волютами или, например, канделябры, поддерживающие изображения маленьких зданий» .