Скачать презентацию Культура и духовная жизнь в XIII-XVI вв I Скачать презентацию Культура и духовная жизнь в XIII-XVI вв I

Kultura_13-17_vv (1).ppt

  • Количество слайдов: 27

Культура и духовная жизнь в XIII-XVI вв. I этап – XIII-XV века Основная идея Культура и духовная жизнь в XIII-XVI вв. I этап – XIII-XV века Основная идея – преодоление катастрофических последствий монголо-татарского нашествия, ликвидация ордынского ига через собирание русских земель II этап – XVI век Основная идея – укрепление государства, единство и централизация

Фольклор • • XIV-XV века XVI век Сказания: • Осовремененные былины о богатырях, борющихся Фольклор • • XIV-XV века XVI век Сказания: • Осовремененные былины о богатырях, борющихся о битве на реке Калке с Казанским и Крымским о разорении Рязани Батыем ханствами о Куликовской битве Исторические песни: осовремененные былины о • Песни о взятии Казани богатырях, защищающих Киев • Песни о Ермаке Новгородские былины: о Василии Буслаеве о Садко Исторические песни (о реальных событиях): «Песня о Щелкане Дюдентьевиче» (о восстании в Твери в 1327 г. )

Просвещение как и прежде… Школы при церквях Бумага с XIV века Монастыри – центры Просвещение как и прежде… Школы при церквях Бумага с XIV века Монастыри – центры книжности (книгописные мастерские и библиотеки) С XV века полуустав и скоропись Середина XVI в. – зарождение книгопечатания Первая типография – 1553 г. 1563 г. – типография на Никольской улице Ивана Федорова и Петра Мстиславца «Апостол» (1564) и «Часовник» (1565)

Литература в XIV-XV вв. Летописи (Новгород, Тверь, Москва, Смоленск) 1409 г. – первый общерусский Литература в XIV-XV вв. Летописи (Новгород, Тверь, Москва, Смоленск) 1409 г. – первый общерусский летописный свод (Троицкая летопись) Воинские повести «Задонщина» (конец XIV в. ) «Сказание о Мамаевом побоище» (конец XIV в. ) Хождения «Хождение за три моря» Афанасия Никитина (ХV в. ) Жития святых Митрополита Петра, Сергия Радонежского, Стефана Пермского и др.

Литература в XVI в. Летописи Никоновский летописный свод Лицевой свод (16 000 миниатюр!) Степенная Литература в XVI в. Летописи Никоновский летописный свод Лицевой свод (16 000 миниатюр!) Степенная книга Хронограф (+всемирная история) Воинские повести «Казанская история» «Повесть о прихождении Стефана Батория на град Псков» Жития святых «Великие Четьи-Минеи» (сборник житий, составленный митрополитом Макарием) «Домострой» Сильвестра (? ) (свод правил поведения и энциклопедия домашнего хозяйства) Публицистика Челобитные Ивана Пересветова Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским

Общественная мысль Стригольники (Новгород, Псков; XIV в. ) Отрицали необходимости церкви, отвергали обряды и Общественная мысль Стригольники (Новгород, Псков; XIV в. ) Отрицали необходимости церкви, отвергали обряды и церковные таинства Ереси Жидовствующие (Новгород, Москва; XV в. ) Отрицали необходимость церкви, не признавали икон и Святую Троицу XV-XVI века Иосифляне (Иосиф Волоцкий): Церковь должна быть богатой, владеть земельной собственностью Филофей (I пол. XVI в. ) «Москва – третий Рим» Нестяжатели (Нил Сорский, Максим Грек, Вассиан Патрикеев) Отказ от церковного и монастырского имущества

Архитектура • Церковь Спаса Преображения на улице Ильине 1374 Архитектура • Церковь Спаса Преображения на улице Ильине 1374

Архитектура Московский Кремль Белокаменный Кремль (1367 -1368 гг. ) Московский Кремль при Иване III Архитектура Московский Кремль Белокаменный Кремль (1367 -1368 гг. ) Московский Кремль при Иване III (конец XV – начало XVI вв. ) 1530 -е годы – Китай-город Кон. XVI в. – Белый город

Архитектура Ансамбль Соборной площади Московского Кремля Архангельский собор (1505 -1508) Алевиз Фрязин Новый Успенский Архитектура Ансамбль Соборной площади Московского Кремля Архангельский собор (1505 -1508) Алевиз Фрязин Новый Успенский собор (1475 -1479) Аристотель Фиорованти Колокольня Ивана Великого (1505 -1508) Бон Фрязин Достроена в 1660 г. Благовещенский собор (1484 -1489) Псковские мастера Грановитая палата (1487 -1491) Марк Фрязин Пьетро Антонио Солари

Архитектура Шатровые храмы Церковь Вознесения в селе Коломенском (1532 г. ) Собор Покрова, что Архитектура Шатровые храмы Церковь Вознесения в селе Коломенском (1532 г. ) Собор Покрова, что на Рву (храм Василия Блаженного) (1555 -1561) Барма и Постник Яковлев

 • Церковь Вознесения • в селе Коломенском (1532 г. ) • Церковь Вознесения • в селе Коломенском (1532 г. )

Феофан Грек (ок. 1340 – после 1405 г. ) Родом из Византии. Работал в Феофан Грек (ок. 1340 – после 1405 г. ) Родом из Византии. Работал в Константинополе, Новгороде (церковь Спаса на Ильине улице), Москве (Благовещенский и Архангельский соборы в Московском Кремле). Эмоциональность. Драматизм. Сдержанный, аскетичный колорит Успение Богородицы. 1392 г.

Андрей Рублев (1370 – 1430 гг. ) Монах Троице-Сергиева, затем Спасо-Андроникова монастыря. Фрески Благовещенского Андрей Рублев (1370 – 1430 гг. ) Монах Троице-Сергиева, затем Спасо-Андроникова монастыря. Фрески Благовещенского собора Московского Кремля, Успенского собора во Владимире. Мягкость. Человечность. Более сдержанная манера письма, чем у Феофана Грека. Троица. 1410 -1420 -е гг. Спас рубеж 14 -15 вв.

Живопись Дионисий (ок. 1400 – после 1503 г. ) Монах Иосифо-Волоколамского монастыря. Фрески и Живопись Дионисий (ок. 1400 – после 1503 г. ) Монах Иосифо-Волоколамского монастыря. Фрески и иконы Успенского собора Московского Кремля, церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Утонченность. Изысканность. Праздничность. Нарядность. Нежные тона. Вседержитель. Фреска. 1502 -1503 гг. Митрополит Петр. 1481 г.

Культура России XVII в. : основные тенденции Завершение формирования русской народности и единого русского Культура России XVII в. : основные тенденции Завершение формирования русской народности и единого русского языка (на основе московского говора) Возрастает внимание к человеку, идет накопление знаний Расширение культурных связей с Европой, возрастает число культурных заимствований Тенденция к обмирщению культуры Освобождение от влияния церкви Разрушение религиозного мировоззрения Апелляция к разуму

Фольклор • Главный жанр – историческая песня (песни о взятии Казани, песни об Иване Фольклор • Главный жанр – историческая песня (песни о взятии Казани, песни об Иване Грозном, песни о Ермаке, песни о Степане Разине). • Пословицы и поговорки (охватывали все стороны жизни народа). • Преодолевается разрыв между фольклором и письменной литературой.

Просвещение Рост грамотности среди дворян и посадских людей Оживление торгово-промышленной деятельности Рост государственного аппарата Просвещение Рост грамотности среди дворян и посадских людей Оживление торгово-промышленной деятельности Рост государственного аппарата Домашнее обучение Школы при церквях и монастырях Учебные пособия 1665 г. – школа грамматического учения при Заиконоспасском монастыре (Симеон Полоцкий) 1687 г. – Славяно-греко-латинское училище (академия) (С. Полоцкий, С. Медведев, братья Лихуды) 1634 г. – «Букварь» (Василий Бурцев) 1648 г. – «Грамматика» (Мелетий Смотрицкий) 1674 г. . – «Синопсис» (Иннокентий Гизель) 1694 г. – «Большой букварь» и «Полис» (Карион Истомин)

Литература Новый жанр – сатирическая повесть «О Шемякином суде» , «Повесть о Ерше Ершовиче» Литература Новый жанр – сатирическая повесть «О Шемякином суде» , «Повесть о Ерше Ершовиче» , «Повесть о Фоме и Ереме» Биографическая повесть – «Повесть об Улиане Осоргиной» Автобиографическая повесть – «Житие» протопопа Аввакума Публицистика (об отсталости России): «Словеса дней» И. Хворостинина «Описание Московского государства» Г. Котошихина «Политика» Ю. Крижанича. Сочинения Авраама Палицина Историческая повесть – герои обычные люди. . Симеон Полоцкий: основы русского стихосложения (силлабического) Сборники «Рифмологион» и «Вертоград многоцветный» + стихотворные пьесы В 1672 г. при дворе царя Алексея Михайловича появился первый театр в России ( «Артаксерксово действо» )

Симеон Полоцкий Симеон Полоцкий

Архитектура Патриарх Никон запретил строительство шатровых храмов- образец храм Гроба Господня в Иерусалиме До Архитектура Патриарх Никон запретил строительство шатровых храмов- образец храм Гроба Господня в Иерусалиме До середины XVII в. – шатровый стиль Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве 1644 -1645 ) В конце XVII в. – нарышкинское (московское) барокко Нарядность, элегантность декора, строгая симметричность, многоярусность, сечетание красного и белого цветов Церковь Покрова в Филях (1690 -1695)

Теремной дворец Алексея Михайловича (реконструкция) Теремной дворец Алексея Михайловича (реконструкция)

Живопись Симон Ушаков (1626 -1686 гг. ) Мастер Оружейной палаты Интерес к изображению человеческого Живопись Симон Ушаков (1626 -1686 гг. ) Мастер Оружейной палаты Интерес к изображению человеческого лица Спас Нерукотворный. 1678 г. Князь М. В. Скопин-Шуйский. Парсуна Парсуны (портреты, написанные в иконописной манере и иконной технике – на доске яичными красками)

 • Симон Ушаков. Икона Архангела Михаила попирающего дьявола. 1676. ГТГ • Симон Ушаков. Икона Архангела Михаила попирающего дьявола. 1676. ГТГ

Специальные знания XVII век – эпоха великих русских географических открытий • 1648 г. – Специальные знания XVII век – эпоха великих русских географических открытий • 1648 г. – экспедиция Семена Дежнева – пролив между Азией и Сев. Америкой • 1649 г. – Ерофей хабаров - карта Приамурья • Владимир Атласов – обследовал камчатку и Курильские острова Анисим Михайлов – «Устав ратных, пушечных и других дел» - сведения по математике, физике, химии

Выводы по культуре XVII в. • Русская культура находилась на переходном этапе от Средневековья Выводы по культуре XVII в. • Русская культура находилась на переходном этапе от Средневековья к Новому времени • Наблюдается постепенный переход от религиозного к рациональному объяснению мира • Усиливается взаимосвязь с западноевропейской культурой • Идет процесс формирования русской национальной культуры • Процесс обмирщения противоречив – светское начало переплетается с традициями религиозного мировоззрения