Культура и быт 14 -15 вв.ppt
- Количество слайдов: 23
Культура и быт XIV -XV вв.
Литература: o o История России с древнейших времен до к. XVII в. Учебник для 10 кл. П. р. А. Н. Сахарова. М. 2005. Кацва Л. А. , Юрганов А. Л. . История России 8 – 15 вв. : учебник для 8 кл. М. 1995. Методическое пособие по истории СССР 8 кл. П. р. А. А. Преображенского. М. «Просвещение» 1989. История России с древнейших времен до к. XVII в. По учебнику А. Н. Сахарова. Составитель Н. С. Кочетков. Волгоград. 2004.
Основные понятия: • Культура – материальные и духовные достижения человечества. • Фольклор – устное народное творчество (былины, песни, пословицы, поговорки, сказки). • Архитектура – искусство строить и украшать здания.
Характерные черты эпохи: § Раздробленность (появление местных культурных центров). § Ордынское иго (страшный урон культурным ценностям, упадок культуры)
Фольклор Устное народное творчество – былины, песни, пословицы, поговорки, сказки, заговоры, обрядовая поэзия – отразило представления русских людей о своем прошлом, окружающем мире.
Былины О Владимире Красном Солнышко, в образе которого угадываются черты двух великих русских князей: Владимира Святославича и Владимира Мономаха, о богатырях земли русской, об исторических событиях.
Сказания О битве на Калке , о разорении Рязани Батыем, о Евпатии Коловрате, защитнике Смоленска Меркурии, о Куликовской битве, о Дмитрии Донском и Сергии Радонежском.
Литература § «Житие святого Александра Невского» . Его герой – идеальный правитель, подобный библейским и римским героям: лицом подобен Иосифу, силой Самсону, премудростью Соломону, храбростью римского императору – Веспасиану.
Борьба за свободу против захватчиков – главная тема литературы после Батыева нашествия «Повесть о Меркурии Смоленском» . Легендарный юноша Меркурий жертвует собой ради спасения родного города. Он убивает много врагов, отгоняет вражьи полчища от Смоленска. В конце сражения ему отсекают голову. С отсеченной головой он подходит к спасенному городу и умирает.
Литературный отклик на Куликовскую битву. n n «Задонщина» . Автор , Сафоний Рязанец, рассматривает события 1380 года как прямое продолжение борьбы Киевской Руси со степными кочевниками. «Сказание о Мамаевом побоище» . Автор поэтически описывает саму битву: «И ставшимся обемя войскома, крепко бьющемуся и грозно вельми; и под коньскыми ногами умирающе, от великия тесноты задыхахуся, яко не мощно бе вместитися на поле Куликове»
Задание. Расскажите об особенностях художественного отражения Куликовской битвы в литературных произведениях.
Зодчество Преобладало деревянное зодчество. Возведение деревянных построек – изб и хором, часовен и церквей возобновилось после монгольского нашествия довольно быстро.
Каменное строительство , появившееся в разных городах Северо-Восточной Руси, свидетельствовало о восстановлении архитектурного мастерства.
Живопись Русская живопись 14 -15 вв. испытала невиданный расцвет. В искусство проникают представления о реальном человеке и ценности человеческой личности. Страдания распятого Христа, переживания Богоматери, образы святых и праведников стали средством передачи человеческих чувств. Божественное становилось понятным: в живописи раскрывались не только религиозные символы, но и психологические переживания изображенных людей.
Феофан Грек Фрески Феофана изображали традиционные библейские сюжеты. Художник нарушил прежние обычаи изображения людей и ангелов. На феофановских фресках святые предстают перед зрителем полными внутреннего движения и драматизма. На их лицах читается мука, душевная неуравновешенность, сомнение, стремление к совершенству, к Богу.
Андрей Рублев Новая ступень в средневековом искусстве связана с именем А. Рублева. Его называют основоположником русского Возрождения. В начале XV в. Рублев создает икону «Троица» , ставшую надолго предметом восхищения и подражания.
«Троица» . Вопрос: «Какое впечатление производит это произведение? » На иконе изображены одухотворенные фигуры трех прекрасных юных ангелов. Они олицетворяли единство трех божественных начал: Бога. Отца, Бога-Сына и Бога. Духа Святого. Икона как бы дышит умиротворенным покоем, внутренней сосредоточенностью, отрешенностью от всего суетного. Светлые тона одежд ангелов подчеркивают сдержанную торжественность в изображении тех, кто размышляет о Мире и Добре.
Быт и нравы. И простолюдины, и знать жили в постройках срубного типа, топившихся по-черному. Жилище богатого человека было просторнее крестьянской избы, иногда имело 2 -3 этажа. Окна в хоромах знати были слюдяными, в бедных домах – затягивались бычьим пузырем.
Пища Основой пищи оставался хлеб. Из пшеничной муки выпекали калачи, пироги. Каши распространены были всевозможные: гречневая, овсяная, пшенная. Пили хлебный квас и ячменное пиво, морсы. Употребляли репу, грибы, мясо, рыбу. Сахара не было, употребляли мед. Готовили соленья и маринады.
Посуда, употреблявшаяся в богатых и бедных домах, чаще всего не различалось по форме. Ложки и миски, чашки и кувшины изготовлялись с соблюдением одних тех же традиций. Но если в боярских домах они были серебряными или оловянными, то у бедноты – глиняными да деревянными.
Одежда и обувь. Одежда горожан и крестьян была похожей. Основу мужского костюма составляли рубаха и порты. На голову зимой надевали шапку, летом – войлочные шляпы, горожане- колпаки. Обувались крестьяне в лапти, горожане – в кожаную обувь. Поверх рубахи носили плащи, зимой - шубы. Простолюдин носил домотканую одежду, боярин – из сукна, бархата, атласа, парчи
Вопросы: o o Определите, что было основным содержанием русской культуры XIV - XV вв. Феофан Грек , Андрей Рублев – религиозные люди, их искусство носит религиозную форму, но он поднимет человека, заставляет думать, чувствовать, освобождает его мысль. Почему?
«Из всех периодов истории культуры именно 14 -15 вв. являются особенно важными. Именно тогда происходит восстановление прерванного процесса созданная единого государства и возрождение культуры. В дальнейшем этот процесс, несмотря на многочисленные кризисные моменты, уже более не прерывался , а лишь приобретал новые черты» . Д. С. Лихачев.
Культура и быт 14 -15 вв.ppt