Культура эпохи возрождения в Нидерландах.pptx
- Количество слайдов: 22
Культура эпохи возрождения в Нидерландах
Начиная с XV столетия Нидерланды становятся одним из основных очагов европейской культуры. Формирование нового социально-экономического уклада, крушение религиозной догматики средневековья и зарождение нового мировоззрения – все эти процессы в Нидерландах протекали в менее отчетливой форме, чем в Италии. Новый общественный уклад, зарождавшийся в богатых городах, формировался пока в рамках феодального Бургундского государства, и это наложило свой отпечаток на общий характер нидерландской культуры
В XIV столетии в Нидерландах начинается открытая борьба за церковную реформу. Буржуазия была настроена решительно в пользу кальвинизма. Подъем гуманистической литературы отчасти связан с Реформацией, отчасти представляет собой самостоятельное явление, не совпадающее с религиозным движением и даже враждебное ему
Гуманистическая литература была проникнута светским жизнерадостным духом Возрождения. Наиболее авторитетной фигурой гуманистического движения на севере Европы в начале XVI века был уроженец Нидерландов Эразм Роттердамский, виднейший деятель немецкого и международного гуманизма
Одним из центров гуманизма стал основанный в 1575 г. Лейденский университет. В Амстердаме возникла академия, ставившая своей задачей популяризацию памятников античного мира на родном языке. Огромную роль в этом культурном подъеме сыграло книгопечатание. Нидерланды славились своими типографиями; наиболее известной из них была типография Плантена в Антверпене, насчитывающая 160 рабочих
Особенно радикальный характер приобрела литература революционных лет. Ее представителем был Филипп Марникс ван Синт Альдехонде (1539 -1598), который в своей песне «Виллельмус» прославляет восстание против испанского ига. Сатирическое сочинение Марникса «Улей святой римской церкви» – яркий памфлет, направленный против католицизма.
В культурной жизни Нидерландов играли особую роль риторические общества. Они объединяли вокруг себя университетскую интеллигенцию и зажиточные слои бюргерства. Общества занимались устройством местных празднеств, составлением торжественных речей и поэм. Позже круг деятельности и состав участников изменились. Членами их стали тысячи простых ремесленников и крестьян. В жизни риторических обществ сделались обычными диспуты на религиозные и политические темы, инсценировки на злобу дня, составление листовок и памфлетов
Съезд риторических обществ Фландрии летом 1539 г. в Генте послужил прологом к знаменательному в истории Нидерландов гентскому восстанию 1539 -1540 гг. Немало беззаветных борцов против испанского ига вышло из риторических обществ во время революции и войны за независимость, а там, где революция победила, риторические общества стали центрами, в которых формировались национальный голландский язык и литература
Церковная скульптура не получила большого развития в Нидерландах, поскольку церкви возводились больше из кирпича, чем из камня. Блестящим исключением стал Клаус Слютер, работавший при дворе герцога Филиппа Смелого. Самым прославленным произведением Слютера стал «Колодец пророков» – почти двухметровый шестигранный постамент, на котором помещалось Распятие. Украшают «Колодец» статуи шести библейских пророков. Воздействие скульптуры на простых зрителей было так велико, что в 1418 г. папский легат обещал отпущение грехов каждому, кто придет взглянуть на эту скульптурную группу
Наибольшую славу в XV-XVI вв. стяжала себе нидерландская музыкальная школа, которая заняла господствующее положение и в других странах Европы. Нидерландские композиторы писали сочинения для хора, исполнявшиеся обычно без инструментального сопровождения. Вклад нидерландских мастеров в историю музыки заключался в наиболее полном развитии полифонии – искусстве хорового многоголосия
При дворе Жана Беррийского работала целая плеяда талантливых миниатюристов, среди которых первое место занимали Поль, Жан и Эрман Лимбурги. Братья обогатили коллекцию герцога прекрасными рукописями, из которых наиболее знаменит «Великолепный часослов герцога Беррийского» . Сцены придворной жизни и крестьянского труда даны в миниатюрах с удивительной точностью и поэтической свежестью
В XV в. Нидерландские живописцы черпали сюжеты для своих произведений в духовной литературе. Но в искусство уже начинают проникать черты, связанные с распространением новых религиозных идей. Духовной основой этого движения стали идеи пантеизма, утверждавшие присутствие Бога в окружающем мире и равенство всех Божьих созданий перед всевышним. Человек теперь воспринимался как совершенное творение Божие. Стремление к правдивому изображению человека, необычайная чуткость к красоте мира становятся главной особенностью нидерландского искусства
Искусство XV столетия оставило нам имена многих великих мастеров. Ян ван Эйк (1400 -1441) определил развитие нидерландского искусства на долгие годы вперед. В его произведениях с огромной силой проявилось утверждение в качестве объекта, достойного изображения, земной жизни, всего того, что окружает человека в повседневном быту
Произведения его современника Робера Кампена (1380 -1444) более архаичны по своему художественному решению, но отличаются демократичностью образов и бытовой интерпретацией религиозных сюжетов. Изображения святых в его картинах помещены в уютных городских интерьерах с любовно воспроизведенными деталями обстановки
Творчество Рогира ван дер Вейдена(1400 -1464), так же как и искусство Ван Эйка, отличается вниманием к материальной стороне мира, однако в большей степени подчинено религиозной идее. Работы Вейдена более драматичны, персонажи его картин более эмоциональны, нежели бесстрастные герои картин Ван Эйка
Самый яркий представитель изобразительного искусства второй половины XVв. – Хуго ван дер Гус (1400 -1482), мастер, обладавший поразительным умением передавать человеческие эмоции. Работы этого художника произвели ошеломляющее впечатление на родине Возрождения, положив начало знакомству итальянских живописцев с достижениями нидерландской живописи и взаимному обогащению двух культур
XV столетие завершается творчеством Хиеронимуса Босха (1460 -1516). В его произведениях, причудливо соединяющих черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры, отразились тревожные настроения нидерландского общества, беспокойство за судьбу родной страны, утратившей независимость. Главной темой творчества Босха стало противостояние двух начал -светлого и темного, добра и зла, а также греховность человеческой жизни и неизбежность небесной кары за нее
В нидерландских городах превосходно было поставлено издательское дело, почти все горожане были грамотными, владели иностранными языками, в Антверпене выходила одна из первых на континенте газет – большая редкость в тогдашней Европе. Нидерланды вступают в более тесные торговые связи с другими странами, в частности, с Италией. Эти связи способствовали проникновению в Нидерланды великих достижений итальянского Ренессанса
В начале XVIв. складывается течение, основанное на подражании итальянским образцам, получившее название «романизм» . Художники стали чаще изображать обнаженное человеческое тело, их начинают интересовать сложные повороты и ракурсы, они увлекаются освоением линейной перспективы и приемами передачи движения. Ярким представителем этого движения стал живописец Ян Госсарт (1478 -1533), мастер сложных композиций
Вершиной нидерландской живописи второй половины XVIв. стало творчество Питера Брейгеля Старшего (1525 -1569). Главным героем его произведений является простой люд, крестьяне – за что художник получил прозвище «мужицкий» . Творчество Брейгеля оказало огромное влияние на нидерландское искусство и послужило основой для развития реалистического направления в искусстве Голландии и Фландрии XVIIв.
Конец XVIв. знаменует собой закат искусства нидерландского Возрождения. Буржуазная революция начисто разорила Фландрию и Брабант – главные культурные области страны. Важнейшей причиной гибели культуры была Реформация, навсегда разделившая нидерландский народ на католиков и протестантов. Изобразительное искусство перестало быть христианским. В католических областях писать картины на религиозные сюжеты стало опасным делом. В северных провинциях, где восторжествовал протестантизм, живопись и скульптуру изгнали из церквей. Две волны иконоборчества уничтожили немало замечательных произведений искусства.
На заре Нового времени нарушилась средневековая гармония между земным и небесным мирами. В жизни человека конца XVI столетия чувство ответственности за свои поступки перед лицом Бога уступило место следованию нормам общественной морали. Идеал святости подменялся идеалом бюргерской добропорядочности. Художники изображали мир, который их окружал, все чаще забывая о его Творце. На смену символическому реализму северного Возрождения пришел новый, мирской реализм