Культура эпохи эллинизма.ppt
- Количество слайдов: 53
Культура эпохи эллинизма (конец IV — I в. до н. э. )
Во второй половине 4 в. до н. э. резко усиливается окраинная область балканского полуострова - Македония. В 338 г. до н. э. македонская армия Филлипа II разгромила соединённое войско греческих полисов. Его сын Александр после прихода к власти в 336 г. до н. э. продолжил завоевательные походы отца, создав гигантскую империю, в состав которой входили: весь балканский полуостров, острова Эгейского моря, вся Малая Азия, вся передняя Азия, южные районы Средней Азии и часть Центральной Азии до нижнего течения реки Инд. Классической Греции как совокупности независимых городов-полисов пришел конец. Греция стала маленькой провинцией в этой громадной империи.
После создания империи греческая культура распространилась на новые территории. Это и означало наступление новой эпохи, получившей название эллинизма, т. е. эпохи распространения греческой культуры на всей территории державы Александра Македонского. В процессе экспансии эллинской культуры происходило её соединение с восточными культурами. Именно этот синтез греческой и восточных культур образовал качественно новое явление, которое стало именоваться культурой эллинизма. Её образование шло под влиянием всего греческого образа жизни и греческой системы образования. У Александра Македонского было две главные мечты: первая — завоевать весь мир; вторая — стереть различия между греками и варварами и создать единое культурное пространство. У жителей империи Александра Македонского появилось чувство сопричастности ко всей «обитаемой вселенной» . Понятие «космополит» , т. е. «человек мира» , родилось именно в эту эпоху. Прежде эллин противопоставлялся варвару — чужеземцу, говорящему на непонятном языке. Теперь же выдвинулось противовпоставление «образованный — необразованный» .
Новый период в Греции был ознаменован ослаблением основ эллинского городаполиса — гражданственности и коллективизма. В центре внимания теперь ставится не человек, служащий государству и обществу, а человек, свободный от общества.
В результате ослабления полисного патриотизма, нарушения связи гражданина с государством, пошатнулось и само демократическое устройстов, а это способствовало появленнию единоличной власти — тирании (т. е. эллинистическая монархия — это синтез греческой полисной системы и Восточной деспотии). Основным инструментом распространения греческой культуры являлось градостроительство, так как эллинистические власти занимались активным возведением городов на подконтрольной им территории. Масштабы строительства больших городов были огромными и впечатляющими. На их территории заранее планировались широкие улицы, просторные парки, религиозно-культовые здания и большие центральные площади. Такое обширное градостроительство являлось основной особенностью эллинистических государств, так как город в греческой культуре считался центром искусства, образования и политической жизни всего населения.
При первой аудиенции Дейнократ предложил Александру сделать из горы Афон статую мужчины, вероятно, изображающую самого Александра. В одной руке статуи должен был находиться город, в другой — кубок, в который должна была собираться вода из горных источников и литься в море. Предложение Дейнократа понравилось Александру, однако от его реализации он отказался, оставив архитектора при дворе. Гравюра эпохи Нового времени, иллюстрирующая замысел Дейнократа относительно горы Афон.
Новое время — это и время появления новых культурных центров. Так, ими стали Пергам, остров Родос (единственные государства, где в этот период сохранилось демократическое правление), Александрия. Пергам остров Родос В них искусство переживало бурный подъем. Светское (нерелигиозное) по характеру, оно представляло собой сплав разных направлений и стилей. В искусстве основные формообразующие принципы остались классическими, греческими, но содержание их стало уже другим. В эллинистических монрахиях, как и в восточных царствах, процветат культ личности
Появилось много новых городов: сам великий полководец, по преданию, основал 70, названных Александриями в его честь. Эллинистические города имели регулярную и весьма рациональную планировку. Так, например, в Пергаме, улицы были вдвое шире улиц древних греческих городов, а остатки жилых кваталов города Приен в этот период свидетельствуют о наличии удобств, которые будут забыты во время средневековья. В это время большое внимание уделяется общественным сооружениям, связанным с наукой и культурой. Самым ярким примером этого в эллинистическую эпоху может служит Александрия Египетская, строительство которой было начато в 332 — 331 гг. до н. э. Она стала центром культуры и науки нового царства и столицей последующей, после смерти полководца, династии Птоломеев (305 -30 гг. до н. э. )
На западной оконечности дельты Нила, в 332 г. до н. э. , Александр задумал основать большой новый город, план которого был разработан архитектором Дейнократом. Город был распланирован по типичной для греческих полисов гипподамовой системе: разделен на четыре квадрата двумя пересекающимися в центре магистралями. Каждый из квадратов был назван одной из первых букв греческого алфавита. Главная магистраль (с востока на запад) имела длину 7, 5 тысяч метров, ширину — около 30. По бокам шли тротуары. Со временем Александрия заняла площадь около 120 кв. м. Огромные размеры города и наличие в его планировочной структуре нетипичных для полиса сооружений — царского дворца и ряда монументальных общественных зданий, позволяют говорить об Александрии как о первом и самом удачном образце градостроительства эпохи эллинизма.
Город построили очень быстро и целиком из камня. Мрамор для дворцов приходилось ввозить с греческих островов, т. к. в Египте его не было. Заселяли новую столицу принудительно: людей переселяли из других городов. Жителями Александрии стали представители всего эллинистического мира. Через 50 после основания в ней уже проживали более 300 000 жителей. К началу новой эры население города увеличилось до миллиона. И тогда город начал расти вверх. В нем появились многоэтажные дома с отдельными квартирами для сдачив наём такого в грееских городах еще не было. Изображения домов-башен сохранились в мозаичных работах и терракотовых модельках домов.
При первой аудиенции Дейнократ предложил Александру сделать из горы Афон статую мужчины, вероятно, изображающую самого Александра. В одной руке статуи должен был находиться город, в другой — кубок, в который должна была собираться вода из горных источников и литься в море. Предложение Дейнократа понравилось Александру, однако от его реализации он отказался, оставив архитектора при дворе. Гравюра эпохи Нового времени, иллюстрирующая замысел Дейнократа относительно горы Афон.
Памятником великого могущества новой империи стал Фаросский маяк. Остров Фарос, на котором появилось одно из чудес света, соединялся с берегом плотиной длиной в 1 км. Эта плотина разделила собой водное пространство на два порта. Восточный стал военным и личным портом монраха, западный — торговым. Эти два порта соединялись между собой и имели мосты для пешеходов. Сам маяк высотой 120 м возводили пять лет (285 -280 гг. до н. э. ) под руководством архитектора Сострата Книдского. Маяк имел квадратное основание со стороной 30 м. На ней стояла четырехгранная башня высотой 60 м, на ней 40 -метровая восьмигранная башня, облицованная мрамором. Сам маяк находился в тертьей башне, в плане круглой, обнесенной колоннами. Венчала маяк статуя бога морей Посейдона. Голова статуи Посейдона
Свет Фаросского маяка был виден в море более чем за 50 км. Источником его служил постоянно горевший внутри верхней колоннады большой костер. Дрова наверх доставляли по спиральной лестнице внутри башни. Лестница была широкой и пологой, и повозки, запряженные осликами, беспрепятственно поднимались на 100 метровую высоту. Столь сильной яркости маяка добивались с помощью огромных зеркал из полированной бронзы, стекла или линз. Эта система зеркал была разработана самим великим Архимедом: они могли многократно усилить как свет костра, так и свет солнца, а также собирали солнечный свет в узкий луч, который, по легенде, мог поджечь в море вражеский корабль. .
Восторг современников вызывали и служившие украшением здания «живые» скульптуры — первые автоматы, способные делать несложные движения, например, указывать направление, поворачиваться, издавать звуки. Но они не только украшали сооружение, но и являлись приборами, показывающими силу ветра, волнения на море, направление ветра, положение солнца и луны. Были на маяке также солнечные и водяные часы, отбивавшие время с помощью колокола (кстати, изобретенного в Египте).
Великолепное сооружение просуществовало почти 1000 лет (до 796 г. н. э. ), когда было либо разрушено землетрясением, либо разобрано. В 1480 г. на его остатках возвели турецкую крепость Кайт-бей (по имени царствовавшего тогда в Египте султана), которая стоит и поныне. Но исчезнувшее сооружение оставило миру свое имя. Так как Александрийский маяк был первым в мире, то подобные ему сооружения стали называть так же, как называли его. В Александрии его называли «Фарос» , по названию острова, и во многих европейских языках слово «маяк» звучит как «фарос» . В русском языке слово «фара» означает источник сильного света, освещающий машине путь. Крепость, построенная на месте Фаросского маяка
Александрия, став центром новой державы, в первую очередь, стала столицей новой культуры, в основу которой легло образование. Проект создания первого учебного заведения — Мусейона (отсюда и происходит слово «музей» ) — и библиотеки принадлежит греческому философу Деметрию Фалернскому. За основу он взял устройство школы Пифагора, где культ муз (искусства) поддерживался научными занятиями. Новое общественное заведение Мусейон стало первым университетом античности, да и, пожалуй, всего мира. Археологами само здание не было обнаружено, но остались письменные свитетельства того, как оно выглядело и что в нем было. Мусейон имел залы для лекций и занятий, комнаты для преподавателей, библиотеку, составленную самим Аристотелем, общее помещение и зал для трапезы, ботанический сад, зверинец. Со временем появились помещение для хранения коллекции животных и садовых растений; залы для препарирования трупов; обсерватория. В штате Мусейона было сто преподавателей.
В Мусейоне проводились различные опыты, астрономические наблюдения. Ученые эллинистического времени достигли очень больших успехов. Был вычислен размер Земли, расстояние от Земли до Солнца. Было сделано много технических изобретений. Например, знаменитый архимедов винт, который поднимал воду в оросительных каналах наверх, что позволяло орошать больше земель, делать их более плодородными. В III и II вв. до н. э. в Мусейоне работали знамнитые ученые, среди них: математик Эвклид, один из основоположников астрономии Гиппарх, великий астроном, «Коперник древнего мира» Аристарх Самосский, неутомимый изобретатель Архимед Эвклид
Архимед из Сиракуз (287 -212 гг. до н. э. ) Математик. Заложил основы механики и прославился изобретениями, особенно в области военной техники
Эвклид (IIIв. до н. э) -математик Его трактатом «Начала» (т. е. «элементы» ) пользовались как учебником по геометрии вплоть до XXвв. Эратосфен из Кирены (276 -194 гг. до н. э. ) Учёный-философ, географ, астроном Вычислил длину окружности Земли и ошибся при этом всего на 50 км. Он ввёл понятие «география»
Аристарх Самосский (310 -230 гг. до н. э. ) Выдающийся астроном Предположил, что Земля имеет форму шара Предвидел, что во Вселенной есть другие планеты, которые вращаются вокруг Солнца Эпикур из Самоса (341 -272 гг. до н. э. ) Выдающийся философ своего времени. Создал свою школу — эпикуреизм. Самое важное — это наслаждение. В первую очередь — наслаждение знанием.
Ptolemaic Но большинство научных и технических достижений не использовались или использовались только в качестве некоего кунштюка (прим. Kunststück в переводе с немецкого — ‘трюк, фокус’), иными словами, для развлечения, но не в производстве. Так, изобретенная эллинистическими учеными паровая машина использовалась только для раздвижения театрального занавеса. Гиппарх Проблема в том, что производство не требовало изобретений. Античное производство, в том числе в эпоху эллинизма, основывалось на дешевом рабском труде. Поэтому развитие науки не сопровождалось развитием производства. Аристарх Самосский
Библиотека при Мусейоне была основана предположительно в 290 -е годы до н. э. Птолемеем I Сотером, ученым, сподвижником Александра Македонского. Среди имен библиотекарей сохранилось имя Каллимаха, который был не только главой новой поэтической школы, но и автором уникального 120 -томного библиографического издания, представленного в свитках папируса - «Каталог писателей, просиявших во всех областях образованности, и трудов, которые они сочинили» . Этот труд содержал каталог библиотеки с биографиями и комментариями. Включенные в каталог труды имели строгую классификацию: сначала по родам литературы, а внутри каждого жанра по достоинству произведения. Фактически Каллимахом была составлена история греческой литературы.
В библиотеке развивались филология, литературная критика. Понятия «склонение» , «спряжение» , «падеж» — все это придумали александрийские ученые. Они выявляли достоверность древних текстов. Эллинистические цари скупали рукописи знаменитых античных авторов, таких как авторы трагедий Эсхил, Софокл, Еврипид, комедиограф Аристофан, в греческих городах их переправляли в Египет.
В библиотеке хранилось около 700 тысяч книг. Часть их этих книг были копиями, которые изготавливались многочисленными переписчиками Александрийской библиотеки. Копии книг использовались и как учебные пособия в Александрийском университете.
С приходом христианства Мусейон постепенно прекратил сове существование. Сначала в 390 г. его пытались разрушить христианские монахи. А в 641 году, когда Александрию завоевал мусульманский халиф Омар, центр науки и просвещения эллинистического мира перестал сущствовать. По преданию, халиф дал повеление своему полководцу Амру ибн аль-Асу сжечь Александрийскую библиотеку, сказав при этом: «Если в этих книгах говорится то, что есть в Коране, то они бесполезны. Если же в них говорится что-нибудь другое, то они вредны. Поэтому и в том и в другом случае их надо сжечь» .
Другим знаменитым городом эллинистической эпохи был Пергам. Он стал своеобразным центром культуры на побережье Малой Азии. Так же, как и Александрия, Пергам прославился богатейшей библиотекой. Только книги в ней большей частию были написаны на тонко выделанной коже молодых телят и ягнят, получившей название пергамент.
Пергам славился своей высокой культурой и художественными сокровищами. Знаменитым на весь мир стал алтарь Зевса, воздвигнутый в 180 г. до н. э. на Пергамском Акрополе. Он был посвящен памяти побед, одержанных Пергамским царством над галлами (кельтское племя).
К зданию алтаря, размеры которого 36*94 м и 9 м высотой, вели ступени. Основание в виде буквы П охватывало внутреннее пространство и концентрировало внимание на скульптурном убранстве сооружения.
Оосбенно привлекал внимание зрителей 120 -метровый фриз, помещенный над цоколем (подножием здания) на высоту 1, 80 м. Весь фриз, высота которого составляла 2, 3 м, был заполнен огромным количеством фигур, изображавших гигантомахию (борьбу олимпийских богов с гигантами).
Согласно греческим мифам, гиганты — сыновья богини земли — восстали против богов Олимпа, но в жестокой борьбе были побеждены. Различные эпизоды этой битвы изображены на всем протяжении фриза. В борьбе участвуют не только главные, олимпийские божества, но и многочисленные божества воды и земли и небесные светила. Им противостоят крылатые и змеиноногие гиганты, возглавляемые царем Порфирионом.
В пергамском фризе нашла наиболее полное отражение одна из существенных сторон Эллинистического искусства — особая грандиозность образов, их сверхчеловеческая сила, преувеличенность эмоций, бурная динамика. Если произведения классического искусства прославляли величие человека, то пергамский фриз призван возвеличить могущество богов и царей. Боги побеждают гигантов не своим духовным превосходством, а только благодаря своему сверхъестественному могуществу. При всей своей титанической силе гиганты обречены — их сокрушают молния Зевса, стрелы Аполлона и Артемиды, их грызут звери, сопровождающие богов. Показательно в данном случае введение страшных божеств, не встречавшихся в классической скульптуре (например, трехликой и шестирукой Гекаты). Если более скромные по своим масштабам композиции классической эпохи вызывали в человеке спокойную уверенность в своей силе и значительности, то грандиозные образы Пергамского алтаря признаны потрясти человека, заставить его почувствовать свою слабость перед высшими силами.
Алтарь был обнаружен немецким инженером К. Гуманом (1839 -1896), строившим дороги и мосты в Малой Азии. Ему удалось добиться средств от Академии наук Пруссии и от султана Османской империи (Турция) на ведение археологических раскопок. Обломки фриза знаменитого алтаря сейчас украшают залы Пергамского музея в Берлине.
Мавзолей в Галикарнасе — надгробный памятник карийского правителя Мавсола, сооружён в середине IV века до н. э. , является пятым в списке семи чудес света Древнего мира. Галикарнас являлся столицей царства Карийского, которое считалось самым богатейшим и самым красивым городом Греции. Замечательные храмы из белого мрамора, дворец царя, здание театра, цветущие сады являлись украшением улочек городов. Все путешественники любили приезжать в Галикарнас в основном для того, чтобы увидеть собственными глазами гробницу царя Мавсола, который скончался приблизительно в триста пятьдесят третьем году до Рождества Христова. Эта гробница считалась одним из семи чудес света.
В 377 году до нашей эры на карийский престол вступил Мавсол, который сразу же обложил налогами все и вся. И на эти деньги обнес свою столицу крепостной стеной, затем возвел храм бога войны, в архитектуре присутствовали как карийские, так и восточные и греческие черты. По греческому образцу царь организовал и агору — большую площадь для собраний и торговли. Мавсол где хитростью, где подкупом присоединил к своему царству близлежащие земли и острова, и государство его, торгуя со всем античным миром, стало богатеть. Царь принялся строить беломраморные дворцы, театры и библиотеки. Галикарнас украшался скульптурами не менее пышно, чем Афины. В последние годы правления начал складываться культ Мавсола, в частности, остров Хиос на своих монетах изображал его как Геракла. Но самым ярким свидетельством реального могущества карийского царя стала его грандиозная храмовая усыпальница, которую он начал возводить еще при жизни, не оглядываясь на реакцию соседей. Это был шаг уверенного в своих действиях монарха, еще не имевший аналогов в ту эпоху. Лишь позднее мавзолеи стали неотъемлемой частью культа царей и императоров от Александра Македонского до Августа и Адриана.
Для своей усыпальницы Мавсол выбрал место на склоне холма между агорой и главным храмом города. Был проведен конкурс на лучший проект монументального надгробия, в котором приняли участие выдающиеся греческие архитекторы и скульпторы. Победителями оказались греческие мастера Сатир и Пифей, предложившие возвести на 5 -ярусном каменном основании (66 x 77 м) огромный каменный куб высотой 22 метра. Над ним планировалось расположить помещение усыпальницы, которую бы окружали колонны. Там же был предусмотрен заупокойный храм для жертвоприношений. Венчала все здание стройная 24 -ступенчатая пирамида, на вершине которой Сатир и Пифей предполагали разместить огромную квадригу. Общая высота Мавзолея равнялась приблизительно 50 метрам, что сравнимо с высотой современного 17 -этажного дома.
Мавзолей, удивлявший прежде всего своей архитектурной идеей: в нем впервые в греческом зодчестве соединились все три знаменитых стиля — дорический, ионический и коринфский. Основой всего сооружения стал «огромный пьедестал из проконесского мрамора» . этого сооружения. В их числе был и прославленный Витрувий. На самом же деле он был только облицован мрамором, а основу его составлял массивный фундамент из необожженного кирпича. Современники восхищались и размерами пьедестала, и затратами на его возведение, но в первую очередь — непревзойденным совершенством его художественного оформления. На нем стоял храм-гробница, окруженный 36 ионическими колоннами, несущими крышу в виде 24 ступенчатой пирамиды. Пирамида увенчана площадкой, на которой возвышалась скульптурная группа — Мавсол с Артемисией на колеснице. Между колоннами и по бокам гробницы размещалось богатое скульптурное украшение, и многие писатели древности отмечали выдающиеся художественные особенности.
Особенности эллинистического зодчества: 1) Увеличение размеров сооружений, стремление к пышности и нарядности 2) Ансамблевость застройки 3) Вместо дорического чаще применяется ионический ордер 4) Стал применяться двухъярусный портик (святилище Афины в Пергаме) 5) Важную роль в эллинистических сооружениях стала играть стена. В связи с этим элементы ордера начали утрачивать свое конструктивное значение и использовались в качестве элементов архитектонического членения стены, плоскость которой разбивалась нишами, окнами и пилястрами (или полуколоннами). 6) Утрата благородного величия и гармонии памятников архитектуры классической эпохи. 7) Усилился контраст между кварталами, застроенными роскошными домами богачей и жалкими лачугами бедноты.
Скульптура эллинистического периода В отличие от архитектуры скульптура эллинистической эпохи более сохранила греческий облик, продолжая традиции поздней классики. Как и в предыдущие эпох скульптура по-прежнему остается неотъемлемой частью архитектурного убранства эллинистических городов. Но, в отличие от классического идеала, которым в демократическом полисе являлся человек-гражданин, в новой эпохе пластика принимает иные черты. Теперь творчество скульпторов служит монархии. Это привело к формированию иного мировоззрения. Искусство становится официальным, придворным. Пришла мода на монументальные портреты-статуи, в которых правители представлены то в образе богов, то в образах античных героев. Но талант греческого ваятеля нашел выражение и в воплощении частного, личного. Скульптора волнуют житейские подробности существования простого человека: как он выглядит в повседневной жизни, а не только в момент героической схватки или совершения подвига. В результате этого процесса возникло жанровое искусство. Разноликость населения великой державы, многообразие ее культур привели к образованию многих художественных школ в скульптуре.
Если в прошедший период афинская школа занимала по праву ведущее место в эллинском мире, то теперь выдвигаются новые центры художественного творчества: Александрия, Пергам, Родос. До наших дней лучше всего сохранились произведения пергамской школы, которая отличалась подчеркнутым драматизмом скульптурных изображений. Скульптурное убранство Пергамского фриза представляет собой горельеф — изображение, выступающее более чем наполовину из плоскости стены, либо связанное с плоскостью хотя бы одной точкой. Основная тема — борьба богов и гигантов, а на самом деле — аллегорическое изображение борьбы эллинов с варварами. Все изображение — это сплетение тел в неистовой схвате не на жизнь, а на смерть. Эллинистический мир, бесконечно воюя то друг с другом, то с врагами, потерял ощущение равновесия. Поэтому образы Пергамского фриза не утешают, не обнадеживают — они быспокоят и пугают. Недаром первые христиане назвали Пергамский алтарь «престолом сатаны» .
Не менее выразительна и драматична круглая скульптура пергамской школы. Например, до нас дошли две работы неизвестных мастеров: «Умирающий галл» и «Галл, убивающий себя и свою жену» .
Опять тема поражения и смерти, правда, уже не врага, но, судя по изображению, пергамцы уважительно относились к галлам, ценили их силу и мужество. Галл, убивающий себя и жену
Колосс Родосский
Родоссцы заказали скульптору Харесу, ученику Лисиппа, статую в десять раз выше человеческого роста, то есть 18 -метровую. Но затем жители города потребовали увеличить высоту статуи в два раза, добавив к заплаченной сумме столько же. Но этой суммы не хватило, так как при увеличении высоты вдвое объём материала увеличивается в восемь раз. Поэтому Харесу пришлось одолжить колоссальные суммы денег у близких, родственников и друзей. Харес трудился над созданием двенадцать лет. Итоговая статуя представляла собой стройного юношу-бога с лучистым венцом на голове. Он стоял на белом мраморном постаменте, слегка отклонившись назад, и напряжённо всматривался вдаль. Статуя бога возвышалась прямо при входе в гавань Родоса и была видна с ближайших островов. Статуя была изготовлена из глины, в основе её был металлический каркас, а сверху она была покрыта бронзовыми листами общим весом 50 т. Для работы над изображением бога непосредственно на месте его установки Харес использовал оригинальный приём: с постепенным возвышением скульптуры поднимался и земляной холм вокруг неё; холм был впоследствии срыт.
Ника Самофракийская Статуя богини победы Ники была осздана в 200 г. до н. э. на острове Самофракия. Ее созданию способствовали жителия острова Родос, желая поставить памятник победе греков над флотом сирийского царя в 306 г. до н. э. Высеченная из паросского мрамора, фигура богини стояла на высокой отвесной скале над морем, а ее пьедестал (основание) изображал нос боевого корабля. В правой руке Ники была зажата труба, звуками которой она возвещала победу, а могучие тяжелые крылья, распахнутые за ее спиной, создавали почти реальное ощущение полета богини. Сейчас она находится в Лувре — главном музее Парижа.
Время лишило ее головы, рук, люди — корабля и моря. Но в прекрасные формы богини, в распахнутые навстречу ветру крылья, в ее неудержимое стрмление к полету неизвестный автор вложил столько правды и силы, что зрители, восхищаясь прекрасным творением, словно слышат порывы морского ветра и чувствуют запах морской воды.
Другая знаменитая скульптура этого периода «Афродита Милосская» ( «Венера Милосская» ) тоже находится в Лувре. Время ее создания — конец 2 века до н. э. , автор — Агесандр. Статуя была обнаружена в 1820 г. на острове Милос в Эгейском море. 8 апреля 1820 года греческий крестьянин с острова Мелос по имени Иоргос, копая землю, почувствовал, что его лопата, глухо звякнув, натолкнулась на что-то твердое. Иоргос копнул рядом — тот же результат. Он отступил на шаг, но и здесь заступ не желал входить в землю. Сначала Иоргос увидел каменную нишу. Она была примерно в четыре-пять метров шириной. В каменном склепе он, к своему удивлению, нашел статую из мрамора. Это и была Венера.
Лаокоон с сыновьями Скульпторы Агесандр, Афинодор, Полидор
Созданная в 1 веке до н. э. скульптурная композиция изображает троянского жреца Лаокоона и его сыновей, которые гибнут в объятиях огромных змей. Жестокая смерть постигла их потому, что Лаокоон нарушил запрет богов, предупредив троянцев, что деревянный конь ахейцев станет причиной гибели Трои. За это его и наказала богиня Афина, покровительствовавшая грекам. То есть это не сражение, а чудовищная казнь. Это творение находится сейчас в музее Ватикана в Риме, копии — во многих музеях мира.
В эллинистических государствах получило развитие искусство обработки полудрагоценных камней. Оно требовало кропотливого труда и таланта. Мастера изготовляли геммы (резные каменные изображения). На небольшом по размеру пространстве они создавали настоящие шедевры. Если изображение было выпуклым, камень назывался камея, а если углубленным — инталия. В древности геммы служили печатями, знаками собственности, амулетами, украшениями. «Камея Гонзага» — знаменитая камея из трёхслойного сардоникса, относящаяся к лучшим образцам античной глиптики. Согласно общепринятому мнению, является самой знаменитой камеей Эрмитажа. Представляет собой парный портрет. Скорей всего, это изображение эллинистических фараонов Египта — супругов, являвшихся одновременно братом и сестрой — Птолемея II Филадельфа и Арсинои II. Выполнена в III в. до н. э. неизвестным автором в Александрии Египетской. Камея Гонзага. III в. до н. э.
Эллинистические царства первоначально были очень успешны, но их экспансия была быстро прервана на востоке. Греки — народ моря, и греческие колонии, выведенные Александром Македонским и его последователями вглубь Азии, вплоть до нынешних Узбекистана, Индии и других стран, постепенно захирели. Восточные территории бывшей империи Александра Македонского постепенно подпадают под власть местных правителей. Главным соперником эллинистических государств стало Парфянское царство, которое в III веке до нашей эры захватывает Иран, во II веке до нашей эры — Месопотамию, а с запада на эллинистические государства начинает наседать Римская республика, которая воюет с Македонией. Разрушение греческого города Коринфа — 146 год до нашей эры. В конце концов, к 30 году до нашей эры все эллинистические государства подпадают под власть Рима. Это было сделать тем легче, потому что Рим первоначально был полисом. Греческие и эллинистические полисы сравнительно легко переходили под власть к Риму. Эпоха эллинизма дала миру очень много изобретений и культурных достижений. Эти три века в действительности изменили мир (во всяком случае, мир Восточного Средиземноморья), привели к смешению греческих и восточных представлений в науке и культуре. Для нас важно то, что эпоха эллинизма по большей части дает пример успешного сосуществования и сотрудничества различных культур, цивилизаций с разными корнями.