10 АБСОЛЮТИЗМ.pptx
- Количество слайдов: 16
КУЛЬТУРА ЭПОХИ АБСОЛЮТИЗМА XVII ВЕК лекция 10
СОДЕРЖАНИЕ Детерминанты культуры Артефакты культуры Картина мира культуры
ДЕТЕРМИНАНТЫ КУЛЬТУРЫАБСОЛЮТИЗМА В XVII в. заканчивается процесс формирования современных европейских государств с неограниченной властью короля (Абсолютизм). Одновременно завершился процесс становления национальных культур европейских государств: Франции, Германии, Англии. ( внизу Мария II, Англия; Людовик XIV, Франция ). Возник новый канон – барокко, в переводе с латинского – торжественный, вычурный. Барокко- это культура утверждающая абсолютизм и Бога. Географические открытия доказали безграничность бытия и ограниченность человеческого разума. Естественно-научные открытия разрушили прежние представления о неизменной гармонии мира. Человек начал остро ощущать неустойчивость своего положения в мире.
Тенденции культуры барокко В Барокко оказались реализованы интересы абсолютизма неограниченной власти короля. Мир монарха должен был вызывать трепетное благоговение у подданных, отсюдапышность, помпезность, роскошь, поражающая воображение смертных. Церковь (католицизм) боролась не только с язычеством, православием, но и протестантизмом. Искусство выступало средством прославления Бога воздействия на мир человека через монументальность, многоплановость, трагизм, мистицизм. Происходит интерес к отдельной личности, ко всем индивидуальным особенностям физического облика и характера человека, что привело к возникновению портрета. Многозначное отражение получает природа в пейзаже. Возникает натюрморт, исторический жанр, содержанием которого были мифологические и аллегорические сюжеты.
АРХИТЕКТУРА Стиль Барокко получил распространение в архитектуре. Изобразительные средства Барокко: пышная декоративность, парадность фасадов, интерьеров, вычурность архитектурных планов. Две противоположные тенденции в архитектуре: вычурность и тяготение к ордерной системе образуют живописность и динамизм дворцов и церквей. Почему возникают такие пышные интерьеры?
Церковь Санта Сусанна в Риме: перечислите основные элементы фасада барочной архитектуры. Нарисуйте план базилики барокко. Церковь Санта Мария Паче в Риме ЦЕРКОВЬ САН КАРЛО В РИМЕ Сбор св. Павла в Лондоне
Создан грандиозный ансамбль площадь Святого Петра в Риме, включающий колоннаду высотой 19 м. Ансамбль выступал святыней католичества, в пространстве которого человек чувствовал себя подавленным перед сверхъестественным его масштабом (архитектор Лоренцо Бернини).
СКУЛЬПТУРА Тема победы от Ники Самофракийской до «Давида» – Лоренцо Бернини. «Давид» – Лоренцо Бернини
ЖИВОПИСЬ В живописи Барокко преобладают композиции на религиозные и мифологические темы. Тема любви в творчестве Питера Пауля Рубенса фламандский художник (1577 -1640) - «Вирсавия» и Рембрандта. Раскройте смысл картины «Вирсавия» .
Творчество Харменс ванн Рейн Рембрандта голландский художник (1606 -1669) – «Даная» , «Святое семейство» , «Вирсавия» , «Возвращение блудного сына» . Основной смысл картин. Портреты.
Творчество Диего Веласкеса (1599 -1660) испанский художник. «Вакх» , «Менины» , « Венера с зеркалом» . Основной смысл картин?
АНТОНИС ВАН ДЕЙК ГОЛЛАНДСКИЙ ХУДОЖНИК- ПОРТРЕТ» , « ОРТРЕТ МАРКИЗЫ» П СЕМЕЙНЫЙ «
. Составной частью культуры Барокко выступает стиль Рококо (фр. , раковина) в оформлении интерьеров гостиных, залов, будуаров. Яркое проявление рококо нашло в прикладном искусстве - мебели, посуде, керамике, декоративных тканях, лепнине, безделушках, флаконах. Появляются камины.
ЛИТЕРАТУРА Французская драматургия: Пьер Корнель(1606 -1684) «Гораций» . Жан Расин (1639 -1699) – «Федра» .
МУЗЫКА Барокко в музыке - это искусство эмоциональных контрастов. Развитие светского музицирования, появление «камерной» инструментальной музыки. Антонио Вивальди (1678 -1741). Рождение в Венеции – городе великих живописцев и музыкантов. Триумф, забвение, возрождение музыки Вивальди в ХХ веке. Георг Фридрих Гендель (1685 -1759) –английский композитор и гражданин. Творчество Генделя – опера, оратории как народная музыкальная драма. Оратория- крупное музыкальное произведение для хора и оркестра, написанное на драматический сюжет. Иоганн–Себастьян Бах (1685 -1750) великий немецкий музыкант. Органное творчество Баха. Токкаты – музыкальная пьеса для фортепьяно или органа. Фуга – высшая форма полифонии, построенная по принципу имитации.
Картина мира культуры Абсолютизма – научная (Рене Декарт, Френсис Бэкон –основоположники рационального и эмпирического методов ).
10 АБСОЛЮТИЗМ.pptx