Скачать презентацию Культура Древней Руси в IX-XIII века Уважение Скачать презентацию Культура Древней Руси в IX-XIII века Уважение

Культура Руси IX-XIII.ppt

  • Количество слайдов: 81

Культура Древней Руси в IX-XIII века Культура Древней Руси в IX-XIII века

Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости. А. С. Пушкин Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости. А. С. Пушкин

Особенности культуры Древней Руси Древнерусская культура Культура Византии Наследие восточных славян Культура неславянских народов Особенности культуры Древней Руси Древнерусская культура Культура Византии Наследие восточных славян Культура неславянских народов и соседейкочевников

Особенности культуры IX-XIII вв. Особенности культуры IX-XIII вв.

Этапы развития Этапы развития

Письменность и литература Древней Руси Письменность и литература Древней Руси

n n n По весть временны х лет - летописный cвод начала XII века. n n n По весть временны х лет - летописный cвод начала XII века. Был составлен в Киеве. Охватывает период истории, начиная с библейских времён в вводной части и заканчивая 1117 годом (в 3 -й редакции). Датированная часть истории Киевской Руси начинается с 852 года, начала самостоятельного правления византийского императора Михаила. Автор летописи указан в Хлебниковском списке как монах Нестор, XII веков, монах Киево-Печерского монастыря. Хотя в более ранних списках это имя опущено, исследователи XVIII— XIX веков считали Нестора первым русским летописцем, а «Повесть временных лет» — первой русской летописью.

Письменность Узелковая письменность Письменность Узелковая письменность

Глаго лица — одна из первых славянских азбук. Глаго лица — одна из первых славянских азбук.

КИРИЛЛИЦА Предполагается, что создал ее славянский просветитель св. Константин (Кирилл)-философ для записи церковных текстов КИРИЛЛИЦА Предполагается, что создал ее славянский просветитель св. Константин (Кирилл)-философ для записи церковных текстов на славянском языке.

n Береста и пергамент - берёзовая кора как материал для письма получает на Руси n Береста и пергамент - берёзовая кора как материал для письма получает на Руси распространение не позднее первой четверти XI века и выходит из употребления в середине XV века в связи с распространением бумаг и. Более ответственные письма и официальные документы писались на пергаменте.

Новгородский псалтырь 4 липовых доски, покрытых воском. Возможно, самая древняя на Руси книга. 10 Новгородский псалтырь 4 липовых доски, покрытых воском. Возможно, самая древняя на Руси книга. 10 век.

n n n Остроми рово Ева нгелие Хорошо сохранившаяся рукопись середины XI века. Написана n n n Остроми рово Ева нгелие Хорошо сохранившаяся рукопись середины XI века. Написана дьяконом Григорием в 1056— 1057 гг. для новгородского посадника Остромира. Рукопись особо интересна тем, что в её конце переписчик подробно рассказал об обстоятельствах её изготовления и о времени работы:

Глиняная дощечка Писало Восковая дощечка Берёста Глиняная дощечка Писало Восковая дощечка Берёста

ОНФИМ Онфим – новгородский мальчик , учившийся 800 лет назад. Археологи нашли в Новгороде ОНФИМ Онфим – новгородский мальчик , учившийся 800 лет назад. Археологи нашли в Новгороде целую пачку его упражнений. Вот образцы его письма.

Литература Слово Хождения Летописи Жития Жанры Литература Слово Хождения Летописи Жития Жанры

Литература Житие (агиография), первое житие – «Чтение о Борисе и Глебе» Литература Житие (агиография), первое житие – «Чтение о Борисе и Глебе»

Литература Слово: -торжественное - «Слово о Законе и Благодати» , автор- первый киевский митрополит Литература Слово: -торжественное - «Слово о Законе и Благодати» , автор- первый киевский митрополит Илларион -нравоучительное - «Поучение Владимира Мономаха» (нравственное и политическое завещание).

Литература Летопись - «Повесть временных лет» . Литература Летопись - «Повесть временных лет» .

Архитектура Древней Руси Архитектура Древней Руси

Зодчество и Архитектура Древней Руси n n На Руси было достаточно много различных архитектурных Зодчество и Архитектура Древней Руси n n На Руси было достаточно много различных архитектурных стилей используемых при постройке храмов. Основным являлся крестово-купольный стиль. Позже, в конце XII века стали появляться башнеобразные храмы (Спасская церковь Ефрасиньего монастыря в Полоцке). "отличительной чертой искусства домонгольской Руси является монументальность форм» .

Архитектура Крестовокупольный стиль. Десятинная церковь в Киеве (первый каменный памятник - 989 -996 г) Архитектура Крестовокупольный стиль. Десятинная церковь в Киеве (первый каменный памятник - 989 -996 г)

Зодчество и изобразительное искусство. северный фасад мозаичный пол 989 г. восточный фасад план остатки Зодчество и изобразительное искусство. северный фасад мозаичный пол 989 г. восточный фасад план остатки фундамента Десятинная церковь. Киев.

Архитектура Собор Святой Софии в Киеве, строительство началось в 1037 г, воздвигнут в честь Архитектура Собор Святой Софии в Киеве, строительство началось в 1037 г, воздвигнут в честь победы над половцами. Символизировал равенство Киевской Руси с Византией в политическом и религиозном отношениях.

Софийский собор в Киеве Благовещение Богоматерь Оранта и полуфигура Вседержителя Евхаристия Наталия святая Софийский собор в Киеве Благовещение Богоматерь Оранта и полуфигура Вседержителя Евхаристия Наталия святая

Архитектура Собор Святой Софии в Новгороде Архитектура Собор Святой Софии в Новгороде

n n . Собо р Свято й Софи и — главный православный храм Великого n n . Собо р Свято й Софи и — главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045— 1050 годах. Является древнейшим сохранившимся храмом на территории России, построенным славянами. Собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм. В соборе постоянно находятся останки шести святых: княгини Ирины, её сына Владимира, князей Мстислава и Фёдора, епископа Никиты и архиепископа Иоанна. Также в соборе можно видеть надгробия архиереев XVIII—XIX вв. Впервые собор был расписан в 1109 году, однако от этой росписи остались лишь фрагменты фресок

Софийский собор в Новгороде Константин и Елена лик Константина Софийский собор в Новгороде Константин и Елена лик Константина

n Преображенский собор в Переславле Залесском. 1152 год. n Преображенский собор в Переславле Залесском. 1152 год.

n Успенский собор во Владимире. Современный вид. n Успенский собор во Владимире. Современный вид.

n n n Спасо-Ефросиньев монастырь — женский православный монастырь в Полоцке. В 1611 году n n n Спасо-Ефросиньев монастырь — женский православный монастырь в Полоцке. В 1611 году усердием св. Евфросинии преподобной был воздвигнут каменный Спасо. Преображенский собор. Его строителем был зодчий Иоанн. В 1921 году монастырь был закрыт, крест реквизирован, в 1928 году перевезен в Минск, в 1929 — в Могилёв. В 1941 году во время Великой Отечественной войны Крест Евфросинии Полоцкой бесследно исчез и до сих пор не найден.

Успенский собор В 1158 году сын Юрия Долгорукого князь Андрей Боголюбский сделал своей столицей Успенский собор В 1158 году сын Юрия Долгорукого князь Андрей Боголюбский сделал своей столицей город Владимир на Клязьме, основанный за полвека до этого Владимиром Мономахом. И в этом же году на высокой горе над Клязьмой Андрей Боголюбский начал строить Успенский собор, ставший главным храмом Северо-Восточной, «Залесской» , Руси. Успенский собор стал крупнейшей постройкой новой столицы.

Дмитровский собор во Владимире, построен в 1194 -1197, храм входил в дворцовый ансамбль, имел Дмитровский собор во Владимире, построен в 1194 -1197, храм входил в дворцовый ансамбль, имел выступающие у западных углов лестничные башни и был связан переходами с дворцовыми зданиями. Торжественная парадность и представительность храма подчеркнуты величавым ритмом его членений и особенно усилены богатейшим резным убором. Храм выражал апофеоз власти и духовного могущества Владимирской земли.

Новгород Использование серого известняка (стены затирали штукатуркой) Декор из кирпича. Приземистость, расширение к основанию, Новгород Использование серого известняка (стены затирали штукатуркой) Декор из кирпича. Приземистость, расширение к основанию, массивность Галицко-Волынское княжество Владимиро. Суздальское княжество Каменные блоки правильной формы, декор – барельефная скульптура Строительство из белого камня, белокаменная резьба, аркатурно-колончатый пояс посередине фасада, возвышенность, устремление вверх

n n Церковь Покрова Богородицы на Нерли. 12 век. Стены церкви украшены резными рельефами. n n Церковь Покрова Богородицы на Нерли. 12 век. Стены церкви украшены резными рельефами. Центральная фигура в композиции трёх фасадов храма — восседающий на троне царь Давид с псалтырью в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой. Также в оформлении используются львы, птицы и женские маски. Первоначальные внутренние росписи храма полностью утрачены (сбиты при поновлении в 1877 году). Изысканность пропорций и общая гармоничность храма отмечается многими исследователями; часто церковь Покрова называют самым красивым русским храмом

n n Особый архитектурный тип, появившийся и ставший распространённым в русском храмовом зодчестве. Вместо n n Особый архитектурный тип, появившийся и ставший распространённым в русском храмовом зодчестве. Вместо купола здание шатрового храма завершается шатром. Шатровые храмы бывают деревянными и каменными. Каменные шатровые храмы появились в начале XVI века и не имеют аналогий в архитектуре других стран.

 До наших дней деревянных построек сохранилось немного. Среди них – музей – заповедник До наших дней деревянных построек сохранилось немного. Среди них – музей – заповедник Кижи.

n Часовня Петра и Павла - это традиционное заонежское строение. история его создания во n Часовня Петра и Павла - это традиционное заонежское строение. история его создания во многом не ясна. Возможно, в конце 19 в. ее перевезли из другого места, дополнив обшивкой тесом и кровельным железом. Восстановлена в 19831984 гг.

n n Успенская церковь. Единоверческая. Основные конструкции храма сохранились с конца ХVII века. Успенская n n Успенская церковь. Единоверческая. Основные конструкции храма сохранились с конца ХVII века. Успенская церковь относится к клетскому типу деревянных церквей, то есть по композиции близка к избе, к которой с востока примыкает алтарь, а с запада - притвор. Здание венчает высокая двускатная кровля, на которой установлена глава, покрытая деревянной черепицей - лемехом.

n n Церковь Преображения Господня Главное сооружение погоста — Преображенская церковь, не имеющая аналогов n n Церковь Преображения Господня Главное сооружение погоста — Преображенская церковь, не имеющая аналогов не только в истории русской архитектуры, но и в мировой. Традиционная конструктивная основа храма — восьмерик с четырьмя прирубами — образует его план, каждая грань восьмерика увенчана бочкой, которая несет главу. Прирубы покрыты двумя бочками с двумя главами на них.

n n n Часовня Архангела Михаила из деревни Леликозеро - одна из архитектурных жемчужин n n n Часовня Архангела Михаила из деревни Леликозеро - одна из архитектурных жемчужин Русского Севера. Часовня была местом общения с Богом. В тревожные времена становилась сторожевой вышкой, предупреждая звоном колов о приближении опасности. Живопись иконостаса датируется XVII—XVIII вв.

В Храме выделяются три части: n алтарь, содержащий жертвенник и престол, n средняя часть В Храме выделяются три части: n алтарь, содержащий жертвенник и престол, n средняя часть храма, отделённая от алтаря иконостасом, n притвор. Согласно традиции, храм всегда строится алтарём на восток

n восточная часть храма, находящаяся на возвышении, предназначенная для священнослужителей и обычно отделённая от n восточная часть храма, находящаяся на возвышении, предназначенная для священнослужителей и обычно отделённая от средней части храма иконостасом.

Живопись • иконопись 1 • мозаика 2 • фреска 3 • миниатюра 4 Живопись • иконопись 1 • мозаика 2 • фреска 3 • миниатюра 4

Живопись Мозаика- изображение, выполненное из набора цветных камней, мрамора, смальты. Св. Георгия Победоносец Живопись Мозаика- изображение, выполненное из набора цветных камней, мрамора, смальты. Св. Георгия Победоносец

Живопись Фреска – настенные живописные изображения, нанесенные на сырую штукатурку. Фреска на южном склоне Живопись Фреска – настенные живописные изображения, нанесенные на сырую штукатурку. Фреска на южном склоне большого свода Дмитровского собора во Владимире

Живопись Икона — в христианском искусстве изображение лиц Священной истории: Христа, Богоматери, библейских персонажей Живопись Икона — в христианском искусстве изображение лиц Священной истории: Христа, Богоматери, библейских персонажей и сюжетов, жития святых "Ангел Златые власы". Новгородская икона. XII век. Русский музей.

Живопись Миниатюра- красочная иллюстрация Живопись Миниатюра- красочная иллюстрация

Бытовая культура n n Быт — это не только дома и обстановка, пища и Бытовая культура n n Быт — это не только дома и обстановка, пища и одежда, а и будничная жизнь людей, в которой находят свои конкретные проявления общественные отношения, взгляды, представления, нормы и стиль поведения. Столица Древней Руси поражала своими размерами современников. Уже в XI в. ее называли «соперником Константинополя» . Высота валов «города Ярослава» достигала 16 метров. Валы венчала деревянная крепостная стена с каменными проездными воротами. Княжеские и боярские терема теснились в нагорных, сильно укрепленных районах. Хоромы обыкновенно представляли собой целый комплекс срубных построек, соединенных переходами, сенями, галереями. Иные из них достигали 2— 3 этажей. Княжеские теремаобычно оказывались центром управления княжеством и обширными княжескими вотчинами.

бояр : – высокое -Терем – высокое А. Васнецов. «Княжеский двор. » Справа терем бояр : – высокое -Терем – высокое А. Васнецов. «Княжеский двор. » Справа терем деревянное здание-башня, в нем размещались отапливаемая изба и холодные горницыповалуши, летние спальни -клети. Гридница – большая парадная горница, где хозяин пировал с дружиной. Каменный княжеский терем. Реконструкция. Сени – холодные переходы между строениями. На княжеском дворе находились жилища господского управителя — огнищанина (от слова «огнище» — очаг), тиуна (ключника, кладовщика), Круглая печь в горнице конюхов, сельских и Теремного дворца 2

Усадьба новгородца Олисея Гречина, жившего в XII в. Усадьба новгородца Олисея Гречина, жившего в XII в.

Земледельческие орудия труда: 1. Соха; 2. Цеп; 3. Рало; 4. Палка; 5. Серп; 6. Земледельческие орудия труда: 1. Соха; 2. Цеп; 3. Рало; 4. Палка; 5. Серп; 6. Коса; 7. Борона-суковатка. 2

Декоративно-прикладное искусство Виды 1. Чернь 2. Зернь 3. Скань 4. Финифть Декоративно-прикладное искусство Виды 1. Чернь 2. Зернь 3. Скань 4. Финифть

Декоративно - прикладное искусство чернь - вид ювелирной техники, при котором изображения наносятся гравировкой Декоративно - прикладное искусство чернь - вид ювелирной техники, при котором изображения наносятся гравировкой на золото (серебро) с заполнением штрихов черневым сплавом.

Декоративно - прикладное искусство Финифть (эмаль)- прочное стеклообразное покрытие, наносимое на металлический предмет и Декоративно - прикладное искусство Финифть (эмаль)- прочное стеклообразное покрытие, наносимое на металлический предмет и закрепляемое обжигом

n Филигрань (скань) Нанесение рисунка на металлическую поверхность тонкой золотой (серебряной) проволокой n Филигрань (скань) Нанесение рисунка на металлическую поверхность тонкой золотой (серебряной) проволокой

Декоративно - прикладное искусство Зернь- техника изготовления ювелирных изделий, когда мелкие серебряные или золотые Декоративно - прикладное искусство Зернь- техника изготовления ювелирных изделий, когда мелкие серебряные или золотые шарики напаиваются на орнамент

Зернь Височные кольца Зернь Височные кольца

Скифская пектораль-(нагрудное украшение царя) с изображением сцен жизни кочевников Скифская пектораль-(нагрудное украшение царя) с изображением сцен жизни кочевников

Традиции музыкального воспитания в Древней Руси тесно связаны с культурой и бытом восточных славянских Традиции музыкального воспитания в Древней Руси тесно связаны с культурой и бытом восточных славянских племен. Мировоззрение было культовым и выражалось в конкретных образах и одушевлении всего окружающего. Особое значение имели обряды, как жизненное глубокое осмысление мира и себя в этом мире, их неотъемлемой частью являлась музыка: заклинания, пение, театральные действия.

Большое влияние на репертуар детского пения оказала народная песня. В народном песнетворчестве существует специальный Большое влияние на репертуар детского пения оказала народная песня. В народном песнетворчестве существует специальный цикл песен, связанных с детством: это колыбельные и другие материнские песни, прибаутки, считалки и т. п. Они запечатлели с большой полнотой мир детских интересов, словесных и музыкальных образов, характерных интонаций.

С самого младенчества дети жили в окружении народных песен. Несмотря на отсутствие (до XVIII С самого младенчества дети жили в окружении народных песен. Несмотря на отсутствие (до XVIII в. ) письменной фиксации, народные песни сохранялись в устной традиции (лучшее свидетельство их популярности в народе) и многие из них дошли и до нас (“А мы просо сеяли”, “Ай, во поле липонька”, “Посеяли девки лен” и многие другие).

Духовное пение С течением времени на Руси увеличивалось количество певческих книг и число людей, Духовное пение С течением времени на Руси увеличивалось количество певческих книг и число людей, владевших музыкальной грамотой.

Княжеская культура. Скоморошество Широкое распространение в Киевской Руси получила светская музыка. В обычаях княжеского Княжеская культура. Скоморошество Широкое распространение в Киевской Руси получила светская музыка. В обычаях княжеского двора и дружинного быта было сопровождать музыкой официальные церемонии, музыка звучала на княжеских пирах. Широкое распространение в княжеском быту Киевской Руси получили героические песни. Пиршества, устраиваемые киевскими князьями вместе со своей дружиной, сопровождались песнями, плясками и игрой на музыкальных инструментах. В обычаях княжеского двора было развлекаться искусством скоморохов — инструментальной музыкой, играми, плясками, акробатикой.

В отличие от католических стран, инструментальная музыка на Руси не допускалась в церкви, по-видимому, В отличие от католических стран, инструментальная музыка на Руси не допускалась в церкви, по-видимому, потому, что она связывалась с языческими ритуалами и увеселениями, а также с латинской католической службой. В распоряжении скоморохов был довольно обширный музыкальный инструментарий. Особую роль в нем играли гусли. В древнерусском музыкальном быту были распространены два вида струнного щипкового инструмента с общим названием "гусли". По форме резонаторного корпуса их стали именовать шлемовидными (псалтыревидные десятиструнные гусли) и крыловидными (четырех-, шестиструнные). В древнерусской литературе обычно противопоставляется "доброгласная псалтырь" сопелям и гуслям.

Играли на гуслях сидя, инструмент клали в слегка наклонном положении на колени, оперев вершину Играли на гуслях сидя, инструмент клали в слегка наклонном положении на колени, оперев вершину его о грудь. На струнах высокого регистра исполняли мелодию, а на нижних — гомофонно-гармоническое сопровождение и басовый бурдон. Практиковалась также игра стоя.

Другим распространенным струнным инструментом, напоминающим фидель, был гудок. Он состоял из грушевидного корпуса с Другим распространенным струнным инструментом, напоминающим фидель, был гудок. Он состоял из грушевидного корпуса с грифом, на который натягивались три струны. Играли на гудке лукообразным смычком (отсюда выражение "гудеть лучцом") сидя, упирая инструмент в колено.

В народном быту широко использовались духовые инструменты: сопель, свирель, цевница. Применялась также волынка, известная В народном быту широко использовались духовые инструменты: сопель, свирель, цевница. Применялась также волынка, известная в Древней Руси как козица. Очень разнообразны были и ударные инструменты — под общим видовым названием "бубны", куда входили барабаны, бубны, ложки, погремушки, трещотки. Труба была военным и привилегированным инструментом, ее назначение — вселять мужество и бесстрашие. Трубы так же, как и гусли, были двух видов. Кроме ратных труб были и скоморошьи, подобные пастушескому рожку; эти очень длинные рожки изготовлялись из древесной коры.

Положение женщины на Руси. На Руси женщина обладала целым рядом прав. Она могла стать Положение женщины на Руси. На Руси женщина обладала целым рядом прав. Она могла стать наследницей имущества отца (до выхода замуж). Высокие штрафы платились виновными в оскорблении женщин "срамными словами". Маковский К. Е. За прялкой

Чудесную утварь делали мастера Киевской Руси. Летописец Нестор в «Повести временных лет» упоминает о Чудесную утварь делали мастера Киевской Руси. Летописец Нестор в «Повести временных лет» упоминает о том, что дружина заявила князю Владимиру : «Не хотим есть деревянными ложками, а хотим есть серебряными» . К. Е. Маковский. Боярский свадебный пир. Чарка меду. К. Е. Маковский 2

Различия в положении социальных слоев. Бояре и князья именовались с отчествами — в этом Различия в положении социальных слоев. Бояре и князья именовались с отчествами — в этом был знак их высокого достоинства. Традиция величания по отчеству, с «вичием» , сохранялась как прерогатива высших социальных групп на Руси. Фамилий в современном понимании этого слова на Руси не существовало. Люди попроще часто всю жизнь назывались тем именемпрозвищем. 2

Одежда простолюдинов. Мужской костюм состоял из рубахикосоворотки с невысокой стойкой или без нее и Одежда простолюдинов. Мужской костюм состоял из рубахикосоворотки с невысокой стойкой или без нее и нешироких штанов из холста или крашенины. Рубаху носили поверх штанов и подпоясывали ремнем или длинным шерстяным кушаком. В женкой одежде поверх рубахи снизу надета понёва – юбка, состоящая из трёх несшитых прямоугольных полотнищ и нагрудник – короткая верхняя одежда с широкими короткими рукавами, или же сарафан.

Развлечени я знати: Пиры; соколиная и псовая охота. 2 Развлечени я знати: Пиры; соколиная и псовая охота. 2