культура древней руси.ppt
- Количество слайдов: 28
Культура Древней Руси Работу выполнили:
Содержание. n n n n Содержание Введение Духовная культура: мифология Религия Философия Художественная культура: архитектура Литература Искусство Социальная культура: нравственность Право Политика или политический строй Технологическая культура: экономика Наука Техника Социокультурные достижения Заключение
n Введение n Первые упоминания о славянах в греческих, римских, арабских и византийских источниках относятся к рубежу I тысячелетия н. э. К VI в. произошло выделение восточной ветви славян. С VI по VIII вв. в условиях нарастания внешней опасности происходил процесс политической консолидации восточнославянских и некоторых неславянских племен. Этот процесс завершился образованием Древнерусского государства – Киевской Руси ( IX в. ). Мы будем рассматривать особенности древнерусской культуры со времени образования Киевской Руси до начала домонгольского периода (XII в. ). n
Духовная культура: мифология n n Мифологическую поэзию древних славян составляли заговоры и заклинания – охотничьи, пастушеские, земледельческие, пословицы и поговорки, загадки, обрядовые песни, свадебные песни, похоронные плачи, песни на пирах и тризнах. С языческим прошлым связано и происхождение сказок. Особое место в устном народном творчестве занимали «старины» – былинный эпос. Былины киевского цикла, связанные с Киевом, с Днепром Славутичем, с князем Владимиром красно Солнышко, богатырями начали складываться на рубеже X – XI вв.
мифология
Духовная культура: религия n n Основу славянского язычества составляли обожествление сил природы, вера в духов, населявших мир и сопровождающих человека от рождения до смерти. Перечислим некоторых божеств, из которых постепенно складывался пантеон языческих богов: Святовит (бог войны), Сварог (бог небесного огня), Даждьбог (сын Сварога, бог света и солнца, податель всех благ), Перун (бог грозы), Стрибог (бог ветра), Волос (покровитель скота), Мокошь (женское божество плодородия и домашнего хозяйства). Местом отправления языческих культов служили капища, требища, храмы, в которых волхвы – жрецы языческой религии – приносили жертвы и совершали множество других обрядов. У древних славян существовало представление о едином творении вселенной. В основе мироздания - бог Род, который имеет различные ипостаси, проявления в мире. Весь мир, вся природа, в представлении древних славян, была пронизана божественной любовью: " Древнейшим верховным божеством славян был Род. . . в славянских языках корень "род" означает родство и рождение, воду (родник), прибыль (урожай), такие понятия, как "народ" и "родина", кроме того, красный цвет (рдяный) и молнию, особенно шаровую, называемую "родия". . . Владимир Святославич в 980 г. попытался реформировать язычество, придав ему черты монотеистической религии. Введение христианства (начиная с 988 г. )
Духовная культура: религия n n в культуре и традициях русского народа закрепилось почитание воды, праздники и даже регламентированные нормы поведения связанные с водой. Потому существовало великое множество купальных обрядов. Отсюда и характерное для русичей частое принятие бани, с тех времен бытует сам термин - "русская баня", ставший предметом национальной гордости. И еще, что характерно, для древних славян, - одевать, после бани, и перед боем, чистое и свежее белье, не в пример народам западной Европы. Характерно для славян почитание природы, солнца как источника света, огня как источника тепла.
Духовная культура: философия n Философские идеи Киевской Руси Русь восприняла две византийские философские традиции. 1. Объяснение мироздания и истории исключительно на жестко канонизированных христианских морально-назидательных кодексах; 2. Попытка увязки религиозных догматов с античной мудростью n Представители: 1. Киевский митрополит Илларион (Х 1 в. ). «Слово о Законе и Благодати» 2. Владимир Мономах (1053 -1125) – великий князь, политик, мыслитель. “Поучения» 3. Митрополит Климент Смолятич (XII в. ) – философ. “Послание к пресвитеру Фоме” n Вывод: 1. Киевские мыслители выступали против византийского влияния, на стороне светской великокняжеской власти за укрепление централизации русского государства. 2. В этот период Киевская Русь сумела познакомиться с античной и византийской философией, как постичь из нее многое. 3. Способом выражения смысла в древнерусской философии были свободно конструируемые аллегориум и символиум.
Кирилл и Мефодий с учениками
Художественная культура: архитектура n На Руси первые каменные храмы были построены в Киеве, Новгороде и Владимире. В главном соборе Киева Святой Софии, построенном из плинфы, с девятью куполами, чувствуется влияние мастеров из Константинополя. Новой чертой становится окружение храма открытой галереей-гульбищем и возведение его на высоком цоколе - подклете. Наружная декорация иногда имитировала в камне традиционную деревянную резьбу. Этим особенно отличались соборы Владимира Успенский и Дмитровский, а также храм Покрова на Нерли - жемчужина русского зодчества 12 века. Мотивы белокаменной резьбы напоминают не только традиционные славянские резные деревянные узоры, но во многом сходны с романской скульптурой Западной Европы.
Киевский собор Святой Софии, строители неизвестны XIв. Украина, Киев Собор Святой Софии в Новгороде 1045 -1052 Новгород Дмитровский собор, строители неизвестны 1194 -1197 Владимир Собор Покрова на Нерли, строители неизвестны 60 -e XII века Влад. обл. Золотые ворота, строители неизвестны, 1164 Владимир
Художественная культура: литература n n n Ведущим жанром формирующейся литературы было летописание. Летописи - это средоточие истории Древней Руси, ее идеологии, понимания ее места в мировой истории - являются одним из важнейших памятников и письменности, и литературы, и истории, и культуры в целом. Летописание, по наблюдениям отечественных ученых, появилось на Руси вскоре после введения христианства. Первая летопись, возможно, была составлена в конце X в. Ученые считают, что, прежде чем появились летописи - масштабные исторические сочинения, охватывающие несколько веков русской истории, существовали отдельные записи, в том числе церковные, устные рассказы, которые поначалу и послужили основой для первых обобщающих сочинений. В дальнейшем по мере политического распада Руси и возвышения отдельных русских центров летописание стало дробиться. Древнейшее произведение русской литературы «Слово о законе и благодати» написано между 1037 и 1050 гг. священником Илларионом. Используя форму церковной проповеди, он создал политический трактат об отношениях Киевской Руси с хазарами и Византией. Одно из первых агиографических произведений – «Сказание о Борисе и Глебе» - по жанру сильно отличается от канонического жития византийского типа. Это произведение можно считать исторической повестью с точным названием лиц, фактов, мест, где развертывались события.
Художественная культура: искусство n n В жизни людей Древней Руси большое место занимали музыка, песни и пляски. Песня сопровождала работу, с ней ходили в поход, она была составной частью праздников, входила в обряды. Плясками и инструментальной музыкой сопровождались «игрища межю селы» , княжеские развлечения. Среди музыкальных инструментов Древней Руси были ударные инструменты – бубен, накры, орган; духовые – рог, труба, рожок, сурна, окарина, кувички, дудка, жалейка, может быть, волынка; струнные – гусли и гудок, или смык. На протяжении долгих веков на Руси развивалось, совершенствовалось искусство резьбы по дереву, позднее - по камню. Деревянные резные украшения вообще стали характерной чертой жилищ горожан и крестьян, деревянных храмов. «Образ» по-гречески – икона. И уже с глубокой древности слово «икона» стало употребляться и употребляется до сих пор как прямое название для получивших широкое распространение в живописи византийского мира отдельных самостоятельных изображений, как правило, написанных на доске. Но в широком смысле иконой, т. е. образом, воплотившим слово, является все созданное этой живописью: и изображения, неотделимые от самих зданий храмов, мозаики, выложенные на их стенах из кубиков драгоценного стекла, фрески, написанные по покрывающей эти стены штукатурке, и миниатюры, украшающие страницы рукописных книг. Стремясь подчеркнуть предназначение и характер живописи византийского православного мира, зачастую к ней целиком, а не только собственно к иконам относят термин «иконопись» .
Социальная культура: нравственность n n Семья и община на Руси была священной. Идея Троицы - в нравственном аспекте постулат дружной, здоровой и крепкой семьи. Где обязательно есть отец, мать и ребенок. Крепкая семья - является основой сильного и могучего государства. Любовь к Родине, почтение к родителям, памяти предков, чувство коллективизма, все это закладывалось и воспитывалось у русских людей с момента рождения всем укладом жизни, нормами поведения, идеологией и культурой. Основой жизненного уклада древних славян являлась патриархальная родовая община. Несколько семей происходящими от одного предка называлась - Родом. Почитание памяти предков была заложена в религии. Существовало особое божество покровитель рода - Чур щур (отсюда и пращур). Еще по другому такого старейшего основателя, покровителя рода называли - "дед". Он охранял всех своих родственников
Социальная культура: право n n n любое человеческое действие, несущее зло, вред, рассматривалось лишь с частной точки зрения: как вина частного человека перед частным, которая требует ответа. Это частное правонарушение породило идею наказания у славян в форме кровной мести за убийство. Мстить мог только один из близких убитого: отец за сына, сын за отца, брат за брата, племянник за дядьку. Источниками нормативно-правового акта являются обычное право, судебная практика, иностранное (часто византийское) и церковное право Наиболее крупным памятником древнерусского права является «Русская Правда » .
Социальная культура: политика n n n Великие князья постепенно утрачивали черты военных вождей (присущие им в 4 -7 вв. ) и, становясь светскими правителями, принимали участие в разработке законов, организации суда, торговли. В обязанности князя входили функции обороны государства, сбора налогов, судопроизводства, организации военных походов, заключения международных договоров. Князь правил при помощи дружины, костяк которой составляла гвардия из наемников (вначале варяги, в киевский период - кочевники). Отношения между князем и дружинниками носили вассальный характер. К 10 в. в руках великого князя была сосредоточена вся полнота законодательной, исполнительной, судебной и военной власти. Великий князь был представителем киевской династии, которой принадлежало верховное право на власть. Он правил в Киеве, а его дети и родственники являлись наместниками в подвластных ему землях Постепенно племенные сходки превратились в вечевые собрания В суде преобладал обвинительный процесс, применяемый как в гражданских, так и в уголовных делах. Каждая из сторон доказывала свою правоту. Главную роль играли показания свидетелей. Князья и их посадники выполняли функции посредников между сторонами, взимая за это плату. Закон не признавал телесных наказаний и пыток, а смертная казнь выносилась в исключительных случаях. Применялась практика денежных штрафов
Технологическая культура: экономика n n В 6 -9 в. в. ремесло начинает отделяться от земледелия. Появилось кузнечное, литейное дело, изготовление золотых и серебряных изделий, гончарное производство в укреплённых «градах» и «погостах» , становившимися центрами небольших округов — будущих городов. Двухпольная и трёхпольная система земледелия. Подсечная система земледелия была связана с общинной формой землевладения и коллективной обработкой почвы. Трёхпольная же система землевладения в большей мере допускала индивидуальное производство. Стало возникать мелкое индивидуальное крестьянское хозяйство на общинной земле. Родовая земельная община превращаюсь в соседскую и территориальную общину, становилась административно-территориальной единицей, что практически являлось зарождением политического устройства с единым массивом этногенеза. Углубление общественного разделения труда в древнерусском государстве было связано, в первую очередь, с усилением товарообмена между городом и деревней. Стали возникать местные довольно специализированные рынки. Так, в Киеве сформировалось восемь рынков (хлебный, соляной, оружейный, разных ремесленных изделий, предметов роскоши и другие).
Технологическая культура: техника n n Меч – на Руси издревле был привилегированным оружием и носивший его, как правило, имел высокий общественный статус. Русское оружие 9 – 13 веков было очень разнообразно по форме и по роду применения. Среди археологических находок встречаются мечи, сабли, копья, стрелы (из металла делались наконечники), боевые топорики, булавы, кинжалы, боевые ножи, шлемы, кольчуги, щиты. Основным оружием профессионального воина Древней Руси – дружинника был меч, как было сказано выше. Массовым же оружием, которым вооружался в бою рядовой воин, было копье и топор, лук и стрелы. Основными орудиями подсечного земледелия были различные виды деревянного рала, примитивные деревянные сохи – суковатки, узколезвийный топор и серп. VIII – IX вв. были временем серьезных изменений орудий земледельческого труда и земледелия в целом. Эволюция земледельческих орудий продолжалась. Появилось рало с полозом и усовершенствованным наральником, соха с асимметричным железным сошником и присошником. Еще позднее, в XI – XII вв. , распространились плуги с железным лемехом, череслом и отвальной доской, подрезавшие почву и сбрасывающие землю из борозды в сторону пахоты. Появились широколезвийные топоры, серпы более изогнутой формы, косы-горбуши.
Социокультурные достижения n n n n Мифология: пословицы и поговорки, загадки, обрядовые песни, свадебные песни, похоронные плачи, песни на пирах и тризнах, сказки, былинный эпос Религия: Святовит, Сварог, Даждьбог, Перун, Стрибог, Волос, Мокошь, капища, требища, Род. Искусство: бубен, накры, орган, рог, труба, рожок, сурна, окарина, кувички, дудка, жалейка, , волынка, гусли и гудок, или смык, резьба по дереву, по камню, иконопись, мозаика, фреска. Право: Кровная месть, «Русская Правда» . Политический строй: Князь, дружинники, наемники, вече, смертная казнь, денежные штрафы. Экономика: Двухполье, трехполье, подсека, Техника: меч, сабля, копье, стрела, боевые топорики, булавы, кинжалы, боевые ножи, шлемы, кольчуги, щиты, суковатки, узколезвийный топор и серп,
Заключение n n Выше мы рассмотрели особенности развития древнерусской культуры периода IX – XII вв. Подведем итог. Итак, истоки древнерусской культуры восходят к самобытной культуре восточнославянских племен докиевского периода. Если еще учесть местные особенности развития культуры различных областей, станет понятно многообразие культурных явлений и форм, дошедших до нас от той эпохи. И все же в них есть много общего. К числу наиболее общих черт древнерусской культуры относится сильное влияние религии на все сферы культуры. Причем в условиях длительной борьбы двух укладов, патриархального и феодального, имела место борьба двух форм религиозного мировоззрения – языческого и христианского. Это налагало печать противоречивости и двойственности на всю русскую культуру. Другой существенной особенностью является традиционализм древнерусской культуры – черта, связанная с господством консервативных форм хозяйствования основной массы земледельческого населения Руси. Как уже отмечалось в предыдущих главах, русская культура развивалась под влиянием внешних контактов. Но, восприняв новые формы, русские зодчие, иконописцы, летописцы, мастераремесленники обогатили их своими национальными чертами.
культура древней руси.ppt