Скачать презентацию Культура Древней Греции Периодизация древнегреческого искусства предшествующий Скачать презентацию Культура Древней Греции Периодизация древнегреческого искусства предшествующий

Греция.ppt

  • Количество слайдов: 177

Культура Древней Греции Культура Древней Греции

Периодизация древнегреческого искусства предшествующий период — Эгейское искусство (Крито. Микенское искусство) — ХХХ в. Периодизация древнегреческого искусства предшествующий период — Эгейское искусство (Крито. Микенское искусство) — ХХХ в. до н. э. — XII в. до н. э. n Ахейско-минойское искусство n Геометрический период ( «Гомеровская Греция» ) — ок. 1050 г. до н. э. —VIII в. до н. э. – Протогеометрика (Субмикенский период) — ок. 1050 г. до н. э. — ок. n n 900 г. до н. э. – Геометрика (расцвет) — ок. 900 г. до н. э. — ок. 750 г. до н. э. – Поздний геометрический период (Депилон) — ок. 750 г. до н. э. — нач. VII в. до н. э. n Архаический период — 7 в. до н. э. — нач. 5. в. до н. э. n Классический период — 5 в. до н. э. — сер. 4. в. до н. э. – Ранняя архаика — нач. 7 в. до н. э. — 570 е гг. до н. э. – Зрелая архаика — 570 е гг. до н. э. — 525 е гг. до н. э. – Поздняя архаика — 525 е гг. до н. э. — 490 е гг. до н. э. Ранняя классика ( «Строгий стиль» ) — 1 я пол. V в. до н. э. Высокая классика — 2 я пол. V в. до н. э. Поздняя классика — IV в. до н. э. n Эллинистический период — сер. 4 в. до н. э. — 1 в. до н. э. – – –

Крито–микенский период Крито–микенский период

Кносский дворец Кносский дворец

Тронный зал. Кносский дворец Тронный зал. Кносский дворец

Пифосы Пифосы

Синяя птица Синяя птица

Дамы в голубом Дамы в голубом

Парижанка Парижанка

Покои царицы. Комната с дельфинами. Акротири. Тира Покои царицы. Комната с дельфинами. Акротири. Тира

Приход весны Приход весны

Кулачный бой Кулачный бой

Минойский флот. Акротири Минойский флот. Акротири

Богиня со змеями. 16 в. до н. э. Кносс Богиня со змеями. 16 в. до н. э. Кносс

Пифос Пифос

Сосуд с изображением двойной секиры лабриса Сосуд с изображением двойной секиры лабриса

Львиные ворота. Микены. 14 в. до н. э. Львиные ворота. Микены. 14 в. до н. э.

Гробница толос. Микены Гробница толос. Микены

Циклопическая кладка Циклопическая кладка

Женские фигурки. 14 13 вв. до н. э. Микены Женские фигурки. 14 13 вв. до н. э. Микены

Золотая маска царя Атрея Золотая маска царя Атрея

Гомеровский период Гомеровский период

Мифология Древней Греции n «Илиада» и «Одиссея» Гомера n «Теогония» Гесиода n Паросский мрамор Мифология Древней Греции n «Илиада» и «Одиссея» Гомера n «Теогония» Гесиода n Паросский мрамор n «Толкование снов» Артемидора Далдианского n «Библиотека» Псевдо Аполлодора n «Метаморфозы» Овидия

 Первое поколение богов n Сначала существовал Хаос. n Боги, появившиеся из Хаоса — Первое поколение богов n Сначала существовал Хаос. n Боги, появившиеся из Хаоса — Гея (Земля), Никта/Нюкта (Ночь), Тартар (Бездна), Эреб (Мрак), Эрос (Любовь); боги, появившиеся от Геи — Уран (Небо) и Понт (внутреннее Море). Боги имели облик тех природных стихий, которые они воплощали.

 Второе поколение богов Дети Геи (отцы — Уран, Понт и Тартар) Кето (владычица Второе поколение богов Дети Геи (отцы — Уран, Понт и Тартар) Кето (владычица морских чудовищ), Нерей (спокойное море), Тавмант (морские чудеса), Форкий (страж моря), Эврибия (морская сила), титаны и титаниды. n Дети Никты и Эреба — Гемера (День), Гипнос (Сон), Керы (несчастья), Мойры (Судьба), Мом (Злословие и Глупость), Немезида (Возмездие), Танатос (Смерть), Эрида (Раздор), Эринии (Мщение), Эфир (Воздух); Ата (Обман).

Титаны n Титаны: Гиперион, Иапет, Кей, Криос, Кронос, Океан. n Титаниды: Мнемозина, Рея, Тейя, Титаны n Титаны: Гиперион, Иапет, Кей, Криос, Кронос, Океан. n Титаниды: Мнемозина, Рея, Тейя, Тефида, Феба, Фемида.

Олимпийцы n n n n Аид — владыка подземного царства мертвых Аполлон — бог Олимпийцы n n n n Аид — владыка подземного царства мертвых Аполлон — бог солнца, света и правды, покровитель искусств, наук и врачевания Арес — бог войны Артемида — богиня луны и охоты Афина — богиня мудрости и войны, покровительница города Афины Афродита — богиня любви и красоты Гера — богиня семейных уз, супруга Зевса Гермес — бог торговли, красноречия посланник Зевса, покровитель купцов, ремесленников, путешественников и воров Гестия — богиня домашнего очага, покинула свой трон на Олимпе Гефест — бог кузнечного дела, покровитель всех ремесленников Деметра — богиня земледелия и плодородия Дионис — бог виноградарства и виноделия, вместо Гестии стал одним из олимпийцев Зевс — бог неба и грома, глава древнегреческого Пантеона Посейдон — владыка морей, покровитель стихийных катаклизмов

Боги и божества водной стихии n n n Амфитрита — богиня моря, супруга Посейдона Боги и божества водной стихии n n n Амфитрита — богиня моря, супруга Посейдона Лимнады — нимфы озёр и болот Наяды — нимфы родников, источников и рек Нереиды — морские нимфы, сестры Амфитриаты Океан — персонификация мифологической мировой реки, омывающей Ойкумену Океаниды — дочери Океана Понт — бог внутреннего моря Посейдон — бог моря Речные боги — боги рек, сыновья Океана и Тефиды Тефида — титанида, жена Океана, мать океанид Тритоны — свита Посейдона и Амфитриты Тритон — бог, вестник глубин

Боги и божества воздушной стихии n n n Эол — полубог, повелитель ветров Борей Боги и божества воздушной стихии n n n Эол — полубог, повелитель ветров Борей — олицетворение северного бурного ветра Зефир — западный сильный ветер, считался также вестником богов, (у римлян стал олицетворять ласкающий, лёгкий ветер) Нот — южный ветер Эвр — восточный ветер Аура — персонификация лёгкого ветра, воздуха

Боги смерти и подземного мира n n n n Аид — бог подземного царства Боги смерти и подземного мира n n n n Аид — бог подземного царства мёртвых Персефона — супруга Аида, богиня плодородия и царства мёртвых, дочь Деметры Геката — богиня мрака, ночных видений и чародейств Керы — демоны смерти Танатос — бог смерти Гипнос — бог забвения, брат близнец Танатоса Эринии — богини мести

Музы n n n n n Каллиопа — муза эпической поэзии Клио — муза Музы n n n n n Каллиопа — муза эпической поэзии Клио — муза истории в древнегреческой мифологии Эрато — муза любовной поэзии Эвтерпа — муза лирической поэзии и музыки Мельпомена — муза трагедии Полигимния — муза торжественных гимнов Терпсихора — муза танца Талия — муза комедии и лёгкой поэзии Урания — муза астрономии

Другие боги Ника — богиня победы Селена — богиня луны Эрот — бог любви Другие боги Ника — богиня победы Селена — богиня луны Эрот — бог любви Гименей — бог брака Ирида — богиня радуги Ата — богиня заблуждения, помрачения ума Апата — богиня обмана Фобос — божество страха, сын Ареса Деймос — бог ужаса, родной брат Фобоса Асклепий — бог врачевания Морфей — бог сновидений (поэтическое божество, сын Гипноса) Гимерот — бог плотской любви и любовного наслаждения Ананке — божество воплощение неотвратимости, необходимости n Алоэй — древнее божество обмолоченного зерна n n n n

Герои Древней Греции n n n n Ахилл Геракл Одиссей Персей Тесей Ясон Гектор Герои Древней Греции n n n n Ахилл Геракл Одиссей Персей Тесей Ясон Гектор Смертные потомки бога и смертной женщины, реже — богини и смертного мужчины. Как правило, обладали исключительными (иногда сверхъестественными) физическими способностями, творческими дарованиями, иногда способностью к прорицаниям и т. п.

Геометрический стиль Геометрический стиль

Архаический период Архаический период

n Кора — это изображение женщины (всегда молодой), в статичной позе, одетой в традиционную n Кора — это изображение женщины (всегда молодой), в статичной позе, одетой в традиционную греческую одежду, с архаической улыбкой на устах. Коры практически всегда изображались стоящими во весь рост, с одной ногой слегка выдвинутой вперед (с сомкнутыми ногами — редко), и с одной рукой, придерживающей одежды таким образом, чтобы не наступить на них в движении. Эти скульптуры в древности были полностью окрашены — полихромными. Цвет подчеркивал жизнеподобие изображения — красками выделялись различные поверхности (волосы, кожа, глаза, ткань); а также служил декоративным целям, как например в случае орнамента на текстиле.

Курос (др. греч. κυρος) — тип статуи юноши атлета, обычно обнажённого, характерный образец древнегреческой Курос (др. греч. κυρος) — тип статуи юноши атлета, обычно обнажённого, характерный образец древнегреческой пластики периода архаики (ок. 650 г. до н. э. — 500 г. до н. э. ). Куросы отличаются строгой фронтальностью композиции, суммарностью трактовки форм человеческого тела; лица их оживлены т. н. архаической улыбкой. Они изображали молодых людей, стоящих в фронтальной позе, с левой ногой, выдвинутой вперед. Руки тесно прижаты к телу — к бедрам, прямо вытянуты вдоль туловища, и пальцы согнуты (хотя есть и несколько статуй, одна из рук которых согнута в локте, протягивая приношение). Куросы демонстрируют практически идеальную симметрию во всех анатомических частях тела, сведенных к простым геометрическим формам n

n Кора n Кора

n Кора n Кора

n Курос n Курос

СХЕМА СТРОЕНИЯ ХРАМА 1 – опистодом 2 – адитон (святилище) 3 – культовая статуя СХЕМА СТРОЕНИЯ ХРАМА 1 – опистодом 2 – адитон (святилище) 3 – культовая статуя 4 – наос (целла) 5 – пронаос 6 – перистиль 7 – крепи дома 8 – акротерий

СХЕМА ФАСАДА ХРАМА 1 – тимпан 2 – акротерий 3 – триглиф 4 – СХЕМА ФАСАДА ХРАМА 1 – тимпан 2 – акротерий 3 – триглиф 4 – метопа 5 – тения 6 – регула 7 – гуты (капли) 8 – абака (абак) 9 – эхин 10 – поясок 11 – стилобат 12 – капитель 13 – фронтон 14 – карниз 15 – фриз 16 – архитрав 17 – антаблемент 18 – колонна 19 – энтазис 20 – стереобат

ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР Полуколонны ансамбля пирамиды Джосера Терракотовый бюст женщины из Пестума Фрагмент Ок. 500 ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР Полуколонны ансамбля пирамиды Джосера Терракотовый бюст женщины из Пестума Фрагмент Ок. 500 г. до н. э.

ДОРИЧЕСКИЙ ПЕРИПТЕР Храм Геры в Пестуме 540 г. до н. э. ДОРИЧЕСКИЙ ПЕРИПТЕР Храм Геры в Пестуме 540 г. до н. э.

Реконструкция храма Геры в Пестуме Колоннада храма Реконструкция храма Геры в Пестуме Колоннада храма

ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР Эолийская капитель Дорический Ионический ордер Царь-жрец XV в. до н. э. Крит ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР Эолийская капитель Дорический Ионический ордер Царь-жрец XV в. до н. э. Крит

ИОНИЧЕСКИЙ ХРАМ Калликрат. Храм Ники Аптерос. 427 – 421 гг. до н. э. Акрополь, ИОНИЧЕСКИЙ ХРАМ Калликрат. Храм Ники Аптерос. 427 – 421 гг. до н. э. Акрополь, Афины

КОРИНФСКИЙ ОРДЕР Поликлет Младший Капитель для фолоса в Эпидавре Пальмовидная капитель. Египет Храм Аполлона КОРИНФСКИЙ ОРДЕР Поликлет Младший Капитель для фолоса в Эпидавре Пальмовидная капитель. Египет Храм Аполлона в Басрах 410 г. до н. э.

КОРИНФСКИЙ ДИПТЕР Храм Зевса Олимпийского (Олимпейон) Около 174 г. до н. э. – II КОРИНФСКИЙ ДИПТЕР Храм Зевса Олимпийского (Олимпейон) Около 174 г. до н. э. – II в. н. э. Афины

Феодор Фокийский. Храм Афины n в Дельтах. Феодор Фокийский. Храм Афины n в Дельтах.

Сосуды для пищи и питья n Пифос (пиф) — это глиняная бочка для хранения Сосуды для пищи и питья n Пифос (пиф) — это глиняная бочка для хранения припасов; она была почти шарообразная (чтобы больше вместилось) и очень большая, именно в такой бочке жил нищий мудрец Диоген; n Амфора — это бочонок поменьше и с ручками: не для хранения, а для перевозки и переноски вина и масла; n Гидрия с тремя ручками — это ведро, в нем женщины на головах носили воду из колодца или родника в дом; n Ойнохоя — кувшин с тремя устьицами, чтобы можно было наливать вино одновременно в три чаши; n Киаф — черпак на длинной ручке, но он обычно делался не глиняный, а бронзовый, чтобы не разбивался в пьяных руках; n Блюдце на ножке называлось «килик» ; n Чашка с ручкой — «скиф» ; n Кубок со вскинутыми, как крылья, фигурными ручками — «канфар» (жук);

для душистого масла, которым натирали тело, были другие, как наши флаконы: стройные лекифы в для душистого масла, которым натирали тело, были другие, как наши флаконы: стройные лекифы в виде маленьких амфор и пузатые арибаллы в виде маленьких пифосов.

Классический период Классический период

План Афинского Акрополя План Афинского Акрополя

n n n 447 г – начало строительства. Панафинейская дорога (через весь город, гл. n n n 447 г – начало строительства. Панафинейская дорога (через весь город, гл. узел – холм Акрополя) при входе в Акрополь – огромная статуя Афины Промахос (Воительница – защитницы полиса) работы Фидия Пропилеи (арх. Мнесикл) Храм Ники Аптерос (арх. Калликрат), маленький храмик – амфипростиль, выполненный в ионическом ордере Парфенон (арх. Иктин и Калликрат) (447 438 гг. до н. э, отделочные работы до 432 г. ), храм представляет собой периптер, состоящий из 46 колонн дорического ордера, 8 колонн на фасадах и 17 сбоку, что соответствует классической формуле для боковых сторон: 8*2+1.

n Калликрат. Храм Ники Аптерос. 429 421 гг. до н. э. n Калликрат. Храм Ники Аптерос. 429 421 гг. до н. э.

Мнесикл. Пропилеи Афинского акрополя. 437 – 432 гг. до н. э. n Мнесикл. Пропилеи Афинского акрополя. 437 – 432 гг. до н. э. n

План Парфенона Интерьер храма со статуей Афины. Реконструкция План Парфенона Интерьер храма со статуей Афины. Реконструкция

Общий вид (реконструкция) Рельефный фриз Парфенона. Фрагменты. Прорисовка Антаблемент (реконструкция) Общий вид (реконструкция) Рельефный фриз Парфенона. Фрагменты. Прорисовка Антаблемент (реконструкция)

Эрехтейон Вид храма с юго-востока 421 -407/406 гг. до н. э. Афины Кариатида План Эрехтейон Вид храма с юго-востока 421 -407/406 гг. до н. э. Афины Кариатида План храма

План храма Зевса Олимпийского Интерьер храма. Реконструкция План храма Зевса Олимпийского Интерьер храма. Реконструкция

Скульптура высокой классики: n Мирон n Поликлет n Фидий n Пракситель n Леохар n Скульптура высокой классики: n Мирон n Поликлет n Фидий n Пракситель n Леохар n Скопас n Лисипп

Мирон. Дискобол. Римская копия. Вторая четверть V в. до н. э. n Мрамор. Мирон. Дискобол. Римская копия. Вторая четверть V в. до н. э. n Мрамор.

Мирон. Афина и Марсий. Римская копия. Мрамор. Вторая четверть V в. до н. э. Мирон. Афина и Марсий. Римская копия. Мрамор. Вторая четверть V в. до н. э.

Поликлет – древне греческий скульптор второй половины 5 века до н. э. «Дорифор» ( Поликлет – древне греческий скульптор второй половины 5 века до н. э. «Дорифор» ( «Копьеносец» , ок. 440 г. до н. э. ). n

n Скульптор написал трактат «Канон» , посвящённый исследованию идеальных пропорций человеческого тела. По утверждению n Скульптор написал трактат «Канон» , посвящённый исследованию идеальных пропорций человеческого тела. По утверждению Поликлета, длина ступни должна составлять 1/6 роста человека, высота головы – 1/7, кисть руки – 1/10. На основе этой пропорциональной системы, сохранявшейся в древнегреческой скульптуре ок. 100 лет, была создана самая известная статуя – «Дорифор» ( «Копьеносец» , ок. 440 г. до н. э. ).

Поликлет. «Раненая амазонка» . Ок. 440– 430 гг. до н. э. Поликлет. «Раненая амазонка» . Ок. 440– 430 гг. до н. э.

Фидий. Статуя Зевса в Олимпии Фидий. Статуя Зевса в Олимпии

Фидий. Афина – Парфенос (Афина Дева) n Фидий. Афина – Парфенос (Афина Дева) n

Метопа Парфенона Метопа Парфенона

Метопа Парфенона Метопа Парфенона

Метопа Парфенона Метопа Парфенона

Метопа Парфенона Метопа Парфенона

Пракситель. Афродита Книдская n Пракситель. Афродита Книдская n

Пракситель. Гермес с Дионисом. Паросский мрамор. IV в. до н. э. n Пракситель. Гермес с Дионисом. Паросский мрамор. IV в. до н. э. n

n Пракситель был непревзойденным мастером в передаче грации тела и тонкой гармонии духа. Чаще n Пракситель был непревзойденным мастером в передаче грации тела и тонкой гармонии духа. Чаще всего он изображал богов, и даже сатиров, молодыми; в его творчестве на смену величественности и возвышенности образов 5 века до н. э. приходят изящество и мечтательная нежность.

Леохар. Аполлон Бельведерский. Римская копия. Мрамор. IV в. до н. n Леохар. Аполлон Бельведерский. Римская копия. Мрамор. IV в. до н. n

Скопас. Менада. Римская копия. Мрамор. IV в. до н. э. Скопас. Менада. Римская копия. Мрамор. IV в. до н. э.

Лисипп. Эрот с луком. Римская копия. Мрамор. IV в. до н. э. n Лисипп. Эрот с луком. Римская копия. Мрамор. IV в. до н. э. n

Лисипп. Геракл, борющийся со львом. Римская копия. n Мрамор. IV в. до н. э. Лисипп. Геракл, борющийся со львом. Римская копия. n Мрамор. IV в. до н. э.

n Лиссип. Отдыхающий Гермес. 4 в. до н. э. n Лиссип. Отдыхающий Гермес. 4 в. до н. э.

 ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

Агесандр, Полидор, Афинадор. Лаокоон. Белый мелкозернистый мрамор. I в. до н. э. n Агесандр, Полидор, Афинадор. Лаокоон. Белый мелкозернистый мрамор. I в. до н. э. n

Агесандр (может быть, Александр). Афродита Мелосская. Паросский мрамор. II в. до н. э n Агесандр (может быть, Александр). Афродита Мелосская. Паросский мрамор. II в. до н. э n

Ника Самофракийская. Паросский мрамор. III II вв. до н. э. n Ника Самофракийская. Паросский мрамор. III II вв. до н. э. n

Пифагор Региийский Мальчик вынимающий занозу n Пифагор Региийский Мальчик вынимающий занозу n

Древнегреческий театр Древнегреческий театр

534 г. до н. э. Первая постановка трагедии Феспида на Великих Дионисиях 534 г. до н. э. Первая постановка трагедии Феспида на Великих Дионисиях

n орхестра , тэатрон и скена орхестра — круглая площадка, на которой выступали хор n орхестра , тэатрон и скена орхестра — круглая площадка, на которой выступали хор и актёры n тэатрон места для зрителей n передняя стена скены проскений, имевшей обычно вид колонады, изображала фасад храма или дворца n между скеной и местами для зрителей, за нимавшими несколько более половины круга, находи лись проходы пароды , через которые вступали на орхестру хор и актёры n

 Театр Диониса в Афинах Театр Диониса в Афинах

Театр в Эпидавре(Греция), 350 330 г. До н. э. Театр в Эпидавре(Греция), 350 330 г. До н. э.

Театр в Пергаме, Греция, 2 век до н. э. Театр в Пергаме, Греция, 2 век до н. э.

Театр в Приене, Греция Театр в Приене, Греция

Актеры с масками. Роспись кратера с волютами. Деталь. V в. до н. э. Актеры с масками. Роспись кратера с волютами. Деталь. V в. до н. э.

Древнегреческий актер Древнегреческий актер

Котурны Котурны

Трагедия (tragos козел) – козлиная песнь Трагедия (tragos козел) – козлиная песнь

Структура аттической трагедии n Пролог – вступительное выступление актера (протагонист) n Парод – выход Структура аттической трагедии n Пролог – вступительное выступление актера (протагонист) n Парод – выход хора, начальная песня хора n Эписодии – разыгрываемые сцены n Стасим – стоячая песнь n Коммос – совместная лирическая песнь актера и хора n Эксод – заключительная часть представления, уход со сцены хора и актера

Эсхил 525 – 456 г. до н. э. Прикованный Прометей Орестея Эсхил 525 – 456 г. до н. э. Прикованный Прометей Орестея

Софокл (496 406 г. до н. э. ) Царь Эдип Аякс Софокл (496 406 г. до н. э. ) Царь Эдип Аякс

Еврипид (480 – 406 г. до н. э. ) Медея Еврипид (480 – 406 г. до н. э. ) Медея

Комедия (комос шествие) Комедия (комос шествие)

Аристофан (ок. 445 — ок. 385 до н. э. ) Облака Ахарняне Птицы Аристофан (ок. 445 — ок. 385 до н. э. ) Облака Ахарняне Птицы

Древнегреческая литература Древнегреческая литература

Роды литературы n Эпос (epos – слово, повествование) n Лирика (lyrikos – произносимый под Роды литературы n Эпос (epos – слово, повествование) n Лирика (lyrikos – произносимый под звуки лиры) n Драма (drama действие) (

Гомер Мраморный бюст. Копия с оригинала. II в. до н. э. Гомер Мраморный бюст. Копия с оригинала. II в. до н. э.

Монодическая лирика n. Сапфо n. Алкей (ок. 626 622 — после 580 до н. Монодическая лирика n. Сапфо n. Алкей (ок. 626 622 — после 580 до н. э. )

Сапфо (ок. 610 ок. 580 до н. э. ) Сапфо (ок. 610 ок. 580 до н. э. )

Эзоп VI в до н. э. Эзоп VI в до н. э.

n Лисица и козел Лисица упала в колодец и сидела там поневоле, потому что n Лисица и козел Лисица упала в колодец и сидела там поневоле, потому что не могла выбраться. Козел, которому захотелось пить, подошел к тому колодцу, заметил в нем лисицу и спросил ее, хороша ли вода. Лиса, обрадовавшись счастливому случаю, начала расхваливать воду уж так то она хороша! и звать козла вниз. Спрыгнул козел, ничего не чуя, кроме жажды; напился воды и стал с лисицей раздумывать, как им выбраться. Тогда лисица и сказала, что есть у нее хорошая мысль, как спастись им обоим: "Ты обопрись передними ногами о стену да наклони рога, а я взбегу по твоей спине и тебя вытащу". И это ее предложение принял козел с готовностью; а лисица вскочила ему на крестец, взбежала по спине, оперлась о рога и так очутилась возле самого устья колодца: вылезла и пошла прочь. Стал козел ее бранить за то, что нарушила их уговор; а лиса обернулась и молвила: "Эх ты! будь у тебя столько ума в голове, сколько волос в бороде, то ты, прежде чем войти, подумал бы, как выйти". n Так и умный человек не должен браться за дело, не подумав сперва, к чему оно приведет. n

n Черепаха и заяц спорили, кто из них быстрей. Назначили они для состязания время n Черепаха и заяц спорили, кто из них быстрей. Назначили они для состязания время и место и разошлись. Но заяц, полагаясь на свою природную резвость, не старался бежать, а улегся возле дороги и заснул. А черепаха понимала, что двигается она медленно, и потому бежала без передышки. Так обогнала она спящего зайца и получила победную награду. n Басня показывает, что нередко труд берет верх над природными способностями, когда ими пренебрегают.

Праздники Древней Греции Праздники Древней Греции

n Олимпийские игры · · · проводились в честь Зевса в июле. Первые игры n Олимпийские игры · · · проводились в честь Зевса в июле. Первые игры в Олимпии прошли 1 июля 776 г. до н. э. Основателем игр считается Геракл. На первых играх спортсмены состязались в беге на 1 стадий (192, 27 м. ). На последующих играх: бег, прыжки, панкратий (борьба без правил), диск, копье, скачки, ристания колесниц. На время проведения Олимпийских игр между полисами устанавливалось священное перемирие. Игры проводились в течение 5 дней один раз в 4 года. Спортсмены тренировались в Олимпии за десять месяцев до начала соревнований. Победителю ("олимпионику") вручались венок, пальмовая ветвь, ветка священной оливы с Акрополя. Почет распространялся и на потомков. На Олимпийских играх со всех греческих полисов собиралось множество народа (только мужчины).

n Пифийские игры · · · проводились в честь Аполлона, бога солнечного света, бога n Пифийские игры · · · проводились в честь Аполлона, бога солнечного света, бога красоты и покровителя искусств, учрежденные, как считалось, самим богом в честь победы над Пифоном. Игры проходили 15 19 августа в третий год олимпиад с 586 г. до н. э. Место состязания равнина в Дельфах. Виды соревнований: музыка, гимнастика, ристания колесниц. В качестве наград победителю присуждались яблоко и лавровый венок.

n Истмийские игры · · · проводились в честь Посейдона, бога морей и повелителя n Истмийские игры · · · проводились в честь Посейдона, бога морей и повелителя влаги. Основателем считался Сисиф. Игры проводились один раз в два года в июле. Место для них выбиралось в сосновом лесу на Истме близ Коринфа. Виды соревнований: ристания колесниц, скачки, гимнастика, борьба.

n Немейские игры · · · общегреческий праздник в честь Зевса, учрежденный, согласно мифу, n Немейские игры · · · общегреческий праздник в честь Зевса, учрежденный, согласно мифу, земледельцем Молорхом по велению Геракла. Игры проводились близ Немеи по олимпийской программе с 586 г. до н. э. летом (во второй год Олимпиад) и зимой (в четвертый год Олимпиад).

n Панафинеи великие · · · праздник в конце июля в честь рождения Афины, n Панафинеи великие · · · праздник в конце июля в честь рождения Афины, покровительницы Афин, богини мудрости, ремесел, справедливой войны. В программу проведения входили музыка, хоры в театре, гимнастика, гонки триер, вечерний бег с факелами. По окончании торжественная процессия ("помпа") в белых одеждах, с венками на головах и с оливковыми ветвями в руках. Сто избранных девушек несли подарки Афине в корзинах на головах. На статую Афины в Парфеноне надевали роскошный пеплос, на котором изображались ее подвиги в гигантомахии, после окончания празднования происходила его передача. Победителям соревнований присуждали награды: венок священной маслины с Акрополя и амфору с маслом. Праздник венчали гекатомба (жертва ста быков) и общая трапеза. Основателем панафиней считался Эрихтоний, сын Земли (по другим версиям его внук Эрехфей), которого сама Афина воспитала в своей священной роще, а когда он вырос, даровала ему царскую власть; преобразователем Тесей. Ежегодные панафинеи устраивал Солон, великие установил Лисистрат. Перикл ввел состязания в пении, игре на кифаре и флейте.

Дионисии великие · · · праздник, проводившийся с 25 марта по 1 апреля в Дионисии великие · · · праздник, проводившийся с 25 марта по 1 апреля в честь Диониса, бога виноградства и виноделия, покровителя театрального действа. Празднование включало в себя хоры и танцы в священной роще Академа, театра Диониса: трагедии, комедии, сатиры; фаллическое шествие, ряженые, маскарад, дифирамбы, состязания поэтов и награды победившим актерам и поэтам. Далее следовало богатое пиршество за счет государства. n Дионисии малые · · · сельский праздник, проводящийся в конце декабря в честь окончания сбора винограда и разлива молодого вина. Состоял из розыгрышей, развлечений, праздника качелей, вакханалий. n

n Элевсинские мистерии · · · торжество в честь Деметры богини плодородия и земледелия, n Элевсинские мистерии · · · торжество в честь Деметры богини плодородия и земледелия, основанное Эвмолпом и проводившееся ежегодно в течение девяти дней в конце сентября. Первые четыре дня занимали ночное факельное шествие из Афин в Элевсии (22 километра), ритуальные эзотерические таинства и посвящения, ночные мистические гимны в ущелье Дафны у моря, торжественное шествие обратно в Афины

Адонии · · · праздник в честь Адониса божества умирающей и воскресающей природы, проводимый Адонии · · · праздник в честь Адониса божества умирающей и воскресающей природы, проводимый 24 июня каждого года. n Халкеи · · · "праздник кузнецов" в честь Гефеста бога кузнеца и бога ремесленника, проводившийся ежегодно 5 7 сентября. n Бендидии · · · праздничные дни в Афинах, во время которых в честь богини луны Бендиды устраивались конные бега, всадники скакали с факелами из Афин и Перей, где находился храм, посвященный богине. n Антестерии · · · праздник цветов, "праздник кувшинов" с молодым вином и соревнованием, кто больше выпьет; почитание предков с приглашением их к столу и вежливым выпроваживанием по окончании трапезы. Проводился 6 8 марта. n

Фразеологизмы, крылатые фразы n n n n Авгиевы конюшни Аннибалова клятва Аркадская идиллия Аттическая Фразеологизмы, крылатые фразы n n n n Авгиевы конюшни Аннибалова клятва Аркадская идиллия Аттическая соль Бочка Данаид Взлететь на Геликон Геркулесовы столпы Гордиев узел Дамоклов меч Загадка Сфинкса Золотой дождь Кануть в Лету Лавры спать не дают Метать громы и молнии Между Сциллой и Харибдой

n Одежда древних греков была очень проста по своему покрою, она состояла из прямоугольных n Одежда древних греков была очень проста по своему покрою, она состояла из прямоугольных кусков ткани различной длины и ширины, задрапированных на фигуре различными способами. Пластика драпировки и осанка фигуры ценились гораздо выше стоимости ткани и красоты орнамента. Здесь греков интересовала не конструктивная, а живописно пластическая сторона.

n Долгое время считалось, что греческие костюмы были исключительно белыми, и древних греков представляли n Долгое время считалось, что греческие костюмы были исключительно белыми, и древних греков представляли как толпу людей, облачённых в белоснежные плащи, среди таких же белоснежных храмов и дворцов. Это ошибочное представление возникло вследствие знакомства с мраморными античными статуями, найденными при раскопках. На самом же деле греки, как и все южане, любили яркие краски, хотя белый цвет действительно считался самым красивым и нарядным (потому что отбелить ткань было очень трудно). Для окраски тканей использовались различные виды минеральных и органических красителей

n Мужская одежда в Древней Греции n В классический эллинистический период основа мужской одеждой n Мужская одежда в Древней Греции n В классический эллинистический период основа мужской одеждой состояла из двух частей – n хитона n и гиматиона.

n Хитон (chiton) выходная и домашняя одежда древних греков всех сословий. Первоначально хитон изготовлялся n Хитон (chiton) выходная и домашняя одежда древних греков всех сословий. Первоначально хитон изготовлялся из прямоугольного куска шерстяной или льняной материи примерно метровой длины, а затем шился из двух одинаковых, но гораздо больших по размерам кусков материи. Хитон одевался прямо на тело, облегая его, а на плечах скреплялся пряжками, которые назывались фибулами (fibule). Хитон могли сшивать по боку или оставлять с одной стороны открытым, правое плечо иногда оставляли обнаженным Иногда хитоны делали с небольшими рукавами, такую одежду целиком ткали на станке. Хитон подпоясывали поясом, из лишней длины делали напуск, ширину равномерно распределяли складками. Длина хитона могла быть различной, но чаще всего доходила до коленей.

n В античное время роскошный верхний плащ, который обычно носился поверх хитона, назывался фарос n В античное время роскошный верхний плащ, который обычно носился поверх хитона, назывался фарос (faros), более скромный назывался хлаина (chlaina). Фарос носила аристократия. Он был из дорогого египетского полотна, настоящего красивого пурпурного цвета. Позднее он несколько удлинился. Этот более длинный плащ с большим количеством складок получил название гиматион.

n Гиматион (himation) самая распространенная верхняя одежда, представляла собой прямоугольный кусок шерстяной ткани размером n Гиматион (himation) самая распространенная верхняя одежда, представляла собой прямоугольный кусок шерстяной ткани размером 1, 7 (4 м, драпирующийся вокруг фигуры различными способами. Чтобы ткань не соскальзывала, сзади зашивали груз – кусочки свинца. Мужчины надевали гиматион следующим образом: один конец, слегка задрапированный или заложенный в складки, спускали с левого плеча на грудь, оставшуюся ткань располагали на спине и пропускали под правую руку, оставляя руку свободной, и, уложив ткань красивыми складками, перебрасывали через левое плечо на спину. Это был самый распространенный способ ношения гиматиона, – иногда гиматион со спины перебрасывали на правое плечо, закрывая им правую руку или обе руки

Женская одежда в Древней Греции n Женская одежда была значительно разнообразнее и красочнее мужской. Женская одежда в Древней Греции n Женская одежда была значительно разнообразнее и красочнее мужской. Основными ее видами были также хитон и гиматион, но кроме них существовали и другие. n Изображения женской одежды дают нам возможность выделить два основных типа хитонов: хитон с отворотом – диплойдий и широкий хитон с застежками вдоль рук или без застежек – ионический хитон.

Облик греческих женщин дополняли прическа и украшения. Обильные, пышные, длинные волосы были одним из Облик греческих женщин дополняли прическа и украшения. Обильные, пышные, длинные волосы были одним из первых признаков женской красоты в Древней Греции. За ними тщательно ухаживали, умащивали душистыми маслами, их причесывали самыми сложными способами и укрепляли на голове с помощью больших головных шпилек или повязок и обручей различной формы (диадем). Самыми красивыми считались светлые волосы, поэтому окраска волос не была чем то необычным. Искусные греки изобрели не только фальшивые косы, но и даже парики, которые неоднократно высмеивали в комедиях. n Обычно прическа греческих женщин несколько закрывала лоб и обрамляла лицо. Высокий лоб не считался признаком красоты. Формой и линией прически стремились создать впечатление более длинной, а поэтому и более гибкой шеи, от чего гречанки казались особенно грациозными. n В античной Греции возникли основные типы причесок, которые затем многократно повторялись. Первоначально свободно завитые, ниспадающие на плечи волосы, начали укладывать в сложные узлы и косы, положенные вокруг головы и закрепленные лентами, венками, шпильками и гребнями. Греческий узел сохранился и в наши дни. Это расчесанные на прямой пробор волосы, завитые волнами, низко опущенные на лоб и вдоль щек, сзади приподнятые и уложенные узлом на затылке. n

Греческая обувь У греков в домах было принято ходить босиком, обувь носили только на Греческая обувь У греков в домах было принято ходить босиком, обувь носили только на улице. Греческие женщины предпочитали сандалии, представляющие собой толстую кожаную подошву с прикрепленными к ней ремешками, которые переплетались вокруг ноги довольно высоко. Главным компонентом всех форм обуви остается подошва, прочная подложка под ступню для защиты от холода, сырости, неровностей дороги; к ней присоединяются ремни для крепления, носки, и, наконец, вся верхняя часть с пробитыми отверстиями или украшениями – по потребности или по вкусу. Обувь греков повторяла форму ступни. Так же как и в других странах мира, носила ее только знать. Декоративное значение сандалий в костюме повышалось благодаря использованию цветной, золоченой кожи, украшенной металлическими бляшками и расшитой жемчугом. n Самая простая форма, которая встречается у греков это карбатин, одновременно самый распространенный тип античной обуви. Он представлял собой кусок коровьей (воловьей) кожи, вырезанный в форме подошвы, который прикреплялся к щиколотке шнурками, пропущенными через дырки в кожаной подметке. n В высших сословиях в античной Греции популярностью пользовалась обувь на толстой пробковой подошве – котурн (kothornos). Со времен Эсхилла ее носили актеры в греческих трагедиях, чтобы выглядеть выше на сцене. Котурны изготовлялись из цветной кожи и богато украшались. n

Жилой дом в Древней Греции n Основной формой греческого жилого дома было однокомнатное помещение Жилой дом в Древней Греции n Основной формой греческого жилого дома было однокомнатное помещение (мегарон). (В древнейшем доме в середине находился очаг, над ним отверстие в крыше для вытяжки дыма; это дымное, черное помещение называлось атрием, от слова ater черный; позднее оно превратилось в центральный портик дома с большим количеством помещений. ) Из этой основной формы развилась форма многокомнатного дома; позднее в этом доме жилые и другие помещения размещались вокруг дворика с колоннами (перистиля). У греков по сравнению с нашими домами не было жилых помещений, которые выходили бы в сторону улицы, они были сосредоточены во внутренней части дома. n Характерный элемент жилого дома — расположенный в центре внутренний дворик, в который выходили двери и окна всех помещений. Внешние стены дома делали глухими. Именно во внутренний дворик вел вход в дом с улицы. Дворик имел с одной (всегда северной) или с двух, трех и четырех сторон крытые галереи проходы, отделенные от открытой части колоннадой. Отсюда его название "перис тиль", что означает двор, окруженный крытой колоннадой. Это защищало поме щения летом от палящих лучей солнца, а зимой помогало собирать солнечные лучи для создания резервуара теплого воздуха. Дворик являлся композиционным цент ром дома, и здесь было сосредоточено все богатство декоративной отделки. Он был украшен зеленью, цветами, скульптурой, а пол выложен мозаикой.

n Дом делился на две части — женскую, где также располагались дети, слуги и n Дом делился на две части — женскую, где также располагались дети, слуги и рабы, и мужскую, центром которой было парадное помещение дома, предназначен ное для мужских собраний и пиров. Вдоль его стен устраивали возвышение для ложа пирующих. Важное помещение женской половины — комната с главным очагом (ойкос), рядом с которой находилась уз кая комнатка, служившая дымоходом. В домах зажиточных горожан имелись ван ные с терракотовыми или каменными ваннами креслами. n Простота интерьера сочеталась с лако ничной росписью стен. Они были ошту катурены и окрашены обычно горизон тальными полосами: белой, желтой, крас ной или желтой, голубой, красной, начи ная с цокольной части. Полы парадных помещений, выложенные разноцветной галькой, отличались богатством мозаич ного рисунка геометрических узоров, орнамента или изображений животных и фантастических существ.

Жилой дом в Древней Греции Дом патриция в Приеме (IV в. до н. э. Жилой дом в Древней Греции Дом патриция в Приеме (IV в. до н. э. ) а общий вид б первоначальный план в план дома после перестройки 1 вход; 2 двор; 3 ойкос; 4 двор присоединенного соседнего дома.

Статус женщины в Древней Греции n 1. Жены, матери граждан, свободнорожденные полноправные женщины; n Статус женщины в Древней Греции n 1. Жены, матери граждан, свободнорожденные полноправные женщины; n n 2. «Свободные» Гетеры – «спутница» , «подруга» n n n Аспазия – подруга и жена Перикла, Таис – спутница Птолемея Фрина – возлюбленная Праксителя

n Авлетриды – как правило, чужестранки, профессионально работающие в сфере искусства: танцовщицы, актрисы, музыкантши; n Авлетриды – как правило, чужестранки, профессионально работающие в сфере искусства: танцовщицы, актрисы, музыкантши; n Паллаке – сожительницы; n Диктериады – публичные женщины.