Культура Древней Греции.pptx
- Количество слайдов: 35
КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 1. ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. 2. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
Литература Боннар, А. Греческая цивилизация. Пер. с франц. О. В. Волкова – М. : Искусство. В 3 -х тт. , 1992. Винничук, Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима – М. : Высшая школа, 1988. Словарь античности. Пер. с нем. – М. : Эллис Лак; Прогресс, 1994. gumer. info/bibliotek_Buks/History/klaude/01. php sno. pro 1. ru/lib/
Античность – культура Древней Греции, Древнего Рима, а также культура стран, испытавших на себе их влияние в период с начала I тысячелетия до н. э. по Vв. н. э. Ранняя греческая история III-II тыс. до н. э. развивалась по восточному пути. История древних греков с I тыс. до н. э. – по собственному направлению, что привело к возникновению нового, западного типа культуры.
Характерные особенности культуры Древней Греции: Космизм (представление о вселенной как о едином целом) проявил себя в единстве двух противоположных начал: фаталистического и героического. Антропоморфный характер античных богов воплотился не только во внешнем подобии людям, но и в схожести с ними по сути. Антропоцентризм проявился в телесном и пластичном характере культуры. Особое понимание красоты отразилось в соразмерности и гармонии. Агонистика – принцип честного и благородного противоборства отдельных личностей, социальных групп и полисов. Проявлением агонистики стали Олимпийские игры, первые из которых состоялись в 776 г до н. э. Также древние греки состязались в Пифийских, Истмийских, Немейских играх и др.
Афина Парфенос Внутри Парфенона стояла 12 -и метровая статуя Афины работы Фидия. Основа статуи была деревянная. Одежда, щит и шлемиз сверкающего золота; лицо, шея и руки покрыты тонкими пластинками из слоновой кости цвета человеческого тела.
АФИНСКИЙ АКРОПОЛЬ (классический период) Таким был Акрополь в v веке до н. э. Строительство Акрополя было поручено Фидию.
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: I. Крито-микенский (III-II тыс. до н. э. ) II. Гомеровский (XI-IX вв. до н. э. ) III. Архаический (VIII-VI вв. до н. э. ) IV. Классический (V-IV вв. до н. э. ) V. Эллинистический (IV-I вв. до н. э. )
I. Эгейская культура III-II тыс. до н. э. В 1900 г. на о. Крит начались раскопки под руководством Артура Эванса (1851 -1941). Культура Крита XX-XV вв. до н. э. существовала как западная окраина восточных цивилизаций, сформировалась под влиянием культуры Древнего Египта. Она получила наименование крито-минойской культуры (по имени легендарного критского царя Миноса). Здесь были обнаружены монументальные дворцовые комплексы в Кноссе, в Фесте, в Малии и другие. Внутренний двор Кносского дворца.
КНОССКИЙ ДВОРЕЦ
Признаки, объединяющие древневосточную и минойскую культуры: § § § централизация хозяйственной, религиозной, военно-политической жизни; власть принадлежит царю, выполняющему функции верховного жреца; наличие теократии, жреческого сословия; наличие бюрократии; рабовладельческое общество.
Отличительные признаки: островная (морская) культура, в основе могущества которой находился флот; § отсутствие специальных сакральных сооружений (храмов); § центрами цивилизации являлись монументальные дворцы (место хранения всех богатств и отправления культа). § В XV в. до н. э. на Крите происходит извержение вулкана.
КРИТО-МИКЕНСКАЯ КУЛЬТУРА ШЕДЕВРЫ ЭГЕЙСКОЙАРХИТЕКТУРЫ Иной уровень архитектурной мысли являют более поздние дворцы материковых царей. В основе их лежит центральное ядро - мегарон, также повторяющего радиционный т план рядового жилища. Многие акрополи были защищены мощными каменными стенами циклопической кладки толщиной в среднем 5 -8 м.
КРИТО-МИКЕНСКАЯ КУЛЬТУРА (XV-XII вв. до н. э. ) Племена ахейцев, переселившихся на Крит, превращают остров в провинцию новой культуры. Центром цивилизации становятся Микены. Также известны дворцы в Тиринфе, Пилосе и др. Микены были обнаружены случайно немецким исследователем Генрихом Шлиманом в XIX в.
Генрих Шлиман (1822 – 1890) Исследователь приступил к раскопкам в месте, которое наиболее соответствовало описаниям Гомера. То был Гиссарлыкский холм на малоазиатском побережье Эгейского моря. Он нашел золотой клад и решил, что это сокровища царя Приама, и объявил, что обнаружил Трою. Впоследствии оказалось, что Шлиман ошибся: град Приама лежал выше того, который он принял за Трою. Но подлинную Трою, хотя и сильно повредив ее, он все же обнаружил. Найденный Шлиманом клад принадлежал царю, жившему за тысячу лет до Приама. А затем Шлиман отправился на Пелопоннес, опять-таки следуя указаниям Гомера, чтобы открыть Микены, где царствовал некогда победитель троян, вождь ахейцев и предводитель союзного войска, «владыка мужей» Агамемнон. МАСКА АГАМЕМНОНА
Особенности микенской архитектуры Микенские города, больше напоминающие крепости, строились в уединенных местах, в горах. Обнесенные мощными стенами, они представляют собой настоящие твердыни. Таковы Микены и Тиринф, сложенные из огромных глыб природного камня. Такая кладка называется «циклопической» . Микенские дворцы по своей структуре значительно отличаются от критских — их формы просты и строги. Дворцовое здание представляет собой мегарон — вытянутое в длину сооружение, ориентированное по сторонам света, не имеющее внутреннего двора. Здание состоит из трех основных помещений, нанизанных на основную ось. ЛЬВИНЫЕ ВОРОТА В МИКЕНАХ
II. КУЛЬТУРА "ТЕМНЫХ ВЕКОВ" (гомеровский) XI-IX вв. до н. э. Дворцовая цивилизация крито-микенской эпохи сошла с исторической сцены при загадочных, до конца еще так и не проясненных обстоятельствах примерно в конце XII в. до н. э. Эпоха античной цивилизации, по мнению некоторых ученых, начинается лишь через три с половиной и даже четыре столетия. Таким образом, имеет место довольно значительный временный "зазор", и неизбежно встает вопрос: какое место занимает этот хронологический отрезок (в литературе его иногда обозначают как "темные века") в общем процессе исторического развития греческого общества? Был ли он своеобразным мостом, соединившим две весьма несхожие исторические эпохи и цивилизации, или же, наоборот, он разделил их глубочайшей пропастью?
«Гомеровский вопрос» – научная проблема, связанная с вопросом об авторстве и обстоятельствах возникновения гомеровского эпоса. «Илиада» и «Одиссея» – величайшие произведения мировой литературы. Гуманизм в творчестве Гомера проявился в обращении к личности героя. Автор подчеркнул достоинство военных соперников в «Илиаде» , а также хитрость и находчивость грека-колониста в «Одиссее» .
III. КУЛЬТУРА АРХАИЧЕСКОГО ПЕРИОДА (VIII-VI вв. до н. э. )
ПОЭЗИЯ Греческая поэзия архаического периода отличается чрезвычайным тематическим богатством и многообразием форм и жанров. Из более поздних форм эпоса известны два основных его варианта: эпос героический, представленный так называемыми поэмами "Цикла", и эпос дидактический, представленный двумя поэмами Гесиода: "Труды и дни" и "Теогония". Получает широкое распространение и вскоре становится ведущим литературным направлением эпохи лирическая поэзия, в свою очередь подразделяющаяся на несколько основных жанров: элегию, ямб, монодическую, т. е. предназначенную для сольного исполнения, и хоровую лирику, или мелику. Важнейшей отличительной особенностью греческой поэзии архаического периода во всех основных ее видах и жанрах следует признать ее ярко выраженную гуманистическую окрашенность. Пристальное внимание поэта к конкретной человеческой личности, к ее внутреннему миру, индивидуальным психологическим особенностям достаточно ярко ощущается уже в гомеровских поэмах. "Гомер открыл новый мир - самого Человека. Это и есть то, что делает его "Илиаду" и "Одиссею", произведением навеки, вечной ценностью".
СКУЛЬПТУРА В VI в. до н. э. выработался единый общегреческий тип храма в форме прямоугольной, вытянутой в длину постройки, со всех сторон обнесенной колоннадой, иногда одинарной (периптер), иногда двойной (диптер). Тогда же определились основные конструкционные и художественные особенности двух главных архитектурных ордеров: дорического, особенно широко распространившегося на Пелопоннесе и в городах Великой Греции (Южная Италия и Сицилия), и ионического, пользовавшегося особой популярностью в греческой части Малой Азии и в некоторых районах европейской Греции. Позднее был создан, но не был распространен на территории Греции коринфский ордер. ОРДЕР (архитектурный стиль) – сочетание несущих и несомых частей конструкции.
Храм с колоннадой, напоминающей ряды гоплитов в фаланге, воспринимался как модель и вместе с тем символ тесно сплоченного гражданского коллектива, то образ свободного индивида, являющегося неотъемлемой частью этого коллектива, воплотился в каменных изваяниях, как одиночных, так и объединенных в пластические группы. Одиночная скульптура конца архаического периода представлена двумя основными типами: изображением обнаженного юноши - куроса и фигурой одетой в длинный, плотно облегающий тело хитон девушки - коры.
ВАЗОВАЯ ЖИВОПИСЬ Чернофигурный стиль Краснофигурный стиль
IV. Классическая Греция (V-IV вв. до н. э. )
Расцвет Афин Формируется феномен «греческого чуда» – период наивысшего расцвета древнегреческой цивилизации в период классики. В эпоху классической Греции (V-IV вв. до н. э. ) центром культуры становятся Афины.
Правителем Афин в V веке до н. э. был Перикл.
ОБОСОБЛЕНИЕ НАУК V век до н. э. можно считать временем рождения науки как специальной сферы деятельности. Натурфилософия архаической эпохи представляла своего рода синтетическую науку. Однако такой характер древнегреческая наука могла сохранить только до определенного уровня. Расширение сферы знания, увеличение его суммы приводили не только к выделению из натурфилософии отдельных наук, но и (иногда) к конфликту между ними.
ТЕАТР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Новые общественные условия делали лирическую поэзию несовременным жанром, она уходила с авансцены вместе с породившей ее аристократией. На смену ей приходит театр - трагедия и комедия. Театр занимал особое место в жизни греков и во многом не был похож на современный. В Афинах театральные представления происходили первоначально раз в год (затем - дважды), во время праздника бога Диониса (Великие Дионисии - праздник начала весны) Театр в отличие от хоровой лирики обращен ко всему демосу, он более демократичен, служит трибуной для обращения к народу. Не случайно своего наивысшего расцвета театр в V в. до н. э. достиг в Афинах, наиболее демократическом из полисов Эллады. Театр стал подлинным воспитателем народа, он формировал взгляды и убеждения свободных граждан Эллады. Театр был общественным институтом, включенным в систему полисных праздников. Театральное зрелище было массовым, зрителями являлась большая часть граждан, организация представлений - одна из самых важных и почетных литургий; со времени Перикла государство давало беднейшим гражданам деньги для оплаты билетов. Театральные представления носили состязательный характер, ставились пьесы нескольких авторов, и жюри, избранное из граждан, определяло победителя.
Театральные маски
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРА Искусство этой поры освещено идеями освободительной борьбы против персов и торжества полиса. Героический характер и повышение внимания к человеку-гражданину, создавшему мир, где он свободен и где уважается его достоинство. Искусство освобождается от тех жестких рамок, которые сковывали его в эпоху архаики.
Искусство Высокой классики. Ведущим типом зданий по-прежнему оставался храм. Однако масштабы строительства зданий общественного назначения в Афинах далеко превосходят все то, что мы наблюдаем в других частях Греции. Сознательная и целенаправленная политика афинской демократии, возглавляемой Периклом, - превратить Афины не только в самый могучий, но и самый культурный и прекрасный полис Эллады, сделать родной город средоточием всего лучшего, что есть в мире, - находила практическое воплощение и в широкой строительной программе. Новым направлением становится урбанистика (градостроение).
Главный храм Акрополя - Парфенон. Он посвящен покровительнице города Афине. Храм Ники Аптерос
V. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (IV-I вв. до н. э. ) Фаросский маяк Мавзолей в г. Галикарнас Колосс Родосский
ОСОБЕННОСТИ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ связана с завоевательными походами Александра Македонского; центры культуры располагаются за пределами Греции; происходит слияние культур восточного и западного типа; идет процесс интернационализации общественной жизни (размывание национальных границ); в философии отразился кризис полисной системы; основными направлениями становятся стоицизм, скептицизм, эпикуреизм; искусство манерно и нереалистично.
Новые требования стали предъявляться к скульптуре. Если в предшествующий период считалось необходимым создать абстрактное воплощение определенных физических и душевных качеств, усредненный образ, то теперь ваятели проявляли внимание к конкретному человеку, его индивидуальности. Наибольших успехов в этом достигли Скопас, Пракситель, Лисипп, Тимофей, Бриаксид. Шел поиск средств для передачи оттенков движения души, настроения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ v v v Культура Древней Греции отличалась глубоко светским характером и была ориентирована на свободную гражданскую личность. Величайшим достижением эгейской культуры было создание письменности, так называемого слогового письма. Эпос - особый вид искусства Древней Греции. Эпические поэмы Гомера - шедевры античной литературы. Бурный расцвет поэзии, драматургии, архитектуры, скульптуры, оказавший серьезное влияние на дальнейшее развитие литературы и искусства характеризует культуру Древней Эллады. Возник феномен «греческого чуда» . Культура Древней Греции положила начало развитию европейской культуры и, в первую очередь, Древнего Рима.
Культура Древней Греции.pptx