культура Древнего Рима.pptx
- Количество слайдов: 110
Культура Древнего Рима
Искусство этрусков
Саркофаг супругов, VI век до н. э. Знаменитый этрусский саркофаг из некрополей в Черветери, который входит в состав экспозиции Национального музея этрусского искусства на вилле Юлия III в Риме. Памятник принадлежит к группе саркофагов, повторяющих форму человеческого тела. Его уникальность в том, что он изображает две фигуры, мужскую и женскую, пирующие в загробном мире.
Канопа. VII в. до н. э. Навершия выполнялись в форме человеческой головы, а ручки выполнялись в форме человеческих рук. Уже в VIII—VII веках до н. э. крышки урн украшались масками, которые схематично и примитивно передавали человеческое лицо. Волосы передаются прямыми линиями, прочерченными в глине, черты лица крупные и грубоватые, большой нос и плотно сжатый рот с узкими губами.
«Гробница рельефов» в Цере (IV в. до н. э. ). По стенам гробницы устроен целый ряд ниш для усопших; в нишах лежат каменные подушки, ниже, на скамьях, стоят сандалии для прогулки. Обувь хозяина стерегут трехглавый пес и богиня потустороннего мира со змеиными хвостами и морским рулем в руках. Стены и пилоны (столбы) покрыты изображениями самых разнообразных предметов и вещей: здесь и килики (сосуды) и веера, и трости, и оружие, и различные предметы обихода.
Этрусское зеркало с Еленой и Афродитой. VI в. до н. э.
VI в. до н. э. Тарквинии, Гробница Охоты и Рыбной ловли.
Гробница Охоты и Рыбной ловли.
Гробница Триклиния, или гробница Праздника. V в. до н. э.
В росписях гробницы львиц представлена стремительная, бешеная пляска загорелого юноши с длинными локонами и белокожей девушки в белых одеждах.
Крылатые терракотовыекони из храма города. Тарквиния.
Капитолийская волчица, ок. 500— 480 до н. э.
Химера из Ареццо, V в. до н. э.
«Капитолийский Брут» , 1 -я пол. III в. до н. э.
Она изображает политического деятеля (магистрата), одетого в тогу и стоящего в классической позе оратора; надпись на кайме одеяния указывает, что статуя воздвигнута в честь Авла Метелла. «Прозаическая точность воспроизведения натуры — характерная особенность раннеримского портрета — проявляется здесь впервые с такой откровенностью и ясностью» Статуя Авла Метелла 100 г. до н. э. (так называемый "Оратор")
Искусство Римской республики
Город Рим, основанный 19 апреля 735 г. до н. э. , вначале был скромным посёлком, но со временем он набирал всё большую силу и впитывал лучшие творческие веяния, шедшие со стороны. Главной святыней Рима был храм Юпитера, Юноны и Минервы на Капитолийском холме. Храм не сохранился. Другой достопримечательностью Рима была рыночная площадь. У греков она называлась агорой и обычно, как в Афинах, находилась у подножия акрополя. У римлян это был форум.
Форум Романум С одной стороны к нему примыкало внушительное здание государственного архива — Табуларий, который стоял на сводчатых подземных этажах. На площади высились храмы, среди них храм Весты, богини-девы, в котором горел неугасимый огонь, символизировавший жизнь римского народа. Здесь же возвышались колонны, к которым прикрепляли ростры — носы побеждённых вражеских кораблей (отсюда и название — ростральная колонна), проходила “священная дорога”, вдоль которой стояли таберны — лавки.
Римский форум. Реконструкция
Римский форум. Реконструкция
Алтарь Домиция Агенобарба, (около 100 г. до н. э. ). Он был украшен рельефами со всех четырёх сторон. Три стороны — две узкие и одна продольная — изображали “Свадебный поезд Нептуна и Амфитриты”, весёлое путешествие по водам морских богов и нимф, плывущих на фантастических животных. Рельеф искусно построен явно греческим мастером
Другая длинная сторона оформлена совершенно иначе. Она изображала ценз — оценку имущества римских граждан для записи их в ту или иную категорию горожан. Канцелярские формальности, к которым были так привержены римляне, представлены в левой части.
В правой показано, как к алтарю, у которого стоит жрец и римский бог войны Марс, ведут трёх жертвенных животных — быка, овцу и свинью. Этот рельеф уступает работе греческого мастера; видно, что мастер преодолевал большие трудности, изображая тело животного в профиль и группу из двух фигур. Рельеф, безусловно, принадлежит руке прозаичного, неискушённого в искусствах римлянина.
Великолепны римские мосты II—I вв. до н. э. Так, мост Мульвия помимо его практических достоинств (он простоял более двух тысяч лет) отличается выразительностью образа. Мост зрительно как бы опирается на воду полукружиями арок, опоры между которыми для облегчения веса прорезаны высокими и узкими проёмами. На арках сверху лежит карниз, придающий мосту особую законченность.
Одним из замечательных достижений республиканского римского искусства стал портрет. Римляне многое заимствовали у этрусков, однако, этруски творчески перерабатывали натуру и представляли хотя и достоверный, но поэтизированный образ человека. Римляне же ранней поры шли от восковых масок — “персон”, которые они снимали с лиц умерших предков. Маски хранились в доме на почётном месте, и чем больше их было, тем знатнее считался род.
Характерная черта портретов этого периода — крайний натурализм и правдоподобие в передаче черт лица того, что отличает конкретную личность от любого другого человека. Хронологически период римской республики начинается с VI в. до н. э. , но портреты сохранились только начиная с I в. до н. э Голова старика в покрывале
Голова старика, т. н. «Портрет Катона Старшего» ок. 80 г. до н. э.
Портрет Помпея
Голова старика ок. 60 г. До н. э.
Искусство Римской империи
Выкуют тоньше другие пусть изваянье из бронзы, Или сумеют создать из мрамора лики живее, Красноречивей вещают в судах, или движения неба Вычислить смогут точнее, дадут названия звездам. Ты же, о Рим, научись народами править державно, В этом искусства твои – назначать условия мира, Милость являть покоренным, смирять войной непокорных. Вергилий из героической поэмы «Энеида»
Греция, скошена ты многолетней военной бедою, Ныне в упадок пришла, силы свои подорвав. Слава осталась, но счастье погибло, и пепел повсюду, Но и могилы твои так же священны для нас. Сенека
Миропонимание римлян, при сохранении многобожия, аналогичного греческому, было более светским и прагматичным, далеким от возвышенной поэтичности классики и эллинизма. В римской культуре главная идея – возвеличивание власти диктаторов и прославление военной мощи империи.
Марк Витру вий Поллион — римский архитектор, инженер, теоретик архитектуры второй половины I века до н. э. Формула Ветрувия: - польза - прочность - красота
Особенности римской архитектуры: 1. циркульная арка 2. центрическо-купольная архитектура 3. триумфальная арка 4. изменение греческих ордеров 5. измение пропорций колонн 6. круглый центрический храм
Циркульная арка - полукруглое каменное покрытие, перекинутое с одного устоя на другой, и сложенное так, что соприкасающиеся между собой стороны составляющих его отдельных камней расположены по направлению радиусов круга, удерживаются своим взаимным распором и передают общее давление тому и другому устою.
Пантеон
Пантео н — «храм всех богов» в Риме, памятник центрическокупольной архитектуры периода расцвета архитектуры Древнего Рима, построенный в 126 году н. э. при императоре Адриане. Латинская надпись на фронтоне гласит: «М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT» , что в переводе звучит как: «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это» . Кирпично-бетонная ротонда Пантеона перекрыта полусферическим куполом (диаметр свыше 43 м). Купол облегчен кессонами на потолке. Одна из особенностей Пантеона — отверстие в крыше. В полдень через него проникает наиболее сильный световой столб. Свет «не растекается» , а остаётся в форме гигантского светового луча.
Световой поток в куполе храма
Триумфальная арка Константина — трёхпролётная арка, расположенная в Риме, построена в 315 году и посвящена победе Константина над Максенцием в битве у Мильвийского моста 28 октября 312 года. Является позднейшей из сохранившихся римских триумфальных арок, использует элементы декора, снятые с более древних монументов (сполии).
Что касается стиля колонн, то римляне не изобрели ничего своего по этой части: они взяли уже готовые греческие стили и только видоизменили их по своему вкусу. Таким образом, образовалось пять ордеров: римско-дорический, римско-ионический, римско-коринфский, Композитный (6 рисунок) Тосканский (1 рисунок)
Круглый храм Весты, обставленный 20 колоннами ещё не вполне выработавшегося римско-коринфского стиля, с низкой конусообразной крышей из мраморных черепиц.
Храм Портуна Римско-дорический ордер не имеет почти ничего общего с греческим ордером того же названия. Он отличается прежде всего нарушением пропорций: колонна стала длиннее (высота относится к диаметру основания не как 5: 1, а как 7: 1)
Колизей (от лат. colosseus — громадный, колоссальный) или амфитеатр Флавиев — амфитеатр, одна из самых больших арен, памятник архитектуры Древнего Рима. Строительство велось на протяжении восьми лет, в 72— 80 годах, как коллективное сооружение императоров династии Флавиев. Долгое время Колизей был для жителей Рима и приезжих главным местом увеселительных зрелищ, таких, как бои гладиаторов, звериные травли, морские сражения (наумахии)
Подобно другим римским амфитеатрам, Амфитеатр Флавиев представляет в плане эллипс, середина которого занята ареной (также эллиптической формы) и окружающими её концентрическими кольцами мест для зрителей. От всех сооружений такого рода Колизей отличается своей величиной. Это самый грандиозный античный амфитеатр: длина его наружного эллипса равняется 524 м, большая ось — 187, 77 м, малая ось — 155, 64 м, длина арены — 85, 75 м, её ширина 53, 62 м; высота его стен — от 48 до 50 метров. При таких размерах он мог вместить в себя около 50 тысяч зрителей.
Водопровод или акведук В Древнем Риме водопроводы начали строить в конце VI в. до н. э. Первый большой водопровод в Риме соорудил Аппий Клавдий, известный строитель Аппиевой дороги. Это событие произошло в 312 г. до н. э. , в один и тот же год с открытием первой стратегической дороги. Относительно небольшой по протяженности водопровод длиной 16, 5 км большей частью проходил под землей, начинаясь за городом от родника в каменоломнях и заканчивался у Тибра, по соседству с гаванью, куда бойкие подрядчики привозили из Египта мраморные и гранитные блоки. Его так и называли — Аппиевым. Основными потребителями воды в Древнем Риме были императорский дворец и дворцы патрициев, общественные учреждения и городские фонтаны.
Часть водопровода в Древнем Риме проходила под мостовыми. Римляне, получали право пользоваться водой из водопровода персонально. Т. е. если кто-то в инсуле получал это право, то водопроводной водой пользовался только он. Поэтому для Рима античных времен прокладка и уборка водопроводных труб была вполне обычным делом. Нужно сказать, что были горожане, которые не имели право пользоваться водопроводной водой, нанимали специальных людей, которых называли сверлильщиками, для того чтобы те провели им в жилище трубы незаконно. В период расцвета Римской Империи Рим потреблял примерно 600 -900 литров воды ежедневно на человека. В конце первого столетия в Риме насчитывалось семь основных водопроводов. Трубы в этих водопроводах были соединены с помощью специальных водораспределительных систем. Интересно, римляне, в технические достижения которых можно записать также изобретение крана практически ими не пользовались. Вода из водопроводных труб в Риме текла непрерывным потоком.
Гарский мост ( акведук для водоснабжения в Ниме). I в. до н. э
Гарский мост – одно из чудес античности. Надпись на акведуке свидетельствует, что он сооружен в 19 году до н. э. при полководце и проконсуле Агриппе, друге и зяте императора Августа. Это самый высокий сохранившийся древнеримский акведук. Он перекинут через реку Gardon (или Gar). Длина 275 метров, высота 47 метров. Гарский мост входит в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Аппиева дорога великолепно вымощенная большими, плотно пригнанными камнями
Рим сильно застраивался в Средневековье и Новое время, и поэтому его древний облик скрыт под толщей наслоений. Частично внешний вид римского города можно представить на примере Помпей — италийского города, который вместе с городами Геркуланум и Стабии погиб в 79 г. н. э. в результате извержения вулкана Везувий. Погребённый под пеплом город случайно обнаружили при строительстве водопровода в XVII в. С 1748 г. продолжаются его раскопки.
Город имел регулярную планировку. Прямые улицы обрамлялись фасадами домов, внизу которых были устроены лавки-таберны. Обширный форум был обнесён прекрасной двухэтажной колоннадой. Там находились святилище Исиды, храм Аполлона, храм Юпитера, большой амфитеатр, построенный, как и у греков, в природном углублении. Население Помпей составляло не более 10 тысяч человек.
Дорога гробниц
Скульптура
Время правления императора Октавиана Августа стало золотым веком римской культуры. На римское искусство этого периода повлияло греческое искусство классического периода, чьи строгие формы пришлись кстати при создании величественной империи. Скульптура этого периода — характеризуется простотой и ясностью построения, строгостью, сдержанностью, четкостью форм и стремлением к обобщению, которые сочетаются с традиционным стремлением к документальной точности. Император Август в corona civica
Статуя Августа из Примы Порты. Мрамор. Последняя четв. I в. до н.
Статуя Августа, приносящего жертву (в образе великого понтифика)
Клавдий.
Клавдий (обожествлённый) Традиционным становится изображение обожествленного императора
Нерон
Веспасиан
Портрет неизвестной римлянки (Флавия Юлия? ). 80— 90 -е гг.
Домициан. Пример идеализированного портрета
Правление Траяна стало переломным для Римской империи. Его завоевательные войны были последней попыткой спасти империю от внутреннего разложения, и после смерти Траяна его преемникам пришлось отказаться от дальних провинций. В этот период появляются первые признаки неуверенности и тревоги. В поисках опоры общество обращается к эпохе «доблестной Республики» . Портретисты стремятся подражать четкости и строгости республиканских портретов, но не могут воспроизвести их непосредственность и свежесть; зато им удается создать свой собственный портретный стиль — холодный и лишенный эмоциональности, но целостный и выразительный. Император Траян
Портрет Траяна в образе полководца
Т. н. «Сириянка» , 160 -е гг. Эрмитаж.
Портрет Константина Великого, ок. 324– 337
Колосс Константина Великого
Изобразительное искусство
Мозаика
Помпеи. Мозаика у входа в Дом Трагического поэта. В Древнем Риме мозаикой выкладывались полы и стены вилл, дворцов и терм. Римская мозаика делалась из маленьких кубиков очень плотного стекла — смальты, однако нередким было использование мелких камешков и гальки.
Фрагмент мозаики. Италия, Помпеи, 70 г
Бродячие музыканты. Мозаика из Помпей (т. н. вилла Цицерона).
Битва при Иссе. 79 год. Помпеи. Мозаика. Алекса ндрова моза ика — наиболее известная античная мозаика с изображением Александра Македонского в битве с персидским царём Дарием III. Мозаика выложена из около полутора миллионов кусочков. Кусочки собирались один к одному по извилистым линиям.
Александр на мозаике
Персидский царь Дарий III в битве при Иссе. Фрагмент мозаики из Помпей (Италия), копия более ранней греческой картины. 79 год.
Фрески
Вилла Боскореале недалеко от Помпеи
Три грации
Венера
Фреска. Помпеи
Фреска в ларарии дома Веттиев в Помпеях. 60— 79 гг.
Сад с фонтаном. Фреска из Помпей
Портрет пекаря Теренция Неона и его жены. Фреска из Помпей
Фаюмский портрет
Фаюмские портреты — созданные в технике энкаустики погребальные портреты в Римском Египте I—III веков н. э. Своё название получили по месту первой крупной находки в Фаюмском оазисе в 1887 году британской экспедицией во главе с Флиндерсом Питри. Являются элементом видоизмененной под греко-римским влиянием местной погребальной традиции: портрет заменяет традиционную погребальную маску на мумии.
Портрет пожилого римлянина. I век н. э
Ранние фаюмские портреты выполнены в технике энкаустики (от гр. — выжигаю). Это восковая живопись расплавленными красками, которую отличает объёмистость (пастозность) мазка. Направление мазков обычно следует формам лица — на носу, щеках, подбородке и в контурах глаз краски накладывались плотным слоем, а контуры лица и волос писались более жидкими красками. Картины, выполненные этим способом, отличает редкая свежесть цвета и они удивительно долговечны.
Важная особенность фаюмских портретов — использование тончайшего сусального золота. На некоторых портретах был позолочен весь фон, на других золотом выполнены только венки или головные повязки, иногда подчеркнуты драгоценности и детали одежды. Основа портретов — древесина различных пород: местных (платан, липа, смоква, тис) и импортированных (кедр, сосна, ель, кипарис, дуб). Портрет юноши в золотом венке. II в.
Портрет мальчика по имени Евтихий.
Портрет молодого человека. 125 -150 г