6 культура Китай в древности.pptx
- Количество слайдов: 74
Культура Древнего Китая Лотоцкая Е. А.
Китайская цивилизация — одна из самых древних в мире. Как считают сами китайцы, история их страны начинается с кон ца III тыс. до н. э. за несколько веков Китай превратился в необъятную империю. Китайская культура обрела уникальный харак тер: она рациональна и практична. Для Китая свойственен некоторый догматизм. Новая мысль могла развиваться только в виде комментариев к старым изречениям мудрецов. Китайская культура сильно повлияла на развитие соседних стран (Япония, Корея и государства Юго. Восточной Азии). Основным достоинством образованного азиата долго считалось знание китайского искусства, литературы и музыки. Открытия китайцев в области науки и техники, китайская философия – внесли заметный вклад в историю человечества
Периодизация истории культуры Китая 1. Архаический Китай – правление Пяти императоров – Фу-си (традиция указывает следующие годы его правления – 2852 -2738 гг. до н. э. ), Хуан-ди (26972597 гг. до н. э. ), Шэнь-нун (2513 -2435 гг. до н. э. ), Яо (2356 -2258 гг. до н. э. ) и Шунь (2256 -2208 гг. до н. э. ), династия Ся (2205 -2196 гг. до н. э. ) – археологических подтверждений о существовании вышеуказанных правителях нет, однако китайская историческая традиция считает их реальными персонажами, а период их правления – золотым веком Китая. 2. Древний Китай – династия Шан (Инь 18 -11 вв до н. э. )-(1600 -1046 гг. до н. э. , долгое время эта династия считалась европейцами вымышленной, однако в 1928 г. во время археологических раскопок возле г. Аньян нашли храмовый и дворцовый комплексы этого периода), династия Чжоу (9 -3 вв до н. э. ) -(1046 -221 гг. до н. э. ), династия Цинь (221 -206 гг. до н. э. ), династия Хань (206 г. до н. э. -220 г. н. э. ). 3. Традиционный Китай – период троецарствия (220 -265 гг. ), период Шести династий (220 -589 гг. ), династия Тан (618 -907 гг. ), период Пяти династий (907 -960 гг. ), династия Сун (960 -1179 гг. ), династия Юань (1271 -1368 гг. ), династия Мин (1368 -1643 гг. ), династия Цин (1644 -1911 гг. ). 4. Современный Китай – Китайская республика (1912 -1949 гг. ), Китайская народная республика (1949 г. – по настоящее время).
Культура Китая – это уникальное явление, которое оказало влияние на развитие всего человечества. Во-первых, китайская цивилизация всегда являлась культурным доминантом для остальных стран Дальнего Востока (Кореи, Японии) и сопредельных с ним стран Юго-Восточной Азии (в первую очередь, Вьетнама). Такая роль Китая проявляется в заимствовании этими странами китайской иероглифической письменности и ведущих идеологических систем Рисовые террасы в Лунцзи, (конфуцианства и даосизма). Кроме того, китайская Гуанси, Китай государственность оказала сильное воздействие на социально. В Китае выращивали просо, политическое и идеологическое развитие соседних стран. пшеницу, пшено, бобы, коноплю. Там начали впервые Китайские истоки имеют и многие из отдельных реалий выращивать чай, разводить тутовые и лаковые деревья. духовной жизни Кореи и Японии, например, знаменитая Стали использовать для японская чайная церемония или искусство карликового сада обработки соху: произошел Во-вторых, по археологическим данным, Китай является одним переход от мотыжного более земледелия к пашенному, продуктивному. из регионов зарождения и становления человечества. Древнейшей антропологической находкой на территории Китая на сегодняшний день считаются 10 зубов дриопитека, возраст которых 15 млн. лет. Поэтому многие ученые называют южные районы Китая колыбелью азиатской части человечества. В-третьих, Китай является родиной многих изобретений, которые изменили судьбу человечества – бумага, порох, компас, книгопечатание, сейсмограф.
Древнейшие племена, заселившие плодородные долины больших рек Китая в эпоху неолита (V—III тыс. до н. э. ), создавали поселения из небольших, углубленных в землю глинобитных хижин. Они возделывали поля, разводили домашних животных, знали многие ремесла. В настоящее время на территории Китая открыто большое количество неолитических стоянок. Обнаруженная на этих стоянках керамика того времени принадлежит к нескольким культурам, древнейшая из которых — культура Яншао, получившая свое название по месту первых раскопок, произведенных в 20 -х гг. XX в. в провинции Хэнань. Сосуды Яншао делались из бледно-желтой или красновато-бурой обожженной глины, вначале вручную, затем — с помощью гончарного круга. Те, что делались на гончарном круге, отличались необычайной правильностью форм. Керамику обжигали при температуре около полутора тысяч градусов по Цельсию, а затем лощили кабаньим зубом, благодаря чему она становилась гладкой и блестящей. Верхнюю часть сосудов покрывали сложными геометрическими узорами — треугольниками, спиралями, ромбами и кругами, а также изображениями птиц и зверей. Особенно были популярны рыбы, стилизованные под геометрическую роспись. Орнамент имел магическое значение и, по-видимому, был связан с представлениями древних китайцев о силах природы. Так, зигзагообразные линии и серповидные знаки, вероятно, являлись условными изображениями молний и луны, впоследствии перешедшими в китайские иероглифы.
Следующий период истории Китая получил название Шан-Инь (XVI—XI вв. до н. э. ) по имени племени, заселившего долину реки Хуанхэ во II тыс. до н. э. Именно тогда образовалось первое китайское государство, во главе которого стоял правитель — ван, бывший одновременно и верховным жрецом. В то время во всех сферах жизни обитателей Китая произошли значительные перемены: были изобретены шелкопрядение, бронзолитейное дело, иероглифическое письмо, зародились основы градостроительства. Столица государства — великий город Шан, расположенный недалеко от современного города Аньян, — в отличие от древнейших поселений имела отчетливый план. Древние китайцы полагали, что их страна находится в центре Земли, последняя же является квадратной и плоской. Небо над Китаем имеет форму окружности. Поэтому они и называли свою страну Чжунго (Срединное царство) или Тянься (Поднебесная). В разные времена года Небу и Земле приносили обильные жертвоприношения. С этой целью за чертой города возводили специальные алтари: круглые — для Неба, квадратные — для Земли. Большим мастерством исполнения отличаются бронзовые ритуальные сосуды. Весьма частый мотив украшения бронзовых сосудов — изображение зооморфной маски демона (так называемого Тао Тие).
Бронзовый светильник в форме тапира 4 в. до н. э. Около 3800 лет назад до Китая докатилась первая волна арийских переселенцев. Согласно хроникам, несколько сотен арийцев под предводительством некоего Чэн тана, потомка Тваштара, пересекли бесконечные степи Гоби на боевых колесницах и вышли к океану. Здесь их жрецы и шаманы, принеся по арийскому обычаю жертву великому Небу, спросили Божества о будущем. "Они танцевали у костра под звуки бубнов, и символом их племени "шан" была Пурпурная птица Феникс. Б Бледнолицые и бородатые пришельцы пугали китайцев. Они с удивлением рассказывали, что "у людей Чэн тана кожа была белая, на лице росли волосы, а ростом они были в девять чи (более 2 х метров). " Хорошо вооружённые воины Чэн тана на колесницах были среди китайских отрядов как "тигры среди стада овец", а цветущие неукреплённые посёлки с крытыми тростником глинобитными домами стали для них лёгкой добычей. Разгромив защитников, Чэн тан основал новую династию китайских императоров, центром которого стало государство Инь. Столицей его сперва была крепость Бо, затем Ао, но в конце концов иньцы утвердились на берегу Хуанхэ в Небесном городе Шан, который позднее считали центром Вселенной
Следующее нашествие арийцев на Китай пришлось на XII век до н. э. . Потомки арийцев - племена тохаров, двигаясь вдоль отрогов Тибета, спустились в Сычуаньскую котловину и достигли Юньнани. Отсюда одно из тохарских племён повернуло на восток в долину Вэйхэ и основало к западу от царства Инь новое княжество Чжоу. Их вождём был жестокий Вэнь-ван, тотемом которого был Волк. Когда иньский император Шоу Синь (1154 -1122 г. г. до н. э. ) значительно увеличил налоги и подати, племена "чжоу" восстали против него и разгромили иньцев в решающем сражении. Империя Чжоу просуществовала целых 800 лет, до III века до н. э. , и подарила миру двух замечательных философов - Конфуция (551 -479 г. г. до н. э. ) и Лао Цзы (604 -? г. г. до н. э. ). В XI в. до н. э. государство Шан-Инь было завоевано племенем Чжоу. Победители, основавшие династию Чжоу (XI—III вв. до н. э. ), быстро переняли многие технические и культурные достижения побежденных. Затем наступил период междоусобных войн (с V по III в. до н. э. получил название Чжаньго ( «борющиеся царства» ). Образовавшиеся новые царства вовлекли в орбиту китайской цивилизации обширные области. Стала активно развиваться торговля между отдаленными районами Китая, чему способствовало строительство каналов. Были открыты месторождения железа, что позволило перейти к железным орудиям труда и улучшить технику земледелия. В обращение вошли одинаковые по форме круглые монеты, заменившие деньги, изготовлявшиеся в форме заступа (суживающейся лопаты), меча или раковины. Значительно расширился круг ремесел, вошедших в обиход. В городах развивалась наука. Так, в столице царства Ци было создано первое в Китае высшее учебное заведение — Академия Цзися. . Появилось много декоративных фигурок из нефрита. Обнаружены в погребениях расписная лаковая утварь — столики, подносы, шкатулки, музыкальные инструменты, богато украшенные орнаментами. Например лаковая фигурка охранителя.
Затем на смену приходит новая династия Цинь, и в Китай начал проникать буддизм. Во главе империи встала династия Цинь (221— 207 гг. до н. э. ), а затем Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э. ). Император Цинь Шихуатди 246 -210 гг до н. э. . Объединил Китай в единую империю (В те времена китай был разделен на 7 самостоятельных княжеств постоянно враждовавших др с др. ). Начал строительство Великой китайской стены, призванной защитить границы китайского государства от новых вторжений с севера. Он был китайским императором недолгое время, но сумел укрепить центральную власть. Он уничтожил границы самостоятельных царств и разделил страну на тридцать шесть провинций, в каждую из которых назначил столичного чиновника. При Ши-Хуанди были проложены новые благоустроенные дороги, прорыты каналы, соединившие провинциальные центры со столицей Сяньян (провинция Шэньси). Была создана единая письменность, что позволило жителям разных областей общаться друг с другом, несмотря на различие местных диалектов. В это же время был проложен путь в Европу и на Русь Страну покрыла сеть дорог общей протяжённостью 7, 5 тысяч километров, которые имели ширину 15 метров и три полосы движения, средняя из которых предназначалась для императора. Мастера-резчики, несмотря на трудности работы с твёрдыми породами камня, вырезают из нефрита, розового кварца, горного хрусталя, слоновой кости различные принадлежности. Особое место в культуре Китая цинского периода занимает декоративно -прикладное искусство. Китайские керамисты достигают новых успехов в производстве художественного фарфора, который украшается росписью блестящими прозрачными эмалевыми красками. В цинский период в классической прозе и поэзии появляются довольно видные мастера. В области повествовательной литературы выделяется жанр новеллы.
ОДНОЙ ИЗ ГЛАВНЫХ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЕЙ КИТАЯ ЯВЛЯЕТСЯ ВЕЛИКАЯ КИТАЙСКАЯ СТЕНА Крепостная стена в Северном Китае. Памятник зодчества Древнего Китая. Создана для защиты северо-западных границ Китая от набегов кочевников Гуннов. Первые участки воздвигнуты в 4 -3 вв. до н. э. После объединения Китая император Цинь Шихуанди приказал воздвигнуть сплошную стену, чтобы прикрыть северо-западные границы империи от нападений кочевых народов. Длина, по одним предположениям, около 4 тыс. км, по другим - свыше 5 тыс. км; высота 6, 6 м, ширина 5 -8 м; на всем протяжении имеет казематы и сторожевые башни, а у главных проходов – крепости Это единственный памятник на Земле, который видно с ЛУНЫ!!!
Войско, разделенное на несколько шеренг, выстроено в боевом порядке. Есть здесь и кони и колесницы, также вылепленные из глины. Все фигуры выполнены в натуральную величину и раскрашены; каждый из воинов обладает индивидуальными чертами (Терракотовая фигура лучника из гробницы Цинь Ши-хуанди).
Император Цинь Шихуатди был очень жесток и династию Цинь (221— 207 гг. до н. э. ), Сменила Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э. ). В 207 г. до н. э. власть захватил вождь восставших Лю Бан, будущий основатель династии Хань, правившей на протяжении четырех столетий. Во II в. до н. э. Ханьская империя признала конфуцианство и в его лице обрела официальную идеологию с отчетливо выраженным религиозным оттенком. Нарушение конфуцианских заповедей каралось смертью как наитягчайшее преступление. На основе конфуцианства была выработана всеохватывающая система образа жизни и организации управления. Император в своем правлении должен был опираться на принципы человеколюбия и справедливости, а помогать ему проводить правильную политику должны были ученые чиновники. Эпоха Хань в истории Китая отмечена новым расцветом культуры и искусства, развитием науки. Зарождается историческая наука. Ее основоположник Сыма Цянь создал пятитомный трактат, где подробно изложил историю Китая с древнейших времен. Китайские ученые приложили немало усилий, чтобы переписать древние сочинения с ветхих бамбуковых пластинок, служивших книгами, на шелковые свитки. Важнейшим открытием стало изобретение в I в. н. э. бумаги. Караванные пути связали Китай с другими странами. Например, по Великому Шелковому пути китайцы везли на запад шелк и тончайшие ручные вышивки, которые славились на весь мир. В письменных источниках сохранились сведения об оживленной торговле Ханьской империи с Индией и далеким Римом, в котором Китай издавна называли Страной Шелка. Главные центры Ханьской империи — Лоян и Чанъань — воздвигали по изложенным в древних трактатах правилам — по плану с четким делением на кварталы. Дворцы правителей находились на главной магистрали города и состояли из жилых и парадных покоев, садов и парков. Знатных людей хоронили в просторных гробницах, стены которых были выложены керамическими или каменными плитами, а потолки поддерживали каменные колонны, которые завершались, как правило, парой драконов. Снаружи к погребальному холму вела Аллея Духов — охранителей могил, обрамленная статуями зверей. На рельефах реалистичные сцены жатвы
философские учения Конфуцианст во Даосизм Буддизм Моизм Школа имен (Минцзя) Школа закона (Фацзя по-русски летизм) Школа «Инь-ян» (натурфилософы) несомненно обогатили китайскую культу ру. Характерно, что все религиозные системы Китая имели много общего: всем им был присущ культ послушания, почитание старших и предков, идеи пассивного, созерцательного отноше ния к действительности. Эти идеи определяли китайскую нацио нальную психологию. Весьма существенное воздействие на китайскую культуру оказал и буддизм, пришедший в Китай в I—II вв. Буддизм проник в Китай из Индии и до сих пор остается самой влиятельной религией в таких районах страны, как Тибет, Внутренняя Монголия, а также там, где проживают дайцы и другие национальные меньшинства. С буддизмом связано в истории культуры очень многое. Например, легенда о возникновении чая и чаепития. В дальнейшем буддизм, как и даосизм, уступит место конфуцианству, которое выработало критерии оценки поступков каждого китайца. Широко известна любовь китайцев к церемониям. В импера торском Китае сложным церемониальным ритуалом Были обставлены все значимые события в жизни человека, семьи и общества. Среди праздников, имеющих наиболее древнюю историю, выделяются такие, как: праздник весны (Новый год); праздник фонарей; праздник драконовых лодок; праздник середины осени. Около 9000 лет назад в Китае уже существовала духовная доктрина самопознания. Древняя духовная доктрина Китая получила новый толчок своего развития в VI веке до н. э. благодаря двум замечательным китайским философам Конфуцию (551 479 г. г. до н. э. ) и Лао Цзы (604 ? г. г. до н. э. ). По сути их учения представляют собой две последовательные ступени духовной эволюции человека
Классические книги китайской образованности Возникли в первой половине I тыс. до н. э. и в период ста школ VI-II вв до н. э. ) Содержат древнейшую поэзию, историю, законодательство и философию. Представляют собой произведения неизвестных авторов написанных в разное время. • КНИГА ПЕСЕН (ШИЦЗИН) Сборник древнейшей народной пэзии, а также культовые песнопения; в них содержится мистическое объяснение происхождения, племен, ремесел, вещей ХI-VI вв до н. э. ) • КНИГА ИСТОРИИ (ШУЦЗИН) Собрание официальных документов, описание исторических событий; оказала большое влияние на формирование позднейшей письменности (I тыс до н. э. ) • КНИГА ВЕСНЫ И ОСЕНИ (ЧУНЬЦУ) представляет собой хронику государства Лу (VII–V вв до н. э. ); в дальнейшем служила в качестве образца для решения этических и формально-литературных вопросов. • КНИГА ПЕРЕМЕН (ИЦЗИН) Важнейшая среди книг, в ней содержатся первые представления о мире и человеке в китайской философии, а также отражен процесс перехода от мифологии к философии. • КНИГА ПОРЯДКА (ЛИ ШУ) описание правильной организации политических и религиозных церемоний, норм социальной и политической деятельности; идеализация древнейшего периода истории для назидания потомкам в качестве точки отсчета для дальнейшего развития.
Знаменитые философы древнего Китая. • Лао-цзы (VI в до н. э. ) • Конфуций (551 -478 гг до н. э. ) • Мо-цзы (395 -335 гг до н. э. ) • Янцчу(479 -400 гг до н. э. ) Лао цзы • Ван Чун )27 -104 гг н. э. ) Лао цзы родился в 604 году до н. э. в древнекитайском царстве Чу, в уезде Ку, области Ли, в деревне Цюйжэнь, неподалёку от современного Пекина. Китайцы верили, что каждый человек должен жить по законам природы и не совершать зла. Так учил древний китайский мудрец Лао Цзы. Он создал учение о дао пути природы и человека. Это учение называют даосизм. Лао Цзы осуждал угнетение одних людей другими, выступал против богатства и роскоши. Мудрец считал, что правители должны заботиться о своих подданных. Жил до 160 лет отроду, благодаря своей святой жизни, согласной с Дао. " Конфуций, посетивший Лао-цзы в его пещере во время своей жизни в Чжеу, охарактеризовал его так: "Вообразите себе Дракона, кольцами неизмеримого туловища объемлющего всю Вселенную - таков разум Лао -цзы. . . " Если для Конфуция наиболее отвлечённым и возвышенным понятием было "жень" ("милосердие"), изображаемое иероглифом с ключевым знаком "человек", то Лао-цзы поднимался в своей философии до сверхчеловеческого, космического уровня. Его философское учение было непонятно людям, и ещё при жизни он получил прозвище "Тёмный Учитель". Посетив Индию, Лао-цзы был настолько поражён глубиной нравственности индусов, что свой родной Китай называл с тех пор не иначе как "страной варваров". В конце жизни Лао-цзы настолько разуверился в людях, что сел верхом на чёрного буйвола и отправился куда-то на Запад, да так и не вернулся. А начальнику пограничной заставы, через которую он покинул Китай, мудрец оставил в назидание потомкам свой небольшой труд "в пять тысяч слов" - "Дао-дэ Цзин".
Конфуций (Кун Цю) 551 -479 гг. до н. э. Самым знаменитым мудрецом Китая был младший современник Лао Цзы Конфуций (по китайски его имя звучит “Кун Цзы”). Он жил в 6 5 в. до н. э. До сих пор многие китайцы следуют его наставлениям. Учение Конфуция называется конфуцианством. Конфуций учил четырем вещам: пониманию книг, правильному и честному поведению, преданности правителю и правдивости. Своим ученикам он пересказывал содержание старинных книг, чтобы они знали и помнили древнюю мудрость. Конфуций был знатоком календаря. По движению небесных светил и приметам он старался угадать волю Неба. . Главную задачу своего учения Конфуций видел в сохранении лучших традиций древней культуры, которые, во первых, способны оградить общество от всяких потрясений и изменений и, во вторых, ориентируют людей на достижение определенного социального идеала. Таким идеалом в конфуцианстве является – «совершенный муж» , обладающий пятью добродетелями. Главное условие для достижения этих добродетелей и следования им заключено в образовании. Согласно Конфуцию, порядок вещей в государстве определяется небесным законом Дао, и каждый человек должен следовать данному закону; только в этом случае возможна гармония в обществе. Таким образом, система упорядоченного общества, созданная Конфуцием, в конечном счете освящалась волей Неба
Учение Конфуция было этико моральным, его центральной идеей была концепция "идеального человека". "Человек обладает способностью совершенствоваться или развращаться, смотря по доброму или злому употреблению своей воли, " говорил Конфуций. "За злые деяния он заслуживает наказания, за добрые награды. " Он делил всех людей на пять категорий: 1) невежественные люди, живущие повседневной животной жизнью 2) образованные люди, живущие в соответствии с законами и обычаями 3) люди здравого смысла, философы 4) добродетельные люди, живущие по моральным законам 5) люди, совершенные во всех отношениях Представления Конфуция о государственной и социальной жизни общества Концепция «жэнь» (гуманности, человечности) и его высшего проявления «ли» (правила, этикет. «Быть преданным (честным) сановником, почитать правителя» , норма взаимоотношения правительства и чиновничества. «Учение о середине» как отказ от крайностей. «Власть» должна быть «справедливой» . «Будь непреклонно верен нашему учению, старательно овладевай им, рискуя жизнью оберегай его» . Критическое отношение к вере в духов. Шесть видов искусств Конфуция. Правила поведения Управление колесницей Музыка Стрельба из лука Письмо Математика
Древние китайские тексты "Юнг" описывают процесс пробуждения и подъёма сакральной энергии по позвоночному столбу. Энергия Жизненной Силы "ци" ещё 3000 до н. э. символически изображалась в виде змеи, свёрнутой в три с половиной витка. По мнению китайских мудрецов, "Реальность скрывается за пределами пары противоположностей инь-ян". Достигнув равновесия инь-ян внутри самого себя, следует погрузиться в медитацию и наблюдать за подъёмом ци по семи сакральным центрам, которым на физическом уровне соответствуют эндокринные железы внутренней секреции. На этих знаниях была основана древняя практика "цигун" (аналог индийской хатха-йоги), терапия иглоукалывания и китайская дыхательная гимнастика, призванная создавать оптимальную пропорцию кислорода и углекислого газа в крови и использовавшаяся во время медитаций. инь янь, расизм.
Китай —единственная страна на земле, где традиции и культура сохранились на протяжении четырех тысячелетий. В городах близ монастырей строились величественные буддийские башни – пагоды. Пагода Даяньта (Большая пагода диких гусей) построена в 652 году до н. э. , перестроена в 704 году. Пагоды имели нечетное, счастливое число этажей — 3, 5, 7, 9, 11, 13. Внешний облик пагоды удивительно прост, в ней почти не использовалось декоративное убранство. 7 этажная пагода Даяньта, расположенная на фоне обширной горной гряды, торжественно возвышается на 64 м. над окрестностями города Сиань — бывшей столицы китайского государства Запретный город, Музей китайской революции, Национальная галерея, храм Небес, гробницы императоров династии Мин, Музей искусства и истории, Музей естественных наук, сад мандарина Ю, сад Пурпурных Осенних Облаков. Великая Китайская стена включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
ДРУГОЙ, НЕ МЕНЕЕ ВАЖНОЙ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬЮ КИТАЯ ЯВЛЯЕТСЯ ЗАПРЕТНЫЙ ГОРОД, НАХОДЯЩИЙСЯ В ПЕКИНЕ. РАНЬШЕ ОН БЫЛ ОФИЦИАЛЬНОЙ РЕЗИДЕНЦИЕЙ КИТАЙСКИХ ИМПЕРАТОРОВ. Запретный город. Императорский дворец — Гукун ( «Древний дворец» ). Запретный город. Восточный зал теплоты в одном из помещений комплекса Императорского дворца.
Запретный город. Павильон вечной весны в Императорс ком саду. Ворота военного мастерства Запретный город. Золотой мост, справа ворота Зала высшей гармонии Один из дворцов в Запретном городе.
АНСАМБЛЬ ХРАМА НЕБА Храм молитвы за богатый урожай (Циняньдянь) — одно из основных сооружений Храма неба. Храмы Пекина представляют собой большие комплексы. Грандиозный комплекс Храма Неба включает в себя круглый в плане деревянный храм Молитвы за годовую жатву, храм Небесного свода и ступенчатый беломраморный алтарь, где приносили жертвы духам Неба.
Особенности станковой живописи Китая. Станковая живопись выполнялась минеральными или растительными красками. На тонком шелке и оформлялась в веде свитка. • Горизонтальный свиток использовался для повествовательного сюжета. Хранился в футляре. • Вертикальный свиток предназначался для декоративных сюжетов. Служил для украшения стен.
Китай всегда славился своей утонченностью, изысканностью и изяществом. И это отразилось на его культуре Одной из отличительных черт китайской живописи является линейность рисунка. То твердые, то плавные, то строгие, то летучие, линии верно схватывают образ и каждая из них претерпевает много изменений при передаче мельчайших нюансов и чувств самого живописца. Такое мастерство неотделимо от техники владения кистью, совершенствующейся на протяжении многих веков, поскольку каждый мазок кисти должен быть безукоризненно точным, т. к. ни стереть, ни исправить его уже невозможно.
В китайской живописи существуют два основных стиля письма: «гунби» ( «тщательная кисть» ) и «сеи» ( «передача идеи» ). «Гунби» присуща тонкая и подробная графическая манера письма с тщательным накладыванием краски и прописыванием мелких деталей. Сделав контур, художник закрашивает рисунок минеральными красками, придающими картине яркость и декоративность. В стили «гунби» работали художники, оформлявшие росписью интерьеры дворцов императоров и знати. Понятие гунби имеет много значений. В частности, гун означает «тщательное» или «изящное» , би - «писать» или инструмент письма. Поэтому гунби- «тщательное писание» или «тщательная кисть» . Технике гунби присуща тщательность и точность в написании деталей, четкая прорисовка элементов картины. При написании картин использовались специальные минеральные краски (тушь), которые придавали картине насыщенность и аристократичность. В связи с тем, что в стиле гунби работали художники, оформлявшие росписью интерьеры дворцов императора и знати, он также считался придворным стилем. СТИЛИ ЖИВОПИСИ.
Фрагмент картины "На берегу реки во время праздника "Цинмин" Художник - Чжань Цзэдуань "Пионы" Художник - Шень Цюань? "Собака в тени бамбука" Художник - Лан Шиньин
К стилю гунби также примыкают или входят в него стили баймяо - «написание линий» , характеризующийся тем, что с помощью черной туши тщательно вырисовываются только контуры изображений, и могу - при написании картин в этом стиле используется техники гунби, но без прорисовки контура. "Золотые рыбки" Художник - Вэнь И. (могу). "Воробей и осенние цветы" Художник - Вэнь И "Девушка" Художник – неизвестен гунби (баймяо)
Стиль сеи (буквально се - «писать» , и - «значение» или «идея» ) означает «передача идеи» - свободная манера письма «грубой» кистью. Разновидностью стиля сеи является стиль шуймо (буквально шуй - «вода» и мо - «тушь» ). В шуймо для написания картины используется только черная тушь в различных концентрациях. Написание картин в стиле сеи не занимает много времени, но требует очень большого мастерства. До 12 века в китайской живописи преобладал стиль гунби. В более поздний период предпочтение стало отдаваться стилю сеи. В отличие от «гунби» , «сеи» - свободная манера письма широкой кистью. Художники этого стиля стремятся передать не внешнее сходство предмета, а его сущность, эмоциональную составляющую и душевное настроение. В большинстве случаев художники «сеи» пишут тушью в черно-бело-серых тонах, за счет чего их картины выглядят не так пышно, как в стиле «гунби» , но им присущи скрытая экспрессия и неподдельная искренность.
"Лотосы" Художник - У Гуаньчжун "Сомик" Художник - Ли Фанин "Бамбук и ветер" Художник - Ли Фанин "Две птицы" Художник - Чжу Да
Известный представитель «живописи интеллектуалов» , известный пейзажист Го Си (1020 – 1090) в своём трактате «О живописи» , считает картину своеобразным психологическим портретом автора, подчеркивая высокий смысл личности и благородства художника. Художник особо выделяет необходимость совершенства личности мастера. Другим важным аспектом произведения живописи он считает поэтичность, приводя принадлежащую неизвестному автору фразу: «Поэзия – это лишенная формы живопись; живопись – это обретшая форму поэзия» . Знаменитый трактат «О высокой сути лесов и потоков» , Го Си— лучшее, что было написано в Китае об искусстве пейзажной живописи. Высказывания художника помогают понять его творчество. Го Си в своем трактате требует от современников умело и точно воспроизводить реальную действительность. Он настойчиво требует изучения природы, порицая тех, кто, не имея длительной теоретической и практической подготовки, считает себя живописцем. «Глаза и уши уже не видят и не слышат, но вот руки мастера сокровенное сделали явным. Не выходя из комнаты, в одиночестве, кажется, что сидишь у потоков и пропастей, и в ушах звучит пение птиц и крики обезьян, а перед глазами цвет воды и сияние гор. Разве все это не радует думы людей и не захватывает мое сердце? ! Вот почему главная идея картин гор высоко оценивается в мире» . Живописец должен быть хорошо знаком с правилами перспективы: «Гора вблизи имеет определенную форму. Если смотреть на расстоянии нескольких ли, гора имеет другую форму; если смотреть на расстоянии нескольких десяткой ли — опять иную. Каждое удаление вносит различие. Вот почему говорят, что форма горы с каждым шагом другая» . Мало увидеть, надо уметь видеть, уметь выбрать «существенные темы» : «Тысячи ли гор не могут быть всюду одинаково прекрасными, а разве могут быть везде красивы десять тысяч ли вод? !» Проводя ряд философских идей своего времени, Го Си сопоставляет природу с человеком, одухотворяет ее, наделяет ее человеческими качествами: «Природа живая, как человек… отдельные ее органы имеют свои функции. Камни — кости природы, они должны быть сильными, вода — кровь природы, она должна быть текучей» .
Дошедшие до нас немногие картины — величественные монохромные пейзажи Го Си, написаны обычно только черной тушью. «В качестве примера можно привести картину Го Си «Осенний туман рассеялся над горами и равнинами» . На длинном горизонтальном свитке шелка художник располагает фантастические причудливые горы, поднимающиеся бесконечно высоко, так, что самые высокие вершины уходят за пределы картины. Горы окаймляют широкие водные пространства. Основное внимание Го Си уделяет передаче воздушной среды, в изображении которой художники сунского времени достигли высокого совершенства. Неясные и нечеткие горы, несколькими планами расположенные в глубине картины, словно вырастают из тумана, скрадывающего их очертания у подножия и отдаляющего их на гигантское расстояние от первого плана. Грандиозность просторов Го Си подчеркивает сопоставлением масштабов. Сосны, расположенные у самого края свитка, являются как бы единицей измерения; с ними соотносятся масштабы всех остальных предметов. Цветовая гамма, построенная на тонкой вибрации тонов черной туши, мазки которой подчас еле уловимы для глаза, подчас сочны и смелы, способствует большой цельности картины» . Го Си. Осенний туман рассеялся над горами и равнинами. Фрагмент свитка. Живопись на шелке. Ив. Вашингтон, Галлерея Фрир.
Впечатление от другой картины художника «Осень в долине Желтой реки» хорошо передает высказывание самого Го Си: «Виденное чередой проходит в груди, так что глаза не видят шелка, руки не чувствуют кисти и туши; громады камней катятся лавиной, таинственное и безбрежное — на моей картине!»
В «Ранней весне» Го Си изображает одну гору, возносящуюся над водой. Как пишет художник, «Горы без светлого и темного лишены солнца и тени… В горах, где есть солнце, — светло, где нет солнца, — мрачно, поэтому светлое и темное — обычное состояние гор. Как же можно не различать светлое и темное? !»
Начиная со времён художника Ван Вэя (VIII век) многие «художники интеллектуалы» отдают предпочтение монохромной живописи тушью, над цветами, считая что: «Средь путей живописца тушь простая выше всего. Он раскроет суть природы, он закончит деяние творца» . Именно в этот период зарождаются основные жанры китайской живописи Пейзажи Ван Вэя, написанные черной тушью по золотистому шелку, мягче и воздушнее. Дали в них едва прорисованы, они как бы тают в далеком тумане, а вся природа кажется спокойной и тихой. Его картины были так поэтичны, что современники говорили: «Его стихи — картина, его картины — стих» » . Манеру Ван Вэя восприняли как основную сунские живописцы, которые главным образом стремились к передаче лирической красоты и гармонии природы. : Ван Вэй - Портрет ученого Фу Шэна. Картина была выполнена в пастельных тонах с легким локальным усилением цвета, и считается одним из лучших образцов танского портрета. Ван Вэй. На прощанье.
Жанр живописи растений, в частности живопись бамбука. Основателем живописи бамбука стал Вэнь Тун. (1019 – 1079) Относительно времени зарождения этого искусства существуют разночтения. Сама традиция приписывает создания китайской живописи четырём отцам основателям: Гу Кайчжи (344 — 406 гг. ), Лу Тайвэй сер. V века), Чжан Сэньяо (ок. 500 - ок. 550 гг. ) и У Даоцзы (680 — 740). , живших с V-го по VIII века нашей эры. У Даоцзы в Китае называют "Божественным художником"
Начиная со времён зарождения китайской живописи на шёлке и бумаге в V веке н. э. множество авторов предпринимают попытки теоретизации живописи. Первым среди всех, пожалуй, был Гу Кайчжи, с подачи которого были сформулированы шесть законов - «люфа» : Шэньцы — одухотворённость, Тяньцюй — естественность, Гоуту — композиция живописного Гу Кайчжи "Фея реки Ло", произведения, Гусян — постоянная основа, то есть структура произведения, Гу Кайчжи. "Наставления старшей придворной дамы", Мосе — следование традиции, деталь. памятникам древности, Юнби — высокая техника письма тушью и кистью.
Пейзажи Ли Сысюнь (651— 716) (основатель пейзажного направления китайской живописи) и Ли Чжаодао (675 – 741) ярки и насыщены по цвету. Синие и малахитово-зеленые горы обведены золотой каймой, которая делает картину похожей на драгоценность. Эпоха Сун. Ли Чжаодао. "Путешествие Минхуана в Шу" Ли Сысюнь
Периоды правлений династий Тан и Сун считаются временем наивысшего расцвета китайской культуры. Это же можно сказать и о китайской живописи. На протяжении последующих династий Юань, Мин и Цин художники ориентировались на образцы именно Сунского периода. В отличие от художников Тан и Сун, живописцы последующих эпох не стремились к созданию новых стилей, а наоборот, всячески подражали стилям ушедших эпох. И часто делали это на очень хорошем уровне, как художники времён монгольской династии Юань, последовавшей за эпохой Сун. КИТАЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ ПОСЛЕ ЭПОХИ СУН
XVI - XVII века обернулись для Китая эпохой больших перемен и не только из-за маньчжурского завоевания. С началом колониальной эры Китай начинает всё сильнее подвергаться культурному влиянию европейцев. Отражением этого факта стала трансформация китайской живописи. Одним из интереснейших китайских художников эпохи Цин считается Джузеппе Кастильоне (1688 — 1766), итальянский монах-иезуит, миссионер и придворный художник и архитектор в Китае. Именно этот человек стал первым художником, совместившим китайские и европейские традиции в своём рисунке. КИТАЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ XVIII – XX ВЕКОВ. ЭПОХА ПЕРЕМЕН. Джузеппе Кастильоне (1688 -1766), итальянский монах- иезуит, прослуживший более 50 -ти лет при дворе трех китайских императоров
XIX и XX века стали для Китая большим испытанием на прочность. Китай вступил в эпоху перемен, невиданного доселе масштаба. В течение XIX века Китай проиграл 2 опиумные войны европейским колонизаторам и подвергся значительному разорению со стороны европейцев. В 1894 – 1895 Китай проигрывает войну Японии и оказывается разделён между европейскими колониальными империями (в т. ч. и Россией), США и Японией на зоны влияния. Однако, самой яркой личностью в Китайской живописи XX века был, безусловно Ци Байши (1864 - 1957), совместивший 2 несовместимые ранее для китайского художника черты биографии, он был приверженец «живописи интеллектуалов» и одновременно – выходец из бедной крестьянской семьи. Ци Байши также получил широкое признание на западе, в 1955 году он был удостоен международной премии Мира.
КИТАЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ МАСЛОМ Сегодня многие китайские художники предпочитают европейские масло и холст, взамен традиционных туши, акварельных красок и тонкой бамбуковой и рисовой бумаги. Начало китайской живописи маслом положил итальянский монах иезуит Д. Кастильоне. Для китайской живописи также характерен крайне изящный язык образов. Часто изображая что-либо, китайский художник закладывает в рисунок определённый подтекст. Некоторые образы встречаются особо часто, например четыре благородных растения: орхидея, бамбук, хризантема, слива мэйхуа. Кроме этого каждое из этих растений соотносится с определённым качеством характера. Орхидея нежна и утончена, ассоциируется с нежностью ранней весны. Бамбук - символ непреклонного характера, настоящего мужа высоких моральных качеств (Сюнь-цзы). Хризантема — прекрасна, целомудренна и скромна, воплощение торжества осени. Цветущая дикая слива мэйхуа раскрывающаяся в самую суровую зимнюю стужу, . ассоциируется с чистотой помыслов и стойкостью к невзгодам судьбы, с человеком кристальной чистоты. Пион олицетворяет человеческую красоту, а также богатство и почести; сорока воспринимается как символ счастливой вести, а цветок сливы – мэйхуа, А каллиграфия и надпись на картине придают такой аллегории еще большую поэтичность и выразительность. В растительных сюжетах встречается и другая символика: так, рисуя цветок лотоса, художник рассказывает о человеке, который сохранил чистоту помыслов и мудрость, живя в потоке бытовых проблем.
С давних времен китайцы носили так называемую Традиционная китайская одежда одежду народа Хань (самоназвание народа пошло от династии Хань), то есть ханьфу 1. Ханьфу эпохи Хань, I в. до н. э. Длинное, красивое платье. Это ципао. Правда в англоязычных странах эта одежда более известна под названием чонсам, что дословно переводится, как длинная рубаха. Слово чонсам пришло из кантонского диалекта китайского языка, который распространён на юге, преимущественно в провинции Гуандун. В других же частях страны, в том числе и в Пекине, этот вид одежды называют ципао 1. Повседневное ципао Императора. 2. Ханьфу эпохи Тан, V в. н. э. 3. Ханьфу эпохи Мин, XIV в. н. э. Женщины одеты в соответствии с рангом своих мужей. Неформальное платье расшитое бабочкамисимволами счастья. 2. Праздничное ципао Императора.
Лазурный дракон (фрагмент одежды императора Китая ) Гобеленновая кэса кофта украшена вышивкой, сюхуа (живопись иглой). Парадное чаофу придворного. На шее оплечье пил. Инг , жемчужное ожерелье с яшмовыми Нераскроенное парадное бусинами. На голове парадная императорское чифушапка с пышной красной шёлковой вырезалась из единого куска кистью, рубиновым шариком и специально вытканного пером павлина. На животе пряжка. шёлкового полотна Самым нарядным считался синий цвет в сочетании с жёлтым. Парадная (чаофу) и Роскошные чифу с драконами. полуофициальная (чифу) именовались "драконьим платьем" - одежда чиновников разных луньпао или манпао. рангов Поверх неё носилось (четырехпалыми – «маны» у верхнее платье (буфу). Для чиновников и пятипалые- «луны» - у одежды было характерно императора) а у второго ранга - сочетание гладкокрашенных и орнаментированных тканей фазаны. различных цветов. Меховое пальто императора 1996 -1820 гг
ПИСЬМЕННОСТЬ И КНИГОПИСАНИЕ уже в XV в. до н. э. в Китае существовала разви тая система иероглифического письма (более 2000 иероглифов). Великим изобретением было изготовление бумаги, производство которой началось в 105 г. н. э. Ее варили из древесной коры, тряпья, конопли. Автором этого крупнейшего в истории человечества открытия был чиновник Цай Лунь Древние китайские книги выглядели совсем не так, как современные. Во времена Конфуция писали на узеньких дощечках из расщепленного бамбука. Тонкую кисточку или палочку обмакивали в черную тушь и наносили иероглифы сверху вниз. Если делали ошибку, то соскабливали написанное ножом. Потом в дощечках делали отверстия и продевали веревку. Связка бамбуковых дощечек и была древнекитайской книгой. Позже, во 2 веке до н. э. китайцы изобрели бумагу. Секрет ее производства они хранили втайне от чужеземцев. Бумага была очень дешевой. Поэтому вскоре она стала основным писчим материалом в Китае. Бумага является лучшим материалом для письма и в наши дни. Китайская письменность возникла в глубокой древности. Так же как и у египтян, в Китае иероглифы произошли из рисунков. Иногда в их форме иероглифа, который обозначает целое слово, можно угадать первоначальное изображение. "Четверостишие Небесной Горы" императора Гао-цзуна
ДРЕВНИЕ МОНЕТЫ Банкнота хуэйцзи, напечата нная в 1160 г.
Пекинская опера (цзинцзюй) - одна из разновидностей китайского традиционного театрального искусства. Ее история насчитывает уже более 200 лет. Пекинская опера - это сценическое искусство, которое объединяет элементы музыки, пения, диалога, танца, акробатики и боевых искусств. Она славится своими отточенными приемами вокала, танца и воинского искусства и пользуется большой популярностью среди китайцев и в мире. Отличительной чертой является яркий грим. И персонажы строго подразделяются на определенные амплуа в соответствии с социальным положением, полом, возрастом, профессией, а также с положительной или отрицательной ролью. Основных амплуа четыре: это "шэн(мужские), дань. Хженские), цзин (мужчины удальцы) и чоу «(добрых, комических персонажей или же хитрых, коварных, но глупых злодеев). Помимо соответствующего грима в каждом амплуа своя манера пения и разные сценические приемы. Национальный китайский театр теней цирк
ИЗОБРЕТЕНИЯ Математика зародилась в Китае в глубокой древ ности. Китайские математики написали сочинения о расчетах при помощи шеста, стоящего в круге. С V в. до н. э. китайцы зна ли свойства прямоугольного треугольника, в I в. н. э. был создан трактат, суммирующий математические знания, накопленные в Китае за несколько веков. Развивалась астрономия. Уже во II тыс. до н. э. древние жители Китая делили год на 12 месяцев, месяц — на 4 недели. Китайские врачи внесли большой вклад в мировую медицину. Из технических изобретений следует назвать водяную мельницу Согласно книги стихов «Шицзин» первые холодильники появились более 2. 5 тыс лет назад в эпоху воюющих царств (403 221 гг до н. э. ) функцию охлаждения играл лёд, а подогрева горячая вода Корабль Джонка
Достижения и открытия китайцев Древние китайцы былм очень талантливы. Целый ряд изобретений и открытий они сделали на 1000 лет раньше, чем в Европе. Четыре великие изобретения древнего Китая До династии Шан Династия Шан и после неё — так в одноименной книге знаменитый исследователь китайской культуры Джозеф Нидэм окрестил изобретённые в Средние века бумагу, книгопечатание, порох и компас. Именно эти открытия способствовали тому, что многие направления культуры и искусств, ранее доступные лишь богачам, стали достоянием широких масс. Изобретения древнего Китая сделали возможными и дальние путешествия, что позволило открывать новые земли. Итак, рассмотрим каждое из них в хронологическом порядке. Изобретения Шелк Достижения Бумага Книгопечатание В медицине (лекарства) Фарфор В архитектуре (Великая Компас Китайская стена) Порох В боевых искусствах Огнестрельное оружие Монеты Чай Глобус небесных светил и звезд Прибор, измеряющий колебания земли и предсказывающий землетрясения
Изобретение древнего Китая № 1 — бумага Первым великим изобретением древнего Китая считается бумага. Согласно китайским летописям династии Восточная Хань, бумагу изобрел придворный евнух династии Хань — Цай Лун в 105 году н. э. В глубокой древности в Китае до появления бумаги для записей использовали скрученные в свитки полоски из бамбука, свитки из шелка, деревянные и глиняные таблички и т. д. Наиболее же древние китайские тексты или «цзягувэнь» были обнаружены на черепашьих панцирях, которые датируются 2 -м тысячелетием до н. э. (династия Шан). В ІІІ веке бумагу уже широко применяли для письма вместо более дорогих традиционных материалов. Разработанная Цай Лунем технология производства бумаги состояла в следующем: кипящая смесь из пеньки, коры тутового дерева, старых рыболовных сетей и тканей превращалась в Изобретения древнего Китая: пульпу, после чего её растирали до пастообразного однородного состояния ибумажная банкнота хуэйцзи, напечатанная в 1160 год смешивали с водой. В смесь погружали сито в деревянной раме из тростника, вычерпывали ситом массу и встряхивали, чтобы жидкость стекла. фрагменты упаковочной бумаги При этом в сите образовывался тонкий и ровный слой волокнистой массы. Эту массу затем опрокидывали на гладкие доски. Доски с отливками клали одна на другую. Связывали стопку и укладывали сверху груз. Затем затвердевшие и окрепшие под прессом листы снимались с досок и сушились. Изготовленный по такой технологии бумажный лист получался легким, ровным, прочным, менее желтым и более удобным для письма.
Изобретение древнего Китая № 2 — книгопечатание Возникновение бумаги, в свою очередь, привело к появлению книгопечатания. Самый древний известный образец печати с деревянных досок — это сутра на санскрите, напечатанная на конопляной бумаге приблизительно между 650 и 670 годами н. э. Однако первой печатной книгой со стандартным размером считается сделанная во время династии Тан (618— 907) Алмазная сутра. Она состоит из свитков длиной 5, 18 м. Согласно исследователю традиционной культуры Китая Джозефу Нидэму, методы печати, которые использовались в каллиграфии Алмазной сутры, значительно превосходят по совершенству и изысканности миниатюрную сутру, напечатанную ранее. Изобретения древнего Китая: иллюстрация, приведенная в книге ученого Ван Чжэня (1313 г. ), показывает литеры наборной печати, которые расположены в особом порядке по секторам круглого стола Наборные шрифты: Государственный деятель и учёный-эрудит Китая Шень Ко (1031— 1095) впервые изложил способ печати при помощи наборного шрифта в своей работе «Записки о ручье снов» в 1088 году, приписав данное новшество неизвестному мастеру Би Шэну. Шэнь Ко описал технологический процесс производства литер из обожженной глины, процесс печати и изготовление наборных шрифтов. Переплетная техника: Возникновение печати в девятом веке существенно изменило технику переплетения. Под конец эпохи Тан книга из скрученных свитков бумаги превратилась в стопку листов, напоминающую современную брошюру. Впоследствии при династии Сун (960— 1279) листы стали сгибать по центру, делая перевязку типа «бабочки» , отчего книга уже приобрела вид современной. Династия Юань (1271— 1368) ввела корешок из жесткой бумаги, а позже во времена династии Мин листы стали прошивать нитками. Книгопечатание в Китае внесло большой вклад в сохранение формировавшейся веками богатой культуры. иллюстрация, приведенная в книге ученого Ван Чжэня (1313 г. ), показывает литеры наборной печати, которые расположены в особом порядке по секторам круглого стола. Иллюстрация, опубликованная в книге Ван Чжэня в 1313 году, показывающая литеры наборной печати, расположенные в строгом порядке по секторам круглого стола
Изобретение древнего Китая № 3 — порох Считается, что порох был разработан в Китае в X веке. Вначале он использовался как начинка в зажигательных снарядах, а позже были изобретены пороховые снаряды взрывного действия. Пороховое ствольное оружие, согласно китайским летописям, впервые было применено в сражениях 1132 года. Это была длинная бамбуковая трубка, куда закладывался порох и потом поджигался. Этим «огнеметом» врагу наносились сильные ожоги. Столетие спустя, в 1259 г. , впервые было изобретено ружье, стреляющее пулями — толстая бамбуковая трубка, в которую помещался заряд пороха и пули. Позже на рубеже 13— 14 веков в Поднебесной распространились металлические пушки, заряжаемые каменными ядрами. Изобретения древнего Китая: наиболее раннее художественное изображение порохового оружия, эпоха пяти династий и десяти царств (907— 960 гг. н. э. ). На картине изображено, как Мара тщетно пытается соблазнить Будду: в верхней части демоны угрожают Будде огне Помимо военного дела, порох активно применяли и в быту. Так, порох считался хорошим дезинфицирующим средством при лечении язв и ран, во время эпидемий, а также его использовали для травли вредных насекомых. Однако, пожалуй, наиболее «ярким» изобретением, которое появилось благодаря созданию пороха, являются фейерверки. В Поднебесной они имели особое значение. По древним поверьям, злые духи сильно боятся яркого света и громкого звука. Поэтому издревле на Новый китайский год существовала традиция во дворах жечь костры из бамбука, который шипел в огне и лопался с треском. А изобретение пороховых зарядов, несомненно, напугало «нечисть» уже не на шутку — ведь по силе звука и света они значительно превосходили старый способ. Позже китайские умельцы стали создавать разноцветные фейерверки путем добавления в порох различных веществ. Сегодня фейерверки стали незаменимым атрибутом празднования Нового года практически во всех странах мира. Изобретения древнего Китая: наиболее раннее художественное изображение порохового оружия, эпоха пяти династий и десяти царств (907— 960 гг. н. э. ). На картине изображено, как Мара тщетно пытается соблазнить Будду: в верхней части демоны угрожают Будде огне
Изобретение древнего Китая № 4 — компас Первый прототип компаса, как считается, появился во времена династии Хань (202 до н. э. — 220 н. э. ), когда китайцы стали использовать магнитный железняк, ориентированный на север-юг. Правда, использовался он не для навигации, а для гадания. В древнем тексте «Луньхэн» , написанном в 1 веке н. э. , в главе 52 древний компас описывается так: «Этот инструмент напоминает ложку, и если его положить на тарелку, то его ручка укажет на юг» . Описание магнитного компаса для определения сторон света впервые изложено в китайском манускрипте «Уцзин Цзунъяо» 1044 г. Компас работал на принципе остаточной намагниченности из нагретых стальных или железных болванок, которые отливались в форме рыбы. Последние помещали в чашу с водой, и в результате индукции и остаточной намагниченности появлялись слабые магнитные силы. В манускрипте упомянуто, что данный прибор использовали как указатель курса в паре с механической «колесницей, которая указывает на юг» . Более совершенную конструкцию компаса предложил уже упомянутый китайский ученый Шень Ко. В своих «Записках о ручье снов» (1088) он детально описал магнитное склонение, то есть отклонение от направления на истинный север, и устройство магнитного компаса с иглой. Использовать компас для навигации впервые предложил Чжу Юй в книге «Застольные разговоры в Нинчжоу» (1119 г. ). Изобретения древнего Китая: Модель китайского компаса периода династии Хань
В древнем Китае у красивой (с их точки зрения) женщины обязаны были быть крошечные ступни ног. Ни один уважающий себя состоятельный китаец не женился на девушке у которой были обычные ноги. Обычай у женщин деформировать свои ноги появился во дворце династии Сун, правившей в Китае с 10 по 13 века. Матери связывали своим 5 -6 летним дочерям ступни ног бинтами. Только раз в неделю бинты на нескольких минут снимались и им мыли ноги. Постепенно пальцы ног становились согнутыми и закручивались под ступню. После нескольких лет такого бинтования, пальцы ног практически отмирали и частично удалялись. Только девушка с таким поэтическим названием ног как "лотос" могла стать женой или наложницей богатого и влиятельного китайца. Простые ноги были уделом презираемых в китайском обществе женщин низшего класса. Обладательницы "лотоса" были непреодолимо соблазнительными для многих поколений китайских мужчин. Девушки добровольно соглашались терпеть жестокие пытки, в результате которых на покрытие длины их миниатюрной обуви обязано было уходить не более трех Тсуна (около 10 см) шелка! Надо сказать, что в северных провинциях Китая эта традиция наблюдалась гораздо реже.
Доисторический период Плодовитость прежде всего. скульптурный портрет Нефертити (в пер"Красавица грядет"), Средневековая нимфа В Древнем Риме преобладал женский культ бледной кожи и светлых волос Свинцовая мазь. Средние века: идеал непорочности Запрет на макияж
100 х100. Ампир появился из увлечения античностью и поклонением Рококо Женская фигура становится похожая на фарфоровую статуэтку с сидящей на узких плечахестественной красоте. маленькой головкой, тонкой талия и чуть округлыми бедрами. Индейцы Майя. Африка. (ИМТ=вес рост2). Сексуальное влечение у мужчин проявлялось к тем женщинам, чей показатель был в диапазоне от 18 до 20 ( при росте 165 см, женщина должна весить от 50 до 54 кг). При слове мусульманская женщина, на ум сразу приходит чадра, хиджаб, паранджа, побивание камнями неверных жен, у которых могут быть максимум открыты лишь овалы лиц и кисти рук. Но был средневековый ислам и есть ислам современный, есть шииты и сунниты, мусульмане есть среди арабов, негров, тюркских, малайзийских и других народов и рамки разрешенного у всех из них разные.
Как прочитать марку китайского фарфора Императорские знаки правления, как и все китайские тексты читаются сверху вниз и справа налево. Первый символ, таким образом, один в правом верхнем углу, как на рисунке. Знаки также могут записываться в одном, двух или трех столбцах или строках. Если все написано в одну горизонтальную строку, и данный предмет не находится в музее, - вероятнее всего что у вас в руках подделка, так как в ином случае эта вещь раннего периода династии Мин, которая оценивается в десятки тысяч долларов. 1) Иероглиф “Да” означает “великий” и являются первым иероглифом в большинстве династий Мин и Цин марок. 2) Иероглиф означает период династии как Мин (Ming) или как в этом примере династии Цин (Qing) 3 -4) Иероглифы 3 -4 означают название царствования императоров, которое всегда пишется в два иероглифа, в этом случае Шунь Чжи 5 -6) Иероглиф 5 -6 читается как «nian zhi» , обозначает « период» , « делать» , которые имеют немного другую смысловую окраску в отличии от «сделано в период» . Но данная тонкость не столько важна, это лишь грамматические нормы.
К сведению: Помимо четырех великих изобретений древнего Китая, умельцы Поднебесной подарили нашей цивилизации следующие полезности: китайский гороскоп, барабан, колокол, арбалет, скрипку эрху, гонг, военные искусства «ушу» , оздоровительную гимнастику цигун, вилку, лапшу, пароварку, палочки для еды, чай, соевый сыр тофу, шелк, бумажные деньги, лак, зубную щетку из щетины, туалетную бумагу, воздушного змея, газовый баллон, настольную игру Го, игральные карты, фарфор и многое другое Ниже перечислены в алфавитном порядке изобретения, которые возникли на территории современного Китая в эпоху неолита и ранней бронзы. Барабан или крокодиловая кожа Весло Гэ (оружие): Кинжал-топор Колокол Лак Пароварка Пластромантия изгот лапши 4000 г до н. э. Культивирование проса Культивирование риса Китайские ёмкости с рисовым вином Использование соли 6000 г. до н. э. Сошник треугольной формы Культивирование сои Керамический треножник
Шёлк Ниже перечислены в алфавитном порядке изобретения, которые были сделаны в Китае после эпохи неолита, в особенности после эпохи династии Шан (1600— 1050 гг. до н. э. ). Автоматическая дверь, срабатывающая от нажатия ногой Акупунктура Арбалет ручной Армиллярная сфера, с гидравлическим приводом Артемизинин — лекарство против малярии Археология, каталогизация, эпиграфика Банкнота Бомба из чугуна Буровая скважина Вагранка Вентилятор Вертикальный кормовой руль Ветрогенератор с магнитной левитацией: Веялка Визитная карточка Винная горка с хранителем вина Висячий мост на стальных цепях Воздушный змей
«Волшебное зеркало» Высокоалкогольное пиво Газовый баллон Го — настольная игра (по-китайски вэйци) Двухструйный огнемёт Джонка Диагностика и лечение сахарного диабета Диета, лечебное голодание Доменная печь Домино китайское Доугун : Доугун — это строительная консоль, которая является уникальной в китайской архитектуре. Зоотроп Зубная щётка из щетины Игральные карты Календарный год на 365. 2425 дней Кокс как топливо Каменный арочный мост с открытыми перемычками Канал, проходящий по изолинии Карданов подвес Катушка рыболовная Китайская тушь Китайские колокола Колесница, указывающая на юг
Кричный горн Кукольный театр с приводом от водяного колеса Кэцзюй — государственные экзамены Лечение зоба гормоном щитовидной железы Любо Маджонг Механический виночерпий в лодке Меха с гидравлическим приводом Модульная система в архитектуре Морская мина Наземная мина Огненное копьё Отвал плуга Отрицательные числа Палочки для еды Переборки в судах Передвижной механический театр Пилотируемый полёт на воздушном змее Пищаль Погребальное одеяние из нефрита Подводные спасательные операции Полевая мельница
Посох Якова Прививка против оспы Природный газ как топливо Разрывное пушечное ядро Ракета c аэродинамическими крыльями Рельефная карта Ремённая передача Ресторанное меню Ручка-кривошип дверная Рычажный молот Сбруя конская (ярмо, гуж, нагрудный ремень) Сейсмометр Селадон Сеялка рядовая Спички, зажигаемые без трения Спусковой механизм часов Сталеплавильное производство Стеноскоп Стремя Настольная игра сянци. Тофу Требушет ранний тип китайских катапульт
Туалетная бумага Фальшфейер Фарфор Фейерверк Химическое оружие с применением воздуходувных мехов, горчицы и извести Хомут (упряжь) Хром — применение Цветное ткачество Цепная передача Цисяньцинь Цуцзю — китайский футбол Чай сер II тыс до н. э. Чугун. Чуйван (китайский гольф) Шверц Шлюз Шёлк Эндокринология Энтомология судебно-медицинская Язычковые музыкальные инструменты Музыкальный трубный орга н
В некоторых захоронениях исследователями были также обнаружены металлические диски диаметром 30 см и толщиной 1 см, на обеих сторонах которых были выгравированы располагавшиеся по спирали неизвестные знаки и символы. Всего было найдено 715 подобных дисков, большая часть из них имела следы воздействия в далёком прошлом сильных магнитных полей. После дешифровки, на которую ушло около 25 лет, оказалось, что на дисках записана история гибели космического корабля предков "дзопа", прилетевших с Сириуса, а также тяготы и страдания, выпавшие на долю тех из них, кто выжил после катастрофы. С тех пор по распоряжению китайского правительства этот район объявлен закрытым для любых несанкционированных посещений.
Пятичленная модель мироустройства Стихия Дерево Огонь Почва Металл Этапы развития конфликта (му) (хо) (ту) (цзинь) Вкус кислый горький сладкий острый соленый Диграммы Шао ян Тай ян — Шао инь Тай инь Домашние животные курица овца вол лошадь свинья прогорклый паленый ароматный гнилой вонючий Запахи 71 71 Вода (шуй)
Пятичленная модель мироустройства Культурные растения пшеница метельчатое просо рис бобы Направлени я восток юг центр запад север “Небесные стволы” I, II III, IV V, VI VII, VIII IX, X цзюе (цзяо) чжи гун шан юй глаз язык рот нос уши Ноты Органы чувств 72 72 Этапы развития конфликта просо
Пятичленная модель мироустройства “Пять устоев” (у чан) милосердие приличие искренность справедлив Этапы развития конфликта (и) (жэнь) (ли) (синь) ость Роды живых чешуйчатые существ (дракон) мудрость (чжи) пернатые (павлин) гладкокожи е (человек) мохнатые (тигр) панцирные (черепаха) Сезоны весна лето конец лета осень зима Секрет слезы пот слюна мокрота моча Триграммы Сюнь, Чжэнь Ли Гэнь, Кунь Дуй, Цянь Кань 73 73
В центре владений Хуан-ди находился прекрасный Дворец, окружённый яшмовой оградой, в которой с каждой стороны было по девять колонн и по девять ворот, а внутри его окружали пять стен с двенадцатью башнями. Дворец был посвящён Божеству Земли и Подземного Царства Хоу-ту. С северо-востока от Дворца находились знаменитые висячие сады, а между ними располагался величественный Храм Солнца. Символом центра была Тай-и ("великая единица"), главенствующим цветом - желтый, а управляющей планетой - Тяньсин (Сатурн). С четырех сторон света владения Хуан-ди окружали города подчинённых ему других царей. На Севере во владениях, посвященных Божеству Воды Сюань-минь, правил Чжуань-сюй. В его городе располагались Храмы Луны и Божества Дождя Юй-ши. Символом его была Сюань-у ("тёмная черепаха"), цвет - чёрный, планета-покровитель Чэньсин (Меркурий). На Юге в царстве Божества Огня Чжу-жун царствовал Янь-ди. Символом его города был Чжу-цяо ("красная птица"), цвет - красный, управляющая планета - Инхосин (Марс). На Западе была страна Металла Жу-шоу с правителем Шао-хао, символом которого был Бай-ху ("белый тигр"), цвет и Божество Ветра Фэн-бо. Символом царства был Цин-лун ("зелёный дракон"), цвет - зелёный, планета - Суйсин (Юпитер).