3 ЮР Аннтичность.pptx
- Количество слайдов: 36
«Культура Античности» • Выполнили студенты 3 курса очной формы обучения гр. Дю 311 09 специальности «Юриспруденция» Андреев К. Казакова Е. Зотова К. Крылов Д. Шляпников Е. Проверил: Скворцов Э. Г.
Введение • Под античностью понимают период древней истории Греции и Рима. Именно эти государства оказали наибольшее влияние на развитие европейской и мировой культуры, оставили богатое культурно-историческое наследие
Хронология • Чтобы понять значение и масштабы всего происшедшего в Средиземноморье в древний период истории, следует представить развитие античного мира как последовательную смену трех периодов: • Первый связан с культурным развитием Греции (его начало относят условно к 1500 1200 г. до н. э. ). • Второй период с захватническими войнами македонских царей — Филиппа и Александра, созданием обширной империи Александра Македонского (400 ые годы до н. э. ). • Третий период относится ко времени расцвета Римской республики и империи и создании огромной сверхдержавы поглотившей и Грецию.
1 Духовная культура
1. 1 Мифология • Мир — «космос» — понимался древними греками как одушевлённое, прекрасное сферическое тело, населённое людьми и богами. Основу мировосприятия составляла мифология, которая прошла длительный путь развития.
• У римлян первоначально отсутствовали ясные представления о богах как о неких определенных, индивидуализированных персонажах. Они считали, что в мире существуют безличные вредоносные или благодетельные силы нумина, свойственные отдельным предметам, живым существам, действиям. Существовала неопределенность пола древних божеств, отразившаяся в наличии мужских и женских ипостасей у некоторых из них, в форме обращения к божеству "бог или богиня", "муж или женщина".
1. 2 Религия • Для греческого мировоззрения характерен не только политеизм, но и представление о всеобщей одушевленности природы. Каждое природное явление, каждая река, гора, роща имели свое божество. С точки зрения грека, не было непреодолимой грани между миром людей и миром богов, посредствующим звеном между ними выступали герои. Такие герои, как Геракл, за свои подвиги приобщались к миру богов
• Иначе развивалась религия в Древнем Риме. Римляне, так же как и все народы древности, обожествляли непонятные им явления природы и общественной жизни. Римская религия зародилась еще в недрах родового строя и к концу республиканского периода прошла длительный путь развития. В римской религии долгое время сохранялись остатки религиозных первобытных представлений: тотемизма, фетишизма, анимизма.
1. 3 Философия. • Греки стали создателями философии, осмысливающей и сводящей воедино различные представления о мире и человеке.
• Римская философия развивалась под определяющим влиянием греческой. Среди философских направлений наибольшее распространение получили стоицизм (Сенека, Эпиктет), скептицизм (Секст), эпикуреизм (Тит Лукреций Кар). Тит Лукреций Кар был последователем и продолжателем атомистического учения Демокрита и Эпикура. В поэме Тита Лукреция Кара «О природе вещей» рассматриваются вопросы космогонии, сущности мира
2. Социальная культура.
2. 1 Нравственность. • Предпосылки античной этики создавались на протяжении многих столетий в устном народном творчестве, в пословицах и поговорках, мифах и сказках. Моральное учение формировалось как житейская мудрость, требовавшая определенной гармонии, порядка, меры.
• Характерными чертами античного мировоззрения являются: • 1. Преобладание эвдемонистических мотивов в нравственных исканиях античных мыслителей (по их мнению, добродетельный человек должен быть счастлив). • 2. Идея гармонии, частным случаем которой является гармония духовного и телесного. Аскетизм и монашество не относятся к отличительным чертам классической античности, хотя они ей и известны. Она не стремится радикальным путем избавиться от иллюзорной материальной оболочки для слияния с Абсолютом. Наоборот, античность демонстрирует малознакомый другим культурам асексуальный культ тела. • 3. Социальная ориентированность этического мышления, взаимосвязь этики и политики. Гражданские добродетели высоко ценятся как в Древней Греции, так и в Древнем Риме. Важную роль играют демократические ценности. Однако государство для античности не самоцель. Это подтверждает и определенная эволюция социально этических идей. В ранней античности распространено представление о единстве индивида и государства, в поздней возникает противопоставление внутреннего мира человека и его социального бытия.
• 4. Главной характеристикой античного этического мировоззрения является его рациональность. Для соединения с высшим Благом, с трансцендентным, потусторонним миром античному человеку не надо было преодолевать материю или создавать совершенное об щество: он осуществлял это при помощи разума. Трансцендентный мир для античности умопостигаем, носит название «умного» места. Человек в состоянии достигнуть этого места самостоятельно, что утверждает ценность человека как такового в античной эти ке, его нравственную самодостаточность и автономность. Отсюда представление о добродетельном человеке, как человеке знающем, а о нравственном поведении — как поведении разумном. Существует определенная связь между самопознанием и самосовершенствованием, счастьем и интеллектуальным удовольствием. • 5. Античность подарила мировой культуре такую форму общественного знания, как наука. Эмпирические знания о природе, обществе и человеке существовали и в странах Древнего Востока: Египте, Индии, Китае и т. д. Однако только в Древней Греции благодаря общей рационалистической установке эти знания были отделены от мифологии, систематизированы, обобщены в форме теории. Теоретическое обоснование получила и нравственность, именно в Греции возникает наука о морали — этика.
2. 2 Право. • В Греции обширная законодательная деятельность связывается с именами Драконта и Солона. Законы, приписываемые Драконту, были изданы в 621 году до н. э. До нас законы Драконта не дошли, но из сообщений древних авторов известно, что они санкционировали ряд религиозных установлений и обычаев, вводя жестокие наказания. Так, смертной казнью карались не только святотатство и умышленное убийство, но и кража овощей, праздность. Законодательство Солона, относящееся к 594 году до н. э. , затрагивало круг вопросов, связанных с организацией государственной власти и регулированием гражданско правовых отношений. Однако основные институты гражданского и уголовного права не были разработаны с достаточной полнотой.
• Важнейшие культурные новации римской античности связаны с развитием права. Древний Рим — родина юриспруденции.
2. 3 Политика. • На протяжении всего периода своего существования Греция представляла собой конгломерат городов государств, которые время от времени объединялись в некрепкие союзы. Греция дала миру многие формы государственного правления: • рабовладельческую демократию; • тиранию единоличное правление; • олигархию и др.
• На протяжении всего периода своего существования Греция представляла собой конгломерат городовгосударств, которые время от времени объединялись в некрепкие союзы. Греция дала миру многие формы государственного правления: • рабовладельческую демократию; • тиранию - единоличное правление; • олигархию и др.
3. Техническая культура.
Экономика. • Экономическая деятельность Древней Греции основывалась на натуральном хозяйстве, при котором каждая греческая семья обеспечивала себя всем необходимым. Семья трудилась в поле или в ремесленной мастерской вместе с рабами, с той разницей, что наиболее тяжелая часть труда приходилась на рабов, которых называли "говорящими орудиями".
• В отличие от греков, римляне считали труд унизительным, предпочитая труду производительному труд военный. • Социальная дифференциация римлян порождала разный уровень потребления.
Наука. • Наука как систематизированный опыт и целенаправленное исследование закономерностей природы и общества была основана греками. Первые естественнонаучные сведения дали греческие философы. Так, например, Фалес был основоположником математики, астрономии и ряда конкретных наук.
• Рим имел своих учёных, но их труды носили обобщающий и компилятивный характер. Хотя римская наука не достигла уровня греческой науки, но у неё имеется немало крупных достижений.
Техника. • При господстве ручных орудий труда и накопленных в процессе практики ремесленных приемов в технике древнего ремесла отмечаются и изменения. В Греции и Риме вводятся новые орудия труда: токарный станок для обработки дерева, коловорот. У римских авторов встречается первое определение машины, еще очень далекое от нынешнего.
4. Художественная культура.
4. 1 Архитектура. • Архаическая эпоха — время становления греческой архитектуры. • В классическую эпоху в греческом градостроительстве хорошо прослеживаются новые тенденции. • Основным типом общественного здания по прежнему оставался храм.
• Развитие же римской архитектуры было тесно связано с ходом римской истории, усложнением общественных отношений, ростом римского города; оно происходило под греческим и этрусским влиянием.
4. 2 Литература. • В классическую эпоху греческая литература переживала расцвет. • С начала VI века уже наблюдается начало упадка литературы. • Большое развитие в этот период получают те литературные жанры, которые непосредственно отвечали на вопросы, выдвигаемые частным и общественным бытом: продолжает развиваться красноречие и создается философский диалог.
• У римлян литературному творчеству отдельных писателей предшествовало устное народное творчество. К сожалению, произведения римского народного творчества не были записаны и не сохранились, за исключением маленьких отрывков. На этом случайном основании некоторые ученые считали римлян неспособными к поэтическому творчеству.
4. 3 Искусство. • V век до н. э. — время расцвета греческого искусства. • Из всех жанров бурный рост переживала трагедия, сюжетами которой служили мифы о богах и героях, и комедия, чаще всего политическая. Наиболее острым в политическом отношении жанром являлась аттическая комедия, которая по происхождению и по социальным симпатиям была наиболее близка крестьянству.
• Искусство Рима считают завершением художественного творчества античного общества. Искусство древнего Рима явление самостоятельное, определявшееся ходом исторических событий, условиями жизни, и своеобразием религиозных воззрений
Вывод • Основой древнегреческой культуры, как и античной культуры в целом, был полис. Благодаря своим небольшим масштабам, полис, бывший в общем то полноценным государством, интенсифицировал развитие античной культуры. • В период «золотого века» Афин наметились два основных решения проблемы человека. К ним относятся философско личностное решение, связанное с именем Сократа, повлиявшее на возникновение различных философских направлений, а также научно рациональное, представлявшее собой мировоззрение, соответствовавшее демократизации полисной жизни.
• К числу самых выдающихся достижений римлян относится созданная ими правовая система, сыгравшая решающую роль в дальнейшем развитии юридической мысли. Политика дала образцы государственного устройства, принципов демократии, форм управления государством. В праве заложила основы общего и частного права всех европейских государств. • В науке античность оставила множество базовых знаний, оснастила языком науку, дала терминологию. Сформировала теоретическую базу многих областей научного знания, в том числе философии, логики, филологии и др.
Пери оды Духовная культура Социальная культура Техническая культура Художественная культура Мифо логия Религия Фило софия Нрав ствен ность Поли тика Эко но мика Наука Тех ника Архи тек тура Лите ратура Искус ство Тоте мизм фети шизм ани мизм Появ ление фило софии Этика Демок ратия Ремес ло Матема тика Ору дия труда и воен. оруди я Хаос ная заст ройка горо да Эпос Театр скульп тура живо пись Протаго р и т. д. Культу ра тела Фор мир ован ие Тиран ия Торгов ля Астрон омия Усове ршен ствов ание ору дий труда Дори йское зодче ство Лири ка Разви тие скульп туры и живо писи Софизм, стое цизм, Труд Драк онт. С о он Прав о Ри ма Олига рхия Ферме рство Психол огия Стале ва рение Акро поль Драма Скуль птура II тыс. Хаос – 5 в. и Кос до н. э. мос 5 4 вв. до н. э. 4 в. до н. э. 1 в н. э. Пан теон Богов Христи анство Прав о
Стоецизм Софизм Скептицизм Анимизм Христианство Тотемизм Космос Титаны Ионический ордер Пантеон Богов Этика Коринфский ордер Культура тела Религия Дорический ордер Философия Мифология Труд Духовная Эпос Лирика Нравственность Архитектура ХАОС и КОСМОС Художест Литература венная Социальная Искусство Римское Право Политика Солонское Драконтово Техническая Драма Техника Экономика Наука Театр Тирания Скульптура Олигархия Живопись Демократия Ремесло Торговля Фермерство Математика Астрономия Психология Орудия труда Стекловар ение Сталеваре ние
Сп аси бо за вни ма ни е!