Скачать презентацию КУЛЬТУРА АНТИЧНОСТИ ДРЕВНИЙ РИМ лекция 6 СОДЕРЖАНИЕ Скачать презентацию КУЛЬТУРА АНТИЧНОСТИ ДРЕВНИЙ РИМ лекция 6 СОДЕРЖАНИЕ

6. РИМ.ppt

  • Количество слайдов: 17

КУЛЬТУРА АНТИЧНОСТИ: ДРЕВНИЙ РИМ лекция 6 КУЛЬТУРА АНТИЧНОСТИ: ДРЕВНИЙ РИМ лекция 6

СОДЕРЖАНИЕ 1. Детерминанты древнеримской культуры 2. Артефакты культуры 3. Картина мира культуры СОДЕРЖАНИЕ 1. Детерминанты древнеримской культуры 2. Артефакты культуры 3. Картина мира культуры

СТАНОВЛЕНИЕ РИМСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОТНОСИТСЯ К ИСТОРИЧЕСКОМУ ПЕРИОДУ ВРЕМЕНИ РЕСПУБЛИКИ VI- I ВВ. ДО Н. СТАНОВЛЕНИЕ РИМСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОТНОСИТСЯ К ИСТОРИЧЕСКОМУ ПЕРИОДУ ВРЕМЕНИ РЕСПУБЛИКИ VI- I ВВ. ДО Н. Э. РАСЦВЕТ ОТНОСИТСЯ НА ПЕРИОД ИМПЕРИИ I- II ВВ. Н. Э. ВРЕМЯ РАСПАДА РИМСКОЙ ИМПЕРИИ И ЗАВЕРШЕНИЕ АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ III-IV ВВ. Н. Э. ОСНОВОЙ РИМСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВЫСТУПАЕТ КУЛЬТУРА ЭТРУСКОВ. В РИМСКОЙ КУЛЬТУРЕ ПРОИСХОДИТ ЗАИМСТВОВАНИЕ ПАНТЕОНА ГРЕЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ, КОТОРАЯ РЕГЛАМЕНТИРУЕТ ВСЕ СТОРОНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ, ПОЛУЧАЯ СВОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВЫРАЖЕНИЕ В АРХИТЕКТУРЕ, СОЕДИНИВШЕЙ ГРЕЧЕСКИЙ ОРДЕР И ЭТРУССКУЮ АРКУ.

ОСНОВОЙ ГОРОДСКОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ВЫСТУПАЕТ ФОРУМ (ЛАТ. –ПЛОЩАДЬ), ОБРАЗУЮЩАЯ ЦЕНТР КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ ГОРОДА, ОСНОВОЙ ГОРОДСКОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ВЫСТУПАЕТ ФОРУМ (ЛАТ. –ПЛОЩАДЬ), ОБРАЗУЮЩАЯ ЦЕНТР КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ ГОРОДА, КОТОРАЯ ВКЛЮЧАЛА: АДМИНИСТРАТИВНЫЕ СООРУЖЕНИЯ, ХРАМЫ, РЫНОК. ОТ ПЕРИОДА РЕСПУБЛИКИ ДО НАШИХ ДНЕЙ СОХРАНИЛСЯ ФОРУМ, КОТОРЫЙ ОБРАЗУЮТ ХРАМЫ ОТДЕЛЬНЫМ БОГАМ, ТОРГОВЫЕ РЯДЫ, АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ЗДАНИЯ.

ИТАЛИЙСКИЙ ХРАМ (ПСЕВДОПЕРИПТЕР) - ЭТО ПОСТРОЙКИ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ПЕРИОДА, ИМЕЮЩИЕ КОЛОННЫ ТОЛЬКО ПРИ ВХОДЕ В ИТАЛИЙСКИЙ ХРАМ (ПСЕВДОПЕРИПТЕР) - ЭТО ПОСТРОЙКИ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ПЕРИОДА, ИМЕЮЩИЕ КОЛОННЫ ТОЛЬКО ПРИ ВХОДЕ В ХРАМ, ОБРАЗУЯ ПОРТИК. ПАНТЕОН РИМСКОЙ КУЛЬТУРЫ - ЮПИТЕР, МАРС, МИНЕВРА, ДИАНА, МЕРКУРИЙ, ВАКХ, ВЕНЕРА, НЕПТУН, АПОЛЛОН.

БАЗИЛИКА (ЛАТ. ЦАРСКИЙ ДОМ) - НОВЫЙ ТИП РИМСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ, ИМЕЮЩИЙ ПРЯМОУГОЛЬНЫЙ СТИЛОБАТ С КОЛОННАМИ БАЗИЛИКА (ЛАТ. ЦАРСКИЙ ДОМ) - НОВЫЙ ТИП РИМСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ, ИМЕЮЩИЙ ПРЯМОУГОЛЬНЫЙ СТИЛОБАТ С КОЛОННАМИ РАЗДЕЛЯЮЩИМИ ПОМЕЩЕНИЕ НА НЕСКОЛЬКО НЕФОВ. РИМ БЫЛ НАВОДНЕН ПАМЯТНИКАМИ: СКОПАСА, ПРАКСИТЕЛЯ, ЛИСИППА. БОЛЕЕ 3 ТЫС. СКУЛЬПТУР БЫЛО ПРИВЕЗЕНО ИЗ ДЕЛЬФИЙСКОГО ОРАКУЛА. ПОЯВЛЯЕТСЯ СПРОС НА КОПИИ ПАМЯТНИКОВ ГРЕЧЕСКОГО ИСКУССТВА.

ВОЗНИКАЕТ СКУЛЬПТУРНЫЙ ПОРТРЕТ : ПОЛКОВОДЦЕВ, ИМПЕРАТОРОВ, ПИСАТЕЛЕЙ, ФИЛОСОФОВ, ИСТОРИЧЕСКИХ ДЕЯТЕЛЕЙ. КЛАССИЧЕСКИМ ПРИМЕРОМ РИМСКОГО ПОРТРЕТА ВОЗНИКАЕТ СКУЛЬПТУРНЫЙ ПОРТРЕТ : ПОЛКОВОДЦЕВ, ИМПЕРАТОРОВ, ПИСАТЕЛЕЙ, ФИЛОСОФОВ, ИСТОРИЧЕСКИХ ДЕЯТЕЛЕЙ. КЛАССИЧЕСКИМ ПРИМЕРОМ РИМСКОГО ПОРТРЕТА СЧИТАЕТСЯ ИЗОБРАЖЕНИЕ КАТОНА – МУДРОГО И ВОЛЕВОГО, СТРОГИХ НРАВОВ РИМЛЯНИНА. ФИЛОСОФЫ, ПОЭТЫ И ЛИТЕРАТОРЫ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ПЕРИОДА: ЛУКИАН, ТИТ МАКЦИЙ ПЛАВТ, ГАЙ ВАЛЕРИЙ КАТУЛЛ, СТАВИЛИ ВОПРОСЫ СМЫСЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ.

В КОНЦЕ I В. РИМСКОЕ ГОСУДАРСТВО ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ИМПЕРИЮ ОТ РЕЙНА ДО ЕФРАТА. РИМ В КОНЦЕ I В. РИМСКОЕ ГОСУДАРСТВО ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ИМПЕРИЮ ОТ РЕЙНА ДО ЕФРАТА. РИМ СТАНОВИТСЯ МИРОВОЙ СТОЛИЦЕЙ. НА СМЕНУ ЮЛИЮ ЦЕЗАРЮ ПРИХОДИТ АВГУСТ (27 - 14 ГГ. Н. Э), КОТОРЫЙ ПРИНЯЛ РИМ КИРПИЧНЫМ, ОСТАВИЛ МРАМОРНЫМ. ОСНОВОЙ ГОРОДСКОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОСТАЕТСЯ ФОРУМ. В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ АВГУСТА ПРОИСХОДИТ ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ ЗАВЕРШЕНИЕ СИНТЕЗА ГРЕЧЕСКОЙ И РИМСКОЙ КУЛЬТУР, ОКОНЧАТЕЛЬНО ОФОРМЛЯЕТСЯ РИМСКАЯ КУЛЬТУРА. АВГУСТ ОКРУЖИЛ СЕБЯ ЛЮДЬМИ ПОНИМАЮЩИМИ ИСКУССТВО: АПУЛЕЙ, ПЛИНИЙ МЛАДШИЙ, ЮВЕНАЛ, ЛУКИАН, ВЕРГИЛИЙ. , ГОРАЦИЙ, ОВИДИЙ, СЕНЕКА , ВИТРУВИЙ И Т. Д.

В I-II вв. в Риме возникают грандиозные архитектурные комплексы: форумы, Колизей, Пантеон, арки, термы, В I-II вв. в Риме возникают грандиозные архитектурные комплексы: форумы, Колизей, Пантеон, арки, термы, акведуки а виллы.

КОЛИЗЕЙ (ЛАТ. – ОГРОМНЫЙ) ПОСТРОЕН В 75 - 80 ГГ. ЯВЛЯЕТСЯ ЗНАМЕНИТЫМ ПАМЯТНИКОМ ИМПЕРАТОРСКОЙ КОЛИЗЕЙ (ЛАТ. – ОГРОМНЫЙ) ПОСТРОЕН В 75 - 80 ГГ. ЯВЛЯЕТСЯ ЗНАМЕНИТЫМ ПАМЯТНИКОМ ИМПЕРАТОРСКОЙ ЭПОХИ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИСТЕМЫ ГРЕЧЕСКИХ ОРДЕРОВ. КОЛИЗЕЙ - ЭТО ОБРАЗЕЦ АМФИТЕАТРА. ОТКРЫТОЕ КРУГЛОЕ ИЛИ ЭЛЛИПТИЧЕСКОЕ СООРУЖЕНИЕ ДЛЯ ЗРЕЛИЩ И ГЛАДИАТОРСКИХ БОЕВ. КОЛИЗЕЙ ВМЕЩАЛ 50 ТЫС. ЗРИТЕЛЕЙ.

САМЫМ ЗНАЧИТЕЛЬНЫМ АРХИТЕКТУРНЫМ СООРУЖЕНИЕМ РИМА ЯВЛЯЕТСЯ ПАНТЕОН (ГРЕЧ. ХРАМ ВСЕХ БОГОВ), КОТОРЫЙ ПОСТРОЕН 125 САМЫМ ЗНАЧИТЕЛЬНЫМ АРХИТЕКТУРНЫМ СООРУЖЕНИЕМ РИМА ЯВЛЯЕТСЯ ПАНТЕОН (ГРЕЧ. ХРАМ ВСЕХ БОГОВ), КОТОРЫЙ ПОСТРОЕН 125 Г. ПАНТЕОН ПЕРВОЕ КУПОЛЬНОЕ СООРУЖЕНИЕ С ДИАМЕТРОМ КУПОЛА 43, 4 М, ТОЛЩИНА СТЕН СОСТАВЛЯЕТ 6 М, С ОТВЕРСТИЕМ В КУПОЛЕ- 8, 8 М, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ ПРОНИКАЛ СВЕТ. ОБЪЕМ КУПОЛА ДО СИХ ПОР НЕПРЕВЗОЙДЕН. СТИЛОБАТ ПАНТЕОНА КРУГ. ОБЩАЯ ДЛИНА ХРАМА- 57, 5 М, ВКЛЮЧАЯ ПОРТИК – 14 М. В ЭТОТ ХРАМ МОЖНО ВОЙТИ. АНТИЧНЫЙ ХРАМ - ИДЕАЛЬНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ТЕЛО ИЛИ СКУЛЬПТУРА (СТАТУЯ ИДЕАЛЬНОГО МУЖЧИНЫ). ПАНТЕОН - ЭТО ТЕЛО, В КОТОРОМ СУЩЕСТВУЕТ МНОЖЕСТВО БОГОВ (СТАТУЙ) ИЛИ ПЛАСТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ. ПАНТЕОН И КОЛИЗЕЙ БЫЛИ РАСПОЛОЖЕНЫ НА РАВНОМ РАССТОЯНИИ ОТ ФОРУМА.

ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА, СВЕТСКОЕ СООРУЖЕНИЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ НЕ БОГУ, А ИМПЕРАТОРУ ИЛИ ЧЕЛОВЕКУ, КОТОРЫЙ ПРИНЕС НАИБОЛЬШЕЕ ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА, СВЕТСКОЕ СООРУЖЕНИЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ НЕ БОГУ, А ИМПЕРАТОРУ ИЛИ ЧЕЛОВЕКУ, КОТОРЫЙ ПРИНЕС НАИБОЛЬШЕЕ КОЛИЧЕСТВО ТРОФЕЕВ С ПОЛЯ БИТВЫ. АРКИ ИМЕЛИ РАЗЛИЧНУЮ ТИПОЛОГИЮ: ОДИН ИЛИ ТРИ ПРОЛЕТА, ОБЫЧНО ВЫСОТОЙ 20 М.

ИМЕНА ИМПЕРАТОРОВ КАЛИГУЛА И НЕРОНА ПРЕВРАЩАЮТСЯ В СИМВОЛЫ ЖЕСТОКОСТИ И МОРАЛЬНОГО РАЗЛОЖЕНИЯ. ДУХОВНЫЙ КРИЗИС ИМЕНА ИМПЕРАТОРОВ КАЛИГУЛА И НЕРОНА ПРЕВРАЩАЮТСЯ В СИМВОЛЫ ЖЕСТОКОСТИ И МОРАЛЬНОГО РАЗЛОЖЕНИЯ. ДУХОВНЫЙ КРИЗИС ПОСЛУЖИЛ ГЛАВНОЙ ПРИЧИНОЙ ЗАКАТА РИМСКОЙ КУЛЬТУРЫ. КУЛЬТУРА ПОЗДНЕЙ ИМПЕРИИ – КОНЕЦ 2 В. Н. Э. ПРОПАДАЕТ ИНТЕРЕС К ФИЛОСОФИИ И НАУКЕ, ПРОЦВЕТАЮТ СУЕВЕРИЯ И МИСТИКА. ВОЗНИКАЮТ ТЕРМЫ – ЭТО СЛОЖНЫЙ КОМПЛЕКС, ВКЛЮЧАЮЩИЙ БАНИ, БИБЛИОТЕКИ, МЕСТА ДЛЯ ИГР И ПРОГУЛОК. ВОЗНИКАЮТ ВИЛЛЫ ( ЛАТ. - ЗАГОРОДНЫЙ ДОМ). АКВЕДУКИ – МОСТЫ, ПЕРЕДАЮЩИЕ ВОДУ.

СУЩЕСТВОВАТЬ, ПОСЛЕ ЗАВОЕВАНИЯ ЕЕ ГЕРМАНСКИМИ ПЛЕМЕНАМИ. В ИМПЕРСКИЙ ПЕРИОД ВПЕРВЫЕ ПОЯВЛЯЮТСЯ МЕЦЕНАТЫ. НАРИЦАТЕЛЬНОЕ ОТ СУЩЕСТВОВАТЬ, ПОСЛЕ ЗАВОЕВАНИЯ ЕЕ ГЕРМАНСКИМИ ПЛЕМЕНАМИ. В ИМПЕРСКИЙ ПЕРИОД ВПЕРВЫЕ ПОЯВЛЯЮТСЯ МЕЦЕНАТЫ. НАРИЦАТЕЛЬНОЕ ОТ ИМЕНИ МЕЦЕНАТА ПРИБЛИЖЕННОГО ИМПЕРАТОРА АВГУСТА, КОТОРЫЙ ВЫПОЛНЯЛ ЕГО ЧАСТНЫЕ ПОРУЧЕНИЯ И ПОКРОВИТЕЛЬСТВОВАЛ ПОЭТАМ. НЕОБХОДИМО РАЗЛИЧАТЬ ПОНЯТИЯ – БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ И МЕЦЕНАТ. БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ – БЕЗВОЗМЕЗДНОЕ ПОЖЕРТВОВАНИЕ В РАЗЛИЧНЫЕ СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. МЕЦЕНАТ - ЭТО ЧЕЛОВЕК, ФИНАНСИРУЮЩИЙ РАЗЛИЧНЫХ ВИДЫ ТВОРЧЕСТВА, ОТРАЖАЮЩИЕ ЕГО ИДЕАЛЫ, ЦЕННОСТИ. ИМПЕРАТОР КОНСТАНТИН В 313 ГОДУ ПРИЗНАЕТ ОФИЦИАЛЬНО ХРИСТИАНСТВО. С 394 МЕСТО ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ ЗАНИМАЕТ ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, ОБРАЗУЮЩАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ МИРА.