5. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ.pptx
- Количество слайдов: 33
КУЛЬТУРА АНТИЧНОСТИ: ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Лекция 5
СОДЕРЖАНИЕ 1. Детерминанты Древнегреческой культуры 2. Артефакты культуры 3. Картина мира Древнегреческой культуры
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДО Н. Э ПОI В. ДО Н. Э. СУЩЕСТВУЕТ С III ТЫС. ИСТОКОМ ГРЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ( III ТЫС. ДО Н. Э. – IX В. ДО Н. Э. ) ВЫСТУПАЕТ ЭГЕЙСКАЯ ИЛИ КРИТО-МИКЕНСКАЯ (ДОКЛАССИЧЕСКАЯ) КУЛЬТУРА. АРХАИЧЕСКИЙ ПЕРИОД VIII – V ВВ. ДО Н. Э. - ПЕРИОД КОЛОНИЗАЦИИ. КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД V – IV ВВ. ДО. Н. Э. ОКОНЧАНИЕ ГРЕКО-ПЕРСИДСКИХ ВОЙН. ПЕРИОД ЭЛЛИНИЗМА III - I ВВ. ДО. Н. Э. – ПЕРИОД ЗАВОЕВАНИЙ А. МАКЕДОНСКОГО.
ЭГЕЙСКАЯ ИЛИ КРИТО- МИКЕНСКАЯ КУЛЬТУРА ПОГИБЛА В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗВЕРЖЕНИЯ ВУЛКАНОВ И ВТОРЖЕНИЯ НА ЭТУ ТЕРРИТОРИЮ ГРЕКОВ- АХЕЙЦЕВ. НАЙДЕНЫ МЕЧИ, КИНЖАЛЫ, ЩИТЫ, НАКОНЕЧНИКИ КОПИЙ, СТРЕЛ, ПРЕДМЕТЫ РОСКОШИ (БРАСЛЕТЫ, БУСЫ АМУЛЕТЫ, КОЛЬЦА), ПЕЧАТИ, ИЗДЕЛИЯ ИЗ ГЛИНЫ: СОСУДЫ, КУВШИНЫ, ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО СТИЛЯ, ФАЯНСОВЫЕ СТАТУЭТКИ, ДВОРЦЫ В ФОРМЕ ЛАБИРИНТОВ. КРУПНЫМ ОЧАГОМ МИКЕНСКОЙ КУЛЬТУРЫВЫСТУПАЕТ ТРОЯ, СУЩЕСТВОВАНИЕ КОТОРОЙ ДОКАЗАНО НЕМЕЦКИМ АРХЕОЛОГОМ Г. ШЛИМАНОМ. ИЛИАДА И ОДИССЕЯ, ПРИПИСЫВАЕМЫЕ ГОМЕРУ, ОТРАЖАЮТ МИФОЛОГИЮ И ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ ЭГЕЙСКОЙ ИЛИ КРИТО - МИКЕНСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
– V ВВ. ДО Н. Э. ВЫСТУПАЮТ АСТРОФИЗИЧЕСКИЕ (ЭПИДЕМИИ), ГЕОФИЗИЧЕСКИЕ (ИЗВЕРЖЕНИЕ ВУЛКАНОВ) ПРОЦЕССЫ И ОСОБЫЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ (ОЛИВКОВЫЕ И ЛИМОННЫЕ РОЩИ, ПЛОДОРОДНАЯ ЗЕМЛЯ, ГАВАНИ). ДЕТЕРМИНАНТОЙ РАЗВИВАЕТСЯ КУЛЬТУРЫ АРХАИЧЕСКОГО ПЕРИОДА VIII ЗЕМЛЕДЕЛИЕ, КОНКУРЕНТНОЕ ВОСТОЧНЫМ ЦИВИЛИЗАЦИЯМ, СКОТОВОДСТВО, ТОРГОВЛЯ, РЕМЕСЛО, ВИНОГРАДАРСТВО. ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ В АРХАИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ВЫСТУПАЕТ ПОЛИС - ГОРОД – ГОСУДАРСТВО, ОБЪЕДИНЕНИЕ ГРАЖДАН, ИМЕЮЩИХ УЧАСТОК ЗЕМЛИ, РАВНЫЕ ПРАВА (УЧАСТВОВАТЬ В СОБРАНИЯХ, МЕСТО В ФАЛАНГЕ, ВНОСИТЬ ПОЖЕРТВОВАНИЯ В КАЗНУ, ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЯТЬ ЗЕМЛЮ). УЧАСТОК ЗЕМЛИ ПЕРЕДАВАЛСЯ ПО НАСЛЕДСТВУ ОТ ОТЦА К СЫНУ. ЖЕНЩИНЫ БЫЛИ В НЕ ЗАКОНАРОСТ НАСЕЛЕНИЯ И НЕДОСТАТОК. ПРОДОВОЛЬСТВИЯ ПРИВОДИТ К КОЛОНИЗАЦИИ, ОСВОЕНИЮ ГРЕКАМИ ПОБЕРЕЖЬЯ СРЕДИЗЕМНОГО И ЧЕРНОГО МОРЕЙ.
В МОМЕНТ КОЛОНИЗАЦИИ ГРЕКИ ВПЕРВЫЕ ПОЛУЧИЛИ ВОЗМОЖНОСТЬ СРАВНИТЬ СВОИХ БОГОВ С ЧУЖИМИ, ЧТО ПРИВЕЛО К ДВУМ РЕЗУЛЬТАТАМ. ВО-ПЕРВЫХ, ГРЕКИ ВВАВИЛОНЕ, ЕГИПТЕ ЗАИМСТВУЮТ АСТРОНОМИЮ, ГЕОМЕТРИЮ, МИФОЛОГИЮ, У ФИНИКИЙЦЕВ –АЛФАВИТ. ВО-ВТОРЫХ, ВОЗНИКАЕТ ПАНТЕОН ГРЕЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ, КОТОРАЯ ВЫСТУПАЕТ САКРАЛЬНЫМ ОТНОШЕНИЕМ К СТИХИЙНЫМ СИЛАМ ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА. В –ТРЕТЬИХ, В VIII В. ДО Н. Э. ВОЗНИКАЕТ ДЕЛЬФИЙСКИЙ ОРАКУЛ СВЯТИЛИЩЕ АПОЛЛОНА, КОТОРЫЙ БЫЛ ЗАКРЫТ ТОЛЬКОВ 394. Г ДО 1840 БЫЛО ИЗВЕСТНО МЕСТО ЛИШЬ РАСПОЛОЖЕНИЕ ОРАКУЛА ПО ОПИСАНИЯМ ГРЕЧЕСКИХ ИСТОРИКОВ, ПИСАТЕЛЕЙ И ПОЭТОВНАЧИНАЯ С. 1840 - 1893 ГГ. ВЕЛИСЬ РАСКОПКИ ЭТОГО СВЯТИЛИЩА.
Дельфийский оракул расположен на горе Парнас. Представлены план оракула, Кастальский источник, сокровищница.
Представлены План храма (дорический периптер), реконструкция храма, статуя Аполлона, статуя сфинкса. Современный вид храма. В храме, находилось изображение буквы E, деревянное, бронзовое и золотое, как репрезентант существования бога
В храме был установлен камень «омфалос» (“пуп земли”, “центр, начало мира”). Греческий мир себя называл Рах ойкуменой, центром мира, который был расположен в Дельфах. Оракул (лат. - “oraculum”) - это место прорицания, одновременно оракул - это жрец, дававший прорицания, и оракулы - это текст, форма хранения прорицаний, истины. Жрецом оракула была Пифия (греч. «прорицательница» ), которая садилась на треножник, ее прорицания записывали гекзаметром. О чем прорицал Дельфийский оракул? Оракул провозглашал от лица Бога моральные принципы существования человека “мера важнее всего”; “лишку ни в чем”, “жизни конец наблюдай”; “ни за кого не ручайся”; “сдерживай гнев – увещая”; “худших везде большинство”; “узнай самого себя и ты узнаешь бога и мир”.
СЛАВА И ВЛИЯНИЕДЕЛЬФИЙСКОГО ОРАКУЛА ПРОСТИРАЛИСЬ ДАЛЕКО ЗА ПРЕДЕЛЫГРЕЦИИ. ОРАКУЛ ВЫСКАЗЫВАЛ СОВЕТЫ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ, ДАВАЛ СОВЕТЫ, КАСАЮЩИЕСЯ БУДУЩИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ. АПОЛЛОН БЫЛ БОЖЕСТВОМ, ПОРОДИВШИМ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ФОРМУ ОЛИМПИЙСКИХ БОГОВ ГРЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. ПРОИСХОЖДЕНИЕ БОГА АПОЛЛОНА, НАПРИМЕР, ПЛУТАРХ ОТНОСИТ ВЕГИПЕТ, СЧИТАЕТ ГОР-АПОЛЛОНА, СЫНОМ ОСИРИСА И ИСИДЫ. НАЧИНАЯ С ХХ В. , , ЧТО АПОЛЛОН ИЗВАВИЛОНА. СЧИТАЮТ ЗАИМСТВОВАН ГРЕКАМИ
ТРИ ЗНАЧЕНИЯ БОГА ПОЛЛОНА А АРХАИЧЕСКОЕ( ТОТЕМЫ, ФЕТИШИ - «СТОЛБ» , «ЛЕБЕДЬ» , «ЛАВРОВОЕ ДЕРЕВО» , «ДЕЛЬФИН» ); КЛАССИЧЕСКОЕ (БОГ ИСКУССТВА, ОСНОВНОЙ АТРИБУТ - ЛИРА, КИФАРА). ЭЛЛИНСКОЕ - СИМВОЛ СОЛНЦА , ИДЕАЛЬНОГО ТЕЛА МУЖЧИНЫ АПОЛЛОН БЕЛЬВЕДЕРСКИЙ. БОГ ИЗОБРАЖАЕТСЯ НЕ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ЛЕГКО БЫЛО ПРИНЯТЬ К СВЕДЕНИЮ КАК ОН ВЫГЛЯДИТ, ИЗОБРАЖЕНИЕ УКАЗЫВАЕТ, НА ТО ЧТО ГАРМОНИЯ СУЩЕСТВУЕТ. В ИЮНЕ 2005 ГОДА В КРАСНОЯРСКЕ УСТАНОВЛЕНА УНИКАЛЬНАЯ СТАТУЯАПОЛЛОНА, ВКЛЮЧАЮЩАЯ В СЕБЯ ВСЕ ТРИ АСПЕКТА : АРХАИЧЕСКИЙ (КОЛОННА), КЛАССИЧЕСКИЙ (БОГ ИСКУССТВА , ЛИРА), ЭЛЛИНСКИЙ (НЕ ПРОСТО СКУЛЬПТУРА НАГОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА) , ЭТО ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ХУДОЖНИКА, КОТОРЫЙ ПОСВЯТИЛ СВОЮ ЖИЗНЬ ИСКУССТВУ.
Аполлон как Бог искусства - покровитель музыки, поэзии, лирики, театра, астрологии и истории как способов познания истины. Каллиопа - муза эпической поэзии. Эвтерпа – муза музыки. Эрато - муза любовных песен. Мельпомена - муза трагедии. Талия - муза комедии. Терпсихора - муза танцев. Клио - муза истории. Урания - муза астрологии. Полигимния – муза священных гимнов.
ПИФИЙСКИЕ ИГРЫ ИЛИ РИТУАЛ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ ПОЛЛОНУ, УЧРЕЖДЕНЫ С А 582 Г. ДО Н. Э. - ЭТО МУЗЫКАЛЬНЫЕ СОСТЯЗАНИЯ МУЗЫКАНТОВ, ПОЭТОВ, ТРАГИКОВ. РИТУАЛ (ГРЕЧ. « СВЯЩЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ» ; ЛАТ. «ПРАЗДНИК» , «ОБЫЧАЙ» ; РУС. «СВЯТОЕ ДЕЛО» , ) УСТАНОВЛЕННЫЙ ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ. МУЗЫКАЛЬНЫЕ СОСТЯЗАНИЯ ВКЛЮЧАЛИ ПРАЗДНИЧНОЕ ШЕСТВИЕ НА ЕЛЬФИЙСКИЙ Д СТАДИОН, ГЕКАТОМБУ, ГИМНАСТИЧЕСКИЕ И КОННЫЕ СОСТЯЗАНИЯ НА КОЛЕСНИЦАХ. ПОСЛЕДНИЕ ПИФИЙСКИЕ ИГРЫ СОСТОЯЛИСЬВ 394 ГОДУ Н. Э. ВНОВЬ ВОССТАНОВЛЕНЫ КАКДЕЛЬФИЙСКИЕ ИГРЫ В 2000 ГОДУРОССИИ. В В КРАСНОЯРСКЕ ПРОВОДИЛИСЬ В АПРЕЛЕ 2007, В НОВОСИБИРСКЕ В МАЕ 2008 ГОДАХ, В 2009 САМАРЕ. В ХХ ВЕКЕ АПОЛЛОНА ВЕНЧАЮТ НЕ ТОЛЬКО ТЕАТРЫМОСКВЫ, САНКТ- ПЕТЕРБУРГА, НО И ПРИСУТСТВУЕТ НА РОССИЙСКИХ ДЕНЗНАКАХ. СТАТУИ
Афродита (гр. из пены рожденная), из крови оскопленного Урана и пены морской. В греческой мифологии любовь тела – это космическая, природная, стихийная сила. Эрот (греч. “демон”), Амур, Купидон. Эрот сын Афродиты, раскрывает безусловный характер возникновения и угасания любви (две золотые стрелы Эрота). В Диалоге «Пир» Платона, любовь определена как стремление к изначальной целостности, поиск второй своей половины.
Афродита жестоко наказывала тех кто ее отвергал ( Нарцисс, Луций, Ипполит, Гефест). Безглазые, холодные скульптуры - это пластические понятия о том, что такое любовь.
Гермес - бог торговли, посредник между богами и людьми. Отглагольное существительное герменея с гр. означает понимание. Атрибуты Гермеса- крылатые сандали, кодуцей( жезл прикасаясь им к любой вещи, превращает вещь в «золото» , открывает смысл и ценность вещи). В честь Гермеса воздвигали гермы (греч. понятие – «груда камней» , «каменный столб» ). Эти священные четырехгранные каменные столбы устанавливали вдоль дорог на территории святилища в Дельфах.
ДИОНИС –БОГ ПЛОДОРОДИЯ И ВИНОДЕЛИЯ( В ЕГИПЕТСКОЙ МИФОЛОГИИ -ОСИРИС). ОРГИИ ДИОНИСА ВСТРЕТИЛИ В ГРЕЦИИ СОПРОТИВЛЕНИЕ, ОНИ БЫЛИ ЧУЖДЫ УКЛАДУ ГРЕКОВ. МИФ ОБ ИКАРИИ. БЫЛ УСТАНОВЛЕН ПРАЗДНИК (ДИОНИСИИ -ПРАЗДНИК МОЛОДОГО ВИНА ) ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ТРАГЕДИЙ (ГРЕЧ. – «ПЕСНЬ О КОЗЛЕ» ). РЕПРЕЗЕНТАНТОМ ДИОНИСА ЯВЛЯЕТСЯ ВЕРТИКАЛЬНЫЙ СТОЛБ БЕЗ РУК, С БОРОДОЙ, МАСКОЙ. ЭТОТ СТОЛБ (ФАЛЛОС) НЕСЛИ ВО ВРЕМЯ ШЕСТВИЯ И УСТАНАВЛИВАЛИ В ЦЕНТР ХОРОВОДОВ. ДИОНИС ШЕСТВОВАЛ ПОДГРОМ ТИМПАНОВ (БУБЕН), МЕДНЫХ ТАРЕЛОК, ФЛЕЙТ, СОПРОВОЖДАЕМЫЙ САТИРАМИ, СИЛЕНАМИ, ПЛЯСКАМИ МЕНАД , РАЗРЫВАЮЩИХ УСТАМИ ЖИВОТНЫХ ИЛИ ЛЮДЕЙ. В РУКАХ САТИРОВ, МЕНАД БЫЛИ ФАКЕЛЫ, НА ПЛЕЧАХ ШКУРЫ ЛАНЕЙ , ЛИСИЦ.
На основе оргий в честь Диониса возникает театр. Театрон - места для зрителей. Орхестра – место для выступления. Скена – прямоугольное помещение , внутри которого актеры могли поменять одежду. Театр служил не только для представлений, но и для народных собраний.
Артемида (греч. “владычица”, “убийца”, “прямосмотрящая”, “многогрудая”, «охотящаяся в круге зверей» (с греч. - “зодиак”). Артемида - сестра Аполлона, репрезентант луны ( В Египетской мифологии –Тот). В течение месяца Артемида совершает свой полный круг в “круге зверей” - определяя начало, порядок жизни (лунное исчисление), 4 фазы луны - 4 недели месяца. Артемида выступала покровительницей юношей и девушек, не достигших брачного возраста. Представлен план (диптер) храма Артемиды в Эфесе.
ЗЕВС – ЭТО ВЕРХОВНОЕ БОЖЕСТВО, ОТЕЦ ВСЕХ ОЗНАЧАЕТ «СВЕТЛОЕ НЕБО» , ПОРЯДОК. ОЛИМПИЙСКИХ БОГОВ И ЛЮДЕЙ И АРХАИЧЕСКИЕ РЕПРЕЗЕНТАНТЫ ЗЕВСА – ОРЕЛ, КАМЕНЬ, ОГОНЬ, ЧИСТОЕ НЕБО, МОЛНИИ, ГРОМ, СКИПЕТР. ЕВС В БОРЬБЕ С ГИГАНТАМИ (ГИГАНТОМАХИЯ) НИЗВЕРГ ИХ З В ТАРТАР, ГДЕ ВОЗНИКЛИ : ХИМЕРА, ГИДРА, СФИНКС ИЛИ (ПЕС ЦЕРБЕР). КЛАССИЧЕСКИЕ РЕПРЕЗЕНТАНТЫ ЗЕВСА -АФИНА (ХРАМ ПАРФЕНОН И ХРАМ ЗЕВСА ОЛИМПИЙСКОГО). ЭЛЛИНСКИЙ ОБРАЗ ЗЕВСА – ЧИСТОЕ НЕБОАЛТАРЬ В ПЕРГАМЕ. .
КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД VI – V ВВ. ДО Н. Э. ЕРИОД РАЗРУШЕНИЯ П КЛАССИЧЕСКОГО ПОЛИСА – СТАНОВЛЕНИЕ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЙ ДЕМОКРАТИИ. ЦЕНТРОМ КУЛЬТУРЫ СТАЛИ АФИНЫ. ПОБЕДЫ В ГРЕКО-ПЕРСИДСКОЙ ВОЙНЕ, ЭПИДЕМИИ. АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ АКРОПОЛЯ ПОСТРОЕННЫЙ ИКТИОНОМ И КАЛИКРАТОМ (ПРОПИЛЕИ, ХРАМ НИКИ, ПАРФЕНОН-ХРАМ АФИНЫ ДЕВЫ), КОТОРЫЙ ВЫСТУПАЛ РЕПРЕЗЕНТАНТОМ ПОБЕДЫ НАД ПЕРСАМИ.
АРХИТЕКТУРА ВОЗНИКАЕТ АРХИТЕКТУРНЫЙ ОРДЕР (ОТ ЛАТ. ПОРЯДОК), В КОТОРОМ ВЫРАЖАЛИСЬ ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СООРУЖЕНИЙ. ОРДЕР ВКЛЮЧАЕТКАПИТЕЛЬ, КОЛОННУ, СТИЛОБАТ , ИМЕЮЩИЙ ФОРМУ ПЕРИПТЕРА ИЛИ ДИПТЕРА. ПЕРИПТЕР ( ГРЕЧ. - ОЗНАЧАЕТ “ОПЕРЕННЫЙ”), ХРАМ ПРЯМОУГОЛЬНОЙ ФОРМЫ, ОКРУЖЕННЫЙ СО ВСЕХ СТОРОН КОЛОННАМИ. ДИПТЕР- ДВАЖДЫ ОКРУЖЕННЫЙ КОЛОННАМИ. ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР (МАССИВНАЯ КОЛОННА С КАННЕЛЮРАМИ, ПРЯМОУГОЛЬНОЙ КАПИТЕЛЬЮ) ИИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР -КАПИТЕЛЬ ИМЕЕТ ФОРМУ ЗАВИТКА. КОРИНФСКИЙ ОРДЕР –КАПИТЕЛЬ В ВИДЕ КОРЗИНЫ С ЗЕЛЕНЬЮ. ХРАМ – ЭТО ИДЕАЛЬНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ТЕЛО, СТАТУЯ.
СКУЛЬПТУРА - РЕПРЕЗЕНТАНТ ИДЕАЛЬНОГО ТЕЛА. КАНОН ГРЕЧЕСКОЙ СКУЛЬПТУРЫ ФОРМИРУЕТСЯ ПОСТЕПЕННО. КУРОСЫ , СКУЛЬПТУРА КАМНЕРЕЗОВ ПОЛИКЛЕТА (ДОРИФОР), МИРОНА (ДИСКОБОЛ), ФИДИЯ (СТАТУИ ЗЕВСА, АФИНЫ).
АФИНА (ЗЕВС) - (ГРЕЧMETIS - МЫСЛЬ, МУДРОСТЬ, . ПОКРОВИТЕЛЬНИЦА ФИЛОСОФИИ), РОДИЛАСЬ ИЗ ГОЛОВЫ ЗЕВСА. АФИНА – ЭТО НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗЕВСА, ЕГО МУДРОСТЬ, МЫСЛЬ. ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ АТРИБУТОВАФИНЫ -ЭГИДА (ГРЕЧ. “КОЗЬЯ ШКУРА”) ЩИТ. АФИНА НОСИЛА ЕГО НЕ ТОЛЬКО НА ПЛЕЧЕ, НО И НА ГРУДИ (ЭТОТ ЩИТ ФИНА ПОЛУЧИЛА ОТ А ЗЕВСА ДЛЯ БОРЬБЫ С ГИГАНТАМИ. НА ОДНОЙ СТОРОНЕ ЩИТА ИЗОБРАЖЕН СЮЖЕТ “СРАЖЕНИЯ БОГОВ С ГИГАНТАМИ”; НА ДРУГОЙ СТОРОНЕ – ГОЛОВА “МЕДУЗЫГОРГОНЫ”. МЕДУЗУ ГОРГОНУ ПОБЕДИЛ ПЕРСЕЙ (СЫНДАНАИ И ЗЕВСА), ГЛЯДЯ В БЛЕСТЯЩИЙ ЩИТ ФИНЫ. А
ПРАЗДНИК ПАНАФИНЕИ ИЛИ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕАФИНЕ (ЗЕВСУ) – ГЕКАТОМБА. 16 -29 ИЮЛЯ В ЛЕТНИЕ ДНИ СОЛНЦЕСТОЯНИЯ, ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ ВКЛЮЧАЛО МУСИЧЕСКИЕ (ПИФИЙСКИЕ ИГРЫ) И ГИМНАСТИЧЕСКИЕ СОСТЯЗАНИЯ (ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ), ПАНИХИДУ (НОЧНЫЕ ХОРОВОДЫ ДЕВУШЕК), ПОМПУ ( ТОРЖЕСТВЕННОЕ ШЕСТВИЕ), КОТОРОЕ В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ ВКЛЮЧАЛО : РРЕФОР (ДЕВОЧКИ ОТ 7 ДО 11 ЛЕТ), А ПЕРЕДАВАВШИХ ПЕПЛОС (ПЛАЩ ДЛЯ АФИНЫ), ЮНОШЕЙ ВЕРХАМИ НА КОНЯХ, МУЖЧИН, НЕСУЩИХ 100 ЖИВОТНЫХ, СТАРЦЕВ С ОЛИВАМИ В РУКАХ. В ЗАВЕРШЕНИИ ПРАЗДНИКА - СОВМЕСТНАЯ ТРАПЕЗА С АФИНОЙ И СОСТЯЗАНИЕ ТРИЕР. ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ –ЭТО РИТУАЛ ЗАКЛАНИЯ ЖИВОТНЫХ, ПРИНОШЕНИЯ В ЖЕРТВУ ЖИВОТНОГО В ЧЕЛОВЕКЕЭ. ФРОМ). (
ЭПОХА ЭЛЛИНИЗМА ( 4 В. I–В. ДО Н. Э. ). НАЧАЛО ПЕРИОДА ЭЛЛИНИЗМА ПРИНЯТО СВЯЗЫВАТЬ С 338 Г. ДО Н. Э. ГОДОМ ПОБЕДЫ МАКЕДОНИИ НАД ГРЕЦИЕЙ. ГРЕЦИЯ СТАНОВИТСЯ ПРОВИНЦИЕЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ. КОНЦОМ ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА СЧИТАЮТ 30 Г. ДО Н. Э. ЭЛЛИНИЗМ ПО СУТИ – ЭТО РАСПРОСТРАНЕНИЕ ГРЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЗА ПРЕДЕЛЫ СВОЕЙ ОЙКУМЕНЫ НА НОВЫЕ ТЕРРИТОРИИ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНЫХ ВОЙН. НЕОБХОДИМО ОТМЕТИТЬ, ЧТО ПЕРВОНАЧАЛЬНО ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ ЕВСУ З БЫЛО ДОМАШНИМ РИТУАЛ, ЗАТЕМ ВОЗНИКАЮТ ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ. ПОЗДНЕЕ ПРОИСХОДИТ ОБЪЕДИНЕНИЕ ПИФИЙСКИХ И ОЛИМПИЙСКИХ ИГР И ЭВОЛЮЦИЯ РИТУАЛА ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ ЗЕВСУ ЗАВЕРШАЕТСЯ ПОСТРОЙКОЙ АЛТАРЯ ЗЕВСА В ПЕРГАМЕ. ФРИЗ ЭТОГО АЛТАРЯ ЯВЛЯЕТСЯ РЕПРЕЗЕНТАНТОМ МИФА БОРЬБЫ « БОГОВ С ГИГАНТАМИ» .
Грандиозным памятником этого периода является алтарь Зевса в Пергаме.
СОЗДАНЫ МОНУМЕНТАЛЬНЫЕ СТАТУИ: КОЛОС РОДОССКИЙ» , НИКА САМОФРАКИЙСКАЯ , АФРОДИТА « (ПРАКСИТЕЛЯ), ВАКХАНКА (СКОПАСА ), ЛАОКООН. Возникают драматические произведения: Эсхила, Софокла (Царь Едип), Еврипида (Ипполит), Аристофан (Вакханки).
СОВЕРШЕНСТВУЕТСЯ ИЗГОТОВЛЕНИЕ КЕРАМИЧЕСКИХ СОСУДОВ, ПОЯВЛЯЮТСЯ ВАЗЫ, СЧЕРНОФИГУРНЫМИ И КРАСНОФИГУРНЫМИ МИФОЛОГИЧЕСКИМИ СЮЖЕТАМИ.
РАХ ОЙКУМЕНУ, ЦЕЛОСТНОСТЬ ГРЕЧЕСКОГО МИРА ОПРЕДЕЛЯЛА ФИЛОСОФИЯ, КОТОРАЯ УСТАНОВИЛА НОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ, СТРЕМЛЕНИЕ К ОБРАЗУ ЖИЗНИ МУДРЕЦОВ. КТО ТАКИЕ ГРЕКИ? ПРИ ВСЕЙ КРАТКОВРЕМЕННОСТИ СВОЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ (С СОМНИТЕЛЬНЫМИ НРАВАМИ И ПОРОКАМИ), НО, ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, ДО СИХ ПОР ПРЕТЕНДУЮЩИЕ НА ОСОБОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В КУЛЬТУРЕ? ПОЧЕМУ МЫ ОБРАЩАЕМСЯ К ГРЕКАМ? ТОЛЬКО ПОТОМУ, ЧТОИСТИНУ ОНИ СТАВИЛИ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО. " ЗНАЙ У САМОГО СЕБЯ” - ЭТО ОТВЕТ ИФИИ НА ВОПРОС: ЧТО САМОЕ ЛУЧШЕЕ ДЛЯ П ЛЮДЕЙ". ПАЛОМНИК, УХОДЯ ИЗ СВЯТИЛИЩААПОЛЛОНА, В ОТВЕТ НА СВОЙ ВОПРОС ПОЛУЧАЛ ОРАКУЛ (СВЯЩЕННЫЙ ТЕКСТ), ТО, В ЧЕМ ОТКРЫВАЕТСЯ ИСТИНА.