Скачать презентацию Культура античного мира Древний Рим Лектор ассистент кафедры Скачать презентацию Культура античного мира Древний Рим Лектор ассистент кафедры

Культура Древнего Рима.ppt

  • Количество слайдов: 80

Культура античного мира: Древний Рим Лектор: ассистент кафедры культурологии и межкультурных коммуникаций Ольга Сергеевна Культура античного мира: Древний Рим Лектор: ассистент кафедры культурологии и межкультурных коммуникаций Ольга Сергеевна Сорокина.

Периодизация культуры Древнего Рима: Этрусская культура. VIII –VI вв. до н. э. Римская культура Периодизация культуры Древнего Рима: Этрусская культура. VIII –VI вв. до н. э. Римская культура в период царей и республики VIII-I вв. до н. э. (754 -753 гг. до н. э. – основание Рима – 509 г. падение последнего царя – Тарквиния Гордого, изгнание царей. Установление республики. (509 – 27 г. до н. э. ). Культура императорского Рима – I в. до н. э. - V в. н. э. (27 г. до н. э- 476 г. )

 Именно у этрусков римляне впоследствии заимствуют опыт градостроительства, ремесленную технику, тайные науки жрецов, Именно у этрусков римляне впоследствии заимствуют опыт градостроительства, ремесленную технику, тайные науки жрецов, любовь к гладиаторским боям, обычай отмечать победу триумфом. Первый и главный храм римлян, посвященный Юпитеру, Юноне и Минерве, создали на Капитолии этруски. У этрусков римляне почерпнули традиции скульптурного портрета. Этруски же создали и эмблему Рима - волчицу, вскормившую, по преданию, братьев Ромула и Рема. В III в. до н. э. римляне постепенно покорили этрусков и с течением времени остатки этрусского населения романизировались.

Рим как центр культурной жизни Рим (лат. Roma) - город, возникший согласно данным археологических Рим как центр культурной жизни Рим (лат. Roma) - город, возникший согласно данным археологических раскопок в 753 году до н. э. из группы поселений на берегу Тибра с западной стороны Палатинского холма и к середине III в. до н. э. подчинивший себе весь Аппенинский полуостров. Постепенно Римская империя включила в себя большую часть Европы, Малую Азию, побережье Северной Африки, Сирию, Палестину. В 476 г. н. э. раздираемая внутренними противоречиями Западная Римская империя пала под ударами германцев.

Характерные черты римской культуры Согласно преданию, основателями Рима были сыновья весталки Реи Сильвии и Характерные черты римской культуры Согласно преданию, основателями Рима были сыновья весталки Реи Сильвии и бога войны Марса Ромул и Рем, которых младенцами бросили в корзине в воды Тибра. Детей нашел и спас пастух. Около 753 г. до н. э. на месте своего спасения они решили основать город. Спор между братьями о том, на каком холме его строить, как назвать и кто будет в нем править, перерос в ссору, во время которой Рем был убит. Город же получил название Рима (от имени Ромула, ставшего первым царем). Символом Рима стало изображение т. н. Капитолийской волчицы, вскармливающей младенцев Ромула и Рема – 484 г. до н. э. , работа этрусских мастеров.

Капитолийская волчица Капитолийская волчица

Реконструкция Рима Реконструкция Рима

1. Культура Рима - городская культура. 2. Культура Рима в своем развитии опирается, во 1. Культура Рима - городская культура. 2. Культура Рима в своем развитии опирается, во многом, на культурные заимствования (этруски- планирование градостроительства, реалистические скульптурные портреты, медицинские знания; греки- религия, божества, скульптура, архитектурные ордера, театр, игры, философия) и т. д. Однако всё, что римляне заимствовали из иных культур, они приспосабливали к своему восприятию, развивали, преобразовывали.

3. Греки и римляне представляли разные личностные типы. Греческая культура опирается на «авторов» - 3. Греки и римляне представляли разные личностные типы. Греческая культура опирается на «авторов» - это культура, основанная на рефлексии (осмыслении, сомнении) нормы, что служит основой её изменения. Римская культура – «культура авторитетов» (т. е. культура, основанная на авторитете закона, порядка и традиции).

 Так же как и в Греции, для Рима характерно «полисное сознание» , устройство Так же как и в Греции, для Рима характерно «полисное сознание» , устройство гражданской общины, предполагающей коллективный способ управления. Поэтому у граждан сложилось высокое представление о ценности свободы, человек воспринимался прежде всего как гражданин – член полиса. Приоритет общих интересов перед частными был характерен для римлян, особенно в период республики.

Римская религия более «магическая» , формализованная. С религией связано и раннее римское право. Оно Римская религия более «магическая» , формализованная. С религией связано и раннее римское право. Оно восходит к сакральной традиции «Законы 12 таблиц» , Особым почетом пользовались жрецы и первые юристы, которые хранили «формулы договора» между людьми и богами. В связи с этим жречество в Риме имело большее влияние, чем в Греции.

4. Склонность римлян к точным наукам, техническим новшествам, инженерностроительной деятельности (бетон, купол, водопровод, дороги, 4. Склонность римлян к точным наукам, техническим новшествам, инженерностроительной деятельности (бетон, купол, водопровод, дороги, арки, термы, амфитеатры – Колизей, термы, форумы, триумфальные колонны и арки, инсулы – многоэтажные дома для бедноты). Причем в императорском Риме в строительстве проявлялась любовь к гигантомании в религиозных и общественных сооружениях, к комфорту, пышности и роскоши – в частных.

Акведук (схема работы). Схема распределения воды между городскими потребителями в соответствии с уровнем воды: Акведук (схема работы). Схема распределения воды между городскими потребителями в соответствии с уровнем воды: для общественных источников (1 - непрерывное снабжение), для общественных купален и фонтанов (2 - при удовлетворении потребностей 1), для частных нужд (3 - только при полном уровне воды).

Памятники римской архитектуры, современный Люксембург Памятники римской архитектуры, современный Люксембург

 • В Древнем Риме строились прекрасные дороги, выложенные камнем. Их общая протяженность составляла • В Древнем Риме строились прекрасные дороги, выложенные камнем. Их общая протяженность составляла 85 000 км! • Остатки этих дорог стали основой современных автомобильных и железных дорог. • Аппиева дорога – самая известная античная дорога, через которую была налажена связь Рима с Грецией, Египтом и Малой Азией. • Случаи разбойных нападений на римских дорогах были очень частыми…

Аппиева дорога (via Appia) Аппиева дорога (via Appia)

 • Триумфальные арки появились в Древнем Риме и предназначались для торжественного въезда в • Триумфальные арки появились в Древнем Риме и предназначались для торжественного въезда в город победителей • Украшались рельефами, памятными надписями, скульптурой. • Наиболее известны арка Тита (70 год), арка Септимия Севера и арка Траяна

Арка Септимия Севера Триумфальная арка Тита Арка Септимия Севера Триумфальная арка Тита

Арка Константина (315 год) Арка Константина (315 год)

Колизей (амфитеатр Флавиев) Вид на зрительские места и подземные помещения Колизея. Вместимость Колизея – Колизей (амфитеатр Флавиев) Вид на зрительские места и подземные помещения Колизея. Вместимость Колизея – 50 000 мест

Колизей, современный вид Колизей, современный вид

Римский форум • Центр общественной и повседневной жизни Рима • Включал в себя рынок, Римский форум • Центр общественной и повседневной жизни Рима • Включал в себя рынок, место народных собраний и обсуждений, курию (место заседания Сената), святилища богов, фонтаны • В настоящее время Римский форум – объект исследования ученых и исторический памятник, он бережно сохраняется

Римские архитектурные ордера • Тосканский ордер. По сравнению с греческим дорическим ордером у него Римские архитектурные ордера • Тосканский ордер. По сравнению с греческим дорическим ордером у него появляются база и капитель, представляющие собой наложенные друг на друга диски разного диаметра. Ствол колонны практически всегда гладкий, без каннелюр • Композитный, или сложный ордер представляет собой синтез ионического и коринфского ордеров. Это больше всего заметно по капители – тут и волюты (от ионического), и листья аканта (от коринфского). Данный ордер являлся своеобразной квинтэссенцией изящества и роскоши

Тосканский ордер Композитный ордер Тосканский ордер Композитный ордер

Римский форум, реконструкция Римский форум, реконструкция

Римский форум, современный вид Римский форум, современный вид

Пантеон • Храм «всех богов» в Риме, где могли молиться богам приезжие со всех Пантеон • Храм «всех богов» в Риме, где могли молиться богам приезжие со всех концов Римской империи • Купол Пантеона выполнен с использованием уникальных римских технологий. При строительстве использовали цемент, в состав которого входила пемза для уменьшения веса купола. Внутренняя часть была облегчена за счет ниш • Через круглое отверстие в куполе диаметром 8, 5 метров внутрь храма попадали солнечные лучи

Пантеон Пантеон

Пантеон Пантеон

Театр Марцелла, Рим Театр Марцелла, Рим

Изображения роста Римской империи на пути к форуму Изображения роста Римской империи на пути к форуму

Римские города… • Отличались плотной застройкой • Имели массу узких улиц, где в дневное Римские города… • Отличались плотной застройкой • Имели массу узких улиц, где в дневное время было запрещено движение любых повозок, за исключением повозок строителей • Как правило, имели внешние укрепленные стены и оборонительные сооружения • Имели две главные улицы, проходившие с севера на юг и с востока на запад

Характерные черты римской культуры, продолжение… 5. Формальность римской религии предвосхитила интерес к нормированию и Характерные черты римской культуры, продолжение… 5. Формальность римской религии предвосхитила интерес к нормированию и праву. Римское право восходит к «Законам 12 таблиц» - 451 -450 гг. до н. э. , имевшим сакральный характер; с 320 г. до н. э. - регулярное ведение «Анналов» великим пантификом (хроника событий).

6. Наиболее развиты политика, философия, риторика. 7. Литература и театр развиваются под влиянием греческих, 6. Наиболее развиты политика, философия, риторика. 7. Литература и театр развиваются под влиянием греческих, но имеют свои особенности: речи, трактаты; в театре – светские постановки, мим, и др. 8. Распространение римской культуры на все подвластные ей территории. Миссия Рима - нести закон и право, римскую культуру варварам.

Древнеримская литература. Древнейшие памятники римской художественной литературы (V- IV вв. до н. э. ) Древнеримская литература. Древнейшие памятники римской художественной литературы (V- IV вв. до н. э. ) не сохранились. Письменная словесность появилась на рубеже IV- III вв. до н. э. в виде записанных речей и нравоучительных изречений. Первым римским поэтом стал греквольноотпущенник Ливий Андроник, переведший на латынь «Одиссею» Гомера.

Тит Макций Плавт • • Автор римских комедий Веселость, упрощенность характеров Создание общих комедийных Тит Макций Плавт • • Автор римских комедий Веселость, упрощенность характеров Создание общих комедийных типов Гротеск

Гай Валерий Катулл • Основы сюжетов – малоизвестные мифы • Любовные стихи, эпиграммы, эпилии Гай Валерий Катулл • Основы сюжетов – малоизвестные мифы • Любовные стихи, эпиграммы, эпилии (короткие поэмы) • Преобладание типического над характерным

В I в. до н. э. греческая культура окончательно была освоена Римом и стала В I в. до н. э. греческая культура окончательно была освоена Римом и стала основой высшего расцвета римской литературы. Выразительные средства латинского языка упорядочил и обогатил Цицерон ("золотой век римской прозы"). Поэзия этого времени представлена произведениями Лукреция (философская поэма "О природе вещей") и Катулла (любовная лирика). При Октавиане Августе творили Вергилий «Энеида» , Гораций и др. (т. н. "кружок Мецената), Овидий «Метаморфозы» и др.

Эпоха поздней империи (с конца II века н. э) • Общие тенденции – закат Эпоха поздней империи (с конца II века н. э) • Общие тенденции – закат античной культуры • Гражданские войны и сепаратизм • Натиск варварских племен • Падение нравственности, пессимизм • Снижение интереса к философии и науке • Повышение интереса к мистическим культам

Термы в римской культуре • Общественно-культурная роль • Комплекс из парка, палестры, бассейнов, библиотек, Термы в римской культуре • Общественно-культурная роль • Комплекс из парка, палестры, бассейнов, библиотек, мест для прогулок • Богатая внутренняя отделка: мрамор, мозаика, стекло, драгоценные камни Развалины терм, Трир, Германия

 • При Августе насчитывалось около 170 частных терм. • Первые общественные термы в • При Августе насчитывалось около 170 частных терм. • Первые общественные термы в Риме построил Агриппа (25 -19 гг. до. н. э. ) и завещал их в бесплатное пользование городу. • Из более поздних терм известны термы Нерона, термы Траяна и термы Каракаллы, которые находились возле Аппиевой дороги. • В эпоху империи посещение бань стоило 1 квадрант (самая мелкая римская монета)

 • При банях был дворик для физических упражнений • Бани строились в тех • При банях был дворик для физических упражнений • Бани строились в тех местах, где считалось, что вода обладает целительными свойствами • Внутри существовало 3 типа залов. Фригидарий – помещение с бассейном с холодной водой, тепидарий – теплое помещение с небольшим бассейном, кальдарий – самое жаркое помещение с горячей водой • В качестве гигиенических средств римляне использовали растительное масло, которое наносили на кожу и затем соскабливали специальными скребками из дерева или кости • К 284 году н. э. в Риме существовало уже более 1000 частных бань и 11 общественных

Термы Каракаллы Термы Каракаллы

Термы Каракаллы Термы Каракаллы

Римские скульптурные портреты • • Истоки – этрусский культ предков Индивидуализация, духовная красота Лаконичные Римские скульптурные портреты • • Истоки – этрусский культ предков Индивидуализация, духовная красота Лаконичные формы, резкость линий В период империи появляется «августовский классицизм» . Задачи - отражение нового типа человека, чистота линий, изысканность • Обобщенные портреты: индивидуальные черты и целостность образа

Статуя императора Октавиана Августа в образе Юпитера. Статуя императора Октавиана Августа в образе Юпитера.

Портрет Адриана. Портрет Адриана.

Антиной. Антиной.

Конная статуя императора Марка Аврелия Конная статуя императора Марка Аврелия

Помпеи Помпеи

Помпеи. • Помпеи – богатый древнеримский город близ Неаполя • Город был построен около Помпеи. • Помпеи – богатый древнеримский город близ Неаполя • Город был построен около 8 века до н. э. осками, затем был завоеван этрусками, затем римлянами • Помпеи занимали выгодное положение – на знаменитой Аппиевой дороге, соединявшей юг Аппенин с Римом. • Около 300 года до н. э. Помпеи стали процветающим торговым городом-портом • Город имел свой акведук, череду вымощенных камнем улиц, множество частных и общественных домов • Помпеи были известны своими превосходными пекарнями и вкусным хлебом, а также производством особым образом приготовленной рыбы и шерстяных товаров. • 24 августа 79 года Помпеи, а также города Геркуланум, Стабии и некоторые другие города погибли во время извержения вулкана Везувий.

 • В 1748 году по указу короля Неаполя и Сицилии Карла VII начались • В 1748 году по указу короля Неаполя и Сицилии Карла VII начались раскопки Помпей • Раскопки продолжались и в XX веке. В 1940– 1950 годах из-под толщи пепла были освобождены некрополь, усадьбы и дома, в которых сохранились фрагменты настенной росписи и мозаичные полы, а также храмы, термы, амфитеатр, скульптуры, амфоры и т. д. • Раскопки Помпей продолжаются и в наши дни и предоставляют уникальный информационный материал об искусстве, традициях, ремеслах, повседневной жизни людей во времена Римской империи • В наши дни Помпеи – крупный туристический центр, музей под открытым небом, внесенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО

Карл Брюллов «Последний день Помпеи» Карл Брюллов «Последний день Помпеи»

 • Итальянский археолог Д. Фьорелли с 1860 года проводил новаторские в методологическом отношении • Итальянский археолог Д. Фьорелли с 1860 года проводил новаторские в методологическом отношении раскопки Помпей. Найденные в толще пепла полые углубления, которые полностью сохранили форму тела и позы погибших людей и животных, Фьорелли предложил заливать раствором извести; таким способом были получены многочисленные скульптурные изображения жителей Помпей, погибших во время извержения Везувия.

Помпеи и Везувий, современный вид Помпеи и Везувий, современный вид

Современный вид на Везувий из Неаполя Современный вид на Везувий из Неаполя

 • Стены многих домов в Помпеях покрывались росписями и украшались рельефами. Некоторые из • Стены многих домов в Помпеях покрывались росписями и украшались рельефами. Некоторые из них позволяют сегодня представить, как проходила повседневная жизнь города, – здесь можно увидеть и мастерскую ремесленника, изготавливавшего изделия из меди, и лавку башмачника, и рынок, где продавали съестное, и работы в порту.

Помпеи, сосуды для хранения зерна Помпеи, сосуды для хранения зерна

Улица в Помпеях Улицы в Помпеях были вымощены камнем с вкраплениями белого мрамора. Ночью Улица в Помпеях Улицы в Помпеях были вымощены камнем с вкраплениями белого мрамора. Ночью кусочки мрамора отражали лунный свет и способствовали освещению дороги.

 • Все улицы в Помпеях располагались параллельно главным. Они были вымощены камнем, причем • Все улицы в Помпеях располагались параллельно главным. Они были вымощены камнем, причем тротуары приподняты над проезжей частью на 20– 25 сантиметров. На перекрестках имелись своеобразные переходы для пешеходов, представляющие собой несколько камней – для того чтобы в дождливую погоду граждане не промочили ноги. Вдоль дорог располагались канавы, по которым текли сточные воды. Эти канавы были накрыты каменными плитами. На перекрестках были установлены фонтанчики с питьевой водой, подававшейся по свинцовым трубам. Также в городе стояли цистерны для сбора дождевой воды.

 • Перед главным входом в Помпеях выкладывали слова приветствия. В некоторых домах можно • Перед главным входом в Помпеях выкладывали слова приветствия. В некоторых домах можно было встретить такие высказывания, как «Привет тебе, прибыль» или «Прибыль – радость» .

 • В Помпеях можно увидеть сохранившиеся фрагменты домов простых жителей и виллы и • В Помпеях можно увидеть сохранившиеся фрагменты домов простых жителей и виллы и особняки богатых. • Все богатые дома Помпей имели типичную для древнеримских жилищ планировку. Парадной частью дома считался атрий – внутренний дворик, в центре которого находился бассейн – имплювий. Над бассейном в крыше оставляли специальное отверстие, через которое в бассейн во время дождя стекала вода. Из атрия можно было попасть в кабинет хозяина дома – таблиний, столовую – триклиний, спальни – кубикулы и библиотеку.

 • В богатом доме имелись собственные термы с горячей и холодной водой и • В богатом доме имелись собственные термы с горячей и холодной водой и внутренний сад – перистиль, который нередко был застекленным. Окна в домах выходили во внутренний дворик, а не на улицу, чтобы в помещение не проникали лучи палящего солнца. В комнатах имелись многочисленные ниши, где устанавливались статуи, изображающие богов и легендарных героев. Некоторые статуи ставились во внутреннем дворике.

Помпеи, сохранившиеся фрагменты жилых домов Помпеи, сохранившиеся фрагменты жилых домов

Помпеи, стены зданий Помпеи, стены зданий

Помпеи, вилла Фавна, напольная мозаика, изображающая битву Александра Македонского с персидским царем Дарием Помпеи, вилла Фавна, напольная мозаика, изображающая битву Александра Македонского с персидским царем Дарием

 • Обитательницы «веселых домов» Помпей – лупанариев – считались одними из самых изящных • Обитательницы «веселых домов» Помпей – лупанариев – считались одними из самых изящных и искусных в любви женщин Римской империи, что неизменно манило в Помпеи богачей, желающих развлечься. Многие скульптуры и живописные изображения, найденные археологами, свидетельствуют о том, что в Помпеях царил культ наслаждений. Лупанарий в Помпеях Одно из изображений внутри лупанария

Помпейские стили живописи. . Помпейские стили живописи. .

Мозаика. Мозаика.

Амфитеатр в Помпеях, современный вид Амфитеатр в Помпеях, современный вид

 • Амфитеатр в Помпеях был построен около 70 года до н. э. В • Амфитеатр в Помпеях был построен около 70 года до н. э. В нем, вмещавшем 20 000 зрителей, устраивали цирковые игры и битвы гладиаторов. Амфитеатр стал также местом кровопролитной драки между жителями Помпеи и Нуцерии (Нукерии) в 59 году, что было зафиксировано настенной живописью, обнаруженной на плебейском доме.

Христианство первоначальное. Христианство возникло в середине I в. н. э. в Палестине как иудейская Христианство первоначальное. Христианство возникло в середине I в. н. э. в Палестине как иудейская секта. Через еврейские общины оно распространялось по всей Римской империи и постепенно приобретало все большее число приверженцев среди неевреев. В нем слились мессианские идеалы иудаизма, идеи эллинистической философии и социальных утопий, а также элементы восточных религий и культов. На его формирование оказало влияние растущее в среде рабов, вольноотпущенников и свободных бедняков самосознание. Христиане подвергались гонениям.

 • Нравственные идеи христианства, новые моральные ориентиры оказались по душе многим из тех, • Нравственные идеи христианства, новые моральные ориентиры оказались по душе многим из тех, кто осуждал падение нравов Римской империи, был утомлен кровопролитными войнами, сепаратизмом, жестокостью и утратой ценностей.

Постепенно христианство получило распространение в разных слоях римского общества и стало государственной религией в Постепенно христианство получило распространение в разных слоях римского общества и стало государственной религией в Римской империи: 313 – эдикт о веротерпимости 325 – Никейский собор. Выработка христианской догматики (единосущность Троицы и так далее), отбор канонической литературы, осуждение арианства. 391 - запрет на осуществление языческого культа в общественных местах 392 – законодательство Феодосия I против язычества в пользу христианства

Что такое арианство? • Это течение внутри христианства, связанное с именем своего идеолога – Что такое арианство? • Это течение внутри христианства, связанное с именем своего идеолога – священника Ария из Александрии • Арианство утверждало, что Бог-Сын не равен и не единосущен Богу-Отцу • В конце IV века Феодосий I официально запретил арианство, чьи приверженцы подверглись гонениям • Арианство еще долго существовало в германских племенах

Христианские фрески в катакомбах Христианские фрески в катакомбах

Фрески в катакомбах Фрески в катакомбах

Спасибо за внимание! Спасибо за внимание!