КУЛЬТ ОЛЕНЕЙ В МИФИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ИНДО-СЛАВОВ.ppt
- Количество слайдов: 22
КУЛЬТ ОЛЕНЕЙ В МИФИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ИНДО-СЛАВОВ Е. К. Колесникова Самара, 2012 г. НАУКА И КУЛЬТУРА РОССИИ. КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 23. 05. 2012.
Поставленные задачи: Цель исследования: - уточнение мифологических аспектов индославянской КМ на материале славянского культа двух небесных оленей и культа «рожаниц» ; - поиск отголосков данных культов в древнеиндийской традиции; - сопоставление славянских и древнеиндийских мифологических персонажей. НАУКА И КУЛЬТУРА РОССИИ. КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 23. 05. 2012.
Поставленные задачи: При сопоставлении рассматриваются два этапа становления мифологического представления: - культ небесных олених на стадии охотничьего быта; - дождевые олени в эпоху земледелия. Сопоставление осуществляется на уровнях: - лексическом, - функционально-семантическом. НАУКА И КУЛЬТУРА РОССИИ. КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 23. 05. 2012.
Мифы охотничьих народов о двух Небесных Хозяйках - верование северных народов в двух Небесных Хозяек, полуженщин -полулосих, порождающих всех земных оленей и лосей; - северное предание об обогащении земли звериным приплодом с помощью небесных сил; рождение оленьего приплода на небесах, там, где созвездия оленей-лосей; - северорусские сказания о самках оленя, ежегодно приводивших с собой детёныша в качестве жертвы. В преданиях русского фольклора особенно важны сведения о двух ланях, матери и дочери, приходивших к жертвенному месту. Они соответствуют двум славянским Праматерям животного мира, соотносимых с рожаницами, спутницами Рода. (Рыбаков Б. А. ) НАУКА И КУЛЬТУРА РОССИИ. КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 23. 05. 2012.
Олени в русском декоративно-прикладном искусстве Северорусские вышивки с изображением двух оленей Фрагмент мезенской росписи Зоткин Т. Н. Олени. 1970 -е гг. Абашево. Писанка с изображением небесных оленей НАУКА И КУЛЬТУРА РОССИИ. КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 23. 05. 2012.
Свидетельства значимости оленей (ланей, газелей) в древнеиндийской традиции • • • - присутствие ланей в обителях мудрецов; - шкура антилопы как обязательная принадлежность практикующих тапас лесных аскетов; - сюжеты о случайном убийстве отшельника охотником, принявшим последнего за антилопу; - подражание аскетом поведению антилопы, превращение отшельника в животное; - превращение демона в золотого оленя с целью заманить в лес героя древнеиндийского эпоса Раму; - воплощения в виде антилоп Будды и различных индуистских богов. Антилопа –животное сакральное , связанное с понятием плодородия. НАУКА И И КУЛЬТУРА РОССИИ. КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 23. 05. 2012. НАУКА КУЛЬТУРА РОССИИ. КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 25. 05. 2012.
Антилопы (олени) индийской мифологии Бог ветра Ваю верхом на антилопе Чандрама в колеснице, запряжённой белой антилопой Сцена по мотивам «Шакунталы» . Миниатюра. Школа Кангра Фрагменты индийских орнаментов. Слева сцена из Рамаяны: Рама и Лакшмана догоняют золотого оленя. НАУКА И КУЛЬТУРА РОССИИ. КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 23. 05. 2012.
Мриги Мригаманда Хари Матанги Шардули Швета Сураса Кадру Сурабхи орлы Гаруда и Аруна • • Краунчи Бхаси Шьени Дхритараштри Шуки • совы птицы бхаса орлы, коршуны гуси, фламинго Ната ˅ Вината ˅ Бхадрамада • • • Кродхаваша и её дочери • • • газели, антилопы • яки, медведи • обезьяны, львы • слоны • тигры • слоны сторон света • Наги • змеи • Рохини, Гандхарви ˅ ˅ • коровы, кони • Иравати ˅ • слон Айравата Мать и дочь при сотворении животного царства (Рамаяна) Восемь дочерей Дакши – жёны мудреца Кашьяпы. Двое из них: Тамра и её дочери В славянской и индийской мифологии в начале возникновения животного мира обязательно присутствуют мать и дочь, дающие многочисленное потомство. НАУКА И КУЛЬТУРА РОССИИ. КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 23. 05. 2012.
Славянские богини-Рожаницы и парное божество Ригведы Небо-и-Земля Славянская мифология Рожаницы, спутницы Рода – парное божество, упоминаются в старинных текстах в женском роде и двойственном числе. С ними соотносят многочисленные статуэтки, представляющие собой две сросшиеся женские фигуры. Слова «род» , «родить» (откуда «рожаницы» ) сопоставляются Н. Р. Гусевой с санскритским словом rodas «земля» . Ригведа В Ригведе Небо и Земля – парное божество, обозначаемое словом rodasii (дв. число). В нескольких гимнах к ним обращаются как к женским сущностям. Этимологическое родство слов «рожаницы» и rodasii, употребление женского рода и двойственного числа при их обозначении позволяет сделать предположение об идентичности славянских небесных богинь рожаниц-олених и парного божества Ригведы rodasii – Небо и Земля. НАУКА И КУЛЬТУРА РОССИИ. КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 23. 05. 2012.
Славянские богини-Рожаницы в глиняной и деревянной пластике Парные женские божества (рожаницы). (Рыбаков Б. А) СЛАВЯНСКИЕ РОЖАНИЦЫ. Деревянная скульптура из Фишеринзеля. (Южная Прибалтика). (Рыбаков Б. А) НАУКА И КУЛЬТУРА РОССИИ. КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 23. 05. 2012.
Тексты Ригведы, посвящённые Небу и Земле te suunava. H… mahii jajnur-maataraa «Эти сыновья… породили пару великих родителей (матерей)» [РВ I. 159] sudh. Rsh. Tame vapushye-u na rodasii «Два мира – словно две самые дерзкие красавицы…» [РВ I. 160]. sa. Mgacchamaane yuvatii samante svasaaraa jaamii pitror-upasthe «Две юные сестры, кровная родня, сходящиеся в лоне родителей, имеющие общую границу» [РВ I. 185]. urvii sadmanii b. Rhatii Rtena huve devaanaam-avasaa janitrii «Два широких, высоких сидения именем закона я призываю двух прародительниц, с помощью богов…» [РВ I. 185]. devii devebhir-yajate yajatrair-aminatii tasthatur-ukshamaa. N. e «Две богини, достойные жертв, вместе с богами, достойными жертв, не нарушая (вселенского закона), стоят, истекая (жиром)» [РВ IV. 56]. НАУКА И КУЛЬТУРА РОССИИ. КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 23. 05. 2012.
Олени эпохи земледелия Трипольская культура - Изображение двух оленей на дне ритуальных чаш, используемых в аграрной магии вызывания дождя. - В отличие от охотничьего мифа, хозяйки-оленихи – уже не матери, плодящие зверей для охотников, а матери, дающие дождь земледельцам. Энеолитическая статуэтка, изображающая женщину- «чародейку» , гадающую на священной чаре с водой. Бечей. Югославия. (Рыбаков Б. А. ) Священные гадательные чары (трипольская культура) с изображениями двух небесных оленей, обеспечивающих дождь. (Рыбаков Б. А. ) НАУКА И КУЛЬТУРА РОССИИ. КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 23. 05. 2012.
Олени эпохи земледелия Древнеиндийское сказание о Ришьяшринге - связь сказания с ритуалом плодородия; - зооморфизм главного героя – мудреца Ришьяшринги (он обычно изображается с головой газели, с одним или двумя рогами); - мать Ришьяшринги – небесная танцовщица – апсара, превращённая в лань. - влияние Ришьяшринги на дождевые облака (вблизи его обители никогда не бывает засухи). - танец царевны с целью привести мудреца в город и вызвать дождь. Сближение индийского сказания с северорусскими преданиями об оленихе, приводившей в качестве жертвы детёныша 1. Присутствие двух оленей: матери апсары-лани и сына – наполовину оленя. 2. Жертвоприношение: прерывание аскезы отшельника, вынужденного покинуть лес и жениться на царевне, результатом чего является дождь в стране ангов. Общность с трипольской культурой наличие двух оленей; магия вызывания дождя при помощи танца. НАУКА И КУЛЬТУРА РОССИИ. КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 23. 05. 2012.
Эпоха земледелия Магия вызывания дождя Индийские обряды Славянские обряды - пляски женщин перед образом божества дождя (Северная Бенгалия, Куч-Бихар); - окропление водой обнажённых женщин (Южная Индия, Бихар, Западная Бенгалия); - почитание священных источников; - танец дождя юных девушек – додол во время засухи (балканские славяне); - окропление додол водой; - обливание водой на Пасху и во время летней засухи (Россия); -крестные ходы к ключевой кринице (Россия); - зарывание в землю чаши с целью - волхование водой при помощи чар остановить дождь. (Триполье, Подунавье, Украина). Аграрно-магические изображения на сосуде трипольской культуры (Концешты. Молдавия). Три девушки, обвешанные зеленью (додолы) исполняют танец дождя. НАУКА И КУЛЬТУРА РОССИИ. КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 23. 05. 2012.
Ведийские аналоги славянских оленей Вишну – охранитель вселенной. Эпитет Вишну – hari «жёлтый, молодой олень» . Мать Вишну - harinii «газель» . Слово harina «газель, оленёнок» можно соотнести с русским словом «олень» при учёте выпадения начального гортанного h. (Денисов Д. В. ) Варуна – властелин космических вод, к которому возносят молитвы во время засухи. Его ездовое животное – мифический дельфин или крокодил (макара), морское чудовище с головой и передними ногами антилопы, с телом и хвостом рыбы. Описание животного макары идентично изображению трипольских дождевых оленей, способствующих выпадению осадков: голова и передние ноги их чётко обозначены, а туловища представляют собою закрутившиеся в вихре дождевые полосы. НАУКА И КУЛЬТУРА РОССИИ. КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 23. 05. 2012.
Ведийские аналоги славянских оленей aja ekapaad «одноногий козёл» – образ единства и Единого начала. aja – «козёл» ; a-ja – «нерождённый, несотворённый, существующий от вечности» . Козёл Ригведы – жертвенное животное, соотнесённое с жертвенным столбом или мировым древом. ( Дюмезиль Ж. ) Олень отождествляется с ведийским одноногим козлом. Олень – образ созвездия. (Иванов В. В. ) соответствие козла и оленя при мировом дереве в ведийской и древнеисландской традициях. Учитывая общеиндоевропейский характер символа оленя, можно предположить аналогичное соответствие aja ekapaad Ригведы также и со славянскими божественными оленями. НАУКА И КУЛЬТУРА РОССИИ. КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 23. 05. 2012.
Космогонический аспект оленей Созвездие Большой Медведицы в представлениях разных народов: - северные народы – созвездие «Лося» , «Оленя» ; - эвенки: Большая Медведица – «Лосиха Хэглэн» , Малая Медведица – «Телёнок Хэглэн» ; - поляки: Полярная звезда – «Лосиная звезда» - русский Север: созвездие «Лося» , «Сохатого» ; - северорусская легенда «об оленьцах» ведущая к небесным оленям, к созвездиям оленей-лосей; Символика пасхальных писанок, связанная с магией плодородия: Писанка с изображением двух небесных оленей (Рыбаков Б. А. ) - нижний пояс – знаки земли; - над землёй – спираль восходящего и заходящего солнца; - на вершине небосвода, среди звёзд – два небесных оленя. (Рыбаков Б. А. ) НАУКА И КУЛЬТУРА РОССИИ. КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 23. 05. 2012.
Космогонический аспект оленей. Мировое древо – путь в высший мир Шаманистские мифы сибирских и приуральских народов о двух Хозяйках животного царства – лосихах и о мировом древе – пути к высшему миру, близки мифам Севера Руси о двух оленихах, поскольку и те и другие относятся к стадии охотничьего хозяйства. Представления сибирских народов: - шаманское дерево – дорога, по которой шаман или его молитва восходят к небу. Дерево растёт через все три мира: корни – в нижнем, подземном мире, ветви – в среднем, вершина – в верхнем. Корни шаманского дерева связаны с миром духов-предков; средина дерева – с местом обитания живых людей; вершина – солнечная сторона, место обитания инкарнирующихся душ рода. (Иванов В. В. ) НАУКА И КУЛЬТУРА РОССИИ. КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 23. 05. 2012.
Космогонический аспект оленей. Мировое древо – путь в высший мир Приуральские сульде (пермские бляшки). Отсутствие изображения Древа жизни, однако, подразумевается путь в высший мир, по которому поднимается шаман. Самый распространённый элемент – полуженщины-полулосихи, которых шаман находит рядом с солнцем после своего взлёта в верхний мир. (Рыбаков Б. А. ). Чудские шаманские бляшки Полёт шамана из нижнего мира (ящер) в верхний мир к небесным женщинам-лосихам. Голова шамана всегда украшена изображением морды лосихи (Рыбаков Б. А. ) НАУКА И КУЛЬТУРА РОССИИ. КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 23. 05. 2012.
Космогонический аспект оленей. Мировое древо – путь в высший мир Индия - представление о пути, соединяющем небо и землю, связывается с мировым деревом или мировым столбом (yuupa), жертвенным столбом, к которому привязывали жертвенное животное (a. Shvayuupa – «конский столб» , a. Shvattha – название мирового дерева). (Иванов В. В. ) Наблюдается полная аналогия древнеиндийского ритуала восхождения жреца в высший мир и ритуала, описанного в сибирских шаманистских мифах. НАУКА И КУЛЬТУРА РОССИИ. КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 23. 05. 2012.
Космогонический аспект оленей (Уоррен У. Ф) Мировое древо многими религиями, в том числе ведийской, уподобляется мировой оси и локализуется на Северном полюсе. Созвездие Большой Медведицы находится на вершине мирового древа. - Олень = aja ekapaad у ветвей мирового древа. - Мировое древо - мировая ось на Северном полюсе. - Созвездия Лося и Лосёнка = Большая и Малая Медведицы на вершине мирового дерева. Таким образом, в космогоническом аспекте можно рассматривать древнеславянских рожаниц-лосих (олених), соответствующих ведийскому одноногому козлу, в качестве созвездий Большой и Малой Медведиц, находящихся на вершине мирового древа – мировой оси. НАУКА И КУЛЬТУРА РОССИИ. КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 23. 05. 2012.
Выводы. В проведённом исследовании выявлены следующие аналогии индоарийских и славянских мифологических персонажей: 1. Представления охотничьих народов: - у истоков возникновения животного мира стоят две женские сущности (мать и дочь); - древнерусские рожаницы (оленихи, лосихи) соответствуют парному божеству Ригведы, Небу и Земле. 2. Эпоха земледелия: - верование в двух оленей, способствующих вызыванию дождя. 3. Ведийские соответствия славянским оленям: -hari – hari. N. ii, - ездовые животные в виде антилоп, принадлежащие различным божествам, в том числе полуолень-полурыба (макара), животное бога Варуны, - одноногий козёл Ригведы aja ekapaad. Результаты исследования подтверждают наличие единого источника мифологического аспекта картины мира индо-славов и дают возможность дальнейших уточнений в этой области. НАУКА И КУЛЬТУРА РОССИИ. КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 23. 05. 2012.