Istomina_21_gruppa_2_kurs.pptx
- Количество слайдов: 43
Кубизм Основные этапы. Мастера.
Куби зм (фр. Cubisme) — модернистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX века во Франции и характеризующееся использованием подчёркнуто геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы. Пабло Пикассо. Портрет Амбруаза Воллара (1915 год)
Возникновение кубизма традиционно датируют 1906— 1907 годами и связывают с творчеством Пабло Пикассо и Жоржа Брака. Термин «кубизм» появился в 1908 году, после того как художественный критик Луи Восель назвал новые картины Брака «кубическими причудами» . (фр. bizarreries cubiques).
• можно выделить три фазы этого направления, отражающие разные эстетические концепции, и рассмотреть каждую в отдельности: сезанновский (1907 — 1909), аналитический (1909— 1912) и синтетический (1913— 1914).
Началом кубизма можно считать появление произведения Пикассо «Авиньонские девушки» (1907— 1908), в котором еще есть определенная сюжетность, но нет воздушной перспективы и фигуры деформированы. Форма правой части моделируется не светотенью, а направлением штриха, в то время как левая часть картины — с помощью теней и растушевки. Композиция строится на нарочито разной моделировке разных частей. Видимая форма разлагается на составляющие элементы для создания новой изобразительной формы. Пабло Пикассо и Жорж Брак считаются отцами кубизма. В 1908 – 1914 годах они работают в тесном сотрудничестве, развивая принципы нового художественного направления. Сначала они аналитически разрушали привычные образы предметов, «разбирая» их на отдельные формы и пространственные структуры. В 1912 году они начали работать в технике коллажа и аппликации и увлеклись обратным процессом – синтезированием объектов из разнородных элементов. К возникшему течению примкнули такие художники, как Фернан Леже, Робер Делоне, Хуан Грис и другие.
Сезанновский кубизм. • Так обычно называется первая фаза кубизма, для которой характерна склонность к абстракции и упрощению форм предметов. Кубизм явился реакцией на отсутствие формы в импрессионизме, а его развитие обязано идеям постимпрессионистов, особенно художников-символистов, которые противопоставили чисто живописным целям и интересам импрессионистов явления смыслового порядка. Они утверждали, что настоящей реальностью обладает идея, а не ее отражение в материальном мире. Роль художника, таким образом, состоит в том, чтобы создавать символические формы для воплощения идей, а не имитировать изменчивый облик вещей.
Аналитический Основан на убеждении, что живопись способна на большее, чем просто показывать то, что видит глаз. Должен быть способ, как показать мир таким, каков он есть "на самом деле". Надо писать "не то, что вижу, а то, что знаю", как говорил Пикассо. Показывать не - видимое, но - сущее. Уничтожить цветность, "раску" мира. Одна из особенностей периода аналитического кубизма – монохромность. Всё сосредотачивается на форме и объеме предметов. Второе, от чего следует отказаться - выделенность, раздельность вещей, их различия по фактуре и материалу. Тщательные выписывания пылинок, волосков, шелков и бархата живописцами прошлого уже не актуальны. Все эти различия - кажимость, на самом деле реальность - едина. "Вещество" мира, из которого "сделаны" все вещи, одно и то же. В картине «Девушка с мандолино» й вы не различите "материал", из которого "сделаны" девушка или мандолина.
Из этого же материала сделан и стол в «Столе архитектора» , и пейзаж в «Пейзаже Сере» .
в кубизме исчезает какая бы то ни было перспектива. Если цель - изобразить само понятие предмета, а не его расположение. В результате - на кубистских картинах мы видим очень странное, фантастическое, мерцающее монохромное изображение, создающее иллюзию некоего метафизического пространства, выпирающего гранями из плоскости холста.
• Предмет и окружающий его фон - суть одно и то же, и отдельные предметы в этой единой структуре реальности не имеют четко очерченных границ.
Синтетический кубизм • Начиная с 1912 года в • • кубизме зарождается новое ответвление, которое искусствоведы назвали «синтетическим кубизмом» . Характерной особенностью Синтетического кубизма является отрицание третьего измерения в живописи и акцент на живописной поверхности. Фактура поверхности, линия и узор – все используется для того, чтобы сконструировать новый объект.
• Разные очертания из бумаги наклеивались на холст. Таким образом, художники создавали самодостаточный объект, отрицая иллюзорное воспроизведение реальности окружающего мира. Чуть позже кубисты прекратили использовать в своих работах аппликации, потому что им казалось, что настоящий художник может создавать богатые комбинации и не пользуясь бумагой.
Жорж Брак • • «Не нужно даже пытаться подражать вещам, которые преходящи и постоянно меняются, и которые мы ошибочно принимаем за что-то неизменное. Вещи в себе вовсе не существует. Они существуют лишь через нас» . Жорж Брак Две вещи перевернули сознание Брака-фовиста: большая выставка Сезанна в 1907 году и знакомство с Пикассо тогда же. Вскоре после первого визита к Пикассо Брак делает как бы ответ на «Девиц» . Большая обнаженная
• Дальнейшие периоды творчества Брака полностью совпадали с фазами развития кубизма. Он интенсивно изучает эффекты света и перспективы. В картине «Дома в Эстаке» ( «Houses at L’estaque» , 1908), Брак сводит архитектурную структуру в геометрическую форму, приближенную к кубу. Но он вынес затенения так, чтобы она выглядела плоской и трехмерной. Таким образом, Брак обратил внимание на саму природу зрительных иллюзий и художественные представления. Брак в основном был заинтересован в развитии идеи Сезанна — множества перспективных точек зрения.
• В композиции следующей, «синтетической» фазы кубизма художник включает графические знаки (цифры, типографические буквы, ноты, отрывочные надписи) и коллаж (наклейки газетных обрывков, рекламных объявлений, обоев и клеенки с имитацией различных текстур). Предметы расщепляются на отдельные качества: цвет, рисунок, фактура отслаиваются от изобразительной формы, обретая автономность. Визуальные знаки разных регистров зрительно перестраиваются, вступают в сложную игру пластических отношений и мгновенных образносмысловых комбинаций ( «Бокал, скрипка и нотная тетрадь» , «Гитарист»
• После Первой Мировой войны, во время которой Брак получил ранение в голову, он ушел от раннего угловатого кубизма. Далее в своем творчестве Жорж Брак стал развивать более привлекательный криволинейный стиль, особенно часто изображая спокойную жизнь. Его колорит высветляется, строится на тонких градациях охристых, голубых, серых, оливковых, терракотовых оттенков. Вещи, очерченные округлыми, упруго изогнутыми контурами, располагаются по параллельным тесно сближенным планам, резкая тень делит объемы предметов пополам «Круглый стол» «Буфет» , «Список»
Пабло Пикассо • Пикассо утверждал: "Кубизм никогда не был чем-то иным, кроме живописи ради самой живописи, в которой исключаются все понятия несущественной действительности. Цвет играет роль только постольку, поскольку он помогает изображать объемы".
• Изначально Пикассо под влиянием отчасти иберийского и африканского искусства, отчасти идей Сезанна стал огрублять и упрощать очертания фигур и предметов (это период раннего кубизма, 1906/07 -1909 гг. ). Примером могут послужить произведения 1908 г. Фигуры в "Фермерше", "Дриаде", "Трех женщинах" и "Дружбе" легко вычленяются в контексте полотна, но при этом сведены к определенной комбинации переданных цветом объемов.
• Сезанн говорил: "Все природные формы можно свести к сферам, конусам и цилиндрам. Начиная с этих простых основных элементов, можно сделать, что угодно". Вполне "сезанновской" в этом смысле является работа "Две обнаженные фигуры", где человеческие тела уподоблены формам окружающего мира, практически слились с ним. Сезанн говорил: "Следует не воспроизводить натуру, а представлять ее, но какими изобразительными средствами? Посредством формирующих цветовых эквивалентов".
Аналитический кубизм • Короткий период в творчестве Пабло Пикассо, который называется периодом аналитического кубизма, и который изменил направление развития всего мирового искусства 20 века, длился всего два - два с половиной года. Поиски Пикассо были основаны на его убеждении, что живопись способна на большее, чем просто показывать то, что видит глаз.
• Известно, что Пикассо с Браком живо интересовались, например, теорией относительности. И отсюда, в том числе, могли проистекать их поиски метода изображения того, что скрывается под видимостью мира. Они хотели узнать, «проанализировать» (отсюда – «аналитический кубизм» ), как мир устроен, а не как он выглядит. Пытались «вскрыть» внешнюю, прикрытую ранее глянцем традиционной реалистической живописи, форму предмета, распотрошить ее, вывернуть наизнанку, показать ее внутренности. И все эти предметы, пейзажи, люди на их картинах предстают как некая абстрактная «материя» , разобранная на первокирпичики. или - «кубики» . К ранним работам аналитического кубизма можно отнести пейзажи, сделанные Пикассо ещё в Хорта де Эбро – Фабрика, Водоем, Дома на холме.
• Зрителю предстоит догадываться о том, что изображено, лишь по отдельным деталям-намекам. Пикассо называл их «атрибутами» . Где-то, кажется, видна рука, где-то усы, или ключ, или гриф гитары, но все они "сделаны" из одного и того же условного "вещества". Иногда в нагромождениях ломаных плоскостей можно уловить линию плеч или намек на абрис бутылки. Но это лишь символы и знаки предметов, а не они сами. Кубизм, таким образом, поставил себе не изобразительную, а философскую задачу. Очевидно, нарисовать конкретную вещь легче, чем само понятие вещи или, как говорил Пикассо, "знание" вещи. Портрет Даниэля Анри Канвейлера
• Во многих натюрмортах 1909 г. видны игры с точкой зрения на предметы: например, в полотне "Хлеб и ваза с фруктами на столе" на вазу и фрукты взгляд направлен сверху, а на перевернутую чашку - сбоку и чуть снизу. Мастер манипулирует средствами изобразительности, теперь он действительно волен делать с ними "все, что угодно".
• Затем, в 1910 году Пикассо пишет несколько портретов своих артдилеров – Вильгельма Уде, Амбруаза Воллара и Даниэля-Анри Канвайлера. Затем следуют шедевры стиля, образцы «высокого» , рафинированного кубизма - Поэт, Аккордеонист, Кларнетист, Бутылка рома. И наконец, в 1912 году появляются последние работы периода аналитического кубизма – Человек с гитарой и Ма Джоли (Женщина с гитарой).
Человек с гитарой Ма джоли
• В произведениях синтетического кубизма, датирующихся 1912 -1914 гг. , зачастую использовалась техника коллажа, они включали в себя дотоле "посторонние" искусству элементы (газеты, ткани, крупинки песка, земли) и превратились в некие артобъекты, составляющие которых лишь обозначали подобия, соответствия, давали смотрящему на картину определенные ориентиры, но не показывали предмет в его "данности" (в качестве примера можно привести работы"Гитара" 1913 г. и "Композиция с гроздью винограда и разрезанной грушей" 1914 г. ).
• распознаваемые детали всё в большем количестве появляются на их полотнах – кусок занавески намекает на окно, торчащий из ящика ключ отсылает к комоду. И другие «говорящие» детали - ломтик лимона, трубка, бутылка, бокал. На холсте появляются буквы и целые слова – название вина, журнала, таверны, имя возлюбленной. Наконец, Пикассо вклеивает в картину настоящую почтовую марку. Скоро их с Браком холсты превращаются в декоративные коллажи. В 1912 Пикассо создает Натюрморт с плетеным стулом. Он включает в овальную композицию картины клеенку с рисунком, имитирующим решетку стула, а сам овал окаймляет толстой бечевкой - это «рама» картины. Прообраз всех ready-made экспериментов 20 века создан.
• Тем не менее все большее разложение и искажение привели к тому, что зрители стали воспринимать кубистические работы как абстрактные, а это Пикассо никак не устраивало. • Для него было важно, чтобы зритель, во-первых, эмоционально реагировал на полотно, во-вторых - улавливал авторский посыл, заложенный в произведении, и - желательно - подчинялся ему. С чистой же абстракцией это далеко не всегда возможно. И таким образом кубизм, открывший массу новых возможностей для изобразительного искусства, постепенно перестал занимать мастера, создавшего его.
Хуан Грис • Представитель кубизма, но его творчество в целом было более рассудочным, чем у Пикассо или у Брака. • В ранних работах ощутимо влияние модерна. Основной жанр его живописи —натюрморт. Первая и одна из наиболее удачных живописных работ Гриса - «Оммаж Пикассо» - была выставлена в 1912 г. в Барселоне. В 1914 -1918 годах эволюционировал от аналитического кубизма к синтетическому. Первая персональная выставка Гриса состоялась в 1919 в Париже, затем последовали экспозиции в Берлине (1923) и Дюссельдорфе (1925). В 1922— 1924 иллюстрировал книги Аполлинера, Реверди, Уидобро. Использовал гуашь и акварель, экспериментировал с техникой коллажа (с 1913) • Портрет Хуана Гриса - Амедео Модильяни
В 1920 -х гг. манера Гриса меняется, он отходит от строгих геометрических форм.
Основной жанр его живописи — натюрморт.
• . В начале 20 -х годов прошлого столетия Грис работал с группой «Русский балет» Сергея Дягилева. Хуан писал эскизы костюмов, работал над декорациями, оформлял сцену. В эти же годы испанец увлекался книжной иллюстрацией.
Робер Делоне • • Робер Делоне считал своей главной задачей изображение хаоса цветовых пятен. Как творческая личность Делоне сложился в результате размышлений на тему о неизбежном рождении новой идеологии из мирового хаоса. Художник в этом случае только помогал бы естественному историческому процессу, разрушая общепринятые догматические нормы и культурные основы устаревшего общества. В 1908 году Делоне увлекли идеи кубистов. Он стал членом объединения «Золотое сечение» . В это время художник пишет главным образом пейзажи, городские виды, насыщенные экспрессией, и ломаные геометрические очертания архитектурных объектов, впрочем, легко узнаваемых ( «Город» ; «Сен-Северен» ; «Эйфелева башня» ; «Башни Лана» ;
• Вскоре Делоне почувствовал, что ему тесны рамки традиционного кубизма. Его манера письма всегда была непохожа на стиль остальных членов группировки. Делоне очень внимательно относился к колористическому строю своих картин, весьма далекому от аскетизма кубистов. Таким образом, художник стал сочетать кубические приемы в моделировке объемов с собственным пониманием цвета. Он оставлял за собой право показывать мир таким, каким он его видит. задача нового искусства, как его понимал Делоне, — создание «архитектуры цвета» и его «динамической поэзии» . Художник считал, что дополняет исследования кубистов, которые чересчур большое внимание уделяют линии, но мало занимаются конструированием в области колорита. Находясь в объединении кубистов, Делоне все же был близок к экспрессивным формам искусства — настолько эмоционально взволнованной была колористическая гамма его работ. К примеру, художник настаивал на особой экспрессии сочетания красного и синего цветов.
• Он даже придумал ему особое название — «удар кулака» . Это сочетание позволяет зрителю непосредственно почувствовать колебания световых волн, как ухо чувствует музыку. Г. Аполлинер придумал для подобного метода творчества название «орфизм» по имени легендарного древнегреческого певца Орфея. Тот же Аполлинер объявил, что Делоне единственный во французском искусстве сумел достичь внеобъективного творчества, которое подчиняется лишь внутреннему сюжету и нисколько — внешнему.
• 1930 -е годы прошли для художника под знаком абстракции. К этому периоду относятся серии полотен «Цветные ритмы» и «Бесконечные ритмы» . Большинство этих работ основано на сочетаниях окружностей разных диаметров, внутри которых переливаются спектральные цвета. Делоне оказал огромное влияние прежде всего на творческую манеру художниковабстракционистов. Все они непременно пользовались опытами живописца в области красочных сочетаний и изучали его работы, посвященные цветовым контрастам.
Фернан Леже • Леже Фернан (Leger Fernand), Родился в 1881 году во Франции, в Аржантане. Леже получил двухлетнее архитектурное образование, позднее был вольным слушателем Школы изящных искусств в Париже. Начиная с 1910, Леже - активный участник салона des Independants. Его ранние картины ("Обнаженные в лесу", "Сидящая женщина") написаны в стиле кубизма. Вместе с Браком и испанским художником Пабло Пикассо Леже сыграл важную роль в формировании и распространении кубизма.
• Участие Леже в первой мировой войне повлияло на стиль его последующих работ. В своих картинах Леже стал использовать много технократических символов, изображая свои объекты и людей в урбанистических, техногенных формах. "Город" - одна из его наиболее примечательных картин в этом плане. Работы Леже оказали немаловажное влияние на формирование неопластицизма в Нидерландах и конструктивизма в Советском Союзе.
• В середине ХХ века Леже имел успех и как художник декоративно- прикладного искусства, и как скульптор. Создавая мозаику, керамику и гобелены, он также использовал принципы конструктивизма. В своих последних картинах Леже использовал выделение и наложение монохромного цвета в композиции. "Большой Парад", одна из его последних картин - монументальный пример этого оригинального стиля.
Istomina_21_gruppa_2_kurs.pptx