«Кто сказал, что надо бросить Песни на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне!. . » Навеки в памяти народной Выполнила: студентка 3 курса ОП «Русский язык и Литература» Радецкая Диана
Великая Отечественная война 1941 -1945 годов навсегда останется одним из самых главных драматических событий XX века. Чем дальше уходит время, тем ценнее становятся для потомков воспоминания тех лет
Создана впечатляющая летопись Великой Отечественной войне в поэзии, прозе, фильмах, живописных полотнах, памятниках «Судьба человека» , 1959 Реж. Сергей Бондарчук
Могила Неизвестного Солдата Москве, Александровский сад Памятник «Вальс победы» , Новосибирск
А сколько было создано песен о войне! Порой, только песня с ее жизненным текстом и музыкой вдохновляла, спасала, поддерживала и вселяла боевой дух в тех, кто оставил своих родных, близких и друзей и ушел защищать свою Родину
Все песни, что родились во время войны и после нее были адресованы сердцам людей, отстаивавшим свою честь и честь своей страны с оружием в руках.
В песнях бьет пульс времени. Каждая имеет свою собственную, подчас очень интересную историю. Много замечательных песен было написано в суровые дни Отечественной войны. Давайте немного окунемся в историю и вспомним историю создания некоторых из них
СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА муз. А. В. Александрова 24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева. Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой. . . » сл. В. И. Лебедева-Кумача
Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил: – Будем разучивать новую песню – «Священная война»
Сразу после напряженной репетиции группа ансамбля выехала на Белорусский вокзал для выступления перед бойцами, уезжающими на передовую. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина
С этого дня «Священная война» была взята на вооружение нашей армией, всем народом, стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Ее пели всюду, и каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала по радио.
Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой С фашистской силой тёмною, С проклятою ордой! Пусть ярость благородная Вскипает, как волна, Идёт война народная, Священная война! Дадим отпор душителям Всех пламенных идей, Насильникам, грабителям, Мучителям людей. Пусть ярость благородная Вскипает, как волна, Идёт война народная, Священная война!
В ЗЕМЛЯНКЕ муз. К. Листова сл. А. Суркова Эта песня сразу же, безоговорочно была принята — и сердцем солдата, и сердцами тех, кто его ждал. А ведь стихотворение, из которого она родилась, появилось, в общем-то, случайно, даже в печать не предназначалось
Поэт Алексей Сурков написал жене с фронта шестнадцать «домашних» строк. Написал в сорок первом, в конце ноября, под Истрой, после очень трудного дня, когда пришлось пробиваться из окружения Солдат пишет письмо домой, 1941 г.
Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы в феврале сорок второго не пришел во фронтовую редакцию композитор Константин Листов и не стал просить «чего-нибудь, на что можно написать песню» . «Чего-нибудь» не оказалось, но нашлись стихи, написанные Сурковым
Через неделю он вновь появился в редакции, попросил гитару и запел: «Бьется в тесной печурке огонь, На поленьях смола как слеза, И поет мне в землянке гармонь Про улыбку твою и глаза…»
Песня разлетелась по всем фронтам — от Севастополя до Ленинграда. Правда, некоторым блюстителям фронтовой нравственности показалось, что строки: «До тебя мне дойти нелегко, а до смерти — четыре шага» — упаднические, «разоружающие» . Но портить песню было уже поздно, она «пошла» …
Уже с первых дней Великой Отечественной поэт почувствовал: солдатское сердце ищет не только лозунга и призыва, но и ласкового, тихого слова, чтобы разрядиться от перегрузки всем тем страшным, что на него обрушила жестокая действительность Письмо А. Суркова жене с текстом будущей песни
На поле танки грохотали муз. Г. Портнов На самом деле песня под названием «На поле танки грохотали» является переделкой шахтерской песни под названием «Молодой коногон» . Впервые эта шахтерская песня была исполнена в довоенном фильме режиссера Леонида Лукова «Большая жизнь» , в котором рассказывалась о судьбах шахтеров Донбасса в 1930 -х годах сл. В. Суслов
Так выглядел первоначальный вариант песни: Гудки тревожно загудели, Народ бежит густой толпой, А молодого коногона Несут с разбитой головой. — Прощай, Маруся, ламповая, И ты, братишка стволовой, Тебя я больше не увижу, Лежу с разбитой головой. — Ах, то был ярый коногонщик, Я ухажерочка твоя, Тебя убило здесь на шахте, А я осталася одна…
У этой есть множество вариантов текстов, в которых описываются не только танкисты, но и летчики, партизаны, матросы, десантники «Вот что-то сердце заболело» , — Шахтер жене своей сказал. «Али погибель свою чуешь? » Шахтер жене не отвечал…» (Шахтерская песня) «Вот мчится поезд по уклону Густой сибирскою тайгой. А молодому машинисту Кричит кондуктор тормозной…» (Песня железнодорожников)
Но вот началась Великая Отечественная война. И песня, надев шинель, отправилась в окопы. Танкисты пели такой вариант: «Встает заря на небосклоне, С зарей встает наш батальон. Механик чем-то недоволен, В ремонт машины погружен. Башнер с стрелком берут снаряды, В укладку бережно кладут, А командир смотрел приборы, «Живей!» — механику сказал…»
Песня перешла линию фронта и сражалась фашистами в тылу врага. Партизаны пели ее так: «Мы шли на дело ночкой темной Громить коварного врага. Кипели злобой неуемной, Нам жизнь была недорога. Подкрались к вражескому стану, Команда подана: «Вперед!» . Залился песнею веселой Наш друг — «максимка» -пулемет…» с
Песня носила не только гимнастерку и шинель, но еще и тельняшку с бескозыркой: «По полю танки грохотали, Братишки шли в последний бой, А молодого краснофлотца Несли с разбитой головой. Прощай, Одесса, мать родная, Прощай, корабль мой боевой! К тебе я больше не вернуся — Лежу с разбитой головой…»
Когда песня живет не одну жизнь, а сразу несколько, когда ее поют шахтеры и студенты, танкисты и матросы, значит, она стала действительно народной. А народными становятся только очень хорошие песни