КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЕ Ломакина ДПИ41.pptx
- Количество слайдов: 97
КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЕ Выполнила ст. гр. ДИ 41 Ломакина Анастасия Проверил преподаватель Климова Полина Васильевна
Кружево 17 века Среди разнообразных украшений богатых русских одежд 17 века одним из наиболее распространённых было золото-серебряное плетёное кружево. Кружево плелось при помощи коклюшек из серебряных и позолоченных нитей. Нить состояла из шелковины, плотно обмотанной тончайшей металлической ленточкой. Термин «кружево» встречается в русских летописях очень рано – с 13 века – в применении к богато украшенным княжеским одеждам. Однако в то время под названием «кружево» понимались самые разнообразные декоративные отделки окаймляющие ту или иную одежду. В народной одежде это была вышивка, тканая тесьма, полоса какой-нибудь простой, но красочной ткани. В быту высших классов вышивка золотом, серебром или жемчугом, оторочка из дорогой привозной ткани и даже нашивки в виде полос, составленные из золотых бляшек с финифтью и камнями, назывались «кружевом» . Наряду с дорогими кружевами плетёнными из золотых и серебряных нитей, существовало кружево мишурное (позолоченная медная нить), значительно более дешёвое и доступное, применявшееся для украшения народной одежды.
Примером раннего бытования плетения на Руси может служить также волосник царицы Софьи Палеолог, найденный в её погребении. Более всего он близок технике макраме. Волосники, обнаруженные в других погребениях, представляют образец филейной работы.
Фелонь XVII века. Материал: Бархат, нить золотная, нить серебряная, крашенина, кружево золотосеребряное Техника: Шитье орнаментальное, шитье по настилу, плетение на коклюшках, швы ручные Описание: Выполнена из турецкого бархата с традиционным растительным орнаментом. Оплечье сплошь зашито золотными и серебряными нитями. Серебряные нити образуют фон, золотными выполнен растительный орнамент: крупные цветы и листья, для чего были использованы различные виды прикрепов и шитье по карте. Низ подола изготовлен из светло коричневого бархата и украшен золотосеребряным кружевом. Подложена краснокоричневой крашениной.
Конец 17 в. - начало 18 в. Мастерская: Акулины Петровны Бутурлиной, 1619 -1711 гг.
17 в. 1670 -е гг. Материал: Бархат, холст, крашенина, золотосеребряное кружево, золотные, серебряные и крученые и некрученые шелковые нити. Мастерская: жены московского гостя Ивана Гурьева, XVII в.
По характеру узоров золото-серебряное кружево 17 века можно поделить на две основные группы. К одной из них относятся раннего «итальянского» типа, плетённые в виде прошивки, с очень небольшими зубцами или совсем без них. Узоры кружева этой группы состоят в основном из разнообразных решёток, переплетений и сеток с геометризированным рисунком, в большинстве выполненных техникой «насновок» . Для другой группы «фламандского» типа, обычны узоры, скомпонованные из элементов растительного характера – схематизированного цветка тюльпана или гвоздики. Рисунок вписывался в округлый выступ зубца, ориентируя к его вершине. Узор выполнялся в виде тесьмы или ленты, которая в определённых местах скреплялась, образуя фигуры узора. Такое кружево по техническим приёмам относится к сцепным. Этот тип кружева 17 века был известен под названием «кружево плетённое с городы» (зубцы). Узоры этих кружев более динамичны. Они хорошо гармонировали с пышными и красочными тканями, выделялись на их фоне своеобразием фактуры. Характерные особенности кружева – прозрачность фона и плотные линии узора – подчёркивались ещё тем, что под золотное кружево подкладывалась в виде фона полоса красочной материи, контрастирующей по цвету с основной тканью одежды.
Золото-серебряное кружево как элемент декоративного оформления было тесно связано с общим характером старорусской одежды 17 века и широко применялось в её украшениях. В 18 веке в связи с изменением покроя одежды высших классов золотное кружево не находит места в декоративном оформлении кафтанов и камзолов западноевропейского покроя, но ещё долго остаётся украшением в народной одежде. Орнаментальные мотивы, характерные для золотного кружева 18 века в дальнейшем получил развитие в русском нитяном кружеве.
Кружево 18 века Никогда кружево не употреблялось так широко, как в 18 веке. Реформа одежды проведённая Петром Первым, привела к установлению в России трёх типов одежды: придворно-дворянского, купеческого и крестьянского. Наибольшее применение кружево получило в дворянском платье, что легко проследить по портретам 18 века. Крестьянское кружево имело несложные геометрические узоры, плелось из домашней льняной нити численным способом. Оно украшало рубахи (как женские, так и мужские), сарафаны, головные покрывала, полотенца. В металлическом кружеве 18 века преобладала форма аграманта, как наиболее соответствующая характеру нашивки. Возникают и развиваются три основные композиции аграманта: с соединёнными зубцами; в виде волнистой полосы с зубцами в изгибах; в виде цепочки с узорным заполнением звеньев. Ещё одним видом кружевных нашивок были так называемые «сетки» . Они представляли собой узорную кружевную решётку, золотую или серебряную.
Левицкий. Н. С. Борщова
Гроот Георг-Христоф Великая княгиня Екатерина Алексеевна на коне 1744
Гроот
Русское металлическое кружево наравне с золотым шитьем изобиловало площёнкой. С середины 18 века её вводили особенно обильно и вдобавок цветную – алую, голубую, светло-зелёную. Этот приём являлся одной из особенностей русского металлического кружева и придавал ему особенный красочный характер.
Льняное, а затем шёлковое кружево(так называемые «блонды» ) постепенно ограничивало, а затем полностью вытеснило из употребления металлическое кружево. В начале столетия льняное кружево употреблялось мало. Но затем его стали производить довольно широко. Главной трудностью в производстве льняного кружева был недостаток льняной пряжи соответствующего качества. С начала 18 века в России распространились самопрялки. Правительство принимало энергичные меры, чтобы поднять качество льняной пряжи. С этой целью в различные монастыри направлялись обученные пряхи с самопрялками. Монастыри обязаны были делать самопрялки по образцу присланных. Но для наиболее тонких сортов кружева ввозилась прославленная брабантская льняная пряжа, ровно как ввозимым был в те времена и шёлк. Край. Деталь. Вторая половина 18 века
Растительные мотивы русского кружева 18 века составляли преобладающую группу. Наравне с ними было много смешанных узоров, где мотивы растений сочетались с геометрическими фигурами и изображениями животных. Мотивы птиц использовались чаще, нежели изображения животных. Преобладающей из птиц являлась пава. Геометрические узоры не характерны для русского кружева 18 века, за исключением численного. Их составляли из фигурных розеток разнообразных рисунков, дополненных лиственными отростками, мотивами страусовых перьев. Изображается в ряде кружев и фантастическая Птица-Сирин, образ которой сложился еще в Древней Руси. К числу фантастических образов относятся также крылатые львы, кони, двуглавый орёл. В числе изображаемых реальных животных, помимо коня, следует назвать оленя, верблюда.
Край. Конец XVIII в. , г. Орел
Художественный эффект русского кружева 18 века в большей степени заключается в живописности, достигаемой применением различных материалов: слабо белённого льна, цветного шёлка, золотой серебряной нити. Их сочетания бесконечно разнообразны. Узор выделен цветом на фоне льняной решётки, или же обведён по контуру цветным шёлком. Металлическая нить то вырисовывает орнамент, то утяжеляет зубцы, придавая им массивность и блеск. В 18 веке кружевоплетение только начинает выделяться в ремесло. Его основой в художественном отношении явилось народное кружево с ярко выраженным национальным характером, выразившимся в богатстве колорита, изобретательности мотивов орнамента, своеобразии технических разработок.
Кружево 19 века В первой половине 19 века кружево производится как в помещичьих мастерских, так и крестьянском уезде. Образуются и кружевные мануфактуры. Уже в первой четверти века принимает форму промысла, изготовления его на сбыт. Кружевной подзор. Балахна. Нижегородская губерния. 19 век.
Кружево «малин»
В чисто русских типах кружева 19 века возникают и развиваются некоторые особенности как технического, так и композиционного характера. Широко входит в употребление сетчатое плетение. С середины столетия изменяются и приемы и использования скани. Она не только спокойно очерчивает конуры фигур, но в цепном кружеве пролегает по самой полотнянке, вьётся по ней верёвочкой ( «витая» ткань) или лежит «ёлочкой» . К середине 19 столетия русское металлическое кружево окончило своё существование в художественном отношении, хотя его производство сохранялось вплоть до начала 20 столетия. Образцы кружева «русский гипюрклюни» . Вторая половина 19 века.
Во второй половине 19 века самым распространённым мотивом узоров являлся «паучок» . Этот старинный элемент – одна из разновидностей полотнянки – в узком обшивочном и численном кружеве составлет узор, расположенный в один или несколько рядов. В многопарном кружеве «паучки» образуют решётки внутри фигур и на фоне. В цепном они тоже находят применение. Кружевной оплет носового платка. Елец. Ордловская губерния. 1880 год
В условиях капиталистического производства к концу 19 века массовые кружевные изделия в значительной степени утратили тщательность и виртуозность исполнения. Это заставило общественных деятелей того времени организовать ряд школ и производственных мастерских с целью усовершенствования технических навыков кружевниц и создания инструкторских кадров. В конце 19 - начале 20 веков только в народной среде, в массе кружевниц можно ещё найти настоящий творческий подход к плетению кружев. 19 век. Петербургская коллекция
Вологодское кружево, как промысел, существует с 1820 года. Там крепостные выплетали тончайшее кружево для отделки платьев и белья, подражая западноевропейским узорам. Со временем из помещичьих мастерских плетение кружев переместилось в народную среду и стало одним из видов народного искусства, отражавшего запросы и вкусы широких кругов местного населения. В середине Х 1 Х века, особенно после реформы 1861 года, в Вологодской губернии насчитывалось свыше 40 тысяч кружевниц, которые работали не только в мастерских, но и дома по заказам скупщиков, стремившихся взять в свои руки сбыт крупных изделий. Вологодское кружево становилось известным во всем мире. Спрос на него рос с каждым годом, торговля достигла значительных размеров. В большом потоке кружева не всегда удалось следить за качеством выполняемых изделий. Далеко не все кружевницы могли выполнять сложные и добротные по техническому качеству узоры. Многие мастера, стремились к большому заработку, упрощали рисунки и технические приемы их плетения. В настоящее время Вологодское кружевное предприятие по-прежнему является ведущим в числе традиционных промыслов России. Вологодские кружева отличаются резким делением на фон и рисунок, крупными выразительными формами, извилистым контуром. Орнамент кружевных изделий чаще всего геометрический - решетки, составленные из сквозных шестигранников, кругов, квадратов. Рисунки кружев имеют своеобразные народные названия: денежки, паучок, пуговка, березка. Вологодские мастера используют также растительные узоры. Часто для придания рисунку рельефности вплетается утолщенная нить - скань. В изделиях, выпускаемых объединением, используется около 400 разнообразных рисунков.
Елецкие кружева известны в России с конца XVIII века. Именно тогда здесь, в Ельце, возник один из центров, где россияне начали активно осваивать это пришедшее к нам из Европы искусство. Центр кружевного промысла, возникновение которого восходит к началу 19 века. Елецкое кружево плетётся на коклюшках, преимущественно из белых катушечных ниток, реже из льняной, шёлковой (а с середины 20 в. и синтетической) пряжи. Отличается мягким контрастом мелкого узора (растительного и геометрического) и тонкого ажурного фона. Для традиционного елецкого кружева характерна парная техника плетения. Местные жители овладели плетением кружев в начале XIX в. на частной фабрике Протасовой. Елецкие кружева более тонкие и легкие, чем вологодские. Полотнянка елецких кружев — изменчивая по плотности и ширине, часто переходит в ажурные разработки. Но иногда решетка по плотности мало отличается от вилюшки, и нет здесь такого контраста, как в вологодском кружеве. Своеобразие ряда елецких кружевных изделий — в сочетании разной плотности плетения в одних и тех же элементах, что придает им как бы светотеневую игру и создает впечатление некоторой объемности узора. Специфика крупных елецких штучных изделий и в построении композиции центрального поля из отдельных элементов — розеток или квадратных фигур, которые, ритмично повторяясь, отвечают орнаменту края и как бы рельефно выступают на плотной узорной решетке фона. Иногда в одном орнаменте решетки имеют разный рисунок, сочетая сцепную технику с парной. В этом — одна из выразительных особенностей елецкого кружева. Для кружевных решеток Ельца тоже характерны мотивы снежинок, морозных узоров, с которыми часто ассоциируется белое кружево разных центров.
Особенностью Елецкого кружева является необычайная тонкость и изящество узора. Для него типичны очень легкие и воздушные решетки, соединяющие узор; растительные мотивы имеют черты особой прозрачности. Более разнообразным в последнее время стал цвет кружев. С давних пор в Ельце выполняют черные косынки, в которых рисунок растительного характера хорошо вписывается в трехугольную форму вещи. Многие Елецкие кружевные изделия выполняют в сером цвете, что придает изделиям еще большую легкость и элегантность. Наряду с изготовлением дополнений к костюму в промысле идет постоянная работа по созданию предметов интерьера. Чаще всего это - панно, занавески, в которых привлекают внимание не только своеобразная трактовка темы, но и само кружево, поражающее богатством приемов и тонкостью исполнения. Европа впервые познакомилась с кружевным чудом из Ельца в 1873 году на Всемирной выставке в Вене, причем работы елецких мастериц сразу привлекли внимание публики и получили высокую оценку специалистов.
Полотенце назеркальное. Начало XIX в. , Орловская губерния, г. Елец.
Конец назеркального полотенца(узор «сливочки» ). Конец XVIII в. , Орловская губерния, г. Елец
Елецкое кружево. Образец 1916 г.
Лён. 19 век. Оплет носового платка и мерное кружево
Вятские кружева появились в начале XVIII века. Во второй половине XIX века промыслом занималось многочисленное крестьянское население, заказы поступали из Петербурга. В 1893 году в слободе Кукарке Яранского уезда Вятской губернии в числе 9 других была организована земская школа кружевниц. Преподавателями были ученицы Мариинской школы из Петербурга. Все школы, учрежденные «Мариинкой» , опирались на её методическую базу и разработанные в ней учебные программы. Вместе с тем, в кружеве вятских школ сформировались особые качества, выделяющие его среди изделий других учебных заведений. Кировские кружева отличаются большим изяществом, легкостью, прозрачностью. В кировских кружевах встречаются мотивы, близкие к вологодским и елецким, но здесь они приобретают особый, местный колорит. Для кировских кружевных изделий характерно разнообразие узоров, переходящих из плотного плетения в сетку, паучки, узорную тесьму с ажурным рисунком. Узоры кружев кировских мастериц отличаются легкостью и носят растительный характер, часто цветы и листья имеют остроконечные формы. Ассортимент кировских кружевных изделий сходен с ассортиментом вологодских и елецких изделий.
Михайловское кружево Начиная с ХVIII в. в г. Михайлове сформировался центр кружевоплетения и сопутствующая ему художественная вышивка. Это кружево оригинально. В нем нет цветочных, растительных и животных мотивов, которые широко распространены в других районах России. Узор кружева, строгий и геометричный, стал основой этого уникального, единственного в своем роде художественного промысла. Плотное, почти без ажурного фона плетение напоминает полотно, полученное на ткацком станке. Жизнерадостность кружева - в многоцветьи красок: от сочетаний красного и белого до красного с черным. Красный цвет - особый в русском искусстве и в кружеве, как основной, утвердился только в Михайлове. Первое упоминание о цветном михайловском кружеве относится к середине 18 века. Оно значительно отличается от кружев, изготовляемых в других областях, как по технике плетения, так и по характеру рисунка. Выполняют его в простой технике численного кружевоплетения, сохраняя старинный характер рисунка и расцветки. Эта техника уникальна и не имеет аналогов и мире. Для выполнения численного кружева не нужны были заранее нарисованные узоры - сколки. Его выполняли по памяти, соблюдая определенное количество переплетений нитей на коклюшках, необходимое для получения узора. Отсюда и название кружева - численное (счетное). Михайловское кружево вначале выполнялось из льняных нитей, а для придания кружеву большей нарядности нити подкрашивали натуральными красителями. С появлением хлопчатобумажных нитей различных цветов кружевницы стали использовать их наряду со льном. Плетение кружев в Михайловском уезде издавна бытовало в крестьянских семьях. Цветное кружево рано приобрело промысловый характер, так как отличалось красотой узора и разнообразием колорита.
Техники плетения кружева По технике исполнения кружево бывает: • на коклюшках/плетеное • фриволите/плетеное челноком • игольное/шитое • хардангер/шитое • макраме/узелковое • на спицах/вязаное • крючком/вязаное
Коклюшечное кружево, шедшее на продажу, представляло собой 2 вида – штучное и мерное. Штучные изделия (покрывала, занавески, скатерти, салфетки, шарфы, воротники, жабо, манжеты) требовали от кружевниц высокого уровня мастерства. Мерное кружево (ажурная лента с прямыми или волнистыми краями) служило для украшения различных изделий из тканей и имело много общего с лентами и тесьмой фабричного производства. Но оно было богаче по своим декоративным свойствам и более разнообразным по ширине (до 15 и более сантиметров). Это значительно расширяло сферу его использования. Коклюшечные кружева могли быть как белыми, так и цветными; плелись изо льна, шелка, хлопчатобумажной нити.
При плетении кружев нитки переплетают с помощью коклюшек, на которые они намотаны. Намотка ниток на коклюшки осуществляется следующим образом. Берётся коклюшка в правую руку. Левой рукой нитка с катушки наматывается несколько раз на коклюшку, затем наматываются нитки вдоль шейки путём вращения коклюшки справа налево. После окончания намотки нитка закрепляется узлом, который не даст возможности нитке разматываться во время плетения и в то же время позволит, подтянув рукой, увеличить длину нитки. Узел делают следующим образом: коклюшку держат в правой руке, левой рукой делают петельку (конец нитки над основанием) и коклюшку вдевают в эту петельку с задней стороны (рис. 7 а). Затем коклюшку повешивают на нитку без опасения, что она размотается (рис. 76). После намотки одной коклюшки с катушки смотывают без отрыва нитку примерно такой же длины, намотывают тем же способом её на вторую коклюшку и закрепляют узлом. При плетении кружев коклюшки употребляются только парами (рис. 7 в). Длина рабочей нитки должна быть 12— 15 см, при плетении длина нитки должна быть на всех коклюшках одинаковой.
Способы плетения кружев По мере развития кружевоплетения сформировались 3 различных способа: численный, многопарный сцепной и парносцепной. Численный способ — самый простой, основан на счете ниток; он выполняется без предварительного рисунка, путём повторения движений коклюшек по памяти. Этот способ требует всего несколько пар коклюшек, фон и узор в нём выплетаются одновременно. Многопарный или парный способ плетения кружев самый сложный. В нём применяется наибольшее число коклюшек. Этим способом чаще плетут мерное кружево. Плетение производится постепенно от кромки к кромке; одновременно выполняют, строго следуя точкам сколка, фон и фигуры узора. Сцепной способ применяется при изготовлении штучных изделий и отчасти мерного кружева. Основой узора служит непрерывная полоска, свободные изгибы которой составляют рисунок. Эти изгибы соединяются между собой и фоном особым приёмом, называемым сцепкой, который выполняют с помощью крючка для вязания. Парносцепной способ — это так называемая рациональная манера плетения, где часть элементов выплетается парным, а часть сцепным способами.
Приёмы плетения кружев основаны на перекладывании в определённом порядке коклюшек с намотанными на них нитками. Коклюшки навешивают парами на булавки, вколотые в сколок, прикреплённый к подушке. Простейшие приёмы переплетения ниток, на которых основан весь процесс кружевоплегения, называются «перевить» и «сплести» . Перевить — это значит перекинуть или переложить правую коклюшку через левую, что делается движением одной руки ( правой или левой) с помощью большого пальца той же руки.
Сплести — это значит поменять местами внутренние коклюшки правой и хевой руки так, чтобы левая коклюшка проходила над правой, а не наоборот. Сплести в ползаплёта — перевить и сплести один раз
Сплести в полный заплёт — переплетение в ползаплёта повторить 2 раза
При плетении кружев требуется большая аккуратность и осторожность. Коклюшки при работе нужно постоянно выравнивать и утягивать, но не слишком сильно, во избежание обрывов ниток. Но если всё-таки такой обрыв произойдёт, то коклюшку с новой ниткой привязывают на булавку, вколотую в подушку. Из конца оборванной нитки указательным пальцем правой руки делают петельку, через которую при помощи булавки продергивают петлёй конец оборванной нитки и затягивают. После соединения ниток плетение продолжают двойной ниткой на расстояние 5— 10 мм, затем петельку вытягивают за кончик, нитку отбрасывают и срезают. Если рабочая нитка рвётся у булавки, то на нитке, идущей от коклюшки, сделайте петлю с узелком, навесьте петлю на булавку и продолжайте работу. Концы оборванной и новой ниток позднее зашейте.
Коклюшечное кружево в сцепной технике плетения.
Фрагмент кокетки воротника. Сцепная техника плетения. Полотнянка
Филейное кружево, получают при сочетании двух технологий - изготовления сетки и шитья узора. Сетку получают или путем плетения с помощью специальной иглы и стержня, или путем выдергивания нитей из ткани. После получения сетки ее ячейки заполняют посредством шитья иглой, образуя всевозможные узоры. Вначале сетку для кружев делали вручную, а в конце XIX - начале XX вв. ее стали выполнять на машинах (так называемые гипюрные сетки для кружев). При выполнении кружева нитку с помощью иглы как бы вплетают между ячейками сетки. Ячейки сетки служат составной частью узора. При заполнении сетчатого грунта нитку вводят в грунт сетки различными способами: вплетают, ввязывают узелками, она может образовывать стежки и швы, выполненные в различной технике (штопка, бриды с оплеткой, цепочка, настили др. ). При этом в узоре образуются такие элементы как треугольники, ромбы, квадраты, паучки, рубчики, звездочки и т. п.
Игольное кружево - кружево, выполняемое только иглой и ниткой, можно считать самым древним кружевом из всех известных; появилось в Италии (называлось «ретичелла» — сеточка) и оттуда распространилось по всей Европе. Самый древний вид игольного кружева — когда из полотна выдёргивали нитки, а затем обшивали их. Потом узор стали наносить на ткань, натягивали основу из ниток, обшивали основу и украшали разными дополнительными швами Игольное кружево
Игольное кружево
Фриволите – это искусство плетения кружева узелками с помощью челночка.
Хардангер – это техника вышивки, названная в честь фьорда, что на севере Норвегии. Так называют современный вариант скандинавской строчевой вышивки. Изначально хардангер создавалась как имитация кружева, которое пользовалось необычайной популярностью в Европе в 15 – 16 веках. Изящная и несложная в изготовлении вышивка заставила многих мастериц овладеть основами техники – и взяться за дело. Выбрав модель, лучше начинать ее вышивать с небольшого фрагмента. Довольно скоро навыки работы сформируются, и вы сможете выполнять самые сложные вышивки.
Список литературы: http: //nadezhdmorozova. livejournal. com/pics/catalog/398/314920 http: //www. krujevo. com/? idp=13 http: //nhkt. narod. ru/kruzhevo. htm http: //www. devchatam. ru/tehkrujevoplet 1. Фалеева В. А. Русское плетённое кружево «Худ. -к РСФСР» 1983 2. Л. В. Ефимова, Р. М. Белогорская Русская вышивка и кружево. Собрание государственного исторического музея. Москва. «Изобразительное искусство» 1985 год 3. В. Пересторонина. Вятские кружева. Горький. Волго-Вятское книжное издательство. 1982 год. 4. Русское декоративное искусство. От древнейшего периода до 17 века. Том 1. в трех томах под редакцией А. И. Леонова. Издательство Академии художеств СССР. Москва 1962 год 5. Русское декоративное искусство. 18 век. Том 2. в трех томах под редакцией А. И. Леонова. Издательство Академии художеств СССР. Москва 1963 год 6. Русское декоративное искусство. 19 век – начало 20 века. Том 3. в трех томах под редакцией А. И. Леонова. Издательство Искусство. Москва 1965 год