Lektsia_16. Критики Гегеля.pptx
- Количество слайдов: 35
Критики Гегеля
Артур Шопенгауэр (1788– 1860)
Выделил два аспекта понимания субъекта (или Я): • тот, который дан в качестве объекта восприятия, • тот, который является субъектом самим по себе (проявлением воли).
Мир как представление всецело обусловлен субъектом и является сферой видимости.
Сущность мира — Мировая Воля, одна и единственная. Проявляющаяся в мире явлений как бесконечное многообразие, она обладает абсолютной свободой, которая оказывается полным произволом, является антиморальной
Свобода Мировой воли иррациональна, действуя как беспредельное стремление, она способна породить любое зло.
В человеке эта универсальная воля проявляется в его интеллигибельном (умопостигаемом) характере, который дан каждому изначально, неизменен и, в общем-то, непознаваем.
Индивидуальная вариация интеллигибельного характера названа Шопенгауэром эмпирическим характером. Будучи отображением интеллигибельного характера, эмпирический характер так же прирожден и неискореним, как и первый.
Злому его злоба настолько же врождена, как змее ее ядовитые зубы и ядовитый мешок, и он столь же мало может измениться, как и она.
Шопенгауэр добавляет к умопостигаемому и эмпирическому характеру еще и третий, приобретенный характер. Но это почти ничего не меняет по существу, ибо приобретенный характер состоит в как можно более точном познании собственной индивидуальности.
«Одним словом, человек всегда делает лишь то, что хочет, и делает это все-таки по необходимости. А это зависит от того, что он уже есть таков, как он хочет, ибо из того, что он есть, с необходимостью вытекает все, что он каждый раз делает» .
Шопенгауэр выделяет три разновидности эмпирического характера: эгоистическую, злобную и сострадательную.
Самым чистым и специфическим нравственным побуждением, так сказать, «первофеном морали» выступает не совесть и т. п. , а чувство сострадания.
Мировая скорбь (weltschmerz) порождается всемирным страданием и столь же всемирным состраданием, которое доставляет даже большие муки, чем само страдание.
Убить мировую Волю, что с моральной точки зрения вполне оправдано, поскольку искупает вину воли перед самой собой, могут люди. Им следует направить присущую им энергию против самой этой энергии, и, следовательно, против ее источника — Воли.
Карл Маркс (1818– 1883)
Фридрих Энгельс (1820– 1895)
Унаследовали гегелевскую философию (диалектику) и представление о принципиальном единстве мира.
Основной вопрос философии, с точки зрения марксизма, — это вопрос о том, что первично, сознание (как у Гегеля) или материя (как у французских материалистов). «Великим основным вопросом всякой философии… является вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе… что чему предшествует: дух природе или природа духу…»
Маркс, поскольку его главная цель есть переустройство жизни, отдает предпочтение материи, реальной жизни, а не заоблачным высотам гегелевских абстракций. НО: Маркс сохраняет во всем его богатстве гегелевское диалектическое учение. Маркс, как говорил Энгельс, «перевернул гегелевскую диалектику с головы на ноги» .
Возникает новое философское направление — диалектический материализм.
Согласно этому учению все постоянно находится в процессе развития, постоянно изменяется, не стоит на месте. В то же время мир един (как у Гегеля), все в мире — и природа, и общество, и человеческое мышление — подчиняются одним и тем же законам диалектики.
«Маркс открыл закон развития человеческой истории: тот… простой факт, что люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией и т. д. » (Ф. Энгельс).
«В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли независящие, отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил» .
«Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания» .
«Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. … С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке» .
«…Всякий новый класс, который ставит себя на место класса, господствовавшего до него, уже для достижения своей цели вынужден представить свой интерес как общий интерес всех членов общества, т. е. выражаясь абстрактно, придать своим мыслям форму всеобщности, изобразить их как единственно разумные, общезначимые» .
Прогрессизм. Вера в естественное течение исторического процесса. Прогресс — смена общественно-исторических формаций. Идея бесклассового общества как венца прогресса.
Сёрен Кьеркегор (1813– 1855)
Подлинная философия может быть только экзистенциальной, то есть носящей сугубо личный характер. Кьеркегор стремится отвергнуть «научный способ философствования» как безличный.
Анализируя бытие человека Кьеркегор вводит в философию такие категории, как «страх» , «трепет» , «отчаяние» , «решимость» и т. п.
Кьеркегор выделяет три стадии человеческой жизни: эстетическую, этическую и религиозную.
На эстетической стадии человек живет непосредственной жизнью и является тем, чем он является. На этической стадии человек руководствуется долгом, он делает радикальный выбор ( «или — или» ): либо продолжать свое прежнее существование, либо отныне руководствоваться различением добра и зла.
На этой стадии человек становится тем, чем он должен быть. Этическая стадия преодолевается религиозной, на которой для человека значимы лишь божественные требования, приостанавливающие общезначимые этические установления.
Понятие «парадокса» . Поскольку мир божественный и мир человека принципиально несоизмеримы, постольку вера предполагает отказ от логического мышления и уводит в сферу парадоксов, абсурдных, с точки зрения человеческой этики.