Скачать презентацию Критика философской классики и иррационализация философии План Скачать презентацию Критика философской классики и иррационализация философии План

2013_неклассич_филос.ppt

  • Количество слайдов: 35

Критика философской классики и иррационализация философии Критика философской классики и иррационализация философии

План: • Классика и неклассика: две эпохи в развитии европейской философии • Философский иррационализм План: • Классика и неклассика: две эпохи в развитии европейской философии • Философский иррационализм • Марксистская философия. • Позитивистская философия: а) классический позитивизм; б) эмпириокритицизм; в) неопозитивизм. г) анализ науки в постпозитивизме.

1. Классика и неклассика: две эпохи в развитии европейской философии • Классическая философия ориентировалась 1. Классика и неклассика: две эпохи в развитии европейской философии • Классическая философия ориентировалась на познавательные возможности разума, прогресс науки и техники, идеалы свободы, равенства и братства. Неклассическая философия возникла как критика философии Нового времени и особенно немецкой классической философии ( её заслуга: сделала наше мышление историческим, максимально полно объяснила сущность бытия, познания, других проблем с позиций идеализма).

Неклассическая философия • в 19 в. в культуре и философии начал расти интерес к Неклассическая философия • в 19 в. в культуре и философии начал расти интерес к другим сторонам бытия и к иррациональным (вне разума) аспектам существования человека и общества: воля, бессознательное, инстинкты, озарения и др. • Разуму, согласно этой традиции, отводилось вспомогательное место в познавательной активности человека.

Представители неклассической философии • О. Конт – родоначальник • позитивизма • С. Кьеркегор – Представители неклассической философии • О. Конт – родоначальник • позитивизма • С. Кьеркегор – основатель экзистенциализма К. Маркс и Ф. Энгельс – создатели философии исторического и диалектического материализма • → А. Шопенгауэр и Ф. Ницше – основатели современного иррационализма

Артур Шопенгауэр (1788 -1860) • выступил первым критиком гегелевской философии; • одним из первых Артур Шопенгауэр (1788 -1860) • выступил первым критиком гегелевской философии; • одним из первых в 19 в. дал философское обоснование иррационализма как мировоззрения, которое отрицает достижения разума в деле познания истины и абсолютизирует роль эмоций и воли. Его иррационализм был тесно связан с пессимизмом.

Философский иррационализм. Артур Шопенгауэр • разработал принципы европейского иррационализма в труде «Мир как воля Философский иррационализм. Артур Шопенгауэр • разработал принципы европейского иррационализма в труде «Мир как воля и представление» . понимает жизнь как непрерывную борьбу между состраданием (любовь) и преобладающими над ним силами эгоизма и злобы. • Жизнь - это «плесень» на одном из «шаров» . Мир неразумен и беспечен, им управляет злая воля, ей мы обязаны своей жизнью, а, следовательно, своим страданием.

Ш. : Мир - есть воля и представление. • Мир, развернутый перед нами, есть Ш. : Мир - есть воля и представление. • Мир, развернутый перед нами, есть только мировой феномен, наше представление, а представления наш мозг выделяет так же, как печень – желчь. • Он(мир) существует только для интеллекта, для существа, обладающего психическими функциями, от последнего червя до человека. Если уничтожить способность сознания, то и весь мир, представленный им исчезнет. • Думая, что вне нас существуют предметы и вещи, мы верим видимости.

 «Мир - есть воля и представление» • Подлинной, глубоко скрытой сущностью мира является «Мир - есть воля и представление» • Подлинной, глубоко скрытой сущностью мира является воля как непознаваемая «вещь в себе» она свободна и не зависит от времени и пространства. • Человек, как и все живое, есть объективация (осуществление, реализация) его воли.

 «Мир как воля и представление» • Воля – это абсолютное начало всякого бытия, «Мир как воля и представление» • Воля – это абсолютное начало всякого бытия, некая космическая и биологическая по своей природе сила, созидающая мир человека. • Человек становится рабом воли. Воля заставляет человека жить, каким бы бессмысленным не было его существование: она заманивает человека призраками счастья. • Разум человека – инструмент «воли к жизни» , с помощью которого человек исполняет свои желания.

 • В этих условиях у человека есть только один разумный выход – погасить • В этих условиях у человека есть только один разумный выход – погасить в себе «волю к жизни» . • Шопенгауэр выделял два типа людей, которые перестали быть рабами воли: святые - в земной жизни и гении - в искусстве. • Обычный человек живет с неудовлетворенными желаниями, или, в случае их удовлетворения, со скукой.

 • Вместе с тем каждый человек имеет три высших блага жизни – здоровье, • Вместе с тем каждый человек имеет три высших блага жизни – здоровье, молодость и свободу. Пока они есть, человек их не осознает и не ценит. Осознает лишь в случае их утраты, поскольку эти блага только отрицательные величины. • Для человека существует только 3 побудительные причины: эгоизм, злоба и сострадание. Только сострадание – морально. Но преобладает у людей злоба и эгоизм.

Сёрен Кьеркегор • выступил с критикой объективизма и абстрактного рационализма Г. Гегеля, его принципа Сёрен Кьеркегор • выступил с критикой объективизма и абстрактного рационализма Г. Гегеля, его принципа тождества бытия и мышления; • Отвергая попытки рационализировать веру, противопоставил гегелевской диалектике (как логике бытия и мышления) принципиально иную экзистенциальную диалектику, которая была призвана сохранить отношение личности к Богу, выразить тайну единичного человеческого существования. • опирался на Священное писание и рассуждал о роли религии и веры → считал, что чем меньше человек рассуждает, тем более существует. • Гл. переживаем человека - является переживание смерти.

Сёрен Кьеркегор • выделяет несколько типов образа жизни или мировоззрения: • Эстетический - человек Сёрен Кьеркегор • выделяет несколько типов образа жизни или мировоззрения: • Эстетический - человек живет наслаждением красоты, переживанием минуты. • Этический – призывает к нравственности и выполнению долга – это забота о будущем. • Но только в религиозном - человек живет – ощущением вечности. • К. настаивает на полной иррациональности, алогичности религиозного переживания.

Фридрих Ницше • Его иррационалистическая философия не только подвергла критическому переосмыслению немецкую классику, но Фридрих Ницше • Его иррационалистическая философия не только подвергла критическому переосмыслению немецкую классику, но и инициировала пересмотр основных ценностей европейской культуры. • В частности, рационализма, пытавшимся, установить господство над жизнью и умертвить ее • С рационализмом Ф. Ницше связывал регресс общества.

Фридрих Ницше • заложил основы философии жизни, возникшей в к. XIX в. в Германии. Фридрих Ницше • заложил основы философии жизни, возникшей в к. XIX в. в Германии. • «Жизнь» - непосредственно переживаемая сущность мира, выступает в качестве первичной реальности, целостного органического процесса, не подвластного расчленению на субъект и объект. • Сущность естественного потока жизни трактовалась Ф. Ницше как воля к власти. • Все живое стремится к власти. Власть по своей природе не есть политическая и социальная власть, но власть метафизическая как принцип жизни. Это тайна жизни, первооснова всего сущего.

Фридрих Ницше «Рождении трагедии из духа музыки» • передал обстановку духовной деградации современной цивилизации Фридрих Ницше «Рождении трагедии из духа музыки» • передал обстановку духовной деградации современной цивилизации → противопоставил 2 типа культуры: «дионисийский» (жизненную, исполненную трагической мистерии) (прообраз в досократовской Греции – симпатии Н. ) • «аполлоновский» (созерцательную, логическую, односторонне интеллектуальную) – современная культура «маленьких людей» с их регламентированной моралью страха противоречит самой жизни, т. е. вечному движению, не имеющему цели, равнодушному к добру и злу.

Ф. Ницше • Желая освободить «жизнь» от подавляющего гнета разума, провозгласил «переоценку всех ценностей» Ф. Ницше • Желая освободить «жизнь» от подавляющего гнета разума, провозгласил «переоценку всех ценностей» , переход «по ту сторону добра и зла» . «Смерть Бога» , «Бого-утрата» , переживаемая человеком, должна облегчить этот путь. • Утверждал: «нет никого, кому мы обязаны отдавать отчет в своей жизни, кроме нас самих» → Создал свой • миф о «сверхчеловеке» - сильной личности, свободной от морали, движимой вперед «волей к власти»

Трансформация традиций классического философского наследия в марксизме (К. Маркс, Ф. Энгельс). Основные черты марксистской Трансформация традиций классического философского наследия в марксизме (К. Маркс, Ф. Энгельс). Основные черты марксистской философии. • Историческими факторами возникновения философии марксизма являются: • превращение буржуазии и пролетариата в классовых врагов; • образование единого мирового рынка (в силу развития капитализма); • решающая роль материального производства в развитии общества (в результате промышленной революции).

Основные черты марксистской философии • вопрос о соотношении материи и сознания решается с материалистических Основные черты марксистской философии • вопрос о соотношении материи и сознания решается с материалистических позиций: материя первична, а сознание производно от нее, то есть вторично. • Материя рассматривается как объективная реальность, данная человеку в его ощущениях. • Основными атрибутами материи являются: бесконечность, вечность и неуничтожимость; движение; существование в пространстве и времени; неисчерпаемость; структурное многообразие. • Движение рассматривается как способ существования материи и имеет универсальный характер.

Сознание в философии марксизма • Рассм. как отражение объективной реальности. Отражение – общее свойство Сознание в философии марксизма • Рассм. как отражение объективной реальности. Отражение – общее свойство материи, которое развивается от простейших форм (физическое отражение, раздражимость) до психики высших животных и сознания человека. • Сознание имеет социальную природу, формируется в процессе общения и является функцией высокоорганизованной формы материи – социальной. • Идеальное является продуктом и состоянием сознания, а не отдельной субстанцией. По определению К. Маркса, материальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней.

Познание • осуществляется в единстве чувственного и рационального этапов. Общий ход познания, с точки Познание • осуществляется в единстве чувственного и рационального этапов. Общий ход познания, с точки зрения марксизма, таков: от живого созерцания – к абстрактному мышлению и через него – к практике. • Истина рассматривается как соответствие знания явлениям, связям и отношениям объективного мира. Критерием истинности в марксизме признается общественно-историческая практика людей.

Марксизм в области социального познания: • Движущей силой в развитии общества явл. взаимодействие производительных Марксизм в области социального познания: • Движущей силой в развитии общества явл. взаимодействие производительных сил и производственных отношений как двух взаимосвязанных сторон способа производства. • Производительные силы – это люди, занятые производством, а также средства и орудия труда (средства производства). Производственные отношения – это отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства по поводу собственности ↓ → составляют реальный базис жизни общества. Все другие процессы в жизни общества (социальные, политические, духовные) и обслуживающие их социальные институты образуют надстройку.

Социальная философия марксизма • выделяет 5 общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую коммунистическую. • Социальная философия марксизма • выделяет 5 общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую коммунистическую. • История человечества, с позиции марксизма, представляет собой единый прогрессивный процесс, движущей силой которого являются народные массы. В антагонистических формациях источником общественного развития является классовая борьба. По мнению Ленина, классовая борьба в конечном итоге непременно завершается диктатурой пролетариата.

Программа преодоления метафизики и основные исторические формы позитивистской философии. Классический позитивизм (О. Конт, Г. Программа преодоления метафизики и основные исторические формы позитивистской философии. Классический позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Миль). • Позитивизм оформился в особое течение в 30 -х годах 19 века. • Позитивизм – философское направление, основанное на принципе, что все подлинное, «положительнее» (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук и их синтетического объединения. Философия с т. зр. позитивизма, как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование.

Классический позитивизм • Представители: О. Конт, Дж. Миль, Г. Спенсер, П. Л. Лавров, Н. Классический позитивизм • Представители: О. Конт, Дж. Миль, Г. Спенсер, П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский. • Огюст Конт (1798 -1857) –поставил задачу вылечить философию от болезни абстрактных размышлений. • считал, что должна появиться позитивная философия, как синтез всего положительного естественнонаучного и социального материала. • Своей особой заслугой в философии Конт считал открытие закона трех стадий духовного развития человека: человечество проходит 3 стадии эволюции: теологическую, философскую и научную (позитивную).

О. Конт: • Признаком наступления третьей (позитивной) стадии является преобладание в сознании общества закона О. Конт: • Признаком наступления третьей (позитивной) стадии является преобладание в сознании общества закона постоянного подчинения воображения наблюдению. Научным признается то, что доступно наблюдению, а задачей науки является не объяснение, а только описание фактов. • Конт вводит в оборот понятие социологии как учения об обществе. Строит иерархию наук: математика, астрономия, физика, химия, биология и социология.

Второй этап позитивизма – эмпириокритицизм (махизм) • ( критика опыта) носит явно выраженный субъективно-идеалистический Второй этап позитивизма – эмпириокритицизм (махизм) • ( критика опыта) носит явно выраженный субъективно-идеалистический характер. Э. Мах, Р. Авенариус настаивали на исключении из науки понятий субстанция, причинность, материальное, идеальное и др. , т. е. решали задачу демаркации науки: Необходимо оставить только точные научные данные, очищенные от субъективности познающего субъекта, его переживаний, особенностей мозга, особенностей восприятия объекта. Гл. принципом становится экономия мышления, а не принцип истинности науки.

Неопозитивизм (логический позитивизм) М. Шлик, Р. Карнап, Л. Витгенштейн • является современным, третьим этапом Неопозитивизм (логический позитивизм) М. Шлик, Р. Карнап, Л. Витгенштейн • является современным, третьим этапом эволюции позитивизма - получают свое дальнейшее развитие тенденции махизма ( 20 -е г. г. ХХ в. ) • сформировался в результате применения математической логики к философскому исследованию. Уходя от решения коренных философских проблем, сосредоточивается на частных логико-методологических исследованиях, на анализе языка науки.

Неопозитивизм (логический позитивизм). • научность знания тождественная логичности. Логичным является все то, что соответствует Неопозитивизм (логический позитивизм). • научность знания тождественная логичности. Логичным является все то, что соответствует правилам логики высказываний. Позитивист должен использовать новый метод мышления, а гл. задачей является анализ языка, т. е. прояснение, уточнение смысла и значение его выражений. предлагают использовать принцип верификации. ( лат. – «веритас» (истина) и «фацис» (делаю) и буквально означает «делаю истинным» ) • Л. Витгенштейн стоит у истоков лингвистического поворота в позитивизме. Язык – это совокупность действий по его употреблению, язык-игра по определенным правилам. Назначение философии – полное прояснение смысла применяемого языка.

Постпозитивизм • Основоположником считается английский философ К. Поппер. • Представители: Т. Кун, И. Лакатос, Постпозитивизм • Основоположником считается английский философ К. Поппер. • Представители: Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд и др. *в центре - проблемы динамики, исторического роста научного знания. • Наука стала рассматриваться как важнейшая социальная ценность.

анализ науки в постпозитивизме • Т. Кун выступил с идеей «исторического подхода к исследованию анализ науки в постпозитивизме • Т. Кун выступил с идеей «исторического подхода к исследованию самой научной деятельности» : • Рассматривал вопросы о механизмах динамики и роста науки, об отличии науки от псевдонауки. • В развитии науки Кун выделяет 2 фазы: эволюционную и революционную. • Способ развития нормальной науки – кумуляция, т. е. увеличение в науке знаний о мире. • Процесс перехода от одной парадигмы к другой Кун назвал научной революцией, т. е. процессом изменения видения мира.