Критические разборы произведений А.ppt
- Количество слайдов: 27
Критические разборы произведений А. Платонова • «Епифанские шлюзы» - статья В. Стрельниковой «Разоблачители» социализма» (1929). • «Усомнившийся Макар» - статья Л. Авербаха «О целостных масштабах и частных Макарах» (1929): «он усомнился в главном и основном для борющегося пролетариата» . • «Впрок» - статья А. Фадеева «Об одной кулацкой хронике» (1930): «это – образчик самой подлой и омерзительной клеветы» .
Вас. Гроссман о А. Платонове «Он был совершенно чужд шаблона. Говорить с ним было наслаждением – мысли его, слова, отдельные выражения, доводы в споре отличались каким-то удивительным своеобразием и глубиной. Он был тонко, чудесно интеллигентен и умён так, как может быть интеллигентен и умён русский рабочий человек» (январь 1951 год).
Повесть «Котлован» (1929 -1930) публикация в 1987 году • Фабула – история создания общепролетарского дома (символ революционных преобразований, воплощение идей мировой революции). Завершён нулевой цикл строительства: вырыт котлован. • Сюжет – хроника путешествий героя Вощева в город и деревню в поисках истины. Вывод в конце пути: «истины нет на свете» .
Советский производственный роман 1920 -1930 -х годов • • • «Доменная печь» (1925) Н. Ляшко «Цемент» (1925) Ф. Гладкова «Домна» (1925) П. Ярового «Стройка» (1925) А. Пучкова «Гидроцентраль» (1931) М. Шагинян «У станков» (1924) А. Филиппова
Советский роман о социальном переустройстве деревни • • «Лесозавод» (1927) А. Караваева «Соть» (1930) Л. Леонова «Бруски» (1928, 1932) Ф. Панфёрова «Поднятая целина» (1932) М. Шолохова
«Котлован» (1930) • Повесть не укладывается в парадигму производственного романа и произведений о перестройке в деревне. • Проблемы социального и классового порядка трансформируются в проблемы противостояния человека как личности безличию мира, в вопрос о способности человека противостоять своему собственному естеству.
Система персонажей • Герои с именем – Юлия, Настя (обе умирают). • Никита Чиклин – бригадир землекопов, знает Юлию, заботится о Насте. • Елисей Саввич мужик-середняк с «опустевшими глазами» , «опухший от горя» , «родина ему была безвестной» • Имена есть у «неорганизованных» крестьян-середняков
Строители котлована • Прушевский – инженер, прораб (задумывает самоубийство, смысл жизни не обретает): «вечно строящийся и недостроенный мир был похож на его разрушенную жизнь» , «через 10 или 20 лет другой инженер построит в середине мира башню, куда войдут на вечное, счастливое поселение трудящиеся всей земли» (вечное поселение кладбище). «Спокойное счастье» ощущает раз в год, читая пасхальную открытку сестры: «Христос воскресе, дорогой брат!»
Строители котлована • Пашкин Лев Ильич – председатель окрпрофсовета, решает в 6 раз увеличить котлован, «дабы угодить наверняка и забежать вперёд главной линии» , устанавливает радиорупор, чтобы «каждый мог приобретать смысл классовой жизни из трубы…» . Ежеминутно труба произносила: «Товарищи, мы должны…»
Строители котлована • Сафронов – партийный, смысл жизни: беспрестанно заботиться, чтобы «в теле был энтузиазм труда» . Тип героя с классовым сознанием. О кулаках: «ликвидировать как класс» . О Насте: «ты вполне классовое поколение» . • Козлов: «хочу за всем следить против социального вреда» для «наибольшей общественной пользы» . • Убиты в деревне во время коллективизации
Герои с социальной маркировкой • Активист колхоза имени Генеральной Линии. Осуществляет сплошную коллективизацию, расписывает, кого в колхоз, кого на плот (в поминальный список вносятся все, кто крестятся). За перегибы убит Чиклиным. • Профуполномоченный • Кулаки (отправлены на плоту по «снежной реке» с «мёртвой водой» )
Безликость строителей котлована • Кулак: «А ты покажь мне бумажку, что ты действительное лицо!» • Чиклин: «Какое я тебе лицо? Я никто, у нас партия – вот лицо!» • Кулак: «Покажи тогда хоть партию, хочу рассмотреть» . • Чиклин: «В лицо ты её не узнаешь, я сам её еле чувствую» .
Антиутопические мотивы • Мотив нереализованной мечты, недоделанного дела. Котлован – могила для Насти (символ будущего). • Мир строительства социализма – мир страданий. «Великое рытьё» , переустройство жизни, выкорчёвка старого в городе и в деревне. Глубина и степень страданий в деревне неизмеримо больше: страдания крестьян как раскулаченных, так и оставленных для колхоза.
Антиутопические мотивы • Бесконечная цепь смертей героев. Неимоверность страданий. Юлия: «я стала как каменная» . • Коллективный труд-рытьё не объединяет. Люди равнодушны к другу и к себе. Мотив сиротства героев. • Духовная опустошённость персонажей. Отсутствие портретных описаний, глаз – знак отсутствия души. Рабочие котлована выглядят как мертвецы, мужики с желтыми «пустыми» глазами.
Моти бессмысленной жертвенности • Вощев: «Дом человек построит, а сам расстроится. Кто жить тогда будет? » • Евангелие от Матфея: человек «приобретёт весь мир, а сам себе повредит» . • Поэма А. Гастева «Башня» (1918): оправдывается идея жертвы при создании нового мира. • Вощев сомневается в утопическом проекте и необходимости жертв. Котлованная и колхозная линии изображают процесс расчеловечивания, подавление индивидуального, омассовление человека.
Полемика утопической и антиутопической литературы • Хрустальный дворец в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать? » • Вавилонская башня утрачивает утопическую привлекательность: «Легенда о Великом инквизиторе» Ф. М. Достоевского, легенда «Про неистового Калафата» Л. Леонова (роман «Барсуки» , 1924), «Котлован»
Вощев • «В день тридцатилетия личной жизни» уволен за «задумчивость среди общего темпа труда» . • «События на поверхности земли его не прельщали» . • Евангелие от Луки (3, 23): «Иисус, начинал свое служение, был лет тридцати» . Возрастной рубеж открывает дорогу к сакральному, к истине. • «Божественная комедия» Данте: «Земную жизнь пройдя наполовину Я очутился в сумрачном лесу» .
Финал повести • Рефлексирующий герой-философ Вощев в финале занимает место Активиста ( «Теперь я буду за вас горевать!» ), приводит колхозников на рытьё котлована. • Жачев: «я теперь ни во что не верю» . • Желание Насти соединиться с матерью в смерти (соединение разорванной цепи поколений).
Эпилог в последней редакции • «Погибнет ли есесерша подобно Насте или вырастет в целого человека, в новое историческое общество? » • Н. Корниенко: «Вощевская линия (воскрешение памяти предков, бережное отношение к ушедшей жизни) становится в повести доминантой восстановления вечных метафизических и нравственных ценностей жизни» .
Научное издание повести «Котлован» • Платонов А. Котлован: Текст. Материалы творческой истории. СПб: Наука, 2000. Примечания. С. 140 -161. • «строй детей пионеров» - В августе 1929 г. состоялся Первый Всесоюзный слёт пионеров. Число пионеров на 1 января 1930 г. составляло 2 460 000 человек.
Своеобразие А. Платонова • Политический писатель (внимание к насущным проблемам дня) и писательфилософ (решение «извечных вопросов» ). • Утопист (стремление к идеалу коллективизма) и антиутопист (сомнение в утопии, жажда личной свободы). • Простота ( «косноязычие» ) и интеллектуальная изысканность (пласты литературных, культурно-философских подтекстов).
Проза 1930 -х годов • Повесть «Впрок» (1931) принятие батрака Филата в колхоз на Пасху. Финал – смерть вместо воскресения. • Повесть «Ювенильное море» (1932). Надежда Басалаева налаживает работу мясного совхоза, работа которого развалена партработником Умрищевым.
Роман «Счастливая Москва» (1933 -1935 г. ; публ. 1991 г. ) • Жизнь девушки Москвы Ивановны Честновой искалечена, нет детей. В образе женщины природа, искалеченная мужчинамиизмерителями, счётчиками, хирургами. • Сарториус (Фауст) – идеолог НТР, «взошёл на гору своего ума» .
Положительные герои в рассказах 1930 -1940 -х годов • • «Фро» (1936) «Юшка» (1938) «Река Потудань» (1937) «Цветок на земле» (1945) «Афродита» (1946) «Возвращение» (1946) «Счастье вблизи человека» (1947)
Мотивы в прозе 1936 -1947 годов • Возвращение к прежним ценностям: вера, любовь, кротость, доброта. • Строительство дома в собственной душе. • Концепция человека, умеющего любить, • Образы «одухотворённых людей» .
«Блажной» Юшка Изречения Христа о блаженстве Евангелие от Матфея. Глава 5, 3 -12. 1. Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное. 2. Блажени плачущии, яко тии утешатся. 3. Блажени кротции, яко тии наследят землю. 4. Блажени алчущие и жаждущие правды: яко тии насытятся. 5. Блажени милостивии: яко тии помиловани будут. 6. Блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят. 7. Блажени миротворцы: яко тии сынове Божии нарекутся. 8. Блажени изгнани правды ради: яко тех есть Царствие Небесное. 9. Блажени есте, егда поносят вам и ижденут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради.
«Блажени милостивии…» • Дела милости телесные: алчущего напитать, жаждущего напоить, одеть нагого, посетить находящегося в заключении, посетить больного, странника принять в дом. • Дела милости духовные: увещеванием обратить грешника от заблуждения пути его, неведущего научить истине и добру, подать ближнему добрый и благовременный совет, молиться о нём Богу, утешить печального, не воздавать за зло, которое сделали нам другие, от всего сердца прощать обиды.
Критические разборы произведений А.ppt