Скачать презентацию Критерии редакторской оценки фоники текста История фоники Скачать презентацию Критерии редакторской оценки фоники текста История фоники

Критерии редакторской оценки фоники текста.ppt

  • Количество слайдов: 106

Критерии редакторской оценки фоники текста Критерии редакторской оценки фоники текста

История фоники Ещё античная поэзия обладала детально разработанной системой правил, оберегавших стих от неблагозвучия История фоники Ещё античная поэзия обладала детально разработанной системой правил, оберегавших стих от неблагозвучия (какофонии). Значительной популярностью пользовалось также мастерство звукоподражания, образцы которого в «Энеиде» Вергилия сохранили и до нашего времени широкую известность.

Звучащая речь является основной формой существования языка. Даже когда мы, читая, не произносим текста Звучащая речь является основной формой существования языка. Даже когда мы, читая, не произносим текста вслух, каждое слово воспринимается в его звуковой оболочке. Особенно ярко мы представляем звучание поэтической речи. Поэтому форма звукового выражения мысли имеет значение не только для устной речи, но и для письменной. Критерии благозвучия того или иного языка всегда отражают его фонетические особенности. Благозвучие наиболее совершенное сочетание звуков, удобное для произношения и приятное для слуха

Неудачная фонетическая организация речи, затрудненная артикуляция, непривычное звучание слов отвлекают внимание слушателя, читателя. Чем Неудачная фонетическая организация речи, затрудненная артикуляция, непривычное звучание слов отвлекают внимание слушателя, читателя. Чем более совершенна фоника того или иного произведения, тем более естественным и внутренне необходимым кажется звуковое выражение мысли. Напротив, стилистические недочеты фоники затрудняют артикуляцию при чтении текста, порой вызывает неуместные ассоциации и содержание.

К фонетическим средствам языка, представляющим интерес для автора и редактора, относятся характеристики речи — К фонетическим средствам языка, представляющим интерес для автора и редактора, относятся характеристики речи — гласные и согласные, их качества и частотность в тексте. Оценка качества звуков языка зависит от сложившихся традиций их восприятия. Современная наука не отрицает, что звуки речи, произносимые отдельно, вне слов, способны вызывать у нас незвуковые представления. Однако значение звуков речи осознаются носителями языка интуитивно и, поэтому носит довольно общий, расплывчатый характер, утверждают специалисты, фонетическая значимость создается вокруг признаковой оболочки слов некий расплывчатый круг ассоциаций. Этот «неопределенный аспект знания нами почти не осознается» , и лишь в некоторых словах (например, хрыч, репей, мямля, балалайка, арфа, лилия) мы чувствуем «давление» звучания на их смысловую сторону.

Словарь лингвистических и литературоведческих терминов Консонанс – фр. Consonance лат. Consonare «согласоваться» . В Словарь лингвистических и литературоведческих терминов Консонанс – фр. Consonance лат. Consonare «согласоваться» . В музыке – слитное, согласованное одновременное звучание различных тонов; один из важнейших элементов гармонии. «БЛАГОЗВУЧИЕ» В литературоведении – прием фонетической организации текста, основанный на повторе сочетаний звуков. Консонантизм – система согласных фонем данного языка. Трудновоспринимаемые сочетания согласных.

Фоника – звукопись (греч. phone – «звук» ), или инструментовка, или эвфония. Звукопись – Фоника – звукопись (греч. phone – «звук» ), или инструментовка, или эвфония. Звукопись – использование звуковых приемов для усиления выразительности художественной речи. Ассонанс – фр. «созвучие» художественный прием, основанный на намеренном нагнетании гласных звуков (преимущественно ударных) (для создания настроения текста).

Аллитерация – лат. ad «к» , при littera «буква» повторение однородных согласных, придающее художественному Аллитерация – лат. ad «к» , при littera «буква» повторение однородных согласных, придающее художественному тексту особую звуковую и интонационную выразительность. (или звукоподражательный эффект) Паронимия – игра близкими по звучанию словами. Паронимы – слова, близкие по внешней форме. К фонике можно отнести и интонацию – особенности движения устной речи, включая темп, паузы, тон, тембр, эмоциональную окраску.

Аллитерация? Ассонанс? Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе. Аллитерация? Ассонанс? Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе. Свеча горела… Б. Пастернак Какие звуки чаще использованы поэтом? Согласные? Гласные?

Фонетический практикум …Тя…кой тучей Отряды конницы летучей, Браздами, саблями звуча, Сш…баясь, рубят(? )ся сплеча. Фонетический практикум …Тя…кой тучей Отряды конницы летучей, Браздами, саблями звуча, Сш…баясь, рубят(? )ся сплеча.

Алгоритм: 1. Внимательно прочитать слово 2. Определить, какие одинаковые или сходные звуки преобладают в Алгоритм: 1. Внимательно прочитать слово 2. Определить, какие одинаковые или сходные звуки преобладают в слове. 3. если Согласные Гласные Аллитерация Ассонанс

Проверь себя! Бросая груды тел на груду, Шары чугунные повсюду Меж ними прыгают, разят, Проверь себя! Бросая груды тел на груду, Шары чугунные повсюду Меж ними прыгают, разят, Прах роют и в крови шипят. Создайте фонетический портрет слова. Проверим?

Аллитерация? Ассонанс? Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе. Аллитерация? Ассонанс? Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе. Свеча горела… Б. Пастернак Что помогает передать поэту гласный звук [Е]?

Фонетический практикум …Тя…кой тучей Отряды конницы летучей, Браздами, саблями звуча, Сш…баясь, рубятся сплеча. Фонетический практикум …Тя…кой тучей Отряды конницы летучей, Браздами, саблями звуча, Сш…баясь, рубятся сплеча.

Проверь себя! [Бр], [гр] – рычащие звуки [Ш], [ч], [фс] – шипение [Пр], [р] Проверь себя! [Бр], [гр] – рычащие звуки [Ш], [ч], [фс] – шипение [Пр], [р] – рычащие [Пр], [пр], [кр], [шп] – рычащие и шип. [ а], [ а] – крик души человека Картина боя: скрежет металла, свист пуль, пушечные ядра прыгают и, падая в лужи крови, шипят.

Фоника изучает сочетаемость звуков при соединении слов в словосочетания и предложения. Стилистика – строй Фоника изучает сочетаемость звуков при соединении слов в словосочетания и предложения. Стилистика – строй такой звуковой организации речи, при которой не нарушилась бы характерная для данного языка сочетаемость гласных и согласных. Изменение привычной для русского человека последовательности звуков в речи воспринимается как отклонение от нормы. Например, стечение согласных вдр, вскр, взгр, встр затрудняет их произношение (конкурс взрослых), как и скопление гласных — зияние (аудиоанестезия). Некоторые созвучия кажутся нам весьма неблагозвучными (ср. фамилии: Вржец, Црка, Влк, Стржельчик, Мкртчян).

На эстетику звучащей речи оказывает влияние частота употребления звуков, одинаковых или близких по артикуляции. На эстетику звучащей речи оказывает влияние частота употребления звуков, одинаковых или близких по артикуляции. Фоника страдает от увеличения частотности того или иного звука Часто часть посещают члены семей солдат; В предисловии к «К критике политической экономии» говорится. . .

Скопление в предложении одинаковых или подобных согласных затрудняет произношение и снижает благозвучие речи, к Скопление в предложении одинаковых или подобных согласных затрудняет произношение и снижает благозвучие речи, к тому же повторение созвучий в словах делает их похожими, вопреки смыслу, что отрицательно сказывается на логической стороне речи Публика принимает это зачастую за чистую монету; Гол голландцев в ворота канадских футболистов. . . ; Положи, куда положено положить; нога была нагая.

Особенно нежелательно повторение «некрасивых» звуков — шипящих, свистящих (снижение поражения насаждений пожарами; восшествие шестого Особенно нежелательно повторение «некрасивых» звуков — шипящих, свистящих (снижение поражения насаждений пожарами; восшествие шестого имама). Неблагозвучие речи становится стилистическим недочетом в любом стиле. Когда то А. П. Чехов писал по поводу заглавия статьи «Очерки санитарной статистики» : «Оно немножко длинно и немножко неблагозвучно, так как содержит много с и много т» , — предлагая автору назвать это сочинение «как нибудь попроще» .

Повторение гласных бывает менее заметно, однако нанизывание в тексте слов с такими сравнительно редкими Повторение гласных бывает менее заметно, однако нанизывание в тексте слов с такими сравнительно редкими звуками, как у, ы, также воспринимается как отступление от фоностилистической нормы Убийства и ужасы в угрюмой усадьбе — универсальная формула упомянутой художественной литературы. С неблагозвучными сочетаниями звуков нельзя смешивать случаи повторения одинаковых гласных и согласных с целью усиления звуковой выразительности художественной речи. Такие звуковые повторы обусловлены иными принципами фонетической организации текста и не должны анализироваться с позиций благозвучия. При оценке фоники учитывается и чередование ударений и безударных слогов, поэтому хорошо, если многосложные слова чередуются с короткими. В этом случае ударные слоги располагаются не подряд и не слишком далеко друг от друга.

Для русского языка средняя длина слова — три слога, конечно, не значит, что следует Для русского языка средняя длина слова — три слога, конечно, не значит, что следует отбирать только трехсложные слова, но чувство меры должно подсказывать автору такое сочетание слов, при котором сохраняются свойственное языку чередование ударных и безударных слогов и ее удобная расстановка межсловесных пауз. Если же ударения нанизываются в нескольких словах подряд, то произнесение подобной фразы напоминает барабанный бой Сад был пуст, стар, гол, он был забыт. Стечение в речи коротких слов, делает фразу «рубленой» , нарушая благозвучие.

Если же ударные слоги слишком удалены друг от друга, что происходит в том случае, Если же ударные слоги слишком удалены друг от друга, что происходит в том случае, когда слова непомерно длинны, то речь становится монотонной, вялой: Свидетельствования поименованных авансодержателей запротоколированы. В официально деловом стиле закрепилось много длинных слов, которые никогда не употребит поэт. Писатели обычно одобряют такие «некрасивые» слова. Интересно вспомнить чеховскую оценку одного из новых длинных слов: в письме В. И. Немировичу Данченко: «. . . Художественный театр — хорошее название, так бы и следовало оставить. А Художественно-общедоступный — это нехорошо звучит, как-то полено» .

Но писатели классики даже не могли вообразить, «некрасивые» слова наводнят русский язык с распространением Но писатели классики даже не могли вообразить, «некрасивые» слова наводнят русский язык с распространением аббревиатур. Во многих из них происходит скопление гласных или невероятное стечение согласных: ОАО, МОАУ, ЕОУС, МПТШП, ВЗТПП, МППГ, ГВТМ. Уместно вспомнить слова Анны Ахматовой (из письма к чешской знакомой): «Была Россия, все ее любили, стала «СССР» — как я могу любить это нагромождение согласных? » В наше время некоторые создатели новых сокращенных слов стали учитывать требования благозвучия. Не случайно политические деятели 90 х гг. прибегают к изобретению остроумных аббревиатур: ЯБЛОКО, возглавляемое Явлинским Г. А. , составляют начальные буквы фамилий лидеров этого демократического движения: Явлинский, Болдырев, Лукин. Свой Центр экономических и политических исследований Явлинский назвал — ЭПИЦентр.

Стремление к благозвучию речи при стилистической правке текста. Фоника нехудожественных произведений обычно не получает Стремление к благозвучию речи при стилистической правке текста. Фоника нехудожественных произведений обычно не получает каких либо экспрессивных функций, однако это не значит, что звуковая сторона речи не влияет на восприятие текста. Л. В. Щерба, признавая реальность письменной речи, не рассчитанной на чтение вслух, в то же время подчеркивал, что нормальным языком можно считать лишь то, что произносится вслух хотя бы мысленно. Поэтому неотъемлемым условием верной оценки выразительных средств литературного текста является возможность прочтения его вслух.

Значение фоники в различных стилях письменной речи, в разнообразных публицистических жанрах неодинаково, однако требование Значение фоники в различных стилях письменной речи, в разнообразных публицистических жанрах неодинаково, однако требование благозвучия текстов, предназначенных для чтения вслух, обязательно. Даже в официально деловой речи есть жанры, для которых звуковое выражение мысли не безразлично. Например, объявления, рассчитанные на быстрое прочтение и восприятие, должны иметь четкую и ясную звуковую форму, недостатки фоники снижают их информативность.

Вместо сложносокращенных неблагозвучных наименований лучше использовать полные формы. Например, не следует в телерепортаже использовать Вместо сложносокращенных неблагозвучных наименований лучше использовать полные формы. Например, не следует в телерепортаже использовать длинное сложносокращенное слово в таком предложении: Письма в Игарку пересылают через Упрглавсевморпуть (лучше было раскрыть аббревиатуру: через Управление Главного североморского пути). В радиопередаче также не оправдано употребление неблагозвучной аббревиатуры в таком, например, случае: Почетный приз, завоевали воспитанники ДЮСШ московского «Локомотива» (лучше «Почетный приз завоевали воспитанники Детской юношеской спортивной школы. . . ).

В тексте, предназначенном для чтения вслух, стилистическая правка необходима при скоплении неблагозвучных причастий с В тексте, предназначенном для чтения вслух, стилистическая правка необходима при скоплении неблагозвучных причастий с суффиксами вш , ащ , ящ , ущ , Так волновавшая всех полоса неудач наших шашистов, певших в прошедших встречах поражение, прошла (лучше: Наши спортсмены, несмотря на неудачи в начале шашечного турнира, вышли вперед). После мучительств мстить стало ее страстным стремлением; Огонек был слишком тускл, мгла сгущалась. Эти предложения можно исправить так: После всех мучений ей захотелось, только отомстить. Огонек светил слабо, мгла сгущалась.

Реже причиной неблагозвучия речи оказываются рядом стоящие гласные. Так, союз «и» может неудачно сочетаться Реже причиной неблагозвучия речи оказываются рядом стоящие гласные. Так, союз «и» может неудачно сочетаться с окончанием предыдущего слова: В разделе орфоэпии дается понятие об орфоэпии и изучаются. . . Если автор невнимателен к фонике, в предложениях отмечается и стечение согласных, и нанизывание гласных. Например, в одном современном романе герой произносит такую фразу: — Но только учтите с Антониной: ничего этой змее [машинистке], если она нас опередит, определенного не говорите. Здесь неприятны для слуха сочетания гласных на грани слов змее если, повторение одинаковых созвучий в сочетаниях с Антониной ничего, она нас, опередит определенного. При стилистической правке подобных текстов необходимо изменить порядок слов, по возможности удалив друг от друга созвучные единицы.

Стилистическая правка обязательна при неверном употреблении предлогов, имеющих фонетические варианты: о всем этом, с Стилистическая правка обязательна при неверном употреблении предлогов, имеющих фонетические варианты: о всем этом, с штатными преподавателями, с вступившей в строй технологической линии (надо: обо всем этом, со штатными преподавателями, с новой технологической линий).

Роман горбуна Горбун получил анонимное любовное письмо, приглашение на свидание: «Будьте в субботу пятого Роман горбуна Горбун получил анонимное любовное письмо, приглашение на свидание: «Будьте в субботу пятого апреля, в семь часов вечера, в сквере на Соборной площади. Я молода, богата, свободна и к чему скрывать! давно знаю, давно люблю нас, гордый и печальный взор, ваш благородный, умный лоб, ваше одиночество. . . Я хочу надеяться, что и Вы найдете, быть может, во мне душу, родную Вам. . . Мои приметы: серый английский костюм, в левой руке шелковый лиловый зонтик, в правой букетик фиалок. . . » Как он был потрясен, как ждал субботы: первое любовное письмо за всю жизнь! В субботу он сходил к парикмахеру, купил (сиреневые) перчатки, новый (серый с красной искрой, под цвет костюму) галстук; дома, наряжаясь перед зеркалом, без конца перевязывал этот галстук своими длинными, тонкими пальцами, холодными и дрожащими: на щеках его, под тонкой кожей, разлился красивый, пятнистый румянец, прекрасные глаза потемнели. . . Потом, наряженный, он сел в кресло, как гость, как чужой в своей собственной квартире, и стал ждать рокового часа. Наконец в столовой важно, грозно пробило шесть с половиной. Он содрогнулся, поднялся, сдержанно, не спеша надел в прихожей весеннюю шляпу, взял трость и медленно вышел. Но на улице уже не мог владеть собой зашагал своими длинными и тонкими ногами быстрее, со всей вызывающей важностью, присущей горбу, но объятый тем блаженным страхом, с которым всегда предвкушаем мы счастье. Когда же быстро вошел в сквер возле собора, вдруг оцепенел на месте: навстречу ему, в розовом свете весенней зари, важными и длинными шагами шла в сером костюме и хорошенькой шляпке, похожей на мужскую, с зонтиком в левой руке и с фиалками в правой, горбунья. Беспощаден кто то к человеку! 1930

Уже само название рассказа ( «РОМАН ГОРБУНА» ) наполнено тревожным сочетанием звуков РА, АР, Уже само название рассказа ( «РОМАН ГОРБУНА» ) наполнено тревожным сочетанием звуков РА, АР, ГР. Оно приходит в сцепление с другими словами того же смыслового и звукового ряда: ГОРБУН ГОРДЫЙ ДРОЖАЩИМИ ГРОЗНО ТРОСТЬ СОДРОГНУЛСЯ РОКОВОГО ГОРБУНЬЯ. Эта лексическая вертикаль организует внутреннее пространство текста.

Именно во второй редакции рассказа появляется глагол, внешне совершенно не соответствующий теме текста – Именно во второй редакции рассказа появляется глагол, внешне совершенно не соответствующий теме текста – «СОДРОГНУЛСЯ» . Через аллитерацию звуков Р, Г, К и консонанс (ГРБ, ДРГ, РКВ, ДРЖ, ГРЗ – твердые!) в повествование входит мотив Рока. Сочетание твердых, тревожных звуков преимущественно встречается в лексемах, содержательно связанных с этим мотивом. Большую роль в создании символики неотвратимо приближающегося Возмездия играют ритм, интонация, мелодика текста. За анафорическим восклицанием, свидетельствующим об особом эмоциональном состоянии героя, следует динамичная зарисовка действий, связанных с подготовкой к предстоящему свиданию. Причем, в одном единственном развернутом предложении (в котором тревожный звук Р употреблен 15 раз!) переданы и хронология событий, и внутреннее состояние героя. Динамика текста (6 глаголов в одном предложении!) создает ощущение бега времени.

Интонационный сбой вызывают слова «и стал ждать рокового часа» . Здесь динамика исчезает, уступая Интонационный сбой вызывают слова «и стал ждать рокового часа» . Здесь динамика исчезает, уступая место констатации факта. Теперь время, еще совсем недавно такое плотное и быстро бегущее, словно останавливается совсем. Таким образом, восходящие интонации отходят на задний план, оптимистическое начало в рассказе растворяется, уступая место драматическому финалу. В сцепление приходят лексемы «РОКОВОГО» «ГРОЗНО» «СОДРОГНУЛСЯ» «ГОРБ» , градационно сходящиеся в ключевом глаголе «ОЦЕПЕНЕЛ» . Очередной излом интонации также связан с «нетерпением сердца» героя, спешащего на свое первое свидание. И вновь динамику резко сменяет статика, создающая ощущение оцепенения. Появление незнакомки – это мгновенная фиксация жестокой действительности, стирающей последние проблески неуловимого счастья. Словно великий грешник, низвергнутый из рая, горбун цепенеет, видя свое собственное отражение.

Усиление звуковой выразительности речи в прозаическом тексте. Для русских классиков использование звукописи в прозаическом Усиление звуковой выразительности речи в прозаическом тексте. Для русских классиков использование звукописи в прозаическом тексте было вполне привычным приемом. Например, И. С. Тургенев, описывая отъезд Рудина, добивается выразительности речи особой ее фонетической организацией: А на дворе поднялся ветер и завыл зловещим завываньем, тяжело и злобно, ударяясь в звенящие стекла. И. С. Тургенев достигал совершенства фоники в пейзажных зарисовках: у него нередко каждая художественная деталь имеет особую звуковую окраску. Например: На темно-сером небе кое-где мигают звезды; влажный ветерок изредка набегает легкой волной, слышится сдержанный, неясный шепот ночи, деревья слабо шумят, облитые тенью. Проследите повторяющиеся гласные, сочетания звуков.

К. Паустовский. . . В лесу — каждый замшелый пень и каждый рыжий соловейразбойник, К. Паустовский. . . В лесу — каждый замшелый пень и каждый рыжий соловейразбойник, который тащит, как похищенную перелетную принцессу, маленькую мошку с прозрачными зелеными крыльями, — все это может обернуться сказкой

Фоника может выполнять эмоционально экспрессивную функцию в прозе, хотя не так просто найти примеры Фоника может выполнять эмоционально экспрессивную функцию в прозе, хотя не так просто найти примеры на ритмизации речи и обыгрывания рифмы в отдельных отрывках повествовательного текста, которые писатель хотел выделить «звуковым курсивом» . Так, в романе Б. Окуг «Путешествие дилетантов» ритмическая организация речи, неожиданная рифма отражают лирическое настроение, его особое восприятие действительности: Уже вставало солнце. Лавиния спала, и недоумение на ее осунувшемся лице, говорило, что сон захватил ее внезапно. За окнами кудрявая сирень. Кричал петух протяжно и легко. До Петербурга далеко — до прошлого рукой подать, да лень. . .

Такие возможности звуковой организации речи пытаются использовать создатели современных рекламных текстов, чаще весьма неудачных, Такие возможности звуковой организации речи пытаются использовать создатели современных рекламных текстов, чаще весьма неудачных, примитивных. Например: Если вам нужна, на «Динамо» есть она (вы уловили ритм и рифму? ). Еще один «шедевр» : Это выставка-продажа бельевого трикотажа. Конечно, в подобных случаях невозможно говорить о конструктивном применении фоники, но ее талантливое использование могло бы пригодиться для рекламы, если рекламный текст транслируется по телевидению, иногда такие самодельные стишки даже поются. Например: Ролтон добавь обязательно — Вкусно, полезно, питательно — И любит, и любит весь стол Чудо-приправу — ролтон.

Прибегают к помощи фоники и сочинители заголовков рекламных текстов, публикуемых в газетах. Правда, не Прибегают к помощи фоники и сочинители заголовков рекламных текстов, публикуемых в газетах. Правда, не все авторы при этом демонстрируют поэтический дар и хороший вкус. Можно ли считать находкой, например, такой газетный заголовок? — Дружно мы на выборы нашей власти прибыли. Бывают и поярче: Пусть про пиво пенное знает вся Вселенная! Мальчик повесил на шею кулон — больше в толпе не теряется он. Невольно вспоминаются пародийные строки из «Золотого теленка» Ильфа и Петрова: Фруктовые воды несут нам углеводы; Чтоб дети наши не угасли, пожалуйста, организуйте ясли. . .

В первые годы советской власти даже политизированные лозунги обретали неожиданно ритм и рифму: Не В первые годы советской власти даже политизированные лозунги обретали неожиданно ритм и рифму: Не боимся буржуазного звона, ответим на ультиматум Керзона! Но тогда их создатели не воспринимали подобные призывы как шутку. В «Литературной газете» не раз публиковались фельетоны, статьи, в которых фоника усиливала сатирическую направленность текста. Например, нанизываются созвучные слова, вопреки их смысловой несовместимости: Сергей Николаевич появился ровно без одной минуты девять. В просторном светлом кабинете все было как обычно: сверкала аппаратура и квадратура, гибко извивались синусоиды и аденоиды, светились фиксаторы и аккомодаторы, сияли лазеры и квазеры. Звуковая перекличка слов и рифма придают речи комическое звучание. Иногда журналисты сочетают ритмизацию речи с рифмой.

В процессе создания, утрясания и увязывания документов согласовывали с физиками и финансистами, химиками и В процессе создания, утрясания и увязывания документов согласовывали с физиками и финансистами, химиками и экономистами, лириками и юристами. Его оглаживали линии социологии и статистики, филологии и лингвистики. (Из газет) Глазам Морозова младого открылось зрелище стола. Отменный поросенок с кашей средь заморских вин там возлежал (Из газет).

ЖИЗНЬ ЖУКА (Роман в стихах) Глава первая Жил был жук. Жук был мал. Он ЖИЗНЬ ЖУКА (Роман в стихах) Глава первая Жил был жук. Жук был мал. Он грыз бук. Пил, спал. Бук был тверд — жук был горд: он грыз год, он грыз ход. Глава вторая Жил был дрозд. Дрозд был мал. Дрозд был прост: пил, ел, спал. Скок да скок, тук да тук. . . Вдруг глядь луг, там — бук. Глава третья Жук был горд, жук стер пот: он, как торт, съел, ев ход. И, пыль сдув, лег спать. . . Вдруг в ход влез клюв — был жук. (М. Ясное)

приемы словесно-звуковой инструментовки. Приемы инструментовки словесно-звуковой Примеры Использование согласных одного вида (в Тихострунное треньканье приемы словесно-звуковой инструментовки. Приемы инструментовки словесно-звуковой Примеры Использование согласных одного вида (в Тихострунное треньканье разных словах). (Н. Гоголь) Звуковое сближение согласных при Ах, как тошнит “переменчивости” гласных. (А. Вознесенский) Два согласных характеристики рядом. Подбор созвучных слов. от балалайки. тебя, тишина. одинаковой Зенькал звоночек и тарабанил деревьямигром. (А. Белый) с Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки, какхрусталь. (И. Северянин) Использование гласных при поддержке Несли не хоронить, несли короновать. согласных. (А. Вознесенский) Перестановка согласных. Ломота и томленье. (Н. Матвеева)

Под мелодичность языка Чехов понимал гармонию звуков речи, ее благозвучие, упорядоченность слов и словосочетаний Под мелодичность языка Чехов понимал гармонию звуков речи, ее благозвучие, упорядоченность слов и словосочетаний в фразе, слаженность фраз в тексте. Заканчивая абзац или главу, особенно старательно подбирал последние слова по их звучанию, ища как бы музыкального завершения предложения. «Вообще следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов. Я не люблю слов с обилием шипящих и свистящих» . Начало и финал рассказа «Студент» поляризованы в своей пессимистической и оптимистической тональности, как страстная пятница и ожидание пасхального воскресенья. Даже повторы ударных гласных принимают участие в этой поляризации. Фонема «У» – как бы отзвук одинокого «жалобного г. Удения» , издаваемого «чем то живым» Заключительный же абзац озвучен повторами ударной «А» в ключевых его словах.

Как то попался нам на глаза сонет французского поэта Артюра Рембо «Гласные» . (в Как то попался нам на глаза сонет французского поэта Артюра Рембо «Гласные» . (в переводе А. Кублицкой Пиоттух) А – черный; белый – Е; И – красный; У – зеленый. О – синий: тайну их скажу я в свой черед, А – бархатный корсет на теле насекомых, Которые жужжат над смрадом нечистот. Е – белизна холстов, палаток и тумана. Блеск горных родников и хрупких опахал! И – пурпурная кровь, сочащаяся рана Иль алые уста средь гнева и похвал. У – трепетная рябь зеленых волн широких. Спокойные луга, покой морщин глубоких На трудовом челе алхимиков седых. О – звонкий рев трубы, пронзительный и странный. Полеты ангелов в тиши небес пространной – О – дивных глаз ее лиловые лучи.

В какой из шести цветов, по вашему мнению, окрашен каждый из гласных? Е, О, В какой из шести цветов, по вашему мнению, окрашен каждый из гласных? Е, О, Ы, У, И, А. красный, черный, синий, желтый, зеленый, белый

А – густо красный Я – ярко красный О – светло желтый или белый А – густо красный Я – ярко красный О – светло желтый или белый Е – зеленый Ё – желто зеленый Э – зеленоватый И – синий Й – синеватый У – темно синий, сине зеленый, лиловый Ю – голубоватый, сиреневый Ы – мрачный темно-коричневый или черный

ЗНАЧЕНИЕ И ЗВУЧАНИЕ Попробуем проанализировать отношения между звучаниями и значениями слов на простом и ЗНАЧЕНИЕ И ЗВУЧАНИЕ Попробуем проанализировать отношения между звучаниями и значениями слов на простом и наглядном материале, а именно на словах, называющих какое либо звучание или звучащий предмет: рык, шорох, писк, барабан, свирель и т. п. Ясно, что звуковая форма таких слов непременно должна соответствовать характеру называемого звучания. Давайте посмотрим. Вот характеристики звучания слов, сданные компьютером по существенным для данных слов шкалам. Аккорд – красивый, яркий, громкий. Барабан – большой, грубый, активный, сильный, громкий. Бас – мужественный, сильный, громкий. Бубен – яркий, громкий. Взрыв – большой, грубый, сильный, громкий. Вой – громкий. Вопль – сильный. Гвалт – большой, грубый, сильный, громкий. Гонг – сильный, быстрый, яркий. Гром – грубый, сильный, злой. Грохот – грубый, сильный, шероховатый, страшный. Гудок – громкий. Гул – большой, грубый, сильный, громкий. Звон – громкий.

Фонетическая мотивированность явно существует и вместе со смысловой и морфологической мотивированностью обеспечивает тесную взаимосвязь Фонетическая мотивированность явно существует и вместе со смысловой и морфологической мотивированностью обеспечивает тесную взаимосвязь между содержанием и формой слова. Послушайте, как твердо звучат слова дуб, бук, граб и как мягко – ива, липа. Баобаб звучит мощно, тяжело, мимоза – нежно, невесомо. Слово бамбук – крепкое и звонкое, а тюльпан – изысканное и красивое. И даже представить себе нельзя, чтобы было наоборот: могучее дерево назвали бы словом лилия, а нежный цветок – словом баобаб. Звучания слов гармонично слиты с их значениями, что придает словам жизненную силу, обеспечивает широкое их употребление в прямом и в переносном значениях. Почему дуб – символ мощи, силы, мужественности, а ива или рябина – нежности и женственности? Конечно, в первую очередь потому, что дуб – мощное и могучее дерево, а ива – гибкое и трепетное, рябина – тонкое и красивое. Но и звучание, поддерживая именно эти характеристики, тоже помогает «одушевлению» .

Поражает точная организация звуковой формы названий многих зверей, птиц и других существ. Послушайте, как Поражает точная организация звуковой формы названий многих зверей, птиц и других существ. Послушайте, как «рычит» слово барс или рысь. И признаки звуковой формы соответствующие: барс – «грубый» , «сильный» , «быстрый» ; рысь – «темный» , «сильный» , «страшный» . Но сравните: лань, олень. Чувствуете контраст; в звучании? Компьютер подтверждает наши впечатления, выдавая для этих слов совсем иные характеристики: «хороший» , «быстрый» ; «красивый» , «гладкий» .

Для сравнения проанализируйте цветовую окраску стихотворения С. Есенина: Вечером синим, вечером лунным Был я Для сравнения проанализируйте цветовую окраску стихотворения С. Есенина: Вечером синим, вечером лунным Был я когда то красивым и юным. Неудержимо, неповторимо Все пролетело… далече… мимо… Сердце остыло, выцвели очи… Синее счастье! Лунные ночи!

Случайные звуковые повторы в прозаических текстах. В текстах, в которых фоника, как правило, не Случайные звуковые повторы в прозаических текстах. В текстах, в которых фоника, как правило, не выполняет экспрессивной функции, необычная звуковая организация речи отвлекает внимание от содержания, мешает чтению. Случайные звуковые повторы в этом случае становятся серьезным недостатком стиля.

Очень взыскателен к фонике художественных произведений был А. М. Горький. Редактируя рукописи начинающих писателей, Очень взыскателен к фонике художественных произведений был А. М. Горький. Редактируя рукописи начинающих писателей, он настойчиво указывал на ошибки в звуковой организации речи, подчеркивая неуместные аллитерации ( например: Очень жаль!. . — жестоко ответил Жан; актрис с страстными взглядами), повторяющиеся окончания, суффиксы (За старыми грязными ширмами, закрывавшими вход в погребок, говорили два человека. Один из них был в сюртучке, в накрахмаленном воротничке). Горький требовал обращать особое внимание на слова, похожие по звучанию, которые не следует ставить рядом.

Несомненно, мешают восприятию речи, такие, например, столкновения созвучных слов: В случае ожога. . . Несомненно, мешают восприятию речи, такие, например, столкновения созвучных слов: В случае ожога. . . пораженное место надо немедленно обильно облить водой; Не следует накладывать на место ожога мат: вазелин, который некоторые считают полезным; Как мы катались по Юкатану; Состояние деталей определяется замером размеров после разборки техники. . . Фонетическая близость выделенных слов делает выражения похожими на скороговорки, затрудняет чтение, скопление одинаковых звуков препятствует артикуляции, к тому же «перекличка» слов вызывает ненужные ассоциации.

Особенно нежелательны в тексте неблагозвучные аллитерации на свистящие и шипящие: Самое высокое мастерство артиста Особенно нежелательны в тексте неблагозвучные аллитерации на свистящие и шипящие: Самое высокое мастерство артиста не спасет сценария, но смелый ход сможет спасти слабых актеров, исключая при монтаже плохо сыгранные сцены. При случайных звуковых повторах может возникнуть анафора: Подолгу простаивает поток посетителей в павильоне. Наиболее заметна в речи смежная анафора, раздельная анафора является стилистическим недочетом особенно при частом повторении одинаковых главных: По первой группе победителем в общекомандной чете стали спортсмены спортивного клуба «Сатурн» ; …первых перевозок показал, что перепростой вагонов очень велик. Особенно досадной ошибкой оказывается анафора в текстах, предназначенных для чтения вслух.

Случайные звуковые повторы возникают и при употреблении слов с одинаковыми окончаниями, т. е. при Случайные звуковые повторы возникают и при употреблении слов с одинаковыми окончаниями, т. е. при эпифоре: С первых дней прихода к власти оказались в катастрофическом экономическом и политическом положении. Существует мнение о целесообразности проверки возможности использования в катушках такой намотки. Затрудняет восприятие текста нанизывание одинаковых грамматических форм, которые последовательно зависят друг от друга: Значение продолжения изучения употребления. Надо интересоваться овладением школьниками прочными знаниями. Эпифора часто возникает при нанизывании родительного падежа, что обычно связано с влиянием специально делового стиля: Успех выполнения задания проведения переписи будет зависеть от подготовленности населения; Необходимо усилить творческий поиск в совершенствования обучения и воспитания учащихся.

Нежелательная эпифора возникает также при нанизывании инфинитивов: Нельзя допускать оставлять детей дошкольного возраста играть Нежелательная эпифора возникает также при нанизывании инфинитивов: Нельзя допускать оставлять детей дошкольного возраста играть одних, При сочетании инфинитива и существительного, имеющих на конце одинаковые звуки: И мать начинает понимать, почему так изменилось поведение сына. Нарушает благозвучие речи повторение служебных слов: предлогов, союзов: За монологами, за диалогами, за репликами скрывается неумение построить сюжет чисто экранного действия. Предлог может быть омонимичен приставке, и тогда происходит столкновение одинаковых слогов: приеме пищи, поблагодарить за заботу, по показателям, до достижения, применении, взгляд из-за занавески, об обобществлении скота.

Большой недостаток фонетической организации речи — столкновение одинаковых звуковых комплексов: слогов, частей слова, похожих Большой недостаток фонетической организации речи — столкновение одинаковых звуковых комплексов: слогов, частей слова, похожих по звучанию слов: Удостоен приза за завоеванную победу; Утро до десяти и вечер с пяти до се это такое время суток, когда сутолока, наплыв людей доек ют предела. Из за случайных созвучий, иногда проступает нежелательный смысл, возможны неуместные ассоциации. По поводу предложения «Он писал стихи, хитроумно подбирая рифмы, ловко жонглируя пустыми словами» Горький заметил: «Автор не слышит в своей речи хихиканья, не замечает «мыло» . Таким образом, звуковая организация речи тесно связана с ее смысловой стороной.

Причиной повторения звуков в речи может быть употребление однокоренных слов и повторение лексических единиц Причиной повторения звуков в речи может быть употребление однокоренных слов и повторение лексических единиц в одном предложении или в соседних фразах: Многие говорят о консервативных обычаях в консерватории; в субботнике принимали участие участники Каракумского округа, работавшие на машинах, которые участвовали в… Вначале начальнику он сделал замечание; в сложившейся сложной ситуации; последовать вслед за; число отчисленных; служба обслуживания; проводится работа по выработке; шахматная партия отложена в положении; боль упущения были допущены и т. П.

Нередко сталкиваются в речи слова с общим историческим корнем, сходные в звучании, но утратившие Нередко сталкиваются в речи слова с общим историческим корнем, сходные в звучании, но утратившие смысловую близость: Молодой, а молодец!; Наверно, неверно. . . ; Краю крайне необходимы средства на ликвидацию последствий стихийного бедствия; Трудности, некоторые из которых уже дают о себе знать. . . В таких случаях нет оснований говорить о тавтологии, здесь серьезным недостатком стиля становится несовершенство фоники.

Устранение недостатков фоники при стилистической правке текста Не всякое повторение звуков в тексте следует Устранение недостатков фоники при стилистической правке текста Не всякое повторение звуков в тексте следует рассматривать как недочет фоники. При сравнительно небольшом количестве звуков их, повторение в речи закономерно. Поэтому важно выделить те случаи, когда звуковые повторы становятся помехой для восприятия речи и предложение требует стилистической правки.

1. Стилистическая правка прозаического текста необходима при возникновении аллитераций на свистящие и шипящие, которые 1. Стилистическая правка прозаического текста необходима при возникновении аллитераций на свистящие и шипящие, которые считаются «неэстетическими» звуками: Участники сегодняшнего семинара, рассматривавшие стихотворения Семена Землемерова, особенно высоко оценили рукопись его стихотворной повести «Правая сторона» (лучше: Сегодня на семинаре разбирали произведения поэта Семена Землемерова. Высокую оценку получила его еще не публикованная стихотворная повесть «Правая сторона» ), Аллитерации на ж—ш делают неприятным звучание такого, например, предложения: Большинство работников магазинов заслужили уважение у жителей вежливым отношением, умелым обслуживанием. Здесь необходимо устранить повторение шипящих. Возможен такой вариант правки: работники магазинов пользуются уважением у покупателей, которые благодарны им за хорошее обслуживание.

2. Стилистическая правка целесообразна, если в прозаическом тексте имеют форму анафоры. Например: В прошедшем 2. Стилистическая правка целесообразна, если в прозаическом тексте имеют форму анафоры. Например: В прошедшем году предприятие запланировало получить порядочную прибыль — при стилистической правке такого предложения следует, по возможности, заменить синонимами слова, имеющие в начале одинаковые звучание: в минувшем году предприятие запланировало немалую прибыль. 3. Стилистической правки требуют предложения, в которых слова с одинаковыми окончаниями последовательно зависят друг от друга. Например: Необходимо выработать меры по улучшению организации спортивной подготовки и обеспечению повышения обеспечения успехов наших спортсменов, занимающихся легкой атлетикой — при редактировании таких предложений отглагольные существительные заменяются глаголами (лучше: Необходимо выработать меры, которые позволят улучшить спортивную подготовку наших легкоатлетов и обеспечат им успех).

4. Стилистическая правка желательна, если эпифора возникла при звуковом совпадении окончаний у слов, стоящих 4. Стилистическая правка желательна, если эпифора возникла при звуковом совпадении окончаний у слов, стоящих в различных грамматических формах: В ходе проверки выявлены серьезные недостатки в расходовании электрической и тепловой энергии (лучше: Проверка показала, что электрическая и тепловая энергия часто расходуется неправильно). 5. В стилистической правке нуждаются тексты, в которых эпифору создает нанизывание инфинитивов. Например: Директор старался дать понять и почувствовать насколько важна эта проблема — следует исключить инфинитивы и, жертвуя незначительными смысловыми оттенками, исправить предложение так: Директор старался объяснить, насколько важна эта проблема.

6. Нужна стилистическая правка при столкновении предлогов с омонимичными приставками. Например: В связи с 6. Нужна стилистическая правка при столкновении предлогов с омонимичными приставками. Например: В связи с рождением ребенка работница взяла отпуск без сохранения зарплаты до достижения им одного года (лучше: В связи с рождением ребенка работница взяла отпуск без сохранения зарплаты на двенадцать месяцев). 7. Стилистическая правка рекомендуется при столкновении в тексте одинаковых и подобных слогов, которые рождают неуместные ассоциации. Например: Хотелось помочь этому человеку, кареглазому мужчине с открытым и добрым лицом — выделенные слоги образуют звукоподражания. Красота высокогорного озера вдохновляет художников, а поэту-романтику Рица обещает раскрыть тайны древних легенд — выделенные слоги образуют слово курица.

8. Обязательна стилистическая правка предложений, в которых сталкиваются похожие по звучанию слова: Водителю необходимо 8. Обязательна стилистическая правка предложений, в которых сталкиваются похожие по звучанию слова: Водителю необходимо время для того, чтобы решиться начать обгон, а это происходит как раз в то время, когда у него меньше всего (лучше: Водителю необходимо подумать, прежде чем решиться начать обгон, но времени на размышления в этот момент не бывает).

Разновидностью звукового повтора является рифма. Случайная рифма может стать серьезным стилистическим недостатком в публицистическом Разновидностью звукового повтора является рифма. Случайная рифма может стать серьезным стилистическим недостатком в публицистическом тексте. Например: Чили вручили верительные грамоты; Эти переговоры послы провели в Мали; Документацию на реставрацию музея уже подготовили. Особенно нежелательна случайная рифма в текстах, которые воспринимаются на слух: Привлекает внимание мраморное здание; Под свой контроль прокуратура взяла и эти дела.

Если ритмическое построение текста в прозаической, особенно в нехудожественной речи, обращает на себя внимание, Если ритмическое построение текста в прозаической, особенно в нехудожественной речи, обращает на себя внимание, то такая непроизвольная ритмизация становится стилистическим недочетом. Например: В старом саду во главе со стажером юннаты проводят борьбу с листожором — здесь неуместная ритмизация сочетается с невольной рифмой, стилистической правке подобных текстов надо устранить ритмичность речи (лучше: В старом саду юннаты во главе с практикантом уничтожают листожора). Стилистическая правка необходима в тех случаях, когда ритмизация порождает неуместный комизм.

ФОНОСЕМАНТИКА В РЕКЛАМЕ Мы не рассказали еще об одном очень важном свойстве слова (рекламного ФОНОСЕМАНТИКА В РЕКЛАМЕ Мы не рассказали еще об одном очень важном свойстве слова (рекламного в частности) – его свойстве иметь два смысла, один из которых улавливается сознанием человека, а другой – нет. Этот другой и называется фонетическим смыслом. Это смысл, который несут звуковые сочетания в составе слова, и для каждого носителя русского (к примеру) языка он идентичен.

Существует методика (автор –А. П. Журавлев), по которой все звуки русского языка оцениваются по Существует методика (автор –А. П. Журавлев), по которой все звуки русского языка оцениваются по разным шкалам: темный – светлый; хороший – плохой; быстрый – медленный; радостный – печальный и т. д. Например, звук ф – плохой и маленький; звук м – хороший и широкий; звук щ – горячий и хороший и т. д.

В повести А. И. Куприна «Поединок» есть интересное рассуждение о немецком слове «Unser» : В повести А. И. Куприна «Поединок» есть интересное рассуждение о немецком слове «Unser» : – А унзер, понимаете, это что то высокое, что то худощавое и с жалом. Вроде какое то длинное, тонкое насекомое, и очень злое. – Унзер? – Шурочка подняла голову. . . – нет, погодите: это что то зеленое, острое. Ну да, ну да, конечно же – насекомое! Вроде кузнечика, только противнее и злее. «з» для русских – неприятный, пронзительный, тонкий, острый. )

Рассмотрим фоносемантики: несколько реальных названий и их 1. АЛТЕР (страховая компания): женственный, светлый, горячий, Рассмотрим фоносемантики: несколько реальных названий и их 1. АЛТЕР (страховая компания): женственный, светлый, горячий, легкий, безопасный, добрый. Как видим, большинство характеристик соотносится со сферой деятельности страховой компании, тем самым внушая неосознаваемое доверие публике. 2. ТЕЛТА (завод телефонных аппаращв): нежный, женственный, светлый, горячий, длинный. Как видим характеристики не имеют четкой направленности на специфику завода, и, следовательно, никакой информации о телефонах не несут. 3. РИФЕЙ (телекомпания): хороший, большой, светлый, активный, сильный, красивый, гладкий, веселый, безопасный, громкий, храбрый. Просто идеальное название для TV компании!

Практические задания Практические задания

Задание 1. Проанализируйте звуковую организацию речи в газетных заголовках, отмечая недочеты фоники и оправданные Задание 1. Проанализируйте звуковую организацию речи в газетных заголовках, отмечая недочеты фоники и оправданные звуковые повторы. 1. Афганский урок не впрок. 2. Витамины грудничкам и старичкам. 3. Спид не спит. 4. Без надзора ревизора (корреспонденция с подзаголовком «Из зала суда» ). 5. Хода нет на минарет (фельетон о пренебрежении архитектурными памятниками). 6. Таможенный склад — не работа, а клад. 7. В одночасье съезд зачах. При свечах (статья о «чрезвы чайном шестом съезде народных депутатов СССР в марте 1992 г. ). 8. Недостаток внимания руководства к развитию производства. 9. «Строится остров» . 10. Конъюнктура для контркультуры. 11. Баллы за бал на льду. 12. Их конек — коньки. 13. Какие хлопоты, таков и хлопок.

14. Инъекция против инерции. 15. База не обуза. 16. Чем хуже, тем хуже. 17. 14. Инъекция против инерции. 15. База не обуза. 16. Чем хуже, тем хуже. 17. Прогноз и диагноз. 18. Продолжатели и подражатели. 19. Кому облегчение, кому огорчение. 20. Расчеты и просчеты. 21. Мнения и сомнения. 22. Цитадели из цитат. 24. Уха из петуха. 25. Чудо чадо. 27. Визит к «визирям» .

Задание 2. В предложениях, взятых из радиопередач, укажите недочеты в звуковой организации речи и Задание 2. В предложениях, взятых из радиопередач, укажите недочеты в звуковой организации речи и устраните их. 1. Произносятся с глубоким уважением ими имена войны. 2. Работа хозяйства оценивается по количеству произведенной продукции и полученной прибыли. 3. Способность к быстрому приспособлению организма к температурным изменениям людям закаленным и изнеженным в разной мере. 4. Герои демонстрируют бесстрашие, благородство в борьбе с бандитскими бандами. 5. Над двадцатигектарной территорией училища вздымаются дымы костров. 6. Основным методом изучения положений уставов, связанных с практическими действиями обучаемых, является беседа с разъяснением уставных положений помощи плакатов, диафильмов и учебных кинофильмов. 7. …позволит определить перечень важнейших видов оборудования, машин, механизмов, освоение которых планируется комплексно, а также заданий по созданию и промышленному освоению полных комплексов, серий, типажей и рядов оборудования машин, механизмов, средств механизации и автоматизации.

Задание 3. В газетных текстах укажите случайные звуковые повторы, определите их типы (аллитерация, ассонанс, Задание 3. В газетных текстах укажите случайные звуковые повторы, определите их типы (аллитерация, ассонанс, смежная и раздельная анафора, эпифора), обратите внимание на неуместную рифму и ритмизацию речи. Устраните недостатки фоники, если они наносят ущерб письменной речи, а также лексические ошибки. 1. Проблем предостаточно, и главная — сюрпризы ризной природы. 2. Успешно выдержавшие экзамены получают удостоверения водителя автомобиля любителя. 3. После экспедиции по традиции состоится отчет любителей подводного спорта. 4. Местком принял решение об улучшении выдвижения на награждение премиями. 5. Дом надо снести и на месте его возвести новый пищеблок. 6. После прохождения основного насаждения мутность воды уменьшается на 20%. 7. На клавиатуре, словно пианисты, работали линотиписты. 8. Одетые в национальные костю мы лькадессы привлекали внимание а прессы. 9. Пассажиры, курящие во время полета, аннулируются из салона самолета. 10. Организуем систематические выставки.

11. Пользуются успехом выступления по радио юристов и других специалистов. 12. Обычно распоряжение на 11. Пользуются успехом выступления по радио юристов и других специалистов. 12. Обычно распоряжение на выполнение задания и распоряжение на врзнаграждение за затраченный труд отдаются одновременно. 13. Увеличе ние объема и усложнение технической информации вызвало необходимость ее организации и систематизации 14. Отсутствие данных документов служит симптомом плохой организации управления, функция координирования осу ществляется интуитивно, в связи с чем координирование малоэффективно. 15. Запуск в производство насосов перенесен из за задержки с поставкой нержавеющей стали.

Задание 4. Укажите недостатки фоники, речевые ошибки, стилистические недочеты, исправьте предложения. 1. Химизация приводит Задание 4. Укажите недостатки фоники, речевые ошибки, стилистические недочеты, исправьте предложения. 1. Химизация приводит к аллергизации жителей этих регионов, которые, по милости своего бездарного правительства, становятся жертвами цивилизации. 2. Новые элегантные сушуары украшают интерьер заново отремонтированной парикмахерской. 3. Индикация — это регистрация какой либо информации. 4. Наши три пятерки (они в трех разных формах: красной, желтой и зеленой) согласованно и организованно посменно выполняют различные игровые упражнения. 5. Рост благополучия, хорошее воспитание, нормальное питание положительно скажутся на физичес ком состоянии поколения. 6. Заслуживает доброго слова Смирнова, которая обеспечивает детским питанием наших малышей. 7. Очень часто школьник до поступления в первый класс может начинать пробовать читать, считать и писать.

8. Стало меньше хворых ездить в Хвастовичи, за что следует хвалить фельдшера, которая со 8. Стало меньше хворых ездить в Хвастовичи, за что следует хвалить фельдшера, которая со многими болезнями справилась сама. 9. По линии налаживания посещения мы имеем улучшение. 10. Сегодня необходимо поговорить хотя б об обязательствах. 11. Взбаламученные в споре с порогами волны Дуная, добежав до плотины и мощно хлестнувшись о нее, поворачивают к берегам, чтобы попасть в пасть турбины. 12. Мы узнавали, не писали ли литераторы об этих событиях. 13. Всякому из нас следует строго спросить с себя за порядок. 14. Крытый стадион для всех. 15. Все слышали, как скрипят тормоза за закрытым окном. 16. Не видели ли вы Лидии?

Задание 5. Проанализируйте правку А. М. Горького, определите цель переработки писателем предложений (в скобках Задание 5. Проанализируйте правку А. М. Горького, определите цель переработки писателем предложений (в скобках даны слова, которые он заменил); укажите способы стилистической правки, используемые при исключении из речи неблагозвучных причастий. 1. Челкаш презрительно сплюнул и (прервал свои вопросы, отвернувшись) отвернулся от парня. 2. И можно, глядя на небо, думать, что оно — тоже море, только взволнованное (и застывшее в своем волнении), опрокинутое над другим. 3. Впереди ему улыбался солидный человек, (требовавший) требуя немного труда и много ловкости. 4. Сонный шум волн (плескавшихся о суда, грозил, чем предупреждал о чем то) гудел угрюмо и был страшен.

Задание 6. Сравните звуковую организацию речи в предложениях, укажите, что нарушает ее благозвучие в Задание 6. Сравните звуковую организацию речи в предложениях, укажите, что нарушает ее благозвучие в неотредактированных вариантах. Проанализируйте стилистическую правку. В случае необходимости внесите в правку свои коррективы. 1. В заметке речь шла о том, что по вине УКСа простаивали две автомашины, привезшие на завод оборудование и не разгружавшиеся в течение нескольких часов. 2. Пограничники охраняют границу, как зеницу ока. 3. Угрожающий холодный свет зловеще освещал кипящие воронки бурлящей воды. 4. Свиридов старается создать серьезный разрыв, памятуя о реактивном финише Иванова. На спуске Иванов смело спуртует и смотрит на соперника. 5. С раннего утра сюда стало стекаться все население села. 6. Инициатива родителей улучшила блюдаж и сказалась на ассортименте питания детей в детсаде. 7. Безответственное отношение к сохранению товаров приводит к фактам отсутствия предотвращения растрат и хищений. 8. В некоторых службах связи сложилось положение, которое ставило под сомнение реальность выполнения заданного задания.

Задание 7. В отрывках из текстов, подготовленных для радиопередач, выделите созвучные слова, разграничивая тавтологию Задание 7. В отрывках из текстов, подготовленных для радиопередач, выделите созвучные слова, разграничивая тавтологию и случайные звуковые повторы. Исправьте предложения, устраняя недочеты фоники и речевые ошибки. 1. Предложенный проект призван обеспечить своевременный разворот работ на всех объектах. 2. Очевидец рассказывал рассказы о раскулачивании кулаков, и эти рассказы оказали влияние на казаков. 3. Можно пользоваться как свежегашеной известью, так и известью, используемой ранее при строительных работах. При применении послед ней ледует следить, чтобы в почву вместе с известью не попал с цемент. 4. Не боимся прямо сказать: если бы так всегда работалось, завалили бы завод коленвалами. 5. Информация о температуре выдастся в виде, удобном для ввода в счетные, управляющие и направляющие устройства. 6. Последний взнос внесли в копилку российского спорта наши шашисты. 7. Четкий пас Пасечника четко использовал Тарханов. 8. На юге уже весна шагает широким шагом.

Задание 8. В отрывках из художественных и публицистических произведений, подобранных для трансляции по радио, Задание 8. В отрывках из художественных и публицистических произведений, подобранных для трансляции по радио, устраните недочеты фоники. 1. Я лишь последний год войны прихватил — и то хватило горя. . . 2. Дом был вовсе не так богат, как выглядел на первый взгляд. 3. При выходе из проходной меня задели Липатовы. 4. Отбросив вечерние страхи и сомнения семенили люди. 5. Вихрь пламени и дыма обрушился на племя. Пламя плевалось искрами и издавало оглушительный треск. 6. Опустившись на стул, он застыл остолбелым. 7. Тогда я еще не питал неприязни к этому юнцу. 8. Плуг заглубился на заданную глубину. 9. Прибор понравился. Он предназначен для работы в условиях простого и программного автоматического регулирования. С ним можно осуществлять непрерывную запись регулируемого параметра и его показания, показания задания ручного или программного задающего устройства и показания величины давления на исполнительном механизме. 10. Во многом способствует улучшению работы и организация труда и отдыха.

Задание 10. В отрывках из научных статей и газетных материалов укажите недочеты фоники. Устраните Задание 10. В отрывках из научных статей и газетных материалов укажите недочеты фоники. Устраните их, если звуковая организация речи мешает ее восприятию. 1. Три принципа русской пунктуации и их единство в языке. . . 2. В ораторской речи употребляется и ирония как один из стилистических приемов. 3. Нельзя не отметить и такую яркую черту южнорусских говоров, как аканье. 4. Эту проблему мы обсуждали с учеными с мировым именем. 5. Система «Старт» содержит регулирующие, управляющие, функциональные и вычислительные устройства, приборы контроля, регистрирующие и показывающие, всего более тридцати наименований. 6. Все устройства построены на элементах универсальной системы элементов промышленной пневмоавтоматики. 7. Журавлев прирожденный пейзажист, последовательно следующий лучшим традициям русской художественной школы. 8. Вот какие нам заданы задачи в части участия в конкурсе. 9. Председатель студсовета выражал еще надежду, что одежду можно будет вешать хоть на. . . гвоздики. 10. Справки по отправке грузов можно получить по телефону.

Задание 11. В предложениях, взятых из радиопередач, укажите недочеты в звуковой организации речи и Задание 11. В предложениях, взятых из радиопередач, укажите недочеты в звуковой организации речи и устраните их. 1. Произносятся с глубоким уважением ими имена героев войны. 2. Работа хозяйства оценивается по количеству произведенной продукции и полученной прибыли. 3. Способность к быстрому приспособлению организма к температурным изменениям людям закаленным и изнеженным свойственна в разной мере. 4. Герои демонстрируют бесстрашие и благородство в борьбе с бандитскими бандами. 5. Над двадцатигектарной территорией училища вздымаются дымы костров. 6. Основным методом изучения положений уставов, не связанных с практическими действиями обучаемых, обычно является беседа с разъяснением уставных положений при помощи плакатов, диафильмов и учебных кинофильмов. 7. Это позволит определить перечень важнейших видов оборудования, машин, механизмов, освоение которых планируется комплексно, а также заданий по созданию и промышленному освоению полных комплексов, серий, типажей и рядов оборудования машин, механизмов, средств механизации и автоматизации.

Задание 12. В газетных текстах укажите случайные звуковые повторы, определите их типы (аллитерация, ассонанс, Задание 12. В газетных текстах укажите случайные звуковые повторы, определите их типы (аллитерация, ассонанс, смежная и раздельная анафора, эпифора), обратите внимание на неуместную рифму и ритмизацию речи. Устраните недостатки фоники, если они наносят ущерб стилю письменной речи, а также лексические ошибки. 1. Проблем предостаточно, и главная сюрприз капризной природы. 2. Успешно выдержавшие экзамены в ГАИ получают удостоверения водителя автомобиля любителя. 3. После экспедиции, по традиции, состоится отчет любителей подводного спорта. 4. Местком принял решение об улучшении выдвижения на награждение премиями. 5. Этот дом надо снести и на месте его возвести новый пищеблок. 6. После прохождения основного насаждения мутность воды уменьшается на 20%. 7. На клавиатуре, словно пианисты, работали линотиписты. 8. Одетые в национальные костюмы алькадессы привлекали внимание прессы.

9. Пассажиры, курящие во время полета, аннулируются из салона самолета. 10. Организуем систематические выставки. 9. Пассажиры, курящие во время полета, аннулируются из салона самолета. 10. Организуем систематические выставки. 11. Пользуются успехом выступления по радио юристов и других специалистов. 12. Обычно распоряжение на выполнение задания и распоряжение на вознаграждение за затраченный труд отдаются одновременно. 13. Увеличение объема и усложнение технической информации вызвало необходимость ее организации и систематизации. 14. Отсутствие данных документов служит симптомом плохой организации управления, функция координирования осуществляется интуитивно, в связи с чем координирование малоэффективно. 15. Запуск в производство насосов перенесен из за задержки с поставкой нержавеющей стали.

Задание 13. Укажите недостатки фоники, речевые ошибки, стилистические недочеты; исправьте предложения. 1. Химизация приводит Задание 13. Укажите недостатки фоники, речевые ошибки, стилистические недочеты; исправьте предложения. 1. Химизация приводит к аллергизации жителей этих регионов, которые, по милости своего бездарного правительства, становятся жертвами цивилизации. 2. Новые элегантные сушуары украшают интерьер заново отремонтированной парикмахерской. 3. Индикация это регистрация какой либо информации. 4. Наши три пятерки (они в трех разных формах: красной, желтой и зеленой) согласованно и организованно посменно выполняют различные игровые упражнения. 5. Рост благополучия, хорошее воспитание, нормальное питание положительно скажутся на физическом состоянии молодого поколения. 6. Заслуживает доброго слова Смирнова, которая обеспечивает детским питанием наших малышей.

7. Очень часто школьник до поступления в первый класс может начинать пробовать читать, считать 7. Очень часто школьник до поступления в первый класс может начинать пробовать читать, считать и писать. 8. Стало меньше хворых ездить в Хвастовичи, за что следует хвалить фельдшера, которая со многими болезнями справилась сама. 9. По линии налаживания посещения занятий мы имеем улучшение. 10. Сегодня необходимо поговорить хотя б об обязательствах. 11. Взбаламученные в споре с порогами волны Дуная, добежав до плотины и мощно хлестнувшись о нее, поворачивают к берегам, чтобы попасть в пасть турбины. 12. Мы узнавали, не писали ли литераторы об этих событиях. 13. Автору указано на нанизывание одинаковых падежных форм, наносящее ущерб стилю. 14. Своевременно ли полилии? 15. Молодой балет Алма Аты заставил зрителей заговорить о себе. И, конечно же, ждать непринужденных и живых встреч с ним.

Задание 15. Проанализируйте чередование гласных и согласных звуков; покажите единство звуковой и смысловой стороны Задание 15. Проанализируйте чередование гласных и согласных звуков; покажите единство звуковой и смысловой стороны речи, выделяя фонетически выразительные слова и поэтические строки. Дыхание свободно в каждой гласной, В согласных -прерывается на миг. И только тот гармонии достиг, Кому чередованье их подвластно. Звучат в согласных серебро и медь. А гласные даны тебе для пенья. И счастлив будь, коль можешь ты пропеть Иль даже продышать стихотворенье. (С. Я. Маршак. )

Задание 16. Исследуйте звуковой строй стихотворения Г. Р. Державина. Какие приемы звукописи использовал поэт, Задание 16. Исследуйте звуковой строй стихотворения Г. Р. Державина. Какие приемы звукописи использовал поэт, чтобы, по его выражению, «одоброгласить» стих, достичь «гладкотекущести» ? Соловей во сне Я на холме спал высоком, Слышал глас твой, соловей, Даже в самом сне глубоком Внятен был душе моей: То звучал, то отдавался, То стенал, то усмехался В слухе издалече он; И в объятиях Калисты Песни, вздохи, клики, свисты Услаждали сладкий сон. Если по моей кончине, В скучном, бесконечном сне, Ах! не будут так, как ныне, Эти песни слышны мне; И веселья, и забавы, Плясок, ликов, звуков славы Не услышу больше я, Стану ж жизнью наслаждаться, Чаще с милой целоваться, Слушать песни соловья.

Задание 17. Укажите особенности звуковой организации речи в отрывке из поэмы А. Твардовского «Дом Задание 17. Укажите особенности звуковой организации речи в отрывке из поэмы А. Твардовского «Дом у дороги» . Выделите звуковые повторы; определите их эстетические функции в контексте. Покажите художественную роль фоники на данном примере. Таков завет и звук таков, И по косе вдоль жала, Смывая мелочь лепестков, Роса ручьем бежала. Покос высокий, как постель, Ложился, взбитый пышно, И непросохший сонный шмель, В покосе пел чуть слышно. И с мягким махом тяжело Косье в руках скрипело. И солнце жгло, И дело шло, И все, казалось, пело: Коси, коса, Пока роса, Роса долой И мы домой.

Задание 18. В чем особенность фоники отрывков из юмористических произведений. 1. Скрипят скреперы. Рычат Задание 18. В чем особенность фоники отрывков из юмористических произведений. 1. Скрипят скреперы. Рычат экскаваторы. Огрызаются бульдозеры. С ревом проносятся Кр. АЗы. Скрежет тормозов. . . Пробка! Диспетчер врубает рубильник. Гаражи изрыгают свору рыжих «ТАТР» . В прорыв брошена гастрольная труппа театра. Вырисовываются горы раствора, роба прораба. Роба просит кирпича. Гремит увертюра. 2. В наше время киберов, лазеров, квазеров и мазеров мы не можем довольствоваться морально устаревшими сонниками и должны поставить дело сновидений на службу всем хорошим людям. . . 3. Это уже далеко не та мышка вредитель и мот, которую мы наблюдали в «Курочке рябе» , и тем более не та, что мы встречали у «Кота в сапогах» . В «Репке» перед нами предстает мышка совершенно нового, передового формата. Она как бы является собирательным образом нелишних мышей. Хочется невольно воскликнуть: «Побольше бы таких мышей в книжках для наших малышей!» 4. Отдыхал на юге: мотался из мотеля в мотель.

Задание 20. Проанализируйте фонику газетных заголовков; выделите те из них, в которых фоника стала Задание 20. Проанализируйте фонику газетных заголовков; выделите те из них, в которых фоника стала источником экспрессии, и те, в которых вы находите недочеты в звуковой организации; устраните их. При этом различайте случайные звуковые повторы, неуместную рифму и сознательное использование звукописи с целью усиления действенности речи, 1. «Урок впрок» . 2. «За штилем шторм» . 3. «Недостаток внимания руководства к развитию производства» . 4. «Магистраль, зовущая вдаль» . 5. «Медали за модели» . 6. «Твои планы, планета? » 7. «Полный ход, «водоход» ! 8. «Кто за тобой, горновой? » 9. «Старая ставка на страх» . 10. «Целебное дыхание калины» . 11. «Грани гранита» . 12. «Льготы Аэрофлота» .

Задание 22. Дайте оценку сочетаемости звуков в аббревиатурах. Приведите примеры нарушения норм благозвучия в Задание 22. Дайте оценку сочетаемости звуков в аббревиатурах. Приведите примеры нарушения норм благозвучия в аббревиатурах, отмечая скопление согласных и стечение гласных. Назовите аббревиатуры, созданные в соответствии с требованиями благозвучия речи. ВЗТТМ, МППТ, МОАУ, ВЗТПП, УАИ, ФИА, МПТШП, УНИИО, ГВЫТМ, ВЗИТЛП, ДЮСШ, ВНОС, МНИ, АИСТ, АСУ, ГОСТ, МАМА

ВЗТТМ Всесоюзный заочный техникум тяжёлого машиностроения, МППТ Министерство промышленности продовольственных товаров СССР, модули порошкового ВЗТТМ Всесоюзный заочный техникум тяжёлого машиностроения, МППТ Министерство промышленности продовольственных товаров СССР, модули порошкового пожаротушения МОАУ Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение, ВЗТПП Всесоюзный заочный техникум пищевой промышленностиrn, УАИ Уфимский авиационный институт , ФИА Международная автомобильная федерация (фр. Fédération Internationale de l'Automobile), FIA (ФИА, или МАФ) , МПТШП Министерство промышленности товаров широкого потребления, УНИИО Украинский НИИ огнеупоров им. А. Бережного , ГВЫТМ Государственные высшие режиссерские мастерские» Наркомпроса РСФСР, ВЗИТЛП Всесоюзный заочный институт текстильной и легкой промышленности (ВЗИТЛП). , ДЮСШ Детско Юношеская Спортивная Школа , ВНОС Войска ВНОС (Войска воздушного наблюдения, оповещения и связи), МНИ Московский налоговый институт, АИСТ, Аккумуляторы И Складская Техника, автоматическая информационная станция АСУ Автоматизированные Системы Управления, ГОСТ государственный стандарт, МАМА (Московская автомеханическая академия).

Задание 23. Укажите трудные для произношения сочетания звуков; выделите многосложные и односложные слова. Насколько Задание 23. Укажите трудные для произношения сочетания звуков; выделите многосложные и односложные слова. Насколько художественно мотивирована звуковая организация речи в приведенных примерах? 1. Взыграйте, ветры, взройте воды, разрушьте гибельный оплот! (П. ) 2. Свобода взметнулась неистово. И в розовосмрадном огне тогда над страною калифствовал Керенский на белом коне (Еc. ). 3. Хочу постигнуть в каждом миге коммуной вздыбленную Русь (Еc. ). 4. В некой разлинованности нотной, нежась, наподобие простынь, железнодорожные полотна, рельсовая режущая синь. . . Железнодорожные полотна, ножницами режущий гудок (Цв. ). 5. В гудящей мембране едва различимы слова, они задохнулись от тысячемильного бега (Луг. ). 6. Толщи вод угрюмо сохранили память об исчезнувшей земле и в десятитысячелетнем иле, в десятитысячелетней мгле (Нар. ). 7. А крылами взмахнувших уток мне прикрыла лишь осень очи (Н. А. ). 8. Тянет ветром свежо и студено, пахнет мокрой сосною крыльцо, и потягивается освобожденно утка, вылепившая яйцо (Евт. ).

Задание 24. Покажите выразительную роль фоники прозаических текстах, отмечая случаи звукоподражания. в I. 1. Задание 24. Покажите выразительную роль фоники прозаических текстах, отмечая случаи звукоподражания. в I. 1. Эти дымы выстрелов и, странно сказать, звуки их производили главную красоту зрелища. «Пуфф!» вдруг виднелся круглый, плотный, играющий лиловым, серым и молочно белым цветами дым, и «бумм!» раздавался через секунду звук этого дыма. «Пуф пуф!» поднимались два дыма, толкаясь и сливаясь, и «бум бум» подтверждали звуки то, что видел глаз. 2. В промежутках совершенной тишины слышен был шорох прошлогодних листьев, шевелившихся от таянья земли и роста трав. 3. Подрезаемая с сочным звуком и пряно пахнущая трава ложилась высокими рядами. Теснившиеся по коротким рядам косцы со всех сторон, побрякивая брусницами и звуча то столкнувшимися косами, то свистом бруска по оттачиваемой косе, то веселыми криками, подгоняли друга (Л. Т. ). II. Почтовый поезд номер такой то мчится на всех парусах от станции «Веселый Трах Тарарах» до станции «Спасайся, кто может!» . Локомотив свистит, шипит, пыхтит, сопит. . . Вагоны дрожат и своими неподмазанными колесами воют волками и кричат совами! На небе, на земле и в вагонах тьма. . . «Что то будет, что то будет» , стучат дрожащие от старости лет вагоны. . . «Огого о о!» подхватывает локомотив (Ч. ).

III. Завтра заревет и закружится на своих осях первая великанная цистерна вращающейся печи, а III. Завтра заревет и закружится на своих осях первая великанная цистерна вращающейся печи, а вон из этой страшной трубы заклубятся седые облака пыли и пара. Разве это не стоит того, чтобы эти несметные толпы народа пришли сюда и порадовались общей победе? (Гл. ) IV. Гром громыхнул за краем земли и неуклюже покатился над лесом. Гром ворчал так долго, что казалось, он обегает кругом всю огромную землю. Он затихал, когда запутывался в чаще, но, выбравшись на просеки и поляны, гремел еще угрюмее, чем раньше (Пауст. ).

Задание 25. В отрывках из текстов, подготовленных для радиопередач, выделите созвучные слова, разграничивая тавтологию Задание 25. В отрывках из текстов, подготовленных для радиопередач, выделите созвучные слова, разграничивая тавтологию и случайные звуковые повторы. Исправьте предложения, устраняя недочеты фоники и речевые ошибки. 1. Предложенный проект призван обеспечить своевременный разворот работ на всех объектах. 2. Уполномоченный рассказывал рассказы о раскулачивании кулаков, и эти рассказы оказали влияние на казаков. 3. Можно пользоваться как свежегашеной известью, так и известью, используемой ранее при строительных работах. При применении последней следует следить, чтобы в почву вместе с известью не попал цемент. 4. Не боимся прямо сказать: если бы так всегда работалось, завалили бы завод коленвалами. 5. Информация о температуре выдается в виде, удобном для ввода в счетные, управляющие и направляющие устройства. 6. Последний взнос внесли в копилку российского спорта наши шашисты. 7. Четкий пас Пасечника четко использовал Тарханов. 8. На юге уже весна шагает широким шагом. 9. Цифры показывают положение, противоположное нормальному, и причиной тому является отсутствие достоверного учета.

Задание 26. В отрывках из художественных и публицистических произведений, подобранных для трансляции по радио, Задание 26. В отрывках из художественных и публицистических произведений, подобранных для трансляции по радио, устраните недочеты фоники. 1. Я лишь последний год войны прихватил и то хватило горя. . . 2. Дом был вовсе не так богат, как выглядел на первый взгляд. 3. При выходе из проходной меня задержали Липатовы. 4. Отбросив вечерние страхи и сомнения, семенили люди. 5. Вихрь пламени и дыма обрушился на племя. Пламя плевалось искрами и издавало оглушительный треск. 6. Опустившись на стул, он застыл остолбенелым. 7. Тогда я еще не питал неприязни к этому упитанному юнцу. 8. Плуг заглубился на заданную глубину. 9. Прибор понравился. Он предназначен для работы в схемах простого и программного автоматического регулирования. С ним можно осуществлять непрерывную запись регулируемого параметра и его показания, показания задания от ручного или программного задающего устройства и показания величины давления на исполнительном механизме.

Задание 28. В отрывках из произведений А. С. Пушкина укажите звуковые повторы, разграничивая аллитерацию Задание 28. В отрывках из произведений А. С. Пушкина укажите звуковые повторы, разграничивая аллитерацию (повторение согласных) и ассонанс (повторение гласных). Дайте оценку звуковой организации речи. 1. Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут. Своей дремоты превозмочь не хочет воздух. 2. Пирует Петр. И горд, и ясен, и славы полон взор его. И царский пир его прекрасен. 3. Наследников сердитый хор заводит непристойный спор. 4. Настанет ночь; луна обходит дозором дальный свод небес. И соловей во мгле древес напевы звучные заводит. 5. Пора, пора, рога трубят. 6. Брожу ли я вдоль улиц шумных, вхожу ль во многолюдный храм. . . 7. А Петербург неугомонный уж барабаном пробужден. 8. Гляжу, как безумный, на черную шаль, и хладную душу терзает печаль. 9. Как часто милым лепетаньем иль упоительным лобзаньем задумчивость мою в минуту разогнать умела.

Задание 33. Укажите, чем достигается звуковая выразительность речи 1. Маленькие глазки [Плюшкина] еще не Задание 33. Укажите, чем достигается звуковая выразительность речи 1. Маленькие глазки [Плюшкина] еще не потухли и бегали из под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из темных нор остренькие морды, насторожа уши и моргая усом, они высматривают, не затаился ли кот или шалун мальчишка, и нюхают подозрительно самый воздух (Г. ). 2. Небо то все заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновение, и тогда из за раздвинутых туч показывалась лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз (Т. ).

Домашнее задание • Проанализировать любой текст (лучше поэтический) с т. з. фоники. Домашнее задание • Проанализировать любой текст (лучше поэтический) с т. з. фоники.