структура византийского храма.ppt
- Количество слайдов: 20
Крестово-купольный храм Особенности конструкции и символика
Конструктивные особенности крестово-купольного храма
Фасад византийского крестово-купольного храма (вид с юга)
План крестовокупольного храма
Парус - сферический треугольник, нижний угол которого опирается на столб, а верхняя дуга вместе с дугами других парусов лежит в основании купола. Паруса стали применять в позднеримскую эпоху, их регулярное использование началось в архитектуре Византии с эпохи Юстиниана.
Работа арок и парусов крестово-купольной системы а — схема сбора нагрузок; б - нагрузки и реакции диагональной полуарки паруса; в - рабочая схема системы; г — устойчивое положение барабана при обрушенных арках; д — изменение уровня опорного кольца и стрелы паруса
Основные характеристики архитектурной композиции византийских крестовокупольных храмов: Собор Святой Софии. Константинополь. - осевая, симметричная, статичная композиция и гармоничная структура с иерархией соподчинения частей; - двух(трех)-частная структура плана: алтарь - храм - (притвор); - кубическая форма средней части храма с купольным покрытием центральной ячейки; - прием контрастного перехода от небольшого, затемненного пространства притвора к высокому и светлому объему храма с кульминацией композиции в куполе; - тектоничная система с опорой главы посредством «парусов» и арок на четыре столба в центре здания, откуда расходятся в стороны четыре сводчатые рукава;
- венчание храма одной или пятью главами полукруглого очертания; - световая организация пространства храма с преобладанием освещения сверху; - лаконизм, строгая простота внешнего оформления и богатство внутреннего убранства храма; - соответствие наружных членений, декора внутренней структуре здания; - округлые, арочные формы в интерьере и на фасадах; - трехчастность в членениях стен и оконных проемов; - декорация каменной кладки стен нишами, щелевидными окнами без мелкой пластики; - вертикальная направленность членений фасадов.
Символика внутреннего пространства крестово -купольного храма
План византийского крестово-купольного храма (структура пространства)
План византийского крестово-купольного храма Центральное пространство византийского храма называется наос, с запада к нему примыкает нартекс (притвор), а с востока полукруглые или гранёные апсиды, в которых находится алтарь. Алтарь отделяется от центрального пространства храма невысокой алтарной преградой. Дополнительное пространство между апсидами и наосом называется вима, в основном это характерно для больших храмов.
Византийский крестово-купольный храм имел прямоугольный или квадратный в плане наос. Внутри наоса размещалось четыре свободно стоящих столпа. Столпы связаны между собой и с наружными стенами храма арками, на которые опирались своды, образующие в плане крест. На пересечении ветвей креста, в центральной части (средокрестии), храм имел главу в виде сферического купола, поднятого на круглом световом барабане. Барабан опирался на четыре подпружные арки, переход от центрального подкупольного квадрата к круглому барабану достигался за счёт дополнительных угловых сводов (парусов).
Символика внутреннего пространства крестовокупольного храма
Храм - есть образ присутствия Царства Небесного на земле, и, соответственно, он есть образ дворца Царя Небесного. От этого образа исходит традиция благоукрашения храма наподобие царских чертогов с использованием всех художественных средств, доступных той или иной эпохе. Храм - есть также образ Вселенской Церкви, ее основных принципов и устройства. В Символе веры Церковь именуется «Единой, Святой, Соборной и Апостольской» . Эти черты Церкви могут быть отражены в храмовой архитектуре. Так, например, образ единства Церкви, возглавляемой Христом, зримо воплощают кубические объемы храмов, увенчанных одной главой. Святость Церкви может образно выражаться белизной стен храмов и сиянием золотых куполов, наподобие нимбов на иконах святых. Соборность и апостольская преемственность выражаются как в иерархическом устройстве самой Церкви, так и в центричности композиции, иерархической упорядоченности частей храма, подчиненной центральному подкупольному пространству.
В святоотеческих толкованиях храм уподобляется также образу Бога. Так, триединству Бога соответствует трехчастная структура храма. Неотмирность Бога и Церкви выражается в формах храма, отличных от форм жилых и иных сооружений земного назначения. Непостижимый Бог являет Себя в мире в именах: Любовь, Свет, Истина, Красота, Единство, Добро. В храмовой архитектуре эти имена выражаются в пропорциональном соответствии целого и частей, симметричности, ясности композиции, цельности, узнаваемости формы, тектоничности сооружения. Интерьер крестово-купольного храма представляет собой целостную систему иерархически упорядоченных пространств, развивающихся от боковых нефов, где размещается основная часть молящихся, к центральному подкупольному пространству и дальше вверх - к куполу, на котором находится наполненное светом изображение Главы Церкви - Христа Вседержителя. Такая гармоничная пространственная система наглядно представляет символическую сущность храма как начала будущего Царства Божия.
Алтарь являет собой образ Рая, духовного мира, божественную сторону во Вселенной. Средняя часть храма - чувственный мир. В ней стоят верные, которые при восприятии божественной Благодати, изливаемой в Таинствах, становятся искупленными, освященными, причастниками Царства Божия. Если в алтаре помещается божественное начало, то в средней части храма - начало человеческое, входящее в теснейшее общение с Богом. И если алтарь получил значение верховного неба, «Неба Небесе» , где пребывает только Бог с небесными чинами, то средняя часть храма означает частицу будущего обновленного мира, новое небо и новую землю в собственном смысле, причем обе эти части входят во взаимодействие, в котором первая просвещает и руководит второй. При таком их отношении восстанавливается нарушенный грехом порядок Вселенной.
структура византийского храма.ppt