Крещение Руси.pptx
- Количество слайдов: 7
Крещение Руси Выполнил студент I курса Медицинского факультета Группы ВИ-113 Терновой Алексей Дмитриевич
§ Христианство на Руси было известно уже на заре истории Киевского государства. Первые сведения об этой религии у русов относятся к 860— 870 гг. В Киеве в X в. уже существовала церковь Св. Ильи — христианского двойника верховного языческого бога-громовержца Перуна. § В дружине князя Игоря Древнего было немало христиан. Существовала и была известна на Руси обширная христианская литература на старославянском языке, создававшаяся в соседней Болгарии. § Культурное влияние Византии на Руси было очень серьезным, что также способствовало распространению христианства в его «восточном варианте» . Летописи утверждают, что княгиня Ольга в свое время приняла христианство.
Владимир Великий § Однако решающий шаг сделал князь Владимир Святославович. Он был сыном Святослава и ключницы, т. е. бастардом, но именно ему в 980 г. после продолжительной борьбы с братом Ярополком удалось унаследовать Киевскую державу и более того — расширить ее границы, укрепить государство, создав предпосылки для последующего возвышения Киева во время правления Ярослава. § Поначалу Владимир Красное Солнышко старался создать единую государственную религию на основе существующего язычества. Он хорошо понимал роль единого культа Перуна, поставленного под контроль центральной власти. Крещению же Руси предшествовала война Владимира с Византией за Северное Причерноморье. § За Крещение Руси Владимир, многоженец и коварный воитель, был канонизирован.
§ Вот так рассказывает летопись о событиях того времени, связанных с принятием христианства. К князю пришли сначала волжские болгары (968), агитируя его стать мусульманином, затем легаты от Папы Римского, затем хазарские иудеи с проповедью своего закона и, наконец, греческий философ с православным учением. § С греком правитель Киевской Руси якобы беседовал особенно долго, а в следующем году Владимир созвал своих советников и рассказал им о приходе к нему проповедников, прибавив, что более всего поразили рассказы греческого философа. § Затем по разным странам разошлись «наблюдатели от Киева» . Более всего их поразило великолепие греческого богослужения в Константинополе. На вопрос Владимира «где крещение примем» , советники ответили, что в Крыму.
Крещение Владимира § В 988 г. Владимир вторгся в византийские владения в Крыму и осадил Корсунь (Херсонес). Князь якобы дал обет креститься, если возьмет Корсунь, и действительно взял его. § Братьям-императорам Василию и Константину он послал ультиматум, требуя отдать ему в жены принцессу Анну. Они же ответили, что не могут выдать царевну замуж за язычника. Владимир согласился, крестился сам и крестил своих дружинников.
Крещение Руси § Официальное Крещение Руси состоялось, вернее началось в 988 или 989 г. Владимир крестил бояр, затем жители Киева были согнаны к Днепру и его притоку Почайне, где тоже были массово крещены. Статую Перуна сбросили в реку, народ был в отчаянии, видя низвержение старых идолов и покровителей.
§ Дальнейшее обращение населения державы в христианство проводилось насильственным путем. § Огромный вклад в этот процесс внес «дядька» Владимира Добрыня, который с дружиной «посетил» немало областей, вводил новую религию «огнем и мечом» , хотя христианское предание это отрицает. § В некоторых местах у отдельных племен (например у вятичей) язычество сохранялось еще века. Кроме того, и во всех остальных землях население причудливо приспосабливало новую веру к старым суевериям. § Во главе Русской церкви стал киевский митрополит, назначаемый или утверждаемый Константинополем. Долгое время митрополитами становились только греки. Они же составили поначалу большую часть всего христианского клира и монашества. Была установлена традиционная десятина, церковь и монастыри получили во владение многие земли, и в дальнейшем их материальное могущество росло. § Церковь, несомненно, способствовала централизации государства, развитию русской культуры, образования. Именно церковные летописцы донесли до нас сведения о событиях, происходивших на Руси в то время. Практически во все времена, как и в Византии, Церковь играла здесь подчиненную по отношению к светской власти роль. Исключение составляли отдельные сильные личности из числа духовников, епископов и митрополитов, которые становились влиятельными государственными деятелями.