ebcaa43cb949addf959def5964f57b56.ppt
- Количество слайдов: 16
Кравцова Т. А. основы теории и методологии дизайн-проектирования костюма лекция 7. Морфологический анализ формы как метод системного исследования Этапы морфологического анализа. Разработка матрицы.
Метод морфологического (т. е. относящегося к форме или структуре) анализа независимых переменных, характеризующих решаемую проблему, относится к разряду системных исследований и используется во всех областях проектной деятельности в науке, экономике, политике, в творческой деятельности. Специалисты по проектированию этим термином называют метод логической организации идей, который отличается от традиционных методов, основанных на интуиции и опыте.
В профессиональной деятельности дизайнера по костюму решение проблемы связано с анализом творческого источника, в качестве которого выступает аналог исторического, народного или современного костюма, так называемый прототип. Принцип метода морфологического анализа состоит в систематическом исследовании всех мыслимых вариантов, вытекающих из закономерностей структурного строения (морфологии), совершенствуемой системы (выбранного аналога).
В процессе морфологического анализа выполняются следующие этапы: 1. точная формулировка задачи, подлежащей решению, 2. определение морфологических признаков, всех параметров, характеризующих особенности и функции объекта проектирования, 3. определение возможных вариантов сочетаний морфологических признаков, путем составления матрицы, 4. определение функциональной ценности всех полученных вариантов решений, 5. выбор наиболее рациональных конкретных решений, оптимизация результатов.
Применительно к практике проектирования костюма этапы этого метода выражаются следующим образом: - для определенной проектной задачи выбирается необходимый прототип или аналог (современный, исторический или этнический костюм; объект дизайна, наиболее остро выражающий стиль); - в качестве морфологических признаков анализируются первичные элементы формы и средства композиционной организации; - составляется матрица возможных сочетаний признаков; - выполняются логические ряды эскизов моделей, отражающих результат взаимовлияния первичных элементов формы и средств композиции. Такой подход позволяет проводить анализ и синтез одновременно. Анализ выполняется для определения параметров и возможных вариантов, а синтез для отыскания окончательного решения.
Список литературы 1. Рунге В. Ф. , Сеньковский В. В. Основы теории и методологии дизайна. Учебное пособие. – М. : МЗ-Прогресс, 2001. 2. Archer B. The Tree Rs// Design Studies, 1997. 3. Кантор К. Правда о дизайне. – М. : АНИР, 1996. 4. Стерноу С. Арт-Деко. – Минск: Белфаксиздатгрупп, 1997. 5. Дизайн архитектурной среды. Краткий терминологический словарьсправочник / С. Михайлов, Н. Дембич, В. Захаров, Л. Листовская и др. Под ред. С. Михайлова. – Казань: ДАС. 1994. 6. Иллюстрированная энциклопедия моды. Перевод на русский И. Ильинской и А. Лосевой. – Прага: «Артия» , 1998. 7. Основы теории проектирования костюма: Учеб. Для вузов / под ред. Козловой. Т. В. – М. : Легпромбытиздат, 1998. 8. Рачицкая Е. И. , Сидоренко В. И. Моделирование и художественное оформление одежды. – Ростов н/Д. : Изд-во Феникс, 2002. 9. Ильин Н. М. Эатетика товаров: Учеб. Пособие. – М. : ИНФРА-М, 2002. 10. Колборн Р. Мерчандайзинг / Пер. с англ. Под ред. И. О. Черкасовой. СПб. : Издательский дом Нева, 2002. 11. Хилл П. Наука и искусство проектирования. Пер. с англ. – М. : Мир, 1993. 12. Методика художественного проектирования. Дизайн – программа. – М. : ВНИИТЭ, 1987.
13. Толмачева Г. В. Система перспективного проектирования костюма / Ом. ГИС, Омск, 1997. 14. Савельева И. Н. Художественное проектирование спецодежды для рабочих горячих цехов (основы теории и практики). – М. : Лекпромбытиздат, 1988. 15. Фалько Л. Ю. Индивидуальный стиль в одежде: Конспект лекций. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 1999. 16. Сомов Ю. С. Композиция в технике. – 3 -е изд. , перераб. и доп. – М. : Машиностроение, 1987. 17. Родзивильчук Л. И. Проектирование по курсу «Основы конструкторской и технологической подготовки производства» : Учебнометодическое пособие / Ам. Гу, Благовещенск 2001. 18. Швейное производство предприятий бытового обслуживания: Справочник / Матузова Е. М. , Назарова А. И. , Реут Т. Н. , Куликова И. А. – М. : Легпромбытиздат, 1988 19. Скрипник Л. Ю. , Кравцова. Т. А. Художественное конструирование одежды: Конспект лекций. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 1999. 20. Чернышев О. В. Формальная композиция. Творческий практикум. – Мн. : Харвест, 1999.