серебряный век.ppt
- Количество слайдов: 103
Краткая, но яркая и трагическая эпоха конца 19 – начала 20 веков получила название «серебряного века» - по аналогии с «веком золотым» (впервые это определение эпохе дал поэт Николай Оцуп). Образ «серебряного века» многослоен и противоречив, создан из многочисленных художественных течений, творческих школ, индивидуальных стилей. Контрастных, порой взаимоисключающих явлений в те годы было больше, чем за все предыдущие столетия развития русской культуры.
Возможно ли в этом разнообразии увидеть единство? Вправе ли мы назвать «серебряный век» , при всей его многоликости, целостной эпохой?
• Эпоха рубежа веков. • Понятия «модерн» и «декаданс» . • Назначение искусства и миссия художника. • Картина мира в искусстве «серебряного века» . • Концепция человека в искусстве «серебряного века» .
Вспомните основные исторические события конца 19 – начала 20 веков
В течение примерно четверти века – с начала 1890 х до октября 1917 года – радикально изменились все стороны жизни России: экономика, политика, наука, культура. По темпам и глубине перемен Россия опережала любую другую страну. За фантастически короткий срок Россия вышла в передовые страны и накануне первой мировой войны переживала экономический расцвет: размах деятельности Морозовых, Мамонтовых, Рябушинских, Рукавишниковых, Мешковых поражает воображение. Русские предприниматели той поры были людьми высочайшей образованности, они заканчивали университеты, знали европейские языки, были тонкими ценителями искусства.
Однако войны и революции нарушили стабильность в России и привели в конечном счете к исторической катастрофе. Голод 1891 и 1898 годов, ходынская катастрофа 1896 года, студенческие беспорядки и демонстрации, рабочие волнения и забастовки, крах России в войне с маленьким островным государством – такой тогда была Япония, Первая мировая война, революции 1905 года, февральская, октябрьская – две войны и три революции за 13 лет!
Воистину лишь странагигант могла всё это вынести и не потерять свою государственность!
Научные открытия на рубеже веков изменили представление о мире! В 19 веке мир представлялся строго упорядоченным, понятным, стабильным. И вдруг! – изобретение беспроволочной связи, открытие рентгеновских лучей, теория относительности Эйнштейна выявляют, что мир подвижен, изменчив, он не равен сам себе, динамичен, взрывоопасен. Мир рвался в опытах Кюри Атомной, лопнувшей бомбой. Так сказал поэт «серебряного века» Андрей Белый еще до всех атомных бомб и чернобылей.
Ощутите атмосферу эпохи, ее дыхание в строчках поэтов и музыке Александра Прокофьева Максимилиан Волошин: Уж занавес дрожит перед началом драмы. Уж кто-то в темноте, всезрячий, как сова, Чертит круги и строит пентаграммы, И шепчет вещие заклятья и слова.
Мирра Лохвицкая Во тьме кружится шар земной, Залитый кровью и слезами, Повитый смертной пеленой И неразгаданными снами. Пусть в вечность ввергнется тоска Пред солнцем правды всемогущей. За нами – средние века, Пред нами – свет зари грядущей.
Александр Блок Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль весть? От дней войны, от дней свободы – Кровавый отсвет в лицах есть.
Какой предстает эпоха в этих произведениях и почему именно такой?
В духовной атмосфере времени доминировало предчувствие какого-то огромного, неотвратимого катаклизма – не просто «конца века» , но катастрофической гибели целой эпохи. Константин Бальмонт назвал свое поколение «людьми, которые мыслят и чувствуют на рубеже двух периодов – одного законченного, другого еще не родившегося. Вот почему в их настроении рядом с самыми восторженными вспышками так много больной тоски» .
«Мы – дети того и другого века, мы – поколение рубежа» . Чувство заката и гибели соединилось в сознании «серебряного века» с чувством восхода и надежды. Да, вселенская катастрофа, мировой пожар – но они принесут желанное нравственное очищение и новую жизнь!
декаданс Доминирующим в духовной атмосфере эпохи стало настроение, получившее название «декадентство, декаданс» - определенное умонастроение, кризисный тип сознания, который выражается в чувстве отчаяния, бессилия, душевной усталости. С ним связаны неприятие окружающего мира, пессимизм, рафинированная утончённость, осознание себя носителями высокой, но гибнущей культуры.
модерн Модерн (в переводе с французского – «новейший, современный» ) стиль не только искусства, но и самой жизни: модерн словно пытался противостоять хаосу действительности, «заклиная» его красотой. Это стиль утончённый, изощрённый, «женственный» , несколько болезненный, с любовью ко всему необычному, с культом всего странного. Струящиеся линии дамских платьев, «капризный» книжный шрифт, необычные линии архитектурных строений, прихотливый орнамент увядающих ирисов и лилий на тканях и обоях.
Каким было представление художников, поэтов и композиторов «серебряного века» о миссии искусства и роли творца?
«Мир искусства» В Петербурге к концу 1890 х годов сложилось объединение художников, наиболее полно отразившее характерное для «серебряного века» восприятие искусства, - «Мир искусства» . Творчество «мирискусников» отличалось многозвучием «оркестра» форм и сюжетов.
Валентин Серов «Девочка с персиками» «Девочку с персиками» Валентина Серова можно назвать поворотом от «идейного реализма» к «реализму художественному» . «В нынешнем веке пишут всё тяжелое, ничего отрадного. Я хочу отрадного и буду писать только отрадное» . • Как эта творческая установка художника отразилась в картине?
Художник Александр Бенуа говорил: «Для нас мир, несмотря на торжествующий американизм, на всю современную жестокость и пошлость, мир всё еще полон прелести» . Картина называется «Версаль» . Почему именно Версаль привлекает внимание художника?
Остановить мгновение, наполненное множеством ароматов, красок, движений, неповторимых нюансов, веяний – такую творческую задачу ставили перед собой импрессионисты, в частности – Константин Коровин.
Картины Константина Коровина отражают сиюминутное состояние мира: легкость, светозарность, воздушность, свободные красочные мазки, помогающие создать ощущение движения. Кажется, достаточно слабого дуновения ветерка – и всё мгновенно изменится: цвета, блики, даже контуры предметов, а художник вновь будет ловить и создавать свою зыбкую живописную гармонию ( «Розы» , «Бульвар Капуцинов в Париже» ).
Игорь Грабарь «Мартовский снег» В чём созвучие живописного образа, созданного на картине, и поэтических строк Зинаиды Гиппиус: Пойдём на весенние улицы, Пойдём в золотую метель. Там солнце со снегом целуется И льёт огнерадостный хмель.
Какая картина создается в вашем воображении, когда вы читаете строки Осипа Мандельштама? Медлительнее снежный улей, Прозрачнее окна хрусталь, И бирюзовая вуаль Небрежно брошена на стуле. Ткань, опьянённая собой, Изнеженная лаской света, Она испытывает лето, Как бы не тронута зимой. И если в ледяных алмазах Струится вечности мороз, Здесь – трепетание стрекоз, быстроживущих, синеглазых.
Композитор Анатолий Лядов, как многие русские интеллигенты, не любил суету и признавался в одном из писем: «Проза жизни точит меня. Это мой страшный враг» . • Прослушайте фрагмент композиции Анатолия Лядова и постарайтесь обосновать свой вариант названия этой мелодии.
• Что вы представили, когда звучала музыка Анатолия Лядова? Каков ваш вариант названия? • Композиция называется «Волшебное озеро» . • Как вы думаете, почему в художественных образах искусства «серебряного века» на равных с реальным выступает фантастическое, волшебное: сон и явь, осознанное и бессознательное, действительное и кажущееся? • Творчество превыше рассудочного познания. В искусстве, по мнению творцов «серебряного века» , заключена возможность угадывания, интуитивного постижения таинственной сути бытия, а потому воображаемое и фантастическое может глубже и точнее реального уловить скрытую сущность мира.
Как, по вашему мнению, художники, поэты и композиторы, с которыми вы познакомились, могли продолжить следующие фразы: • «Предметом искусства может быть…» • «Роль творца состоит в…»
Группа «Бубновый валет» Искусство одухотворяет природу вещей – в этом уверены художники-авангардисты созданной в 1910 м году московской группы «Бубновый валет» Петр Кончаловский, Роберт Фальк, Аристарх Лентулов, Илья Машков. Всё мистическое и таинственное отвергалось без доказательств и сомнений. В основу новой эстетики был положен предмет как таковой, его масса, объем, пластика, цвет. Вызывающе-озорные картины «бубнововалетцев» , соединяющие традиции лубка, городской вывески, балагана с концепциями новейшей европейской живописи, полны бурной жизненности, радости бытия.
Как вы думаете, почему столь прозаичное, будничное – хлеб – может стать, по мнению художника Ильи Машкова, предметом искусства?
Аристарх Лентулов. «Василий Блаженный» , «Церкви. Иерусалим» . • Что напоминает вам живописная техника Лентулова? Какое настроение создают картины художника? • Цветовые лучи-плоскости, размыкая предмет на части, увиденные в разное время и в разных ракурсах, передают динамичность предметного мира. Образы расслаиваются, наполняются особой энергией, подчиняются причудливому ритму – и художник вправе так увидеть мир.
Картина Роберта Фалька названа «Красная мебель» , но ее можно было бы назвать «Мебель говорящая, спорящая, борющаяся» . Как вы думаете – почему?
Прокомментируйте слова искусствоведа: «Словно само чудовищное напряжение эпохи, отголоски сталкивающихся страстей, душевных борений отразились в картине Фалька» . Острый ритм силуэтов и теней, пульсирующий красный свет, сдвиг плоскостей, беспокойное, неуравновешенное пространство передают и внутреннюю энергетику, и драматическое напряжение. По мнению Фалька, «натюрморт – это не жизнь вещей, а ваша усилившаяся внутренняя жизнь» . На стенах мечутся тени, в углах затаилась тревога. Круглый стол, три пунцово-красных кресла и диван словно сдвинулись со своих мест, криком кричат друг на друга.
В живописи Петра Кончаловского также создается энергетика за счет праздничных, насыщенных красок. Жизнь цвета – главная тема в картине «Натюрморт с красным подносом» .
• Знаменитый живописец и театральный художник Якулов на портрете Кончаловского напоминает восточного франта и предстает перед зрителем человеком ярким, оригинальным. Его поза, жест, сабли и пистолеты, висящие на восточном ковре, создают своеобразную красоту. • Как говорил Кончаловский: «Мне хотелось противопоставить излюбленной многими художниками миловидности, причёсанности и прилизанности портрета то, что считалось безобразным, а на самом деле было чрезвычайно красивым» .
С живописью группы «Бубновый валет» перекликается искусство поэтов-акмеистов • Михаил Кузмин: Где слог найду, чтоб описать прогулку, Шабли во льду, поджаренную булку И вишен спелый, сладостный агат? Далёк закат, и в море слышен гулко Плеск тел, чей жар прохладе влаги рад. Дух мелочей, прелестных и воздушных, Любви ночей, то нежащих, то душных, Весёлой лёгкости бездумного житья! Ах. верен я, далёк чудес послушных, твоим цветам, весёлая земля!
прорыв в будущее • Искусство «серебряного века» открывает новые художественные формы. У каждого направления, каждого отдельного творца эти формы разные, однако всех роднит именно желание поиска, открытия. В литературе – слово, в живописи – краски, в музыке – звуки оказываются более пластичными, способными выразить любые чувства. • Новаторство во всех областях искусства, обновление – таков лозунг российских бунтарей от искусства, создателей эстетики эксперимента, творцов «искусства будущего» . • В живописи наиболее авангардной можно назвать созданную в 1912 м году группу «Ослиный хвост» , представители которой порвали с «Бубновым валетом» , посчитав установки этого объединения недостаточно новаторскими.
Предположите, каким может быть название картины Василия Кандинского и прокомментируйте свое предположение
Линии, контуры, светотень, цвет – что, по-вашему, прежде всего позволяет Кандинскому создавать свой художественный мир?
Картины «Композиция № 7» , «Синий гребень» , «Москва. Красная площадь» . В картинах Кандинского главное – цвет, взаимоотношение красок. Ожившая в красках музыка создает особый мир ритмов, цветовых пятен и энергетических сочетаний. Пятна и линии действуют, как живые существа. Мир красок становится проявлением постоянно враждующих друг с другом начал, однако из этого противостояния, трагического сплетения рождается своеобразная гармония.
Право творца созидать свой мир, соединяя несоединимое, видеть реальность чрез призму собственной души утверждал Владимир Маяковский в стихотворении «А вы могли бы? » Я сразу смазал карту будня, Плеснувши краску из стакана; Я показал на блюде студня Косые скулы океана. На чешуе жестяной рыбы Прочёл я зовы новых губ. А вы Ноктюрн сыграть Могли бы На флейте водосточных труб?
Картина Любови Поповой называется «Портрет…» продолжите название – чей портрет? Обоснуйте свой вариант. • «Портрет философа» • В чём своеобразие живописного стиля Любови Поповой?
Что становится предметом изображения Любови Поповой на этой картине?
«Динамическое построение» , «Пространственно-силовое построение» В картинах Любови Поповой выражается воля художника, посвоему создающего мир. Художница изображает сами энергии мира, его скрытые от человеческого глаза потоки, бушующие в абстрагированном пространстве.
Казимир Малевич считал, что «искусство всегда строило свой мир» ? Какой мир вы видите на картине «На сенокосе» ?
В чем своеобразие стиля Казимира Малевича? Малевич взглянул на землю словно из Космоса: плоскости и цвета на его картинах вступают в особые взаимоотношения друг с другом. На полотнах художника возникает самостоятельный мир, замкнутый в себе, словно малая Планета, занявшая свое место во Вселенной (картина «Голова крестьянина» ).
На театральной сцене идею эпохи о преобразовании мира с помощью искусства воплотил ниспровергатель традиций, смелый режиссер-новатор Всеволод Эмильевич Мейерхольд создавал спектакли, наполненные условной символикой, среди них наиболее известные – «Балаганчик» по пьесе Блока, «Клоп» по Маяковскому. Режиссеру была близка идея двойственной природы жизни, ее «масочности» и трагикомической сущности.
На сцене не было реальных декораций, им на смену пришли архитектурные фантазии, геометрические фигуры, создававшие новую реальность.
Прокомментируйте образ Мейерхольда, созданный Борисом Григорьевым, используя свои знания об эстетике театра Мейерхольда.
Как, по вашему мнению, Мейерхольд, художники групп «Бубновый валет» и «Ослиный хвост» , Маяковский продолжили бы уже известные вам фразы: • «Предметом искусства может быть…» • «Роль творца состоит в…»
Есть ли что-то общее в понимании искусства и роли творца в мире у таких разных поэтов, художников, театральных режиссёров?
Каким видели мир творцы «серебряного века» ? Что является первоосновой мира, его сущностью?
Как картина Константина Юона «Новая планета» отразила эпоху конца 19 - начала 20 веков? Энергетика изображенного огромна: какие художественные средства помогли Юону передать эту энергетику?
«Мировой водоворот засасывает в свою воронку почти всего человека» . Как эти слова Александра Блока отражаются в стихотворении поэта и на картине Константина Юона? Рожденные в года глухие Пути не помнят своего. Мы – дети страшных лет России – Забыть не в силах ничего. Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль весть? От дней войны, от дней свободы – Кровавый отсвет в лицах есть. Есть немота – то гул набата Заставил заградить уста. В сердцах, восторженных когда-то, Есть роковая пустота. И пусть над нашим смертным ложем Взовьётся с криком вороньё, Те, кто достойней, Боже, Да узрят царствие твоё! 1914
Двойственность мира, нерасторжимое слияние реального и ирреального чувствуется на картине Виктора Борисова-Мусатова «Водоём» Живопись может рождать звучание. Какую мелодию вы слышите в художественном мире картины и что становится ее источником?
Картина Борисова-Мусатова называется «Призраки» . Но кто эти призраки, где они?
Мотив сна, грёзы, отражающий ощущение двойственности мира В чём созвучие строк Иннокентия Анненского и картины Борисова. Мусатова: То луга ли, скажи, облака ли, вода ль Околдована жёлтой луною: Серебристая гладь, серебристая даль Надо мной, предо мною, за мною…
В чём схоже представление о мире, отраженное в стихотворении Александра Блока и картинах Борисова-Мусатова? Сумерки, сумерки вешние, Хладные волны у ног, В сердце – надежды нездешние, Волны бегут на песок. Отзвуки, песня далёкая, Но различить – не могу. Плачет душа одинокая Там, на другом берегу. Тайна ль моя совершается, Ты ли зовёшь вдалеке? Лодка ныряет, качается, Что-то бежит по реке. В сердце – надежды нездешние, Кто-то навстречу – бегу… Отблески, сумерки вешние, Клики на том берегу.
Как вы думаете, на картине Сергея Судейкина изображены люди в маскарадных костюмах или куклымарионетки? • Пугающая двойственность, когда в неживом проглядывает живое, а за обликом человека скрывается кукла-марионетка. Представление о двойственной природе мира, о материальном и духовном, совмещённых в самой основе бытия, становится источником мотива театральности. Театр стирает грани между сценой и бытом, реальностью и вымыслом, становится моделью жизни.
Декоративность, изящная грациозность, театральность – и в картинах Константина Сомова «Зима. Каток» и «Фейерверк» , изображающих эпоху 18 века.
• Двойственность бытия часто воплощается творцами «серебряного века» в женском образе. Как это ощутимо на картине Льва Бакста «Ужин» ? • Картина «Ужин» отразила характерное для «серебряного века» представление о женщине как существе загадочном, опасном, влекущем и околдовывающем. У Бакста женщина очаровательна и греховна, пленительна и порочна.
Как связан мотив театральности с восприятием мира художниками «серебряного века» ?
Важной для осмысления картины мира становится тема России. В эпоху «серебряного века» рождается новый лик России – страны с особой исторической миссией. Звучат древнерусские песнопения в музыке Рахманинова, сияют красавицы купчихи на полотнах Кустодиева, летят скифские колесницы в поэзии Блока, пляшет неугомонный Петрушка в балете Стравинского, преображается русская сказка в полотнах Васнецова.
Часто обращался к сюжетам из русской истории Евгений Лансере. Особенно привлекала художника петровская эпоха. Как перекликается со строками Андрея Белого картина Лансере «Корабли времен Петра Первого» : И ты огневая стихия, Безумствуй, сжигая меня, Россия, Россия – Мессия грядущего дня!
Совсем иная Россия – на картинах Михаила Нестерова. Что вы знаете об этой картине?
На полотнах Михаила Нестерова - Россия старины, преданий, духовности. Картина «Видение отроку Варфоломею» отражает один момент из жизни Сергия Радонежского: на картине изображен старец, благословляющий Варфоломея на служение Богу и России. Посвящение в таинство будущего призвания, переворот в мироощущении – всё это подчеркивается общей атмосферой изображенного.
Еще одна картина Нестерова – «Великий постриг» - словно наполнена тихой мелодией церковного напева, заполняющего всё пространство от неба до земли. • В картине «Два лада» в самом названии сливаются музыка и краски: единство природы и человека обусловлено гармонией любви.
К древней Руси, жизни Сергия Радонежского, к образам древнерусских городов обращался и Николай Рерих. Картины «Сергий-строитель» , «Строят ладьи» , «Русская пасха» .
Сын крестьянина-иконописца Андрей Рябушкин источник своего вдохновения нашел в допетровской Руси, отразив нарядную, праздничную жизнь Москвы 17 века, ее стиль, аромат, красоту.
Яркая Россия – Россия праздничных гуляний, ярмарок, дородных купчих – оживает на картинах Бориса Кустодиева. Художник писал портреты людей, в которых чувствуется яркость и широта натуры, национальная русская талантливость, как, например, в портрете Шаляпина и русских купчихах.
Каждая картина Кустодиева – это мир в себе, отдаленный от прозаизма повседневности и полный упоённо-счастливых, безоблачных настроений. На картине «Масленица» воссоздается сама душа праздника – нарядного, лихого, яркого.
К сказочным образам, пришедшим из русского фольклора, обращается Виктор Васнецов.
Найдите на картине Виктора Васнецова «Крещение Руси» символические детали.
Россия в эту эпоху действительно открылась миру поновому – и во многом благодаря «русским сезонам» в Париже. • Русские сезоны явили Европе многие имена «серебряного века» : Сергей Дягилев, Анна Павлова, Тамара Карсавина, Вацлав Нижинский, Михаил Фокин. Мир рукоплескал балетам «Жар-птица» , «Весна священная» , «Шехерезада» , «Петрушка» . • Прослушайте фрагмент из балета Игоря Стравинского «Петрушка» .
На все времена осталась непревзойденной тонкая пластика умирающего лебедя Анны Павловой, ее Сильфиды.
• Новый балет был рожден сотворчеством композиторов, художников и хореографов, однако без мощного организаторского таланта Сергея Дягилева русские сезоны были бы невозможны. Большой ум, колоссальная инициатива, сильная воля сделали Дягилева не только антрепренёром, но поистине первооткрывателем. Дягилев умел подхлёстывать фантазию, руководить, очаровывать, увлекать. Он устраивал в Париже выставки русских художников, организовывал русские концерты в «Гранд-опера» - а начался этот блистательный путь у нас в Перми: в доме Дягилевых теперь располагается гимназия № 11, продолжающая традиции вечеров искусств.
Каким видели мир творцы «серебряного века» ? Что, по их мнению, было первоосновой, сущностью мира?
Каким видели творцы этой эпохи человека, что в нем прежде всего подчеркивали?
Живопись Михаила Врубеля необыкновенна: какието фантастические цвета, мозаика, мерцание предметов. Живописная техника Врубеля – рождение гармонии из осколков и хаоса. Многочисленные грани создают своеобразный узор, ощущение движения, внутреннего свечения. Краски чаще ночные: синие, фиолетовые, сиреневые.
Какое представление о человеке отразилось в трех картинах Врубеля? Кто изображен на них и почему вы так решили?
Михаил Врубель отразил свободу человеческого духа перед ликом мироздания. В его Демоне бунтарский вызов миру и одиночество, порыв к свободе и углублённость в себя.
Какое, по вашему мнению, название у этой картины Врубеля? В чем парадоксальность видения художника?
Почему влюбленные Марка Шагала воспарили над миром (картина «Над городом» )?
Человек на планете Земля. Как эта тема решается на картине Кузьмы Петрова-Водкина «Играющие мальчики» ?
«Купание красного коня» - самая знаменитая картина Петрова-Водкина. «Красный» - этот цвет вынесен в название. Какую смысловую нагрузку он несет? Как композиция этой картины помогает понять представление художника о человеке и его месте в мире?
Человек на Планете – созидатель, творец. Проект башни Третьего Интернационала Владимира Татлина отражает устремленность ввысь, преодоление тяжести металлических конструкций, новую модель мира, и творец этого – человек.
Александр Скрябин – гениальный композитор эпохи «серебряного века» - в музыке воплотил идею человека-творца. «Весь нерв и священное пламя» , - говорили о музыке Скрябина.
Композитора влекли зовы Космоса, Вселенной, бесконечного пространства.
В «Поэме экстаза» человеческая душа всеедина с миром – именно это становится источником бесконечной, вселенской радости.
Мелодия рвётся к вершине, к свету, лучезарности и торжеству.
Человек Скрябина рвёт путы земного притяжения, утверждает свободу духа.
Всмотритесь еще раз в эти полотна. Есть ли у таких разных художников что-то схожее во взгляде на человека?
Трагедия «серебряного века» • Семнадцатый год повернул по-новому и историю страны, и историю искусства. «Серебряный век» кончился, когда прозвучал в двадцать первом выстрел в Николая Гумилёва, и в том же году умер Александр Блок. • «Серебряный век» эмигрировал в Берлин, Париж, Рим, Харбин, Прагу. Голоса «серебряного века» продолжали звучать в искусстве русского зарубежья, обогатив европейскую и американскую культуру, - в России же эти голоса становились всё тише.
Эмигрировали, навсегда расставшись с Россией. • • • • • Поэты Вячеслав Иванов Дмитрий Мережковский Зинаида Гиппиус Георгий Иванов Ирина Одоевцева Константин Бальмонт Композиторы Сергей Рахманинов Игорь Стравинский Балерина Анна Павлова Организатор русских сезонов Сергей Дягилев Художники Александр Бенуа Константин Сомов Марк Шагал Василий Кандинский
Высланы из России философы с мировыми именами • Николай Бердяев • Сергей Булгаков • Николай Лосский
Умерли в России, не имея возможности расправить крылья • • Александр Блок Михаил Кузмин Анна Ахматова Фёдор Сологуб
Прервали свою жизнь на взлёте • Сергей Есенин • Владимир Маяковский • Марина Цветаева
расстреляны • поэт Николай Гумилёв • режиссер Всеволод Мейерхольд
Умирает в пересыльном лагере под Владивостоком • поэт Осип Мандельштам
Перечислить все потери России невозможно. Вне родного дома, культуры, веры, языка оказались философы и композиторы, поэты и художники, артисты и музыканты. Выбор между «Соловками и Парижем» стал финалом той драмы, в которую был вовлечён «серебряный век» .
Какое из этих образных определений эпохи «серебряного века» кажется вам наиболее точным? • «Серебряный век» словно полоса яркого, прекрасно-болезненного лунного света между двумя пропастями – между безвременьем 80 х годов 19 века и наступившей после гражданской войны эпохой большевизма. • Скорее, это время можно представить в чёрных тонах ночи, освещаемой кровавыми зарницами.
Ваши предшественники - школьники прошлых лет – в виде символических живописных образов создали своё представление об эпохе. Прокомментируйте эти изображения.
Возможно ли в разнообразии искусств и стилей этой удивительной эпохи увидеть единство? Вправе ли мы назвать «серебряный век» , при всей его многоликости, целостной эпохой?