Kramskoy_Ivan_Nikolaevich_1837-1887 Тихон.pptx
- Количество слайдов: 33
КРАМСКОЙ ИВАН НИКОЛАЕВИЧ (1837 -1887) Курс под руководством инструктора
Христос в пустыне, 1872 Третьяковская галерея, Москва Неизвестная, 1883 Третьяковская галерея, Москва Девушка с распущенной косой, 1873 Третьяковская галерея, Москва Крамской Иван Николаевич (годы жизни - 1837 -1887 гг. ) известен нам сегодня как талантливый портретист и исторический живописец. Его родным городом является Острогожск Воронежской губернии. Именно там, в семье мелкого чиновника и родился маленький Ваня. Живописью он увлекался с самого детства. При каждой возможности он брал в руки перо или карандаш и старался зарисовывать все то, что видел вокруг себя. Очень любил читать.
Созерцатель 1876 Русалки (Майская ночь) 1871 В 1850 -м году после окончания уездного училища 13 -летний Ваня уже начал свой трудовой путь. Работал он и поначалу писцом, а после и ретушером у знакомого фотографа, вместе с которым они объездили практически всю Россию. В 1857 году они прибыли в Петербург, где будущий художник и принял решение остаться, нанявшись на работу в фотоателье А. И. Деньера. В том же году Иван Крамской и реализовал свою мечту – поступил на обучение в Академию художеств.
Александр III, 1886 Русский музей, Санкт-Петербург Полесовщик 1874 Еще во времена учебы художник постарался объединить вокруг себя всю активную академическую молодёжь. А закончив обучение, вместе с другими выпускниками Академии создал Петербургскую артель. Говорят, что атмосфера дружелюбия и взаимопонимания, царившая там, является полностью его заслугой.
Лунная ночь 1880 Портрет Софьи Крамской, 1869 Тем времени Иван Крамской окончательно нашел свое призвание в качестве художника-портретиста. Любимой его техникой на тот момент являлась графическая. Именно ее мы можем наблюдать сегодня в портретах И. И. Шишкина, И. Морозова, Г. Г. Мясоедова, Н. А. Кошелева и не только.
Портрет Льва Толстого 1873 На протяжении некоторого времени Крамской преподавал в Школе Художеств при Обществе поощрения художников. Когда Петербургская артель медленно начала распадаться, он выступил организатором объединения художественных передвижных выставок.
Портрет художника Шишкина, 1873 Портрет философа Соловьева, 1885 70 -80 годы XIX века стали для Ивана Крамского тем периодом, когда были написаны одни из известнейших его работ ("Полесовщик", "Мина Моисеев", "Крестьянин с уздечкой" ). Все чаще объединял художник в своих работах портретную и бытовую тематики ("Незнакомка", "Неутешное горе").
На протяжении всего своего творческого пути нередко художнику приходилось брать и заказы церковного характера, которые являлись для него одним из основных источников заработка. Таким образом, можно без преувеличения сказать, что Иван Крамской был выдающейся фигурой в культурной жизни России 6080 гг. позапрошлого века. Талантливый художник тонкий критик, основатель Петербургской артели, он стал идейным вдохновителем целого поколения, задавшим новый вектор развитию такой ветви искусства в России, как портретный реализм.
Женский портрет 1881 Неутешное горе 1884
ЯРОШЕНКО НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ Презентацию подготовил Гладков Тихон
Ярошенко Николай Александрович — русский художникжанрист и портретист, активный участник Товарищества передвижных художественных выставок; военный по образованию, закончил службу в звании генерал-майора. Родился будущий художник в 1846 году в Полтаве в семье русского офицера, в последствии - генерала. В 1855 году был зачислен в Петровский полтавский кадетский корпус. Наряду с ежедневной военной учебой и строевой подготовкой на плацу Николай занимался и живописью.
Старик с табакеркой, 1873, музейусадьба художника, Кисловодск Мария Павловна Ярошенко, 1875, Полтавский художественный музей
В городском кадетском корпусе рисование преподавал Иван Кондратьевич Зайцев, сын крепостного художника, окончивший Академию художеств. Спустя два года Ярошенко был переведен в Первый Кадетский корпус в Санкт-Петербурге. В 1860 году в возрасте 14 лет Ярошенко по выходным и праздникам стал заниматься в мастерской художника Адриана Марковича Волкова, известного картинами "Демьянова уха", "Прерванное обручение" и "Сенная площадь". Окончив Кадетский корпус и поступив в Павловское военное училище, Ярошенко начал посещать вечерние классы рисовальной школы Общества поощрения художников, где преподавал Иван Крамской. В 1867 году Ярошенко поступил в Артиллерийскую академию, одновременно он в качестве вольного слушателя стал посещать классы Академии художеств.
Крестьянин, 1874, Харьковский художественный музей Слепцы, 1879, Самарский художественный музей
Требовалась сила характера и страстная любовь к искусству, чтобы учась в военной академии, а затем служа на петеребургском патронном заводе, довести до конца свое художественное образование. В начале 1870 -х годов появляются первые портреты художника "Старик с табакеркой", "Крестьянин", "Старый еврей", "Украинка". В те времена новое демократическое искусство развивалось за стенами Академии. Ярошеко стал частым завсегдатаем рисовальных вечеров у И. Н. Крамского и П. А. Брюллова. Вскоре, по окончании Академии художеств в 1874 году Николай Александрович Ярошенко женился на Марии Павловне Навротиной, ставшей ему верной спутницей и другом до конца жизни. К этому же периоду относится и первое посещение Кисловодска молодыми супругами.
Украинка, 1870 -е, музей-усадьба художника, Кисловодск Девушка-курсистка, 1880, Русский музей
После первых портретов летом 1874 года Ярошенко начал писать свою первую большую картину "Невский проспект ночью", которую представил на IV Передвижной выставке. Мнения критиков о работе молодого художника разделились, но даже самые отъявленные скептики признавали, что картина популярна у публики. В марте 1878 года после открытия VI Передвижной выставки о Ярошенко заговорил Петербург. В своих работах художник стремился выразить дух времени, символами эпохи реформ императора Александра II стали картины "Кочегар" и "Заключенный", представленные на выставке передвижников.
Тучи в горах, 1880 Шат-гора на рассвете, 1884 эти пейзажи находятся в мемориальном музее-усадьбе художника Н. А. Ярошенко в Кисловодске
Замечательным вкладом Ярошенко в русскую живопись стал цикл картин, посвященный передовой русской молодежи, разночинному революционному студенчеству. Ярошенковская "Курсистка", юная, обаятельная, стала не меньшим откровением, чем картины "Кочегар" и "Заключенный". Полотно "Курсистка" стало первым в русском искусстве изображением учащейся женщины. Тяга женщин к образованию, к самостоятельности в ту эпоху была чрезвычайно высока. Поэтому картина Ярошенко была особенно созвучна времени. Одной из лучших работ Ярошенко стала картина "Студент", появившаяся на Х Передвижной выставке. Это своеобразный "исторический" портрет поколения, олицетворяющий целый этап освободительного движения 1870 -х годов.
Курсистка, 1883, Киевский музей русского искусства Актриса Пелагея Антипьевна Стрепетова, 1884, Третьяковская галерея
Пожалуй, лучше всего Ярошенко удавались своеобразные исторические образы, портреты выдающихся людей второй половины XIX века, современников художника. В них через характеристику одного конкретного человека он умел показать типичные черты современника, умел передать самую суть героя, нравственную и социальную. Очевидно, по характеру своего дарования Ярошенко был прирожденным художником-психологом. И действительно, в творчестве живописца портрет представлен большинством картин. Портрет актрисы Пелагеи Антипьевны Стрепетовой по праву считали шедевром портретной живописи 1870 -1880 -х годов.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, Поэт Алексей Николаевич Плещеев, 1887, 1886, мемориальный музей-усадьба Харьковский художественный музей, Украина художника Ярошенко, Кисловодск
Картина 1888 года "Всюду жизнь" стала венцом расцвета творческой зрелости Ярошенко и получила всенародное признание на XVI Передвижной выставке. Композиционно картина решена оригинально и представляет собой как бы выхваченный из жизни отдельный кадр: окно вагона, люди за решеткой, доски перрона, птицы. Это создает видимость случайно промелькнувшей сцены и делает картину правдоподобной и жизненной. Прослужив на петербургском патронно-минном заводе свыше двадцати лет, Ярошенко в июле 1892 года "за отличие по службе" был произведен в генерал-майоры с зачислением в запас пешей полевой артиллерии по Петербургскому уезду. В следующем году Николай Александрович Ярошенко вышел в отставку и уехал в Кисловодск; в последние годы жизни художник страдал тяжелой горловой чахоткой и часто болел.
Сестра милосердия, 1886, Ивановский художественный музей Всюду жизнь, 1888, Третьяковская галерея
В музее-усадьбе художника "Белая вилла" в Кисловодске Ярошеко написал множество портретов и создал много жанровых произведений. Кроме работы "В теплых краях", Ярошенко написал здесь картины "На качелях", "Проводил", "Девушка-крестьянка" и другие. Но лучшим и трогательным явилось большое жанровое полотно "Хор". К концу своей жизни художник главным образом занимался пейзажной живописью. Одной из главных тем в творчестве Ярошенко стал Кавказ. Художник объездил глухие ущелья Кавказского хребта, пробирался пешком через снежные перевалы и заходил в такие дебри, до которых в то время "еще не добирался ни один становой". Из больших пейзажей следует отметить работу "Шат-гора – Эльбрус на рассвете, освещенный лучами восходящего солнца". К лучшим по живописи следует отнести пейзажи "Тебердинское озеро", "Эльбрус в облаках" и "Красные камни" - очень небольшую по размеру работу, написанную сочно, смело и красочно.
Просветитель Александр Яковлевич Герд, 1888, музей-усадьба художника Девушка-крестьянка, 1891, частное собрание
В петербургской квартире художника проходили знаменитые "Ярошенковские субботы", которые стали своеобразным клубом прогрессивной петербургской интеллигенции. Здесь бывали знаменитые писатели: Гаршин, Успенский, Короленко, художники Репин, Поленов, Максимов, артисты Стрепетова, ученые Менделеев, Соловьев, Павлов. Эту же атмосферу супруги Ярошенко перенесли в Кисловодск, на дачу, которую приобрели в 1885 году. Здесь собирались друзья генерала, а также большое общество знаменитых художников, артистов, ученых пребывающих на отдыхе и лечении в летний сезон. С веранды усадьбы художника, расписанной в помпеянском стиле, звучал рояль, на котором исполняли свои произведения композиторы Аренский, Танеев и молодой Рахманинов. Здесь часто бывали артисты – Станиславский, Савина и другие деятели русского театра.
Проводил, 1891, Омский музей изобразительных искусств Елизавета Платоновна Ярошенко, Калужский художественный музей
Из многочисленных живописцев-гостей художника Ярошенко в Кисловодске достаточно назвать лишь некоторых: это художники М. В. Нестеров, Н. А. Касаткин, Н. Н. Дубовской, А. М. Васнецов, И. Е. Репин, А. И. Куинджи, В. Э. Борисов-Мусатов. Устраивались большие пикники, поездки к Замку коварства и любви, на Седло-гору, на плато Бермамыт. Предпринимались и более дальние поездки: по Военно. Грузинской, Военно-Осетинской дорогам, в Теберду, к подножию Эльбруса. И отовсюду привозилось большое количество картин, этюдов, зарисовок. В 1897 году Ярошенко предпринял поездку в Сирию, Египет и Италию, пополнив свою коллекцию большим количеством картин, этюдов, портретов и графических работ.
Цыганка, 1886, Серпуховской историко- Ученый Николаевич Обручев, 1898, музей-усадьба художественный музей
Николай Александрович Ярошенко скончался в 1898 году в Кисловодске. Похоронили художника недалеко от дома, в ограде Свято-Никольского собора. Через год на его могиле был установлен памятник – бронзовый бюст художника на черном постаменте, на фоне гранитной стелы с рельефным изображением креста, пальмовой ветви и палитры с кистями. В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Автор скульптурного портрета – друг художника Л. В. Позен.
Эльбрус в облаках, 1894, Русский музей Красные камни, 1892, мемориальный музей-усадьба художника Ярошенко, Кисловодск
Третяков Курс под руководством инструктора