Кожа, изделия из нее!!!.ppt
- Количество слайдов: 60
Кожа, изделия из нее
Кожа являлась основным материалом, используемым сапожниками во все времена. Кожа - идеальный материал для изготовления обуви, так как она гибка, прочна, удобна и красива.
Для изготовления обуви используют несколько разновидностей кожи. В наши дни для получения данного вида сырья в основном используются коровьи шкуры, но это не единственные животные, шкуры которых в результате дубления превращаются в указанный материал.
Виды кожи Гладкая кожа делается из самого высококачественного сырья, не шлифуется. Удаляется только шерсть. Поры кожи остаются в естественном состоянии, что позволяет продлить сроку службы изделия, в то же время позволяя коже “дышать”. Изделия из данного вида кожи более износостойки. В процессе ношения на поверхности изделия проявляется естественная "патина" и оно становится с каждым годом красивее. Самая высококачественная мебель, и обувь делается из гладкой кожи.
Не так давно в кожевенной промышленности стала использоваться страусовая кожа. Крокодилья кожа также очень популярна. Даже змеиная кожа используются для производства обуви и аксессуаров. Кроме того, в последнее время приобрели более широкую популярность вещи, сделанные из кенгуровой кожи, которая, как известно, отличается большой степенью износостойкости.
Кроме того, что кожу получают от различных разновидностей животных рептилий, рептилий существует также множество видов кожи. Наиболее часто для сапожного дела используется гладкая кожа. Гладкая кожа наиболее износостойкий вид кожи, она со временем лишь улучшает свои качества. Поскольку она ничем не пропитывается, гладкая кожа - самый прочный и наиболее популярный вид кожи.
Шлифованная кожа пористая с одной стороны и гладкая с другой стороны. Шлифуется та сторона, на которой обычно присутствует шерстяной покров или естественные поры. Такая кожа изготовляется из сырья более низкого качества, с которого удаляются естественные поры и наносится способом тиснения рисунок, имитирующий естественную лицевую поверхность кожи. Шлифованная кожа в обязательном порядке должна быть окрашена.
Шлифованная кожа подобна гладкой коже, за исключением того, что часть поверхностного слоя снята (так кожа подверглась шлифовке). Шлифованная кожа обычно отличается более низким качеством и поэтому используется для изготовления относительно дешевой обуви.
Столь же популярна замша. Замша замша подобна гладкой коже, но верхние слои материала счищены, что придает замше характерный внешний вид. Она намного мягче, чем большинство других видов кожи, и по этой причине не столь прочна. Замшу также не следует подвергать влажной обработке. Несмотря на эти недостатки, обувь из замши всегда популярна и широко доступна.
Замша "ворсистая" с обеих сторон. Этот материал менее износостоек, чем гладкая кожа. Замша более дешева, так как ее естественная структура после обработки сохраняется лишь частично. Однако, поскольку изделия из гладкой кожи пользуются большим спросом, изготовители используют различные методы, чтобы придать замше внешний вид гладкой кожи.
Менее обычный, но довольно известный вид кожи - лакированная кожа. Она чрезвычайно кожа гладкая на ощупь и блестящая на вид. Этот вид обуви требует особого ухода. Лакированная кожа - кожа, с глянцевой поверхностью. Процесс такой обработки кожи был разработан Ньюарком (Нью-Джерси), который основывался на изобретении Сета Бойдена (1818 год). Современная лакированная кожа обычно имеет пластмассовое покрытие.
"Шагрень" - грубый и пористый вид недубленой кожи, изготовлявшийся из спинной части шкур лошадей или куланов и обычно окрашивалась в зеленый цвет. " Шагрень " в наши дни обычно изготовляется из кожи акул и скатов.
Ременная кожа – гладкая кожа, которая первоначально использовалась для производства движущих ремней шкива. Этот вид кожи часто используют для изготовления портфелей и бумажников. Она довольно толстая, твердая и гладкая на ощупь. Ременная кожа - единственный вид кожи, используемой для производства роскошных изделий, которые могут сохранить форму без потребности в каркасе. Данный материал тяжелее, чем гладкая кожи.
Кожа наппа - чрезвычайно мягкий и эластичный материал, обычно используемый для производства высококачественных бумажников, комплектов туалетных принадлежностей, и других кожаных товаров. Кожа продается разной толщины. Для измерения толщины кожи данного вида используется вес в унциях. Фактически это соотношение между размером кожи (в футах) и ее весом в унциях. Некоторые изготовители кожи измеряют ее толщину в миллиметрах
Кожевенное производство Первобытные люди начали обрабатывать шкуры животных много тысяч лет назад. Этот процесс можно назвать самой первой обрабатывающей промышленностью.
Было замечено, что высушивание шкур на солнце консервирует их, но в результате получался очень твердый, негибкий материал, мало пригодный для изготовления одежды. Шкуры следовало смягчить. Это было сделано посредством натирания подготавливаемой шкуры различными жирами. Данный вид обработки делал шкуры животных мягкими и эластичными.
Все кожи, которые поступают в продажу, являются побочным продуктом пищевой промышленности. Снятие шкуры осуществляется или вручную, или механическим способом. При этом следует проявлять большую осторожность, чтобы не испортить сырье. Стоит отметить, что снятие шкур с рептилий и верблюдов начинается с задней части, из-за их необычных форм.
Методы консервирования шкур Иногда кожевенная промышленность использует шкуры животных, умерших естественной смертью. Это источник наиболее низкокачественного сырья, так как после смерти животного начинается процесс гниения плоти, в результате которого качество его шкуры понижается.
В идеале, следовало бы сразу после свежевания подвергать шкуры животных дублению. Но очень часто скотобойни и кожевенные заводы могут находиться довольно далеко друг от друга. Процесс, который обязан предохранять шкуры от гниения, известен как консервирование, и существует несколько методов, применяемых для этого:
1. Охлаждение - шкуры охлаждаются и транспортируются в авторефрижераторах. Данный метод консервирования обычен для стран с жарким климатом, например, в Австралии. Этот процесс дорог, но позволяет не использовать химические консервирующие средства.
2. Сушка – шкуры раскладывают на камнях и высушивают на солнце. Данный метод - самая старая форма консервации. При использовании данного метода почти невозможно управлять скоростью высыхания сырья, на шкурах остаются неровности (выпуклости от камней, на которых сырье было разложено), в результате чего они высыхают неравномерно.
3. Засаливание – промытые шкуры помещают в соляной раствор в больших контейнерах и выдерживаются там при постоянном перемешивании, пока соленая вода не пропитает шкуру. Концентрация соли сохраняется на высоком уровне посредством непрерывного добавления соли к концентрированному соляному раствору. После этого шкуры вынимаются, сушатся и готовятся к отгрузке. Это очень хороший метод для консервации шкур, но он весьма дорог.
4. Влажное соление – освежеванная шкура раскладывается и опрыскивается концентрированным солевым раствором. После этого на шкуру укладывают вторую шкуру и также обрабатывают солевым раствором. Соль поглощает влагу из шкур, после чего пропитывает их, убивая бактерии. Этот процесс чаще всего используется в странах с умеренным климатом.
5. Сухое соление - этот процесс, первой стадией которого является влажное соление, заключается в том, что после обработки с солью кожсырье развешивается для просушки. Данный метод имеет два преимущества: сырье, обработанное таким способом, меньше подвержено воздействию тепла; 2) уменьшаются транспортные расходы, так как вес материала уменьшается, из-за снижения уровня влажности в шкурах. 1)
6. Соление - данный метод обычно используется для обработки овечьих шкур. Кожсырье обрабатывается прохладным (ниже 20 С) соленокислом раствором.
Существует множество процессов, посредством которых из шкуры животного можно сформировать податливый, прочный материал, обычно называемый кожей
Кожа растительного (альдегидного) дубления – кожа, в процессе выделки которой используется дубильная кора (отсюда и название "дубление") и другие ингредиенты, получаемые из растений, коры деревьев и подобных источников. В результате получается эластичный материал коричневого цвета. Нужного оттенка добиваются, варьируя количество и качество применяемых ингредиентов и подбирая цвет сырья. Кожа растительного дубления не является водостойкой. При воздействии влаги она изменяет цвет, а если впитает жидкость и затем высохнет, то уменьшится в размере (“сядет”) и отвердеет, станет менее эластичной. В горячей воде данный вид кожи сильно “садится” и становится твердым, хрупким материалом, что ограничивает возможность его использования.
Кожа квасцового дубления, в процессе выделки которой используются соли алюминия, смешанные с различными связующими компонентами и белковыми веществами, например, яичным порошком и т. д. Пуристы утверждают, что кожа квасцового дубления технически является "сыромятной", а не дубленой, поскольку полученный материал будет гнить в воде. В результате использования данного процесса получаются кожи ненасыщенных тонов, но полученный материал не столь эластичен, как кожа растительного дубления.
Сыромятная кожа производится путем скобления шкуры, пропитывания ее известью и последующего растягивания во время просушки. Как и кожа квасцового дубления, сыромятная кожа технически не является "кожей", но - обычно упоминается вместе с другими формами кож. Сыромятная кожа более жесткая и ломкая, чем другие формы кожи, и используется для изготовления барабанов, а также шнуров, используемых для шнуровки или стачивания.
Вареная кожа - изделия из кожи (кожи растительного дубления), для повышения прочности погружаются в горячую воду или в кипящий воск, или подобные вещества. Исторически такая кожа использовалось как броня из-за ее твердости и легкого веса, а также использовалась для книжных переплетов.
Кожа (обычно кожа растительного дубления) может смазываться определенными маслянистыми веществами для улучшения ее водостойкости. Это увеличивает количество природных жиров, находящихся непосредственно в коже, которые вымываются в процессе эксплуатации кожаных изделий, которые могут подвергаться интенсивному воздействию влаги. Частое смазывание кожаных изделий жиром норки, очищенным маслом или подобными веществами, сохраняет мягкость кожи и увеличивает срок эксплуатации изделия.
Выделка - один из самых простых способов обработки кожи, в то же время и самый древний из них.
Процесс обработки кожи состоит из следующих этапов: Смывание грязи, снятие волоса со шкур начальная стадия обработки сырья для производства кож, после чего кожа попадает в дубильный цех. v Полученное сырье обрабатывается в специальных дубильных барабанах, после чего получается полуфабрикат, который готов к использованию. v Следующим этапом обработки кожи является ее двоение. v Затем происходит сортировка кож по толщинам, развесам и по сортам A, B, C, D. А также строжка кож, при которой кожа строгается по определенным толщинам. Толщины производимых галантерейных кож колеблются от 0, 5 до 2 мм. v
Производство готовой кожи - довольно трудоемкий и длинный процесс, который проходит в несколько этапов: Отсортированную кожу передают в красильный цех, где получают так называемый полуфабрикат. Полуфабрикат сортируют и передают на дальнейшую окраску, которая осуществляется по новейшим технологиям в специальных красильных барабанах, что позволяет экономично использовать химию и деликатно обработать кожу. Идеально гладкая элитная кожа на данном этапе готова поступить в пошивочный цех.
КОЖА ДЛЯ ЯХТ
АВТОМОБИЛЬНАЯ КОЖА
НАТУРАЛЬНАЯ КОЖА В ИНТЕРЬЕРЕ
Нубук - это кожа, отшлифованная со стороны среза. Нубук – специфический материал, отличающийся красивым внешним видом. Чаще всего еще менее защищен от загрязнения и засаливания чем замша. Нубук требует внимательного отношения, особенно в первый месяц ношения. Нубук как губка впитывает в себя любую влагу. Нубук мягкий и на ощупь бархатистый. Необходимо внимательно следить за изделием из нубука и проводить своевременный уход за ним.
Обработка кожсырья Когда шкуры после процесса консервации попадают на кожевенный завод, они исследуются на предмет наличия повреждений или плохо вычиненного и законсервированного кожсырья. На данном этапе вся партия кож может быть забракована и возвращена производителю. После этого кожсырье подготавливают к процессу дубления.
Пропитка Первая операция, целью которой является пропитывание кожсырья влагой. Эта операция, как и большинство последующих операций, в процессе которых применяются различные химические вещества, производится в больших деревянных или металлических барабанах.
Шкуры одной партии пересчитываются и затем взвешиваются. Каждая партия помещается в барабан и обрабатывается холодной водой, в которую добавлены моющие средства, соль и биоцид. Барабан периодически останавливается, и загрязненная вода заменяется чистой. Процесс обработки закончен, когда вода после обработки остается чистой.
Промывание - кожсырье промывается с целью удаления избытка извести и других материалов, которыми обрабатывались шкуры.
Мездрение - остатки жира и мяса на внутренней стороне шкуры составляют существенную преграду проникновению некоторых химических веществ, использующихся для обработки кожсырья. Таким образом, очень желательно очищение кожсырья от этой “мездры”на ранней стадии процесса обработки. Операция мездрения не только очищает кожсырье, но и способствует смягчению наружных слоев материала, а также удаляет остатки шерсти с поверхности кожи. Для выполнения данной операции используется мездрильная машина.
Удаление извести - вымачивание шкуры в извести и воде повышает содержание щелочи в кожсырье. Но до началом дубления уровень щелочи в кожсырье должен быть значительно снижен. Для этого используется нашатырь. Поскольку известь в кожсырье нейтрализуется нашатырем, обрабатываемый материал сжимается. В результате этого протеины кератина вымываются из кожи.
Смягчение кожи Чистка лицевой поверхности голья последний процесс перед началом дубления. Кожсырье закрепляется на округленной доске, и путем использования округленного ножа очищается от остатков корней волос, эпидермиса и жира. На некоторых заводах этот процесс выполняется вручную.
Дубление Основная цель дубления: Уменьшение когезии на молекулярном уровне с целью сохранения подвижности и гибкости материала после сушки. Модификация химического строения протеина с целью уменьшения или устранения эффекта гидролиза кожи.
Традиционный метод дубления - при помощи ям. Дубление начинается в яме, содержащей слабый или почти отработанный раствор и продолжается в прогрессивно увеличивающейся концентрации раствора, достигая необходимого состояния для хорошего проникновения при старте и фиксации при окончании. В первоначальном виде это был очень трудоемкий процесс, длящийся несколько месяцев.
Барабан - безусловно, самый распространенный тип резервуара для обработки в современной промышленности дубления. Это цилиндрическая конструкция, установленная горизонтально на полых осях. Раствор может быть добавлен или в некоторых случаях удален через оси во время вращения барабана.
Сухой метод используется для достижения очень быстрого растительного дубления кожсырья небольших размеров. В этом процессе задействована лишь та вода, которая сохранилась в кожсырье после предыдущих стадий обработки. Это значит, что концентрация дубильных веществ в жидкости чрезвычайно высока. После обработки в барабане кожсырье складывается на рамы для просушки
Покраска кожи Перед окраской цвет кожи зависит от способа дубления (жировое дубление горчично-желтая окраска; хромовое – светло зеленый цвет; железное канареечный цвет и т. д. ).
Кожи, не имеющие никаких дефектов, без пятен и без личин, можно окрашивать в различные циста; кожи с пятнами окрашиваются в черный цвет. Для черной окраски кожи после дубления и промывки окрашивают, потом жируют и сушат. Для цветной окраски кожи только окрашиваются, не подвергаясь жировке, так как жир может оставить пятна.
Для окрашивания в черный цвет применяются растительные краски и анилиновые красители; для цветных кож —в настоящее время почти исключительно анилиновые красители. Анилиновые красители делятся на основные и кислотные.
Основные красители: ü черные — нигрозин; ü коричневые — бисмарк коричневый, везувин; ü желтые — аурамин, тиофлавин; ü красные — хризоидин экстра, юфтовая красная, родамин; ü зеленые — малахитовая, бриллиантовая зелень; ü синие — виктория синяя, каприловая; ü фиолетовые — метилвиолет.
§ § § Кислотные красители: черные и серые — нафтолевая черная, нафтиламиновая черная; желтые и коричневые — прочная желтая, азофлавин, хинолиповая желтая; красные - красный шерлах, кроцеин-шерлах, прочная красная; синие — ингидо синий; зеленые — кислотная зеленая, гвинейская зелень. Необходимо отметить, что смешивать кислотные и основные красители нельзя.
В свою очередь кожа классифицируется по способу окраски: 1. Окраска погружением. Складывают две кожи внутренней стороною и погружают ручным способом в 40 -50° красильную ванну; при этом внутренняя сторона окрашивается лишь очень слабо. Этим способом пользуются при окраске кож небольшого размера (коз, овец, телят и др. ), при небольшом их количестве. 2. Окраска в чане с широкими вращающимися лопастями. Лопасти при вращении вместе с красильной ванной вертят и кожи. При этом способе, особенно пригодном при больших количествах кож, окрашиваются обе стороны кожи.
3. Окраска в промывном барабане, закрытом вращающемся сосуде с полыми осями для добавления красящего раствора. При этом способе требуется очень "короткая" красильная ванна, так что красящие вещества очень хорошо могут быть использованы; этот способ главным образом применяется для хромовой кожи. 4. Нанесение краски при помощи щеток производится большей частью на большие шкуры. Кожа расстилается на столе, верхняя сторона хорошо смачивается, а потом наносится краска.
5. Красящие вещества. Для окраски кож, дубленных растительными дубовыми веществами, употребляют основные и кислые красящие вещества, реже субстантивные. При употреблении основных красящих веществ прибавляют 1 - 2 г уксусной кислоты на 1 л красильной смеси. Для кислых красящих веществ прибавляют 1 -3 г муравьиной кислоты на 1 л воды. К субстантивным красящим веществам ничего не добавляется. Во всех случаях окраска производится при 45 -50°. 6. Окраска хромовой кожи. Для хромовой кожи употребляют в первую очередь кислые красящие вещества с добавлением уксусной или серной кислоты. До прибавления красящего вещества для лучшего закрепления краски кожу следует подвергнуть обработке экстрактом квебрахо. Основные красящие вещества тоже пригодны для окраски хромовой кожи; ванна из квебрахо соответственно усиливается. К субстантивным красящим веществам следует прибавить уксусную кислоту. Температура красильных ванн может доходить до 50 -60°.
7. Окраска лайковой кожи. Лайковую кожу красят, как хромовую, но температура красильных ванн должна быть ниже (40 -45°). (Главным образом употребляют кислые и основные красящие вещества. ) 8. Окраска замшевой кожи. При окраске замши употребляют основные краски (с глауберовой солью и уксусной кислотой) и красят при температуре в 30°. Кислые красящие вещества употребляют с добавлением глауберовой соли, при температуре красильной ванны в 40 -45°. 9. Окраска лакированной кожи. а) В черный цвет. Кожу, которую хотят лакировать, закрепляют в рамку, кладут на гладкую доску и на лицевой стороне отшлифовывают куском пемзы, пока кожа не перестанет быть шершавой Далее берут хороший масляный лак, смешивают с голландской сажей и делают из этого жидкую краску, которой и мажут кожу; потом последнюю выставляют на солнце для высушивания, причем тщательно охраняют от пыли.
Сделав это, поступают как прежде, снова сушат, берут пемзу и полируют; когда кожа сделается гладкой, ее сушат в продолжение часа, после чего краску, которую наводили, смешивают с голландской сажей и жидко мажут еще 2 -3 раза. Когда она снова высохнет, берут войлок и мелко растертую пемзу и полируют до тех пор, пока кожа не сделается совершенно гладкой.
Спасибо за внимание