костюм 18 в..pptx
- Количество слайдов: 36
КОСТЮМ XVIII ВЕКА РОКОКО КЛАССИЦИЗМ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ • XVIIIв. – последний век изысканной аристократической придворной моды. Происходит постепенное образование единого общеевропейского городского костюма. Это связано с разрушением феодальной замкнутости большинства европейских государств, развитием торговли и постепенным становлением общеевропейской культуры • Центрами европейской культуры XVIII в. продолжают оставаться Франция и Англия — страны с наиболее прогрессивным экономическим и государственным устройством. • В середине XVIII в. в искусстве утверждается стиль рококо, который завершает развитие стиля барокко. Рококо- возник во Франции при Людовике XV, выражал вкусы аристократической верхушки феодального дворянства - идейный кризис, неуверенность в своем завтрашнем дне: «После нас хоть потоп!» . Расцвет рококо – 30 -40 -е гг. • Стиль рококо утверждается в архитектуре интерьеров, живописи, прикладном искусстве. Для него характерно отсутствие глубокого идейного содержания, стремление к уходу от действительности в мир легких иллюзий, изысканных, утонченных переживаний, прихотливая орнаментальность формы, отличающаяся асимметричностью и сложностью извилистых линий
ОСОБЕННОСТИ КОСТЮМА 1 ПОЛ. XVIIIВ. РОКОКО • Цветы, птицы и волнистые линии стали доминирующим мотивом в стиле, подчеркивая идеализированную женственность. Эти формы присутствовали во всем изобразительном искусстве, как изящном, так и декоративном, в том числе и в костюме.
ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ РОКОКО • В искусственно созданном мире «галантных празднеств» искусственность становится основой представления о человеческой красоте. В мужском и женском облике подчеркивается кукольная грациозность, сказочная условность, фантастические черты образа, далекого от реальной земной жизни. • Создание образа в костюме связано с резким нарушением естественных пропорций человеческой фигуры, контрастом ее верхней и нижней части. Маленькая изящная головка, узкие плечи, тонкая гибкая талия и гротескное по размерам и форме преувеличение линии бедер. Формы костюма, его покрой, отделка полностью разрушают связь между эстетической и утилитарной функцией костюма. Практичность и удобство несовместимы с декоративностью рококо. • Сближение внешних черт мужчины и женщины, их изнеженный, кукольный облик, пренебрежение к возрастным особенностям (молодые и старые носили одинаковые костюмы, применяли одну и ту же декоративную косметику) свидетельствовали о моральном и физическом вырождении аристократической верхушки. Полная неприспособленность к труду многих ее поколений достигла в это время своего апогея: все силы и таланты направлены на галантный флирт, на салонные развлечения.
ТКАНИ ЦВЕТ ОРНАМЕНТ • В костюме XVIII в. прежде всего изменяется ассортимент тканей. Наряду с использованием в нарядной и придворной одежде шелка, бархата, парчи, атласа все большее распространение получают тонкая шерсть, сукно, хлопчатобумажные ткани. • Из более плотных хлопчатобумажных тканей (тик, нанка, канифас) шили мужские кюлоты, камзолы, из тонких (муслин, батист) — женские летние платья, юбки. • Цветовая гамма — светлая, мягкая, слабо насыщенная: розовый, голубой, салатный, лимонный, перламутровый. Черный цвет используется только как траурный, белый — как фон для узоров. Изысканное цветовое решение одежды исключает контрасты и порождает большое разнообразие оттенков основного цвета. Например, модный коричневый цвет имел «цвет молодой и старой блохи» , «парижской грязи» . • В орнаментации тканей преобладают цветочные узоры, изображены натуралистически, в перспективе. Сирень, жасмин, ветки цветущих яблонь, вишен, полевые цветы непринужденно размещались по всей поверхности ткани, переплетаясь с извилистыми линиями лент, кружев, полос. Остается в моде орнамент трельяж в виде мелкого растительного узора.
ДЕКОР ЖЕНСКОГО ПЛАТЬЯ
ДЕКОР МУЖСКОГО ПЛАТЬЯ • Основным видом отделки мужского костюма были кружева и пуговицы. Кружева применялись для пышных жабо и белых галстуков. Драгоценные скульптурные, чеканные, эмалевые пуговицы украшали фрак и кюлоты. Украшением костюма служили также брелоки, прикрепляемые на плетеных шнурках или цепочках к поясу кюлот
МУЖСКОЙ КОСТЮМ РОКОКО Влияние стиля рококо сказалось в мужском костюме в подчеркнуто узких объемах изделия и рукавов, в изогнутых линиях силуэта, мягком изысканном колорите и дорогих вычурных украшениях. Это соответствовало общему направлению в искусстве. Прямая линия считалась невыразительной и всюду заменялась кривой, изогнутой, волнистой. Цвет в мужском костюме – от темно-красного до светло -коричневого, желтого, золотистого различных оттенков. НИЖНЯЯ ОДЕЖДА: • Французский мужской костюм состоит из белья, камзола, жюстокора и кюлотов. • В 1 -й пол. века сорочка пышно отделывается кружевом на манжетах и высоких жабо. Шейные платки из белого полотна или батиста туго бинтуют шею, а поверх них франты повязывают черную шелковую ленту. Кружево применяют только тонкое, легкое на тюлевой основе с редким узором. • Кюлоты – широкие мягкие штаны, закрывающие колено. • Чулки – шелковые белые или нежных оттенков (жёлтые)
МУЖСКОЙ КОСТЮМ РОКОКО • Жюстокор (аби )был прилегающего по талии силуэта с узкой и покатой линией плеч и расширением к бедрам и низу. Нижняя отрезная его часть, состоящая из клиньев, была на жесткой полотняной или волосяной прокладке. В боковых швах и шлице спинки заложены складки • Все детали декоративно подчеркивались вышивкой, металлическими и обтянутыми основной тканью пуговицами, краевыми фестонами. Особо роскошная и сложная кайма вышивки располагалась по борту, манжетам рукавов и клапанам прорезных карманов. Жюстокор шили из бархата, шелка, атласа, позже из шерстяных и хлопчатобумажных тканей. К началу 60 -х гг. он становится строже и проще: исчезает жесткая прокладка внизу, складки в шлице, обильные украшения
МУЖСКОЙ КОСТЮМ РОКОКО КАМЗОЛ (веста): • Камзол в начале века почти полностью повторяет фасонные и декоративные линии жюстокора, в том числе и прокладку в нижней части. Его полочки были наиболее декоративной и видимой частью костюма. Они расшивались цветным шелком, синелью, стеклярусом, пайетками, золотой и серебряной нитью, украшались аппликациями тюля по бархату. • Спинка камзола, закрытая жюстокором, обычно делалась из более дешевой ткани (полотно или плотная хлопчатобумажная ткань). В течение XVIII в. камзол укорачивается и к 60 -м гг. становится на 20 см ниже линии талии. По цвету он обычно контрастировал с жюстокором. • Не носят пояс-шарф, широкая перевязь для шпаги заменяется узкой Аби почти никогда не застёгивается, на спинке делают внизу разрез с фальш-застёжкой.
ВЕРХНЯЯ МУЖСКАЯ ОДЕЖДА И ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ ВЕРХНЯЯ ОДЕЖДА И ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ • В XVIII в. отмечается большое разнообразие форм верхней одежды. Это прежде всего рединготы прилегающего силуэта с однобортной или двубортной застежкой (рис. 5). • Носят также теплые и удобные сюртуки, отделанные мехом, часто на меховой подкладке (рис. 6). Гораздо реже обращаются к накидке • Головные уборы — небольшие шляпы с полями, узкими спереди и загнутыми с боков. Парики завивали в боковой части, сзади их укладывали косичкой с бантом. • Треуголки со страусовыми перьями.
МУЖСКИЕ ПРИЧЕСКИ РОКОКО • В начале XVIIIв. мужские прически сохраняют большие объемы, как наследие от стиля барокко. • С 1720 и по 1750 -е гг. мужчины носят парики небольшого объема из конского волоса, обильно напудренные – пикантная прелесть молодому лицу. Нивелирует возраст. Широкое распространение белил и румян помогает сохранить пожилым подобие юности – моложавость.
ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ РОКОКО • Нижнее белье –настоящее произведение искусства: шелковое, украшенное золотом и серебром, богатыми вышивками и кружевной отделкой. Декольте позволяло видеть рубашку с кружевной оторочкой. Нижняя юбка стала не только дополнением и укреплением верхней юбки, теперь она играет важную роль и при ходьбе, т. к. может быть видна. Поэтому её богато украшают лентами, кружевами и воланами • В 18 веке, в женском платье опять стали использовать нижнюю каркасную юбку (панье) с металлическими обручами или обручами из китового уса. Юбка пристегивалось на пуговицах к жесткому корсету. Корсет плотно шнуровался сзади. Во второй половине века нижнюю юбку с кольцами заменяют двойными фижмами — две полукупольные формы (для каждого бедра отдельно), которые соединялись тесьмой на талии.
ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ РОКОКО • Различные виды панье
ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ РОКОКО • На этой каркасной основе уже в начале века появляется новый вид женского платья — кунтуш, или платье со складкой Ватто. Это свободное цельнокроеное платье, узкое в плечах, мягко падающее на широкий каркас по линии бедер. Спереди кунтуш низко открывал шею и грудь. Костюм дополняли светлые шелковые чулки с вышивкой, туфли на высоком изогнутом каблуке
ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ РОКОКО • Верхняя одежда: • Мантэ – длинная теплая накидка, с капюшоном и небольшим воротником пелериной, застегивалась сверху до низу. В боковых швах – прорези для рук. Носили с муфтой. • Мантиль – летний вариант накидки: вид длинной косынки; покрывали голову и концы завязывали на груди или набрасывали на плечи, перекрещивали на груди и завязывали на спине.
ЖЕНСКИЕ ПРИЧЕСКИ И ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ РОКОКО • Объемные прически начала. XVIIIв. Сменяют изящные маленькие аккуратные женские прически. Делают дамскую головку изящной, с небольшими локонами, открытым лбом подобно кукольной. Выгодно подчеркивают изгиб шеи и открытое декольте.
ОБУВЬ РОКОКО • Туфли маленькие и изящные, как и вообще весь костюм; они с глубоким вырезом, у них увеличен каблук, хотя в обществе носят, главным образом, мягкие и низкие туфли, вроде домашних тапок. Туфли, по большей части, изготовлялись из простого материала либо из шелка, но некоторые были богато вышиты, украшены лентами, пряжками и даже драгоценными камнями.
АКСЕССУАРЫ И УКРАШЕНИЯ РОКОКО • Для эпохи стиля рококо характерно небольшое количество украшений и аксессуаров, наиболее характерным для которого является букетик искусственных цветов, который держали либо в руках, либо прикалывали к верху лифа. • Маленькие часики на цепочке • На шее – полоска из кружев; лента с отделкой ниткой жемчуга; зимой полоска меха. • Табакерки
ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ 2 -Й ПОЛ. XVIIIВ. КЛАССИЦИЗМ • Буржуазные революции в большинстве европейских государств становятся двигателем изменения не только форм экономики, но и причиной изменения внутреннего, а затем и внешнего состояния человека. Его индивидуальной интеллектуальной и культурной значимости вне сословий. • Эпоха Просвещения – идея «естественного человека» в «царстве разума» , основанного на «естественном равенстве» . Признание естественной простоты, познание закономерностей реального мира, чувство меры, ясность, отточенность и совершенство художественных форм. Промышленный переворот дает бурный рост производительных сил (использование механических ткацких станков). • С 70 -х гг. XVIIIв. Формируется новое направление «Классицизм» , который вновь обращается к искусству античности. Сильное влияние Английской культуры на европейский костюм.
ОСОБЕННОСТИ КОСТЮМА 2 -Й ПОЛ. XVIIIВ. • С 70 -х гг. XVIIIв. Формируется новое направление «Классицизм» , который вновь обращается к искусству античности. Основой костюма конца XVIIIв. составляют спокойствие и простота форм, сдержанная однородная цветовая гамма, отсутствие вычурности и соответствие пропорциям фигуры. • Костюм теряет вековые основы сословного разделения. Буржуа и аристократия теряют внешние сословные различия костюма. Повседневный костюм становиться общественным явлением, не имеющем сословные и национальные границы. • Народный костюм становиться так же вполне обособленной единицей культуры, которая развивается за пределами городов самостоятельно и не имеет с повседневным городским костюмом ничего общего • В тканях женского платья не использовали новые виды тканей, изменилась во много характер декора тканей; в расположении рисунка теперь избегали сложных и запутанных линий и перегруженных форм. Чаще всего рисунок состоял из нескольких полос и небольших тонко прорисованных букетов цветов или отдельных цветочков.
ТКАНИ ДЕКОР ЦВЕТ • В тканях женского платья не использовали новые виды тканей, изменилась во много характер декора тканей; в расположении рисунка теперь избегали сложных и запутанных линий и перегруженных форм. Чаще всего рисунок состоял из нескольких полос и небольших тонко прорисованных букетов цветов или отдельных цветочков. • В мужском костюме цвет - нежные оттенки коричневого, желтого , зелёного. Позднее темных и черных оттенков. Жилет – белый. Ткани: шёлковые, шерстяные, полотняные , «мушете» (крапчатый пёстрый).
ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ КЛАССИЦИЗМА • Тип «изящных мужчин» , которые не душиться амброй, поведение носит спокойный, рассчитанный, изученный характер. Он предпочитает заменять ответ улыбкой. Его визиты продолжаются не более четверти часа. Он говорит об уединении, в которых он якобы пребывает, о своих занятиях химией, о скуке которую он испытывает в высшем свете. Чаще же всего он предоставляет право говорить другим. Мечтательный вид. • Женский идеал – изящество торса, тонкая талия, кукольность, маленькая ножка. кокетливость, обилие румян и белил. Несоразмерность прически, фигуры, юбки. • Позднее лёгкость, пристойность и грация. Упрощение внешних декоративных излишеств.
МУЖСКОЙ КОСТЮМ ЭПОХИ КЛАССИЦИЗМА • В 70 -х гг. появляется изысканный мужской костюм - фрак, прилегающий по бедрам, со скошенными полами, узким рукавом и небольшим стояче-отложным воротником, впоследствии замененным высокой стойкой. Всегда носили без шпаги. • Фрак сначала шили из шелковых и бархатных тканей, используя вышивки, и пышную отделку. К концу века фрак носят с камзолом (жилетом), кюлотами, белыми чулками, плоскими туфлями. Обычно все три основные части мужского костюма (фрак, жилет и кюлоты) выполнялись в одном цвете или жилет и кюлоты — однотонные, фрак — в тональной гармонии с ними. Иногда жилет был белым с богатой вышивкой цветным шелком • Мужчины завивали парики в боковой части, сзади их укладывали косичкой с бантом.
МУЖСКОЙ КОСТЮМ ЭПОХИ КЛАССИЦИЗМА • В конце века вместе с нарядным французским фраком появляется повседневный английский — двубортный фрак с высоким срезом бортов, отложным воротником и большими отворотами. Его шили из шерсти или плотной хлопчатобумажной ткани. Очень модной верхней одеждой стали теплые и удобные сюртуки, отделанные мехом, часто на меховой подкладке. В 18 веке в моду вошли шейные платки из белого полотна или батиста, которые туго забинтовывали на шее, а поверх них модники носили черную шелковую ленту. Очень модным украшением костюма считались брелоки, прикрепляемые на плетеных шнурках или цепочках к поясу кюлот. • Основной вид отделки мужского костюма – кружева (плотные – зимние, летние - тонкие) и пуговицы.
ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ 70 -Х ГГ. XVIIIВ. • В противовес мужскому узкому костюму, женский костюм увеличивается в объемах в нижней части: панье. • Парадное панье видоизменяется – сильно расширяется в боковых частях (эллипсоидная форма). • Изменение юбки вызвало изменение лифа: немного опускают линию талии, кот спереди заканчивается острым длинным углом (шнипом); декольте делают продолговатым, значительно обнажая грудь и шею – красивый изгиб лифа. Впечатление хрупкого изящного лифа, особенно в сравнении с гротескной юбкой. • В силуэте и отделке платья проявляется графичность и четкость линий
ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ 2 -Й ПОЛ. XVIIIВ. • В конце 70 -х годов под влиянием классицизма создаются платья «англез» . В этих платьях не использовали каркасные юбки с кольцами, а создавали изогнутый силуэт с помощью волосяной прокладки. • Платье «англез» состояло из облегающего лифа и прямой сборчатой юбки. Декольте чаще всего было закрыто нагрудной косынкой. Более нарядным вариантом было двойное платье, где верхнее застегивалось на груди, оставляя открытым весь перед нижнего платья.
• Пеньюар – накидка, используемая для защиты платья от пудры во время изготовления прически. • Неглиже - платье изначально для утреннего туалета в присутствии кавалеров. Позднее стало одним из повседневных платьев. Имело минимум декора в отделке и украшениях. Создавало эффект легкости и необычайной женственной мягкости. Позднее стало приобретать более строгие формы.
ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ «АНГЛЕЗ» • Платья становятся более строгих и графичных форм – «англез» . Неглиже, казакин носят как повседневный элегантный костюм. • Появляется ряд разновидностей : «пьерро» - морская куртка. • Характерно – подражание мужской одежде. • Постепенно складывается комбинация основных частей женской одежды – жакет и юбка.
ЖЕНСКИЕ ПРИЧЕСКИ 70 -Х ГГ. XVIIIВ. • “Пуф”, наверное можно было бы назвать его париком, но, введённый в моду в середине 1770 -х гг. парикмахером королевы Леонаром Боляром и популяризованный модисткой Розой Бертен, он представлял собой нечто большее. Сложное сооружение из накладных и собственных волос, проволоки, ткани, конского волоса, украшенный порой самым фантастическим образом, пуф стал своеобразным символом эпохи, вершиной (в буквальном смысле, учитывая его высоту, порою около метра и выше) прихотливой моды XVIII века.
КОНЕЦ XVIIIВ. ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ • Французская революция 1789 г. и период Директории, длившийся за ней смели на своем пути все феодальные учреждения, привилегии и обычаи. Идеи свободы, равенства и братства. • Вследствие изменения устоев общества шло изменение вкусов и приверженностей в одежде: постепенное упрощение костюма; одежда отражает все оттенки политической борьбы, экономическое состояние, интерес к античным идеалам. • Первая деталь революционного костюма – трёхцветная кокарда. (синий и красный цвета Парижа, белый символ примирения с королём) • Трёхцветные ленты, ткани, чулки, перчатки – цвет в разных сочетаниях
МУЖСКОЙ КОСТЮМ • Отменены парики из-за недостатка муки в стране. Пудренные парики сохранены только в армии. • Подражание военному мундиру в сочетании с революционной символикой: синее аби с белыми отворотами, высокие по военному образцу гетры; трёхцветная кокарда на шляпе. Костюм революционера: • Суконный фрак с узким хвостом и лацканами, открывавшими жилет, большой бант и кружева. • Кюлоты из кашемира или другой шерсти. Сбоку застегивались розеткой поверх чулок. Чулки украшены продольными полосами. • Обувь: Сапоги с отворотами или туфли без каблуков • Головной убор: высокая круглая шляпа «бурдалу» , украшенная шнуром и кокардой • Перчатки трехцветные. В руках трость.
МУЖСКОЙ КОСТЮМ САНКЮЛОТОВ Возникла необходимость более героического костюма для революционеров: Короткая куртка «краманьолка» и длинные матросские панталоны, фригийский колпак с национальной кокардой, рубашка без жабо, свободноповязанный галстукшарф. Удобный, стал весьма популярен.
МУЖСКОЙ КОСТЮМ СТИЛЬ «АНКРУАЯБЛЬ» • Молодежь, выходцы из средних буржуазных слоёв общества, не получившие почти никакого образования, но имеющие состояние родителей, поддерживающие монархию. Агрессивны, затеивали драки с революционерами (трость) • Костюм «невероятных» : • Страсть к экстравагантности: «Невероятные» носили узкие бутылочнозелёные или коричневые сюртуки с огромными лацканами и высоченными воротниками, шейный платок нередко закрывал подбородок. Под сюртук поддевался короткий жилет, а то и сразу два – один под другой. Панталоны в начале десятилетия были облегающие, а потом в моду вошли довольно широкие, с завышенной, вплоть до подмышек, талией. На поясе болтались гигантские монокли и лорнеты. Причёска «собачьи уши» . Наряд завершала шляпа-двууголка
ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ • Множество изменений в женском костюме: • Отказались окончательно от подкладок в платье, юбка ниспадала прямыми складками, сзади их было больше, что создавало сходство с прежним силуэтом платья. • Вырез лифа платья стал более простым, менее изогнутым. Поверх него надевали «фишу» , которое свободно покрывало плечи. • Платье имеет узкие длинные рукава. • Этот силуэт сохранился вплоть до 1796 г. , имел множество разновидностей.
ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ • Множественные праздничные шествия с участием девушек в белых платьях. • Подражание мужскому стилю одежды: • Редингот – синего цвета с красным кантом, наиболее модная верхняя одежда женщин. • Национальные цвета активно использовались в женском костюме. • Прически оставались громоздкими и пышными • Яркие большие шляпы были особенно яркими с национальными кокардами.