001 костюм крита и греции.pptx
- Количество слайдов: 89
Костюм Крита и Греции История античного костюма
Крито-микенский период (конец III—II тыс. до н. э. ). • Возникновение первых государственных образований в бассейне Эгейского моря — на острове Крит и полуострове Пелопоннес (города Микены, Пилос, Тиринф). • Развитие мореплавания. • Установление торговых и дипломатических контактов с цивилизациями Древнего Востока. • Возникновение оригинальной письменности. • Держава царя Миноса характеризуется расцветом монументального строительства • «Новые» дворцы в Кноссе, Маллии, Фесте.
• Дворец царя Миноса
• Главные Львиные ворота с рельефным изображением двух львиц. Микены.
• Золотая усыпальница микенских царей — гробница Атрея.
• Купольный свод гробница Атрея
• «Парижанка» , так её назвал археолог Артур Эванс. • Фреска Кносского дворца, • XV в. до н. э. • Археологический музей Ираклиона.
• Морские мотивы в избытке встречаются в критской орнаментике, и особенно на вазах так называемого стиля Камарес (по названию местности, где эти вазы были найдены).
• Раскрашеннвй рельеф из Кносского дворца. • «Царь-жрец. Принц в короне е перьями» . • Ок. 500 г. до н. э. • Гераклион. • Критский исторический музей
• Женщина с сосудом. Реконструкция живописи в Тиринфе. • к. 1400 г. до н. э. • Афины. • Национальный археологический музей
• • Богиня со змеями. Фаянсовая статуэтка из Кносса. XVIIв. дон. э. Гераклион. Критский исторической музей
• Статуэтка богини в высоком головном уборе. • 1600 г. до н. э. Гераклион. • Критский исторический музей
• Фреска из Микен
• Воин из Микен. Фрагмент. • 1 -я половина XII в. до п. з. • Афины. • Национальный археологический музей
• Крито-Микенский костюм (реконструкция)
• • Детали царской золотой диадемы. Микены. XVI в. до н. э. Афины. Национальный археологический музей. Золотые пластинки, украшенные чеканным рисунком, прикреплялись к основе, которая, вероятно, была сделана из материала, подвергающегося тлению.
Архаическая Греция (VIII—VI вв. до н. э. ). • Расцвет греческой колонизации в Средиземноморье и Северном Причерноморье. • Греческая торговля стала международной. • В период архаики (7 - 6 вв. до н. э. ) греческое искусство ушло от примитивных форм искусства гомеровского периода. Оно стало сложнее и, реалистичнее. • В архитектуре архаики проявились с наибольшей силой прогрессивные тенденции искусства этого времени.
Типы храмов • Простиль – архитектурное сооружение на переднем фасаде которого размещены четыре колонны
• Амфипростиль архитектурное сооружение, где колоннада украшала как передний, так и задний фасад, где был вход в сокровищницу.
• Периптер – храм, имеющий прямоугольную форму и окруженный со всех четырех сторон колоннадой.
Сложилась ясная и цельная художественно осмысленная архитектурная система, которая получила название ордер (что означает порядок, строй). • Дорический, ионический и коринфский ордер
• Храм Аполлона в Коринфе. Конец 6 в. до н. э.
• Кратер Клития и Эрготима (Ваза Франсуа). Около 560 г. до н. э. Флоренция. Археологический музей.
• Артемида Делосская. Мрамор. Около 650 г. до н. э. Афины. Национальный музей.
• Гера Самосская. Мрамор. Около 560 г. до н. э. Париж. Лувр.
• Архаические куросы
• Девушка в пеплосе. Фрагмент. Мрамор. 540— 530 гг. до н. э. Афины. Музей Акрополя.
• Кора с Акрополя в Афинах. Мрамор. Конец 6 в. до н. э. Афины. Музей Акрополя.
• Евфроний. Тезей у Амфитриты. Роспись килика. Около 500— 490 гг. до н. э. Париж. Лувр.
• Бриг. Последствия пирушки. Роспись килика. Около 480 г. до н. э. Вюрцбург. Университет.
• Геракл с восточного фронтона храма Афины-Афайи на острове Эгине. Мрамор. 490— 480 гг. до н. э. Мюнхен. Глиптотека.
• Пифагор Регийский. Гиацинт, или Эрот Соранцо. Вторая четверть 5 в. до н. э. Мраморная римская копия с утраченного бронзового оригинала. Ленинград. Эрмитаж.
• Дельфийский возничий. Бронза. Около 470 г. до н. э. Дельфы. Музей.
• Зевс Громовержец. Найден в море у мыса Артемисион. Бронза. Около 460 г. до н. э. Афины. Национальный музей.
Принципы построения костюма № Принципы искусства Принципы построения костюма 1. Закономерность Четкое соотношение костюма и тела человека 2. Организованность Физикомеханические свойства ткани в соотношении с эстетикой драпировки 3. Пропорциональность Костюм построен по принципу «золотого сечения» соотношение верха и низа 3: 5 4. Симметричность Определялась осями симметрии прямоугольного куска (вертикаль/горизонталь) и симметрии человеческого тела 5. Целесообразность Разделение частей костюма по потребностям владельца (хитон – нижняя, гиматий - верхняя)
Костюм эпохи архаики • Ранний дорический стиль характеризуется более тесными прилегающими формами.
• Классический гиматий
• Мирон. Дискобол. Около 450 г. до н. э. Мраморная римская копия с утраченного бронзового оригинала. Рим. Музей Терм.
• Мирон. Афина. Середина 5 в. до н. э. Мраморная римская копия с утраченного бронзового оригинала. Франкфурт.
• Ансамбль афинского Акрополя (реконструкция) • воздвигнут между 449 и 421 гг. до н. э
• Храм Ники Аптерос. Ансамбль афинского Акрополя.
• Иктин и Калликрат. Парфенон. 447— 432 гг. до н. э. Вид с северозапада.
• Эрехтейон
• Эрехтейон. Портик с кореатидами
• Фидий и его ученики. Коры с восточного фронтона Парфенона. Мрамор. Лондон. Британский музей.
• Фидий и его ученики. Мойры с восточного фронтона Парфенона. Мрамор. Лондон. Британский музей.
• Фидий и его ученики. Девушки. Фрагмент фриза Парфенона. Мрамор. Париж. Лувр.
• Поликлет. Дорифор. Около 440 г. до н. э. Мраморная римская копия с утраченного бронзового оригинала. Неаполь. Национальный музей. Фотография сделана с бронзированного слепка в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва).
• Скопас. Менада. Середина 4 в. до н. э. Уменьшенная мраморная римская копия с утраченного оригидала. Дрезден. Альбертинум.
• Пракситель. Артемида из Габий. Около 340— 330 гг. до н. э. Мраморная римская копия с утраченного оригинала. Париж. Лувр.
• Леохар. Аполлон Бельведерский. Около 340 г. до н. э. Мраморная римская копия с утраченного бронзового оригинала. Рим. Ватикан.
Классический греческий костюм • Орнаменты: «пальметты» , «бусы» , «меандр» , «набегающая волна» , «ионики» .
• Хитон - это прямоугольный кусок ткани, сложенный пополам, так что линия сгиба ткани проходит вдоль левого бока туловища, зашитый соответственно с правой стороны. Костюм дополнялся прорезью для головы и поясом. Хитон скалывали, закрепляя на плечах одной или двумя пряжками-аграфами. Хитон внизу обязательно подшивался.
• Формы построение ионического костюма
Виды складок • Трубчатые – в нижний части хитона • Лучеобразные – верх хитона • Каскадные – вдоль открытого края ткани Костюм динамичный – так как при движении складки меняют свое положение, глубину, направление
экзомис – это (от экзо снаружи, omos — плечо) в Древней Греции — короткий хитон из грубой ткани, заложенный складками на левом плече, который носили рабы и крестьяне.
• Фигура возничего в хитоне
• Гиматий - это драпированный шерстяной плащ, он представлял собой прямоугольный кусок ткани большого размера до 4 м, который укладывался на теле различными способами и нередко носился без нижней одежды. Гиматий обвивал фигуру с головой, покрывая спину и левое плечо, словно накидка. Главным для такого вида одежды оставалось правило - складки должны красиво лежать одна возле другой.
• Хламида - короткий легкий плащ овальной или прямоугольной формы, застегивающийся на шее пряжкой и свободно спускающийся на плечи и спину. • Хламида - это одежда юношей, всадников и спартанских граждан, наброшенная на левое плечо и часто надеваемая на обнаженное тело.
Украшения • Фибула (лат. fibula, скоба) — металлическая застёжка для одежды, одновременно служащая украшением. Фибулы разнообразны по форме и совершенствовались, хотя общий их тип сохранился почти неизменным.
Головные уборы • Головными уборами греки пользовались редко. Рабы головных уборов не носили никогда. • Петас — низкая шляпа с широкими круглыми или четырёхугольными полями, которая удерживалась на Петас голове при помощи ремешка, завязанного подбородком. Использовали для работы, носили торговцы, которым приходилось подолгу находиться в разъездах. (Гермес)
• Пилос - войлочный колпак Пилос
• Венки – занимали особое место. Они обозначали сан, Венки заслуги, свидетельствовали о положении в обществе, являлись знаком уважения и признания со стороны сограждан. • Победителей Олимпийских игр награждали венками из ветвей священной оливы, перевязанными белой шерстяной оливы лентой • Кто одержал победу в Истмийских играх, посвящённых Посейдону - венками из сосновых веток или из свежего сельдерея. • Выдающихся ораторов, поэтов, драматургов и актёров увенчивали ветками из лавра — дерева, посвящённого лавра Аполлону, покровителю всяческих искусств (отсюда слово «лауреат» ). • Митровый венок надевали те, кто выступал в Народном собрании, в знак того, что они выполняют свой гражданский долг и их личность неприкосновенна. • Венок из золотых дубовых или лавровых листьев служил символом царской власти (такой венок был найден в гробнице царя Филиппа II, отца Александра Македонского).
• Венки
Обувь • Иподиматы — сандалии, состоящие из подошвы (кожаной или деревянной) и нескольких ремней, с помощью которых подошва привязывалась к ноге. • Крепиды – это сандалии к подошве которых пришивали небольшие бортики. Они держались на ноге при помощи ремней, которые продевались в отверстия, проделанные в бортиках, и крест-накрест охватывали ступню до щиколотки. • Котурны — сандалии, которые обували актеры, на очень высокой подошве, чтобы зрительно увеличивался их рост и делали поступь более величавой, как то и подобало персонажам трагедий. • Персикаи – полусапоги, которые делались из мягкой кожи а • Эндромиды - высокие кожаные или войлочные сапоги, закрывающие ногу сзади, а спереди стянутые сложной шнуровкой. Пальцы ног при этом оставались открытыми.
• Эндромиды
• Крепиды – это сандалии к подошве которых пришивали небольшие бортики. Они держались на ноге при помощи ремней, которые продевались в отверстия, проделанные в бортиках, и крест-накрест охватывали ступню до щиколотки. • Котурны — сандалии, которые обували актеры, на очень высокой подошве, чтобы зрительно увеличивался их рост и делали поступь более величавой, как то и подобало персонажам трагедий.
Женский классический греческий костюм
• Хитон – прямоугольный кусок ткани, сложенный по вертикали вдоль левого бока, скрепленный на плечах фибулами, подпоясанный ремешком с напуском (колпосом) и умело заложенный вертикальными складками.
• Варианты хитона
• Гиматий
• Пеплос (пеплум). Делался из прямоугольного куска ткани около 3 м. Часть ткани отгибали и драпировали на фигуре, начиная с поперечной линии сгиба. Длина пеплоса регулировалась напуском над поясом – колпосом. Кромки ткани пеплоса отделывались каймой. Пеплос носили спартанки.
• Диплодий – верхняя часть хитона, отгибаемая до талии. Образует основные декоративные драпировки одежды. Украшался вышивкой
Головные уборы Женщины набрасывали на голову шарф калиптру, либо покрывало фарос
• Платок был обязателен для замужних женщин. Его не носили гетеры и незамужние девушки. Он представлял собой прямоугольный кусок ткани различной величины наброшенный на голову так, что два конца свисали сзади, а два передних могли быть как опущенными вниз, так и подобраны назад как у косынки. Обязательно закреплялся дополнительной тесемкой или металлической диадемой-обручем. • В жаркие летние дни, чтобы уберечь лицо от загара, поверх головного покрывала укрепляли ярко раскрашенную круглую плоскую соломенную шляпку — фолию. Отправляясь в путь, женщины, как и мужчины, надевали петас — низкую шляпу с широкими круглыми или четырёхугольными полями, которая удерживалась на голове при помощи ремешка, завязанного подбородком.
Прически • Наиболее популярными были прически «греческий узел» и прически, на основе греческого узла – «лампадион» , т. е. пламя и «каримбос» - узел расположенный очень низко, почти на шее.
Украшения
Основной принцип костюма: • • «Прекрасное без суеты» «Прекрасное без изнеженности» «Союз пользы блага и эстетической красоты» «Все в меру»