Скачать презентацию КОСТЮМ ДРЕВНЕГО РИМА ПЕРИОДЫ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО РИМА Скачать презентацию КОСТЮМ ДРЕВНЕГО РИМА ПЕРИОДЫ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО РИМА

костюм Рима.pptx

  • Количество слайдов: 20

КОСТЮМ ДРЕВНЕГО РИМА КОСТЮМ ДРЕВНЕГО РИМА

ПЕРИОДЫ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО РИМА Военизированный характер римского рабовладельческого государства в течение нескольких веков превратил ПЕРИОДЫ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО РИМА Военизированный характер римского рабовладельческого государства в течение нескольких веков превратил небольшой город-государство Рим в могущественную мировую державу, под властью которой находилась территория современной Европы, Малой Азии, Египта. Римское искусство условно делят на искусство периода Республики (IV— I вв. до н. э. ) и искусство периода Империи (I— V вв. н. э. ). В период Республики Рим завоевал Грецию (II в. до н. э. ), и с этого времени культура и искусство римлян испытывают большое влияние культуры и искусства Греции.

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОСТЮМА ДРЕВНЕГО РИМА В ранние периоды Республики преобладала драпирующаяся одежда, которая подчеркивала ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОСТЮМА ДРЕВНЕГО РИМА В ранние периоды Республики преобладала драпирующаяся одежда, которая подчеркивала естественную красоту человеческой фигуры, частично обнажала ее. Костюм римлян изменялся в прямо противоположном направлении от греческого костюма: от простой, непритязательной формы к претенциозной избыточности и помпезному великолепию.

ТКАНИ Сырьё готовилось очень тщательно. Ткани были мягкими и удобными, удивительно высокого качества. Самым ТКАНИ Сырьё готовилось очень тщательно. Ткани были мягкими и удобными, удивительно высокого качества. Самым распространенным материалом была шерсть. (очень тонкие и мягкие, и также плотные, ворсистые. ) Льняные ткани - преимущественно для нижней одежды, которую надевали непосредственно на тело. Уже в I в н. э. в Риме был известен и шелк. Сначала это были легкие, тонкие шелковые и полушелковые ткани, в том числе и полупрозрачные. Далее стали преобладать все более плотные, тяжелые ткани, такие как парча, что привело к изменению кроя одежды с драпированной на накладную.

ДЕКОР ТКАНИ КОСТЮМА ДРЕВНЕГО РИМА В период республики и ранней Римской империи преобладала одежда ДЕКОР ТКАНИ КОСТЮМА ДРЕВНЕГО РИМА В период республики и ранней Римской империи преобладала одежда из гладких одноцветных тканей без узоров, украшений лишь каймовыми полосами преимущественно темно-вишневого, пурпурного и синего цветов. Позже, разноцветные полосы и различной формы нашивки появились во многих деталях костюмов (на воротнике, рукавах, груди, на плечах, внизу на уровне коленей). Размер этих нашивок 15 -20 см. Узорчатые ткани широко распространились лишь в костюмах поздней Римской империи, то есть начиная с III в. н. э. До той поры их использовали только в особых случаях, а именно - для одежды триумфаторов и императоров. Поздние римские узорчатые ткани имели большой сплошной рисунок из геометрических фигур (круги, квадраты, ромбы) с вписанными в них растительными мотивами (розетки, четырехлистники, плетения плюща), однако очень стилизованными, намного условнее, чем в древнегреческом орнаменте. Узоры на тканях были сотканы или выщиты двумя-тремя цветами так, что создавали цветную многокрасочность античной одежды, и вместе с тем обременяли ткань, делали ее излишне пышной. Это великолепие еще больше усиливалось золотым декором.

ЦВЕТ В КОСТЮМЕ ДРЕВНЕГО РИМА БЕЛЫЙ - основной цвет древнеримской одежды в ранний период, ЦВЕТ В КОСТЮМЕ ДРЕВНЕГО РИМА БЕЛЫЙ - основной цвет древнеримской одежды в ранний период, который показывал привилегию полноправных римских граждан. Белый цвет частично сохранил свое значение и позже как цвет парадной одежды (при совершении жертвоприношения и религиозных обрядов). Неполноправные граждане носить белую одежду не имели права(коричневые, желто бурые и серые тона). ЧЕРНЫЙ, ТЁМНЫЙ КОРИЧНЕВЫЙ – цвет рабов. Начиная с II ст. до н. э наряду c белой, широко носили одежду и других цветов. Особенно разнообразными были цвета женских костюмов, тогда как мужские имели только красные, фиолетовые и коричневые тона. ПУРПУРНЫЙ - Одежду, окрашенную в высшие сорта пурпура, со времен Флавия категорически запрещалось носить даже придворным - пурпур стал исключительно императорским цветом.

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ МУЖЧИНЫ ДРЕВНЕГО РИМА Древние римляне предстают перед нами суровыми, физически сильными, развитыми, ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ МУЖЧИНЫ ДРЕВНЕГО РИМА Древние римляне предстают перед нами суровыми, физически сильными, развитыми, выносливыми людьми. Не греческий культ прекрасного атлетического тела, гармонии пропорций, а суровость и мужество воина, приспособленность к любым условиям, строгость и простота— таковы основные черты идеала, сформировавшегося на ранних стадиях римского государства. Внешние облики гречанок и римлянок во многом сходны.

МУЖСКОЙ КОСТЮМ Туника и тога— основа древнеримского мужского костюма, хотя и отличались по своему МУЖСКОЙ КОСТЮМ Туника и тога— основа древнеримского мужского костюма, хотя и отличались по своему художественному и конструктивному решению от греческого хитона и гиматия, однако имели много общих черт. Тога — одежда этрусского происхождения, в буквальном переводе означает «покрытие» . Представляла собой кусок материала, как правило, из белой шерсти, который носили как плащ. Ни рабы, ни чужеземцы, ни ссыльные не имели права носить тогу. Тога вначале была более легкой формой плаща, но со временем уподобилась длинному и тяжелому гиматию. Поздняя тога, с истинно римским расположением складок и обилием ткани, выглядит намного величественнее своего прототипа — гиматия. Она представляет собой огромный кусок ткани (3, 5 x 5 м. ) в форме эллипса или половины эллипса, который. Обертывается вокруг тела гораздо более сложным способом, чем гиматий.

МУЖСКАЯ ВЕРХНЯЯ ОДЕЖДА: ПЕНУЛА, САГУМ Для замены в качестве безусловно необходимой верхней одежды римляне МУЖСКАЯ ВЕРХНЯЯ ОДЕЖДА: ПЕНУЛА, САГУМ Для замены в качестве безусловно необходимой верхней одежды римляне использовали пенулу (paenula) — закрытый со всех сторон теплый плащ из плотного кастора, с вырезом для головы посередине, закрывавший корпус начиная от плеч, часто с капюшоном. Позже этот плащ стали застегивать на правом плече, как греческую хламиду. Подобный, но более короткий плащ — сагум (sagum) носили солдаты. По своему происхождению это был галльский плащ для верховой езды.

МУЖСКАЯ ОДЕЖДА: ТУНИКА Ту же роль, что в Греции хитон, в Риме начинает играть МУЖСКАЯ ОДЕЖДА: ТУНИКА Ту же роль, что в Греции хитон, в Риме начинает играть туника (лат. tunica). Ее чаще всего носили как домашнее платье без каких бы то ни было добавлений. Разница между туникой и хитоном заключалась в том, что хитон состоял из одного куска ткани и наматывался на тело, туника же (как разновидность длинной блузы) надевалась через голову. Поначалу она была без рукавов, с прорезями для рук (рукава до локтя появились позже), заканчивалась ниже колен и подпоясывалась на бедрах. Туника имела прямоугольный покрой. По груди и спине шли пурпурные полосы — по одной или по две (они могли обозначать, например, ранг сенатора). Основным цветом был белый (tunica pura — «чистая» ), материалом служила шерсть. Позже мужчины начали носить тунику, доходившую до пят, а по мере увеличения материального достатка стали надевать даже несколько туник сразу — одну на другую.

ОДЕЖДА ВОИНОВ Штаны первоначально не были известны римлянам. Но легионеры, которые несли службу в ОДЕЖДА ВОИНОВ Штаны первоначально не были известны римлянам. Но легионеры, которые несли службу в «варварских» землях на севере и западе, принесли оттуда, кроме упомянутого выше галльского плаща (sagum) с капюшоном (cucullus), также и штаны (braccae), эту «самую неримскую одежду» , которая появилась в Европе в древнейший период существования индоевропейцев, но только много столетий спустя смогла перешагнуть через Альпы. До этого римляне носили обмотки. У германцев они также заимствовали широкие штаны, доходящие до щиколоток. На памятниках эпохи империи римские легионеры всегда изображаются в чулках, доходящих до икр; поверх них надета обувь, сплетенная из ремней, которая закрывает пятку и подошву (кроме пальцев) и заканчивается немного выше щиколотки.

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ РИМСКОЙ ЖЕНЩИНЫ Римские матроны пользовались большими правами и уважением в обществе, чем ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ РИМСКОЙ ЖЕНЩИНЫ Римские матроны пользовались большими правами и уважением в обществе, чем женщины в Древней Греции. В идеале римлянки воплотились величественность, медлительность и определенная статичность. Прекрасной считалась фигура с округлой линией плеч, широкими бедрами и плоской грудью. Идеальным колоритом внешности римлян считался светлый, особенно после того, как в Риме появились белокурые рабы — германцы. Волосы окрашивали в светлые золотистые тона или носили парики такого цвета. Культ величия!

ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ НИЖНЯЯ ОДЕЖДА: Римлянки так же носили тунику, но всегда более широкую и ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ НИЖНЯЯ ОДЕЖДА: Римлянки так же носили тунику, но всегда более широкую и длиною до пят. Первое время туника служила им простым домашним платьем, но с ростом благосостояния стала играть более скромную роль рубахи (нижняя туника из тонкого полотна), а ее место заняла другая разновидность туники — стола (stola — лат. богатая), со складками, длинным шлейфом, с поясом или без него, выглядевшая очень внушительно. Она могла быть с рукавами (большей или меньшей длины) или вовсе без них; рукава были открытыми по всей длине и в двух или трех местах от локтя до плеча скреплялись застежками (аграфами). По краям стола почти всегда окаймлялась цветной вышивкой.

ЖЕНСКАЯ ВЕНХНЯЯ ОДЕЖДА: ПАЛЛА Соответствовала мужской тоге, а позже пенуле верхняя одежда римлянок — ЖЕНСКАЯ ВЕНХНЯЯ ОДЕЖДА: ПАЛЛА Соответствовала мужской тоге, а позже пенуле верхняя одежда римлянок — палла, или женская тога, была не столь массивной и тяжелой и могла надеваться разными способами. Это четырехугольный плат: иногда сложенный вдвое, который мог покрывать оба плеча, как гиматий, либо скрепляться застежкой на одном или обоих плечах, либо набрасываться на голову и окутывать всю фигуру. Материал - довольно тонкая" шерсть — пурпурная разных оттенков, цвета гелиотропа, мальвы (бледно-лиловая) или желтая. У римлянок было также особое тонкое покрывало, иногда совсем прозрачное.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЖЕНСКОГО КОСТЮМА Немаловажное значение для восприятия форм тела и соответствующей стилизации одежды ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЖЕНСКОГО КОСТЮМА Немаловажное значение для восприятия форм тела и соответствующей стилизации одежды имели некоторые интимные принадлежности женского туалета. Как у гречанок, так и у римлянок к ним относились повязка из мягкой кожи, которая надевалась на голое тело и поддерживала грудь снизу, и нагрудная повязка, носимая поверх нижней туники.

МУЖСКИЕ ПРИЧЕСКИ Римские мужчины мало заботились о своей прическе, и у них никогда не МУЖСКИЕ ПРИЧЕСКИ Римские мужчины мало заботились о своей прическе, и у них никогда не бывало таких роскошно завитых кудрей, как у греков. В ранний период они носили окладистую бороду умеренной длины; с III в. до н. э. вошло в обычай брить бороду в многочисленных греческих цирюльнях. Только при императоре Адриане снова появляются короткие окладистые бороды

ЖЕНСКИЕ ПРИЧЕСКИ Прическа римлянок первоначально была довольно скромной. Но во времена империи появляются все ЖЕНСКИЕ ПРИЧЕСКИ Прическа римлянок первоначально была довольно скромной. Но во времена империи появляются все более пышные и сложные сооружения, для создания которых требовалась помощь нескольких рабынь. Широко используются гребни и щетки, шпильки, щипцы для завивки волос, всевозможные зеркала, косметика, краски для волос и т. п. Во время войн с германцами были в моде золотистые волосы, как у германских женщин, и римлянки либо носили парики, либо красили обесцвечивали собственные волосы. Существовало множество разновидностей римских женских причесок — от простого, так называемого «греческого узла» с прямым пробором до диадемы с волосами, высоко поднятыми надо лбом. Прическу, кроме того, обильно уснащали шпильками (иногда с фигурками), диадемами, жемчугом и камнями.

ОБУВЬ Римляне значительно усовершенствовали обувь по сравнению с греческой. Ко времени упадка Римской империи ОБУВЬ Римляне значительно усовершенствовали обувь по сравнению с греческой. Ко времени упадка Римской империи искусство декорирования обуви чрезвычайно выросло, украшались они жемчугом, бисером, серебром, драгоценными камнями, что отвечало общему духу роскоши, царившей в империи (рис. 6), и не было во всех случаях эстетически целесообразным. Римские женщины носили туфли в виде перчаток, одевавшихся на каждый палец. Существовал даже кодекс для правильного их надевания. Помимо этого, обувь в Риме служила символом различия служебного положения. Римляне имели специальную обувь для того, чтобы идти в сенат (Calcei mutare). Сенаторские Calcei были черного цвета, патрицианские – из красной кожи черным ремнем, снабжённые серебряной пряжкой. Даже философы имели свою особую обувь (bracceae). Плебеи в Риме носили либо самые простые сандалии без украшений (перонки), либо ходили без обуви.